План самообразования учителя русского языка и литературы Тихоновой Т.Н.
материал

В плане самообразования представлены пути работы над темой "Технологии системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как фактор оптимизации учебного процесса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая аттестация19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

 «Лицей Иннополис»

Г.Иннополис

Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан

ПРОГРАММА

САМООБРАЗОВАНИЯ

учителя  русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Тихоновой Татьяны Николаевны

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.

Блейк У.

Тема  самообразования:

«Технология системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как фактор оптимизации учебного процесса»

Актуальность  темы:

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

  Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и  результат образования наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся од ним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.  

«Человека нельзя “сделать”, “произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

■     придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;

■     более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

■     возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

■     существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

■     обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области по знания.

   Таким образом, практические приложения педагогических подходов - системного, деятельностного и личностно ориентированного - вновь приобретают актуальность.

Цель:

1. Повышение  профессиональной  подготовленности  и  как  следствие, повышение  эффективности  обучения  русскому языку и литературе.

Задачи:

- планировать учебно-воспитательный процесс по русскому языку и литературе, внеклассную работу с учетом конкретных условий данного учреждения;

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

- формировать интерес учащихся к занятиям русского языка и литературы;

- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного учреждения;

- учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач;

- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Мотивы, побуждающие меня  к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией требует все больших знаний не только по поиску, анализу новой информации,  но и по ее хранению, использованию и  достоверности.

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Общественное мнение. Мне  не безразлично, считают меня  «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличения нагрузки в школе.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, тренинги,  курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.

Формы самообразования:

- индивидуальная – через индивидуальный план,

- групповая – через участие в деятельности гимназического и районного методических объединений учителей, а также через участие в жизни гимназии.

Ожидаемые результаты:

•        повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,

•        разработка, апробирование методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий.

•        разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;

•        разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,

•        доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.

Форма  отчета  по  проделанной  работе:

 Обобщение опыта  работы  на  уровне  гимназии.

Выступления  по  обмену  опытом  работы  на  заседаниях РМО. Представление  администрации  гимназии  отчета  с  анализом, выводами  и  рекомендациями  для  других  учителей.

Основные  направления

Действия  и  мероприятия

Профессиональное

1. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Русский язык», «Литература».

2. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  русскому языку и литературе, концепциями  обучения, их  оценками.

3. Изучать  новую  литературу  по  предмету и  методике  преподавания.

4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей  русского языка и литературы, организованных  в  Институте  образования.

5. Принимать  активное  участие  в  работе  РМО .

6. Принимать  участие  в  научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней.

7. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

8. Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.

9. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.

10.Повышать  уровень  своей  эрудиции, правовой  и  общей  культуры.

11. Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

12. Организовывать   кружковую  и  внеклассную  деятельность  по  предмету.

13. Систематически  просматривать  познавательные телепередачи.

14. Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

2. Изучать  современные  психологические  методики.

3. Создание  пакета  психолого-педагогических  материалов  для  учителя.

Методическое

1. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания:

-  Русский язык и литература в  школе

2. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  уроков.

3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.

4. Проводить  мастер-классы  для  коллег  по  работе, учителей  района.

5. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

6. Проектировать  личную  методическую  веб-страницу.

7. Создавать  пакет  сценариев  уроков  с  применением  информационных  технологий.

8. Создавать  пакет  бланков  и  образцов  документов  для  педагогической  деятельности.

ИКТ

1. Обзор в  Интернете  информации  по  преподаваемому  предмету, психологии, педагогике, педагогических  технологий.

2. Изучать информационно-коммуникативные  технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.

Охрана  здоровья

1.  Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающие  технологии.

Интересы  и  хобби

Совершенствовать работу клуба «ЭТО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя русского языка и литературы на 2010 - 2012 уч. г.

В представленном плане самообразования по теме " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения" указаны цели, ожидаемые результаты и план рабоы....

план самообразования учителя русского языка и литературы

Эта работа содержит именно план самообразования учителя-предметника. Он рассчитан на пять лет....

План самообразования учителя русского языка и литературы

«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»...

План самообразования учителя русского языка и литературы.

Те                                                План самообразования: ...

План самообразования учителя русского языка и литературы.

«Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»....

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.

Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...