Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка
методическая разработка по немецкому языку

Перовская Елена Леонидовна

Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №1 г .Макарьева

Костромской области

        Реферат

Тема: «Проектная деятельность как инструмент    формирования универсальных учебных действий

        на уроках немецкого языка»

                                                               Выполнила :                          

                                                            учитель немецкого языка

                                                               Перовская Е.Л      

        


                                  План реферата:

  1. Введение.
  2. Из истории методики проектов.
  3. Особенности проектной методики на уроках иностранного языка.
  4. Что же такое проект?
  5. Основные требования к использованию метода проектов.
  6. Типология проектов.
  7. Структурирование проекта.
  8. Параметры внешней оценки проекта.
  9. Формирование мотивации у учащихся.
  10. Основные трудности в использовании проектной методики.
  11. Из собственной практики работы над  пректной методикой на уроках немецкого языка.
  12. Урок с применением проектной технологии по теме « Мы заботимся о нашей  планете Земля»
  13. Метод квестов,как вариант технологии проектирования.
  14. Проект "Die Zukunft beginnt schon jetzt".
  15. Проект «Die Märchenbrüder Jacob und Wilhelm Grimm»
  16. Заключение.    
  17. Список использованной литературы и сайтов интернета.

Введение .

ФГОС предполагает внедрение новых форм работы и переориентацию учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему».

В качестве одной из ключевых идей программы модернизации российского образования провозглашен принцип «проектирование от обучающегося», неразрывно связанный с компетентностным подходом.

К современными технологиям обучения в логике компетентностного подхода на уроках иностранного языка относится проектное обучение.

В обучении иностранному языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником информации для школьника. Приоритетной целью школьного образования становится формирование у учащихся умения учиться. Соответственно, на первый план выдвигается становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний, приобретение метапредметных и межпредметных знаний, т.е. развитие универсальных учебных умений (УУД). Метод проектов позволяет решить многие из перечисленных проблем.

Цель использования метода проектов на уроках иностранного  языка является- развитие универсальных учебных действий.

Задачи:

- личностные:

Помочь ученику осознать, исследовать и принять жизненные ценности, сориентироваться в нравственных нормах, правилах и оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

- регулятивные:        

Обеспечить ученику возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

- познавательные:

Научить детей методам исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделировать содержание, действия

 и операции.

- коммуникативные

Научить детей возможностям сотрудничества – умению слышать, слушать

 и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Актуальность метода проектов обусловлена несколькими факторами, один из которых — реализация Концепции модернизации российского образования, в частности, перехода на Компетентностное образование, реализация национального Приоритетного проекта «Образование». «Информатизация». Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве — показатель прогрессивной методики обучения и развития учащегося. Недаром эта технология относится к технологии 21 века. Метод проектов обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами,

опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные, а не только полученные в ходе деятельности результаты своего труда. В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно.

Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.

Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых объектов и т.д. Использование метода проекта способствует развитию самостоятельности учащихся, учит их объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у учащихся развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения. Кроме того, внедрение проектного обучения позволяет привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с подростками.

Из истории методики проектов.

 Метод проектов не является принципиально новым в мировой политике. Он возник ещё в 1920 году в США и разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Они предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для детей, для решения которой им необходимо приложить полученные знания. Учитель может

подсказать новые источники информации или просто направлять мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска.Метод проектов со временем претерпел некоторую эволюцию. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другим словом, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.   Русских педагогов метод проектов привлек ещё в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога  С. Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.  При советской власти эти идеи стали широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике.   В зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и во многих странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремится найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Особенности проектной методики на уроках иностранного языка.

   В основе метода проектов лежит развитие навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания.  Поэтому, когда говорят о методе проектов, то имеют в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, способность прогнозировать результат и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.   Очень часто учителя иностранного языка сталкиваются в своей работе с тем, что самые интересующие учеников темы и наиболее затрагивающие их интересы, вызывают у них наибольшие языковые трудности. Зазубривание новых слов, постоянный контроль со стороны учителя губительны для мотивации к изучению иностранного языка  и отбивают интерес у учащихся. Выходом из этого противоречия является интенсивная работа над конкретным проектом, когда работа над языком становится вторичной и служит лишь средством для достижения своей конкретной цели.    Один из принципов, заложенных в основу курса  "Deutsch Schritte", провозглашает необходимость деятельного характера обучения немецкому языку, что

подразумевает использование различных форм работы: парных, групповых, коллективных, индивидуальных. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроке является проектная методика  или метод проектов.   Проекты, которые выполняют ученики  в ходе работы над темой, должны создавать условия для их реального общения на немецком языке (переписка, встречи  с носителями языка) или имитировать общение средствами коллективной игры. Проект предлагается учителем, который рекомендует соответствующую структуру и порядок выполнения работы. Каким будет результат, решают сами учащиеся, в процессе осуществления проекта. Урок иностранного языка увязывается, таким образом, с реальностью, учащиеся понимают, что они действительно могут оперировать языком.    Данный методический прием обладает образовательным и воспитательным потенциалом и используется на любом  этапе обучения иностранному языку. Петь, играть читать, фантазировать и экспериментировать, музицировать, проявлять любые свои способности позволяет учащимся проектная методика. При этом она соответствует Нюрнбергским рекомендациям: ориентирована на ребенка, соответствует его запросам, планам и интересам.

