Дополнительная общеразвивающая программа Кукольная мастерская «Кудесница»
методическая разработка по теме
Дополнительная общеразвивающая программа Кукольная мастерская «Кудесница»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.-kudesnitsa-novaya_versiya.docx | 84.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества
заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате,
не в продукте творчества, важно то,
что они создают, творят, упражняются
в творческом воображении и его воплощении»
(Л.С.Выготский).
Программа «Кукольная мастерская «Кудесница» имеет художественную направленность, разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы, работ творческой группы «Кукольных дел мастера» на сайте творческих учителей и собственного опыта. Дополнительная общеразвивающая программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.
Актуальность программы.
Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.
Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков: наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир народной культуры, творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями, осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде.
Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики.
Педагогическая целесообразность.
Кукла как игрушка - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Исходя из этого, а также из интересов и запросов детей и была разработана дополнительная образовательная программа по изготовлению кукол.
Сухомлинский говорил, что творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в неё свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста.
Наиболее распространённой игрушкой в России была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Куклы бережно передавались из рук в руки - от матери к дочери, от бабушки к внучке… В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостью и печалью. Кукла - создание талантливых рук и творение души человека. А значит, частица души присутствует в каждой куколке. Потому такие куколки и оберегали ребёнка, отгоняли злых духов, помогали ребёнку заснуть…
Самая обычная, простая в исполнении тряпичная куколка в старину играла большую роль:
- она была участницей многих праздников и обрядов;
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребёнок приобщался к культуре своего народа.
Через эти милые создания дети начинают постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (тёплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,
мышление, развитие речи;
- изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли);
- застенчивый, комплексующий ребёнок в игре часто заменяет куклой себя, что помогает ему справиться с данными трудностями;
-самодельная кукла даёт большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребёнка, развития фантазии.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь: украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком, развлекают, но самое главное, поучают и воспитывают.
Отличительные особенности. По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир культуры русского народа.
Наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе.
Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.
Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.
Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков.
Цель и задачи программы.
Цель программы – формирование художественной культуры детей как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и самовыражение в процессе изготовления куклы.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формировать практические навыки художественно-творческой деятельности;
- Сформировать у детей умения и навыки в освоении различной техники и технологии изготовления куклы;
- Раскрыть истоки народного творчества;
- Ознакомить детей с историей народной куклы; с разновидностями кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа.
Развивающие:
- Способствовать гармоничному, умственному и духовному развитию личности;
- Развивать изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление;
- Развивать эстетическое восприятие народного искусства через изготовление куклы;
- Развивать мелкую моторику пальцев, тесно связанную с развитием мыслительных способностей;
- Развивать творческие способности через самовыражение в процессе изготовления куклы;
- Развивать интерес к рукоделию.
Воспитательные:
- Воспитывать духовную культуру обучающихся через художественное творчество;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
формировать у подрастающего поколения бережное отношение к культурному наследию, к истории, уважения к людям труда
Условия реализации программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программе с 9-17 лет.
Сроки реализации образовательной программы: 2 года, по 4 часа в неделю, по 144 часа в год (аудиторный период).
Формы и режим занятий: содержание программы ориентировано как на одновозрастные группы детей, так и на разновозрастные. Число обучающихся в группе 10-15 человек.
1 год обучения наполняемость групп не менее 15 человек.
2 год обучения наполняемость не менее 10 человек.
Формы контроля и психолого-педагогическая деятельность
Вводный контроль:
- - тестирование на выявление уровня мотивации к творчеству;
- - собеседование.
Промежуточный контроль:
- - индивидуальная беседа;
- - промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня.
Итоговый контроль:
- - Проводится по сумме показателей за все время обучения в творческом объединении;
- - Ключевым элементом служит оценка итогового коллективного проекта в конце курса программы, который состоит из планирования общей темы, разработки моделей, их выполнения и презентации коллектива.
Психолого-педагогическая диагностика:
Осуществляется по следующим параметрам:
- Творческое воображение;
- Психологический климат;
- Удовлетворённость занятиями.
Работа с родителями
Работе с родителями уделяется особое внимание.
