Программа «Организация работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю директор
МБОУ «Уралинская ООШ»
Гурьянова Л.А.___________
«_______» __________2015 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уралинская основная общеобразовательная школа
Омской области, Большеуковского района.
Программа
«Организация работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
Направление: «Гуманитарный ум»
(гуманитарные дисциплины)
Возраст участников: 5-9 классы
Срок реализации: 5 лет (2015-2020г)
Автор программы:
Ульянова Мария Борисовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Уралинская ООШ»
Уралы
2015 год
Пояснительная записка
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Школьные предметы русский язык и литература дают огромный простор для развития умственной деятельности учащихся. Литература - это та учебная дисциплина, которая расширяет кругозор учащихся, социализирует личность и формирует мировоззрение. Школьный курс литературы помогает выявлению одаренных детей, дает возможность раскрыть в учащихся способности в самых различных областях деятельности. И мне хотелось бы рассмотреть формы и методы работы педагогов с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, проанализировать и обобщить их опыт. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний. Программа учителя – филолога предполагает организацию системной и результативной работы педагога по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе на школьном, муниципальном и региональном уровнях; к научно-практическим конференциям НОУ «Поиск»; творческим конкурсам. Данное направление мною выбрано потому, что я имею опыт работы по успешной подготовке учащихся к предметным олимпиадам и творческим конкурсам различного уровня. Мною накоплен необходимый научно-методический, дидактический материал для реализации данной программы. Однако, в условиях сельской общеобразовательной школы существует проблема творческого и интеллектуального развития одарённых и способных детей. На селе отсутствует развитая инфраструктура дополнительного образования. Материальный и образовательный уровень родителей, мотивация к развитию ребёнка часто оставляют желать лучшего. В этой ситуации на школу и школьного учителя ложится решение проблемы развития способностей учащихся. Системная, научная организация работы позволит даже в условиях общеобразовательной школы добиваться положительных результатов. Программа рассчитана на ежегодную и возобновляемую работу учителя с учащимися на протяжении 5 лет, в которую включены учащиеся 5 - 9 классов. Реализация программы позволит ученикам побеждать в предметных олимпиадах различного уровня, существенно поможет при подготовке к ЕГЭ и ГИА, будет способствовать профессиональной ориентации выпускников.
Программа гуманитарной ориентации направлена на развитие познавательного интереса к углублённому изучению предметов гуманитарного цикла, литературного краеведения, возрождение народных традиций, духовно-нравственных и патриотических основ воспитания.
Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у обучающихся формируются предметные, коммуникативные компетентности. В основу работы взят краеведческий материал.
Программа актуальна, потому что в настоящее время система образования, педагогическая наука во всем мире переживают период осмысления философских оснований образования, стратегических направлений развития образования, общих целевых установок, методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена прежде всего экономическим и социальным развитием современного общества, когда информация стала главным продуктом цивилизованного общества. Умение работать с информацией жизненно важно для любого специалиста. Оно равноценно владению современными технологиями исследовательской деятельности, обладанию навыками творческой деятельности. Раскрытие творческих способностей обучаемых - ныне доктринальная установка.
Целью программы является: создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, развитие их самореализации в соответствии с их способностями, воспитание нравственности, патриотизма.
Задачи программы:
Обучающие:
- углубить предметные знания для подготовки обучающихся к участию в олимпиадах по русскому языку и литературе;
- научить навыкам исследовательской деятельности;
- сформировать знания и умения для участия в интеллектуальных и творческих конкурсах гуманитарного и краеведческого направления.
Развивающая:
- развить устойчивую потребность к самообразованию, активную жизненную позицию,
творческие и исследовательские способности.
Воспитательная:
- воспитать морально-волевые и нравственные качества.
Отличительной особенностью данной программы, является то, что ребенок имеет право изучать, на свой выбор, предложенные в программе разделы литературного краеведения, в соответствии со своими интересами и потребностями. Обязательными разделами программы остаются - углубленное изучение предметов гуманитарного цикла.
