Формирование и развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми
статья по русскому языку (5 класс) по теме
В работе рассказывается об организации работы по формированию и развитию универсальных учебных действий во внеурчное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 133.37 КБ |
tvorcheskaya_masterskaya_v_6.docx | 600.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми.
«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание».
Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их занимать своё достойное место в жизни.
Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы и формы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий.
Организация работы с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Такая деятельность:
- повышает познавательный интерес школьников к предмету;
- развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
- учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
- развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель занятий – развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к олимпиадам различного уровня, конкурсам, а также к поступлению в вузы и обучению в них.
В МБОУ СОШ ст. Советской создаются условия для самореализации и саморазвития учащихся, создана система поддержки талантливых школьников.
К дополнительному образованию привлекаются не только одарённые учащиеся, но и все желающие, которые проявляют интерес к русскому языку и литературе.
Формы работы с талантливыми учащимися разнообразны:
- Индивидуальные занятия с учащимися 6 Б», 8 «Б», 9 «Б», 11 «А» класса при подготовке к олимпиадам, конкурсам, по мере личной необходимости школьников.
- Групповые занятия проводятся с учащимися 6 Б», 8 «Б», 9 «Б», 11 «А» классов.
- Элективный курс в 9 «Б», 11 «А» классах.
- Кружок «Искусство слова».
Как организовать работу с одарёнными детьми?
- Проведение психологического тестирования с целью выявления уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности.
- Проведение мониторинга общеучебных умений учащихся 5.
- Проведение мониторинга уровня развития интеллектуальных способностей учащихся 5-6 классов на основе авторских тестов (навыки сравнения, анализа, синтеза, классификации).
- Выявление одарённых детей по результатам мониторинга.
- Использование заданий повышенного уровня сложности, творческих заданий, коллективно-творческих дел.
- Обучение работе со справочной, дополнительной литературой, Интернет- ресурсами.
- Подготовка детей к школьному, муниципальному, региональному этапам Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.
- Организация участия детей в конкурсах по русскому языку и литературе.
- Организация научно- исследовательской работы учащихся.
- Подготовка учащихся к работе школьных и районных научно- исследовательских конференций.
- Создание условий для реализации творческих способностей одарённых детей:
- проведение конкурсов сочинений, юных поэтов;
- проведение презентации;
- выпуск газет;
- проведение выставок иллюстраций произведений;
- организация поэтических вечеров;
- участие во Всероссийском молодёжном чемпионате;
- проведение Месячника русского языка и литературы;
- проведение «Дня Поэзии».
12. Формирование высокой мотивации изучения русского языка и литературы.
13. Подготовка их к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе с учетом их интеллектуальных способностей.
Методы формирования УУД.
Одним из эффективных методов формирования УУД является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Для практических занятий необходимо подбирать материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Целесообразно использование заданий поисково–исследовательского характера, требующих работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками.
Одной из эффективных форм коллективно-творческой внеурочной работы является выпуск школьной газеты по предмету.
Проект «Школьная газета» ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся, овладение навыками публицистического стиля, освоения информационно-коммуникационных технологий.
В процессе выполнения проекта происходит формирование следующих УУД: развитие творческих и коммуникативных способностей, совершенствование навыков сотрудничества, социализация обучающихся, утверждение активной жизненной позиции, профориентационный выбор.
Традиционно выпуск коллективных и индивидуальных работ учащихся, проектов, посвящённых русскому языку и литературе, проходит во время месячника русского языка и литературы. Так в 2012-2013 учебном году педагоги нашей школы совместно с учениками подготовили и выпустили газеты:
«А вы об этом знали?», 5б;
«Занимательно о русском языке», 6а;
«Могучий русский язык», Саратов Дмитрий, Топилина Юлия 6б;
«Ода русскому языку», 7а;
«Говори правильно!», 7б;
«Заимствованные слова», 9а
«С Днём родного языка!», 10а
Кроме того еженедельно проходило коллективное оформление стенда «Его величество язык».
В 2013-2014 учебном году проходили выставки коллективных и индивидуальных работ учащихся, посвящённых творчеству А.С. Пушкина: публицистический коллаж «Лицейские друзья Пушкина», 7 а класс, учитель Скорикова Н.И.; «Солнце русской поэзии», Коваленко В., Лозовая А., 8б, учитель Лозовая М.В. Также оформление литературного стенда «Наш Пушкин» учащимися 9-11 классов.
В результате работы ученики познакомились с аспектами культуры письменной речи, совершенствовали навыки создания статей на школьную тематику, обучались брать интервью и оформлять его, осуществляли орфографическую, пунктуационную и стилистическую правку текста, проводили социологические исследования, проявили творческие способности, расширили свой кругозор, приобщились к миру профессий: редактора, журналиста, фотокорреспондента, дизайнера, корректора, наборщика.
