Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему
Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_semya_i_semeynye_otnosheniya.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. (1 мин.) | Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя совместной деятельности на уроке. -Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Отметьте его на Маршрутном листе в графе начало урока. Поднимите руки у кого хорошее настроение. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Ребята выбирают смайлик, соответствующий их настроению и отражают это в маршрутных листах. Поднимают руки те, у кого хорошее настроение. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Мотивация к учебной деятельности. (4 мин.) | Чтение (детьми) по ролям сказки В.А.Сухомлинского «Цветок и лепесток». Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.- Ты кто? – спрашивает Муравей.- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего. - Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Вывод: мы будем говорить о семье. В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по – настоящему. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева – его корни, начало реки – ручеёк. А истоки человека – это семья, где он родился, его РОД. Тема урока – запись на доске: «Семья и семейные отношения». Проблема (запись на доске): Почему самое дорогое для человека – это семья? | Отвечают на вопросы учителя. Анализирую информацию, высказывают гипотезы. Делают записи в маршрутных листах. Участвуют в формулировании проблемы урока. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Целеполагание и планирование. Актуализация знаний. (5 мин.) | - Сегодня мы будем работать по маршрутным листам (приложение 1). Они лежат у каждого на парте. Но прежде чем начать с ними работать - На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке? Что еще мы должны будем узнать, давайте определим при помощи маршрутного листа. Найдите на МЛ понятия, которые вам уже знакомы по прошлым урокам и понятия, о которых мы еще не говорили. Поставьте знак + в колонку той темы, для которой сведения будут правильными. (работа по МЛ)
- Какие понятия вам не знакомы? - С этими понятиями мы познакомимся сегодня на уроке. План урока (на доске): 1. Что такое семья. 2. Зачем люди создают семьи. 3. Если семья не выполняет своих обязанностей. 4. Какие бывают семьи. Таким образом, сегодня в результате урока вы сможете: - характеризовать особенности и типы семьи, -приводить примеры типов и функций семьи, - ответить на вопрос, зачем человеку семья. А что поможет нам узнать все это на уроке? | Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии). Выполняют задание. Отвечают на вопрос. Высказывают предположения (учебник, презентация, рассказ учителя и др.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Объяснение нового материала. (20 мин.) 1. Что такое семья. 2. Зачем люди создают семьи. 3. Если семья не выполняет своих обязанностей. 4. Какие бывают семьи. | Как появилась слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала Земля Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя? Ева тихонько ответила «Я» Кто их воспитает царица моя? Ева покорно ответила «Я» Кто платье сошьет, постирает белье? Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя Я, я – тихо молвила Ева – я, я. Сказала она знаменитых семь «Я» Вот на земле появилась семья - Из какого источника мы впервые узнаем о семье, судя по этому отрывку? Игра «Ассоциация» - Закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают? - А что обозначает слово семья? (на доске – ватман. На нем в виде желтого кружка прикрепляется слово семья) - Откройте словари в своих учебниках на стр. 126 и прочитайте определение этого слова. (работа со словарем).
- Чем связаны друг с другом члены семьи? - Кто является членами семьи? Помогут ответить вам на этот вопрос загадки. Давайте их отгадаем. А ответы изобразим в виде лучиков солнышка. Будем составлять кластер. (дети разгадывают загадки. Тот, кто угадал выходит к доске и на лучике солнца записывает ответ) 1.Кто нежнее всех на свете? 2. Кто не в шутку, а всерьёз 3. Пусть не хожу я в детский сад, А дома ем оладушки. Пенсионерка, я и рад Моя родная… (бабушка) 4. Я у мамы не один, У нее еще есть сын. Рядом с ним я маловат, Для меня он старший… (брат) 5. Мама с папой говорят, Что теперь я - старший брат. Что за куколка в коляске Плачет? Видимо, от тряски? В ванной ползунков – гора, Брату кто она?... (сестра) 6. Он - мужчина, и он – сед, Папе - папа, мне он - …(дед) - Молодцы. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось. Давайте подведем небольшой итог. Что общего между этими людьми? Попробуйте назвать главную особенность семьи. - Ребята, а как образуется семья? Когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является любовь, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Бывают и другие семьи. Когда семью объединяют родственники, например одинокие сестры, бабушка и внуки, тети и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых и стариках. - В чем главное предназначение семьи? Вы правы, семья – обязательная часть любого общества, любого государства. Главное ее предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись все новые поколения, развивалось общество, поэтому государство заботиться о благополучии семей. -Что государство делает для благополучия семей? Помогает приобрести жилье, строит детские сады, школы, больницы, стадионы, театры и многое другое. Семьи, у которых двое и более детей, имеют право на материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий, в качестве прибавки к пенсии матери. Большое внимание уделяется многодетным семьям (льготы, помощь). В России действует специальная программа «Дети России» - особая забота о детях – сиротах, детях – инвалидах, детях Чернобыля. - А где все это прописано? - В России приняты специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение ее прав. Разработан специальный Семейный кодекс РФ. - К сожалению, бывает и так, что семья не выполняет своих обязанностей. Откройте учебники на стр.28. Прочитайте пункт «Если семья не выполняет своих обязанностей» и приготовьтесь отвечать на вопросы, записанные в маршрутном листе:
(Показ Конституции). 3. Какие права вы имеете как несовершеннолетний ребенок?