Условия реализации образовательной программы.
Программа предназначена для одарённых и талантливых детей в области гуманитарных знаний.
В программе участвуют обучающиеся 5- 9 классов.
Срок реализации программы 5 год ( 2015 – 2020 гг.)
Условия отбора одарённых детей осуществляются с помощью диагностики и мониторинга. Система набора включает:
-формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
- проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
- проведение диагностики одаренных детей;
- диагностика условий обучения и развития одаренных детей ;
- создание банка данных «Одаренные дети основной школы».
Занятия проводятся 1 раз в неделю. 34 часа в год.
Этапы реализации
Реализация программы рассчитана на с 2015 - 2020 учебный год.
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 1 полугодие 2015 учебного года . Он включает в себя:
- создание нормативно-правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
-создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
-отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- разработка авторской программы дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации ( 2016 г. - 2020 г.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях. На этом этапе планируется:
- апробация экспериментальной авторской программы;
- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
-отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
-углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
-пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы».
Третий этап.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе 2020 г. (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности учителя по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях основной школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Формы работы с одаренными детьми
-Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
-Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
-Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам гуманитарного цикла;
-Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
-Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
-Создание детских портфолио на основе их достижений.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
-принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
-принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
-принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно- воспитательного процесса;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Участники реализации программы:
- учитель русского языка и литературы Ульянова М.Б.;
-обучающиеся 5-9 классов;
-родители детей.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в разного уровня олимпиадах;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся.
К концу обучения обучающиеся будут знать:
- углубленные предметные понятия для подготовки к участию в олимпиадах по русскому языку и литературе;
- сущность исследовательской деятельности на основе краеведческого материала;
- условия для участия интеллектуальных и творческих конкурсах гуманитарного и краеведческого направления.
К концу обучения обучающиеся будут уметь:
-применять полученные знания по предмету для подготовки к участию в олимпиадах и конкурсах;
- использовать знания исследовательской деятельности для участия в научно-исследовательской конференции НОУ «Поиск».
К концу обучения обучающиеся будут иметь навыки:
-- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
-определять учебную задачу;
-ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-владеть своим вниманием;
-сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
-использовать основные приемы мыслительной деятельности;
-самостоятельно мыслить и творчески работать;
-владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и литературе.
Мониторинг результативности работы с учащимися осуществляется с использованием:
- концепция одаренности (Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. А. Крутецкий и др.);
- модели развития индивидуальности одарённых школьников (Гусева Е.В, Гурова Н.С,Землянской Е.Н, Савенков, А. И.);
- концепция развивающего образования (Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина);
- мониторингов по предметам;
- анализа результатов участия в различных конкурсах, НПК, олимпмадах.
Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализированность личности |
|
|
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе |
|
|
Конкурентоспособность одаренных учащихся |
|
|
Формами подведения итогов станут олимпиады, НПК, конкурсы, проекты.
Учебно-тематический план 2015-2020гг.
№ п/п | Перечень разделов, тем. | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе. | 65 | 25 | 40 |
2 | Исследовательская деятельность учащихся на основе краеведческого материала | 70 | 20 | 50 |
3 | Интеллектуальные и творческие конкурсы | 30 | 30 | |
4 | Заключительное занятие | 5 | 5 | |
ИТОГО | 170 | 50 | 120 |
Содержание программы
1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе.
Теория. «Олимпиадный тренинг», включающий работу с понятиями из области:
- фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);
- лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
- фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
- морфемики и словообразования (этимология морфем);
- морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
- синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).
Практика. Задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. Сборники олимпиадных задач.
