Программа по развитию познавательной сферы старших школьников
рабочая программа

 Самсонова Анастасия Витальевна
В основе концепции программы "Развитие познавательной сферы старших школьников" лежит педагогическая коррекция умственного развития несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для них процесс социализации часто затруднен из-за ограниченности социальных контактов ( пребывание с ограниченным кругом людей, часто с асоциальным поведением), отсутствует возможность получить необходимые знания.
Данная программа построена с учетом личностных, возрастных особенностей и умственного развития ребенка, представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области познавательного развития подростка. Комплексный подход к изучению умственного развития подростка дает возможность определить динамику их индивидуального развития, выявить отдельные недостатки развития, их взаимосвязь и взаимовлияние.
  Программа предполагает анализ умственного развития детей на момент поступления ребенка в школу-интернат  и выработку коррекционных мер, направленных на устранение недостатков интеллектуального уровня и развитие умственной деятельности подростков 12-17лет.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznav.star_.docx38.73 КБ
Файл ppd.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность программы.

        В основе концепции программы "Развитие познавательной сферы старших школьников" лежит педагогическая коррекция умственного развития несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для них процесс социализации часто затруднен из-за ограниченности социальных контактов ( пребывание с ограниченным кругом людей, часто с асоциальным поведением), отсутствует возможность получить необходимые знания.

        Данная программа построена с учетом личностных, возрастных особенностей и умственного развития ребенка, представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области познавательного развития подростка. Комплексный подход к изучению умственного развития подростка дает возможность определить динамику их индивидуального развития, выявить отдельные недостатки развития, их взаимосвязь и взаимовлияние.

         Программа предполагает анализ умственного развития детей на момент поступления ребенка в школу-интернат  и выработку коррекционных мер, направленных на устранение недостатков интеллектуального уровня и развитие умственной деятельности подростков 12-17лет.

Пояснительная записка

В настоящее время  возросло число  учеников, которые  в силу своих индивидуальных  психологических особенностей развития не  могут освоить основную общеобразовательную программу по основным предметам.

Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования   появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного  и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. 

Учащимся с ОВЗ свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания; у многих наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о  недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение письму и математики.

У всех детей с ОВЗ наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.

У учащихся с ОВЗ характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности.  Значительное отставание и своеобразие обнаруживается  в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности  таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих  учеников характерны – неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.

При разработке программы учитывались современные тенденции образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Педагогическая коррекция и социальное развитие детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» под редакцией авторского коллектива: Р.В. Мельникова, А. Н. Косогорова, Т.В. Бареева, И.А. Петрова и др. (2010г.) и «Особый ребенок» под редакцией Н.В. Верещагиной (2009г.).

        Программа рассчитана на:

        5-9 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 20 минут.

Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.

Рабочая программа коррекционных занятий  по развитию познавательной сферы старших школьников является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также частью программы развития Государственного казённого общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Школа – интернат «Радуга» «Современная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Программа коррекционных занятий разработана в соответствии с требованиями:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 2011 г.);

Конституция Российской Федерации;

Декларация о правах инвалидов от 09.12.1975 г.;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Паспорт федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

Приказ Минобрнауки России от 10.06.2015 № 421 «О подготовке к переходу школы на ФГОС НОО ОВЗ»;

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области»;

Устав и локальные акты «Школа-интернат «Радуга» и другие.

        Цель и задачи программы.

Цель программы – индивидуальная коррекция познавательной сферы учащихся, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.

Задачи программы::

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации к учебной деятельности;
  • коррекция и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления);
  • расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами;
  • развитие связной речи;
  • формирование сенсомоторных координаций, формирование и развитие пространственной ориентировки.

Методы формирования социального поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации.

Методы формирования социального сознания: объяснение, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример.

Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Формы проведения занятий: индивидуальные; групповые, игры, упражнения.

        Планируемые  результаты освоения предмета: повышение уровней познавательных способностей обучающихся.

Обучающийся должен знать:

  • полное описание объектов и явлений;
  • практические признаки и свойства объектов и явлений;
  • последовательность событий.

Обучающийся должен уметь:

  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • самостоятельно контролировать временные рамки своей деятельности;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • разносторонне опосредовать свою деятельность речью.

