Программа по развитию познавательной сферы старших школьников
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznav.star_.docx | 38.73 КБ |
ppd.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность программы.
В основе концепции программы "Развитие познавательной сферы старших школьников" лежит педагогическая коррекция умственного развития несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для них процесс социализации часто затруднен из-за ограниченности социальных контактов ( пребывание с ограниченным кругом людей, часто с асоциальным поведением), отсутствует возможность получить необходимые знания.
Данная программа построена с учетом личностных, возрастных особенностей и умственного развития ребенка, представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области познавательного развития подростка. Комплексный подход к изучению умственного развития подростка дает возможность определить динамику их индивидуального развития, выявить отдельные недостатки развития, их взаимосвязь и взаимовлияние.
Программа предполагает анализ умственного развития детей на момент поступления ребенка в школу-интернат и выработку коррекционных мер, направленных на устранение недостатков интеллектуального уровня и развитие умственной деятельности подростков 12-17лет.
Пояснительная записка
В настоящее время возросло число учеников, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития не могут освоить основную общеобразовательную программу по основным предметам.
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.
Учащимся с ОВЗ свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания; у многих наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение письму и математики.
У всех детей с ОВЗ наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.
У учащихся с ОВЗ характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны – неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
При разработке программы учитывались современные тенденции образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Педагогическая коррекция и социальное развитие детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» под редакцией авторского коллектива: Р.В. Мельникова, А. Н. Косогорова, Т.В. Бареева, И.А. Петрова и др. (2010г.) и «Особый ребенок» под редакцией Н.В. Верещагиной (2009г.).
Программа рассчитана на:
5-9 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, время занятия составляет 20 минут.
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов.
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию познавательной сферы старших школьников является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также частью программы развития Государственного казённого общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Школа – интернат «Радуга» «Современная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Программа коррекционных занятий разработана в соответствии с требованиями:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 2011 г.);
Конституция Российской Федерации;
Декларация о правах инвалидов от 09.12.1975 г.;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Паспорт федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;
Приказ Минобрнауки России от 10.06.2015 № 421 «О подготовке к переходу школы на ФГОС НОО ОВЗ»;
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области»;
Устав и локальные акты «Школа-интернат «Радуга» и другие.
Цель и задачи программы.
Цель программы – индивидуальная коррекция познавательной сферы учащихся, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы::
- стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации к учебной деятельности;
- коррекция и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления);
- расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами;
- развитие связной речи;
- формирование сенсомоторных координаций, формирование и развитие пространственной ориентировки.
Методы формирования социального поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации.
Методы формирования социального сознания: объяснение, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример.
Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
Формы проведения занятий: индивидуальные; групповые, игры, упражнения.
Планируемые результаты освоения предмета: повышение уровней познавательных способностей обучающихся.
Обучающийся должен знать:
- полное описание объектов и явлений;
- практические признаки и свойства объектов и явлений;
- последовательность событий.
Обучающийся должен уметь:
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- самостоятельно контролировать временные рамки своей деятельности;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- разносторонне опосредовать свою деятельность речью.
Тематическое планирование 5 -9 класс
Раздел | № занятия | Тема занятия | Цель занятия | Краткое содержание |
Диагностический | Вводное занятие | входная диагностика познавательных процессов | Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. | |
Восприятие | Пространственное представление | развития восприятие пространства и формирование пространственных представлений | 1.Ритуал приветствия 2.Упр.«Измеряем на глазок», 3.Упр.«Что за картинка», 4.Упр.«Определи размер на ощупь», 5.Рефлексия. | |
