Технологическая карта библиотечного урока в 5 классе по теме: «ДОБРО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ (на примере произведения К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»).
план-конспект занятия (5 класс)

Николаева Анастасия Николаевна

Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliotechnyy_urok.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

  5 класс

ТЕМА: «ДОБРО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ (на примере произведения К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»).

Цели: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

                     Этап урока.

          Основное содержание урока.

     Основные виды деятельности учащихся.

1.

1. Оргмомент.      (1 мин.)

Добрый день, ребята. Мы рады приветствовать сегодня в нашей школьной библиотеке Вас и наших дорогих гостей. Ну что ж давайте начнем наш библиотечный урок?

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Что вам захотелось сделать, когда вы соприкоснулись друг с другом взглядом? (улыбнуться). Почему? (Потому что мы все пришли сюда с хорошим настроением)

Регулятивные: самоконтроль.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний.  (3 мин.)

Ребята, сейчас мы предлагаем вам посмотреть небольшой видеофрагмент с притчей, которая называется «Все оставляет свой след». Ваша задача подумать, о каких следах идет речь?

Итак, какие чувства вызвал у вас этот видеоролик? (ответы детей)

О каких же следах идет речь? (о следах в душе человека)

От чего могут оставаться эти следы? (от различных слов, поступков и т.д.)

Ребята, а мы с вами знаем, что такое притча?

Любая притча несет в себе поучительный смысл, ведь так?  Чему учит отец нашего героя? (…а какое слово может объединить все названное вами?) ДОБРО.

Правильно, притча учит нас добру.

Наверное, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь?

Действительно, сегодня мы с Вами будем говорить о добре как о нравственной ценности, о добрых людях, о добрых поступках.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

3.

2. Мотивация. (2 мин.)

Скажите, пожалуйста, что такое добро? С чем оно у вас ассоциируется? (Ответы детей)

 Каждый запишет свою ассоциацию со словом добро, и мы соберем каждый лепесток и прикрепим его к магнитной доске.

Вот такой цветок добра у нас получился.

Давайте обратимся к словарной статье, посвященной слову добро в словаре Ожегова.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Обратите внимание, что добро это не явление, не качество, это нечто, то, что мы не видим, не слышим, а только можем почувствовать. А какой человек может почувствовать добро? А какого человека мы можем назвать добрым? (Ответы детей)

Встречали ли Вы в своей жизни добрых людей? Где можно встретить добрых людей?

4.

Целеполагание. (3 мин.)

Действительно, добрых людей можно встретить в книгах.  

Существует много произведений о доброте, милосердии, отзывчивости. Какие из них вы уже читали, какие можете назвать? Обратите внимание на нашу выставку, посвященную добрым книгам.

Сегодня мы остановимся на одной из них, с которой вы уже знакомы, это произведение К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Регулятивные: целеполагание, планирование.

5.

3.Проблемное объяснение нового знания. (15 мин.)

Каковы чувства, настроение от прочитанного произведения?

Давайте обратимся к названию произведения. С чем ассоциируется слово тёплый? Что может быть тёплым? (Ответы детей) кроме того, что теплыми могут быть вещи, времена года, руки и т.д. (то есть слово теплый мы можем употреблять в переносном значении и, соответственно, теплыми могут быть отношения, улыбка, взгляд) изобразите на рисунке существительное, которое бы сочеталось с этим прилагательным?

 В нашем словосочетании теплый хлеб в каком значении употребляется.

Можем ли мы иногда употреблять прилагательное тёплый и добрый как синонимы? В каком случае?

Какое слово является антонимом по отношению к тёплый? Правильно, холодный. встречается ли нам это слово в сказке или может быть его однокоренные слова? Хорошо, обратимся к этому чуть позже.

Где происходит действие?

Что напоминает вам это слово? Бережки? (Беречь, люди бережливые, берегут) Так ли это на самом деле?

Добрые ли люди жили в деревне?

Назовите героев произведения? Это Филька, Панкрат и т. д.

А знали ли вы что обозначает имя Филипп с греческого, не просто так Паустовский так назвал своего героя.

Филипп в переводе с греческого обозначает любящий лошадей.

Каким образом конь очутился в деревне Бережки?

(Раненого немецким снарядом вороного коня оставил в деревне командир кавалерийского отряда).

