Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "
проект по биологии (11 класс) на тему
Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненных и профессиональных перспектив. Но далеко не все ученики старших классов способны четко сформулировать свои образовательные цели в аспекте своих жизненных и профессиональных перспектив на будущее. Многих учащихся возможность разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (траектории) на 10 класс, 11 класс или на 10-11 класс просто пугает, они не готовы взять на себя ответственность за свой же собственный выбор, не уверены в его правильности. Решением данной проблемы может быть сужение области постановки целей и задач обучения, то есть разработка индивидуального образовательного маршрута не на весь учебный год (два), а на изучение конкретной темы, что позволит обучающемуся более четко понимать перспективы дальнейшего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 31.32 КБ |
prilozhenie_1.docx | 13.32 КБ |
prilozhenie_2.docx | 16.62 КБ |
prilozhenie_3.docx | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Модель проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося в изучении предмета биологии».
Характеристика проекта.
Объект исследования: индивидуальные потребности обучающихся
Предмет исследования: организация образовательного процесса
Сроки реализации: 2 года (профильные 10-11 классы)
Актуальность педагогического проекта
Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» писал о том, что все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью.
Стремительно изменяющаяся социальная, экономическая и политическая ситуация, характерная для сегодняшнего этапа развития российского общества, ставит человека перед необходимостью быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям. Та степень свободы, которую предоставляет общество человеку, в педагогическом аспекте означает, что воспитание молодого поколения должно включать деятельность по формированию у него умений распорядиться свободой: самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию. Поэтому при проектировании развития системы образования необходимо решить вопрос об обеспечении такого характера учебного процесса, который способствовал бы формированию таких навыков деятельности, как самоорганизация, индивидуальный ответственный выбор.
Современные подходы к организации образовательного процесса в старших (профильных) классах определяют проектирование индивидуальных образовательных программ как наиболее оптимальный и эффективный способ достижения обучающимся образовательных результатов. Закон «Об образовании», указывает, что «…обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения •…•. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта <…> регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50);
С 2012 года в МБОУ СОШ № 3 г. Рассказово реализуется программа развития с личностно - ориентированным уклоном, которая предусматривает создание комфортной образовательной среды с целью сохранения психического и физического здоровья обучающихся и педагогов, оптимизацию учебно-воспитательного процесса; поиск способов формирования мотивов к учебной деятельности, постоянному наращиванию творческого потенциала личности, к овладению навыками самостоятельной и исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов учащихся с разными психолого-физиологическими данными, исходным уровнем обученности и другими особенностями.
Направлением методической деятельности педагогического коллектива по теме: «Формирование компетентной, интеллектуальной, духовно-нравственной личности с активной гражданской позицией, способной к самоопределению в обществе» является разработка, адаптация или внедрение педагогических средств, необходимых для личностно-ориентированного образовательного процесса в школе: методик, программ, технологий, отдельных педагогических приемов, сценариев внеурочных мероприятий, коллективных творческих дел, нетрадиционных уроков и других методических разработок, необходимых для достижения образовательных и воспитательных целей.
Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненных и профессиональных перспектив. Но далеко не все ученики старших классов способны четко сформулировать свои образовательные цели в аспекте своих жизненных и профессиональных перспектив на будущее. Многих учащихся возможность разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (траектории) на 10 класс, 11 класс или на 10-11 класс просто пугает, они не готовы взять на себя ответственность за свой же собственный выбор, не уверены в его правильности. Решением данной проблемы может быть сужение области постановки целей и задач обучения, то есть разработка индивидуального образовательного маршрута не на весь учебный год (два), а на изучение конкретной темы, что позволит обучающемуся более четко понимать перспективы дальнейшего обучения.
Работу по построению индивидуальных образовательных маршрутов изучения отдельных тем необходимо проводить в 10 классе, что позволит обучающимся ответственно подойти к дальнейшему обучению в 11 классе и выработать отдельную образовательную траекторию для успешного окончания школы.
Противоречия.
- Между индивидуальными потребностями обучающихся и традиционным образованием.
- Между тенденцией к снижению мотивации к учению у современных школьников и возрастающими требованиями к выпускнику.
- Между расширением информатизации и возможностями учащихся к
восприятию и усвоению знаний
- Между планированием уроков учителем и свободным планированием своей деятельности учащимися
Новизна проекта заключается в том, что обоснована возможность воплощения идей индивидуализации образования и свободного самоопределения обучающихся посредством построения индивидуальных образовательных маршрутов в пределах одной темы курса, у них есть возможность выбора, а выбор – это прогноз на успех, ситуацию успеха.