Что же такое проект?

•        Проект – это совместная творческая работа учащихся и учителя, нацеленная на конечный продукт.

 Определение и выбор темы должны происходить в совместной работе учащихся и опираться на опыт учеников.

•        Пути решения должны определяться и испытываться в группах. Неправильный путь – это тоже результат, служащий для приобретения опыта

•        Учитель – это помощник и консультант, предоставляющий как можно больше свободы в принятии решений.

•        Промежуточные результаты следует обсуждать в группе, что помогает не упустить суть идеи проекта и тренирует способности вести дискуссию, критиковать и вносить свои предложения.

•        Следует стремиться привлекать и использовать другие предметы, устанавливать межпредметные связи.

•        Конечный продукт – это продукт всей группы (также и учителя), поэтому критиковать следует не отдельных учащихся или группу, а совместное планирование, рефлексию и выполнение.

•        Проект считается законченным лишь после презентации конечного продукта.

С педагогической точки зрения, проектирование – это творческая учебная деятельность:

-        проблемная по форме предъявления материала;

-        практическая по способу его применения;

-        интеллектуально нагруженная по содержанию;

-        самостоятельная по характеру добывания знаний;

-        протекающая в условиях постоянного конкурса мнений, предложений.

Основные требования к использованию метода проектов

1)        Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения).

2)        Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3)        Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4)        Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.

5)        Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Выбор тематических проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учитель определяет тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов, предназначенная для внеурочной деятельности, может быть предназначена и самим учащимся, которые ориентируются на собственные интересы, творческие и прикладные.

Типология проектов.

   Тип и содержание проекта может меняться в зависимости от возраста учащихся, сформированности у них коммуникативных умений и навыков. Тип проекта можно определить по определенным признакам:

1)        Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительная.

2)        Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.

3)        Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4)        Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, стран мира).

5)        Количество участников проекта.

6)        Продолжительность выполнения проекта.

Если в деятельности доминирует исследование, то проект называется исследовательским. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов, в том чиспе экспериментальных и опытных работ. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и

имеют структуру, частично или полностью совпадающие с научным

исследованием.

    Творческие проекты предусматривают соответствующее оформление результатов. Такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и развивается, подчиняясь жанру конечного результата. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, празднике). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, драматизации, программы, плана сочинения.

   Ролевые проекты. Участники проекта принимают на себя роли, обусловленные содержанием проекта и его характером.Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения,осложняемые придуманными участниками ситуации. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.

Практико-ориентированный проект.

 Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы может быть газета, документ, видеофильмы, звукозапись, спектакль, проект закона и т.д.   Проект подобного рода требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки и

презентации полученных результатов и варианты способов применения их на практике.

  Информационные проекты.

 Такой тип проекта направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенное для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

  Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

-        цель проекта, его актуальность, источники информации;

-        обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами);

-        результат (статья, реферат, доклад);

-        презентация.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью, модулем.

Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска имеет следующую последовательность:

-        предмет информационного поиска;

-        поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

-        аналитическая работа над собранными фактами;

-        выводы;

-        корректировка первоначального направления;

-        дальнейший поиск информации;

-        анализ новых фактов;

-        обобщение;

-        выводы;

-        заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

По второму признаку – предметно-содержательной области  можно выделить два типа проектов:

Монопроект. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы и темы, например, связанные со страноведением. Такие проекты требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний и умений, приобретенных учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма презентации, которую ученики выбирают сами. Часто работа над такими проектами имеет своё продолжениев виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).

  Межпредметные проекты.

Они выполняются, как правило, во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два – три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы творческих групп, имеющих четко определенные задания, хорошо продуманные формы промежуточных и итоговой презентаций.

   По характеру координации проекты могут быть:

-        С открытой координацией

В таких проектах координатор непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также коордиинруя деятельность всех участников.

-        Со скрытой координацией

Учитель не вмешивается в работу над проектом, но внмательно наблюдает за процессом и может выступать в роли советчика и помощника.

   По характеру контактов проекты различают внутренние и региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, либо между школами или классами внутри региона.

