Театральная деятельность как инструмент формирования мировоззрения подростков
статья
«Театральная деятельность как инструмент формирования мировоззрения подростков»
Автор статьи: педагог-организатор ГБОУ СОШ № 535
Калининского района Санкт-Петербурга
Ковальчук Ирина Александровна
На сегодняшний день стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Театральная деятельность может стать хорошим инструментом в формировании мировоззрения подростка. Так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения подростка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Подросток должен понимать свои ценности, видеть реалии окружающего мира и грамотно анализировать свои чувства и эмоции. Театральная деятельность может помочь в данных вопросах, ведь театр способствует развитию.
Мировоззрение – устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём. [3, с. 8]
Театральная деятельность – это творческая деятельность ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимы. [5]
По мнению автора книги “Третий звонок” обучение ребенка навыкам сценической речи и сценического движения помимо явных, зримых результатов (хорошей дикции и красивой осанки), снимает зажимы делая его уверенней в общении со взрослыми и сверстниками. [4, с. 11]
Ольга Александровна Григорьева считает что, театральная деятельность способствует решению целого ряда учебных задач:
- обучение живой разговорной речи;
- приобретение известной свободы в обращении;
- "приручение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников" . [2, с. 5]
Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет богатейшие возможности для становления личности подростка, так размышляет О. А. Григорьева.
Автор книги придерживается мнению о том что, театральная деятельность – путь ребенка в культуру, к нравственным ценностям, путь к себе. [2, с. 6]
Так же, составитель книги полагает что, театр, органично включенный в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека. [2, с. 12]
Любительские театры выполняют несколько важных функций,
основными из которых можно выделить ориентационно-гуманистическую,
креативно-развивающую и информационно-образовательную. Рассмотрим
подробно каждую из функций.
- Ориентационно-гуманистическая функция реализуется на основе выполнения творческо-педагогических задач, связанных, прежде всего, с формированием у студентов ценностно-ориентационной шкалы нравственнодуховного восприятия окружающего мира и побуждением личности подростка к самосознанию, самооценке, самоопределению и творческому саморазвитию на основе выработки и обретения таких личностных качеств, как справедливость, гуманизм, способность к сочувствию (эмпатия), толерантность, интеллигентность и др.
- Креативно-развивающая функция, в силу своего творческого воздействия, проникает во все сферы деятельности коллектива любительского театра, интегрируя тем самым все остальные функции. Искусство – это «действие, творение художественного мира и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника».
- Информационно-образовательная функция реализуется через овладение подростками специфическими знаниями и технологиями актерского творчества.
Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин. Им удалось доказать специфику художественно-творческой деятельности ребёнка в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития.
Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. У подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:
- самопознание подростка;
- развитие пластических возможностей;
- развитие сценической речи;
- развитие воображения и фантазии подростка;
- знакомство с драматургией как видом искусства;
- участие в эпизодических и небольших ролях студийного спектакля.
Театральная деятельность способствует формированию и развитию творческого мышления, сплочению коллектива. Занимаясь в этой сфере, подростки удовлетворяют потребность в самовыражении. [1]
Автор книги «Третий звонок» утверждает, что закладывается фундамент личности, включающий ценностные ориентиры и нравственности установки, происходит самоидентификация и осмысление своего места в мире. Идёт интеллектуальное и духовное созревание человека. [4, с. 10]
Автор учебного пособия “Школьная театральная педагогика” делает отметку в том что, "инстинкт театра" кроется в самой природе детской психики и жизнедеятельности. Театральное воспитание в начальной школе должно основываться на психологической предрасположении ребенка к игровому представлению и перевоплощению. [2, с. 184]
Проводя анкетирование, в котором были представлены ценности, подростки, занимающиеся разными сферами деятельности, показали результаты, описанные ниже.
Ведущими ценностями у спортсменов стали: свобода, интеллект и интересная работа. Для юных журналистов – свобода, здоровье и семья. Для подростков, не занимающихся внеурочной деятельностью, первостепенными ценностями стали: свобода, человеческое общение и самопознание. Подростки творческой сферы, в том числе театральной, выбрали для себя важными: семью, здоровье и дружбу.
Также среди подростков, занимающихся театральной деятельностью, был проведён опрос: как на их взгляд влияет театральная деятельность, из которого можно получить вывод, что их творческая деятельность придаёт уверенность в себе, развивает хорошую память, прививает любовь к искусству и также даёт возможность приобрести новых друзей.
Из этого следует сделать вывод, что театральная деятельность – это положительный инструмент в системе ценностей подростка, что в свою очередь формирует мировоззрение и определяет перспективу развития личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Васильева Т. П. «Театральный кружок как средство воспитания подростков»/ Т. П. Васильева, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
- Григорьева О. А. учебное пособие «Школьная театральная педагогика»/ О.А. Григорьева – М., издательство: планета музыки, 2015 – 256 с.
- Гришкевич С. М. наглядный школьный курс (пособие) по обществознанию/ С. М. Гришкевич – М., издательство: эксмо, 2018 – 191 с.
- Ямбург Е. А. «Третий звонок»/ Е. А. Ямбург – М., издательство: Бослен, 2018 – 240 с.
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/23/teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu
дата доступа: 10.03.2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vliyanie_teatralnoy_deyatelnosti.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театральная деятельность как инструмент формирования мировоззрения подростков»
Автор статьи: педагог-организатор ГБОУ СОШ № 535
Калининского района Санкт-Петербурга
Ковальчук Ирина Александровна
На сегодняшний день стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Театральная деятельность может стать хорошим инструментом в формировании мировоззрения подростка. Так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения подростка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Подросток должен понимать свои ценности, видеть реалии окружающего мира и грамотно анализировать свои чувства и эмоции. Театральная деятельность может помочь в данных вопросах, ведь театр способствует развитию.
