Инновационная деятельность. Программа " Организация работы с одарёнными детьми в области гуманитарных дисциплин"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
671610, РБ, с. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел.:(30131)41540, факс(30131)41540 _________________________________________________________________________e.mail: barguzin.school@yandeх.ru
Инновационная деятельность
Программа
Организация работы с одарёнными детьми в области гуманитарных дисциплин
Учитель русского языка и литературы
Чебунина Н. В.
с. Баргузин
Содержание
- Пояснительная записка
- Нормативно-правовое обоснование
- цели,
- задачи,
- сроки,
- участники,
- ценностные приоритеты,
- ожидаемый результат деятельности в целом.
- Этапы реализации программы.
- Содержание Программы
- Концептуальные положения.
- Методы и формы работы с одаренными детьми.
- Условия успешной работы с одаренными детьми.
- Основные направления деятельности, цели и задачи, условия успешной работы с одаренными детьми
- Организация работы с одаренными детьми.
- Литература.
Пояснительная записка
Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
Проблемным полем остаётся:
- отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
- стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги.
В связи с этим необходимы условия, способствующие максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
Нормативно-правовое обоснование
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений»;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Устав МБОУ «Баргузинская сош» ;
Положение о программе воспитательной работы классного руководителя (ФГОС) в МБОУ «Баргузинская сош», утвержденное Приказом № 128 от 09.06.2019г.
Цель программы: Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Дидактическая цель -повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.
Задачи:
- Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
- Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области гуманитарных дисциплин, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
- Внедрение оценочной деятельности учащихся и учителей- «Портфолио»;
- Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;
- Разработка нормативно-правового обеспечения.
Сроки:
Внедрение программы работы с одаренными детьми выполняется и обновляется с 2001 г. – 2021гг.. Вместе с тем школа не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.
Участники Программы:
Участники образовательного процесса – учащиеся, родители, наставники МБОУ «Баргузинская сош»
Организационный этап: разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми. Этап реализации: непосредственная работа с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей. Завершающий этап (на выходе из школы): контроль и анализ достигнутых результатов, профориентационная работа, определение проблем, возникших в ходе реализации Программы, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. Применяемые технологии: - Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская) - Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») - Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др. - Идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова ) Возрастная категория, на которую рассчитана программа: 5-11классы Механизм реализации Программы Реализуется через работу методических объединений учителей и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивает школьный сервер. Ожидаемые результаты Программы После реализации ожидаем получить следующие результаты:
|
Концептуальные положения Программы
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одаренности.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):
- Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.
- Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
- Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
- Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Особенности, присущие одаренным детям:
Знание признаков способностей и одаренности позволяет определить принципы и методы выявления одаренных детей (Бабаева ЮД, Богоявленская Д.Б, Брушлинский А.В. и др.):
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
- развернутое во времени наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях;
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;- подключение к оценке одаренности ребенка специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
- оценка признаков одаренности ребенка не только по актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития, на основе выстраивания для данного ребенка индивидуальной траектории обучения;
- опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей и др.).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Раньше других обнаруживается художественная одарённость. В области науки быстрее всего проявляется математическая одарённость. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребёнка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления не являются достаточным залогом будущего таланта.
Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.
В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
- тематические и проблемные мини- курсы,
- «мозговые штурмы» во всех вариантах,
- ролевые тренинги,
- развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы пли творческих зачетов и т.п.
Организационные формы:
- Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
- Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
- групповые формы работы,
- творческие задания,
- вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
- дискуссии,
- диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
- факультативы,
- кружки,
- конкурсы,
- интеллектуальный марафон,
- привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы
- пробы пера
- система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ.
При организации работы учителя-предметника, классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
- Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
- Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.
- Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
- Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
- Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Требования к учителю.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:
- разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
- создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставляет учащимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение индивидуальности ученика.
Основные направления деятельности, цели и задачи, условия успешной работы с одаренными детьми
Целями работы учителей образовательного учреждения с одаренными детьми являются:
- выявление одаренных детей;
- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Развитие:
- интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе научного общества учащихся ( в МБОУ «Баргузинская сош» в «Малой Академии наук»;
- индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования;
- способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.);
Задачи по реализации вышеуказанных целей:
- Подготовка педагогов, обладающих профессионально-личностной квалификацией для работы с одаренными детьми
- Выявление одаренных детей на основе психодиагностики.
3. Выстраивание системы работы с одаренным ребенком, включающей как урочную, так внеурочную деятельность, которая позволяет сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях.
4. Отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
5. Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка и образовательного процесса в целом.
Подразделения ОУ, осуществляющие работу по формированию и развитию творческих умений учащихся – интеллектуальных, художественных и т.п.:
- Научно-методический совет.
- Методические объединения.
- Научное общество.
- Предметные кружки.
- Дополнительное образование.
- Психологи.
- Медиатека.
Обучение одаренных детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи следующих внутренних и внешних факторов:
- психологических (система исследовательских умений и навыков различных видов деятельности школьника, его адекватная самооценка, установка на творчество, опыт самоорганизации деятельности, саморегуляция поведения, самореализация учащимися своих общих и творческих способностей);
- педагогических (инновационная профессиональная деятельность учителя, широкая мотивирующая образовательная среда, индивидуально-направленная система обучения);
- социальных (ценности этнокультурной среды, социализирующие тенденции микросоциума, здоровый уклад жизни).
