Реализация духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся через преподавание курса "Религии России" в 8-9 классах.
учебно-методический материал (8 класс) на тему
Обобщение педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gurova_realizatsiya_dukhovno-nravstvennogo1.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся через преподавание курса «Религии России».
В современной России особую актуальность приобретает проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения - будущих граждан страны. В обществе возрастает социальный запрос на высоконравственную, духовно развивающуюся личность. Ключевая роль в решении этой проблемы отводится общеобразовательной школе. Обучающиеся ежегодно ощущают увеличение объема информации по предметам, но это не делает их духовнее, нравственно чище и добрее.
Именно курс «Религии России», находясь на стыке исторических и обществоведческих дисциплин, способствует приобщению школьников к культурным и духовным ценностям многонационального российского народа, формирует уважительное отношение к обычаям и традициям других народностей России, создает условия для выработки способностей и навыков у учащихся правильно ориентироваться в мощном потоке социальной и духовной информации.
В преподавании курса главное место отводится активной и разносторонней познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Курс «Религии России» дает большие возможности использования различных методов и технологий:
- Метод Инсерт относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова.
- Кластеры (гроздь) - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.
- Составление синквейнов.
Приведем примеры.
1.добро 2.чистое, искреннее 3. возвышает, наделяет, побеждает 4. добро всегда побеждает зло 5. любовь | 1.милосердие 2.незаметно, безымянно 3.творить, любить, простить 4.начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней 5. добродетель |
Несколько слов о работе с притчами.
Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча, как правило, не требует доказательств. Она строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов. Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. С одной стороны, притча усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика.
Притча о правде. Гуляла Правда по земле голая и ее никто не принимал у себя дома. Пожаловалась она Притче. Притча решила подарить ей несколько своих одежд и под этим видом она входила в каждый дом. Напрашиваются логические вопросы, которые можно задать ученикам:
1. Почему люди больше любят притчу чем правду?
2. Почему Христос и религиозные деятели чаще всего говорили притчами?
Ответы на эти вопросы позволяют сделать следующие выводы:
1.Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.
2.Притча предлагает мыслительную деятельность над сложными вопросами бытия.
3.Притча остается в памяти и она удобна для восприятия.
Всегда ли притча дает правильный ответ на проблемную ситуацию? Ответим и на этот вопрос языком притчи
Притча о старце, говорящего притчами.
-Старец. Ты почему не растолковываешь сказанное?
А ты будешь вкушать пережеванную кем-то пищу?
Можно посоветовать использовать в работе притчи-мультфильмы, музыкальные видео-притчи в исполнении Светланы Копыловой (« Окно», «Про кота», « Про собаку», « Богатый или бедный», « Записка», «Брошенный камень» и др.).
Огромный воспитательный эффект дает на уроке работа с иллюстративным материалом. Осознать внутреннюю ценность произведений искусства, их нравственный смысл помогает следующая памятка «Как читать произведения искусства»
- Ознакомься с сюжетом данного произведения.
- Попытайся раскрыть смысл образа.
- Определи, что связывает данный образ или изображение лично с тобой.
- Ответь на вопрос о том, что ты чувствуешь от соприкосновения с этим образом духовно, и какие нравственные чувства возникают в душе.
- Подумай, какую цель ставил автор этого произведения, создавая его, и как ему это удалось.
- Если имя автора неизвестно, задайся вопросом, в чем здесь причина (беспамятство или тайна истории).
- Признайся сам себе, хватает ли тебе необходимых знаний, чтобы по достоинству оценить это произведение.
- Предположи, сохранит ли время этот образ, останется ли он актуальным в будущем.
Пользование такого рода памяткой дает учащимся дополнительный стимул к осмыслению произведений искусства разных эпох, начиная с творений древнерусских зодчих и иконописцев.
Курс « Религии России» дает большие возможности для творческой игровой деятельности учащихся. В ходе ролевых игр
развивается навык участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
- формируется толерантное отношение к другим мнениям;
- приобретается жизненный опыт, вырабатываются умения и навыки, нужные для жизни.
Приведем пример ролевой игры «Сокровищница культур». Каждый участник получает карточку с одним из понятий курса. В соответствии с полученным понятием участники образуют пять групп: православная культура, исламская культура, иудейская культура, буддийская культура, мировые религиозные культуры.
Каждая группа получает следующее задание:
В течение 10 минут обсудить, что из культурной традиции можно предложить для общей Сокровищницы культуры человечества. Это должны быть 2—3 символа, 2 важные идеи, 3 понятия, 2 имени. Группе придётся объяснить, почему именно это внесено в общую сокровищницу.
Эта игра позволит отработать понятийный аппарат, обратить внимание на наиболее важные термины, проверить понимание учениками особенностей и общих черт разных культурных традиций, выработать толерантное и уважительное отношение к имеющимся культурным различиям, понять единство человеческой культуры при неповторимости и уникальности отдельных культурных традиций.