   Международные (участники проекта являются представителяим разных

стран). Здесь широкие возможности предоставляет использование интернета и мультимедийных технологий.

   По количеству участников проекта можно выделить:

-        личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

-        парные (между парами участников);

-        групповые (между группами участников).

По продолжительности выполнения проекты бывают:

-краткосрочными (для решения небольшой проблемы, 2 – 4урока)

-долгосрочными (от одного до нескольких месяцев)

-средней продолжительности (от недели до месяца).

Как правило, работа над краткосрочным проектом проводится по

отдельному предмету; иногда с привлечением знаний из другого предмета. Проекты средней и значительной продолжительности содержат достаточно крупную проблему или несколько проблем. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, которые имеют признаки исследовательских и практико-ориентированных. Каждый тип проекта характеризуется тем или иным видом координации, сроком исполнения, этапностью, количеством участников. При работе над проектами используются различные формы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учебный исследовательский проект

структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом:

-определение целей исследовательской деятельности

-выдвижение проблемы исследования

-формулировка гипотезы о возможных способах решения проблемы

-уточнение проблем, выбор процедуры сбора и обработки информации.

   В зависимости от темы проекта и интересов учащихся состав участников может меняться. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно над проектом работают группы из трёх-четырёх человек.

  Особенно велика роль учителя  в данной методике: он координирует, планирует каждый этап проекта, направляет работу участников.

Структурирование проекта

  Учитель может сам наполнить проекты содержанием, исходя из интересов своих учеников, степени их обученности, основываясь на общеметодической схеме создания проекта, предложенно Е. С. Полат. Она включает в себя 7 этапов:

1.        Определение проблемы предполагаемого проекта: его задач, его типа, количество участников.

2.        Выдвижение и обсуждение с детьми гипотез решения основной проблемы.

3.        Распределение задач по группам, обсуждение  способов их решения и распределение заданий между членами группы.

4.        Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым или

индивидуальным исследовательским творческим задачам. Один, например, рисует плакат или рекламу, другой собирает фактический материал и т.д.

5.        Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.

6.        Защита проектов. Этот этап работы над проектом всегда должен быть праздником для ребят. Одновременно это очень ответственный момент. Ведь весь отобранный, творчески оформленный материал, надо так ярко и эмоционально преподнести, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый чужой проект – сюрприз.

7.        Коллективное обсуждение, выводы, оценка. Очень важно на данном этапе дать учащимся выразить своё мнение, обменяться впечатлениями.

Параметры внешней оценки проекта.

   Особую роль на завершающем этапе играет оценка, при выставлении которой учитывается активность каждого участника в соответствии с его возможностями, коллективным характером принимаемых решений, характер принимаемых решений, характер общения, эстетика оформления. Оценка в большой степени зависит от типа проекта, его темы, условий проведения. В исследовательском проекте шаг за шагом отслеживается и оценивается поэтапная работа учащихся. Кроме того, необходимо оценить также речь учащихся на иностранном языке: фонетическую, грамматическую,

лексическую правильность, разнообразность речевых образцов. Тем не менее не следует заострять особое внимание на ошибках, их можно незаметно записать и систематизировать, а затем отработать на уроках в различных упражнениях. Каждый проект заслуживает одобрения и похвалы:  в него вложен труд  и творчество. Необязательно работа учащихся может быть выражена в форме отметок, возможны самые разные формы поощрения. В игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, целесообразно использовать балльную систему. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу всё равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь. Внешняя оценка необходима, она может принимать различные формы, в зависимости от множества факторов. Учитель и эксперты проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но ненавязчиво и

тактично. Для внешней оценки проекта  рекомендуются следующие параметры:

-        Значимость и актуальность выдвигаемых проблем, их соответствие изучаемой тематике.

-        Корректность используемых методов исследования и методов обработки результатов.

-        Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

-        Коллективный характер принимаемых решений.

-        Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

-        Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

-        Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, делать выводы.

-        Эстетика оформления результатов выполненного проекта.

-        Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность, аргументированность ответов каждого члена группы.

   На разных этапах методики меняется роль учителя: если на начальном этапе он координирует деятельность учащихся, то на среднем и старшем этапе учащиеся работают более самостоятельно, лишь при необходимости прибегая к помощи учителя, и здесь увеличивается срок реализации проекта.