Мировоззрение – устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём. [3, с. 8]
Театральная деятельность – это творческая деятельность ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимы. [5]
По мнению автора книги “Третий звонок” обучение ребенка навыкам сценической речи и сценического движения помимо явных, зримых результатов (хорошей дикции и красивой осанки), снимает зажимы делая его уверенней в общении со взрослыми и сверстниками. [4, с. 11]
Ольга Александровна Григорьева считает что, театральная деятельность способствует решению целого ряда учебных задач:
- обучение живой разговорной речи;
- приобретение известной свободы в обращении;
- "приручение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников" . [2, с. 5]
Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет богатейшие возможности для становления личности подростка, так размышляет О. А. Григорьева.
Автор книги придерживается мнению о том что, театральная деятельность – путь ребенка в культуру, к нравственным ценностям, путь к себе. [2, с. 6]
Так же, составитель книги полагает что, театр, органично включенный в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека. [2, с. 12]
Любительские театры выполняют несколько важных функций,
основными из которых можно выделить ориентационно-гуманистическую,
креативно-развивающую и информационно-образовательную. Рассмотрим
подробно каждую из функций.
- Ориентационно-гуманистическая функция реализуется на основе выполнения творческо-педагогических задач, связанных, прежде всего, с формированием у студентов ценностно-ориентационной шкалы нравственнодуховного восприятия окружающего мира и побуждением личности подростка к самосознанию, самооценке, самоопределению и творческому саморазвитию на основе выработки и обретения таких личностных качеств, как справедливость, гуманизм, способность к сочувствию (эмпатия), толерантность, интеллигентность и др.
- Креативно-развивающая функция, в силу своего творческого воздействия, проникает во все сферы деятельности коллектива любительского театра, интегрируя тем самым все остальные функции. Искусство – это «действие, творение художественного мира и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника».
- Информационно-образовательная функция реализуется через овладение подростками специфическими знаниями и технологиями актерского творчества.
Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин. Им удалось доказать специфику художественно-творческой деятельности ребёнка в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития.
Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. У подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:
- самопознание подростка;
- развитие пластических возможностей;
- развитие сценической речи;
- развитие воображения и фантазии подростка;
- знакомство с драматургией как видом искусства;
- участие в эпизодических и небольших ролях студийного спектакля.
Театральная деятельность способствует формированию и развитию творческого мышления, сплочению коллектива. Занимаясь в этой сфере, подростки удовлетворяют потребность в самовыражении. [1]
Автор книги «Третий звонок» утверждает, что закладывается фундамент личности, включающий ценностные ориентиры и нравственности установки, происходит самоидентификация и осмысление своего места в мире. Идёт интеллектуальное и духовное созревание человека. [4, с. 10]
Автор учебного пособия “Школьная театральная педагогика” делает отметку в том что, "инстинкт театра" кроется в самой природе детской психики и жизнедеятельности. Театральное воспитание в начальной школе должно основываться на психологической предрасположении ребенка к игровому представлению и перевоплощению. [2, с. 184]
Проводя анкетирование, в котором были представлены ценности, подростки, занимающиеся разными сферами деятельности, показали результаты, описанные ниже.
Ведущими ценностями у спортсменов стали: свобода, интеллект и интересная работа. Для юных журналистов – свобода, здоровье и семья. Для подростков, не занимающихся внеурочной деятельностью, первостепенными ценностями стали: свобода, человеческое общение и самопознание. Подростки творческой сферы, в том числе театральной, выбрали для себя важными: семью, здоровье и дружбу.
Также среди подростков, занимающихся театральной деятельностью, был проведён опрос: как на их взгляд влияет театральная деятельность, из которого можно получить вывод, что их творческая деятельность придаёт уверенность в себе, развивает хорошую память, прививает любовь к искусству и также даёт возможность приобрести новых друзей.
Из этого следует сделать вывод, что театральная деятельность – это положительный инструмент в системе ценностей подростка, что в свою очередь формирует мировоззрение и определяет перспективу развития личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Васильева Т. П. «Театральный кружок как средство воспитания подростков»/ Т. П. Васильева, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
- Григорьева О. А. учебное пособие «Школьная театральная педагогика»/ О.А. Григорьева – М., издательство: планета музыки, 2015 – 256 с.
- Гришкевич С. М. наглядный школьный курс (пособие) по обществознанию/ С. М. Гришкевич – М., издательство: эксмо, 2018 – 191 с.
- Ямбург Е. А. «Третий звонок»/ Е. А. Ямбург – М., издательство: Бослен, 2018 – 240 с.
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/23/teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu
дата доступа: 10.03.2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся
Данная работа показывает как можно оказать помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...
Социальный проект «Чем люди живы?» (формирование культуры толерантности детей и подростков средствами театральной деятельности)
В поисках эффективных средстввоспитания толерантности у детей и молодежи обусловлен актуальностью данной социально-педагогической проблемы. В настоящее время акцентируется внимание на формировании тол...
« Исследовательская деятельность как инструмент формирования УУД на уроках физики»
Физика – это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения, которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования, до в...
«Литературное чтение и внеурочная деятельность как метод формирования антикоррупционного мировоззрения в начальной школе»
Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам». @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color...
Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка
Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...
отчет. Театральная деятельность как -средство формирования связной речи детей»
Отчет по теме самообразования «Театральная деятельность как -средство формирования связной речи детей»...