Данной проблеме посвящена описанная В.В. Давыдовым теория деятельности учащегося на уроке. Также основой для определения особенностей деятельности учащихся служат труды российских педагогов и психологов А.С.Белкина, Л.С.Выготского, В.А. Петровского и др.
По мнению психолога Д.Н. Богоявленского, овладение конкретными знаниями требует внутренней мотивации. Внимание учащихся при этом обращается не только на содержание учебного материала, но и на способы его приобретения, приёмы умственной деятельности.
Современный учитель должен уметь осуществлять педагогический анализ, то есть, обладать системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих осознание учителем существующих реалий (особенностей учеников, дидактических средств и условий, уровня развития собственных компетентностей) и взаимосвязей этих реалий для организации образовательного процесса максимально комфортного и одновременно развивающего для каждого ученика
Технология ИСУД (автор Н.Л. Галеева) позволяет учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках, так как эта технология позволяет учителю:
- реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху.
- реализовать целенаправленную встречу двух разнообразий – ученика и учебных форм работы – в пространстве учебного успеха ученика
Гипотеза Если включить старшеклассников в процедуру разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, то способность и готовность старшеклассников к самоопределению в социуме и осознанному, ответственному выбору собственных жизненных позиций возрастут, и каждый обучающийся станет успешнее.
Задачи
1.Провести теоретические исследования для конструирования модели построения индивидуальных образовательных маршрутов в пределах темы
2. Определить целевой, содержательный, организационно-процессуальный компоненты индивидуальных образовательных траекторий
3. Сконструировать открытую, динамическую модель методики построения индивидуальных образовательных маршрутов в пределах темы
4. Провести апробацию модели на практике
5.Определить эффективность функционирования модели
Пути решения
- Проанализировать состояние проблемы исследования.
- Определить возможные направления деятельности.
- Разработать: индивидуальные образовательные маршруты;
методическое и дидактическое сопровождение теоретических
и практических занятий; контролирующие материалы.
- Реализовать разработанные учебно-методические ресурсы
на уроках биологии.
- Провести диагностические исследования
Ожидаемые результаты .
- Создание открытой, динамической модели методики построения индивидуального образовательного маршрута .
- Успешная апробация модели.
- Совершенствование у обучающихся навыков самообразования.
- Формирование у обучающихся компонентов информационной компетенции.
- Повышение результативности ЕГЭ по биологии и успешное профессиональное самоопределение.
Способы диагностики.
1. Психолого-педагогическая оценка параметров ИСУД ученика (Н.Л. Галеева)
2. Методика изучения мотивационно- потребностной сферы старшеклассников (Маркова А.К.)
3 .Методика определения качества и уровня сформированности ключевых компетенций (П.И. Третьяков)
4. Мониторинг результатов ЕГЭ
Реализация проекта.
Для реализации проекта, необходимо грамотное применение современные педагогических технологий:
Педагогические технологии.
Информационно-коммуникационные
Технология критического мышления
Технология ситуационных задач
Технология ИСУД
Технология ДМИ
- Провести диагностику индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.
- Определить элементы содержания и требования к уровню подготовки, а также возможные направления самостоятельной деятельности, которыми могут овладеть обучающиеся в процессе изучения темы.
- Организовать деятельность учащихся по выбору и составлению индивидуального образовательного маршрута для изучения данной темы.
- Составить сводную таблицу потребностей учащихся и сформировать тактические педагогические задачи на блок уроков по данной теме.
- Провести изучение темы с использованием индивидуальных образовательных маршрутов.
- Оценить эффективность применения данной технологии и провести корректировку деятельности, согласно полученным результатам
При определении индивидуального образовательного маршрута каждый учащийся должен сам для себя определить план своих действий, личностное отношение к изучаемому материалу по этапам выбора:
- Выделить наиболее интересные познавательные вопросы и проблемы учебной темы.
- Выявить наиболее важные личностные цели изучения темы.
- Определить наиболее важные пункты плана намеченных целей (Как я буду выполнять намеченное: вместе с классом, индивидуально (могу обратиться за помощью к учителю), самостоятельно)
- Оценить имеющиеся материальные возможности для реализации намеченной деятельности.
- Оценить свою учебную готовность.
- Прогнозировать предполагаемые результаты изучения новой учебной темы
- Выбрать средства контроля изучения новой темы.
