Технологическая карта к уроку ОДНКНР "Православные традиции и семейные ценности"
методическая разработка (5 класс)
Тема семьи остается одной из самых актуальных в современном обществе. Что такое семья и какие семейные ценности есть в каждой семье?
Православные традиции влияют ли на семью в наше время? Какие это традиции? На эти и другие вопросы ребята получат ответы в ходе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Православные традиции и семейные ценности" | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему
«Православные традиции и семейные ценности».
Учитель истории ГБОУ СОШ №531 Каменева Елена Евгеньевна
Используемый УМК: Основы духовно-нравственной культуры народов России, Н.Ф. Виноградова, 2019
Учебный предмет, класс: ОДНКНР, 5 класс
Цель урока: формирование у учащихся представление о христианской семье, углубление преставлений о православных традициях и семейных ценностях.
Задачи:
Предметные:
Обучающая: познакомиться со смыслом обряда «Венчания», особенностями семейных традиций в православной культуре.
Развивающая:
- развитие представлений о нравственных и духовных ценностях;
- понять, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи (любовь, решимость подарить себя друг другу, готовность все претерпеть ради сохранения семьи верность).
- развивать личностные качества милосердия, тактичности, участия, сострадания и сопереживания;
- развивать умение слушать и слышать членов семьи; аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении жизненных ситуаций семейной жизни;
- совершенствование умений в области построения связного высказывания, ответов на вопросы разных типов;
- совершенствование навыков самостоятельной и коллективной учебной деятельности, презентации образовательного результата;
- развитие интереса к изучению предмета.
Метапредметные:
Личностные УУД: формирование интереса к учению через раскрытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, вести диалог, соблюдать правила общения
Воспитывающая:
- воспитывать уважение друг к другу;
- воспитывать уважение к родителям, семье, понимание важности сохранения добрых отношений с близкими, умение видеть беды другого человека и стараться помочь.
Личностные: формирование чувств уважения, любви, почитания своих предков; воспитание интереса к семейным православным традициям.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организация деятельности
Учитель приветствует детей:
- Здравствуйте ребята, садитесь. Учитель и ученики приветствуют друг друга
«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить» (Слайд 1)
Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.
Ребята в хорошем настроении готовы к работе на уроке.
2. Актуализация знаний
Учитель организует беседу с детьми:
- Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Ответы детей: О семье.
- Что такое семья? (Слайд 2)
Ответы учащихся: близкие родственники: мама, папа, бабушка, дедушка, дети
- Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это родные люди - папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья.
Учитель пишет на доске слово «семья»:
- В слове семья много поучительных загадок и открытий. Из каких двух слов состоит слово «семья»?
Ответы детей: Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.
- Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое.
Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – один за всех и все за одного.
Семья дарит каждому члену заботу, внимание, любовь, поддержку.
- Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».
Как вы думаете почему? (Слайд 3).
Ответы учащихся…
Вместе с учителем формулируют ответ на вопрос:
- Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого появляются
и вырастают новые люди, как из зерна колосья.
- На прошлом уроке мы говорили о том, как относятся к семье в разных религиях: исламе, иудаизме, буддизме.
Подумайте и скажите, какие отличие и есть ли что-то общее в отношении к семье в этих трех религиях:
Возможные ответы детей:
Отличия:
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего.
Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине.
В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей.
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни.
Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах
Общее: Во всех трех религиях Семья – самое дорогое и ценное, что есть в жизни людей разных религий. Родители заботятся и вместе воспитывают детей. Дети слушают, уважают и помогают родителям.
3. Мотивация к деятельности
Учитель: Согласно официальным данным, подавляющее большинство населения нашей страны – христиане (православные).
Более 70% россиян (около 130 млн. человек) исповедуют православие.
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Учащиеся – об отношении к семье в православии (в христианстве).
4. Организация познавательной деятельности
Учитель создает проблемную ситуацию:
- Что такое «семья» в православии и для чего она создаётся?
В православии семью принято называть малой церковью. (Слайд 4)
- Как вы думаете, почему?
Возможные ответы: всех членов семьи объединяет вера, они ходят в церковь на службы и соблюдают заповеди.
- В православии семью часто называют малой церковью, потому что христианская семья ведёт свое начало от Бога.
Как в Церкви, главой семьи является Бог, ему подчиняется отец семейства, отцу повинуется мать, а дети послушны своим родителям.
И между всеми царит любовь.
- С чего начинается создание семьи?
Любовь является основой для создания семьи.
Роль мужчины и женщины – создать семью, быть родителями.
Любовь родителей к детям безгранична. В христианской семье царит радость.
Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви.
(Слайд 5).
Венчание будущих супругов совершается священником, который благословит жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. (Слайд 6).
– Что же символизирует венец над головами молодоженов?
Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе.
Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу.
Но еще это и «мученический венец». Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все
претерпеть ради сохранения семьи.
Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами. (Слайд 7)
- Что обозначают обручальное кольцо в христианском браке?
Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти в радости и в печали.
Раньше одно из колец должно было быть золотым, а другое серебряным.
Золотое кольцо своим блеском символизировало солнце, свету которого уподоблялся муж в брачном союзе;
серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом.
Теперь, как правило, и для жениха, и для невесты покупаются золотые кольца.
Ну и, наконец, венчальные свечи и белые полотенца (Слайд 8)
Венчальные свечи держат в руках жених и невеста, как знамение любви, которую они отныне должны хранить друг к другу, и которая должна быть пламенна и чиста. А белые полотенца, на которых стоят жених и невеста, символизируют чистоту брака. Семья - это не только любовь, это великий труд.
- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?
Ответы: внимательно, заботливо, бережно, с любовью, ценить и помогать друг другу …
Учитель рассказывает легенду о семье:
«В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то…
Вопрос к классу: А чтобы написали вы? Ученики предлагают свои варианты...
- Ответ удивил правителя: на листе было написано 100 раз слово ПОНИМАНИЕ!» Понимание еще одна ценность, без которой счастливая жизнь в семье невозможна.
Общие дела и теплые отношения, общий труд и преодоление всех невзгод, которые встречаются на пути супругов в православии называют служением друг другу.
- А в чем состоит ваше маленькое служение в семье?
Ответы детей…помогать родителям, заботиться о младших и т.д.
Слайд 9.
В христианской семье дети рано приучаются к труду по хозяйству, старшие заботятся о младших. Каждый ребёнок, пока родители живы, остаётся ребёнком и отвечает родителям на их заботу любовью, благодарностью, почтением. Важным служением для детей в семье является их послушание.
- А вы знаете, какой уклад был у семей в давние времена?
Каждая семья – отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других
семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети,
и все дети и внуки – жили одной дружной семьей с родителями. Ведь так
легче было прожить, ведя общее хозяйство. Самым главным считался
старший член семьи – его почитали и советовались с ним. Детей воспитывали
в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда – болтун, заласканный сын – шалун». Дети почитали своих родителей на протяжении всей своей жизни.
Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший свою семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу. Обычно делами сыновей занимался отец, а делами дочерей – мать. Власть родителей на дочерей распространялась до тех пор, пока она не выходила замуж. Народная мудрость поучала: «Живы родители – почитай, умерли – поминай!»
Рассказ учителя о Петре и Февронии.
Слайд 10.
Все трудности может преодолеть дружная семья. Живым примером семейной святости (любови, верности и милосердия, уважения и преданности друг другу) стали для русского народа святые супруги Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и брака в православной традиции.
История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.
Для учителя – история любви святых Петра и Февронии (Приложение №1)
Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции. Это не только дни рождения, или Новый год.
Для христианина это дни, когда вся семья вместе празднует Пасху, Рождество Христово люди становятся ближе и дороже друг другу.
- Ребята, знаете ли вы когда отмечается День семьи? Какое изображение является её символом?
Совсем недавно в Росси появился новый гражданский праздник –
День семьи, любви и верности. Слайд 11.
Символом этого дня стала ромашка. Этот простой, но такой красивый, к тому же родной для нас цветок символизирует чистоту, любовь, тепло и уют.
Праздник приходится на 8 июля, когда Православная Церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских.
Раньше в этот день совершали помолвки – один из обрядов, предшествующих свадьбе, во время которого родители давали окончательное согласие на брак своих детей.
Так в одном празднике нашего народа соединились народные и церковные традиции.
5. Первичное закрепление знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового. Давайте вспомним:
- Почему в православии семью очень часто называют «малой церковью»?
Слайд 12.
Дети выбирают один правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.
- Потому что все люди в семье ходят в церковь
- Если все в семье верующие, её называют «малая церковь»
- Потому что в христианской семье существует иерархия.
Как в Церкви, главой семьи является Бог, ему подчиняется отец семейства,
отцу повинуется мать, а дети послушны своим родителям. (правильный ответ)
- Что символизируют брачные венцы?
Слайд 13.
Выберите правильные ответы.
- царство
- мученичество
- награда
- вечность
- богатство
- единство любви и испытаний (правильный ответ)
Какие же ценности значимы в православной семье?
Слайд 14.
Любовь Верность Доверие Понимание Прощение Терпение Уважение Доброта Забота Помощь Дружба Послушан
6. Рефлексия деятельности
А сейчас создайте свою ромашку, которая станет символом вашей семьи. Какие добродетели или ценности вы впишите туда, чтобы семья была счастливой, решите сами.
В центре ромашки обозначьте свое настроение с помощью цвета.
Желтый - понравился урок, было интересно и я узнал много нового.
Голубой - было интересно, но кое-что осталось непонятным. У меня есть вопросы
Красный – было скучно и не интересно. Ничего нового не узнал.
Слайд 15. Мне хочется закончить урок словами:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание,
свято храните любовь своей семьи!
Домашнее задание на выбор:
Слайд 16.
- Спросите у своих родителей, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни и впишите их в ромашку;
- Подготовьте рассказ о традициях своей семьи.
Приложение № 1
История любви святых Петра и Февронии
Повествование начинается в городе Муроме.
Князь Петр должен был убить змия, приходившего к жене его брата. Взяв Святой Агриков меч (крест), Петр вышел бороться со змием (воплощением зла). Петр врага одолел, но кровь змия попала на него, и князь заболел проказой (а на духовном уровне – гордыней). Никто не мог его вылечить.
В Рязанской земле, в селе Ласково жила дочь древолаза (то есть бортника) Феврония, которая сказала, что сможет исцелить князя, если тот женится на ней (ведь только жена может полностью исцелить мужа: и тело, и душу). Феврония вылечила телесную болезнь Петра, но он решил ее обмануть, не жениться на ней, и снова заболел.
Раскаявшись, Петр снова приехал к Февронии, попросил прощения (победил свою гордыню) и женился на девушке, в результате чего получил полное и окончательное исцеление. Петр и Феврония жили в мире и согласии, однако боярам не нравилось, что на княжеском престоле была простолюдинка. Они решили прогнать Февронию, разрешив ей взять все самое ценное. Самым ценным для нее оказался муж, поэтому супруги вместе покинули Муром, так как семья и любовь для них оказались ценнее власти и богатства. Тем временем в городе началась борьба за княжеский престол, междоусобицы, и бояре попросили князя с женой вернуться. Петр и Феврония вернулись в родной Муром и правили счастливо в любви и согласии много лет. Святые супруги прославились благочестием и милосердием.
В старости супруги приняли монашеский постриг и умерли в один день и час 25 июня 1228 года. Их похоронили в разных могилах, но их тела оказались в одной могиле. Пётр и Феврония являются символом семьи и верности. Праздник этих святых отмечается в России 8 июля
(25 июня по старому стилю).
Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"...
Технологическая карта интегрированного урока" Семейный бюджет".
Технологическая карта интегрированного урока"Семейный бюджет".В карте отражены этапы урока с целями, деятельностьучащихся и учителя....
Технологическая карта библиотечного урока в 5 классе по теме: «ДОБРО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ (на примере произведения К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»).
Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.Планируемые результаты изучения темы:Предметные умения:...
Технологическая карта открытого урока по теме " Праздники, традиции и обычаи Великобритании""
Данный урок разработан для обучающихся 6 классов как урок обобщения и систематизации знаний по изучаемой теме (УМК "Радужный английский", авторы О.В. Афанасьева, И.В.Михеева, издательство Др...
Технологическая карта открытого урока на английском языке по внеурочной деятельности в 8 классе по теме «Особенности семейных отношений в разных странах».
Урок является заключительным в разделе "Модели поведения в разных социокультурных системах " в рамках программы внеурочной деятельности «Теоретические и практические основы межкул...
Технологическая карта открытого урока-викторины "Знатоки Рождественских традиций", 6а класс
Урок проведен в рамках предметной недели иностранных языков в 6а классе. На уроке представлены следующие педагогические технологии: работа в группах, игровая, проектная, ИКТ-технология. Технологическа...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мой успешный урок (конспект урока в технологической карте на иностранном языке)" на тему "Семейные ценности"
Данный урок составлен для учащихся 9го класса общеобразовательной школы. Главной задачей является вспомнить и активизировать лексику по теме "Семейные ценности", развить и совершенствовать к...