Самообразование - залог личностного и профессионального развития
опыты и эксперименты

Личностное и профессиональное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ – ЗАЛОГ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Доржиева ДулгарЛосоловна,

заместитель директора по воспитательной работе,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»,

 РФ, Республика Бурятия

Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать.
В.В.Путин.

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионального роста педагога. Опыт показывает, что необходимым условием профессионального роста педагога является самообразование, под которым понимается осознание педагогом своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем, самопознание и самоанализ деятельности, собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала.

Формы самообразования можно условно разделить на две группы – индивидуальную и групповую.В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководитель методического объединения и структурный менеджер могут  стимулировать этот процесс.  Тогда в работе администратора действенным рычагом будут те стимулы, которые "подталкивают" педагога. К ним можно отнести:

  1. Мотив самостоятельности в реализации себя в творческой деятельности. Форма:

· мастер-классы;

· возможность работы в автономном режиме;

· разработка авторской программы обучения;

  1. Мотив личного развития  

Форма:

· самообразование;

· профессиональный рост;

· карьерный рост;

  1. Мотив самоутверждения  

Форма:

· обобщение опыта;

 · публикации;  

· право на проведение семинаров, уроков для коллег;

· привлечение к планированию работы или руководству структурного подразделения ОУ;

· достижения социального успеха;

  1. Мотив состязательности  

Форма:

· выдвижение на престижные профессиональные конкурсы;

· присвоение званий, наград;

· признание коллег;

  1. Мотив стабильности

Форма:

· выражение профессионального и общественного признания;

· стимулирующие выплаты;

· дополнительные оплачиваемые дни к отпуску;

· регулирование времени занятости;

· социальные программы;

· занятость в профессии.

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Выделим основные направления профессионально-личностного саморазвития педагога, способствующие его профессиональному росту. Можно выделить направления, в рамках которых педагог должен заниматься самообразованием:

  1. Изучение профессиональной литературы, что  позволяет отслеживать новые тенденции в сфере образования, например, в методике преподавания, пополнять знания в сфере смежных наук. Это позволяет посмотреть на проблему под другим углом зрения, найти параллели при поиске решения определенных задач.
  2. Налаживание профессионального общения через профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов, через проведение локальных и международных конференций, где можно узнать много нового и  установить новые профессиональные контакты.
  3. Посещение курсов повышения квалификации, семинаров, презентаций.
  4. Получение дополнительной квалификации в области менеджмента в образовании. Возможности карьерного роста для преподавателей сегодня не ограничиваются исключительно академическими должностями. Для управления финансовыми потоками, подбора персонала, выполнения маркетинговых исследований и проведения рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами.
  5. Личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт).

Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее не создается новый продукт или нет других достижений. Поэтому в личном плане педагога обязательно должен быть список результатов, достигнутых за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования:

- повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся;

- разработка новых форм, методов, приемов обучения;

- выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий;

- разработка и проведение открытых уроков;

- создание комплектов педагогических разработок;

- обобщение, тиражирование и диссеминация опыта по исследуемой теме;

-транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности.

Самообразование педагога будет более продуктивным, если:

  • В процессе самообразования будет реализована потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог знает способы самопознания и самоанализа педагогического опыта и пути его передачи, так как педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает различные моменты своей профессиональной деятельности - как позитивные, так и негативные, и признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
  • Педагог рефлексивен, ведь  именно педагогическая рефлексия (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов) является необходимым атрибутом учителя-профессионала. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой - самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  • Программа профессионального эффективного развития учителя включает в себя возможность как исследовательской, так и поисковой деятельности.
  • Педагог готов к педагогическому творчеству.
  • Учитель четко понимает, когда должна осуществляться взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Нами предпринята попытка соотнести параметры личностного и профессионального развития педагога.

Таблица 1 Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога

Параметры  

Личностное развитие          

Профессиональное развитие

Ценности        

Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально этических принципов, детерминирующих деятельность         

Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность

Цель

Развитие тенденции к самоактуализации и самореализации        

Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства, самореализация

Я-концепция        

Развитие и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление позитивной (положительной)  Я-концепции.        

Адекватное формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной и объективной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности.

Перспектива

Определение направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста        

Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии

Задачи развития        

Активизирование развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия личностного опыта и собственной деятельности,         

Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации.

Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта

        Педагог, определяя программы самообразования,  должен учитывать эти взаимосвязи.

Таким образом, личностно-профессиональный рост педагога - это непрерывный процесс самообразования, раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Безусловно, самое главное в этом – личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании.

Использованная литература:

1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография - Волгоград: Перемена, 2014.

2. Даутова О.Б., Христофоров С.В. // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2013.

3. Митина Л.М.  Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально экономических условиях 2005 // PORTALUS.RU

4. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя. - Волгоград, 2010.

5. Становление профессиональной культуры у будущих учителей Каткова Л. В.,  Смыковская Т. К., Руденко Т. Б.// Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2006.

6. Торгунская Н. Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций// Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение" / №1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

САМООБРАЗОВАНИЕ – ЗАЛОГ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Доржиева Дулгар Лосоловна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат», РФ, Республика Бурятия Министерство образования и науки РБ ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»

Слайд 2

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. В.В.Путин

Слайд 3

Стабильности Форма: · выражение профессионального и общественного признания; · стимулирующие выплаты; · социальные программы; · занятость в профессии. Мотивы, стимулирующие деятельность педагога Самостоятельности Форма: · мастер-классы; · возможность работы в автономном режиме; · разработка авторской программы обучения; Личного развития Форма: · самообразование; · профессиональный рост; · карьерный рост Самоутверждения Форма: · обобщение опыта; · публикации; · проведение семинаров, мастер-классов; · достижения социального успеха; Состязательности Форма: · выдвижение на профессиональные конкурсы; · присвоение званий, наград; · признание коллег;

Слайд 4

Слайд 5

Результаты самообразования ; ; -; -; -.

Слайд 6

Слайд 7

Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога Параметры Личностное развитие Профессиональное развитие Ценности Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности, детерминирующих деятельность Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности, детерминирующих профессиональную деятельность Цель Развитие тенденции к самоактуализации и самореализации Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению мастерства, самореализация Я-концепция Развитие и углубление целостного представления о себе. Укрепление позитивной Я-концепции. Формирование Я-концепции учителя. Укрепление объективной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности.

Слайд 8

Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога Параметры Личностное развитие Профессиональное развитие Перспектива Определение направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии Задачи развития Активизирование развития когнитивной сферы. Рефлексия личностного опыта и собственной деятельности, Совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности. Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта

Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Фактором профессионального развития становится не только совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результатов....

Разработка урока на развитие у обучающихся физических качеств, необходимых для личностного и профессионального совершенствования

Разработка урока на развитие у обучающихся физических качеств, необходимых для личностного и профессионального совершенствования...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Самообразование учителя – как условие личностного и профессионального развития педагога

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.    ...

Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"

В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами уч...