Театральная деятельность как инструмент формирования мировоззрения подростков
статья

Ковальчук Ирина Александровна

 «Театральная деятельность как инструмент формирования мировоззрения подростков»

                                                                         

Автор статьи: педагог-организатор ГБОУ СОШ № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

Ковальчук Ирина Александровна

 

На сегодняшний день стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Театральная деятельность может стать хорошим инструментом в формировании мировоззрения подростка. Так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения подростка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Подросток должен понимать свои ценности, видеть реалии окружающего мира и грамотно анализировать свои чувства и эмоции. Театральная деятельность может помочь в данных вопросах, ведь театр способствует развитию.

Мировоззрение – устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём. [3, с. 8]

Театральная деятельность – это творческая деятельность ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимы. [5]

По мнению автора книги “Третий звонок” обучение ребенка навыкам сценической речи и сценического движения помимо явных, зримых результатов (хорошей дикции и красивой осанки), снимает зажимы делая его уверенней в общении со взрослыми и сверстниками. [4, с. 11]

Ольга Александровна Григорьева считает что, театральная деятельность способствует решению целого ряда учебных задач:

  • обучение живой разговорной речи;
  • приобретение известной свободы в обращении;
  • "приручение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников" . [2, с. 5]

Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет богатейшие возможности для становления личности подростка, так размышляет О. А. Григорьева.

Автор книги придерживается мнению о том что, театральная деятельность – путь ребенка в культуру, к нравственным ценностям, путь к себе. [2, с. 6]

Так же, составитель книги полагает что, театр, органично включенный в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека. [2, с. 12]

Любительские театры выполняют несколько важных функций,

основными из которых можно выделить ориентационно-гуманистическую,

креативно-развивающую и информационно-образовательную. Рассмотрим

подробно каждую из функций.

  • Ориентационно-гуманистическая функция реализуется на основе  выполнения творческо-педагогических задач, связанных, прежде всего, с формированием у студентов ценностно-ориентационной шкалы нравственнодуховного восприятия окружающего мира и побуждением личности подростка к самосознанию, самооценке, самоопределению и творческому саморазвитию на основе выработки и обретения таких личностных качеств, как справедливость, гуманизм, способность к сочувствию (эмпатия), толерантность, интеллигентность и др.
  • Креативно-развивающая функция, в силу своего творческого воздействия, проникает во все сферы деятельности коллектива любительского театра, интегрируя тем самым все остальные функции. Искусство – это «действие, творение художественного мира и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника».
  • Информационно-образовательная функция реализуется через овладение подростками специфическими знаниями и технологиями актерского творчества.

Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Ш. А. Амонашвили,                              Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин. Им удалось доказать специфику художественно-творческой деятельности ребёнка  в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития.

Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. У подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.

Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:

  • самопознание подростка;
  • развитие пластических возможностей;
  • развитие сценической речи;
  • развитие воображения и фантазии подростка;
  • знакомство с драматургией как видом искусства;
  • участие в эпизодических и небольших ролях студийного спектакля.

Театральная деятельность способствует формированию и развитию творческого мышления, сплочению коллектива. Занимаясь в этой сфере, подростки удовлетворяют потребность в самовыражении. [1]

Автор книги «Третий звонок» утверждает, что закладывается фундамент личности, включающий ценностные ориентиры и нравственности установки, происходит самоидентификация и осмысление своего места в мире. Идёт интеллектуальное и духовное созревание человека. [4, с. 10]

Автор учебного пособия “Школьная театральная педагогика” делает отметку в том что, "инстинкт театра" кроется в самой природе детской психики и жизнедеятельности.  Театральное воспитание в начальной школе должно основываться на психологической предрасположении ребенка к игровому представлению и перевоплощению. [2, с. 184]

Проводя анкетирование, в котором были представлены ценности,  подростки, занимающиеся разными сферами деятельности, показали результаты, описанные ниже.

Ведущими ценностями у спортсменов стали: свобода, интеллект и интересная работа. Для юных журналистов – свобода, здоровье и семья. Для подростков, не занимающихся внеурочной деятельностью, первостепенными ценностями стали: свобода, человеческое общение и самопознание. Подростки творческой сферы, в том числе театральной, выбрали для себя важными: семью, здоровье и дружбу.

Также среди подростков, занимающихся театральной деятельностью, был проведён опрос: как на их взгляд влияет театральная деятельность, из которого можно получить вывод, что их творческая деятельность придаёт уверенность в себе, развивает хорошую память, прививает любовь к искусству и также даёт возможность приобрести новых друзей.

Из этого следует сделать вывод, что театральная деятельность – это положительный инструмент в системе ценностей подростка, что в свою очередь формирует мировоззрение и определяет перспективу развития личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева Т. П. «Театральный кружок как средство воспитания подростков»/ Т. П. Васильева, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  2. Григорьева О. А. учебное пособие «Школьная театральная педагогика»/ О.А. Григорьева – М., издательство: планета музыки, 2015 – 256 с.
  3. Гришкевич С. М. наглядный школьный курс (пособие) по обществознанию/ С. М. Гришкевич – М., издательство: эксмо, 2018 – 191 с.
  1. Ямбург Е. А. «Третий звонок»/ Е. А. Ямбург – М., издательство: Бослен, 2018 – 240 с.
  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

режим доступа:  https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/23/teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu

дата доступа: 10.03.2020

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_teatralnoy_deyatelnosti.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

 «Театральная деятельность как инструмент формирования мировоззрения подростков»

                                                                         

Автор статьи: педагог-организатор ГБОУ СОШ № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

Ковальчук Ирина Александровна

На сегодняшний день стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Театральная деятельность может стать хорошим инструментом в формировании мировоззрения подростка. Так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения подростка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Подросток должен понимать свои ценности, видеть реалии окружающего мира и грамотно анализировать свои чувства и эмоции. Театральная деятельность может помочь в данных вопросах, ведь театр способствует развитию.