Организационно-педагогическая деятельность с родителями воспитанников включает в себя участие родителей в совместных мероприятиях учреждения и коллектива, проведение родительских собраний.
№ | Формы работы | Задачи |
1 | Проведение организационных бесед с родителями, проведение родительских собраний. | Знакомство родителей с программой и планом на текущий год. |
2 | Анкетирование родителей. | Выработка совместного подхода к воспитанию детей. |
3 | Индивидуальные беседы, консультации. | Учёт мнения родителей об образовательном процессе, помощь и приобщение их к увлечению ребёнка. |
4 | Организация выставок работ и показ коллекций для родителей. | Отчёты о работе детского объединения. |
Ожидаемые результаты:
После 1 года обучения учащиеся должны знать:
а) правила техники безопасности ;
б) о месте и роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека;
в) знать обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;
г) какие материалы нужно использовать при изготовлении куклы..
Уметь:
а) самостоятельно выполнять изученные виды кукол;
б) при помощи интернет-ресурса самостоятельно изучать и изготавливать другие виды кукол,
После 2 года обучения учащиеся должны знать:
а) этнографию и историю возникновения народной куклы;
б) историю русского костюма, традиции, обычаи, связанные с куклами;
в) усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.
Уметь:
а) самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол;
б) научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы
в) научатся изготавливать- игровых, интерьерных. коллекционных текстильных кукол.
Учебный план
1 год обучения | ||||
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы | 2 | 2 | - |
2 | Разновидности кукол. | 2 | 2 | - |
3. | Детские возрастные куклы | 16 | 2 | 14 |
4. | Обрядовые домашние куклы | 48 | 2 | 46 |
5. | Подготовка выставочных работ | 42 | 2 | 40 |
6. | Свадебные куклы | 20 | 2 | 18 |
7. | Куклы в целительстве | 12 | 2 | 10 |
8 | Организация и проведение творческого отчёта за год | 2 | 2 | - |
| Итого (аудиторные занятия) | 144 | 16 | 128 |
Самоподготовка (внеаудиторные занятия) | 64 | - | 64 | |
ИТОГО за календарный год | 208 | 16 | 192 | |
2 год обучения | ||||
Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы | 2 | 2 | - | |
История народной куклы и русский костюм. | 4 | 4 | - | |
Типы и назначения кукол. Народные куклы. | 20 | 2 | 18 | |
Текстильные куклы | 26 | 2 | 24 | |
Куклы на радость взрослым и детям. | 32 | 2 | 30 | |
Подготовка работ к выставкам | 42 | 2 | 40 | |
Изготовление мебели для кукол | 16 | 4 | 12 | |
Организация и проведение творческого отчета за год | 2 | 2 | - | |
Итого (аудиторные занятия) | 144 | 20 | 124 | |
Самоподготовка (внеаудиторные занятия) | 64 | - | 64 | |
ИТОГО за календарный год | 208 | 20 | 188 |
Организационно-педагогические условия
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | 1 полугодие | Зимние праздники | 2 полугодие | Промеж./ итоговая аттестация | Всего аудиторных недель | Летний период | Всего внеаудиторных недель | Продолжительность календарного года | |||
1 | 01.09-31.12 | 17 недель | 01.01.-08.01. | 9.01. -31.05. | 19 нед. | 15-25.05 | 36 нед. | 01.06. - 31.08. | 16 нед. | 52 недели | |
2 | 01.09-31.12 | 17 недель | 01.01.-08.01. | 9.01. -31.05. | 19 нед. | 15-25.05 | 36 нед. | 01.06. - 31.08. | 16 нед. | 52 недели |
1. Календарный год включает в себя каникулярное время и делится на аудиторный и внеаудиторный периоды.
2. Продолжительность аудиторного периода
Начало - 1 сентября ежегодно
Окончание– 31 мая ежегодно
3. Продолжительность внеаудиторного периода
Начало - 1 июня ежегодно
Окончание - 31 августа ежегодно
4. Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели – 7 дней с 9.00 до 20.00 час. Для учащихся 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00.
Количество учебных смен: 2 смены
1 смена: 9.00 – 14.00 ч. 2 смена: 14.30 – 21.00 ч.
