«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося»
методическая разработка
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_individ_marshruta.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Социальное проектирование дает прекрасную возможность не только формировать коллектив класса, жизненные ценности и смыслы своих воспитанников, но и организовывать работу по индивидуализации воспитания, уделить внимание каждому ребенку, помочь ему создать свой собственный маршрут развития.
Наш опыт построения воспитательной системы класса на основе создания и реализации социальных проектов помог нам разработать свою систему по созданию для каждого ребенка развивающей среды, разработки индивидуального маршрута воспитания. Такой подход дает подростку возможность осознать свои личностные особенности, свои сильные и слабые стороны, понять, что же ему важно и интересно в этом мире, и спланировать деятельность по своему развитию. Планирование школьником своего развития, построение индивидуального маршрута достижения жизненных целей является желаемым результатом работы классного руководителя. И, разумеется, это результат может быть достигнут только при условии длительной и целенаправленной работы с учеником. Ребенка нужно последовательно обучать пониманию себя и других, формировать у него мотивацию и потребность в развитии, способность к целеполаганию и планированию действий по достижению цели, рефлексии и многому другому.
Так что, поначалу, «индивидуальный маршрут воспитания» складывается в голове классного руководителя. Чтобы он сложился на благо ребенку, педагогу многое нужно: познакомиться с мнением и позицией родителей, изучить своих учеников, понять их особенности, узнать мечты и желания, осознать причины их трудностей. А, затем уже, организовывать работу таким образом, чтобы через 3-5 лет подросток и юноша хотели и умели самостоятельно ставить цели своего развития и достигать их.
Эта работа начинается уже при первом знакомстве с пятым классом, начинается со сбора информации о детях и классном коллективе – это первый этап организации работы классным руководителем. Она включает беседы с учителем начальной школы, изучение документов, справок психолога, бесед с учителями и родителями, посещения уроков класса. В результате у классного руководителя создается некий «образ класса» в котором предстоит работать и начинается процесс обдумывания воспитательной системы, подходящей именно для этого класса, поиск дела, которое может стать системообразующим фактором в работе с этим детским коллективом.
Очень помогают в этой работе собственные исследования психологичеcкого климата в классе, уровня сформированности коллектива, выявления детей «группы риска», уровня воспитанности, мотивации, интересов и склонностей детей, анкетирование родителей и т.д. А также опыт взаимодействия с детьми в первые два месяца работы на этапе адаптации. Реализация программы адаптации для пятиклассников, наблюдения за поведением и взаимодействием учеников дают понимание особенностей этих детей и уровня сформированности коллектива.
Когда возникает это понимание, появляются идеи по организации совместной деятельности с детьми. Многое помогает понять и, проводимый в самом начале года, классный час по выбору ребенком поручения для себя в классе. Многое говорит учителю о личности ученика то, какую деятельность в коллективе подросток выбирает для себя и то, как он это делает и как будет ее выполнять.
Большие возможности развития дает учащимся действующая в классе система коллективных дел и социальных проектов. Участвуя в различных делах класса, подросток может сменить в такой деятельности множество ролей, попробовать себя в самых разных видах деятельности, проверить и развить свои организаторские и коммуникативные умения. Социальные проекты также позволяют формировать у детей гуманистические ценности и смыслы.
На втором этапе для создания мотивации саморазвития ведется работа с учащимися по организации самоисследования. Младший подросток еще очень мало думал о том, кто он, какой он. Чем отличается от других детей, какие у него есть сильные и слабые стороны личности. Помочь ему понять себя призвана «Книга о себе», которую ученики создают сами. В книге (индивидуальной папке) есть разные страницы, первые из них – это рассказ себе о себе, самоисследование. Это работа начинается в пятом классе и продолжается на протяжении всего периода обучения. Эти опросники, анкеты, мини-сочинения, помогают подростку понять себя, а затем, на основе этого понимания, строить свой индивидуальный маршрут развития, самосовершенствования (Приложение 1).
Следующие страницы книги посвящены планам подростка, самым разным: на предстоящую четверть, на каникулы, желаемым итоговым оценкам, а, затем, планам по самовоспитанию и саморазвитию. Можно предложить подросткам создать свою «Дорожную карту». На этой странице книги они смогут наметить себе цели на учебный год и решить, какие качества их личности очень пригодятся им «в дороге», а от каких лучше избавиться. «Дерево целей» поможет осознать цели саморазвития, другие страницы книги помогут осознать свои жизненные ценности и смыслы (Приложение 2).
На третьем этапе классный руководитель вместе с детьми выбирает планирует и реализует различные социальные проекты. На этапе подготовки дети, сформулировав гипотезу, цели и задачи проекта, желаемый результат, способы деятельности, разбиваются на рабочие группы. Каждая группа выбирает себе направление деятельности, планирует работу, обсуждает предстоящие дела. Дети договариваются, кто какую часть работы возьмет на себя, за что будет отвечать. Но при выборе, планировании и реализации социальных проектов, осуществляется не только работа в группах и общее планирование работы, но и индивидуальная работа ребят по планированию саморазвития.