Тематическое планирование 5 -9 класс

Раздел

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

Краткое содержание

Диагностический

Вводное занятие

входная диагностика познавательных процессов

Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления.

Восприятие

Пространственное представление

развития восприятие пространства и формирование пространственных представлений

1.Ритуал приветствия

2.Упр.«Измеряем на глазок»,

3.Упр.«Что за картинка»,

4.Упр.«Определи размер на ощупь»,

5.Рефлексия.

Временное представление

восприятия времени

1.Ритуал приветствия

2.Упр. «Кто старше?»,

3.Упр.«Назови месяц дальше»,

4.Упр.заучивание скороговорок,

5.Рефлексия.

Представление о размере

развитие восприятия формы и восприятия времени цвета, величины и веса

1.Ритуал приветствия

упражнения

2.Упр.«Какой цвет пропал?»,

3.Упр.«Построй башню»,  методики

4.Упр.«Вес предмета»,

5.Упр.«Кто больше весит?»,

6.Рефлексия .

Целостное представление

развитие целостности восприятия

1.Ритуал приветствия

упражнение  

2.Упр.«Назови предмет»,

3.Рефлексия.

Геометрическое представление

развитие восприятия геометрических фигур

1.Ритуал приветствия

упражнение  

2.Упр. «Соедини»,

3.Упр. «Угадай»,

4.Упр.«Окошки»,

5.Рефлексия.

Внимание

Устойчивость

развитие устойчивости и переключения внимания

1.Ритуал приветствия

2.Упр.«Будь внимателен!», 3.Упр.«Переплетенные линии»,

4.Упр.«Поиграй в сыщика»,

5.Упр.«Мой любимый фрукт», 6.Упр.«Матрешка»,

7.Упр.«Найди предметы в комнате»,

8.Рефлексия.

Устойчивость

развитие устойчивости и переключения внимания

1.Ритуал приветствия

2.Упр. «Лабиринт»,

3.Упр.«Найди игрушку в комнате»,

4.Упр. «Найди две одинаковые бабочки», 5.Упр.«Найди отличия»,

6.Рефлексия.

Распределение

развитие распределения внимания

1.Ритуал приветствия

2.игра «Веселый счет»,

3Упр.«Найди и обведи»,

4.Упр. «Найди среди букв слова»,

5.Упр. «Поставь значки»,

6.Упр. «Какие слова спрятались в рамочках»,

7.Рефлексия.

Наблюдательность

развитие наблюдательности:

1.Ритуал приветствия

2. Упр. «На что похожи наши ладошки»,

3.Упр.«Что изменилось?»,

4.Упр.«Сравни предметы»,

5.Упр.«Повтори узор»,

6.Упр.«Найди ошибки»,

7.Упр.«Найди вторую половинку»,

8. Упр.«Что изменилось»,

9.Рефлексия.

Наблюдательность

развитие наблюдательности

1.Ритуал приветствия,

2.Упр.«Две одинаковые картинки»,

3.Упр.«Кот в сапоге»,

4.Упр.«Что изменилось»,

5.Упр.«Сделай как у меня»,

6.Упр.«Найди недостающие детали»,

7.Упр.«Найди лишние детали»,

8.Упр.«Что в пустой клеточке»,

9.Рефлексия

Концентрация

развитие концентрации внимания

1.Ритуал приветствия,

2.Упр. «Раскрась вторую половинку»,

3.Упр.«Цифровая таблица»,

4.Упр.«Рыба, зверь, птица »

5.Упр. «Цветок, дерево, фрукт»,

6.Рефлексия

Зрительное распределение

развитие зрительного внимания:

1.Ритуал приветствия ,

2. зад.«Дорисуй предмет»,

3. зад.«Чем залатать коврик?!»,  

4. зад.«Найди зверей»,

5. зад.«Бусы»,

6. зад «Помоги хомяку»,

7. зад «Найди, что нарисовано неправильно»,

8.Рефлекия.

Зрительное распределение

развитие зрительного внимания:

1.Ритуал приветствия

2.Упр. «Запомни и расставь точки»,

3.Упр. «Посмотри и запомни», 4.Упр.«Внимательно раскрась стрелки», 5.Упр.«Внимательно дорисуй, следуя образцу»,

6.Рефлексия.

