Технологическая карта библиотечного урока в 5 классе по теме: «ДОБРО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ (на примере произведения К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»).
план-конспект занятия (5 класс)
Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibliotechnyy_urok.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
ТЕМА: «ДОБРО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ (на примере произведения К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»).
Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
№ | Этап урока. Основное содержание урока. | Основные виды деятельности учащихся. |
1. | 1. Оргмомент. (1 мин.) Добрый день, ребята. Мы рады приветствовать сегодня в нашей школьной библиотеке Вас и наших дорогих гостей. Ну что ж давайте начнем наш библиотечный урок? Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Что вам захотелось сделать, когда вы соприкоснулись друг с другом взглядом? (улыбнуться). Почему? (Потому что мы все пришли сюда с хорошим настроением) | Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний. (3 мин.) Ребята, сейчас мы предлагаем вам посмотреть небольшой видеофрагмент с притчей, которая называется «Все оставляет свой след». Ваша задача подумать, о каких следах идет речь? Итак, какие чувства вызвал у вас этот видеоролик? (ответы детей) О каких же следах идет речь? (о следах в душе человека) От чего могут оставаться эти следы? (от различных слов, поступков и т.д.) Ребята, а мы с вами знаем, что такое притча? Любая притча несет в себе поучительный смысл, ведь так? Чему учит отец нашего героя? (…а какое слово может объединить все названное вами?) ДОБРО. Правильно, притча учит нас добру. Наверное, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь? Действительно, сегодня мы с Вами будем говорить о добре как о нравственной ценности, о добрых людях, о добрых поступках. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
3. | 2. Мотивация. (2 мин.) Скажите, пожалуйста, что такое добро? С чем оно у вас ассоциируется? (Ответы детей) Каждый запишет свою ассоциацию со словом добро, и мы соберем каждый лепесток и прикрепим его к магнитной доске. Вот такой цветок добра у нас получился. Давайте обратимся к словарной статье, посвященной слову добро в словаре Ожегова. Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Обратите внимание, что добро это не явление, не качество, это нечто, то, что мы не видим, не слышим, а только можем почувствовать. А какой человек может почувствовать добро? А какого человека мы можем назвать добрым? (Ответы детей) Встречали ли Вы в своей жизни добрых людей? Где можно встретить добрых людей? | |
4. | Целеполагание. (3 мин.) Действительно, добрых людей можно встретить в книгах. Существует много произведений о доброте, милосердии, отзывчивости. Какие из них вы уже читали, какие можете назвать? Обратите внимание на нашу выставку, посвященную добрым книгам. Сегодня мы остановимся на одной из них, с которой вы уже знакомы, это произведение К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» | Регулятивные: целеполагание, планирование. |
5. | 3.Проблемное объяснение нового знания. (15 мин.) Каковы чувства, настроение от прочитанного произведения? Давайте обратимся к названию произведения. С чем ассоциируется слово тёплый? Что может быть тёплым? (Ответы детей) кроме того, что теплыми могут быть вещи, времена года, руки и т.д. (то есть слово теплый мы можем употреблять в переносном значении и, соответственно, теплыми могут быть отношения, улыбка, взгляд) изобразите на рисунке существительное, которое бы сочеталось с этим прилагательным? В нашем словосочетании теплый хлеб в каком значении употребляется. Можем ли мы иногда употреблять прилагательное тёплый и добрый как синонимы? В каком случае? Какое слово является антонимом по отношению к тёплый? Правильно, холодный. встречается ли нам это слово в сказке или может быть его однокоренные слова? Хорошо, обратимся к этому чуть позже. Где происходит действие? Что напоминает вам это слово? Бережки? (Беречь, люди бережливые, берегут) Так ли это на самом деле? Добрые ли люди жили в деревне? Назовите героев произведения? Это Филька, Панкрат и т. д. А знали ли вы что обозначает имя Филипп с греческого, не просто так Паустовский так назвал своего героя. Филипп в переводе с греческого обозначает любящий лошадей. Каким образом конь очутился в деревне Бережки? (Раненого немецким снарядом вороного коня оставил в деревне командир кавалерийского отряда). - Для чего Панкрат разрешил коню ходить по деревне и побираться? (Мельнику трудно было прокормить, поэтому пустил коня по деревне). - Как Филька встретил раненого коня? (Недружелюбно, обидел