Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС
консультация
"Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ» (опыт работы муниципального образования город Нефтеюганск)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15_vystuplenie_25.04.2017_tyumenskaya_oblast.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ» (опыт работы муниципального образования город Нефтеюганск)
(25.04.2017)
Слайд 1. Право детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование (вступительная часть)
С 01.09.2013 года вступил в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с 01.09.2016 года - ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарт).
Цель Стандарта – максимально социализировать детей и по возможности трудоустроить.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ образовательных организациях чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
В последнее время произошло «утяжеление» состава обучающихся среди обучающихся с умственной отсталостью.
Слайд 2.Описание контингента детей с ОВЗ
В 2016-2017 учебном году в городе Нефтеюганске обучается 262 ребёнка с ОВЗ в возрасте от 0 до 18 лет, в том числе:
На уровне дошкольного образования образовательная услуга реализуется 96 детям с ОВЗ, из них 27 человек имеют статус «инвалид» (2015-2016 учебный год - 112 человек, из них 41 ребёнок имели инвалидность).
Охват общим образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов, подлежащих обучению составляет 100%. На уровнях общего образования обучаются 166 учащихся с ОВЗ, из них 50 детей – инвалидов.
С целью обеспечения дифференцированной педагогической помощи воспитанникам, сформированы группы компенсирующей направленности:
-4 группы с нарушением зрения в МБДОУ «Детский сад № 13 «Чебурашка» - 52 ребёнка;
-2 группы с нарушением речи в МБДОУ «Детский сад № 17 «Сказка» - 29 детей.
Обеспечено инклюзивное образование для детей с нарушением слуха в МБОУ «Прогимназия «Сообщество» (9 детей).
В общеобразовательных организациях открыты:
-6 классов для детей с задержкой психического развития;
-2 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху;
-1 класс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
С 01.09.2016 в МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «СОШ № 10», открыты первые классы для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) для обучающихся с ОВЗ.
Слайд 3. Архитектурные условия и специальное оборудование
18 образовательных организаций (15 школ и 3-х дошкольные организации) оснащены пандусами и роллопандусами.
3 общеобразовательные организации (СОШ № 8, СОШ № 6, СОШ № 3) на региональном уровне утверждены площадками по созданию безбарьерной среды.
В «СОШ 8» созданы условия для 3-х категорий детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху, зрению, нарушениями опорно-двигательного аппарата (имеется пандус, расширенный проём дверей входной группы; устройство для межэтажной транспортировки инвалидов-колясочников, коридор оборудован поручнем для передвижения слепых детей, специальные учебные кабинеты для слабослышащих и слепых детей, оборудованные персональными компьютерами, звукоусиливающей аппаратурой (для слабослышащих детей), шумопоглощающим шкафом (для незрячих детей); сенсорная комната; используются: учебные пособия, художественная литература, наглядные пособия шрифтом Брайля, ноутбуки со специальным программным обеспечением, принтер для печати на языке Брайля. В достаточном количестве имеется компьютерное оборудование образовательной услуги с использованием дистанционных технологий Школе безвозмездно передано оборудование в количестве 443 единицы.
В «СОШ 6» созданы условия для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уровне дошкольного образования: установлен пандус, проведён монтаж туалета, приобретено специализированное оборудование для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (парты одноместные) в количестве 17 штук, установлен кабинет логопеда в количестве 45 наименований технических и дидактических средств.
В СОШ № 3 созданы условия для слабослышащих детей, детей с тяжёлыми нарушениями речи, слабовидящих. В 2015 году приобретены технические средства обучения: тренажёр (моноблок- программно-технический комплекс) для коррекции заикания, речевых расстройств – 1 комплект, 2 слухоречевых тренажёра, 4 аппарата для коррекции речи, документ – камера для увеличения текстовых записей, интерактивные планшеты.
Слайд № 4 Кадровое обеспечение.
Обеспеченность кадрами составляет 100%. Образовательную услугу учащимся с ОВЗ на базе ресурсного центра СОШ № 8 предоставляли 56 учителей, специалистов психолого-педагогической помощи (тифлопедагоги, логопеды, сурдопедагоги). В достаточном количестве укомплектованность кадрами в других ОО, реализующих инклюзивные практики.