2. Исследовательская деятельность учащегося на основе краеведческого материала
Теория. Выделение основной проблемы в предложенной ситуации. Определение темы и цели исследования. Формулирование и отбор полезных гипотез. Определение пригодности выбранной для проверки гипотезы. Разграничение допущений и доказанных положений. Планирование проверки гипотезы. Планирование результата. Составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования. Установление связи полученных данных с поставленной проблемой. Систематизация фактов, явлений. Интерпретация данных.Использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции. Установление аналогий. Формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований. Решение задачи в новой ситуации.
Практика.
1. Анализ литературы по вопросам краеведения (учебники, книги, словари, архивные документы, произведения сибирских писателей).
2. Ознакомление с выявленными проблемами по краеведению в других сёлах нашего района и районах Омской области с помощью ИКТ;
3. Живой диалог со старожилами села ( Черных К.Н., Емельянова К.П., Купрейкина Е.Т)
4. Посещения музея района
5. Встречи с участниками военных действий, «Горячих точек» сотрудниками героических профессий. С ветеранами труда.
Итог: Написание творческого сочинения, реферата. Создание проекта, исследовательской работы.
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
Теория. Филологический чемпионат, филологическая олимпмада, конкурс «Проба пера», участие в различных сетевых конкурсах: intolimp.org, infourok.ru, дистанционная олимпиада.
Практика. Анализ заданий предыдущих конкурсов.
Общее количество учеников, прошедших контроль результатов обучения по программе: 16
Достижения участников программы за 2015-2017 учебный год
Число победителей испытаний: 8
Число победителей испытаний: 8
Список испытаний:
Научно-практическая конференция школьников НОУ «Поиск».
Конкурс сочинений «Моя семья-моя опора».
ВОШ Муниципальный этап.
Международный конкурс «Кириллица»
Конкурс литературных творческих работ, посвящённых 300-летию города Омска.
«Гимн чести, мужеству и славе» Сочинение «Героям войны в Чечне посвящается...»
НПК « Помню!Знаю!Горжусь!».
VI областной творческой олимпиады «Знай-Ка» – «Академия творческих наук»
Онлайн-олимпиада «Русский язык с Пушкиным»
Филологическая олимпиада школьников ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.
Региональный конкурс «Сохраним нашей истории след».
Краеведение НПК « След войны в моей семье».
«Моя Сибирь» (Историко-литературный конкурс )
«Моя малая родина». Районная и региональная НПК школьников
«Мой край - моя гордость», посвящённый 90-летию района (творческий конкурс 2015г.)
Областной телекоммуникационный проект «Преподобный Сергий Радонежский – великий гражданин и подвижник»
Творческий конкурс «Это нашей истории строки»
«Письмо Победы», (письмо деду)
Проекты краеведческой направленности (представленные на НПК)
«Фольклор от самой колыбели» (работа о детских потешках, пестушка, колыбельных песнях, распространённых в наших местах)
«С фольклором по жизни» (работа о фольклорных праздниках и традициях в нашем районе)
«Моя маленькая, школьная страна» (работа об истории Уралинской школы)
«Хранительница домашнего очага» (работа о русской печи)
«Уралинские народные былички» ( собран и представлен на НПК фольклорный материал)
«Масленица земли уралинской»
«О героях былых времён и современной России», посвященный Году литературы, 70-летию Победы в Вов и родному прадеду.
