Театральная деятельность как инструмент формирования мировоззрения подростков
статья

Ковальчук Ирина Александровна

 «Театральная деятельность как инструмент формирования мировоззрения подростков»

                                                                         

Автор статьи: педагог-организатор ГБОУ СОШ № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

Ковальчук Ирина Александровна

 

На сегодняшний день стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Театральная деятельность может стать хорошим инструментом в формировании мировоззрения подростка. Так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения подростка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Подросток должен понимать свои ценности, видеть реалии окружающего мира и грамотно анализировать свои чувства и эмоции. Театральная деятельность может помочь в данных вопросах, ведь театр способствует развитию.

Мировоззрение – устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём. [3, с. 8]

Театральная деятельность – это творческая деятельность ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимы. [5]

По мнению автора книги “Третий звонок” обучение ребенка навыкам сценической речи и сценического движения помимо явных, зримых результатов (хорошей дикции и красивой осанки), снимает зажимы делая его уверенней в общении со взрослыми и сверстниками. [4, с. 11]

Ольга Александровна Григорьева считает что, театральная деятельность способствует решению целого ряда учебных задач:

  • обучение живой разговорной речи;
  • приобретение известной свободы в обращении;
  • "приручение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников" . [2, с. 5]

Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет богатейшие возможности для становления личности подростка, так размышляет О. А. Григорьева.

Автор книги придерживается мнению о том что, театральная деятельность – путь ребенка в культуру, к нравственным ценностям, путь к себе. [2, с. 6]

Так же, составитель книги полагает что, театр, органично включенный в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека. [2, с. 12]

Любительские театры выполняют несколько важных функций,

основными из которых можно выделить ориентационно-гуманистическую,

креативно-развивающую и информационно-образовательную. Рассмотрим

подробно каждую из функций.

  • Ориентационно-гуманистическая функция реализуется на основе  выполнения творческо-педагогических задач, связанных, прежде всего, с формированием у студентов ценностно-ориентационной шкалы нравственнодуховного восприятия окружающего мира и побуждением личности подростка к самосознанию, самооценке, самоопределению и творческому саморазвитию на основе выработки и обретения таких личностных качеств, как справедливость, гуманизм, способность к сочувствию (эмпатия), толерантность, интеллигентность и др.
  • Креативно-развивающая функция, в силу своего творческого воздействия, проникает во все сферы деятельности коллектива любительского театра, интегрируя тем самым все остальные функции. Искусство – это «действие, творение художественного мира и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника».
  • Информационно-образовательная функция реализуется через овладение подростками специфическими знаниями и технологиями актерского творчества.

Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Ш. А. Амонашвили,                              Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин. Им удалось доказать специфику художественно-творческой деятельности ребёнка  в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития.

Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. У подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.

Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:

  • самопознание подростка;
  • развитие пластических возможностей;
  • развитие сценической речи;
  • развитие воображения и фантазии подростка;
  • знакомство с драматургией как видом искусства;
  • участие в эпизодических и небольших ролях студийного спектакля.

Театральная деятельность способствует формированию и развитию творческого мышления, сплочению коллектива. Занимаясь в этой сфере, подростки удовлетворяют потребность в самовыражении. [1]

Автор книги «Третий звонок» утверждает, что закладывается фундамент личности, включающий ценностные ориентиры и нравственности установки, происходит самоидентификация и осмысление своего места в мире. Идёт интеллектуальное и духовное созревание человека. [4, с. 10]

Автор учебного пособия “Школьная театральная педагогика” делает отметку в том что, "инстинкт театра" кроется в самой природе детской психики и жизнедеятельности.  Театральное воспитание в начальной школе должно основываться на психологической предрасположении ребенка к игровому представлению и перевоплощению. [2, с. 184]

Проводя анкетирование, в котором были представлены ценности,  подростки, занимающиеся разными сферами деятельности, показали результаты, описанные ниже.

Ведущими ценностями у спортсменов стали: свобода, интеллект и интересная работа. Для юных журналистов – свобода, здоровье и семья. Для подростков, не занимающихся внеурочной деятельностью, первостепенными ценностями стали: свобода, человеческое общение и самопознание. Подростки творческой сферы, в том числе театральной, выбрали для себя важными: семью, здоровье и дружбу.

Также среди подростков, занимающихся театральной деятельностью, был проведён опрос: как на их взгляд влияет театральная деятельность, из которого можно получить вывод, что их творческая деятельность придаёт уверенность в себе, развивает хорошую память, прививает любовь к искусству и также даёт возможность приобрести новых друзей.

Из этого следует сделать вывод, что театральная деятельность – это положительный инструмент в системе ценностей подростка, что в свою очередь формирует мировоззрение и определяет перспективу развития личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева Т. П. «Театральный кружок как средство воспитания подростков»/ Т. П. Васильева, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  2. Григорьева О. А. учебное пособие «Школьная театральная педагогика»/ О.А. Григорьева – М., издательство: планета музыки, 2015 – 256 с.
  3. Гришкевич С. М. наглядный школьный курс (пособие) по обществознанию/ С. М. Гришкевич – М., издательство: эксмо, 2018 – 191 с.
  1. Ямбург Е. А. «Третий звонок»/ Е. А. Ямбург – М., издательство: Бослен, 2018 – 240 с.
  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

режим доступа:  https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/23/teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu

дата доступа: 10.03.2020

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_teatralnoy_deyatelnosti.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

 «Театральная деятельность как инструмент формирования мировоззрения подростков»

                                                                         

Автор статьи: педагог-организатор ГБОУ СОШ № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

Ковальчук Ирина Александровна

На сегодняшний день стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Театральная деятельность может стать хорошим инструментом в формировании мировоззрения подростка. Так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения подростка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Подросток должен понимать свои ценности, видеть реалии окружающего мира и грамотно анализировать свои чувства и эмоции. Театральная деятельность может помочь в данных вопросах, ведь театр способствует развитию.