За последние 3 года в системе обеспечивались курсы повышения квалификации в СОШ 8 по темам «Технологии дистанционного обучения на базе площадок I школа, Телешкола» (24 человека), «Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комиссии» (6 человек из СОШ 6 и СОШ 8), «Обучение слепых учащихся на уровне основного общего образования (18 человек).
Слайд 5 Анализ, распространение и обобщение успешного опыта инклюзивного обучения и социализации детей с особенностями развития.
-Муниципальный совет «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (17.09.2016 г.);
-Коллегия образования по теме «Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» с участием представителей Департамента образования молодёжной политики, Комитета культуры администрации города Нефтеюганска, бюджетных учреждений ХМАО – Югры «Нефтеюганская окружная больница имени В.И.Яцкив», «Жемчужина Югры» (отдела адаптивной физической культуры), «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство»; «Центр социальной помощи семье и детям «Веста».
-семинары, круглые столы по теме «Система оценки качества образовательных и личностных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Организация психолого-педагогической, социальной, логопедической помощи при формировании жизненных компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на базе МБОУ «СОШ № 9»; «Межведомственное взаимодействие в условиях реализации инклюзивного образования», «Особенности использования деятельностных технологий при обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-совещания по теме «Особенности реализации адаптированных образовательных программ, учебные планы, психолого-педагогическая помощь», «Подготовка документов на учащихся 9, 11 классов с ограниченными возможностями здоровья для работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Нефтеюганска по определению формы прохождения государственной итоговой аттестации», «Итоги работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, уточнение образовательного маршрута, вопросы введения ФГОС НОО ОВЗ с 01.09.2016 года;
-заседания педагогического сообщества учителей, работающих в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам инклюзивного образовании, реализации адаптированных образовательных программ на начальном уровне общего образования.
Слайд 6 Анализ инклюзивной практики в общеобразовательных организациях.
С 01.09.2013 года существенно увеличится количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья во всех общеобразовательных организациях.
В связи с доступностью общего образования в общеобразовательные школы поступают на обучение дети с лёгкой и тяжёлой умственной отсталостью.
Учитывая практику предыдущих лет, когда приоритетным оставалось система специального образования, при переходе к инклюзивному образованию работники школ должны с пониманием отнестись к проблемам вновь поступающих на обучение детей и других учащихся, требующих особого внимания:
-у одних детей страх перед школой (учась в обычных классах, они часто болеют, даже ночью не могут спать, в поведении - опаздывают, уходят в туалет, болеют, проявляют агрессию к учителю);
-у других детей нет друзей, с которыми они могли бы поиграть (даже в микрорайоне, где они живут), такие дети сразу бросаются в глаза, они выглядят по-другому (они не знают, как вести себя в той или иной ситуации, замыкаются, стоят в углу, не двигаются);
-есть дети, которые не переносят больших помещений, в них они не чувствуют себя защищёнными;
-есть дети, с которыми родители не занимаются (не накормлены, семьи в разводе, нет условий или помощи со стороны родителей в подготовке домашних заданий);
-есть дети с поведенческими нарушениями (например, с СДВГ) –родители делают то, как сказал им ребёнок (т.е.родителям нужна помощь, как воспитывать их детей).
Задача образовательных организаций создать условия и обеспечить качественным образованием обучающихся данной категории.
При этом нужно учитывать, что детям с ОВЗ в дошкольном и младшем школьном возрасте важна семейная атмосфера. По своей сути специальные классы и специальные дошкольные группы - облегчение для родителей (нет упреков за детей).
Для детей с ОВЗ в подростковом и старшем школьном и последующем взрослом возрасте очень важно найти смысл своего существования, а дальше профессию, которая будет приносить заработок.