«Образ русской бабушки и её роль в воспитании детей»
( работа представлена на НПК о бабушке, которая живёт в их семье, и на основе произведений В. Астафьева)
Список детей-победителей:
1. Ульянов Саша
2.Гурьянов Никита
3. Штебе Лена
4.Перязева Юля
5. Мачалов Игорь
6. Постовой Артём
7. Пермякова Настя
8. Малафеева Наташа
Результаты деятельности за 2015-2016 учебном году
в области филологии
Название мероприятия, призовое место | |
1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе. | Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Перязева Юлия-призёр Штебе Елена- победитель. Международный конкурс- олимпиада «Кириллица» Автор: Штебе Елена- призёр |
2. Исследовательская деятельность учащегося на основе краеведческого материала | Научно-практическая конференция школьников НОУ «Поиск» «Рыбки земли уралинской». Автор:Ульянов Саша-победитель «Моя малая родина». Районная и региональная НПК школьников Автор: Штебе Елена- призёр Научно-практическая конференция школьников НОУ «Поиск» « Помню!Знаю!Горжусь!» Автор: Гурьянов Никита- победитель. |
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы | Конкурс литературных творческих работ, посвящённых 300-летию города Омска. «Омск-город литературный» (о коренной омичке Марине Безденежных) Автор: Мачалов Игорь-призёр «Гимн чести, мужеству и славе» Сочинение «Героям войны в Чечне посвящается...» Автор: Мачалов Игорь-призёр Конкурс сочинений «Моя семья-моя опора» (муниципальный уровень) Автор:Ульянов Саша-победитель «О героях былых времён и современной России», посвященный Году литературы, 70-летию Победы в Вов и родному прадеду. Автор:Гурьянов Никита- победитель. |
Результаты деятельности за 2016-2017 учебном году
в области филологии
Название мероприятия, призовое место | |
1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе. | Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Штебе Елена- победитель. Быков Дима –участник по литературе Филологическая олимпиада школьников ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Штебе Елена Региональный заочный этап.– призёр. Малофеева Наташа Региональный заочный этап.– призёр. Пермякова Настя-участник VI областной творческой олимпиады «Знай-Ка» – «Академия творческих наук» Автор:Ульянов Саша. Региональный очный этап-Свидетельство Онлайн-олимпиада «Русский язык с Пушкиным» Автор:Ульянов Саша- победитель |
2. Исследовательская деятельность учащегося на основе краеведческого материала | XLIX Межрегиональной научно-практической конференции школьников НОУ «Поиск» Автор:Ульянов Саша- Муниципальный этап-1 место Региональный этап –Лауреат XLIX Межрегиональной научно-практической конференции школьников НОУ «Поиск» «Образ русской бабушки и её роль в воспитании детей» ( работа представлена на НПК о бабушке, которая живёт в их семье, и на основе произведений В. Астафьева) Автор: Постовой Артём Муниципальный этап-2 место Региональный этап – участник |
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы | Конкурс сочинений «Народный герой - 2016» - Автор: Пермякова Настя – призёр Всероссийском открытом конкурсе интерактивных работ Школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» Автор: Гурьянов Никита- победитель. |
Опыт распространения программы
1. Выступление на педсовете, на РМО учителей словесности по теме «Работа с одарёнными детьми» с разработкой методических рекомендаций (2015г.);
2. Выступление на методическом районном объединении по воспитательной работе «Проблемы работы с одарёнными детьми» (2016г);
3. Публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru педагогического проекта «Организация работы с одарёнными детьми» (http://nsportal.ru/ulyanova-mariya-borisovna)
Методическое обеспечение программы
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Интернет ресурсы :
- http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»
-http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
- http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
- http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова»
-http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».
- http://www.center.fio.ru — мастерская «В
Программа работает. Из 18 детей в основной школе (5-9классы) 7 и более считаются одарёнными в гуманитарном направлении; занимают призовые места на разных уровнях.
Работа будет продолжаться по данному направлению. К концу 2020 года запланировано:
-выйти на более высокий (всероссийский и федеральный ) уровень на предметных олимпиадах;
- продолжить исследовательскую работу, в основном краеведческого характера.
Список литературы
- Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.
- “Одаренные дети” Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого. 1991 г. М.
- “Залог детских успехов” Джон Холт. 1996 г.
- “Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет”. Джоан Фриман. 1995 г. М.
- “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
- “Развитие творческого мышления детей” А.Э. Симановский 1996 г. Ярославль.
- “Проблемы одаренного ребенка” М. Богоявленская ж/л “Обруч” 2005 г.
- Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов по русскому языку /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
- Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
- Сборники «Русский медвежонок».
11. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.
12. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
13.Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
14. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам
для самостоятельного чтения.
Приложения к ДОП
Календарно-тематическое планирование на 1 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Формы организации учебного занятия | Количест во часов | Творческие работы |
1 | Подготовка учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе. Фонетика. Орфоэпия. | Учебная лекция. Практическое занятие. | 1 | Составление кроссворда |
2 | Лексика. Фразеология. | Практическое занятие. | 1 | Презентация |
3-5 | Морфемика. | Презентация + практические занятия | 3 | Практическая работа |
6-7 | Морфология | Лекция с элементами беседы + практическое занятие | 2 | Составление вопросов викторины по теме |
8 | Синтаксис | Практическое занятие | 1 | Практическая работа |
9-10 | Стили и типы текстов | Практическое занятие | 2 | Творческий проект на основе краеведческого материала. |
11-12 | Творчество писателей- классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя | Устный журнал | 2 | Творческий проект, чтение наизусть |
13 | Работа над сочинением по произведениям писателей-классиков | Практическое занятие | 1 | Сочинения |
14-15 | Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения. Подготовка доклада.Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.Реферат. | Практические занятия | 2 | Составление аннотации, тезисов. Написание эссе. |
16-18 | Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи. Выдвижение и обоснование гипотезы. Оценка собственной деятельности, рецензирование работ. | Практические занятия | 3 | Решение исследовательских задач. Написание рецензии. |
19 | Работа с литературными источниками | Практическая работа в школьной библиотеке и в компьютерном классе. | 1 | |
20-21 | Этапы выполнения научно- исследователь- ской работы. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы | Беседа | 2 | Представление результатов работы |
22-23 | Изучение научной литературы по теме исследования. Выполнение практической части исследовательской работы. Анализ результатов. Выводы. | Беседа + практическое занятие | 2 | Защита творческого проекта, презентация |
24-25 | Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ. | Практическое занятие | 2 | Демонстрация оформленной работы |
26-27 | Научный доклад – итог исследовательской работы школьника | 2 | Защита научно-исследовательской работы | |
28 | Интеллектуальные и творческие конкурсы. Филологический чемпионат | Соревнование знатоков | 1 | Защита проекта |
29 | Конкурс «Проба пера» | Сочинение | 1 | Сочинение |
30 | Выполнение конкурсного задания проекта «Познание и творчество» | Практическая работа | 1 | |
31 | Выполнение задания сетевого конкурса intolimp.org | Практическая работа | 1 | |
32 | Выполнение задания сетевого конкурса infourok.ru | Практическая работа | 1 | |
33 | Выполнение заданий олимпиады «Летописец» | Практическая работа | 1 | |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Обмен мнениями. План на новый учебный год | 1 | Творческие работы учащихся |
Создание банка данных одаренных детей
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.
