Программа социализации обучающихся "Удивительный мир вокруг тебя"
рабочая программа (5, 6 класс)

Митич (Мудрякова) Елена Николаевна

Программа социализации обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе по социализации обучающихся  5-6 класса по литературе «Удивительный мир вокруг тебя» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897); основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Глубокинской школы по  ФГОС,  федеральному закону  «Об образовании в Российской Федерации» (утверждён 29 декабря 2012 года №273-ФЗ); СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; учебному  плану МБОУ Глубокинской школы. Программа строится с учётом содержания пособий «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК  «Наука», 1996  и  «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборонова идр. – М.:   Актуальность разработки Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования по литературе (5- 6 класс) обусловлена тем,  что после перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и личностного развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладываться в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов. Кроме того, отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, способности противостоять негативным явлениям социальной среды, неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения, недостаточное уважение к самобытной культуре своего народа  отрицательно влияет на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку, в целом приводит к низкой общей культуре подрастающего поколения. Формирование нравственного должно быть основано на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностях, традиционных моральных нормах, отражённых в произведения русской и зарубежной литературы. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа должна обеспечить:

  • усвоение обучающимися нравственных  и культурных ценностей;
  • формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм;
  • формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
  • приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям;
  • формирование у обучающихся способности противостоять негативным воздействиям социальной среды;
  • формирование у обучающихся мотивации к труду;
  • осознание обучающимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование готовности к выбору жизненной позиции на основе осознания собственных возможностей.

Цели

      Цель реализации Программы–  социализация обучающихся (усвоение нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно-значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию) посредством приобщения к  искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи

     1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.

   2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.

  3.  Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.

   4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основными идеями программы являются:

1.Идея развития:

- развитие обучающегося, его индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;

- развитие личности обучающихся.

2. Идея творчества:

- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству.

3. Идея сотрудничества:

- совместная деятельность детей и взрослых.

4. Идея толерантности:

- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии;

- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

5. Идея социальной активности:

- формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию социально-значимой деятельности.

Программа    «Мир вокруг тебя»,  построена на личностно-ориентированном, деятельностном обучении литературе учащихся, а именно на совместной учебно-познавательной, творческой, игровой деятельности.

Ценностные установки и ориентиры программы

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования по литературе (5-6 класс) построена на основе базовых национальных ценностей российского общества.

Система базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
  • Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Сроки и этапы реализации программы

Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (10-12 лет). Данная программа предполагает обучение на 2 года, по 34 часа в год, всего 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.  На первом этапе обучения  происходит   расширение читательской компетенции, коммуникативного взаимодействия, вербального и невербального способов общения, начинает активно формироваться умение обучающихся в решении практических упражнений  различного характера и уровня.    На втором этапе формирования, углубления и развития способностей учащихся происходит создание условий для развития комплекса   компетенций,   которые   рассматриваются,   как способности человека    реализовать    свои    замыслы    в    условиях многофакторного   информационного   коммуникационного   пространства.

Принципы формирования учебных групп

- развивающий и  воспитывающий характер обучения (направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности, развитие общечеловеческих ценностей);

- научности содержания и методов учебного процесса;

-систематичности и последовательности;

-связи обучения с практикой;

-доступности обучения;

 - максимального       разнообразия       предоставленных  возможностей для развития личности;

- индивидуализации и дифференциации обучения;

- создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;

-  насыщенности учебного материала заданиями открытого типа;

- поощрения результатов, которые содержат новые идеи.

     Межпредметные связи

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • живопись;
  • иностранный язык
  • музыка

 Принципы отбора содержания образования и организации процесса его освоения обучающимися

Программой предусмотрено изучение основ литературы с позиции этических норм. Программа предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, их культурных и социальных потребностей. 

При реализации программы используются следующие методы работы:

  • Словесные - объяснение, лекция, опрос, сообщение, доклад, указание, поощрение;
  • Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций, иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;
  • Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение технологических упражнений, игровая деятельность, написание эссе, разработка презентаций, проектов;
  • Метод проблемного изложения, исследовательский;
  • Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Основными формами организации образовательной деятельности являются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется работа в малых группах.

Виды учебной деятельности

Используются: чтение, пересказ, анализ текста, лекциия,  беседа, занятия-консультации, выполнение практических работ, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, конкурсов, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, тематические диспуты, дискуссии, круглые столы, написание статей, тезисов, рассказов, писем,  сообщение, ролевые игры, турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов, проектов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газеты, плаката, защита рисунков, проектов, создание диафильма, работа с комиксом, развёрнутый письменный ответ на вопрос, создание вопроса, работа с афоризмом, просмотр фильма, слушание музыки.