(Образец варианта выбора индивидуального образовательного маршрута – Приложение 2)
После заполнения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов в начале изучения темы учитель составляет сводную таблицу, в которойрегистрирует основные смыслы учения ученика, наиболее значимые для него вопросы и проблемы, выделяет типичные познавательные затруднения, планирует использование Интернета, тематику индивидуальных заданий, исследовательских работ, проектов. в итоге учитель формирует тактические педагогические задачи на блок уроков:
Ф.И. ученика | Основные смыслы учения | Наиболее интересные вопросы и проблемы | Сформи рован ность УИК | Сформи рован ность ЗУН | Типич ные учебные затрудне ния | Ре сур сы | Инд зада ния | Педа гоги чес кие Зада чи |
Затем учитель определяет содержание материала и методики контроля знаний и умений обучающихся.
Структура деятельности учителя:
- разделяется содержание обучения на обязательную и необязательную, вариантную части, которые рассматриваются как составляющие единого целостного процесса образования и становления личности;
- смещает организацию процесса познания в сторону ценностно-смыслового мышления;
- изучает реакцию аудитории, гибко меняет план с учетом хода восприятия;
- делает акцент на развитие умений анализировать собственное восприятие, собственное понимание мира.
В соответствии с индивидуальным познавательным стилем учащегося, учитель предлагает различные методы, технологии обучения, а также формы учебной деятельности.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов позволяет создавать условия для реализации обучающимися следующих прав и возможностей:
- право на выбор индивидуальных смыслов, ценностей и целей образования;
- индивидуальный отбор и последовательность освоения материала;
- право выбора индивидуального темпа обучения, способов контроля, рефлексии и самооценки собственной деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей
- превышение (опережение, расширение, и углубление) осваимого содержания, выбор дополнительной тематики.
Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им как личностям в социуме и одновременно сделать их социально востребованными. Выбор индивидуального маршрута по отдельным предметным темам может способствовать выбору индивидуальной образовательной программы (траектории движения) в 11 классе. Будущее за такой образовательной средой, в которой должна произойти смена приоритетов: с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знаний-умений-навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей обучающихся
Литература:
Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды»/ под ред. Д.М. Фельдштейна.- М.:Международная педагогическая академия,1995 год
- Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения знаний в школе»/Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская.- М.:Изд-воАПН РСФСР,1959 год.
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006. – 144с.
- Гин А.А Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2004. -88с.
- Зеркова Р.В. «Учимся работать с терминами» // Биология в школе. – 2005. - №5. С. 36-38.
- Калинова Г.С., Суматохин С.В. «Актуальные вопросы развития биологического образования в 2012/2013 учебном году» //Биология в школе. – 2012. с.17 – 35.
- Касаткин С. «Речевая культура школьников» //Народное образование. -2004. - №9. С.140.
- Ковалева Т.М. Организация профильного обучения в старшей .
Использованные ресурсы:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Урок1
КМС. Определение уровня учебных возможностей учащихся.
Объяснение нового материала.
Клеточный цикл. 10-12 мин. Учитель работает в трех модальностях: для «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков». Оборудование: презентация «Деление клетки. Митоз», флеш-анимация «Митоз», набор магнитных карточек «Деление клетки. Митоз».
Первичное закрепление новой информации. 5-7 мин
Самостоятельная работа.
- Напишите, что Вы узнали нового на уроке.
- Ответьте на вопрос. Какой период в жизни клетки называется интерфазой? Назовите основные события этого периода.
- Выполните задание по образцу. Соедините название фазы митоза и события, происходящие в ней.
А) профаза, Б) метафаза, В) анафаза, Г) телофаза
1. расхождение сестринских хроматид
2.деление цитоплазмы
3. расположение хромосом в центре клетки
4. спирализация хромосом
- Выполните задание в измененной ситуации.
При бесполом размножении число хромосом в клетках материнского и дочернего организмов сохраняется благодаря_____________
В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, что и материнская, благодаря тому, что____________________ На каком этапе жизни клетки хроматиды становятся хромосомами________________
Спроектируйте события, которые произойдут в клетке, если в ходе митоза по каким-то причинам не осуществится анафаза или телофаза. Встречаются ли такие биологические явления в живых клетках в природе? |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Вариант индивидуального образовательного маршрута обучающегося
при изучении курса биологии 11 класса, профильный уровень.
Фамилия, имя______________________________________________
Тема: «Процессы жизнедеятельности клетки».