Произвольность

развитие произвольного внимания:

1.Ритуал приветствия

2.Упр. «Запомни порядок»,

3.Упр.«Найди тень»,

4.Упр.«Волшебная дорожка»,

5.Упр.«Коврики»,

6.Упр.«Что здесь»,

7.Упр.«Запретные слова»,

8.Упр.«Думай быстрее»,

9.Рефлексия.

Произвольность

развитие произвольного внимания:

1.Ритуал приветствия,

2.Упр. «Какого предмета не хватает»,

3.Упр.«Запомни и нарисуй»,

4.Упр.«Зеркало»,

5.Упр.«Девочки»,

 6.Упр.«Такие разные животные»,

7.Упр.«Чей хвостик?»,

8.Упр.«Чьи ушки?»,

9.Рефлексия.

Память

Слуховая память

развитие слуховой памяти

1.Ритуал приветствия,

2.Упр. «Я положил в мешок…»,

3.Упр.«Запомни порядок цифр, предметов»,  4.Упр.«Мы ходили в зоопарк»,

5.Упр.«Вспомни»,

6.Игра «Кто с чем?»,

7.Рефлексия

Кратковременная память

развитие кратковременной памяти

1.Ритуал приветствия,

2.Зад. «Каскад слов»,

3. Зад. «Палочки»,

4. Зад. «Чудесные слова»,

5. Зад. «Комната»,

6.Рефлексия .

Зрительная память

развитие зрительной памяти

1.Ритуал приветствия,

2.Упр.  «Картинки»,

3.Упр.«Запомни рисунки»,

4.Упр.«Запомни и повтори»,

5.Упр.«Запомни-положи»,

6.Упр.«Запомни и расставь точки»,

7.Упр.«Нарисуй по памяти»,

8.Рефлексия.

Зрительная память

развитие зрительной памяти

1.Ритуал приветствия,

2.Упр. «Какой фигуры не стало?», 3.Упр.«Воспроизвести 10 символов, нарисованных на доске»,

4.Упр.«Картинки»,

5.Упр. «Найди отличия»,

6.Упр.«Пары фигурок»,

7.Упр.«Заблудившиеся грибы»,  

8.Рефлексия.

Зрительная память

развитие зрительной памяти

1.Ритуал приветствия,

2.Упр.«Осенние листья»,

3.Упр.«Что лежит на столе»,

4.Упр.«Собираем бусы»,

5.Упр.«Запомни картинки»,

6.Упр.«Я - фотоаппарат»,

7.Рефлексия.

Ассоциативная память

развитие ассоциативной памяти:

1.Ритуал приветствия,

2.Упр. «Пиктограммы»,

3.Упр.«Ассоциации»,

4.Упр. «Кто знает больше»,

5.Рефлексия.

Тактильная память

развитие тактильной памяти

1.Ритуал приветствия,

2.Упр. «Узнай предмет»,

3.Упр.«Волшебный мешочек»,

4.Рефлексия.

Мнестические процессы

развитие мнестических процессов, тренировка памяти:

1.Ритуал приветствия,

2.Упр. «Свиристель»,

3.Упр.«Повтори-ка»,

4.Упр.«Что изменилось в расположении фигур?»,

5.Упр. «Кто больше запомнит»,

6.Упр.«Запомни цифры»,

7.Упр.«Найди картинки»,

8.Рефлексия.

Интеллектуальные умения

Мышление

развитие мыслительных операций:

1.Ритуал приветствия,

2.Зад. «4-й лишний»,

3. Зад. «Угадай по описанию»,

4.Упр. «Назови лишний предмет»,

5.Упр.«забывчивый художник», 6.Упр.«Закономерность»,

7.Рефлексия.

Мышление

развитие мыслительных операций:

1.Ритуал приветствия,

2.Упр.«Что будет если?»,

3. Зад.  «Подбери картинки»,

4. Зад. «В лесу»,

5.Игра «Что сначала, что потом?»,

6.Упр.«Парные картинки»,

7.Упр.«Дорисуй картинку»,

8.Рефлексия.

Мышление

развитие понятийного мышления

1.Ритуал приветствия,

2. Зад.  «Назови одним словом»,

3.Рефлексия.

