Использование элементов театральной деятельности как инновационно-технологического инструмента в воспитательном процессе в учреждении интернатного типа
методическая разработка (10 класс)

Инновациями в образовании мы считаем внесение новых методологий и стандартов в учебно-воспитательный процесс. Инновационное образование – это когда обучение и воспитание происходит за счет интеграции науки, учебного процесса и производства. Помогают регулировать обучение, задавать нужное направление. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чертыкова А.Г.

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И.Чебодаева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Инновациями в образовании мы считаем внесение новых методологий и стандартов в учебно-воспитательный процесс. Инновационное образование – это когда обучение и воспитание происходит за счет интеграции науки, учебного процесса и производства[1]. Инновации в образовании помогают регулировать обучение, задавать нужное направление. Цель инновационной деятельности в современной школе – качественное изменение личности обучающегося в сравнении с традиционной системой.

Инновационное поведение подразумевает саморазвитие, формирование собственной индивидуальности, при этом не предполагая приспособления. Современные педагоги понимают, что инновационное образование – это способ воспитания гармоничной личности, и знают, что одна из задач школы – раскрытие потенциала обучающихся, предоставление им возможностей проявления своих явных и скрытых творческих способностей.

Инновационный процесс в условиях пришкольного интерната Аскизского лицея-интерната Аскизского района Республики Хакасия заключается в планомерном, организованном, целенаправленном развитии содержания и организации воспитательного процесса – вводится комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новых педагогических технологий, в частности, по направлению «Театральное искусство».

Контингент воспитанников пришкольного интерната состоит, в основном, из детей, воспитывающихся в многодетных, малообеспеченных, неполных, приемных семьях. Их родители (лица, их замещающие) не всегда имеют возможность реализовать культурное и духовное развитие своих детей, их качественную социализацию и реализацию потенциальных возможностей воспитанников посредством регулярного посещения учреждений культуры (музеи, театры, кинотеатры и др.).

Поэтому в пришкольном интернате была организована музейная комната «Музей искусств», которая является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность воспитанников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. (в форме клуба), Данный музей-клуб включает в себя четыре направления: музыкальное искусство (духовые медные инструменты, духовые клавишные инструменты, струнные инструменты, технические средства воспроизведения музыкальных произведений), декоративно-прикладное искусство («Мягкая игрушка», «Изделия из соленого теста», «Резьба по дереву», «Изделия из бросового материала»), художественно-изобразительное искусство (творческие работы, награды за участие в конкурсах, тематические экспозиции), театральное искусство (история возникновения и развития четырех национальных театральных коллективов Республики Хакасия, «Кружок друзей Бахрушинского музея»). Члены кружка тесно сотрудничают с Государственным Центральным Театральным Музеем имени А.А.Бахрушина: участвуют в ежегодных конкурсах сочинений (с публикацией в тематических сборниках), изучают научно-популярную литературу, которую отправляет ГЦТМ на адрес учреждения или привозят представители интерната из поездок на обучающие семинары (г.Москва, 2014 и 2018г.г.).

В воспитательном процессе пришкольного интерната выделяются следующие образовательные и технологии [3].

1. Информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные презентации на классных и общеинтернатных мероприятиях, создание групп общения в мессенджерах «Viber» и «WhatsApp», социальных сетях «Вконтакте», «Инстаграм» и др.).

2. Личностно-ориентированные технологии (адаптация, самореализация, саморазвитие, учет индивидуальных особенностей, возможностей и способностей воспитанников).

3. Информационно-аналитическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (отчеты, анализы, коррекция планов воспитательной работы, изучение перспектив дальнейшего развития)

4. Здоровьесберегающие (рационализация питания, физкультминутки, оздоровительные мероприятия, соблюдение требований СанПиН по освещению и температурному режиму и др.)

5. Игровые технологии (коллективная творческая деятельность в виде массовых творческих мероприятий, спортивные соревнования, конкурсы и др.)

6. Проектная деятельность в рамках воспитательной работы по направлению «Театральное искусство». В 2018-2019 учебном году реализовались следующие проекты: 5 класс – театр «живой» руки, 6 класс – кукольный театр «Золотой ключик», 7 класс – кукольный театр «Нымах» («Сказка», с репертуаром из произведений на хакасском языке), 8 класс – «Театральная Хакасия в лицах», 9 класс – «Мир театра в афишах», 10-11 классы – общее руководство и связь со СМИ, 5-11 классы – общеинтернатный проект «Путешествие по радуге». Тогда же обучающиеся 9 и 10 классов создавали и презентовали свои творческие индивидуальные проекты (согласно требованиям ФГОС), их руководителями впервые стали семеро воспитателей интерната.