Этому посвящаются специальные классные часы, на которых обсуждается уже не то, какую пользу данный проект принесет людям, обществу, а то, какие задачи личностного развития может решить каждый из участников проекта участвуя в его реализации. То, чему он может научиться, что узнать, какими навыками овладеть, какие задачи личного развития решить. Этой работе посвящаются специальные странички книги о себе (Приложение 3). Спланировать цели саморазвития ребятам очень помогают предыдущие страницы книги, посвященные самоисследованию. Учитывая свои сильные стороны и зная, какие качества им нужно развивать, а также руководствуясь своими интересами и склонностями, подростки выбирают для себя соответствующие виды и направления деятельности в проекте. А по завершении проекта, обсуждаются не только достижение целей всего проекта, но и достижение целей саморазвития. Каждый подросток делает это «с собою наедине», работая над очередной страничкой своей книги. Он видит, по силам ли он выбрал себе задание, смог ли с ним справиться, хватило ли ответственности, умений взаимодействовать с людьми, знаний, настойчивости. Подростки оценивают, с чем они смогли справиться, а чему еще нужно учиться. И с каждым годом они все лучше понимают себя и конкретнее ставят задачи саморазвития. Таким образом, учащиеся могут выбрать интересное для них дело и осознать, как выполняя его можно формировать у себя необходимые качества. Интерес согласовывается с пользой и постепенно маленький человек учится сам управлять своим развитием и совершенствованием.
Применение такой технологии, позволяет достичь целей индивидуального развития не жертвуя развитием коллектива. Каждый понимает, что помогая другим, работая на общее дело, он одновременно сам развивается, достигает личных целей. Обретает коммуникационные умения и навыки, развивает организаторские способности, умения планировать и анализировать свою деятельность, находит новых друзей и укрепляет коллектив.
Подростки взрослеют и усложняются задания, добавляются страницы в книге. Они учатся глубже проникать в свое «я», оценивать себя. Планировать свое развитие. Пролистывая страницы своей книги, они понимают, как изменились, чего смогли добиться, а также осознают каких целей не достигли и почему. Очень помогает в этой работе и итоговое портфолио личностного роста, где фиксируются все достижения за год. Все дела в которых ученик принял участие, его личные результаты. Так формируются рефлексивные умения детей. (Приложение 4)
А педагог может оценить результаты своей деятельности, исследуя изменения в структуре коллектива, показатели психологического климата класса. Оценивая с детьми, насколько успешно удалось осуществить проекты. Наблюдая, как мальчики и девочки становятся увереннее в себе, как они берутся за новые дела, умело их организовывают, выходят уже на более высокий школьный уровень, находят новых друзей. Ярким показателем успешности работы является рост творческой активности детей, появление множества новых интересных идей и способность детей к самоорганизации. С каждым годом им все меньше и меньше нужны помощь и контроль со стороны классного руководителя. И, конечно, прекрасной диагностикой развития является анализ продуктов деятельности детей, их книг о себе. Просматривая эти страницы сразу видишь и все проблемы, и все достижения воспитанников и имеешь возможность корректировать их развитие, помогать, поддерживать.
Подростки (и их родители также) не всегда умеют видеть свои проблемы и недостатки, которые являются препятствием на пути их дальнейшего развития. А педагог это видит, но говорить об этом с ребенком не всегда корректно, можно понизить самооценку, нанести душевную травму. Но можно, организуя деятельность подростка определенным образом, вовлекая его в определенные виды деятельности, корректировать эти недостатки, обеспечивать ребенку путь благоприятного развития. Дети 5-6 классов еще в недостаточной степени обладают навыками самоанализа и не способны полноценно осознавать задачи своего саморазвития. Но это может и должен учитель. Именно он планирует для каждого из своих воспитанников «индивидуальный маршрут», а подросток, взрослея, все больше осознает задачи саморазвития и уже сам начинает рефлексировать и планировать к юношескому возрасту свое развитие.
Таким образом, имеет место годовая циклограмма организации работы классного руководителя по воспитанию и формированию коллектива и созданию индивидуальных маршрутов воспитания:
- Этап исследования коллектива и учащихся, планирование классным руководителем собственной деятельности.
- Этап организации самоисследования учащихся.
- Этап планирования саморазвития.
- Деятельность по реализации социальных проектов, коллективных творческих дел и планов по саморазвитию.
- Осознание и оценка результатов деятельности.
Основные приемы, которые помогают в реализации данной программы это ведение каждым учащимся «Книги о себе», принципы работы с классом, согласно которым ребенок только сам выбирает интересную ему деятельность, создание различных рабочих групп для реализации всевозможных дел и акций со сменой лидеров, регулярная работа подростков по самоисследованию и обучение детей приемам планирования целей саморазвития и жизненных целей.
Благодаря такому способу организации воспитательной работы, за достаточно короткий срок удается изменить структуру классного коллектива. Добиться того. чтобы каждый подросток входил в состав одной из малых групп, повысить статус отверженных и изолированных, укрепить связи между группами в классе. Быстро увеличить число лидеров, которые могут организовывать работу в малых группах, причем, эти лидеры взаимозаменяемы. Повышается самооценка подростков, они приобретают навыки позитивного социального взаимодействия. Растет творческий потенциал детей, они активно включаются в общественную жизнь школы, проявляют инициативу и получают удовольствие от школьной жизни.
Такой подход позволяет формировать индивидуальные маршруты воспитания не только детей «с проблемами», но и создать условия для позитивного развития абсолютно всех детей в классе, давая возможность каждому ученику проявить себя в интересном для него виде деятельности, реализовать свой потенциал и научиться самому планировать свое развитие как личности и реализовывать эти планы. Опыт показывает, что даже те учащиеся, которые не проявляют большой активности в школьные годы, все «наматывают на ус» и вне школы активно проявляют себя, показывая, что эти уроки не прошли для них даром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ...
Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "
Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненн...
"Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося"
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯСформулирована проблема организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, к...
Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС
quot;Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального государственного образовательного ст...
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников 1 класса, как средство адаптации к школе.
Выступление на Педагогическом совете...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося
Цель моей профессиональной деятельности: обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможн...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся
Работа школьной ППк: являюсь постоянным членом ППк; постановка индивидуальных задая на год, щадящий режим, утверждение СИПР...