Мышление

развитие наглядно-действенного мышления

1.Ритуал приветствия,

2. Зад.«Лабиринт»,

3. Зад. «Смысловое соотнесение»,

4. Зад. «Отрицание»,

5.Рефлексия.

Мышление

развитие наглядно-образного мышления:

1.Ритуал приветствия,

 2.Упр. «Составь фигуру»,

3.Упр.«Светофор»,

4.Упр.«На что похоже»,

5.Упр. «Кто где живет?»,

6.Упр.«Я беру с собой в дорогу»,

7.Упр.«Крестики-нолики»,

8.Рефлексия.

Мышление

развитие словесно-логического мышления:

1.Ритуал приветствия,

2.Зад.  «Раздели на группы»,

3. Зад. «Дорисуй предметы в определенной последовательности»,

4.Упр.«Что перепутал художник»,

5.Упр.«Кому что надо?»,

6. Зад. «Кто кем будет»,

7. Зад. «Нелепицы»,

8. Зад. «Бывает- не бывает»,

9.Рефлексия.

Мышление

развитие словесно-логического мышления:

1.Ритуал приветствия,

2.Упр.«Кто кем будет?»,

3.Упр.«Что будет если?»,

4.Упр.«Веселая задачка»,

5.Упр.«Поставь цифры»,  

6.Упр.«Найди тень»,

7.Упр.«Угощение»,

8.Упр.«Что выше?»,

9.Рефлексия.

Речь

Устная речь

развитие связной устной речи

1.Ритуал приветствия,

2.Упр.составление устного рассказа по сюжетным картинкам,

3.Упр.составление коротких сказочных историй на заданную тему,

4.Упр. «Слово одно- много значений»,

5.Упр. «Разгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок».

6.Рефлексия.

Словарный запас

развитие и обогащение словарного запаса

1.Ритуал приветствия,

2.Упр. «Образование с одного слова новых слов разного значения, деление слова на тематические группы».

3.Упр. «Работа со словами, имеющими несколько значений».

4.Зад. «Перевертыш»,

5. Зад. «Думай быстрее»,

6. Зад. «Один-много»,

7. Зад.  «Отгадай по описанию»,

8. Зад. «Противоположности», 9. Зад. «Что сначала, а что потом?»,

10. Зад. «Найди тень»,

11.Рефлексия.

Итоговое занятие

заключительная диагностика.

Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления.

Список использованной литературы:

  1. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
  2. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 47 – 54
  3. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М., 2008. – 95 с.
  4. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога. - Москва, 2013 г.
  5. Сборник игр и упражнений для развития и коррекции высших психических функций у детей с ЗПР: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Телица, - Ошмяны, 2103. – 140 с.
  6. Худенко Е.П., Останина Е.К. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 1-2 часть. – М.: Издательство “Школа”, 2010 г.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.
  8. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организацияиндивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно –развивающего обучения.
  9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.
  10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999 – 136с.
  11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения.  - М., 1999.
  12. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга – М., 2005. – 96с.
  13. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М., 2005.
  14.  Шевченко С.Г., Тригер Р.Д., Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Методические материалы для работы педагогов-дефектологов.
  15. Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993.



Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

«Развитие познавательной сферы старших школьников»

Название курса

«Развитие познавательной сферы старших школьников»

класс

5-9 класс

УМК

  • Компьютер
  • МФУ
  • Музыкальный центр
  • Стол письменный
  • Набор психолога «Петра»
  • Компьютерная версия «Адалин»

Цель курса

Предметные: индивидуальная коррекция познавательной сферы учащихся, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.

Задачи курса

Задачи:

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации к учебной деятельности;
  • коррекция и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления);
  • расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами;
  • развитие связной речи;
  • формирование сенсомоторных координаций, формирование и развитие пространственной ориентировки.

Структура курса

  • Диагностический
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Интеллектуальные умения
  • Речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию познавательных способностей младшего школьника "Вундеркинд"

Программа разработана для обеспечения развития познавательных способностей младших школьников, подготовки их к активной учебно-познавательной деятельности. Цель программы: развитие познават...

Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.     Задачи программы состоят в...

Рабочая программа по развитию познавательной сферы для 4 класса

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Коррекционно-развив...

Программа по развитию познавательной сферы младших школьников

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников с умственной отсталостью. Разработанные коррекц...