"Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося"
проект (11 класс) на тему
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯ
Сформулирована проблема организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, которая означает, что выбор образовательного пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, определяющая индивидуальный маршрут обучения старшеклассника, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учащимися лучших образовательных результатов.
Ключевые слова: дифференциация обучения, образовательная среда, индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная траектория, рефлексивное осмысление, личность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯ
Корягина Л.Л., учитель истории и обществознания
МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское
Сформулирована проблема организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, которая означает, что выбор образовательного пути зависит от особенностей конкретного обучающегося, а сама образовательная программа, определяющая индивидуальный маршрут обучения старшеклассника, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учащимися лучших образовательных результатов.
Ключевые слова: дифференциация обучения, образовательная среда, индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная траектория, рефлексивное осмысление, личность.
Приоритетом современного школьного образования в нашей стране является развитие как предметных, так и метапредметных компетентностей выпускника, готового к продолжению образования, способного решать проблемы как личностные, так и социальные. Одним из условий решения данной задачи является введение профильного образования. В последние годы педагогический коллектив нашего лицея столкнулся, как и большинство сельских школ, с проблемой сокращения количества классов на старшей ступени обучения и уменьшением количества выпускников. В тоже время каждый старшеклассник стремится получить образование по разным профильным направлениям. Удовлетворить эти потребности невозможно за счет предлагаемых (а, в основном, навязываемых) педагогами одного-двух профилей, но осуществимо за счет расширения организации профильного образования по индивидуальным образовательным траекториям. Запросы старшеклассников и их родителей гораздо шире в части сочетания учебных предметов, чем предлагаемый БУП перечень типовых профилей. Кроме того, для многих учащихся весьма распространенной является проблема неустойчивости их предпочтений. Предпочтения могут меняться, а, попав в профильный класс, учащийся будет лишен возможности что-то изменить. Согласитесь, трудно, окончив гуманитарный класс, поступить в технический вуз, и наоборот. После тщательного изучения мы пришли к выводу, что проектирование индивидуальной образовательной траектории учащихся позволяет решить эту проблему.
Реализация учащимися лицея №1 с.Большеустьикинское индивидуальной образовательной траектории, основанной на собственном ответственном выборе, заставила нас перейти от классной к групповой форме организации образовательного процесса в старших классах. Класс сохраняется как единица учета и отчетности, а также в воспитательной работе. Учащиеся посещают профильные уроки в группах различного состава. Ядром расписания учебного дня являются те часы, в которые можно выстроить параллельное изучение одного предмета всем потоком учащихся, поскольку именно таким образом гарантированно не пересекаются различные выбранные одним учащимся профили. Построение оптимального расписания для каждого учащегося стало весьма сложной проблемой для координатора по расписанию. Несмотря на все усилия, у некоторых обучающихся появились так называемые «окна» - свободные уроки - в течение учебного дня. Это свободное время они проводят в библиотеке, используя его для самообразования. В лицее существуют систематические курсы, изучение которых не предусматривает выбора, это предметы регионального компонента.
Переход к ИОТ требует серьезной и кропотливой предварительной работы, которая в значительной степени осуществлялась психологической службой лицея. В процессе обучения в 9 классе не раз проводилось анкетирование обучающихся и их родителей с целью изучения выбора ими профильных предметов. Мы пришли к выводу, что в старшей профильной школе при изучении, например, физики преподавание лучше организовать следующим образом: учащиеся всей параллели (кроме универсального класса) делятся на 2 группы, одна из которых изучает физику на профильном уровне, а другая – по программе базового изучения предмета. В параллели 11 классов, где, например, 2 класса, работает 2 педагога, каждый из которых ведёт свою группу обучающихся. По остальным предметам обучение ведётся в рамках классно-урочной системы. Каждый учащийся выбирает несколько предметов в формате индивидуальной образовательной траектории, составляет свой индивидуальный учебный план на основе учебного плана лицея, который согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается директором лицея.
