Самообразование
материал
Представлены материалы по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию. | 115 КБ |
Самооценка личного уровня квалификации | 174 КБ |
Отчет о работе по самообразованию | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование плана
Концепция развития специального (коррекционного) образования предусматривает введение специальных образовательных стандартов, содержание которых должно отражать потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствовать современным требованиям к условиям их социализации и социальной адаптации.
Актуальность работы связана с введением в 2016 году Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (далее Стандарта) Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Одним из обязательных результатов освоения стандарта является формирование базовых учебных действий (далее БУД) - основных образовательных компетенций: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Формирование у обучающихся базовых учебных действий должно осуществляться в учебной и внеурочной деятельности (включая коррекционную работу). Это предполагает определенные изменения в организации и содержании учебно-воспитательной, коррекционной работы с обучающимися с нарушением интеллекта. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно методик, технологий, реализации программы формирования БУД. Среди базовых учебных действий регулятивные учебные действия особенно значимы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как они обеспечивают успешную работу на любом уроке, занятии, в различных видах деятельности, на любом этапе обучения, создают условия для формирования и реализации начальных логических операций. Все это обусловливает необходимость организации специальной работы по формированию регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями
Таким образом, определена тема самообразования: «Повышение профессиональных компетенций на основе формирования регулятивных базовых учебных действий у обучающихся основного уровня обучения в условиях внедрения ФГОС».
Объект исследования – регулятивные базовые учебные действия у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования – формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся основного уровня обучения.
Цель исследования: реализовать систему работы по формированию регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями основного уровня обучения.
Гипотеза основывается на предположении, что сформированность регулятивных базовых учебных действий обеспечит:
- положительную динамику у обучающихся;
- повысится личный профессиональный уровень.
Цель работы по самообразованию: «Повышение профессионального мастерства на основе формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся основного уровня обучения в условиях внедрения ФГОС».
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2.Изучить технологию формирования БУД, регулятивных учебных действий.
3.Разработать методические рекомендации, дидактический материал.
4.Апробировать приемы в работе с обучающимися.
5.Проанализировать результаты
6. Обобщить опыт работы.
Значимость самообразования для образовательного учреждения:
1) необходимостью создания условий для введения Стандарта.
2) отсутствием в настоящее время методических рекомендаций и разъяснений по разработке и реализации программы формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью;
3) недостаточным пониманием педагогами особенностей организации работы по формированию базовых учебных действий, в частности формирования регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемый результат работы по самообразованию
Повышение профессиональной компетентности на основе:
-передового опыта по проблеме;
-методических рекомендаций, методических материалов;
-систематизации и обобщении опыта;
-транслирования педагогического опыта.
План работы
1этап - Формирующий Задачи:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки (год, месяц) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2019 - 2020 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 04 | 06 | 07 | 08 | ||||||||||||||||||||||
1 | Проведение самоэкспертизы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Проведение диагностики по предмету | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Планирование работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Изучение опыта коллег | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Изучение литературы по данной теме | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Участие в сетевом взаимодействии | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Изучение компьютерных программ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Разработку показателей сформированности регулятивных БУД. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Анализ литературы с целью выбора методов диагностики | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап - Внедрение Задачи:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки (год, месяц) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2020-2021 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | ||||||||||||||||||||||||||
Планирование и подбор для учебной ситуации заданий, методов и приемов, направленных на формирование конкретного вида регулятивных учебных действий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Разработка конструкта урока с учетом задач по формированию БУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Апробация методов и методик, заданий, направленных на формирование регулятивных БУД в учебной деятельности и коррекционной работе | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Проведение уроков с определением учебных ситуаций, обеспечивающих формирование регулятивных БУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Мониторинг | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 этап – Корректировки Задача:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки (год, месяц) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2021-2022 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Корректировка диагностик, методических материалов, направленных на формирование регулятивных БУД в учебной деятельности и коррекционной работе | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Корректировка конструкта урока с учетом задач по формированию БУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Корректировка Дневника комплексного сопровождения обучающегося | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Выступление на семинарах, педсоветах Разработка рекомендаций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мониторинг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 -5 этап – Обобщение Задачи:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки ( год, месяц) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2022- 2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Систематизация материала Проведение мастер-классов | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Проведение мастер-классов | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка методических рекомендаций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Выступление на семинарах, педсоветах конференциях, круглых столах | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Публикации | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Анализ результатов работы |
Предварительный просмотр:
Самооценка личного уровня квалификации в соотнесении в предъявляемыми требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Ф.И.О. педагога: Моржанаева И.Н Дата: 20.05.2020г. | ||||
Общепедагогическая функция. Обучение | Владею в полной мере | Мне необходима методическая помощь | У меня нет данных характеристик | |
Трудовые действия | Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы | + | ||
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственного образовательных стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | + | |||
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | + | |||
Планирование и проведение учебных занятий | + | |||
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | + | |||
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | + | |||
Формирование универсальных учебных действий (базовых учебных действий) | + | |||
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) | + | |||
Формирование мотивации к обучению | + | |||
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | + | |||
Необходимые умения | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. | + | ||
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | + | |||
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | + | |||
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | + | |||
Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) | + | |||
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона | + | |||
Необходимые знания | Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке | + | ||
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества | + | |||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | + | |||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | + | |||
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | + | |||
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | + | |||
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету | + | |||
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства | + | |||
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи | + | |||
Конвенция о правах ребенка | + | |||
+ | ||||
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики | + |
Воспитательная деятельность | Владею в полной мере | Мне необходима методическая помощь | У меня нет данных характеристик | |
Трудовые действия | Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды | + | ||
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности | + | |||
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера | + | |||
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации | + | |||
Проектирование и реализация воспитательных программ | + | |||
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) | + | |||
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) | + | |||
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления | + | |||
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | + | |||
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | + | |||
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | + | |||
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | + | |||
Необходимые умения | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей | + | ||
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их | + | |||
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников | + | |||
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность | + | |||
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу | + | |||
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях | + | |||
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися | + | |||
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
| + | ||
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач | + | |||
Необходимые знания | Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | + | ||
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества | + | |||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | + | |||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики | + | |||
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки | + | |||
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | + | |||
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) | + | |||
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики | + |
Развивающая деятельность | Владею в полной мере | Мне необходима методическая помощь | У меня нет данных характеристик | |
Трудовые действия | Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития | + | ||
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе | + | |||
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | + | |||
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | + | |||
Оказание адресной помощи обучающимся | + | |||
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | + | |||
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | + | |||
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу | + | |||
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | + | |||
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения | + | |||
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся | + | |||
Необходимые умения | Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья | + | ||
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий | + | |||
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ | + | |||
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) | + | |||
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося | + | |||
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся | + | |||
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся | + | |||
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик | + | |||
Формировать детско-взрослые сообщества | + | |||
Необходимые знания | Педагогические закономерности организации образовательного процесса | + | ||
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития | + | |||
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся | + | |||
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ | + | |||
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью | + | |||
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей | + | |||
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ | + | |||
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики | + |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...