Мировоззрение  устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём. [3, с. 8]

Театральная деятельность – это творческая деятельность ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимы. [5]

По мнению автора книги “Третий звонок” обучение ребенка навыкам сценической речи и сценического движения помимо явных, зримых результатов (хорошей дикции и красивой осанки), снимает зажимы делая его уверенней в общении со взрослыми и сверстниками. [4, с. 11]

Ольга Александровна Григорьева считает что, театральная деятельность способствует решению целого ряда учебных задач:

  • обучение живой разговорной речи;
  • приобретение известной свободы в обращении;
  • "приручение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников" . [2, с. 5]

Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет богатейшие возможности для становления личности подростка, так размышляет О. А. Григорьева.

Автор книги придерживается мнению о том что, театральная деятельность – путь ребенка в культуру, к нравственным ценностям, путь к себе. [2, с. 6]

Так же, составитель книги полагает что, театр, органично включенный в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека. [2, с. 12]

Любительские театры выполняют несколько важных функций,

основными из которых можно выделить ориентационно-гуманистическую,

креативно-развивающую и информационно-образовательную. Рассмотрим

подробно каждую из функций.

  • Ориентационно-гуманистическая функция реализуется на основе  выполнения творческо-педагогических задач, связанных, прежде всего, с формированием у студентов ценностно-ориентационной шкалы нравственнодуховного восприятия окружающего мира и побуждением личности подростка к самосознанию, самооценке, самоопределению и творческому саморазвитию на основе выработки и обретения таких личностных качеств, как справедливость, гуманизм, способность к сочувствию (эмпатия), толерантность, интеллигентность и др.
  • Креативно-развивающая функция, в силу своего творческого воздействия, проникает во все сферы деятельности коллектива любительского театра, интегрируя тем самым все остальные функции. Искусство – это «действие, творение художественного мира и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника».
  • Информационно-образовательная функция реализуется через овладение подростками специфическими знаниями и технологиями актерского творчества.

Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Ш. А. Амонашвили,                              Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин. Им удалось доказать специфику художественно-творческой деятельности ребёнка  в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития.

Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. У подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.

Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:

  • самопознание подростка;
  • развитие пластических возможностей;
  • развитие сценической речи;
  • развитие воображения и фантазии подростка;
  • знакомство с драматургией как видом искусства;
  • участие в эпизодических и небольших ролях студийного спектакля.

Театральная деятельность способствует формированию и развитию творческого мышления, сплочению коллектива. Занимаясь в этой сфере, подростки удовлетворяют потребность в самовыражении. [1]

Автор книги «Третий звонок» утверждает, что закладывается фундамент личности, включающий ценностные ориентиры и нравственности установки, происходит самоидентификация и осмысление своего места в мире. Идёт интеллектуальное и духовное созревание человека. [4, с. 10]

Автор учебного пособия “Школьная театральная педагогика” делает отметку в том что, "инстинкт театра" кроется в самой природе детской психики и жизнедеятельности.  Театральное воспитание в начальной школе должно основываться на психологической предрасположении ребенка к игровому представлению и перевоплощению. [2, с. 184]

Проводя анкетирование, в котором были представлены ценности,  подростки, занимающиеся разными сферами деятельности, показали результаты, описанные ниже.

Ведущими ценностями у спортсменов стали: свобода, интеллект и интересная работа. Для юных журналистов – свобода, здоровье и семья. Для подростков, не занимающихся внеурочной деятельностью, первостепенными ценностями стали: свобода, человеческое общение и самопознание. Подростки творческой сферы, в том числе театральной, выбрали для себя важными: семью, здоровье и дружбу.

Также среди подростков, занимающихся театральной деятельностью, был проведён опрос: как на их взгляд влияет театральная деятельность, из которого можно получить вывод, что их творческая деятельность придаёт уверенность в себе, развивает хорошую память, прививает любовь к искусству и также даёт возможность приобрести новых друзей.

Из этого следует сделать вывод, что театральная деятельность – это положительный инструмент в системе ценностей подростка, что в свою очередь формирует мировоззрение и определяет перспективу развития личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева Т. П. «Театральный кружок как средство воспитания подростков»/ Т. П. Васильева, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  2. Григорьева О. А. учебное пособие «Школьная театральная педагогика»/ О.А. Григорьева – М., издательство: планета музыки, 2015 – 256 с.
  3. Гришкевич С. М. наглядный школьный курс (пособие) по обществознанию/ С. М. Гришкевич – М., издательство: эксмо, 2018 – 191 с.
  4. Ямбург Е. А. «Третий звонок»/ Е. А. Ямбург – М., издательство: Бослен, 2018 – 240 с.
  5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

режим доступа:  https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/23/teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu

дата доступа: 10.03.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся

Данная работа показывает как можно оказать  помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...

Социальный проект «Чем люди живы?» (формирование культуры толерантности детей и подростков средствами театральной деятельности)

В поисках эффективных средстввоспитания толерантности у детей и молодежи обусловлен актуальностью данной социально-педагогической проблемы. В настоящее время акцентируется внимание на формировании тол...

« Исследовательская деятельность как инструмент формирования УУД на уроках физики»

Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения, которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования, до в...

«Литературное чтение и внеурочная деятельность как метод формирования антикоррупционного мировоззрения в начальной школе»

Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам». @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color...

Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...

отчет. Театральная деятельность как -средство формирования связной речи детей»

Отчет по теме самообразования «Театральная деятельность как -средство формирования связной речи детей»...