В индивидуальный учебный план учащегося в рамках ИОТ включаются в обязательном порядке все предметы инвариантной части федерального компонента, изучаемые по общеобразовательным программам базового (30 часов) или профильного уровней или индивидуальным учебным программам и предметные часы. Учебная нагрузка учащегося не превышает 37 часов в неделю. А по предметам, изучаемым в рамках индивидуальной образовательной траектории, она устанавливается по согласованию между учащимся, его родителями (законными представителями) и учителем и закрепляются ИУП и договором. В нашем лицее эта нагрузка составляет 7 часов, то есть старшеклассник в начале учебного года пишет заявление на имя директора, в котором указывает перечень предметов, выбранных им для изучения на профильном уровне, и количество часов. Например, математика – 1 час, русский язык – 2 часа, литература – 2 часа, обществознание – 2 часа (всего 7 часов), что в свою очередь означает, что выбор предметов учащимся сделан из разных типов профилей: физико-математического, гуманитарного и социального. При другой организации профильного обучения подобная ситуация невозможна. Сопровождается ИОТ учащегося следующим пакетом документов:
1. Положением об индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) учащегося МОБУ лицей №1 с.Большеустьикинское.
2. Договор с родителями.
3. Индивидуальным учебным планом учащегося.
4. Расписанием учебной деятельности.
Алгоритм формирования и корректировки индивидуальных образовательных траекторий учащихся состоит из этапов информирования учащихся и их родителей о предмете и процедуре выбора, фиксации результатов выбора учащихся, формирования групп, корректировки состава групп. Такая корректировка необходима только в том случае, если количество учащихся в какой-либо группе сменного состава превышает максимально возможное или оказывается ниже минимально возможного. В лицее обучение в 10-11 классах ведется по индивидуальным образовательным планам с 2011-2012 учебного года. Перед началом 2011-2012 учебного года было создано 20 групп обучающихся по разным профилям (физико-математический, химико-биологический, филологический; социально-гуманитарный). Для старшеклассников было составлено расписание с учетом прохождения их индивидуального образовательного маршрута. Как показало анкетирование, проводимое среди обучающихся 10-11 классов в конце учебного года, обучение в форме ИОТ старшеклассников устраивает, более полно удовлетворяя их индивидуальные образовательные запросы. Педагоги, родители и сами старшеклассники отмечают положительные стороны данной модели профильного образования: достаточную свободу выбора пути получения образования, повышение уровня предметных компетентностей старшеклассника через индивидуальные профильные маршруты в условиях многопрофильной сельской школы. Для нас стало очевидным, что данная модель профильного обучения имеет право на существование. К недостаткам следует отнести большие затраты времени учителей на подготовительную работу и педагогическое сопровождение обучающихся, сложность дифференциации работы с обучающимися на уровне классов и профильных групп, слабую готовность отдельных обучающихся к самостоятельному обоснованному выбору своей траектории и повышению уровня самостоятельности в освоении профильного образования, сложность составления расписания. Возникли проблемы: обучающиеся не до конца смогли определиться со своими образовательными потребностями и поэтому выбирали предметы, которые им легче давались в плане обучения. В сентябре 2011 г. мы наблюдали следующую картину: обучающиеся переходили из одной группы в другую, что добавляло сложностей в работе учителей и координатора по расписанию. Также не хватало необходимой методической и учебной литературы для ведения занятий на профильном уровне. Много было вопросов по ведению школьной документации, особенно классных журналов. Нас выручил опыт, связанный с ведением предметов регионального компонента – родных языков, который предусматривал помещение в журналах списков учащихся не по классам, а по группам. По аналогии с родными языками (русским, татарским, башкирским) в классном журнале 11а класса были расположены списки профильных групп по математике, истории, обществознанию, английскому языку и списки класса по тем предметам, которые одиннадцатиклассники изучали на базовом уровне. В свою очередь, в классном журнале 11б класса поместили списки профильных групп по русскому языку, литературе, физике, химии, биологии, географии и списки класса по тем предметам, которые изучали на базовом уровне учащиеся 11б класса. Заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе ежегодно координирует эту работу в зависимости от количества выбранных профилей и количества классов в параллели. Все эти проблемы были решены, и сейчас работа ведется в штатном режиме. С момента подписания учащимися, их родителями и администрацией лицея индивидуальная образовательная программа является официальным документом, регламентирующим отношения между учениками, родителями и образовательным учреждением.