Ожидаемые результаты программы:

- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью;                                                                         - повышение активной жизненной позиции обучающихся;                                                                    - осознание обучающимися своих возможностей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности; 
 - адаптация детей к социуму; 
 - повышение уровня владения детьми ключевыми общепредметными и социальными компетенциями.

Способы диагностики (формы контроля)

   С целью выявления уровня освоения программы  предусмотрено проведение контрольных занятий: входного контроля для определения степени подготовленности детей, определения уровня имеющихся у них знаний, умений, навыков на начало обучения в форме собеседования. Используется метод наблюдения. Выходной контроль в виде письма- послания, эссе, анкеты «Обратная связь». Промежуточный контроль проводится в форме защиты проекта. Используются различные формы: тестовые задания, конкурсы, педагогическое наблюдение, технологические упражнения, коммуникативные игры, самостоятельная работа, творческая работа, написание эссе - виды продуктивной творческой деятельности как средство оценки уровня результативности работы обучающихся по программе «Вокруг тебя – мир…».

Содержание программы

Тема

Теория

Практика

Виды учебной деятельности

5 класс

1-2

Вводное занятие «Вокруг тебя - Мир…». Входной контроль.

1

1

Беседа, рассказ, ответ на вопрос, знакомство с комиксом, чтение фрагмента произведения Анри Дюнана «Воспоминание о битве  при Сольферино», работа со словом «храм», «лелеять», «картечь», «брань», эссе  «Все мы братья!», «Достучаться до сердец».

3-4

Общее счастье. Из фольклора.

1

1

Лекция. Беседа о жанре сказки, рассказ, пересказ, ответ на вопрос, работа с афоризмом, письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Что бы просил у Общего Счастья ты?», «Что ты делаешь, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?»

5-6

Вовремя сказать «Нет!»    

Татьяна Александрова «Светофорчик».

1

1

Чтение с элементами драматизации, беседа, ответ на вопрос, письмо Светику, представление содержания сказки в виде комикса, интервью.

7-8

Жить - значит действовать…

 Андрей Платонов «Неизвестный цветок».

1

1

Работа со словарем, словом: «сказка- быль», «благоухание», «томиться», «тучная земля», «глодать», «превозмогать», «минувший», «мерцающий». Письменный ответ на вопрос: «Какой была жизнь цветка на пустыре?». Устный ответ на вопрос «Была ли у цветка самая главная цель в жизни?». Ваш диалог с цветком. Обмен мнениями. Иллюстрирование эпизода сказки с выбором фрагмента для подписи к рисунку. Работа с афоризмами и подбор их в качестве выводов к произведению. Рассказ на тему «Корни рода», «История семьи.

9-12

О красоте души.

Оскард Уальд «Мальчик – звезда».

1

3

Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «саван», «философ», «обуять», «жернов», «подкидыш», «косец», «помыкать», «свирель», «недужный», «увечный», «прокажённый», «каштан», «стенания», «алебарда», «кольчуга», «тюрбан», «гяур», «мниться», «сторицей», «стократ», «ввергать», «потешаться», «скипетр», «пророчество», «отринуть», «сирый», «преемник», «тиран». Устный ответ на вопрос. Составление кадров диафильма по эпизоду разговора Мальчика-звезды с матерью». Просмотр кадров фильма «Мальчик-звезда» и соотнесение с собственными кадрами.

13-16

Добро и зло…                                          

Лев Николаевич Толстой. Отрывки из романа «Война и мир».

2

2

Прослушивание фрагментов оперы «Война и мир». Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «эсаул», «кафтан», «припускать», «бурка», «гусар», «мундир», «попона», «галоп», «нагайка», «панталоны», «стремя», «сконфуженный», «стремя», «высокоблагородие», «адъютант», «караулка», «изволок», «сажень», «яровое поле», «озябший», «лощина», «увязить коней», «шельма», «пластун», «староста», «миродёры», «блюсти», «кавалерия», «платье», «мушкетон», «обух», «колушки», «меренина», «чин», «оспа», «ладный», «негожающий», «шпажка», «задавать стречка»,  «маркитант»,  «фуга»,  «фура», «с Георгием в петлице», «чопорный», «ножны», «подпруга», «поводья», «плетень». Работа с афоризмами, соотнесение их с поведением Пети Ростова.  Описание переживаний французского барабанщика. Создание текста- описания внешности героев. Работа с афоризмом – выводом. Письмо (президентам воюющих стран, или их внукам, или их родителям), пронизанное мыслями Л.Н. Толстого.