У каждого педагога есть свои «особенные» приёмы работы. Меня привлекают те, что позволяют в полной мере раскрыться каждому ученику. Поэтому в 5-6 классе на первоначальном этапе выявления одарённых детей привлекаю к работе всех ребят. Для этого проводятся творческие мастерские. Об этом сообщаю заранее, чтобы ребята могли подготовиться. Объявляю тему мастерской, учащимся необходимо определиться, какой будет их работа, собрать необходимый материал. А если кто-то что-то забудет – не беда: одноклассники поделятся, на помощь придёт и учитель.
Особенность творческих мастерских в следующем: согласно теме каждый выполняет коллаж, или рисунок, или аппликацию, тщательно подбирая цвет, материал. Затем создаёт творческую миниатюру, которая подводит итог работы. В этом году мои шестиклассники выбрали приём синквейн (технология РКМЧП). Роль учителя – настроить на работу, направлять творческую познавательную деятельность, вырабатывая умения и навыки самостоятельной работы. В результате – море позитива, возможность проявить себя, высокая оценка деятельности каждого (плохих работ нет), выявление творчески одарённых детей, формирование УУД, интерес к русскому языку.
В начале занятий предлагаю видеоролик или презентацию по теме, которые обязательно сопровождаются чтением стихов, музыкой. Затем формулируется совместно задача. Начинается работа.
Несомненно, современного школьника трудно чем-то удивить. Но каждому ребёнку всегда интересно то, что связано с его жизнью. Поэтому своим ученикам предлагаю темы исследований, которые близки им.
Что заинтересовало моих учеников?
Творческие работы: «Радуга», «Новый год», «Запрещающий знак», «В гостях у Весны». Исследовательские проекты: «Слова-сорняки», «Переменка», «Школьные фразеологизмы», «Душа слова».
Ребятам для повышения самооценки необходимо осознание важности их деятельности. Поэтому все работы ребят выставляются на стенде «Полёт фантазии» в кабинете русского языка и литературы.
Для учащихся 8 класса использую приём «Театральная миниатюра». Это возможность победить определённые комплексы, раскрывая в полной мере творческие способности. Помогает грим, другой образ. Учащиеся перестают стесняться, раскрепощаются, особенно если цель их работы значимая. Так на празднике в 1 классе «Прощание с азбукой» особую атмосферу, полную чудес, создали сказочные герои: Буратино, Мальвина, Азбука, Незнайка. Роли этих персонажей сыграли учащиеся 7, 8 классов Лозовая А., Коваленко В, Селивёрстова Э., Перевоплощение ребят было настолько ярким, запоминающимся, что потом каждый первоклассник хотел с ними сфотографироваться.
Главная цель учителей русского языка и литературы в работе с одарёнными учащимися заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, в овладении культурой речевого общения.
Вдохновения вам, уважаемые коллеги, полёта фантазии и творческих успехов.
Предварительный просмотр:
Творческая мастерская в 6 «Б» классе
Как справедливо заметил В.А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
«В гостях у весны»
Весна.
Красивая, солнечная.
Восхищает, радует, дарит.
Я весной оживаю.
Новая жизнь.
Чебан Егор.
Весна.
Сочная, праздничная.
Восхищает, впечатляет, радует.
Что значит весна-красна?..
Жизнь.
Костин Данила.
Весна.
Долгожданная, увлекающая.
Приходит, оживляет, согревает.
Моё любимое время года.
Любовь.
Оганесян Жанна.
Весенние цветы.
Ароматные, нежные.
Растут, преображают, радуют.
Почему мы ими восхищаемся?
Море позитива.
Мещанский Максим.
Скоро Новый год
Школьная лексика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одарёнными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики
Педагогический проект на аттестацию...
Проект на тему: «Модель индивидуальной деятельности обучающихся при организации работы с одарёнными детьми».
Цель проекта: изучение особенностей развития личности одаренного ребенка, разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала обучающихся со скрытой формой одаренн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по работе с одарёнными детьми "Путь к успеху". Предмет "География"
Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии(5-11кл). Данная программа рассматривается, как си...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...
Организация работы с одарёнными детьми через проектную, исследовательскую и творческую деятельность в условиях использования УМК (Радченко О.А.) "Вундеркинды"
В работе описывается опыт учителя в работе с одарёнными детьми по учебникам О.А. Радченко " Вундеркинды". Раскрываются разные формы работы и показывается лестница достижений учащихся....
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ Н.А. Правдина, учитель географии и биологии ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка Во всем мире проблема ...
Инновационная деятельность. Программа " Организация работы с одарёнными детьми в области гуманитарных дисциплин"
Инновационная деятельность...
Комментарии
Очень интересная статья!
Очень интересная статья!
Формирование и развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельнос
Большую работу проводите. Молодцы! Надо развивать и поддерживать талантливых ребят.