Формирование и развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Каплина Марина Владимировна

В работе рассказывается об организации работы по формированию и развитию универсальных учебных действий во внеурчное время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми.

 «Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание».

Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их занимать своё достойное место в жизни.

Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы и формы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий. 

Организация работы с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Такая деятельность:

  1. повышает познавательный интерес школьников к предмету;
  2. развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
  3. учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
  4. развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

Главная цель  занятий – развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к олимпиадам различного уровня, конкурсам,   а также к поступлению в вузы и обучению в них.

В МБОУ СОШ ст. Советской создаются  условия для самореализации  и саморазвития учащихся, создана система поддержки талантливых школьников.

К дополнительному образованию привлекаются не только одарённые учащиеся, но и все желающие, которые проявляют  интерес к русскому языку и литературе.

Формы работы с талантливыми учащимися разнообразны:

  1. Индивидуальные занятия с учащимися 6 Б», 8 «Б», 9 «Б», 11 «А» класса при подготовке к олимпиадам, конкурсам, по мере личной необходимости школьников.
  2. Групповые занятия проводятся с учащимися 6 Б», 8 «Б», 9 «Б», 11 «А» классов.
  3. Элективный курс в 9 «Б», 11 «А» классах.
  4. Кружок «Искусство слова».

Как организовать работу с одарёнными детьми?

  1. Проведение психологического тестирования с целью выявления уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности.
  2. Проведение мониторинга общеучебных умений учащихся 5.
  3. Проведение мониторинга уровня развития интеллектуальных способностей учащихся 5-6 классов на основе авторских тестов (навыки сравнения, анализа, синтеза, классификации).
  4. Выявление одарённых детей по результатам мониторинга.
  5. Использование заданий повышенного уровня сложности, творческих заданий, коллективно-творческих дел.
  6. Обучение работе со справочной, дополнительной литературой, Интернет- ресурсами.
  7. Подготовка детей к  школьному, муниципальному, региональному этапам Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.
  8. Организация участия детей в конкурсах по русскому языку и литературе.
  9. Организация научно- исследовательской работы учащихся.
  10. Подготовка учащихся к работе школьных и районных научно- исследовательских конференций.
  11. Создание условий для реализации творческих способностей одарённых детей:

- проведение конкурсов сочинений, юных поэтов;

- проведение презентации;

- выпуск газет;

- проведение выставок иллюстраций произведений;

- организация поэтических вечеров;

- участие во Всероссийском молодёжном чемпионате;

- проведение Месячника русского языка и литературы;

- проведение «Дня Поэзии».

12. Формирование высокой мотивации изучения русского языка и литературы.

13. Подготовка их к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе с учетом их интеллектуальных способностей.

Методы формирования УУД.

Одним из эффективных методов формирования УУД является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Для практических занятий необходимо подбирать материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников.  Целесообразно использование заданий поисково–исследовательского характера, требующих работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками.

Одной из эффективных форм коллективно-творческой внеурочной работы  является выпуск школьной газеты по предмету.

Проект «Школьная газета» ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся, овладение навыками публицистического стиля, освоения информационно-коммуникационных технологий.

В процессе выполнения проекта происходит формирование следующих УУД: развитие творческих и коммуникативных способностей, совершенствование навыков сотрудничества, социализация обучающихся, утверждение активной жизненной позиции, профориентационный выбор.

Традиционно выпуск коллективных и индивидуальных  работ учащихся, проектов, посвящённых  русскому языку и литературе, проходит во время месячника русского языка и литературы. Так в 2012-2013 учебном году педагоги нашей школы совместно  с учениками подготовили и выпустили газеты:

«А вы об этом знали?», 5б;

«Занимательно о русском языке», 6а;

«Могучий русский язык», Саратов Дмитрий, Топилина Юлия 6б;

«Ода русскому языку», 7а;

«Говори правильно!», 7б;

«Заимствованные слова», 9а

«С Днём родного языка!», 10а

Кроме того еженедельно проходило  коллективное оформление стенда «Его величество язык».

В 2013-2014 учебном году проходили выставки коллективных и индивидуальных работ учащихся, посвящённых творчеству А.С. Пушкина: публицистический коллаж «Лицейские друзья Пушкина», 7 а класс, учитель Скорикова Н.И.; «Солнце русской поэзии», Коваленко В., Лозовая А., 8б, учитель Лозовая М.В. Также оформление литературного стенда «Наш Пушкин» учащимися 9-11 классов.

В результате работы ученики познакомились с аспектами культуры письменной речи, совершенствовали навыки создания статей на школьную тематику, обучались брать интервью и оформлять его, осуществляли орфографическую, пунктуационную и стилистическую правку текста, проводили социологические  исследования,   проявили творческие способности, расширили свой кругозор, приобщились к миру профессий: редактора, журналиста, фотокорреспондента, дизайнера, корректора, наборщика.