Занятия проводятся – по группам, индивидуально или всем составом объединения. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской».
5. Режим работы учреждения в летний период (внеаудиторная нагрузка)
В летний период занятия детей в объединении проводятся в разных видах и формах: экскурсии в художественный музей, на выставки, в парковую зону, на море, участие в работе летнего лагеря, участие в организации праздников и развлечений, соревнований, выставках, самостоятельная работа.
6. Родительские собрания проводятся в детских коллективах Детско-юношеского центра по усмотрению педагогов дополнительного образования не реже двух раз в год
Содержание программы
1 год обучения
Каждое занятие обязательно включает в себя:
1. Этнографию и историю:
- вводный разговор о Русской Народной кукле;
- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;
- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;
- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.
2. Прикладную часть:
- инструктаж по технике безопасности;
- подготовка материала для изготовления куклы;
- изготовление куклы
1 Введение. Техника безопасности Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы- организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, иголкой). -2 часа .
2. Разновидности кукол. - Разновидности кукол- 2часа.
3. Детские возрастные куклы - 16ч.- История возникновения кукол -2 часа
Изготовление куклы «Пеленашка» - 2часа;
Изготовление куклы «Кувадка» - 2часа;
Изготовление куклы «Кормилка» - 2часа;
Изготовление куклы «Зайчик на пальчик» -2часа;
Изготовление куклы «Бессонница» - 2часа;
Изготовление куклы «Столбушка» - 2часа;
Изготовление куклы:Помощница на первую кашу, Детская утешница- 2часа.
4. Обрядовые домашние куклы- 48ч.- история возникновения, предназначение куклы-2часа;
Изготовление куклы «Помощница»- 2часа
Изготовление куклы «Параскева-Пятница»- 2часа
Изготовление куклы «Берегиня дома» - 2часа
Изготовление куклы «На счастье» - 2часа
Изготовление куклы «Спиридон-солнцеворот» -2 часа
Изготовление куклы «Благодать»- 2 часа
Изготовление куклы «Колокольчик» -2 часа
Изготовление куклы «Ангел» - 2часа
Изготовление кукол:столбушка зимняя, крестец, лихорадка- 6часов
Изготовление куклы «Домашняя Масленица»-2часа
Изготовление куклы «Вербная»- 2часа
Изготовление куклы «Веснянка» -- 2часа
Изготовление куклы «Пасхальная Голубка» - 2часа
Изготовление куклы «Семик и Семичиха» - 2часа
Изготовление куклы «Жница» - 2часа
Изготовление куклы «Покосница» - 2часа
Изготовление куклы «Крупеничка»- 2 часа
Изготовление куклы: параскева, филлиповка, десятиручка- 6часов
Изготовление куклы «Рябинка» - 2часа.
5. Подготовка выставочных работ- 42часа- повторение пройденного материала-2 часа;
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок - 40 часа.
6. Свадебные куклы-20ч.- история , техника изготовления, материалы и инструменты. Традиции свадебного поезда- 2часа;
Изготовление куклы «Неразлучники»- 4часа
Изготовление куклы «Мировое Древо»- 4часа
Изготовление куклы «Красота» -4часа
Изготовление куклы «Хранительница приданного».-4часа
Кукла свадебная «Ёлочка»- 2часа.
7. Куклы в целительстве-12ч.- Познакомить детей с народным календарём, народными земледельческими праздниками и обрядами -2 часа;
Изготовление куклы «На здоровье» -2часа.
Изготовление куклы «Кубышка-травница» -4 часа.
Изготовление куклы «Ловушка для снов»- 4 часа.
8. Организация и проведение творческого отчёта за год- 2часа.
Подготовка работ к выставке, оформление выставки, подготовка праздника.
2 год обучения
Занятия включают материал:
1. Этнографию и историю:
- вводный разговор о Русской Народной кукле;
- рассказ мастерах, областях и местах бытования изучаемой куклы;
- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.
2. Прикладную часть:
- инструктаж по технике безопасности;
- подготовка материала для изготовления куклы;
- изготовление куклы
1.Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы—2часа
Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на занятиях (как обращаться с ножницами, иголкой).
2. История народной куклы и русский костюм.- 4часа. История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука. Традиционный русский костюм. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний. Показ презентаций.