его). - Прочтите отрывок, как Филька закинул хлеб в снег. (Зачитываем со слов «Слеза скатилась у коня из глаз…..» до «……когда рассерженный конь бьет им себя по бокам». (Стр. 74). - Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка? (Замерзли колодцы, воды нет, а, значит, не будет муки и хлеба. Настанет голод.) - Как вы думаете, какая фраза является ключевой (самой главной) в разговоре бабки и Фильки? («Мороз стрясся от злобы людской». Стр. 76. -Притча о солдате. - Как вы понимаете выражение «от переохлаждения сердца?» Наконец-то мы встретили слово, однокоренное по отношению к слову холодный… Что же оно обозначает? В прямом ли значении употребляется? - Когда понял Филька свою вину перед конем и перед всей деревней? - Почему Филька сознается Панкрату в своем поступке? - Что придумал Филька, чтобы поправить дело? - Как Филька помирился с конем? Давайте попробуем подумать, с какими словами мог Филька обратиться к ребятам? |
Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь). Коммуникативные: учащиеся вступают в диалог с автором сказки через постановку вопросов по произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии. |
8. | 4. Первичное закрепление. (3 мин.) - Охарактеризуйте Фильку в начале сказки и в конце. Что заставило его измениться? Давайте поступим следующим образом: в парах первый ряд обсуждает качества, присущие Фильке в начале, а ученики, располагающиеся за вторым и третьим рядом охарактеризуют Фильку в конце произведения. (Осознал свою вину). - Стали бы вы дружить с таким Филькой, каким он был в начале? Быть может кто-то бы смог с ним подружиться и помогли бы ему стать добрым… Легко ли быть добрым человеком? Вывод: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им. Ребята, в начале нашего занятия мы с вами посмотрели фрагмент видеоролика. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, может ли что-то объединить это произведение с притчей? | Личностные: самоопределение и самопознание; морально-этическая ориентация и нравственная оценка. Познавательные: оценивание, сравнивание. Коммуникативные: передача информации и отражение предметного содержания. |
10. | 5. Рефлексия (5 мин.) Человек может измениться, но те раны, которые он нанес окружающим могут навсегда остаться в душе у человека. Скажите, пожалуйста, мы только что проанализировали образ Фильки и пришли к выводу о том, что ему удалось стать добрым. А давайте попробуем оценить уровень своей доброты? Перед каждым из вас лежит лист доброй самооценки, на котором изображена лестница, на самой нижней ступеньке которой может располагаться самый злой человек, а на самой верхней, самый добрый. Попробуйте отметить ту ступеньку, на которой будете находиться вы. Мы предлагаем вам познакомиться со списком книг, в которых затрагиваются темы добра, отзывчивости, милосердия. Ведь в книгах мы сможем найти ответ на любой вопрос. Главное, открыть им свое сердце. Мы благодарим вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире- от доброты людской, от щедрости их сердец. Мы предлагаем вам познакомиться со списком книг, в которых затрагиваются темы добра, отзывчивости, милосердия. Ведь в книгах мы сможем найти ответ на любой вопрос. Главное, открыть им свое сердце. | Личностные: морально-этическая ориентация и нравственная оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование Тема урока: Черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Вид: урок усвоения новых знаний. Тип: урок-исследование с использованием активных методов обучения...
Урок по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"
урок по произведению К Г Паустовского "Теплый хлеб"...
Технологическая карта к уроку 5 класса по теме:Year after year - Год за годом
На уроке мы будем изучать времена года и выясним полное название башни Big - Ben....
Презентация к библиотечному уроку в 5 классе: "Добро как нравственная ценность (по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб""
Презентация к библиотечному уроку в 5 классе: "Добро как нравственная ценность (по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб""...
Тема добра и зла в произведении К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
Нравственное воспитание при изучении сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" На уроке применены следующие методы и приемы: прием "Яркое пятно", прием "Удивляй", проектно-и...
Технологическая карта к уроку 11 класса, по теме "Классификация неорганических веществ"
Технологическая карта к интерактивной игре, 11 класс....
Формирование УУД на примере технологической карты одного урока (5 класс, ОБЖ)
В презентации приводится технологическая карта урока ОБЖ в 5 классе "Разрушение зданий"...