Временное представление | восприятия времени | 1.Ритуал приветствия 2.Упр. «Кто старше?», 3.Упр.«Назови месяц дальше», 4.Упр.заучивание скороговорок, 5.Рефлексия. | ||
Представление о размере | развитие восприятия формы и восприятия времени цвета, величины и веса | 1.Ритуал приветствия упражнения 2.Упр.«Какой цвет пропал?», 3.Упр.«Построй башню», методики 4.Упр.«Вес предмета», 5.Упр.«Кто больше весит?», 6.Рефлексия . | ||
Целостное представление | развитие целостности восприятия | 1.Ритуал приветствия упражнение 2.Упр.«Назови предмет», 3.Рефлексия. | ||
Геометрическое представление | развитие восприятия геометрических фигур | 1.Ритуал приветствия упражнение 2.Упр. «Соедини», 3.Упр. «Угадай», 4.Упр.«Окошки», 5.Рефлексия. | ||
Внимание | Устойчивость | развитие устойчивости и переключения внимания | 1.Ритуал приветствия 2.Упр.«Будь внимателен!», 3.Упр.«Переплетенные линии», 4.Упр.«Поиграй в сыщика», 5.Упр.«Мой любимый фрукт», 6.Упр.«Матрешка», 7.Упр.«Найди предметы в комнате», 8.Рефлексия. | |
Устойчивость | развитие устойчивости и переключения внимания | 1.Ритуал приветствия 2.Упр. «Лабиринт», 3.Упр.«Найди игрушку в комнате», 4.Упр. «Найди две одинаковые бабочки», 5.Упр.«Найди отличия», 6.Рефлексия. | ||
Распределение | развитие распределения внимания | 1.Ритуал приветствия 2.игра «Веселый счет», 3Упр.«Найди и обведи», 4.Упр. «Найди среди букв слова», 5.Упр. «Поставь значки», 6.Упр. «Какие слова спрятались в рамочках», 7.Рефлексия. | ||
Наблюдательность | развитие наблюдательности: | 1.Ритуал приветствия 2. Упр. «На что похожи наши ладошки», 3.Упр.«Что изменилось?», 4.Упр.«Сравни предметы», 5.Упр.«Повтори узор», 6.Упр.«Найди ошибки», 7.Упр.«Найди вторую половинку», 8. Упр.«Что изменилось», 9.Рефлексия. | ||
Наблюдательность | развитие наблюдательности | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр.«Две одинаковые картинки», 3.Упр.«Кот в сапоге», 4.Упр.«Что изменилось», 5.Упр.«Сделай как у меня», 6.Упр.«Найди недостающие детали», 7.Упр.«Найди лишние детали», 8.Упр.«Что в пустой клеточке», 9.Рефлексия | ||
Концентрация | развитие концентрации внимания | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр. «Раскрась вторую половинку», 3.Упр.«Цифровая таблица», 4.Упр.«Рыба, зверь, птица » 5.Упр. «Цветок, дерево, фрукт», 6.Рефлексия | ||
Зрительное распределение | развитие зрительного внимания: | 1.Ритуал приветствия , 2. зад.«Дорисуй предмет», 3. зад.«Чем залатать коврик?!», 4. зад.«Найди зверей», 5. зад.«Бусы», 6. зад «Помоги хомяку», 7. зад «Найди, что нарисовано неправильно», 8.Рефлекия. | ||
Зрительное распределение | развитие зрительного внимания: | 1.Ритуал приветствия 2.Упр. «Запомни и расставь точки», 3.Упр. «Посмотри и запомни», 4.Упр.«Внимательно раскрась стрелки», 5.Упр.«Внимательно дорисуй, следуя образцу», 6.Рефлексия. | ||
Произвольность | развитие произвольного внимания: | 1.Ритуал приветствия 2.Упр. «Запомни порядок», 3.Упр.«Найди тень», 4.Упр.«Волшебная дорожка», 5.Упр.«Коврики», 6.Упр.«Что здесь», 7.Упр.«Запретные слова», 8.Упр.«Думай быстрее», 9.Рефлексия. | ||
Произвольность | развитие произвольного внимания: | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр. «Какого предмета не хватает», 3.Упр.«Запомни и нарисуй», 4.Упр.«Зеркало», 5.Упр.«Девочки», 6.Упр.«Такие разные животные», 7.Упр.«Чей хвостик?», 8.Упр.«Чьи ушки?», 9.Рефлексия. | ||
Память | Слуховая память | развитие слуховой памяти | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр. «Я положил в мешок…», 3.Упр.«Запомни порядок цифр, предметов», 4.Упр.«Мы ходили в зоопарк», 5.Упр.«Вспомни», 6.Игра «Кто с чем?», 7.Рефлексия | |
Кратковременная память | развитие кратковременной памяти | 1.Ритуал приветствия, 2.Зад. «Каскад слов», 3. Зад. «Палочки», 4. Зад. «Чудесные слова», 5. Зад. «Комната», 6.Рефлексия . | ||
Зрительная память | развитие зрительной памяти | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр. «Картинки», 3.Упр.«Запомни рисунки», 4.Упр.«Запомни и повтори», 5.Упр.«Запомни-положи», 6.Упр.«Запомни и расставь точки», 7.Упр.«Нарисуй по памяти», 8.Рефлексия. | ||
Зрительная память | развитие зрительной памяти | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр. «Какой фигуры не стало?», 3.Упр.«Воспроизвести 10 символов, нарисованных на доске», 4.Упр.«Картинки», 5.Упр. «Найди отличия», 6.Упр.«Пары фигурок», 7.Упр.«Заблудившиеся грибы», 8.Рефлексия. | ||
Зрительная память | развитие зрительной памяти | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр.«Осенние листья», 3.Упр.«Что лежит на столе», 4.Упр.«Собираем бусы», 5.Упр.«Запомни картинки», 6.Упр.«Я - фотоаппарат», 7.Рефлексия. | ||
Ассоциативная память | развитие ассоциативной памяти: | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр. «Пиктограммы», 3.Упр.«Ассоциации», 4.Упр. «Кто знает больше», 5.Рефлексия. | ||
Тактильная память | развитие тактильной памяти | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр. «Узнай предмет», 3.Упр.«Волшебный мешочек», 4.Рефлексия. | ||