Дополнительное образование включает следующие образовательные области и направления деятельности, реализуемые соответствующими направлениями (примерный перечень):
Направления | Области деятельности | Виды образования |
Художественно-эстетическое | Художественно- творческая, эстетическая, культурно-досуговая | Музыкально-инструментальное, сценическое искусство, эстрадные танцы, художественно-декоративное, изобразительное искусство (Детский дом творчества, Детская школа искусств в с. Баргузин) |
Научно- гуманитарное | Социальная, научно-исследовательская, краеведческая | Краеведение, профориентация, проектирование, совместные мероприятия со школьной и районной библиотекой |
Экологическое | Экологическая, туристско-краеведческая | Краеведение, детский туризм, федеральный проект РБ «Живые уроки», эколого-туристическое, школьное лесничество «Щит и Меч» |
Цель дополнительного образования: выявление и развитие творческих способностей детей, помощь в самоопределении и самореализации ребенка.
Задачи:
- Изучение интересов и потребностей обучающихся;
- Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
- Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей;
- Расширение видов творческой деятельности;
- Формирование условий для создания единого образовательного пространства.
Организация работы с одаренными детьми
Организация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «ребенок – учитель – родители».
1. | Научно-методический модуль | Психолого-педагогические исследования Исследования содержания и технологий образования |
2. | Практико-педагогический модуль | Творческие студии Школьная малая академия наук Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ Выставки юных художников, юных фотографов, дизайнеров и т.д. Индивидуальные программы работы с детьми |
3. | Акмеологический модуль | Постоянно действующие теоретические и научно-практические семинары, практикумы Лекторий Творческие лаборатории |
4. | Модуль «Родительский всеобуч» | Просветительский лекторий Индивидуальная консультация |
5. | Материально-технический модуль | Компьютерный банк данных «Одаренные дети» Медиатека |
6. | Информационно-издательский модуль | Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и одаренными детьми. Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с одаренными учащимися. Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, альманахов, периодических изданий, творческих работ одаренных детей. Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсов по различным направлениям работы с одаренными детьми. |
7. | Административный модуль | Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с одаренными детьми, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с детьми. Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и др.мероприятий разного уровня. |
Мероприятия по реализации Программы
Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми |
Формирование координационного (рабочего) органа по работе с одаренными детьми |
Разработка инновационного проекта «Одаренные дети» |
Проведение школьных фестивалей и конкурсов детского художественного творчества, слетов юных натуралистов, краеведов, спортивных мероприятий. Участие во Всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и т.д. |
Проведение школьных олимпиад, конкурсов, соревнований по профилям для одаренных детей. |
Формирование системы внеурочной работы с одаренными учащимися:
|
Участие в научно-практической конференции младших школьников |
Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов и т.д.) |
Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные |
Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов) одаренным детям, тьюторское сопровождение |
Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми, обеспечение льгот, премий и других видов морального и материального поощрения |
Создание учебно-тематических планов, программ и методических материалов для организации учебно-воспитательного процесса в системе повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми |
Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми |
Участие в конкурсах «Учитель года», «Ученик года», «Лидер в образовании» |
Внедрение новой оценочной деятельности учащихся и учителей - «Портфолио» |
Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных СМИ |
Интеграция общего и дополнительного образования |
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению одаренные дети. |
Подготовка и обновление сайт-страницы "Одаренные дети" на школьном сайте. |
Осуществляемая модель работы с одарёнными детьми в школе является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:
1. 100% успеваемость по предмету;
2. Повышение % качества образования по русскому языку и литературе.
3. Успешная сдача ЕГЭ и ГИА.
4. Результативность исследовательской, проектной деятельности.
5. Развитие творческого потенциала учащихся .
6. Активность жизненной позиции школьника.
7. Высокая мотивация деятельности.
8. Высокий рейтинг образовательных достижений.
9. Участие в образовательной программе «Литературное творчество: Классическая литература» в рамках образовательного центра «Сириус», г. Сочи
Доказательством являются многочисленные победы моих учеников в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференций разного уровня, что говорит также о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий.
Литература:
- Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
- Блонский П.П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 1983.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
- Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.
- Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. — М.,1973.
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". — 1986.— № 1.— С. 11—19.
- Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.— 1972.— № 2. —С. 114—123.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.— 1969. — № 1.
- Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.— М.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.— С.9—14.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989.— № 6.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. — Уфа, 1988.
- Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.
- Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. — М., 1985.
- Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.
- Тэкэке К. Счастливые родители одарённых детей. — Ижевск, 1992.
- Чудковский В.Э. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989. — № 6.
- Шумаков Н.Б. Развитие одаренности детей в младшем школьном возрасте //Новые исследования в психологии и педагогике. — 1991. — № 1. (с. 251)
- Элъконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1985.— № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми
В работе рассказывается об организации работы по формированию и развитию универсальных учебных действий во внеурчное время....
Проект на тему: «Модель индивидуальной деятельности обучающихся при организации работы с одарёнными детьми».
Цель проекта: изучение особенностей развития личности одаренного ребенка, разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала обучающихся со скрытой формой одаренн...
Программа «Организация работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
Работа с одарёнными детьми...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...
Организация работы с одарёнными детьми через проектную, исследовательскую и творческую деятельность в условиях использования УМК (Радченко О.А.) "Вундеркинды"
В работе описывается опыт учителя в работе с одарёнными детьми по учебникам О.А. Радченко " Вундеркинды". Раскрываются разные формы работы и показывается лестница достижений учащихся....
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ Н.А. Правдина, учитель географии и биологии ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка Во всем мире проблема ...