17-21

Добро и зло…                                          

Фёдор Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле».

1

4

Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «оправиться», «пристенок», «брага», «на авось», «земский», «окольный», «волость», «лангедок», «прованс», «гренадёр», «егерь», «мушкетёр», «орда», «благовоние», «Андалузия», «алтарь», «схима»,  «фиал», «кропильница»,  «кропило», «риза», «отшельник», «прозябение», «поселяне», «сотский»,  «писарь», «валовый итог». Развёрнутый письменный ответ на вопрос: Как лично ты относишься к поступку вдовы генерала Тучкова?».                                                  Презентация-проект «На Бординском поле. По мотивам русских художников».

22-23

Что есть совесть?..

Денис Давыдов. Отрывок из дневника «1812 год».

1

1

Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Работа с портретом Д. Давыдова. Просмотр кадров кинофильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук). Лекция. Пересказ, чтение по ролям, беседа. Работа со словарём, словом: «варварство», «натравить»,  «сих»,  «предрассудок»,  «кои», «спесивый»,  «корпус», «урядник»,  «надзирать», «квартира», «оный», «теснить», «приверженный». Выбор афоризма  и соотнесение с ответом на вопросы: «Для кого из участников спора «орущие барабаны» заглушают голос нравственного закона?  У кого есть «нравственный компас» - совесть? Обоснование мнения. Мини- сочинение- рассуждение о том, какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену?

24-26

Не падать духом.

Александр Куприн «Чудесный доктор».

1

2

Рассказ, пересказ, анализ текста. Работа со словарём и словом: «дюжий», «предания», «плачевно», «пустые щи», «полозья», «залог», «поденная работа», «риза», «сюртук», «трактир»,  «ярлык», «сочельник», «слыть». Развёрнутый ответ на вопрос: «Можно ли помочь семье Мерцаловых?». Работа с композицией рассказа. Знакомство с ответами сверстников. Рассуждение-дискуссия на тему «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». И. Гёте). Сочинение на тему: «В какие чудеса следует верить людям?» или «Надо ли жизни следовать совету Пирогова: «… главное- не падайте никогда духом»?

27-28

Не предать…

Евгений Носов «Трудный хлеб».

1

1

Анализ текста. Работа со словарём и словом: «палые листья», «сюртук», «кряква», «ситник», «крохаль», «спаниель», «кряква, «ягдташ»,  «подранок», «давеча», «плотвица», «двустволка».  Письмо-отклик на газетную статью с адресатом: хозяин убитой собаки, автор статьи, дети охотника. Дискуссия на тему: «Должна ли быть от собаки хоть какая-то польза?»  Составление собственного афоризма.

29-33

Проект «Ангелы-хранители».  Из книги Ю. Хечинова « Ангелы-хранители. Страницы истории Отечества».

2

3

Моделирование ситуаций. Работа с афоризмами. Формулирование одного из главных законов Мира. Чтение текста. Анализ текста. Создание проекта.

34

Письмо- послание «Вокруг меня мир…». Выходной контроль.

1

Письмо-эссе. Анкета «Обратная связь».

6 класс

1-2

Вводное занятие «Вокруг тебя - Мир…». Входной контроль.

1

1

Знакомство с пособием. Беседа. Конкурс «Мир слова». Анкетирование.

3-4

Тогда и теперь.

Миф «Пять веков».

1

1

Лекция «О мифах». Чтение, пересказ, анализ текста. Ответ на вопросы, работа с эпитетами, характеризующими «век». Работа со словарём и словом: «блаженный», «тучный», «сумрачный»,  «обильный», «кара». Составление собственного мифа, описывающего настоящий «век».

5-6

Тогда и теперь.

Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе».

1

1

Лекция «Р. Киплинг». Пересказ текста. Работа с часто повторяющим словом «дикий». Работа со словом «договор».  Соотнесение поведения кошки и человека. Дискуссия на тему: «Быть самим по себе - это хорошо?».  Соотнесение литературной и народной сказки. Сравнение сказки с мифом Гесиода. Рассуждение на тему: «Зачем людям нужны правила?» Письменный ответ на вопрос: «Может ли моя жизнь организована по принципу: «Я сам по себе?»