На всех уровнях общего образования очень важно выстроить работу на кооперации:
В дошкольном возрасте - раннее диагностирование, раннее консультирование об индивидуальных и возрастных особенностях детей, развитие жизненных компетенций, оказание психолого-педагогической, социальной помощи в кооперации с социальными службами (чтобы социальные работники учили маму, как готовить, как планировать расход бюджета и другое);
В школьном возрасте (уровень начального и основного общего образования) в учебе учиться жить сообща (вместе) в школьном сообществе -формируется дружественное отношение друг к другу, восприятие друг друга):
-разные формы кооперация со здоровыми учащимися (совместные уроки музыки, спорт, тематические, дистанционные уроки; обмен отдельными учениками, например ребёнок из специального класса может заниматься математикой в обычном классе, а ребёнок из обычного класса может заниматься в специальном классе по предмету, который у него западает)
-общие праздники и ритуалы как прочная составная часть школьной жизни;
-дни рождения, спортивные праздники
-включение детей в жизнь города (собираем мусор, организуют ярмарки к праздникам в микрорайонах и т.д.)
-очень важно не оставлять без внимания (условно назовём) «социальную группу» (эмоциональные, либо тихие, замкнутые) – на большой перемене, во внеурочной деятельности; функция социальной группы –помогать другим (например, можно выходить в детские сады, в реабилитационный центр, общество инвалидов помогать инвалидам, ухаживать за животными); очень важно, чтобы эти дети получили разгрузку сами и дали отдохнуть другим детям.
Важно развивать индивидуальность, в том числе в единстве с учебой:
-развитие компетенций, которыми дети могут овладеть и которые являются для них жизненно важными (на уроках и внеурочной деятельности);
-дети должны уметь пользоваться общественным транспортом и родители должны быть готовы их подвозить.
-в системе выезжать на отдых, где нужно самим готовить пищу, и т.д.
В профессионально-ориентированном обучении:
Основная задача - сориентивать на профессию (лучше всего это на производственной практике).
Слайд 7 Опыт работы ресурсного центра дистанционного обучения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»
На базе ресурсного центра дистанционного обучения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» охвачены разными формами дистанционного образования 35 человек:
-проведение уроков в режиме on-line (с использованием программы Skype) – 12 человек,
-дистанционные курсы на базе плащадки I – школа города Москвы - 24 человека.
Для расширения социальных контактов детей-инвалидов активно вовлекают к участию в конкурсах школьного, муниципального уровней, а также на международном и федеральном уровнях.
Так, в 2016 году отмечены наградами за участие и призами:
Международного уровня: Лыков Александр (слепой), 8 класс призёр (2 место) Международной олимпиады по математике проекта «Инфоурок»; Савин Василий (глухой), 11 класс - участник Международной олимпиады по математике проекта «Инфоурок»; Хазиахметов Артур принял участие в Международном математическом конкурсе «Ребус+»(www.interneturok.ruwww.edu.ru);
Федерального уровня: Гуськов Юрий (слабослышащий), 2 класс, победитель II Открытой Московской онлайн олимпиады по математике. Олимпиада «Плюс»; Ниязов Роберт (слабослышащий), 6 класс Серебряный сертификат знаний, итоговое годовое блиц- тестирование по математике по проекту «Новый урок»; Азанов Станислав (слабослышащий), 6 класс - Золотой сертификат знаний, итоговое годовое блиц- тестирование по математике по проекту «Новый урок».
Организовано информирование населения о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов через:
- интернет ресурсы - на сайте Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска в разделе «Инклюзивное образование» (http://www.admugansk.ru/category/1034), сайтах образовательных организаций;
- работу волонтёрского объединения «Созидатели» МБОУ «СОШ № 8».