Мнестические процессы | развитие мнестических процессов, тренировка памяти: | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр. «Свиристель», 3.Упр.«Повтори-ка», 4.Упр.«Что изменилось в расположении фигур?», 5.Упр. «Кто больше запомнит», 6.Упр.«Запомни цифры», 7.Упр.«Найди картинки», 8.Рефлексия. | ||
Интеллектуальные умения | Мышление | развитие мыслительных операций: | 1.Ритуал приветствия, 2.Зад. «4-й лишний», 3. Зад. «Угадай по описанию», 4.Упр. «Назови лишний предмет», 5.Упр.«забывчивый художник», 6.Упр.«Закономерность», 7.Рефлексия. | |
Мышление | развитие мыслительных операций: | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр.«Что будет если?», 3. Зад. «Подбери картинки», 4. Зад. «В лесу», 5.Игра «Что сначала, что потом?», 6.Упр.«Парные картинки», 7.Упр.«Дорисуй картинку», 8.Рефлексия. | ||
Мышление | развитие понятийного мышления | 1.Ритуал приветствия, 2. Зад. «Назови одним словом», 3.Рефлексия. | ||
Мышление | развитие наглядно-действенного мышления | 1.Ритуал приветствия, 2. Зад.«Лабиринт», 3. Зад. «Смысловое соотнесение», 4. Зад. «Отрицание», 5.Рефлексия. | ||
Мышление | развитие наглядно-образного мышления: | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр. «Составь фигуру», 3.Упр.«Светофор», 4.Упр.«На что похоже», 5.Упр. «Кто где живет?», 6.Упр.«Я беру с собой в дорогу», 7.Упр.«Крестики-нолики», 8.Рефлексия. | ||
Мышление | развитие словесно-логического мышления: | 1.Ритуал приветствия, 2.Зад. «Раздели на группы», 3. Зад. «Дорисуй предметы в определенной последовательности», 4.Упр.«Что перепутал художник», 5.Упр.«Кому что надо?», 6. Зад. «Кто кем будет», 7. Зад. «Нелепицы», 8. Зад. «Бывает- не бывает», 9.Рефлексия. | ||
Мышление | развитие словесно-логического мышления: | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр.«Кто кем будет?», 3.Упр.«Что будет если?», 4.Упр.«Веселая задачка», 5.Упр.«Поставь цифры», 6.Упр.«Найди тень», 7.Упр.«Угощение», 8.Упр.«Что выше?», 9.Рефлексия. | ||
Речь | Устная речь | развитие связной устной речи | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр.составление устного рассказа по сюжетным картинкам, 3.Упр.составление коротких сказочных историй на заданную тему, 4.Упр. «Слово одно- много значений», 5.Упр. «Разгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок». 6.Рефлексия. | |
Словарный запас | развитие и обогащение словарного запаса | 1.Ритуал приветствия, 2.Упр. «Образование с одного слова новых слов разного значения, деление слова на тематические группы». 3.Упр. «Работа со словами, имеющими несколько значений». 4.Зад. «Перевертыш», 5. Зад. «Думай быстрее», 6. Зад. «Один-много», 7. Зад. «Отгадай по описанию», 8. Зад. «Противоположности», 9. Зад. «Что сначала, а что потом?», 10. Зад. «Найди тень», 11.Рефлексия. | ||
Итоговое занятие | заключительная диагностика. | Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. |
Список использованной литературы:
- Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
- Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 47 – 54
- Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М., 2008. – 95 с.
- Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога. - Москва, 2013 г.
- Сборник игр и упражнений для развития и коррекции высших психических функций у детей с ЗПР: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Телица, - Ошмяны, 2103. – 140 с.
- Худенко Е.П., Останина Е.К. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 1-2 часть. – М.: Издательство “Школа”, 2010 г.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.
- Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организацияиндивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно –развивающего обучения.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999 – 136с.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. - М., 1999.
- Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга – М., 2005. – 96с.
- Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М., 2005.
- Шевченко С.Г., Тригер Р.Д., Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Методические материалы для работы педагогов-дефектологов.
- Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993.
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
«Развитие познавательной сферы старших школьников»
Название курса | «Развитие познавательной сферы старших школьников» |
класс | 5-9 класс |
УМК |
|
Цель курса | Предметные: индивидуальная коррекция познавательной сферы учащихся, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. |
Задачи курса | Задачи:
|
Структура курса |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию познавательных способностей младшего школьника "Вундеркинд"
Программа разработана для обеспечения развития познавательных способностей младших школьников, подготовки их к активной учебно-познавательной деятельности. Цель программы: развитие познават...
Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.
Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Задачи программы состоят в...
Рабочая программа по развитию познавательной сферы для 4 класса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развив...
Программа по развитию познавательной сферы младших школьников
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников с умственной отсталостью. Разработанные коррекц...