3.Типы и назначения кукол. Народные куклы.- 20ч.- Информация о видах кукол их функции и предназначении. Знакомство с материалом, необходимым для изготовления куклы – лоскутки, нитки, ножницы, иголка-2 часа.
Святочной куклы «Коза» -2часа
Рождественской куклы «Окно радости» -2часа
Изготовление куклы «Зольная кукла» -2часа
Изготовление куклы «Молодуха на выхвалку»,-2часа
Изготовление куклы «Материнство Дети-руки» , -2часа
Изготовление куклы «Московка»-2часа
Изготовление куклы «Мать и дитя»,-2часа
Изготовление куклы «Женская суть», -2часа
Изготовление куклы «От колик» -2часа.
4. Текстильные куклы -26 ч.- Т.Б при работе с электроприборами и инструментами. Выбор модели кукол, материала, построение выкроек или использование готовых.-2часа;
Изготовление- игровых, интерьерных. коллекционных текстильных кукол.
-24часа
5.Куклы на радость взрослым и детям-32 часа
Подготовка выкроек одежды для кукол, головных уборов и различных аксессуаров-2 часа;
Изготовление различных видов одежды для кукол- 30 часов;
6. Подготовка работ к выставкам -42 часа
Повторение пройденного материала -2 часа
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок- 40 часов.
7. Изготовление мебели для кукол -16 ч.
Подготовка лекал для изготовления различных видов мебели для кукол-4часа;
Изготовление мебели-12 часов.
8. Организация и проведение творческого отчета за год-2 часа.
Рабочая программа 1 год обучения
№ | Тема | Кол-во часов на тему | Краткое содержание | Оборудование | Тип занятия | Формы отслеживания результата |
Ведение | 2 | . Техника безопасности Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы- организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Разновидности кукол | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Пеленашка» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Кувадка» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Кормилка» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Зайчик на пальчик» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Бессонница» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Столбушка» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы:Помощница на первую кашу, детская утешница | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Обрядовые домашние куклы | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Помощница»- | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Параскева-Пятница»- | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Берегиня дома» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «На счастье» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Спиридон-солнцеворот» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Благодать»- | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Колокольчик» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Ангел» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление кукол:столбушка зимняя, крестец, лихорадка | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление кукол:столбушка зимняя, крестец, лихорадка | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление кукол:столбушка зимняя, крестец, лихорадка | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Домашняя Масленица» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Вербная» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Веснянка» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Пасхальная Голубка» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Семик и Семичиха» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Жница» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Покосница» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Крупеничка»- | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы: параскева, филлиповка, десятиручка | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы: параскева, филлиповка, десятиручка | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы: параскева, филлиповка, десятиручка | 2 | Ткань, нитки,, ножницы. | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | ||
Изготовление куклы «Рябинка» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы, . | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Подготовка выставочных работ | 2 | Повторение пройденного материала | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-млмент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | ||
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель- момент, бумага, шпажки деревянные | Индивиду- альный подход | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок | 2 | Изготовление различных видов кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, выставках, фестивалях | |
Свадебные куклы | 2 | История , техника изготовления, материалы и инструменты | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Неразлучники» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Неразлучники» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Мировое Древо» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Мировое Древо» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Красота» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Красота» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Хранительница приданного» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Хранительница приданного» | 2 | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | ||
Кукла свадебная «Елочка» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Куклы в целительстве | 2 | Познакомить детей с народным календарём, народными земледельческими праздниками и обрядами | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «На здоровье» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «На здоровье» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Кубышка-травница» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Кубышка-травница» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Ловушка для снов» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Изготовление куклы «Ловушка для снов» | 2 | История возникновения кукол | Ткань, нитки,, ножницы | Индивиду- альный подход Комплексное | Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов. | |
Организация и проведение творческого отчёта за год | 2 | Подготовка работ к выставке, оформление выставки, подготовка праздника | Индивиду- альный подход Комплексное | |||
ИТОГО | 144 |
Методическое обеспечение
Формы и методы обучения
Ведущей формой организации обучения является групповая, но необходимой является и индивидуальная работа с кружковцами, особенно, при выполнении практических творческих работ, а также для детей, испытывающих затруднения или имеющих ограниченные возможности здоровья.