Слайд 8 Помощь в профориентации детям-инвалидам
Детям-инвалидам, их родителям (законным представителям), во всех школах организована помощь в профориентации:
-информация о востребованных профессиях, образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования размещена на школьных сайтах и стендах;
-организовано сотрудничество с Нефтеюганским центром занятости населения, отделом по труду социальной защиты населения, учебными заведения города и округа;
-организовано психологическое консультирование по темам:
для родителей - «Эмоциональные трудности (злость, холодность)», «Страхи», «Чувство вины», «Детско-родительские отношения», «Проблема принятия», «Развод» (всего 136 консультаций);
для учителей - «Травма. Стресс. Особенности работы по оказанию поддержки детей и их семей в кризисной ситуации»(42 консультации);
для учащихся - «Тревожность», «Эмоциональная стабильность», «Профессиональное самоопределение», «Заниженная самооценка», «Неуверенность», «Развод родителей», «Внутриличностный конфликт» (176 консультаций);
-педагоги-психологи проводят с детьми по заявлению родителей психологические диагностики, позволяющие определить индивидуальные показатели развития их ребёнка: мыслительной деятельности (скорость переработки информации, внимательность, зрительно-моторную координацию), эмоциональные установки по отношению к школе, обстановку в доме, эмоциональный фон, энергетику ребёнка; личностные особенности;
-в рамках дополнительного образования в соответствии договорами о сотрудничестве учащиеся с особыми образовательными потребностями вовлекаются к работе по спортивно-оздоровительному и творческому направлениям: в секции «Биатлон» занимается 8 человек, в лыжной секции – 9, плавании (ЦФКиС "Жемчужина Югры") -15, секции по волейболу -7, кружках декоративно-прикладного творчества - 65. Трое слепых обучающихся успешно занимаются в музыкальной школе по классу фортепиано.
Слайд 9. Организована работа территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Нефтеюганска
ПМПК работает в созывном режиме (информация о режиме работы, котактных телефонах размещена на официальном сайте администрации города Нефтеюганска в разделе «образование» и на собственном сайте Департамент образования.
Организационная модель деятельности ПМПК подразумевает 3 этапа.
1этап – организационный.
Основные участники родитель и заместитель председателя ПМПК.
-Родитель обращается по телефону или при встрече
-Выслушивается цель обращения, проясняются ожидания от ПМПК, устанавливается контакт доверия, в том числе обеспечивается зона комфорта для родителя (ему сообщается о специалистах, которые работают в комиссии, о процедуре, вся информация должна успокоить родителя)
-Работа по сбору документов:
-Проясняется где, когда получали психолого-педагогическую, медицинскую помощь (имеются ли подтвержаюшие документы, готовы ли предоставить копии этих документов); - бывает этих документов достаточно.
Если требуется дополнительное обследование, то подключаются структуры образования и здравоохранения.
От здравоохранения – в рамках соглашения просим либо справку от врача, либо заключение врачебной комиссии. Тест Векслера проводят медицинские психологи, так как данный измерительный диагностический материал используется в области здравоохранения.
Если необходимо всё это ускорить, делаю звонок либо ответственным за педиатрическую помощь или работу узких специалистов. Помогая одному человеку даже на этапе сбора информации, меняем систему.
От консилиума ОО требуется коллегиальное заключение из 8-10 предложений с обязательным ранжированием порядковости нарушений у детей и, соответственно, выделением ведущего нарушения, связанного с биологической причиной.
Родитель собирает документы, через 5 дней назначается ПМПК.
2 этап – непостредственно процедура ПМПК.
Требования к методикам обследования – они д.б. рекомендованы Министерством образования (Забрамная и Семаго). Требования к специалистам наличие соответствующего образования, курсовая подготовка образования наличие сертификатов по использованию методик.
Составление заключения.
При составлении заключения ПМПК и работе с родителями (законными представителями) руководствуемся:
1.Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-статья 2, пункт 16 (определение ОВЗ),
-статья 5, пункт 1 част и 5 (организация инклюзивного образования),
-статья 10, часть 4 (уровни общего образования),
-статья 17, часть 1 (форма получения образования – в ОО (очное (в ОО, на дому, сочетание форм), очно-заочное, заочное) и вне организаций (семейное образование и самообразование),
-статья 28, пункт 12 части 3 (дистанционные технологии),
-статья 34, пункт 2 части 1 (право на предоставление социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции), часть 3 (по индивидуальному учебному плану),
-статья 41, часть 5 (обучение на дому – основание – заключение медицинской организации),
-статья 42, часть 2 – организация помощи (психолого-педагогической, медицинской и социальной)
-статья 44, пункт 6 части 3 (право родителей присутствовать на ПМПК, обсуждать результаты обследования и рекомендации по итогам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания)
-статья 58, часть 9 (по усмотрению родителей (законных представителей) переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК),
-статья 59, пункт 1 части 13 (государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена, а также в иных формах, в отношении обучающихся с ОВЗ и инвалидов),
-статья 64, часть 3 (дошкольное образование: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имею право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в т.ч. в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры),
-статья 67, часть 1 (получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими восьми лет)
Слайд 10.Проблемы, перспективы
1.Работа с родителями по их поддержке (они сразу остаются со своей бедой одни; формируется отгороженное, либо агрессивное, либо неадекватное поведение (например, иждивенчество – все должны) еще в детском саду. Возможно, не должным образом организуют поддержку работники медицины, социальных служб, в том числе без сотрудничества с образовательными организациями.