- Для чего Панкрат разрешил коню ходить по деревне и побираться? (Мельнику трудно было прокормить, поэтому пустил коня по деревне).

- Как Филька встретил раненого коня? (Недружелюбно, обидел его).

- Прочтите отрывок, как Филька закинул хлеб в снег.

(Зачитываем со слов «Слеза скатилась у коня из глаз…..» до «……когда рассерженный конь бьет им себя по бокам». (Стр. 74).

- Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка? (Замерзли колодцы, воды нет, а, значит, не будет муки и хлеба. Настанет голод.)

- Как вы думаете, какая фраза является ключевой (самой главной) в разговоре бабки и Фильки? («Мороз стрясся от злобы людской». Стр. 76.

-Притча о солдате.

- Как вы понимаете выражение «от переохлаждения сердца?» Наконец-то мы встретили слово, однокоренное по отношению к слову холодный…

Что же оно обозначает? В прямом ли значении употребляется?

- Когда понял Филька свою вину перед конем и перед всей деревней?

- Почему Филька сознается Панкрату в своем поступке?

- Что придумал Филька, чтобы поправить дело?

- Как Филька помирился с конем?

Давайте попробуем подумать, с какими словами мог Филька обратиться к ребятам?

 

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Коммуникативные: учащиеся вступают в диалог с автором сказки через постановку вопросов по произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии.

8.

4. Первичное закрепление. (3 мин.)

- Охарактеризуйте Фильку в начале сказки и в конце. Что заставило его измениться? Давайте поступим следующим образом: в парах первый ряд обсуждает качества, присущие Фильке в начале, а ученики, располагающиеся за вторым и третьим рядом охарактеризуют Фильку в конце произведения.

(Осознал свою вину).

- Стали бы вы дружить с таким Филькой, каким он был в начале? Быть может кто-то бы смог с ним подружиться и помогли бы ему стать добрым…

Легко ли быть добрым человеком?

Вывод: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

Ребята, в начале нашего занятия мы с вами посмотрели фрагмент видеоролика. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, может ли что-то объединить это произведение с притчей?

Личностные: самоопределение и самопознание; морально-этическая ориентация и нравственная оценка.

Познавательные: оценивание, сравнивание.

Коммуникативные: передача информации и отражение предметного содержания.

10.

5. Рефлексия (5 мин.)

Человек может измениться, но те раны, которые он нанес окружающим могут навсегда остаться в душе у человека. Скажите, пожалуйста, мы только что проанализировали образ Фильки и пришли к выводу о том, что ему удалось стать добрым. А давайте попробуем оценить уровень своей доброты?

Перед каждым из вас лежит лист доброй самооценки, на котором изображена лестница, на самой нижней ступеньке которой может располагаться самый злой человек, а на самой верхней, самый добрый. Попробуйте отметить ту ступеньку, на которой будете находиться вы. Мы предлагаем вам познакомиться со списком книг, в которых затрагиваются темы добра, отзывчивости, милосердия. Ведь в книгах мы сможем найти ответ на любой вопрос. Главное, открыть им свое сердце.

Мы благодарим вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире-  от доброты людской, от щедрости их сердец.

Мы предлагаем вам познакомиться со списком книг, в которых затрагиваются темы добра, отзывчивости, милосердия. Ведь в книгах мы сможем найти ответ на любой вопрос. Главное, открыть им свое сердце.

Личностные: морально-этическая ориентация и нравственная оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование Тема урока: Черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Вид: урок усвоения новых знаний.            Тип: урок-исследование с использованием активных методов обучения...

Урок по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"

урок по произведению К Г Паустовского "Теплый хлеб"...

Технологическая карта к уроку 5 класса по теме:Year after year - Год за годом

На уроке мы будем изучать времена года и выясним полное название башни Big - Ben....

Презентация к библиотечному уроку в 5 классе: "Добро как нравственная ценность (по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб""

Презентация к библиотечному уроку в 5 классе: "Добро как нравственная ценность (по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб""...

Тема добра и зла в произведении К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственное воспитание при изучении сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" На уроке применены следующие методы и приемы: прием "Яркое пятно", прием "Удивляй", проектно-и...

Формирование УУД на примере технологической карты одного урока (5 класс, ОБЖ)

В презентации приводится технологическая карта урока ОБЖ в 5 классе "Разрушение зданий"...