7. Внеурочная деятельность. В текущем учебном году воспитателями интерната впервые разработаны и реализуются рабочие программы кружков внеурочной деятельности: студия детского творчества «Разноцветный мир» в 5 классе, арт-студия «Сказочная гримерка» в 6 классе, арт-школа «7 шагов к театру» в 7 классе, костюмерная «Тайна образа» в 10 классе, театральная мастерская «Путешествие в закулисье» в 11 классе.

В воспитательной работе по направлению «Театральное искусство» педагоги интерната совместно с воспитанниками определяют направления театральной деятельности, соответствующие возрастным особенностям участников, позволяющие формировать их художественный вкус, знакомящие с лучшими образцами драматургии и художественной литературы.

В пришкольном интернате элементы театральной деятельности рассматриваются воспитателями как технология, через творческую деятельность способствующая социальной адаптации воспитанников в классной группе и коллективе интерната (а в дальнейшем – и в социуме), повышению уровня культуры и раскрытию положительных качеств характера, активизации познавательного интереса и мышления.

В пришкольном интернате театральное искусство является неотъемлемой частью воспитательной работы, в первую очередь, в рамках организации проектной и внеурочной деятельности, как одно из основных средств разностороннего развития личности воспитанника. Здесь элементы театральной деятельности направлены на развитие навыков театрально-исполнительской деятельности, воспитание основ зрительской культуры, освоение элементов актерского мастерства в постановке детских инсценировок, накопление у воспитанников знаний о театральном искусстве.

Сегодня условия воспитания требуют, чтобы воспитанник сам сделал самостоятельный выбор в пользу нравственных ценностей, своего духовного развития, на это ориентировано повышение значимости и качества воспитательной работы. Театральная деятельность мотивирует воспитанников к творчеству, формирует личностное самоопределение, навыки личностного самовыражения, творческой самореализации, проявления своих креативных идей, развитие эмоционально-изобразительных способностей, а также помогает адаптироваться в окружающем мире.

Воспитание элементами театра в школьной среде – это воспитание средствами театрального искусства, знакомство с которым начинается с разнообразных элементов театральности и завершается образованием живого, постоянно усиливающегося интереса к ценностям и традициям театральной культуры.

Воспитатели знакомят детей с информацией о том, что у театрального искусства в разные времена были разные функции, оно было призвано или развлекать, или воспитывать, или проповедовать словом, т.е. играть социальную и политическую роль в любом обществе любого государства, с выполнением которой театр справлялся всегда – ведь общеизвестно, что сила его воздействия огромна, а возможности безграничны. Педагоги и дети на своем опыте удостоверились в том, что это утверждение справедливо, причем не только для зрителя, на которого происходит непосредственное театральное воздействие, но и для всех участников театрального процесса (школьных постановок). Участие в школьных театрализациях расширяет кругозор детей и подростков в области таких направлений, как литература, музыка, танец, живопись, приобщает к мировой культуре, учит их посредством этих искусств познавать и ощущать мир.

«Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в процессе» [2]. Эти слова еще раз подчеркивают значимость детской театральной деятельности, потому что театрализация в школе является яркой, эмоционально-насыщенной, очень заразительной средой, в которой весь процесс влияет на развитие ума, воли и характера, на формирование детского мировоззрения, и часто определяет систему убеждений современных детей, обеспечивая нравственное развитие, раскрывая творческие способности воспитанников интерната, при этом подчеркивая индивидуальность каждого ребенка.

Театрализованная деятельность – та удачно подобранная и грамотно организованная работа, которая используется в образовательном и воспитательном процессе пришкольного интерната Аскизского лицея-интерната, служащая успешному развитию творческих способностей воспитанников, формированию всесторонне развитой высококультурной, образованной личности,

Таким образом, технология использования элементов театрального искусства в интернате позволяет успешно решать задачи воспитания и обучения детей среднего и старшего школьного возраста, обучающихся в 5-11 классах Аскизского лицея-интерната

Библиографический список

1. Бессолицина Р.В.Инновационные подходы к организации научно-методической работы. Методист, #8470;1 .-с.25

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М., 1991. 93с.

3. Селевко Г.Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой. Народное образование, 2015. №1. 181с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

Использование элементов театральной деятельности в педагогическом процессе в ДХШ

Методическая разработка Лутониной Натальи Юрьевны ориентированна на организацию учебно- воспитательной деятельности в учреждениях системы дополнительного образования. Интеграция театра и теоретич...

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».

представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...

Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

Формы работы с семьей ребенка-инвалида, посещающего учреждение интернатного типа

В статье описываются формы работы с семьей, которые способствуют не только взаимопониманию между  педагогами и родителями, но и мотивируют родителей к тесному сотрудничеству по вопросам воспитани...