Программа социализации обучающихся "Наш проект"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими харатеристиками м навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей, анализировать результаты своей работы. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытываю трудв адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдение за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые способствовали развитию ребенка, его социализации. Кроме того, программа обладает большим воспитательным потенциалом: реализует цели духовно-нравственного и патриотического воспитания, которое является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsializatsii_nash_proekt.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №17

ПРОГРАММА

социализации

обучающихся 5А класса

«Наш проект»

Автор

Учитель русского языка

и литературы

Тишкевич С.Е.

Смоленск  2014 г

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность. Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Актуальность программы.

Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей, анализировать результаты своей работы. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.

Кроме того, программа обладает большим воспитательным потенциалом: реализует цели духовно-нравственного и патриотического воспитания, которое является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности. Коллективная и групповая работа, предусмотренная данной программой факультатива, способствует формированию организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений и навыков.

Цель программы -  создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения школьника, создание психолого-педагогических условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству, в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся посредством литературы как предмета .

Задачи:

  1. Познакомить с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта, формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия, опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности, навыка самоопределения, реализации собственного проекта.
  2. Формировать положительную мотивацию в процессе обучения русскому языку и литературе в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.
  3. Способствовать совершенствованию читательской культуры учащихся, формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, выявлять авторскую позицию в нем.
  4. Развивать речь и творческие способности учащихся.
  5. Воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству, ценностное отношение к его истории и культуре.

Данная программа с помощью проектных технологий помогает решать задачи, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической и воспитательной функциями литературы.  Она направлена на воспитание гражданина-патриота. Отбор произведений подчинен этим задачам. Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой природе это рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться на детальном осмыслении содержания и выявлении художественного своеобразия текста.

Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; потребность в самовыражении через слово; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу и для чего» (цели и мотивы), «что я могу» (возможности), «что я смог» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература,  средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;   в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ ,выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (всего - 34 учебных часа).

Содержание программы

Программа состоит из четырех разделов:

  1. Теоретическая часть. Работа над проектом и его представление. (7ч.)

Каким бывает проект? Определение темы и цели работы. Формулирование и отбор полезных гипотез. Интернет как источник информации. Работа с литературными источниками. Анализ и систематизации материала. Оформление и представление творческого проекта.  Самооценка и самоанализ.

  1. Уроки, посвященные страницам о Великой Отечественной войне. Осмысление подвига и трагедии народа. (10ч.)

Виртуальное путешествие по городам-героям. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны. Устный журнал «В нашей семье помнят…».  Трагедия военного детства в литературе. Богомолов В.О. «Иван». Катаев В. «Сын полка». Воронкова Л. «Девочка из города». Яковлев Ю.Я. «Девочки с Васильевского острова». Лиханов А.А. «Крутые горы». Надеждина Н. «Партизанка Лара».

  1. Практическая  часть. Наши проекты. (14ч.)

Мозговой штурм. Это наш проект. Выбор вида творческой деятельности. Работа над проектами. Защита проектов.

  1. Рефлексия. Подведение итогов. (3ч.)

В программе реализуются следующие виды учебной деятельности:

     - рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

     - репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими  лексико - стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

     - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

     - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

     - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Основными формами организации занятий являются: беседа, экскурсия, викторина, урок-путешествие, устный журнал,   творческая мастерская, презентация, дискуссия, практическая самостоятельная работа, ролевая игра, монтаж, круглый стол, выставка книг и рисунков. Используются следующие виды заданий и упражнений: задания проблемного характера на сопоставление различных видов источников (художественных, исторических), сопоставление героев, сравнение произведений различных видов искусства, чтение с остановками и т.п.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема занятия

Дата

Теоретическая часть. Работа над проектом и его представление.

Каким бывает творческий проект?

Определение темы и цели работы. Формулирование и отбор полезных гипотез.

Интернет как источник информации. Работа с литературными источниками.

Анализ и систематизации материала.

Оформление творческого проекта.

Представление творческого проекта.

Рефлексия. Обсуждение результатов.

Уроки, посвященные страницам о Великой Отечественной войне.

Виртуальное путешествие по городам-героям.

Виртуальное путешествие по городам-героям.

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны.

«В нашей семье помнят…». Устный журнал.

Библиотечный урок «Трагедия военного детства в литературе». Круглый стол.

Богомолов В.О. «Иван». Урок-монтаж.

Катаев В. «Сын полка». Устный журнал.

Воронкова Л. «Девочка из города». Творческая мастерская. Ведение дневниковых записей.

Яковлев Ю.Я. «Девочки с Васильевского острова». Чтение с остановками.

Лиханов А.А. «Крутые горы». Урок-моделирование.

Надеждина Н. «Партизанка Лара». Урок- интервью.

Практическая  часть. Наши проекты.

Мозговой штурм. Это наш проект. Выбор вида творческой деятельности.

Работа над проектом. Определение темы и цели работы. Формулирование и отбор полезных гипотез.

Работа над проектом. Работа с источниками.

Работа над проектом. Работа с источниками.

Работа над проектом. Анализ и систематизации материала.  

Работа над проектом. Анализ и систематизации материала.

Работа над проектом. Оформление творческого проекта.

Работа над проектом. Оформление творческого проекта.

Защита проекта. Альбом «Военное детство».

Защита проекта. Сценарий о войне. Создание видеофильма.

Защита проекта. Виртуальная экскурсия «По боевым местам»

Защита проекта. Электронная книга памяти «В нашей семье помнят…»

Защита проекта. Литературная викторина «Образы детей на страницах произведений о войне»

Рефлексия. Обсуждение результатов.

Рефлексия. Обсуждение результатов.

Рефлексия. Обсуждение результатов.

Подведение итогов.

Литература

1. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе.- М., 1996.

2. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя - Просвещение, 1991.

3. Поиск новых путей: Из опыта работы/ Сост. С.Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.

4. Челишева И.Л. Метод проектов как мотивация учебной деятельности и способ формирования творческой личности учащихся // Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2009.- № 3. – С. 36 – 39

5.  Борисенко Н. Б. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся //Литература в школе» - 2002 -№7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей....

Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)

Правовая социализация,  профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...

Программа социализации школьников

В работе приводится перечень мероприятий по социализации школьников с первого до одиннадцатого класса....

Программа социализации воспитанников посредством ручного труда "Мастерилка"

Программа разработана для детей младшего школьного возраста, расчитана на 3 месяца....

Ткачева Г.А. Проектирование программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования с использованием сетевых проектов

Позитивный опыт работы школы №519 Московского района Санкт-Петербурга в течение десяти лет в статусе школы-лаборатории и экспериментальной площадки по направлению воспитательной работы позволили ей ст...

ПРОГРАММА реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся через проектную деятельность в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

Аннотация: данное портфолио собрано на основе материалов работы научного общества школьников «Интеллект – точка роста» МБОУ СОШ№2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Сою...

Программа социализации обучающихся «Я счастлив жить в России» (на основе программы школы)

Социализация обучающихся обеспечивается в ходе реализации программы «Я счастлив жить в России»...