У каждого педагога есть свои «особенные»  приёмы работы. Меня привлекают те, что позволяют в полной мере раскрыться каждому ученику. Поэтому в 5-6 классе  на первоначальном этапе выявления одарённых детей привлекаю к работе всех ребят. Для этого проводятся творческие мастерские. Об этом сообщаю заранее, чтобы ребята могли подготовиться. Объявляю тему мастерской,  учащимся необходимо определиться, какой будет их работа, собрать необходимый материал. А если кто-то что-то забудет – не беда: одноклассники поделятся, на помощь придёт и учитель.

Особенность творческих мастерских в следующем: согласно теме каждый выполняет коллаж, или рисунок, или аппликацию, тщательно подбирая цвет, материал. Затем создаёт творческую миниатюру, которая подводит итог работы. В этом году мои шестиклассники выбрали приём синквейн (технология РКМЧП). Роль учителя – настроить на работу, направлять творческую познавательную деятельность, вырабатывая умения и навыки самостоятельной работы. В результате – море позитива, возможность проявить себя, высокая оценка деятельности каждого (плохих работ нет),  выявление творчески одарённых детей, формирование УУД, интерес к русскому языку.

В начале занятий предлагаю видеоролик или презентацию по теме, которые обязательно сопровождаются чтением стихов, музыкой. Затем формулируется совместно задача. Начинается работа.

Несомненно, современного школьника трудно чем-то удивить. Но каждому ребёнку всегда интересно то, что связано с его жизнью. Поэтому  своим ученикам предлагаю темы исследований, которые близки им.  

Что заинтересовало моих учеников?

Творческие работы: «Радуга», «Новый год», «Запрещающий знак»,  «В гостях у Весны». Исследовательские проекты:  «Слова-сорняки», «Переменка», «Школьные фразеологизмы», «Душа слова».

Ребятам для повышения самооценки необходимо осознание  важности их деятельности. Поэтому все работы ребят выставляются на стенде «Полёт фантазии» в кабинете русского языка и литературы.

Для учащихся 8 класса использую  приём «Театральная миниатюра». Это возможность победить определённые комплексы, раскрывая в полной мере творческие способности. Помогает грим, другой образ. Учащиеся перестают стесняться, раскрепощаются, особенно если цель их работы значимая. Так на празднике в 1 классе «Прощание с азбукой»  особую  атмосферу, полную чудес,  создали сказочные герои: Буратино, Мальвина, Азбука, Незнайка. Роли этих персонажей сыграли учащиеся 7, 8 классов Лозовая А., Коваленко В, Селивёрстова Э.,  Перевоплощение ребят было настолько ярким, запоминающимся, что потом каждый первоклассник хотел с ними сфотографироваться.

Главная цель учителей русского языка и литературы в работе с одарёнными учащимися заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, в овладении культурой речевого общения.

Вдохновения вам, уважаемые коллеги, полёта фантазии и творческих успехов.

 



Предварительный просмотр:

Творческая мастерская в 6 «Б» классе

Как справедливо заметил В.А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050803.JPG

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050804.JPG

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050779.JPG

«В гостях у весны»

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050819.JPG

Весна.

Красивая, солнечная.

Восхищает, радует, дарит.

Я весной оживаю.

Новая жизнь.

                              Чебан Егор.

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050820.JPG

Весна.

Сочная, праздничная.

Восхищает, впечатляет, радует.

Что значит  весна-красна?..

Жизнь.

                                       Костин Данила.

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050824.JPG

Весна.

Долгожданная, увлекающая.

Приходит, оживляет, согревает.

Моё любимое время года.

Любовь.

                                            Оганесян Жанна.

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050821.JPG

Весенние цветы.

Ароматные, нежные.

Растут, преображают, радуют.

Почему мы ими восхищаемся?

Море позитива.

                                             Мещанский Максим.

Скоро Новый год

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050834.JPG

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050845.JPG

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050846.JPG

Школьная лексика

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050844.JPG

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050847.JPG C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050848.JPG

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050849.JPG

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050850.JPGC:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050851.JPG

C:\Users\марина\Desktop\6б и работы\P1050854.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Модель индивидуальной деятельности обучающихся при организации работы с одарёнными детьми».

Цель проекта: изучение особенностей развития личности одаренного ребенка, разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала обучающихся со скрытой формой одаренн...

Рабочая программа внеурочной деятельности по работе с одарёнными детьми "Путь к успеху". Предмет "География"

       Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии(5-11кл). Данная программа рассматривается, как си...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Организация работы с одарёнными детьми через проектную, исследовательскую и творческую деятельность в условиях использования УМК (Радченко О.А.) "Вундеркинды"

В работе описывается опыт учителя  в работе с одарёнными детьми по учебникам О.А. Радченко " Вундеркинды". Раскрываются разные формы работы и показывается лестница достижений учащихся....

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ  Н.А. Правдина, учитель географии и биологии ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка Во всем мире проблема ...


 

Комментарии

Белова Елена Тимофеевна

Очень интересная статья!

Дягилева Наталья Ивановна

Большую работу проводите. Молодцы! Надо развивать и поддерживать талантливых ребят.