Программа социализации обучающихся "Наш проект"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими харатеристиками м навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей, анализировать результаты своей работы. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытываю трудв адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдение за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые способствовали развитию ребенка, его социализации. Кроме того, программа обладает большим воспитательным потенциалом: реализует цели духовно-нравственного и патриотического воспитания, которое является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii_nash_proekt.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №17
ПРОГРАММА
социализации
обучающихся 5А класса
«Наш проект»
Автор
Учитель русского языка
и литературы
Тишкевич С.Е.
Смоленск 2014 г
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность. Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Актуальность программы.
Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей, анализировать результаты своей работы. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.
Кроме того, программа обладает большим воспитательным потенциалом: реализует цели духовно-нравственного и патриотического воспитания, которое является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности. Коллективная и групповая работа, предусмотренная данной программой факультатива, способствует формированию организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений и навыков.
Цель программы - создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения школьника, создание психолого-педагогических условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству, в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся посредством литературы как предмета .
Задачи:
- Познакомить с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта, формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия, опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности, навыка самоопределения, реализации собственного проекта.
- Формировать положительную мотивацию в процессе обучения русскому языку и литературе в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.
- Способствовать совершенствованию читательской культуры учащихся, формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, выявлять авторскую позицию в нем.
- Развивать речь и творческие способности учащихся.
- Воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству, ценностное отношение к его истории и культуре.
Данная программа с помощью проектных технологий помогает решать задачи, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической и воспитательной функциями литературы. Она направлена на воспитание гражданина-патриота. Отбор произведений подчинен этим задачам. Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться на детальном осмыслении содержания и выявлении художественного своеобразия текста.
Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; потребность в самовыражении через слово; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу и для чего» (цели и мотивы), «что я могу» (возможности), «что я смог» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ ,выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (всего - 34 учебных часа).
Содержание программы
Программа состоит из четырех разделов:
- Теоретическая часть. Работа над проектом и его представление. (7ч.)
Каким бывает проект? Определение темы и цели работы. Формулирование и отбор полезных гипотез. Интернет как источник информации. Работа с литературными источниками. Анализ и систематизации материала. Оформление и представление творческого проекта. Самооценка и самоанализ.
- Уроки, посвященные страницам о Великой Отечественной войне. Осмысление подвига и трагедии народа. (10ч.)
Виртуальное путешествие по городам-героям. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны. Устный журнал «В нашей семье помнят…». Трагедия военного детства в литературе. Богомолов В.О. «Иван». Катаев В. «Сын полка». Воронкова Л. «Девочка из города». Яковлев Ю.Я. «Девочки с Васильевского острова». Лиханов А.А. «Крутые горы». Надеждина Н. «Партизанка Лара».
- Практическая часть. Наши проекты. (14ч.)
Мозговой штурм. Это наш проект. Выбор вида творческой деятельности. Работа над проектами. Защита проектов.
- Рефлексия. Подведение итогов. (3ч.)
В программе реализуются следующие виды учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Основными формами организации занятий являются: беседа, экскурсия, викторина, урок-путешествие, устный журнал, творческая мастерская, презентация, дискуссия, практическая самостоятельная работа, ролевая игра, монтаж, круглый стол, выставка книг и рисунков. Используются следующие виды заданий и упражнений: задания проблемного характера на сопоставление различных видов источников (художественных, исторических), сопоставление героев, сравнение произведений различных видов искусства, чтение с остановками и т.п.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Дата |
Теоретическая часть. Работа над проектом и его представление. | ||
Каким бывает творческий проект? | ||
Определение темы и цели работы. Формулирование и отбор полезных гипотез. | ||
Интернет как источник информации. Работа с литературными источниками. | ||
Анализ и систематизации материала. | ||
Оформление творческого проекта. | ||
Представление творческого проекта. | ||
Рефлексия. Обсуждение результатов. | ||
Уроки, посвященные страницам о Великой Отечественной войне. | ||
Виртуальное путешествие по городам-героям. | ||
Виртуальное путешествие по городам-героям. | ||
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны. | ||
«В нашей семье помнят…». Устный журнал. | ||
Библиотечный урок «Трагедия военного детства в литературе». Круглый стол. | ||
Богомолов В.О. «Иван». Урок-монтаж. | ||
Катаев В. «Сын полка». Устный журнал. | ||
Воронкова Л. «Девочка из города». Творческая мастерская. Ведение дневниковых записей. | ||
Яковлев Ю.Я. «Девочки с Васильевского острова». Чтение с остановками. | ||
Лиханов А.А. «Крутые горы». Урок-моделирование. | ||
Надеждина Н. «Партизанка Лара». Урок- интервью. | ||
Практическая часть. Наши проекты. | ||
Мозговой штурм. Это наш проект. Выбор вида творческой деятельности. | ||
Работа над проектом. Определение темы и цели работы. Формулирование и отбор полезных гипотез. | ||
Работа над проектом. Работа с источниками. | ||
Работа над проектом. Работа с источниками. | ||
Работа над проектом. Анализ и систематизации материала. | ||
Работа над проектом. Анализ и систематизации материала. | ||
Работа над проектом. Оформление творческого проекта. | ||
Работа над проектом. Оформление творческого проекта. | ||
Защита проекта. Альбом «Военное детство». | ||
Защита проекта. Сценарий о войне. Создание видеофильма. | ||
Защита проекта. Виртуальная экскурсия «По боевым местам» | ||
Защита проекта. Электронная книга памяти «В нашей семье помнят…» | ||
Защита проекта. Литературная викторина «Образы детей на страницах произведений о войне» | ||
Рефлексия. Обсуждение результатов. | ||
Рефлексия. Обсуждение результатов. | ||
Рефлексия. Обсуждение результатов. | ||
Подведение итогов. |
Литература
1. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе.- М., 1996.
2. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя - Просвещение, 1991.
3. Поиск новых путей: Из опыта работы/ Сост. С.Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.
4. Челишева И.Л. Метод проектов как мотивация учебной деятельности и способ формирования творческой личности учащихся // Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2009.- № 3. – С. 36 – 39
5. Борисенко Н. Б. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся //Литература в школе» - 2002 -№7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних из неблагополучных и социально-незащищенных семей....
Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)
Правовая социализация, профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...
Программа социализации школьников
В работе приводится перечень мероприятий по социализации школьников с первого до одиннадцатого класса....
Программа социализации воспитанников посредством ручного труда "Мастерилка"
Программа разработана для детей младшего школьного возраста, расчитана на 3 месяца....
Ткачева Г.А. Проектирование программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования с использованием сетевых проектов
Позитивный опыт работы школы №519 Московского района Санкт-Петербурга в течение десяти лет в статусе школы-лаборатории и экспериментальной площадки по направлению воспитательной работы позволили ей ст...
ПРОГРАММА реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся через проектную деятельность в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Аннотация: данное портфолио собрано на основе материалов работы научного общества школьников «Интеллект – точка роста» МБОУ СОШ№2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Сою...
Программа социализации обучающихся «Я счастлив жить в России» (на основе программы школы)
Социализация обучающихся обеспечивается в ходе реализации программы «Я счастлив жить в России»...