Формирование мотивации у учащихся

  Как отмечают современные психологи, нынешнее падение интереса к обучению объясняется разрывом процесса обучения, его содержания, методов и организации с реальными мотивами обучения. Наиболее реальный путь формирования мотивации у учащихся – это обращение к  действительно интересным для них проблемам, создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Лишь тогда знания, понятия, ценности, приобретенные в школе, становятся значимыми, когда они находят применение в реальной жизни. И лишь тогда урок становится интересным, когда именно в школе находятся вопросы, генерируемые социальным окружением ученика. Создавая для себя определенную картину

мира, ученик находит в ней и свое место.    Предлагаемые для разработки темы проектов способствуют не только развитию интереса учащихся к учебе, но и приобщают их к различным видам культур. Так, проекты, предлагающие учащимся сравнить систему образования в Германии и России, помогают найти общее в образовательной системе стран и существенные различия.   Приобщение учащихся к эстетической культуре происходит в ходе разработки проектов, предполагающих сопоставление, сравнение различных явлений и достижений в сфере литературы, искусства, музыки, кино в России и странах изучаемого языка.Выполнение различных экологических проектов способствует развитию экологической культуры, дает школьникам возможность обобщить всё, что сделано человеком за последние годы в области сохраняющих природу технологий.   При использовании метода проектов мотивация может быть вызвана стремлением к общению в процессе восприятия и усвоения информации, интересом к ролевой игре, в которой можно выразить своё отношение к ситуации, герою, скрываясь под его маской, не надо бояться быть высмеянным и, соответственно, можно примерить на себя различные роли, усваивая правила поведения в окружающем мире. Так происходит становление личностно-индивидуального образа, развитие самобытности личности.

   При разработке темы каждая группа выбирает ту проблему или задание, которые им интересны и важны, связывая тем самым учебный процесс с реальной жизнью, включаясь в процесс социализации, освоения различных способов жизнедеятельности.   Использование мотивации, вызванной эмоционально-личностным интересом учащихся к языку и стране изучаемого языка, не только способствует приобщению к культуре этой страны, но и обеспечивает реализацию еще одной стратегии воспитания, а именно процесса собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения её ценностей.   Поскольку большая часть старшеклассников начинает обдумывать свою будущую деятельность, ведущее место начинает играть мотивация, связанная с выбором профессии и с самоопределением.  Разработка проекта помогает ученикам расширить свои интересы и углубить свои знания в тех

или иных областях. Совместная работа в группах учит навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор, проявить свое "я".   Е.С. Полат выделяет 3 основных принципа при обучении в группе:

1.        Какое-либо поощрение за работу получают все члены группы или команды. Группы не соревнуются друг с другом, так как каждая имеет свое собственное задание и свое время на его выполнение.

2.        Каждый ученик персонально отвечает за успех или неуспех группы. Каждый член группы знает об успехах или просчетах партнеров. Он может прийти на помощь, объяснить, вернуться к ранее изученному материалу.

3.        Все учащиеся имеют равные возможности для достижения успеха своей группы.

Эти правила имеют огромный воспитывающий потенциал: слабый ученик приносит очки наравне с сильным и чувствует свою значимость и необходимость в общей работе, поднимаясь в собственных глазах.   В основе обучения в группе лежит идея не соревнования, а сотрудничества. Общий успех группы зависит от каждого, а это значит, что каждый должен осознавать ответственность за свою часть работы, и у каждого есть возможность проявить себя.

Основные трудности в использовании проектной методики

Какой бы простой и привлекательнойни казалась проектная методика, она имеет свои подводные камни. Тот, кто уже сталкивался с этой методикой, знает, что одна из основных проблем при работе над проектом – это время. И не только время для подготовки. Проект должен созреть в головах учеников, они должны усвоить материал, прийти к определенному решению, выбрать из множества идей самый действенный способ презентации зачастую самых фантастических идей. Все это требует терпения, выдержки и времени. А сколько времени уйдет на то, пока каждый определится со своим местом в проекте, своей целью и своей задачей? А еще нужно придерживаться определенных сроков и заданий. Ученики привыкли к тому, что учитель обязан учить, а они должны учиться, т.е. выполнять постоянно указания учителя. Некоторым с трудом приходится привыкать к

перераспределению ролей, им трудно проявлять инициативу, самим принимать решения.   Кроме того, проектная методика не сводится к лозунгу: Учитель отдыхает, ученики работают! Учитель – это собеседник, помощник, равноправный партнер и главный, но незаметный в этой роли для учеников организатор всего процесса.

 

Из собственной практики работы над проектной методикой:

Богатые возможности для  реализации проектной методики  дает тема «Мы заботимся о нашей планете Земля» в УМК по немецкому языку для 7 класса. Уже на этапе семантизации новых лексических единиц можно рассказать  учащимся о системе сортировки мусора в Германии. Возле немецких домов всегда стоят несколько контейнеров:

синий контейнер — для бумаги и картона;

желтый контейнер — для упаковки, пластика, консервных банок, металлических крышек, фольги и т.д.;

серый контейнер — для пищевых и бытовых отходов.

Помимо синего, желтого и серого можно увидеть зеленый или коричневый -биоконтейнер для пищевых и садовых отходов.