Банк данных по одарённым детям гуманитарного направления
на 2015 -2016 учебный год
№/п | Ф.И. ученика | Класс | ОУ | Краткая характеристика |
1. | Перязева Юлия | 9 | МБОУ «Уралинская ООШ» | Призер муниц. этапа ВШО |
2. | Штебе Елена | 8 | МБОУ «Уралинская ООШ» | Призер муниц. этапа ВШО |
3. | Гурьянов Никита | 8 | МБОУ «Уралинская ООШ» | Лауреат НПК НОУ «Поиск»Победитель и призёр в творческих конкурсах-олимпиадах |
4. | Мачалов Игорь | 9 | МБОУ «Уралинская ООШ» | Победитель и призёр в творческих конкурсах-олимпиадах |
5. | Ульянов Саша | МБОУ «Уралинская ООШ» | Победитель и призёр в творческих конкурсах-олимпиадах |
Банк данных по одарённым детям гуманитарного направления
на 2016 -2017 учебный год
№/п | Ф.И. ученика | Класс | ОУ | Краткая характеристика |
1. | Штебе Елена | 9 | МБОУ «Уралинская ООШ» | Призер муниц. этапа ВШО Филологическая олимпиада школьников ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Региональный заочный этап.– призёр. |
2. | Гурьянов Никита | 9 | МБОУ «Уралинская ООШ» | Победитель и призёр в творческих конкурсах-олимпиадах |
3. | Ульянов Саша | МБОУ «Уралинская ООШ» | XLIX Межрегиональной научно-практической конференции школьников НОУ «Поиск» Муниципальный этап-1 место Региональный этап –Лауреат .VI областной творческой олимпиады «Знай-Ка» – «Академия творческих наук» Региональный очный этап-Свидетельство Онлайн-олимпиада «Русский язык с Пушкиным» Победитель | |
4. | Постовой Артём | 6 | МБОУ «Уралинская ООШ» | XLIX Межрегиональной научно-практической конференции школьников НОУ «Поиск» Муниципальный этап-2 место Региональный этап – участник Краеведение «Образ русской бабушки» |
5. | Пермякова Настя | 5 | МБОУ «Уралинская ООШ» | призёр в творческих конкурсах-олимпиадах |
6. | Малафеева Наташа | 8 | МБОУ «Уралинская ООШ» | призёр в творческих конкурсах-олимпиадах |
Меры по поддержке и стимулированию одаренных детей
№ п/п | Мероприятия по поддержке и стимулированию одаренных детей | Результаты организации мероприятия |
1 | Использование нформационно-коммуникационных технологий на уроках гуманитарного цикла. | Участие в интернет-конкурсах, в результате чего занитмаем призовые места –дипломы победителя, лауреата, призера. |
2 | Эффективные формы стимулирования в школе: -организация выставок творческих работ учащихся; - своевременное поощрение успехов школьников; - отправление благодарственных писем родителям учащихся; - сообщение о заслугах на общешкольных собраниях; - организация конкурсов: «Ученик года», стихов, рисунков, сочинений | Взаимодействие с родителями, общественностью, презентация результатов работы с одаренными детьми |
3 | Проведение школьных олимпиад по предметам конференций, диспутов. | Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей |
4 | Проведение фестивалей творчества и смотра художественной самодеятельности. | создание условий для поддержке одаренных детей |
5 | Проведение научно-исследовательской конференции НОУ « Поиск » | Привитие интереса к научно-исследовательской деятельности |
6 | Участие учащихся в международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» | Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей |
7 | В ведение в практику работы школы следующих приемов: -творческие отчеты; -проведение предметных недель | Демонстрация одаренности обучающихся |
Система работы учителей русского языка и литературы с одаренными детьми
в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
- совершенствование предметных умений и навыков;
- повышение учебной мотивации одаренных детей;
- развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
- развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный;
- проективный.
Формы:
- нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
- ролевые игры;
- консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Предметные олимпиады
Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.
Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.
Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля. Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.
Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад планируется провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы
Обобщён опыт работы классного руководителя 5 класса по выявления одарённых детей в процесе внеклассной работы. Работа математического кружка "Юный математик" помогает приобщить обучающихся к изучению ...
Круглый стол "Проблемы работы с одарёнными детьми в условиях современной школы"
Определение особенностей работы с одаренными детьми в условиях образовательных организаций разных форм....
Работа с одарёнными детьми в условиях сельской школы
Когда я в своём коллективе задала вопрос "Кого можно считать одарённым?", мнения разделились. Большинство считают, что одарённость - крайняя редкость. Я придерживаюсь мнения, что в каждом ребёнк...
Работа с одарёнными детьми в малокомплектной сельской школе
Тема: Работа с одарёнными детьми в малокомплектной сельской школе Только эмоциональное пробуждение разума даёт положительные результаты в работе с детьмиВ.А.СухомлинскийЗаявленная тем...
Выступление "Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы"
Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми...
Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...