7-8

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?

Вальтер Скотт «Айвенго» (глава 11).

1

1

Лекция «Об авторе Айвенго». Доклад о произведении. Доклад об эпохе, описываемой в произведении. Работа по вопросам в группах. Работа со словарём и со словом: «саксы», «норманны», «Ричард Львиное сердце», «рожок», «упор», «фут» «шишак», «ревностный», «палица», «секира», «паж», «изваяние», «жезл», «увалень». Ответ на вопрос: «Каким вы можете себе представить рыцарский турнир сегодня?»

9

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?

А. Дюма «Три мушкетёра» (глава 5).

1

Лекция «А. Дюма». Доклад о произведении. Доклад  «О дуэли». Анализ стихотворения. Работа по вопросам в группах. Работа со словарём и со словом: «дуэль», «авион». Рассуждение на тему «Разрушительные последствия войны».

10-11

Право безоружного.

Дж. Ф. Купер «Последний из могикан» (отрывок из романа).

1

1

Лекция «Дж. Ф. Купер». Чтение и анализ отрывка произведения. Работа со словарём и со словом: «гуроны, лепаны, делавары». Работа по вопросам. Рассуждение на тему: «Всякий ли пленный обладает честью и достоинством?». Иллюстрация эпизода.

12-14

Право безоружного.

Константин Воробьёв «Немец в валенках».

1

2

Чтение пересказ и анализ произведения. Работа со словарём и со словом: «штрафники», «битва под Москвой», «конвоиры», «барак», «френч», «эрзац», «исступленный», «суетно», «праведно». Доклад о Женевской конвенции 1949г. Работа по вопросам.  Анализ высказываний А. Суворова «Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать». Сочинение «Всякий ли пленный вызывает сострадание?»

15-16

Возможности человека безграничны.

Г.- А. Бюргер. Баллада «Песнь о благородном человеке».

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «баллада». Работа со словарём и со словом: «Рейн», «дукат», «таможенник», «коловращение», «гранитные быки», «SOS». Нахождение подтверждение ответам на вопросы в тексте. Работа с описательными художественными средствами. Сочинение-рассуждение «Какого человека можно назвать благородным?»

17-18

Возможности человека безграничны.

Г. Бочаров. Статья «Что человек может?»

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «статья». Обсуждение основных проблемных вопросов статьи.  Работа со словарём и со словом: «Красный Крест», «Красный Полумесяц». Доклад-презентация «Российское обществ Красного Креста». Работа  с текстом, оглавление главных частей, составление плана. Рассуждение на тему «Важно, чтобы каждый человек мог рассчитывать на помощь».

19-20

Возможности человека безграничны.

А.С. Новиков-Прибой «Цусима» (фрагмент из романа).

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «роман». Пересказ. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «броненосец», «киль», «кингстон», «корма», «таран»,  «шлюпка», «зюйдовый ветер», «спасательный нагрудник», «крейсер», «штурман». Анализ эпизода «Гибель броненосца «Ушаков».  Работа с опорными словами. Работа с афоризмами, отражающими основную мысль текста. Работа с картинами Айвазовского И.К. «Чесменский бой» (1848). Сочинение по темам «Право безоружного» и «S.O.S».

21-22

Порочный круг.

Фрагмент из летописи «Повесть временных лет» «Месть Ольги».

1

1

Лекция «Древнерусская литература». Рассказ о жанре «летопись». Чтение и  обсуждение основных проблем «Что такое месть?», «Имеет ли человек право на месть?». Работа с переводами детской писательницы  А.О. Ишимовой и историка С.М. Соловьёва - сравнительный анализ. Работа со словарём и со словом: «древляне», «ладья», «величаться», «тризна». Работа над статьёй «О мести».

23-24

Порочный круг.

Фрагмент из повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».  

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «повесть». Пересказ фрагмента повести. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «мстительная решимость» и «высшая справедливость»- дискуссия. Письмо- рассуждение «Опасна ли месть во время войны?».

25-26

Порочный круг.

В. Солоухин «Мститель».

1

1

Беседа. Рассказ о жанре «рассказ». Пересказ рассказа от лица героя Витька. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «теплинка», «катыш». Работа над композицией (кульминация) и содержанием рассказа.  Составление плана по теме «Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит «мститель»? Конкурс иллюстраций по теме «На что похожа месть?» (нарисовать и обозначить одним словом). Подбор ряда однокоренных слов к слову «месть». Сравнительный анализ слов «месть» и «возмездие». Понятие «эстафета мщения». Рассуждение на тему  «Месть в нашей жизни».  Письменный отзыв на произведение.

