Театральная деятельность как средство формирования детского коллектива
статья
Предварительный просмотр:
Театральная деятельность как средство формирования
детского коллектива
Школьная пора – это особое время в жизни ребенка. Многое, заложенное в детстве, прорастет в дальнейшей жизни человека. Особую роль в становлении личности играет детский коллектив. А.С. Макаренко писал: "Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем в семнадцать лет, и сам долго думал, что лучше организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришёл к выводу, что нужно: построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаём ему крепость, после чего он сам становится воспитанной силой".
Человек существо - социальное, и, начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие, сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении, во взаимодействии. Поэтому ведущим принципом педагогики является воспитание в духе коллективизма, а целью воспитательной работы - способствовать социализации личности школьника в окружающем социуме, в современном обществе, формирование коллектива. В школьном коллективе развиваются многогранные отношения, благодаря общественной деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Кроме того, ребенок знакомится с социальными нормами, ценностными ориентациями, присущими здоровому обществу. Он получает практику общения, возможность личностного самоутверждения, что в будущем способствует его успеху во взрослой жизни.
Для воспитания и укрепления коллектива нужна совместная деятельность, побуждающая учащихся к самоорганизации, взаимной ответственности, это укрепляет их сплоченность, оказывает огромное воспитательное влияние. Все это удачно сочетается в совместных творческих делах. Театральные занятия с детьми - сложный педагогический процесс, который рассматривается как неотъемлемая часть общей системы эстетического воспитания. Театральная деятельность - универсальная образовательная и воспитательная модель, в процессе которой у ребят появляется возможность приобрести опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества и социальной ответственности. Театральная деятельность помогает реализовать творческие силы и духовные потребности ребёнка, раскрепостить и повысить самооценку.
Все дети индивидуальны, у каждого своё эмоционально-личностное развитие, интересы, склонности и потребности. Кому-то легко войти в роль, а кому-то надо приложить много усилий для преодоления своего страха, застенчивости, поэтому каждый ребёнок в театральной игре определяет для себя такое положение в совместной работе, при которой он способен приложить все свои знания и способности, т.е. проявить подлинную самостоятельность и взаимоответственность. Ребенок может внести свой вклад не только в непосредственно театральную деятельность, но и в оформление или изготовление декораций, написание сценариев, проявить себя в качестве фото-видео-корреспондента, звукорежиссера или постановщика танцев. Таким образом, может быть задействован весь класс, происходит развитие способностей каждого ребенка, а это основа формирования коллектива класса. Театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием чего-то неизвестного…
Кроме того, одной из важнейших задач воспитания является духовно-нравственное развитие личности гражданина, патриота. В числе важнейших проблем на первое место встают вопросы духовного и нравственного воспитания молодого поколения. Как научить ребёнка любить Родину, национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Что такое добро, а что зло? Где правда, а где ложь? Какой выбор сделать в трудной ситуации, на чью сторону встать? Ответы на эти и другие вопросы мы находим с помощью театральной деятельности.
Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральная деятельность, как средство воспитания и коррекции развития воспитанников детских домов.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им». Георг Гегель. ...
Проектная деятельность как способ формирования детского коллектива.
Диагностика коллектива воспитанников ГПД в ходе осуществления проектной деятельности....
«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»
Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...
Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.
Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...
«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»
Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...
Тема:«Тимбилдинг как эффективный инструмент формирования детского коллектива посредством проектной деятельности».
В жизни ученика важную роль играют взаимоотношения в коллективе. Особое значение приобретает такая характеристика коллектива, как сплоченность. Но для того чтобы превратить классную организацию ...
отчет. Театральная деятельность как -средство формирования связной речи детей»
Отчет по теме самообразования «Театральная деятельность как -средство формирования связной речи детей»...