Недалеко от каждого дома стоят:

контейнер для стекла распределяется по 3 цветам: коричневый, зеленый и прозрачный;

контейнеры для старой одежды и обуви.

В продуктовых магазинах и магазинах техники стоит контейнер для электроприборов — батареек, ламп и пр.

Далее с помощью картинок и карточек со словами вводится новая лексика. На следующем этапе можно провести Memory — Spiel: карточки с картинками и словами переворачиваются обратной стороной. Ученики поочередно открывают их, произнося вслух слово (картинка) и его перевод (карточка со словом). Необходимо собрать все пары. Кто наберет больше карточек, тот победитель. Момент соревнования очень увлекает всех учащихся. Вскоре слова будут знать практически все учащиеся. Желательно предусмотреть небольшие призы для победителей.

На следующем этапе из плотной цветной бумаги вырезаются «мусорные баки» — и уже можно «сортировать мусор», как это делают в Германии.

Если группа достаточно большая, можно разделить её на несколько подгрупп.

Та подгруппа, которая быстрее уберёт мусор, называя слова по-немецки и отправляя картинки в правильные бачки, считается победившей. Можно вызывать к «куче мусора» по одному ученику, если группа небольшая по составу.

Zeitsrift                    Buch          alte Zeitung                     Weinflasche                         Teebeutel

Saftkarton        Fleisch            Joghurtbecher           Plastiktüte                         Glasscherben

Medikamente

        Altglas           alte Luftballons         Spraydose                       Konservenbüchse

Pizzakartons        Pflanzen        Pappschachtel             Messer               alter                        Schuh

Obstreste        Löffel        Salatblätter                       Kaffeedose                                      Bananenschale

Eierschalen        Gemüse        alte Batterien          Messer             kaputte               Spielzeuge

Speisereste        CDs        welke Blumen         Löffel            Gabel

Активизирует школьников работа с фотографиями, когда сначала они видят только маленькую её часть, затем большую и обсуждают её видимую и невидимую части, отвечая на вопросы:

Was sehen wir auf dem Foto?

Wo wurde das Foto gemacht?

Wann?

Ist das ganze Bild schön/ hässlich/ interessant/witzig?

Wer oder was ist noch auf dem Foto?

Wie kann die Unterschrift sein?

Вот пример такой фотографии.

http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2014/12/vag1.jpgБольшой интерес у школьников вызывают задания и практические групповые работы по теме «Лес». Выполняя упражнения из учебника, учащиеся определяют функции, которые в нашей жизни выполняет лес. Далее они работают с компьютерной презентацией, где им предлагается ответить на личностно ориентированные вопрос:

Wer von euch wohnt in einem Holzhaus?

Welche Gegenstände, die ihr täglich benutzt, sind aus Holz?

Was tut ihr am liebsten, wenn ihr in den Wald geht?

Worauf müssen die Menschen im Wald Rücksicht nehmen? →

Tiere nicht stören, Bäume nicht verletzen, …

Welche Tiere und Pflanzen kommen in unserem Wald vor?

Welche Waldpflanzen kann man essen? →

Sauerklee, einige Pilze, Beeren, …

На слайде рядом с картинкой учащиеся могут прочитать небольшой рассказ об одном из обитателей наших лесов

„Der Fuchs ist Allesfresser. Er frisst gerne kleine Tiere wie Mäuse, Vögel, Kaninchen, aber auch Beeren und Fallobst. Er lebt im Wald, an Waldrändern, in Hecken und zunehmend auch in Städten. Die jungen Füchse werden in

Dachsbauten oder anderen Unterschlüpfen großgezogen. Eigene Bauten graben die Füchse nur selten“

Школьникам предлагаются варианты проектных работ:

  • составить иллюстрированные рассказы о лесных жителях;
  • сделать презентацию о растениях или животных нашего края;
  • оформить красочный коллаж о том, какую роль в нашей жизни играет лес и как важно охранять его от загрязнения.

Довольно много времени на своих уроках я уделяю развитию креативных способностей учащихся. На своих уроках мы учимся  с ребятами писать стихи на немецком языке.

Творческие работы учащихся в обязательном порядке демонстрируются на специальной магнитной доске.

В последние годы многие учителя на своих уроках и во внеурочной деятельности используют технологию проектирования.