Системно-деятельностный подход в преподавании курса «Религии России» предусматривает активную внеурочную деятельность:
1.Участие в НОУ.
Исследование - способ самостоятельной работы учащихся над проблемной задачей, включающей все этапы проблемного обучения: подбор материала, поиск документов, отбор иллюстративного материала, работа в семейных и городских архивах, в городской и областной библиотеках, записи собранного материала, создание презентации. Однако, чувствуется, что создают ребята свои «научные труды» с удовольствием, с большим интересом, получая от этого удовлетворение. Ведь именно им первым открываются малоизвестные или совсем неизвестные их сверстникам факты. Наблюдения показывают, что привлечение учащихся к исследовательскому поиску не оставляют равнодушными даже тех ребят, поведение которых оставляет желать лучшего. А значит, найден ключ к диалогу общения учителя и с этой категорией учащихся.
Назовем лишь некоторые темы по НОУ, которые получили признание в районе и городе: «Флорищева пустынь», «Вклад святых Кирилла и Мефодия в становление российской государственности и культуры», «Нижегородское Храмовое Зодчество XVII в.: история и современность», «Проблема выбора государственной политики и влияние христианизации на историческую судьбу Киевской Руси», «Роль Русской Православной Церкви в Победе».
2.Участие в конкурсах.
Исследовательская деятельность учащихся позволяет им стать участниками районных, городских, областных и международных конкурсов: «Рождественские чтения» (диплом победителя в 2014 г., грамота лауреата в 2015 г.), «Земля моих предков», «Сретенские чтения», литературный конкурс, посвященный 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, IX международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира».
3.Участие в олимпиаде по Основам Православной Культуры «Русь Святая, храни веру православную» 8-9классы.
4.Участие в социальном проекте « От сердца к сердцу»
В рамках этого проекта ученики младших классов делают поздравительные открытки и поделки для одиноких пожилых людей, ученики школы собирают вещи для детей из многодетных семей, принимают участие в концертах на дому. В феврале в школе состоялся первый благотворительный концерт для детей с ограниченными возможностями из интерната № 86 московского района и пожилых людей из центра социального обслуживания населения Московского района.
5. Экскурсии «Дорога к храму» по святым местам города, области, городов России.
Для русского человека нет большей силы, чем наша Православная церковь. Сколько бы не шли дискуссии о разных конфессиях, в трудную минуту, как и тысячу лет назад, человек идет на порог своего православного храма. И задача экскурсии не столько рассказать, сколько дать возможность ребенку почувствовать благодать Божью в своей душе, обрести в храме собственный религиозный опыт.
Огромной радостью было для всех учащихся побывать в Москве, в Троице-Сергиевой Лавре, во Владимире, Боголюбове, Муроме, Дивееве и многих храмах нашего города.
Подводя итог всему сказанному выше, хочется сделать следующие выводы:
- учебный курс «Религии России играет важную роль в духовно-нравственном развитии учащихся, способствует патриотическому воспитанию личности подростка, развивает эстетический вкус, приучает к сознательному участию в приумножении добра и красоты в окружающем мире, актуален, востребован, заслуживает достойного места в учебном процессе.
Список источников и литературы.
Источники.
1.Конституция Российской Федерации.- М.,1993
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.,2009
3.Федеральный Закон от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4.Федеральный закон « О свободе совести и религиозных объединениях»:от 26.09.1997 г.// Российская газета.-1997.-1 окт.
Учебные пособия.
1.Религии России: программа учебного курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/авт.-сост. В.К.Романовский, В.А.Сомов, Г.Б. Гречухин, Л.А.Гончар.- 4-е изд., испр. и доп.-Н.Новгород: НИРО, 2014
2.Религии России.ч.1,2:учебное пособие для учащихся 8-9 кл./ авт.- сост. В.К.Романовский, Л.А.Гончар. -Н.Новгород, НИРО, 2013
3.Религии России: пособие для учителя/В.К.Романовский, В.А.Сомов, Г.Б. Гречухин, Л. Н. Шилова/-Н.Новгород: НИРО,2012
Литература.
1.Бородина, А. В. История религиозной культуры: основы православной культуры/А.В.Бородина.- М., 2003
2.Елисов, А. В. Образовательные технологии на уроках истории. //Педагогическое обозрение.-2001.-№4
4.Метлик, И. Н. Мировоззренческие основания духовной культуры и воспитание школьников/И.Н.Метлик//Педагогика.-2009.-№3
5.Мостяева, Л. В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие /под ред. Е.С –М. Полад.-М.,1999
6.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии .М.: Народное образование, 1998
7.Тюляева, Т. И. Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования- основа духовно-нравственного воспитания школьников/Т. И. Тюляева //Методист.-2009.-№6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"
В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 5-7 классы (III ступень)
Воспитательная программа для 5-7 класса с планированием по четвертям....
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ...