План самообразования учителя русского языка и литературы Тихоновой Т.Н.
материал
В плане самообразования представлены пути работы над темой "Технологии системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как фактор оптимизации учебного процесса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая аттестация | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей Иннополис»
Г.Иннополис
Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
ПРОГРАММА
САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Тихоновой Татьяны Николаевны
Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.
Блейк У.
Тема самообразования:
«Технология системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как фактор оптимизации учебного процесса»
Актуальность темы:
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».
Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих в жизнь в новом качестве молодых людей, то и результат образования наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся од ним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
«Человека нельзя “сделать”, “произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)
Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
■ придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
■ более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
■ возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
■ существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
■ обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области по знания.
Таким образом, практические приложения педагогических подходов - системного, деятельностного и личностно ориентированного - вновь приобретают актуальность.
Цель:
1. Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение эффективности обучения русскому языку и литературе.
Задачи:
- планировать учебно-воспитательный процесс по русскому языку и литературе, внеклассную работу с учетом конкретных условий данного учреждения;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к занятиям русского языка и литературы;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного учреждения;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Мотивы, побуждающие меня к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией требует все больших знаний не только по поиску, анализу новой информации, но и по ее хранению, использованию и достоверности.
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Общественное мнение. Мне не безразлично, считают меня «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличения нагрузки в школе.
Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, тренинги, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности гимназического и районного методических объединений учителей, а также через участие в жизни гимназии.
Ожидаемые результаты:
• повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
• разработка, апробирование методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий.
• разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;
• разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
• доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Форма отчета по проделанной работе:
Обобщение опыта работы на уровне гимназии.
Выступления по обмену опытом работы на заседаниях РМО. Представление администрации гимназии отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | 1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Русский язык», «Литература». 2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по русскому языку и литературе, концепциями обучения, их оценками. 3. Изучать новую литературу по предмету и методике преподавания. 4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы, организованных в Институте образования. 5. Принимать активное участие в работе РМО . 6. Принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней. 7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 8. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. 9. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни. 10.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 11. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег. 12. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету. 13. Систематически просматривать познавательные телепередачи. 14. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях. |
Психолого-педагогическое | 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучать современные психологические методики. 3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя. |
Методическое | 1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания: - Русский язык и литература в школе 2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков. 3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу. 4. Проводить мастер-классы для коллег по работе, учителей района. 5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов. 6. Проектировать личную методическую веб-страницу. 7. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий. 8. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности. |
ИКТ | 1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий. 2. Изучать информационно-коммуникативные технологии и внедрять их в учебный процесс. |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. |
Интересы и хобби | Совершенствовать работу клуба «ЭТО». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя русского языка и литературы на 2010 - 2012 уч. г.
В представленном плане самообразования по теме " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения" указаны цели, ожидаемые результаты и план рабоы....
план самообразования учителя русского языка и литературы
Эта работа содержит именно план самообразования учителя-предметника. Он рассчитан на пять лет....
План самообразования учителя русского языка и литературы
«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»...
План самообразования учителя русского языка и литературы.
Те План самообразования: ...
План самообразования учителя русского языка и литературы.
«Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»....
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.
Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...