Трудностей в работе учителя всегда было немало, хватает их и в настоящее время. Однако любой педагог знает, что самое главное – не заскучать самому и научить творить своих учеников.
Алгоритм действий по организации обучения по ИОТ предусматривает следующие этапы.
- Создание банка локальных актов.
- Каждый предмет делится на базовый и профильный курс (программа двух лет обучения).
- Информирование учащихся и их родителей о предмете и процедуре выбора.
- Фиксация результатов выбора учащихся.
- Оформление пакета документов на каждого обучающегося (договор с родителями, индивидуальный учебный план учащегося, расписание учебной деятельности).
- Формирование учебных групп, корректировка состава групп.
- Оформление классных журналов.
Подписи к слайдам:
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ»
Корягина Л.Л., учитель истории и обществознания МОБУ лицей №1 с. Большеустьикнское Мечетлинского района РБ
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». К.Д.Ушинский
МОБ У ЛИЦЕЙ №1 с.БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
образовательной политикой государства, направленной на решение стратегической задачи формирования индивидуальной образовательной траектории каждого человека, и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на ее решение; потребностью учащихся в становлении их индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной разработанностью путей и условий реализации данного процесса в современной школе.
Актуальность обусловлена наличием противоречий:
.
Цель работы:
сформировать теоретическую и практическую готовность педагогических работников к проектированию образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории.
расширить, углубить и систематизировать знания и умения педагогов по организации работы с обучающимися, проявляющими одаренности в разных сферах;обеспечить формирование умений по проектированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, организации образовательного процесса на основе использования индивидуальных образовательных программ, индивидуальных учебных планов;формировать во взаимосвязи с практикой профессиональной деятельности умения по разработке нормативных документов, регламентирующих организацию организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов, индивидуальной образовательной программы;мотивировать к профессиональному саморазвитию через освоение личностно-ориентированного, системно-деятельностного, компетентностного, метапредметного подходов к проектированию содержания образования.
Задачи:
.
учебно-воспитательная и управленческая среда на ступени старшей общеобразовательной школы (10-11 классы).
проектирование образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, технологии обучения и управления, использование активных методов обучения, а также вариативность, дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания.
Объект исследования:
Предметисследования:
.
Гипотеза:
при условии организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории последняябудет оказывать позитивное влияние на развитие, воспитание, обучение и профессиональное самоопределение обучающихся и рост профессиональной компетентности педагогов.
Методы исследования:
теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;диагностический эксперимент, включающий целенаправленное наблюдение педагогического процесса;анкетирование учителей; опросы обучающихся;сравнительный анализ полученных данных.
Научная новизна исследования:
технология организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов, индивидуальной образовательной программы; структура, требования и алгоритм разработки индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута обучающихся на разных ступенях обучения.
Практическая значимость исследования
заключается в умении проектировать выбирать и выстраивать стратегии обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей; разрабатывать ИУП, ИОП, ИОТ, ИОМ; проектировать образовательный процесс на основе индивидуального подхода и контрольно-оценочную деятельность; разрабатывать локальные акты организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной программы.
Достаточная свобода выбора пути получения образования, реализация субъективной позиции,–
Следует отметить положительные стороны данной модели профильного образования.
Следует отметить положительные стороны данной модели профильного образования.