 Одним из вариантов технологии проектирования является метод квестов. Актуальность методики связана с инновационными направлениями в образовании. Проектная технология квест-урока может использоваться при работе над кратковременными проектами в рамках одного урока или при проведении долговременных проектов, в которых учащиеся реализуют поставленные цели и задачи в соответствии с выбранной темой, переходя с одного этапа на друго.Цель проектной технологии квест-урока заключается в изменении привычных стереотипов организации урока. Благодаря использованию проектной технологии учащиеся получают возможность самостоятельно выбрать и структурировать материал, проанализировать собранную информацию и самостоятельно принять решение в выборе темы и ее представление для обсуждения на уроке.Проектная технология квест-урока определяет новую задачу современного образования, связанную с активизацией внеурочной деятельности учащихся. Кроме перечисленного,

педагогическая технология квест-урока открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи. Выполняя работу над проектом в домашнихусловиях, учащиеся осознанно продолжают исследование темы, но не в формате традиционного учебного материала, а открывая новый иллюстративный ряд, отсутствующий в академическом учебнике. На завершающем этапе работы в проектной технологии квест-урока учащиесянезависимо от времени реализации проекта представляют свой результат работы, выполненный в форме презентации, которая обсуждается всеми участниками квест-урока.

Приступая к работе над проектом в формате квест-урока, учитель должен уметь:

четко определять цели и задачи проекта;

формировать группы-команды, получающие задание.

Работу в режиме квест-урока можно разбить на следующие этапы:

Определение общей цели проекта.

Постановка задач для каждой из команд-участников проекта.

Выделение предметной области.

Время реализации.

Защита проектов.

Подведение итогов и определение новых задач.

Используя методику квест-урока, учитель должен быть готов к совместной работе в проектной технологии квест-урока с учащимися класса. Такая работа создаёт условия для успешной реализации современных инновационных технологий, открывающих путь к новым образовательным стандартам.

Вот пример одного из таких квест-уроков.

«Недалеко от нашей школы есть парк, в центре которого находится большое красивое озеро. Это излюбленная зона отдыха всех местных жителей. К сожалению, не все из них бережно и с должным уважением относятся к природе. Кроме того, рядом проходит оживленная автомобильная трасса, которая явно не способствует чистоте воды и воздуха и растущим в парке деревьям, кустарникам и цветам. Семиклассники делятся на группы из четырех человек и получают долгосрочное задание. В каждой группе определяются «специалисты» по воде, воздуху, почве и мусору. Каждый из «специалистов» должен определить ряд проблем по своей теме. После обсуждения этих проблем участникам предлагается сделать фотографии по своей тематике.

«Как в нашем городе, нашем парке, нашем школьном дворе относятся к охране окружающей среды».

«Какой ущерб наносится природе».

«Каким образом жители района охраняют природу».

На следующем занятии учащиеся иллюстрируют свои сообщения выполненными фотографиями. Каждый «специалист» должен внести свои предложения по изменению ситуации: что могут сделать школьники для охраны окружающей среды. Итогом этого проекта становятся стенгазеты, коллажи и презентации, плакаты или буклеты. Для защиты проекта предлагаются опорные слова.

„Umweltschutz“ — Redemittel

Einführung:

Das Thema unserer Zeitung ist: …

Das Thema finden wir wichtig/ halten wir für wichtig, weil …

Das Thema ist von Bedeutung, weil ….

Das Thema ist höchst aktuell, weil …

Zu Beginn möchte ich/ möchten wir sagen, dass …

Zu Beginn möchte ich/ möchten wir darauf hinweisen, dass …

Meiner/ Unserer Meinung nach ist …

Verbesserungsvorschläge:

Man sollte Müll sammeln.

Jeder muss den Park sauber halten.

Man darf nicht/ kein …

Man kann Bäume /Blumen pflanzen.

Man kann Vogelhäuschen bauen.

Macht keinen Schmutz!

Es ist verboten, … zu ….

Es ist nicht erlaubt, … zu …

Es ist notwendig/ gut /ratsam, … zu …

Vorschlage fur die Flyer:

Keinen Schrott in den See!

Baum ab? Nein, danke!

Achtung! Unsere Bäume sterben.

Vorsicht! …        

Augen auf! …

Hilfe! …

Следует отметить, что при прохождении этой темы учащиеся не только осваивают определенный объем нового лексического и страноведческого материала, но и меняют свой взгляд на проблему мусора и охрану окружающей среды. Если сначала они посмеиваются или недоверчиво относятся к идее сортировки бытового мусора, то впоследствии многие говорят о том, что тоже хотят видеть чистыми свои улицы, дворы, парки и

школу. Они не только стараются не мусорить на улице, в школе и на

школьной территории, но и делают замечания одноклассникам и взрослым, когда замечают попытки выбросить мусор на территории. Они сами, а не по настоянию взрослых предлагают провести экологическую акцию: посадить новые деревья или кустарники в парке, школьном дворе, оборудовать новые клумбы или смастерить скворечники, собрать на зиму корм для животных .Очень часто можно услышать реплики учеников  «Да, как там у них в Германии красиво!» ученики переходят к осознанному и активному желанию навести красоту и чистоту вокруг себя. С большим интересом относятся учащиеся к веб-квестам. Веских причин для их использования достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Веб-квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении веб-квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения языку — коммуникация и обмен информацией. Веб-квесты развивают критическое мышление, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения.                                                                                                                 Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

Проект "Die Zukunft beginnt schon jetzt"

Тип проекта: информационный, исследовательский

Планируемый результат: учащиеся собирают информацию о различных профессиях, проводят социологический опрос среди сверстников о популярных среди молодежи профессиях, анкеты, делают коллаж.