2.Нет должной преемственности с дошкольными образовательными организациями в период, предшествующий началу обучения (психологическая готовность обучающихся к школе, особенности семейной обстановки обучающегося, психического статуса ребёнка, других дополнительных сведений).
3.При разработке адаптированных образовательных программ, а именно, в области компонента «жизненная компетенция» отметили недостаточность ресурсов (сегодня говорят о работе междисциплинарной команды, но лишь бы это не было формальностью)
Каждый ребёнок с ОВЗ уникален, очень важно определить меру компонентов: «академический» и «жизненная компетенция»
3.1.Требуется расширение социального партнёрства с учреждениями города (с конкретным предметом соглашения) – освоение ребёнком социальных ритуалов через расширение жизненного опыта, социальных контактов и введение ребёнка в более сложную и богатую среду, помимо домашней обстановки:
-работы объединения сообщества педагогических работников учреждений города, организующих образовательную деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе на базе учреждений дополнительного образования;
-спортивной работы с несовершеннолетними обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений физической культуры и спорта;
-работы с родителями (законными представителями) в формате проведения родительских клубов и другом формате;
-работы с Нефтеюганской городской организацией «Всероссийское общество инвалидов» по трудоустройству выпускников, имеющих статус «инвалид»,
и т.д.
3.2.Необходима организация систематической специальной психолого-педагогической помощи обучающимися в образовательных организациях за счёт ресурсов городских учреждений.
3.3.Коррекционная помощь специалистами системы образования и здравоохранения организуется отдельно (автономно), не согласуется.
3.4.Расширение системы внеурочной деятельности через функционирование двух подсистем: стабильной, сохраняющей лучшее, и динамичной, способной быстро перестраиваться, оперативно реагировать на вызовы времени и внедрять различные инновации, определять вектор развития.
6.Блок коррекционной и воспитательной работы в АООП разрабатывается самостоятельно, исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, поэтому необходима экспертная группа для планирования данной работы.
3.5.Профориентация как направление деятельности не в полной мере выполняет задачу ориентирования на профессию детей с ОВЗ, выбор профессии зачастую происходит хаотично (требуется межведомственное взаимодействие, включая негосударственные предприятия).
-отсутствует взаимодействие с коррекционными школами для слепых, слабовидящих, глухих, ДЦП, расположенными в средней полосе России, где есть опыт приобретения профессии детьми и их последующим трудоустройством; даже возможно взаимодействие с психоневрологическим диспансером.
-отсутствует система взаимодействия с центром занятости населения, который мог ориентировать выпускников на обучение под конкретное рабочее место;
- отсутствует система взаимодействия с Обществами инвалидов;
-предприятия (не связи)
4.Работа с родителями очень сложна и, тем не менее, требует пересмотра в части изменения пассивной позиции родителей.
5.Роль волонтеров нужно и расширять и привлекать не из числа обучающихся.
Инструментом решения возникших на практике проблем должен стать ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ФГОС для детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ...
Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "
Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненн...
"Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося"
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯСформулирована проблема организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, к...
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося»
laquo;Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося»...
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников 1 класса, как средство адаптации к школе.
Выступление на Педагогическом совете...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося
Цель моей профессиональной деятельности: обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможн...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающихся
Работа школьной ППк: являюсь постоянным членом ППк; постановка индивидуальных задая на год, щадящий режим, утверждение СИПР...