Программа социализации обучающихся "Удивительный мир вокруг тебя"
рабочая программа (5, 6 класс)
Программа социализации обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii_obuchayushchihsya_udivitelnyy_mir_vokrug_tebya.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе по социализации обучающихся 5-6 класса по литературе «Удивительный мир вокруг тебя» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897); основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Глубокинской школы по ФГОС, федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (утверждён 29 декабря 2012 года №273-ФЗ); СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; учебному плану МБОУ Глубокинской школы. Программа строится с учётом содержания пособий «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996 и «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Актуальность разработки Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования по литературе (5- 6 класс) обусловлена тем, что после перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и личностного развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладываться в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов. Кроме того, отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, способности противостоять негативным явлениям социальной среды, неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения, недостаточное уважение к самобытной культуре своего народа отрицательно влияет на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку, в целом приводит к низкой общей культуре подрастающего поколения. Формирование нравственного должно быть основано на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностях, традиционных моральных нормах, отражённых в произведения русской и зарубежной литературы. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа должна обеспечить:
- усвоение обучающимися нравственных и культурных ценностей;
- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
- приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям;
- формирование у обучающихся способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;
- формирование у обучающихся мотивации к труду;
- осознание обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование готовности к выбору жизненной позиции на основе осознания собственных возможностей.
Цели
Цель реализации Программы– социализация обучающихся (усвоение нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно-значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию) посредством приобщения к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Задачи
1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.
3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.
4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основными идеями программы являются:
1.Идея развития:
- развитие обучающегося, его индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;
- развитие личности обучающихся.
2. Идея творчества:
- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству.
3. Идея сотрудничества:
- совместная деятельность детей и взрослых.
4. Идея толерантности:
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.
5. Идея социальной активности:
- формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию социально-значимой деятельности.
Программа «Мир вокруг тебя», построена на личностно-ориентированном, деятельностном обучении литературе учащихся, а именно на совместной учебно-познавательной, творческой, игровой деятельности.
Ценностные установки и ориентиры программы
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования по литературе (5-6 класс) построена на основе базовых национальных ценностей российского общества.
Система базовых национальных ценностей:
- Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
- Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Сроки и этапы реализации программы
Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (10-12 лет). Данная программа предполагает обучение на 2 года, по 34 часа в год, всего 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. На первом этапе обучения происходит расширение читательской компетенции, коммуникативного взаимодействия, вербального и невербального способов общения, начинает активно формироваться умение обучающихся в решении практических упражнений различного характера и уровня. На втором этапе формирования, углубления и развития способностей учащихся происходит создание условий для развития комплекса компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства.
Принципы формирования учебных групп
- развивающий и воспитывающий характер обучения (направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности, развитие общечеловеческих ценностей);
- научности содержания и методов учебного процесса;
-систематичности и последовательности;
-связи обучения с практикой;
-доступности обучения;
- максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
- насыщенности учебного материала заданиями открытого типа;
- поощрения результатов, которые содержат новые идеи.
Межпредметные связи
- русский язык;
- литература;
- история;
- живопись;
- иностранный язык
- музыка
Принципы отбора содержания образования и организации процесса его освоения обучающимися
Программой предусмотрено изучение основ литературы с позиции этических норм. Программа предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, их культурных и социальных потребностей.
При реализации программы используются следующие методы работы:
- Словесные - объяснение, лекция, опрос, сообщение, доклад, указание, поощрение;
- Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций, иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;
- Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение технологических упражнений, игровая деятельность, написание эссе, разработка презентаций, проектов;
- Метод проблемного изложения, исследовательский;
- Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Основными формами организации образовательной деятельности являются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется работа в малых группах.
Виды учебной деятельности
Используются: чтение, пересказ, анализ текста, лекциия, беседа, занятия-консультации, выполнение практических работ, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, конкурсов, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, тематические диспуты, дискуссии, круглые столы, написание статей, тезисов, рассказов, писем, сообщение, ролевые игры, турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов, проектов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газеты, плаката, защита рисунков, проектов, создание диафильма, работа с комиксом, развёрнутый письменный ответ на вопрос, создание вопроса, работа с афоризмом, просмотр фильма, слушание музыки.
Ожидаемые результаты программы:
- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью; - повышение активной жизненной позиции обучающихся; - осознание обучающимися своих возможностей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- адаптация детей к социуму;
- повышение уровня владения детьми ключевыми общепредметными и социальными компетенциями.
Способы диагностики (формы контроля)
С целью выявления уровня освоения программы предусмотрено проведение контрольных занятий: входного контроля для определения степени подготовленности детей, определения уровня имеющихся у них знаний, умений, навыков на начало обучения в форме собеседования. Используется метод наблюдения. Выходной контроль в виде письма- послания, эссе, анкеты «Обратная связь». Промежуточный контроль проводится в форме защиты проекта. Используются различные формы: тестовые задания, конкурсы, педагогическое наблюдение, технологические упражнения, коммуникативные игры, самостоятельная работа, творческая работа, написание эссе - виды продуктивной творческой деятельности как средство оценки уровня результативности работы обучающихся по программе «Вокруг тебя – мир…».
Содержание программы
№ | Тема | Теория | Практика | Виды учебной деятельности |
5 класс | ||||
1-2 | Вводное занятие «Вокруг тебя - Мир…». Входной контроль. | 1 | 1 | Беседа, рассказ, ответ на вопрос, знакомство с комиксом, чтение фрагмента произведения Анри Дюнана «Воспоминание о битве при Сольферино», работа со словом «храм», «лелеять», «картечь», «брань», эссе «Все мы братья!», «Достучаться до сердец». |
3-4 | Общее счастье. Из фольклора. | 1 | 1 | Лекция. Беседа о жанре сказки, рассказ, пересказ, ответ на вопрос, работа с афоризмом, письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Что бы просил у Общего Счастья ты?», «Что ты делаешь, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?» |
5-6 | Вовремя сказать «Нет!» Татьяна Александрова «Светофорчик». | 1 | 1 | Чтение с элементами драматизации, беседа, ответ на вопрос, письмо Светику, представление содержания сказки в виде комикса, интервью. |
Учебно-методические средства обучения
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение, 1987
- Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.
- «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996
- «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999Винокуров Г.О. Культура языка. – М., 1989, с.38.
- Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».- М.: Дрофа, 2007
- Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.
- Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведения русских писателей XVIII-XX вв.- М.: Дрофа, 2007
- Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.– М.: Просвещение, 1994.
- Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2007
Материально-техническое обеспечение: 1)Технические средства: компьютер; проектор; экран 2) Комплекты: видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц; программные иллюстрации 3) Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me (2000/XP); текстовый редактор MS Word; 4) Электронные пособия: Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2012, ООО «Физикон», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»
УМК "Вокруг тебя - Мир..." дополняют учебники основного курса литературы, согласованы с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе, решают за...
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....
Образовательная программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» для обучающихся 1-4 классов
Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа ...
Программа социализации обучающихся "Мир вокруг тебя"
Программа социализации обучающихся 5-6 класс...
Программа социализации "Мир вокруг тебя"
Программа социализации...
Программа социализации обучающихся "География вокруг нас"
Программа социализации обучающихся "География вокруг нас" строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, граждан...
Программа социализации обучающихся «Мир вокруг тебя».
Данная программа предполагает обучение на 2 года, 1 час в неделю, 34 часа в год, всего 68 часов....