1 Подчеркните наиболее интересные для вас познавательные вопросы и проблемы учебной темы:
Почему клетку называют структурной единицей жизни? Что представляет собой жизненный цикл клетки? Каким образом происходит воспроизведение клеток? С каким процессом жизнедеятельности клетки связано сохранение на протяжении многих поколений характерных для каждого вида признаков? Как делятся соматические клетки? Как образуются половые клетки? Что имеется в виду, когда в суждениях о живой клетке речь идет о гармонии и целесообразности? Каково соотношение между гармонией живой клетки и гармонией мира? Почему иногда на свет появляются потомки с отклонениями от нормы? Почему надо заботиться о своем здоровье и здоровье близких с самых ранних лет жизни?
Какие вопросы интересуют вас ещё? Впишите.
- Подчеркните наиболее важные личностные цели изучения темы. Если их нет в этом перечне, напишите свои.
Наиболее важные для меня личностные цели изучения темы:
Улучшить свои учебные результаты. Повысить свой рейтинг в классе. Ответить на наиболее интересные познавательные вопросы. Ответить на все предлагаемые учителем вопросы. Научиться формулировать вопросы, проблемы. Научиться решать цитологические задачи, составлять схемы делений клеток. Научиться находить нужную информацию в литературе, интернете. Научиться бережно относиться к своему здоровью. Узнать, какие знания могут пригодиться для выбранной профессии.
- Определите наиболее важные пункты плана намеченных целей.
Как я буду выполнять намеченное: ВК – вместе с классом, И – индивидуально (при затруднении – с помощью учителя), С – самостоятельно.
Проставьте буквами ваш выбор рядом с предложенной деятельностью. Если у вас есть дополнительные пожелания, запишите их.
- Работа с терминами
А). Формирование новых понятий в ходе самостоятельной работы с литературой
Б). Работа с терминами с целью решения или составления задачи.
В) Работа с близкими по звучанию терминами.
- Моделирование явлений.
А). Моделирование процессов деления клеток с помощью магнитных карточек.
Б). Озвучивание флеш-анимационной модели митоза и мейоза.
В) Рисование процессов митоза и мейоза.
- Подготовка сообщений, рефератов, докладов, компьютерных презентаций по заданной теме.
- Решение цитологических задач
А). Задачи на закрепление знаний о фазах митоза и мейоза
Б). Задачи на развитие приемов анализа и синтеза – сравнение митотического и мейотического способов деления клнток.
В) Задачи на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в половых и соматических клетках организма.
- Подчеркните то, что вы имеете для реализации намеченного.
Мои материальные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, библиотека научно-популярных журналов, книг, доступ в Интернет.
- Моя учебная готовность:
Результаты КМС по обучаемости:
Результаты последнего КМС по сформированности ОУУН:
Отметка за последний контрольный тест:
- Подчеркните необходимое из предложенных ниже вариантов, добавьте своё при необходимости.
Предполагаемые результаты изучения новой учебной темы:
прочное усвоение теоретического материала, приобретение навыков решения цитологических задач, выполнение проекта, реферата, исследовательской работы, участие в конференциях, конкурсах, связанных с этой темой.
Средства контроля изучения новой темы: итоговый зачет, контрольная работа, устная защита проекта, исследовательской работы, компьютерная диагностика, тестирование.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
КМС « Определение уровня владения учащимися общеучебными мыслительными навыками» ( после зачета)
- Анализ
Установите соответствие между особенностью деления клетки и способом деления, для которого она характерна. |
- Синтез.
О чем идет речь? Назовите одним словом.
1) | спирализация хромосом |
2) | растворение ядерной оболочки |
3) | образование веретена деления |
- Сравнение.
Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.
- Установление причинно-следственных связей
Установите, в какой последовательности происходят фазы митоза. |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...
Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ...
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.
В статье говорится об использовании образовательных маршрутах на уроках физики....
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов при подготовке к ЕГЭ
Мастер-класс в рамках подготовки к ЕГЭ. В этой разработке я делюсь с вами тем, как я готовлю детей с разным математическим уровнем к успешной сдаче единого государственного экзамена....
Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в обучении иностранным языкам при инклюзивном образовании
Цель разработки ИОМ: Преодоление противоречия между коллективными формами и индивидуальным способом освоения иностранного языка путем проектирования учебной и внеучебной индивидуальной образовательн...
Выступление на педагогическом совете "Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов"
Выступление на педагогическом совете "Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов"...
Технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ
Индивидуальные образовательные маршруты учитывают личностные особенности обучающихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школь...