Задачи: 1. Учиться делать опрос,обобщение.

                 2.  Учиться рассказывать с опорой на образец.

Тип группы: 3-4 человека.

Время работы: 4 урока.

Работа над проектом

Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа выбирает задание. Одна группа проводит социологический опрос среди сверстников "Wer will was werden?"

Другая группа проводит анкетирование одноклассников:

-        Was ist für dich bei der Berufswahl wichtig?

-        Wer hat dir bei der Entscheidung geholfen? Wer informiert dich?

-        Welche Ausbildung brauchst du für deinen Traumberuf?

-        Welche Fähigkeiten und Kenntnisse braucht man für diesen Beruf?

3-я группа учащихся делает коллаж по теме "Die meist gefragten Berufe in Russland". Учащиеся собирают различные объявления из газет, статьи, вырезки.

4-я группа готовит рассказ о профессии официанта, начиная его с вопроса:Was meinen Sie, um welchen Beruf geht es?

Der 6-jährige Thomas erklärt: "Diese Menschen sind sauber gekleidet, höflich, lächeln ihre Gäste freundlich an, bedienen sie und bekommen Trinkgeld."

Kellner.

Dieser Beruf ist für den, der mit den Menschen leicht Kontakte knüpfen kann. Er soll freundlich und zuvorkommend sein. Zu seienr Tätigkeit gehört die Beratung und die Bedienung der Gäste entsprechend ihren Wünschen.Man muß genau alle

Getränke und Gerichte der Gaststätte kennen, um den Gästen eine richtige Auskunft zu geben. Der Beruf des Kellners ist interessant aber anstrengend.

Der Kellner nimmt Bestellungen auf und serviert Speisen und Getränke. Das sieht leichter aus, als es ist. Oft muß er viele Teller auf dem Tablett tragen. Die Rechnung verlangt Genauigkeit. Es ist wichtig, alles gut zu erfüllen.

Um Kellner zu werden, muß man zuerst eine Fachausbildung in einer Fachschule bekommen. Nach dem Abschluß der Lehre kann man in einer Gaststätte arbeiten.

Урок 1

В конце изучения темы "Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht's mit der Berufswahl?" учитель предлагает провести проектную работу в рамках данной темы. Учащиеся делятся на группы и распределяют задания: социологический опрос, анкета, коллаж, рассказ о профессии. Далее учащиеся обсуждают, как можно лучше выполнить то или иное задание.

Урок 2

На этом уроке учитель рассказывает, как проводится социологический опрос, какие вопросы лучше включить в анкету, по какому плану составить рассказ о профессии. Учитель работает с каждой группой учащихся, обращая внимание на то, чтобы каждый член группы принял участие в проекте в меру своих сил.

Урок 3

Учитель помогает сделать учащимся обобщение по анкетам, подготовить выступление по коллажу и плану рассказа о профессии, используя слова Ausbildung, Arbeitsplatz, Fähigkeit, Kenntnisse, Fachausbildung.

Для того, чтобы выступления учащихся были более интересными, можно продемонстрировать слайды, видеозаписи, песни, фотографии.

Учащиеся подбирают необходимую информацию для презентации. Источники информации: журналы "Juma", "Deutschmobil 3". Во время обсуждения учитель помогает подобрать необходимую лексику для презентации.

Урок 4

Защита проекта.

Проект «Die Märchenbrüder Jacob und Wilhelm Grimm».

Проект для внеклассной работы старших классов при прохождении темы «Великие люди Германии». О жизни и творчестве немецких филологов – братьев Гримм, известных во всем мире как великие сказочники, с привлечением учащихся 5 классов к постановке «Золотой гусь».

Цели проекта:

1. Ознакомление учащихся с творчеством братьев Гримм, с их вкладом в национальную культуру Германии и в мировую культуру, приобретение новых знаний.

2. Формирование умений и навыков :

а) подготовленной монологической речи

b) использование справочной литературы на бумажных и электронных носителях

c) представление собранной информации в виде реферата, таблицы, плаката, рисунка.

d) развитие познавательной и творческой активности учащегося.

Тип проекта: информационно-поисковый страноведческий.

Класс: 10, 11, 5. Уровень: базовый и базовый продвинутый.