Мировоззрение  устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём. [3, с. 8]

Театральная деятельность – это творческая деятельность ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимы. [5]

По мнению автора книги “Третий звонок” обучение ребенка навыкам сценической речи и сценического движения помимо явных, зримых результатов (хорошей дикции и красивой осанки), снимает зажимы делая его уверенней в общении со взрослыми и сверстниками. [4, с. 11]

Ольга Александровна Григорьева считает что, театральная деятельность способствует решению целого ряда учебных задач:

  • обучение живой разговорной речи;
  • приобретение известной свободы в обращении;
  • "приручение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников" . [2, с. 5]

Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет богатейшие возможности для становления личности подростка, так размышляет О. А. Григорьева.

Автор книги придерживается мнению о том что, театральная деятельность – путь ребенка в культуру, к нравственным ценностям, путь к себе. [2, с. 6]

Так же, составитель книги полагает что, театр, органично включенный в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека. [2, с. 12]

Любительские театры выполняют несколько важных функций,

основными из которых можно выделить ориентационно-гуманистическую,

креативно-развивающую и информационно-образовательную. Рассмотрим

подробно каждую из функций.

  • Ориентационно-гуманистическая функция реализуется на основе  выполнения творческо-педагогических задач, связанных, прежде всего, с формированием у студентов ценностно-ориентационной шкалы нравственнодуховного восприятия окружающего мира и побуждением личности подростка к самосознанию, самооценке, самоопределению и творческому саморазвитию на основе выработки и обретения таких личностных качеств, как справедливость, гуманизм, способность к сочувствию (эмпатия), толерантность, интеллигентность и др.
  • Креативно-развивающая функция, в силу своего творческого воздействия, проникает во все сферы деятельности коллектива любительского театра, интегрируя тем самым все остальные функции. Искусство – это «действие, творение художественного мира и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника».
  • Информационно-образовательная функция реализуется через овладение подростками специфическими знаниями и технологиями актерского творчества.

Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Ш. А. Амонашвили,                              Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин. Им удалось доказать специфику художественно-творческой деятельности ребёнка  в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития.

Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. У подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.

Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:

  • самопознание подростка;
  • развитие пластических возможностей;
  • развитие сценической речи;
  • развитие воображения и фантазии подростка;
  • знакомство с драматургией как видом искусства;
  • участие в эпизодических и небольших ролях студийного спектакля.

Театральная деятельность способствует формированию и развитию творческого мышления, сплочению коллектива. Занимаясь в этой сфере, подростки удовлетворяют потребность в самовыражении. [1]

Автор книги «Третий звонок» утверждает, что закладывается фундамент личности, включающий ценностные ориентиры и нравственности установки, происходит самоидентификация и осмысление своего места в мире. Идёт интеллектуальное и духовное созревание человека. [4, с. 10]

Автор учебного пособия “Школьная театральная педагогика” делает отметку в том что, "инстинкт театра" кроется в самой природе детской психики и жизнедеятельности.  Театральное воспитание в начальной школе должно основываться на психологической предрасположении ребенка к игровому представлению и перевоплощению. [2, с. 184]

Проводя анкетирование, в котором были представлены ценности,  подростки, занимающиеся разными сферами деятельности, показали результаты, описанные ниже.

Ведущими ценностями у спортсменов стали: свобода, интеллект и интересная работа. Для юных журналистов – свобода, здоровье и семья. Для подростков, не занимающихся внеурочной деятельностью, первостепенными ценностями стали: свобода, человеческое общение и самопознание. Подростки творческой сферы, в том числе театральной, выбрали для себя важными: семью, здоровье и дружбу.

Также среди подростков, занимающихся театральной деятельностью, был проведён опрос: как на их взгляд влияет театральная деятельность, из которого можно получить вывод, что их творческая деятельность придаёт уверенность в себе, развивает хорошую память, прививает любовь к искусству и также даёт возможность приобрести новых друзей.

Из этого следует сделать вывод, что театральная деятельность – это положительный инструмент в системе ценностей подростка, что в свою очередь формирует мировоззрение и определяет перспективу развития личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева Т. П. «Театральный кружок как средство воспитания подростков»/ Т. П. Васильева, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  2. Григорьева О. А. учебное пособие «Школьная театральная педагогика»/ О.А. Григорьева – М., издательство: планета музыки, 2015 – 256 с.
  3. Гришкевич С. М. наглядный школьный курс (пособие) по обществознанию/ С. М. Гришкевич – М., издательство: эксмо, 2018 – 191 с.
  4. Ямбург Е. А. «Третий звонок»/ Е. А. Ямбург – М., издательство: Бослен, 2018 – 240 с.
  5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

режим доступа:  https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/23/teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu

дата доступа: 10.03.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся

Данная работа показывает как можно оказать  помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...

Социальный проект «Чем люди живы?» (формирование культуры толерантности детей и подростков средствами театральной деятельности)

В поисках эффективных средстввоспитания толерантности у детей и молодежи обусловлен актуальностью данной социально-педагогической проблемы. В настоящее время акцентируется внимание на формировании тол...

« Исследовательская деятельность как инструмент формирования УУД на уроках физики»

Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения, которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования, до в...

«Литературное чтение и внеурочная деятельность как метод формирования антикоррупционного мировоззрения в начальной школе»

Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам». @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color...

Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся

Внеурочная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения обучающихся (из опыта работы)...

Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...