повышение уровня предметных компетентностей старшеклассника через индивидуальные профильные маршруты в условиях многопрофильной сельской школы доказательство того, что данная модель профильного обучения имеет право на существование.
Результаты ЕГЭ 2013-2014 учебный год
Участие олимпиадах и конкурсах
Обобщение педагогического опыта
Организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута
ЕСЛИ БЫ ТЕБЕ СЕЙЧАС ПРЕДЛОЖИЛИ ПЕРЕЙТИ В ДРУГОЙ КЛАСС, ОСТАЛСЯ БЫ ТЫ В ПРОФИЛЬНОЙ ГРУППЕ?
Как ты относишься к обучению по выбранному профилю?
Связаны ли твои интересы (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?
Ваше отношение к обучению по ИОТ?
Какие трудности вы испытываете при обучении по ИОТ?
- неудобное расписание - сложная программа - не нравится, как преподает учитель - не разрешают перейти в другую группу Что Вы можете предложить, чтобы улучшить обучение по ИОТ?- убрать «окна» из расписания- учитывать количество человек для формирования группы- изменять количество часов на профильные предметы- предоставлять больше выборных предметов- ввести 5-ную рабочую неделю- давать меньше домашнего задания по базовым предметам
большие затраты времени учителей на подготовительную работу и педагогическое сопровождение учащихся
К недостаткам следует отнести трудоемкость работы учителя и координатора по расписанию,
К недостаткам следует отнести
сложность дифференциации работы с учащимися на уровне классов и профильных групп,
К недостаткам следует отнести слабую готовность отдельных учащихся к самостоятельному обоснованному выбору своей траектории
и повышению уровня самостоятельности в освоении профильного образования.
Учебные предметы
10 класс базовый уровень
10 класс профильный уровень
11базовый уровень
11профильный уровень
Русский язык
1
3
1
3
Русская литература
3
3
Родной язык и литер.
2
2
Английский язык
3
4
3
Математика
5
6
5
6
Информатика
1
4
1
4
История
2
4
2
Обществознание
1
3
2
3
География
1
1
Биология
2
3
2
3
Физика
2
5
2
5
Химия
2
3
2
3
Физическая культура
3
3
ОБЖ
1
1
Экономика
1
объем учебной нагрузки
30
30
Максимальный объем учебной нагрузки
30+7=37
30+7=37
Учебный план 2013– 2014 учебный год
Учебные предметы
10 класс базовый уровень
10 класс профильный уровень
Русский язык
1
2
Русская литература
3
Родной язык и литер.
2
Английский язык
3
Математика
5
1
Информатика
1
История
2
Обществознание
1
География
1
Биология
2
Физика
2
3
Химия
2
1
Физическая культура
3
ОБЖ
1
Экономика
1
объем учебной нагрузки
30
Максимальный объем учебной нагрузки
30+7=37
Индивидуальный учебный план обучающейся 10а класса Афризуновой Вилии
Расписание уроков в 11 классах
Степень удовлетворенности школьной жизнью учащимися МОБУ лицей №1 в сравнении за 2012/2013 и 2013/2014 учебный год.
Степень удовлетворенности школьной жизнью родителей учащихся МОБУ лицей №1 в сравнении за 2012/2013 и 2013/2014 учебный год.
Оценка степени удовлетворенности обучающихсямоделью взаимодействия с учителями МОБУ лицей №1 в сравнении за 2012/2013 и 2013/2014 учебный год.
ВНИМАНИЕ
ЗА
БЛАГОДАРЮ
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ...
Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "
Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненн...
Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС
quot;Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального государственного образовательного ст...
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося»
laquo;Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося»...
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников 1 класса, как средство адаптации к школе.
Выступление на Педагогическом совете...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося
Цель моей профессиональной деятельности: обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможн...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся
Работа школьной ППк: являюсь постоянным членом ППк; постановка индивидуальных задая на год, щадящий режим, утверждение СИПР...