Продолжительность: 4 урока, презентация 60 мнут.

Проектное задание:

1. Соберите информацию о жизни и творчестве братьев  Гримм (в библиотеке, в Интернет сети и в периодической печати.

2. Сделайте доклады о жизни и творчестве братьев Гримм, сообщение о «Дороге немецких сказок».

3. Сделайте стенд «Важные даты из жизни братьев Гримм».

4. Сделайте схему «Die Deutsche Märchenstraße».

5. Составьте викторину по имеющейся информации.

6. Проиллюстрируйте отрывки из сказок братьев Гримм и организуйте выставку рисунков.

7. Подготовьте инсценировку «Золотой гусь».

Ход проекта:

I. Подготовительный этап.

1. Вступительная беседа с учащимися о великих людях Германии, о братьях Гримм с целью узнать уровень знаний о творчестве сказочников. Инициирование учителем идеи проекта, обсуждение.

2. Выбор формы документирования результатов проекта (сообщение, рефераты, страница устного журнала, постановка сказки, рисунки) и формы презентации: литературная гостиная.

II. Основной этап

1. Обсуждение сроков и последовательности выполнения проекта.

2. Распределение заданий между группами учащихся и индивидуально.

3. Самостоятельное планирование работы учащихся над заданием и их выполнением.

4. Консультирование и координация деятельности.

5. Совместное составление викторины для гостей – учащихся других классов.

III. Заключительный этап.

1. Презентация подготовленных учащимися материалов

2. Пробное представление всего проекта.

3. Презентация проекта в литературной гостиной.

4. Подведение итогов проекта и награждение лучших знатоков творчества братьев Гримм из учащихся – гостей.

Заключение.

 Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения немецкому языку  дает  возможность  учащимся совершенствовать  коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, использовать иностранный язык как средство общения. Ученики включены в реальную исследовательскую деятельность и  нацелены на получение реального результата. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовует  развитию эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов. Совместная работа в группе и с учителем способствует  развитию партнерских отношений, стимулирует  развитие рефлексии, умение планировать совместную деятельность. Учащиеся отмечают, что работа над проектом сближает их с учителем, который раскрывается для них с новой стороны. Учитель меняет

также свой стиль общения с учеником и, соответственно, на уроке все чаще

звучат похвала, просьба, одобрение. Внимание учеников акцентируется на содержательном аспекте их деятельности.  Учащиеся учатся  работать с информацией, узнают о большом количестве библиотек, интернет-сайтов, словарей и справочников. Использование мотивации, вызванной эмоционально-личностным интересом к языку и стране изучаемого языка, не только способствует приобщению к культуре этой страны, но и обеспечивает реализацию ещё одной стратегии воспитания, а именно, процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны.    Урок лишь тогда становится интересным, когда именно в школе находятся ответы на вопросы, генерируемые социальным окружением ученика. Создавая для себя определенную картину мира, ученик находит в ней и свое место.

Естественно, никто не утверждает, что проектная работа на уроках немецкого языка поможет решению всех проблем в обучении, но одно можно сказать с уверенностью: чтобы обучение ИЯ было эффективным, оно должно быть увлекательным. Думается, что данный метод может увлечь учащихся творчеством, способствовать их развитию, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний, научить мыслить, находить и решать проблемы с привлечением для этой цели знаний из различных областей.

Список используемой литературы и сайтов интернета:

Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении .

 Душеина Т. В. «Проектная методика на уроках иностранного языка».

Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная

линия учебников И.Л. Бим 5–9 классы. — М.: Просвещение, 2011.

Полат  Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка . ИЯШ 2000.  №2, 3.

Лебедева Г.Н. Современный урок немецкого языка.

Лукина И.Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащегося. // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. — 2007. — № 43. — С. 145.

Спиваковский В.М. Образовательный взрыв. — Киев: Гранд-Экспо, 2011. — 436 с. — С. 46.

http://lingonetz.de/Alle-Lingo-Magazin

http://www.kaleidos.de

http://www.kidsweb.de/quis/

https://www.goethe.de/de/spr/unt/kum/kin.html

http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.htm



19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Формирование Универсальных Учебных Действий на уроке иностранного языка"

Тема урока "Свободное время, досуг. Люблю не люблю". Презентация....

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье раскрывается значение мультимедийных технологий в образовательном процессе. На примерах показаны направления использования информационных технологий в урочной деятельности, способствующие фор...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

УУД - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта....

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

Данная статья может быть полезна учителям немецкого языка, работающим по ФГОС по УМК И.Л. Бим.. Учитель немецкого языка может найти здесь полезную информацию о формировании различных УУд на своих урок...

Формирование универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Типовые диагностические задания для определения уровня развития и формирования универсальных учебных действий на уроках немецкого языка...