27-28

Жестокие игры.

Л.Н. Толстой «Детство» (глава 19 «Ивины»).

1

1

Лекция «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого». Чтение и пересказ эпизодов, анализ эпизодов. Рассуждение-рассказ о «ролях» в группе мальчиков «лидер, вожак», «преследователи», «жертва». Работа со словом. Игра «Продолжи предложение»: «настоящий лидер – это…». Сочинение по теме «Радость и боль Николеньки».

29

Жестокие игры.

Фрагмент из повести                                 В. Железникова «Чучело».

1

Беседа. Пересказ фрагмента. Просмотр кадров фильма. Работа по вопросам. Рассуждение на тему: «Можно ли допустить унижение достоинства другой личности?», «Что потерял город?» Оценка собственных поступков.

30

Твой выбор.

А. Грин «Победитель».

1

Беседа. Пересказ фрагмента. Работа с эпиграфом. Работа со словарём и со словом: «фавор», «портал», «фунт», «ваять», «фут», «Юнона», «Гера», «Готье Теофиль», «фортуна». Рассуждение по теме «Трудность выбора и ответственность за принятое решение». Работа с понятием «несиловая форма соперничества». Работа над композицией рассказа (разделить на основные части, озаглавить их). Работа с портретом главного героя (выбор описательных характеристик). Работа с открытой концовкой рассказа (придумай концовку и сравни её с авторской). Работа над метафорой названия. Работа с  выражениями «Победить любой ценой» и  «Цель оправдывает средства». Письменный ответ на вопрос «Считаешь ли ты, что цель оправдывает средства?»

31-32

Твой выбор.

Е. Носов «Тридцать зёрен».

1

1

Чтение и пересказ текста. Работа по вопросам. Работа со словарём и со словом: «гуманный», «гуманитарный», «гуманистический». Рассуждение на тему «Человек и природа». Подбор однокоренных слов к слову «человек». Создание собственных вопросов по теме «Человек в ответе за Мир» с представление о том, кому можно задать данные вопросы. Эссе на тему « Я- Человек».

33

Твой выбор.

М. Жюно «Воин без оружия» (глава 22).

1

Рассказ о Марселе Жюно. Чтение главы произведения. Работа с понятием «воин без оружия». Работа над плакатом «Международное гуманитарное право», или «Я- Человек», «Я и МИР».

34

Эссе «Это мой выбор». Выходной контроль.

1

Эссе «Это мой выбор».

Учебно-методические средства обучения

  1. Вартаньян Э.А. Путешествие  в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение,  1987
  2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.
  3. «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ Авт.- сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Издательство МАИК  «Наука», 1996  
  4.   «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 6 класс/ Авт.- сост.К. Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборонова идр. – М.: Наука/Интерпериодика, 1999Винокуров Г.О. Культура языка. – М., 1989, с.38.
  5. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».- М.: Дрофа, 2007
  6. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.
  7. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведения русских писателей XVIII-XX вв.- М.: Дрофа, 2007
  8.  Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.– М.: Просвещение, 1994.
  9. Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2007

Материально-техническое обеспечение:                                                                                           1)Технические средства:                                                                                                      компьютер;                                                                                                                                          проектор;                                                                                                                                                          экран                                                                                                                                                                     2) Комплекты:                                                                                                                         видеофильмов, аудиокассет;                                                                                                                                  портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;                      программные иллюстрации                                                                                                                                  3) Программное обеспечение:                                                                                                      операционная система Windows 98/Me (2000/XP);                                                            текстовый редактор MS Word;                                                                                                                    4) Электронные пособия:                                                                                                                   Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2012, ООО «Физикон», 2012                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»

УМК "Вокруг тебя - Мир..." дополняют учебники основного курса литературы, согласованы с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе, решают за...

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....

Образовательная программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» для обучающихся 1-4 классов

Данная программа составлена с  учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения.  Программа ...

Программа социализации обучающихся "Мир вокруг тебя"

Программа социализации обучающихся 5-6 класс...

Программа социализации обучающихся "География вокруг нас"

Программа социализации обучающихся "География вокруг нас"  строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, граждан...

Программа социализации обучающихся «Мир вокруг тебя».

Данная программа предполагает обучение на 2 года, 1 час в неделю, 34 часа в год, всего 68 часов....