- Какие права ты считаешь самыми важными? Почему? 4.Какое наказание ждет родителей, которые не выполняют свои обязанности? - Молодцы, вы справились с этим заданием. - Какие два главных документа защищают семью? - Давайте поместим их на нашем кластере (на кластер прикрепляется 2 облачка – семейный кодекс и Конституция) и запишем в МЛ. Физминутка Моя семья. «Кто живёт у нас в квартире? » Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте) Всех могу пересчитать (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево) Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево) Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши) - А все ли семьи одинаковые? Бывают разные типы семей:
Если вместе живут родители, дети, родители родителей (бабушки-дедушки), семьи называют трёхпоколенными. - А теперь сами ответье на вопрос: «Как назовут семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки?» - В жизни бывает так, что по каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это вовсе не означает, что эта семья хуже полной.
- Ребята из вашего класса на этой неделе провели небольшое исследование в 5-х классах. И вот что они выяснили. Выступление обучающихся с анкетами: В 5-х классах – ___________ детей Из них -______ девочек,__________ - мальчиков. Неполные семьи – ____________ В семье только мама – ______________ В семье только папа - _________________ Многодетных семей - ________________- - Даже на примере нашей школы можно сделать вывод, что семьи бывают разные. Найдите на МЛ схему «Типы семей» и заполните пропуски. - А как выдумаете, какой семья была раньше. Давайте поработаем с рубрикой «Путешествие в прошлое» на стр. 31 вашего учебника. | Дети читают стихотворение. Отвечают на вопрос учителя. Обучающиеся называют свои ассоциации. Открывают словари и читают определение. «Семья – это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Они ведут общее хозяйство, владеют общим имуществом. Отгадывают загадки и отвечают на поставленный вопрос: мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка – это родственники. Они живут в одном доме, ведут общее хозяйство и вместе воспитывают детей. Они семья. Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, которое объединяет ее членов Работа по учебнику: читают нужный отрывок и отвечают на вопрос: для чего человеку нужна семья. Приводят примеры из своей жизни. В законах. Работают с текстом учебника по вопросам, записанным в МЛ. Конституцию – основной закон государства. Знакомятся с правами детей. Объясняют смысл содержания отдельных прав ребенка.
Отвечают на вопрос: какие права ты считаешь самыми важными и почему? Их суд может лишить родительских прав. Семейный кодекс РФ и Конституция РФ. определяют виды своих семей. Четырехпоколенные Выступление обучающихся с результатами анкетирования. Заполнение схемы в МЛ. Ребята читают текст и отвечают на вопросы в учебнике. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Включение нового знания в систему знаний (Закрепление) (5 мин.) | - А сейчас мы с вами сейчас постараемся построить «Дом счастья». Начнем закладывать дом с кирпичиков, на которых вы напишите самые важные на ваш взгляд слова, которые характеризуют семью. Помогут вам в этом слова, записанные на листочках и размещенные по классу:
- Ребята, чего не хватает у нашего дома? - Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение». Вот мы и построили дом. Дом, как известно всем давно – Это не стены, не окна, Это не стулья со столом Это не дом. Дом – это то, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь Яростным, добрым, нежным, злым Еле живым Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом – Это твой дом. - Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи. - Если бы у вас было одно желание, что бы вы загадали для своей семьи? | Дети на листочках пишут слова и прикрепляют их по очереди на ватман. Крыши. Ученик читает стихотворение. Ребята делятся своими желаниями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Закрепление полученных на уроке знаний. (8 мин.) | Задает вопросы: - Какую проблему мы ставили в начале урока? -Удалось ли решить поставленную проблему? Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему) Выполните последнее задание в МЛ. Заполните места пропусков. Семья объединяет людей, которые являются кровными (родители и дети) (?) или близкими людьми (муж и жена). Члены семьи живут (?), ведут общее (?), имеют общее (?). Они вместе воспитывают (?) и проводят свободное время. Двухпоколенная семья состоит из (?). Трёхпоколенная семья состоит из (?). Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется (?). Слова для помощи: имущество, дом, родственники, хозяйство, дети, неполная, родители, родители родителей (бабушки и дедушки). -Итак, что у вас получилось? (проверка заданий на МЛ) Можно взять на проверку (в зависимости от времени) Ассоциации Если семья – это постройка, то какая…… Если семья – это цвет, то какой….. Если семья – это музыка, то какая…. Если семья – это геометрическая фигура, то какая…. Если семья – это название фильма, то какого… Если семья – это настроение, то какое… А какое настроение у вас в конце урока после прохождения этой темы? Сделайте отметку в МЛ. Поднимите руки у кого хорошее настроение. У кого настроение стало лучше? Выставляет и комментирует отметки | -сравнивают цель урока и достигнуты результаты; -делают вы воды Работают с тренажером. -оценивают свою работу на уроке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание (2 мин.) | Объясняет домашнее задание.
| Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Маршрутный лист
Тема урока_______________________________________________________________.
Начало урока | |
Конец урока |
2. Соотнесите сведения, которые вам уже знакомы по прошлым урокам и сведения, о которых мы еще не говорили. Поставьте знак + в колонку той темы, для которой сведения будут правильными.
сведения | «Отрочество – особая пора жизни», «Загадка человека» | «Семья и семейные отношения» |
Отрок | ||
семья | ||
Подросток | ||
брак | ||
Наследственность | ||
Речь | ||
Двухпоколенные семьи | ||
Дети-маугли | ||
Трехпоколенные семьи | ||
Конституция | ||
Полные семьи | ||
Рыцари | ||
Неполные семьи | ||
Семейный кодекс |
3. Прочитайте выразительно стихотворение:
- Как появилась слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила «Я»
Кто их воспитает царица моя?
Ева покорно ответила «Я»
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя
Я, я – тихо молвила Ева – я, я.
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот на земле появилась семья
- Из какого источника мы впервые узнаем о семье, судя по этому отрывку?
4. Главная особенность семьи –______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Основные документы о семье - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Типы семей (заполните схему)
7. Прочитайте выразительно стихотворение:
Дом, как известно всем давно –
Это не стены, не окна,
Это не стулья со столом
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым
Еле живым
Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
8.Закрепление.
Заполни пропуски в тексте:
Семья объединяет людей, которые являются кровными (родители и дети) _________________ или близкими людьми (муж и жена). Члены семьи живут ______________, ведут общее ___________, имеют общее ____________. Они вместе воспитывают ______ и проводят свободное время.
Двухпоколенная семья состоит из ________________________________.
Трёхпоколенная семья состоит из
_____________________________________________________________________.
Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется _____________.
Слова для помощи: имущество, дом, родственники, хозяйство, дети, неполная, родители, родители родителей (бабушки и дедушки).
9. Домашнее задание.
Инвариантная часть: п. 3, №1,4 стр. 32
Вариативная часть:
-продолжить список прав, которые дети хотели бы иметь в семье;
- подготовить презентации, написать стихи или сочинение о своей семье, подготовить проект по теме «Моя семья», нарисовать рисунок о семье, найти и выписать в тетрадь пословицы о семье,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты к урокам обществознания
Я на своей странице сосздала блог, где разместила уроки обществознания, созданные в соответсвии с требованиями ФГОС ОО РФ.http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/10/28/tekhnol...
Технологическая карта к уроку обществознания 10 класс "Религия в современном мире".
Технологическая карта по обществознанию 10 класс "Религия в современном мире". Учащиеся на уроке научатся: определять, что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие миров...
Технологическая карта для урока обществознание по теме "Труд" 5 класс
Технологическая карта урока обществознание в 5 классе. тема "Труд"...
технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе Труд-основа жизни
технологическая карта...
Технологическая карта к уроку ОДНКНР "Православные традиции и семейные ценности"
Тема семьи остается одной из самых актуальных в современном обществе. Что такое семья и какие семейные ценности есть в каждой семье? Православные традиции влияют ли на семью в наше время? Какие э...
Технологическая карта открытого урока на тему "Конфликт в межличностных отношениях", 6 класс
Технологическая карта открытого урока по обществознанию в 6 классе на тему "Конфликт в межличностных отношениях". Образовательные ресурсы: учебник "Обществознание" Л. Н. Богол...