Формы проведения занятий:
- Игра.
- Дискуссия.
- Исследовательская деятельность.
- Конкурс, выставка.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, объяснение, инструктаж и т.д.),
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу, демонстрация фотографий, альбомов, схем, рисунков и презентаций.),
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам,
графические зарисовки или запись в альбоме необходимой информации ,
изготовление выкройки, подбор ткани, способы изготовления выбранной куклы по теме; приёмы пошива и раскрой ткани; подбор костюма для куклы; пошив изделия; декоративное оформление костюма, головного убора, роспись лица).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методы контроля: тестирование, контрольные вопросы после изучения
Формы подведения итогов: выставки муниципальные, областные конкурсы творческих работ, экспозиции детских творческих работ.
Программа построена на следующих принципах:
- доступности (с учётом возрастных и психологических особенностей),
- сознательности (заинтересованность),
- наглядности (мышление опирается на восприятие),
- индивидуальности,
- комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно связан с воспитательной работой),
- овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала,
- доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность.
Работа по сохранению и укреплению здоровья детей;
- - Режим учебных занятий соблюдается согласно нормам;
- - СанПиНами. Обязательна каждодневная влажная уборка и проветривание помещения перед началом занятия
- - Во время учебных занятий проводится смена двигательной активности. Во время теоретического учебного времени выделяются моменты на беседу по предупреждению вредных привычек у подростков.
- - Проведение в соответствии с планом воспитательной работы мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая, дидактико-методическая база:
Материально-техническое Обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
Ткань, ленты, тесемки, пуговички,бисер, синтепон, вата, марля и др. мелочи. Ножницы, иголки, Нитки х/б, шерстяные, и др. Кабинет | Методическая литература Мультимедийное сопровождение |
Литература
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р
5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
Основная литература
- Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. - 2007 - Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст]
- Котова И.Н., А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.Кукла – травница
- Мелани Харлстон ,Квинлан Розали; Шьем забавные куклы и игрушки.Увлекательно и просто. «Книжный клуб»,2009г;
- Русская народная куклы – обереги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nrooanti.lact.ru/e/385124-russkie-narodnyie-kuklyi-oberegi
- Рябина А. Тильда своими руками,М:, «Суфлер», 2013г;
- Тоне Финнангер.,Тильда ВЕСЕННЯЯ КОЛЛЕКЦИЯ,М:АРТ_РОДНИК,2010г;
Электронные ресурсы:
http//tn-kukla.livejournal.com/23437.htmi
http://www.krupenichka.ru
www.rukukla.ru/article/trya/kuby6katravnica.htm
Кукла-пеленашка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wmv - YouTube
Оценочные материалы
1 год обучения
Дипломы за участие в выставках, конкурсах, фестивалях, благодарность за активное участие в жизни и работе мастерской.
2 год обучения
Дипломы за участие в выставках, конкурсах, фестивалях, благодарность за активное участие в жизни и работе мастерской.
Темы и задания для самоподготовки
1 год обучения
Изготовить самостоятельно из интернет-источников различные виды кукол.
2 год обучения
Самостоятельно разработать эскизы мебели для кукол, оформить различными дизайнерскими идеями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Кукольная мастерская"
Программа «Кукольная мастерская» является модифицированной, так как разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы.Дополни...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»
Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:цветоделие, бумагопластика» ра...
Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная мастерская"
Приемы театральной педагогики, которые доказали свою жизнеспособность, как средства для получения желаемых результатов, применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива Прогр...
Дополнительная общеразвивающая программа "Кукольный сундучок"
Дополнительная общеразвивающая программа "Кукольный сундучок" стартовый уровень для детей 7-10 лет. Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей, активиза...
Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения «мастерская юного модельера фантазия»
Учебный курс «Театр мод» носит личностно - ориентированный характер и направлена на овладение учащимися различными навыками по созданию собственного стиля и образа, навыками ухода за своей...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (Декоративно-прикладное искусство)
Образовательная программа кружка «Творческая мастерская» является составной частью художественно - прикладного творчества детей в специальной...
Модульная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр"
Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Перс...