Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.
методическая разработка по психологии по теме
Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы состоят в следующем: создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей детей; способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников; создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно – развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.
Разработала:
педагог – психолог Бахтина С. Э.
Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы состоят в следующем: создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей детей; способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников; создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Форма проведения программы: индивидуальные (подгрупповые) занятия по 30 - 40 минут один раз в неделю.
Средства проведения: детская игра, элементы психогимнастики, беседа, изотерапия, направленные на повышение сплоченности группы, развитие памяти, мышления, внимания, внутренней активности детей, развитие навыков общения.
Осуществление данной программы предполагает следующие этапы:
- ориентировочный (знакомство, создание положительного эмоционального фона, проведение диагностики, консультирование педагогов и родителей);
- основной (проведение коррекционно-развивающих занятий);
- заключительный (повторная диагностика, подведение итогов, разработка рекомендаций для педагогов и родителей).
№ п/п | Тема занятия | Развивающие задачи | Основные содержательные аспекты занятия |
1 |
«Давай познакомимся» | Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Адаптация ребенка к новым формам взаимодействия. | Представление психологом себя и нового курса занятий. Правила знакомства, процедура знакомства с человеком и с группой людей. |
2 | «Смешной и грустный Человек. Рассеянный» | Развитие произвольного внимания и восприятия. Формирование мотивационной направленности на действие контроля. | Значение внимания в жизни человека. Как внимание помогает учиться. Способы развития и тренировки внимания. |
3 | Что такое память? | Раскрыть понятие памяти и её роли в жизни человека, познакомить с видами памяти. | Развиваем память. Тренируем память. Задания и упражнения на развитие видов памяти. |
4 | «Секреты нашей памяти» | Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения. | Информация о возможностях челове- ческой памяти. Анализ трудностей запоминания и воспроизведения. Приемы развития зрительной и слуховой памяти. Мотивация на запоминание. |
5 | Что такое мышление? | Раскрыть понятие «мышление», его виды. Задания и упражнения на развитие видов мышления. | Конспект занятия. |
6 | Тренируем мышление. | Задания и упражнения на развитие видов мышления. | Конспект занятия. |
7 | «Развиваем мышление» | Развитие аналитического мышления. Развитие понятийного и образного обобщения. | Анализ, сравнение и обобщение объектов в форме парного сотрудничества. Взаимная помощь и контроль. |
8-9 | Что такое восприятие? Виды восприятий. | Закрепить понятия «восприятие», «ощущение»; раскрыть приёмы восприятия величины, цвета, формы, восприятия, пространства, движения, времени. | Конспект занятия. |
10 | «Как мы воспринимаем информацию» | Развитие целостности и осознанности восприятия. Развитие произвольного внимания. Формирование мотивационной направленности на действия внимания и восприятия. Диагностика особенностей восприятия. | Особенности восприятия человеком предметов окружающего мира, Диагностика целостности восприятия. Развитие внимания и восприятия в играх и упражнениях. |
11-12 | Развиваем пространственные ориентации. | Задания и упражнения на развитие пространственных ориентации. | Конспект занятия. |
13-14 | Развитие временных отношений. | Задания и упражнения на развитие временных отношений. | Конспект занятия. |
15 | Развитие наблюдательности. | Задания и упражнения на развитие наблюдательности. | Конспект занятия. |
16 | Развиваем связи правого и левого полушария и мелкую моторику рук. | Задания и упражнения на развитие связи левого и правого полушария с помощью пальчиковых игр. | Конспект занятия. |
17-18 | Что такое внимание? Виды и свойства внимания. | Раскрыть понятие «внимание», его виды (произвольное-непроизвольное», «внешнее и внутреннее), свойства (концентрация, распределение, переключение) | Конспект занятия. |
19 | «Учимся отвечать на вопросы» | Формирование умения строить суждения как ответ на вопрос. Развитие умения ориентироваться в тексте для ответа на вопрос | Как можно ответить на поставленный вопрос {верно—неверно, полно- кратко, точно—неточно). Упражнение в построении суждений для ответа |
20-21 | «Развиваем память» | Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания. | Как запомнить больше и лучше. Связи между запоминаемым. Логическая цепочка запоминаемого. Образы при запоминании. |
22 | «Образ и мысль» | Развитие мышления и речи на основе образов. | Построение последовательного ряда сюжетных картин. Создание образа на основе отдельных понятий и его логическая вербализация. |
23-24 |
«Думаем играя» | Развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений. | Кого называют наблюдательным человеком. Почему важно уметь наблюдать. Установление причинно-следственных отношений на основе житейских наблюдений |
25-26 | «Необычное в обычном» | Развитие функции анализа и аналитического сравнения. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений. | Анализ и сравнение признаков раз личных предметов. Поиск недостающих признаков. Что можно и что нельзя сравнивать. Упражнения по аналитическому сравнению. |
27 | «Как Колобок превращается в Кубик» | Анализ существенных и несущественных признаков. Сравнение предметов | Выделение «главных» и «неглавных» признаков объекта. Поиск существенных признаков. Синтезирование объекта по его признакам |
28-29 | «Общее в различном» | Развитие обобщения на наглядно- образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой (парной) работы | Выделение существенных признаков в различных объектах для обобщения в новое понятие |
Итоговая диагностика познавательной деятельности. Проверка эффективности программы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.
Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие внимания, памяти, мышления
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие внимания, памяти, мышления...

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Цели программы- Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...

Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию ориентировки в пространстве
Дети с тяжелыми нарушениями речи затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Пространственные...
Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...

Календарно - тематическое планирование индивидуальной коррекционной работы для учащегося 2 класса. ЗПР (В.7.2) по коррекции смешанная дисграфия
Календарно - тематическое планирование индивидуальной коррекционной работы для учащегося 2 класса. ЗПР (В.7.2) по коррекции смешанная дисграфия (дисграфия на почве недоразвития языкового ан...

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"
Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обу...