Дополнительная общеразвивающая программа Кукольная мастерская «Кудесница»
методическая разработка по теме

Стонога Галина Петровна

            Дополнительная общеразвивающая программа Кукольная мастерская «Кудесница»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.-kudesnitsa-novaya_versiya.docx84.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества

 заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, 

не в продукте творчества, важно то, 

что они создают, творят, упражняются

 в творческом воображении и его воплощении»

 

(Л.С.Выготский).

      Программа «Кукольная мастерская «Кудесница» имеет художественную направленность,  разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы, работ творческой группы «Кукольных дел мастера» на сайте творческих учителей  и собственного опыта. Дополнительная общеразвивающая  программа направлена на  возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.

            Актуальность программы.

Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков: наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.

 Программа вводит ребёнка в удивительный мир народной культуры, творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями, осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде.

        Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики.

    Педагогическая целесообразность.

 Кукла как игрушка - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.   Исходя из этого, а также из интересов и запросов детей и была разработана дополнительная образовательная программа по изготовлению кукол.  

Сухомлинский говорил, что творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в неё свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. 

         Наиболее распространённой игрушкой в России была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Куклы бережно передавались из рук в руки - от матери к дочери, от бабушки к внучке… В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении  всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились  радостью и печалью. Кукла - создание талантливых рук и творение души человека. А значит, частица души присутствует в каждой куколке. Потому такие куколки и оберегали ребёнка, отгоняли злых духов, помогали ребёнку заснуть…

         Самая обычная, простая в исполнении тряпичная куколка в старину играла большую роль:

 - она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом;

- в игре ребёнок приобщался к культуре своего народа.  

Через эти милые создания дети начинают постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю.

          В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

 - сам процесс изготовления приносит радость;

 - работа с мягким (тёплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности;

 - при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,

 мышление, развитие речи;

 - изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли);

- застенчивый, комплексующий ребёнок в игре часто заменяет куклой себя, что помогает ему справиться с данными трудностями;

 -самодельная кукла даёт большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребёнка, развития фантазии.

 

      Куклы не только игрушки, но и близкие   друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь: украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком,  развлекают,  но самое главное, поучают и  воспитывают.

       

      Отличительные особенности.   По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют  «погружению» в удивительный мир культуры русского народа.

Наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе.

         Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

          Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.

      

Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

           Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков.

Цель и задачи программы.

Цель программы – формирование художественной культуры детей как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и самовыражение в процессе изготовления куклы.

                                                Задачи программы.

Образовательные:

  • Формировать  практические навыки художественно-творческой деятельности;
  • Сформировать у детей умения и навыки в освоении различной техники и технологии изготовления куклы;
  • Раскрыть истоки народного творчества;
  • Ознакомить детей с историей народной куклы; с разновидностями кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа.

Развивающие:

  • Способствовать гармоничному, умственному и духовному развитию личности;
  •  Развивать изобразительные, художественно-конструкторские       способности, нестандартное мышление;
  • Развивать эстетическое восприятие народного искусства через изготовление куклы;
  • Развивать мелкую моторику пальцев, тесно связанную с развитием мыслительных способностей;
  • Развивать творческие способности через самовыражение в процессе изготовления куклы;
  • Развивать интерес к рукоделию.

Воспитательные:

  • Воспитывать  духовную  культуру  обучающихся через художественное творчество;
  • воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

формировать у подрастающего поколения бережное отношение к  культурному наследию, к истории, уважения к людям труда

Условия реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программе с 9-17 лет.

Сроки реализации образовательной программы: 2 года,  по 4 часа в неделю,  по 144 часа в год (аудиторный период).

Формы и режим занятий: содержание программы ориентировано как на одновозрастные группы детей, так и на разновозрастные. Число обучающихся  в группе 10-15 человек.

1 год обучения наполняемость групп не менее 15 человек.

2 год обучения наполняемость не менее 10 человек.

Формы контроля и психолого-педагогическая деятельность

Вводный контроль:

  • -  тестирование на выявление уровня мотивации к творчеству;
  • -  собеседование.

Промежуточный контроль:

  • -  индивидуальная беседа;
  • -  промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня.

Итоговый контроль:

  • - Проводится по сумме показателей за все время обучения в творческом объединении;
  • - Ключевым элементом служит оценка итогового коллективного проекта в конце курса программы, который состоит из планирования общей темы, разработки моделей, их выполнения и презентации коллектива.

Психолого-педагогическая диагностика:

Осуществляется по следующим параметрам:

- Творческое воображение;

- Психологический климат;

- Удовлетворённость занятиями.

Работа с родителями

Работе с родителями уделяется особое внимание.

Организационно-педагогическая деятельность с родителями воспитанников включает в себя  участие родителей в совместных мероприятиях учреждения и коллектива, проведение родительских собраний.

Формы работы

Задачи

1

Проведение организационных бесед с родителями, проведение родительских собраний.

Знакомство родителей с программой и планом на текущий год.

2

Анкетирование родителей.

Выработка совместного подхода к воспитанию детей.

3

Индивидуальные беседы, консультации.

Учёт мнения родителей об образовательном процессе, помощь и приобщение их к увлечению ребёнка.

4

Организация выставок работ и показ коллекций для родителей.

Отчёты о работе детского объединения.

 

   Ожидаемые результаты:

После 1 года обучения учащиеся должны знать:

     а)  правила  техники безопасности  ;

    б)  о месте и роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека;

    в)  знать обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;

    г) какие материалы нужно использовать при изготовлении куклы..

Уметь:

    а) самостоятельно выполнять изученные виды кукол;

    б) при помощи интернет-ресурса самостоятельно изучать и изготавливать другие виды кукол,

После 2 года обучения учащиеся должны знать:

   а) этнографию и историю возникновения народной куклы;

   б) историю русского костюма, традиции, обычаи, связанные с куклами;

   в)  усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.

Уметь:

   а) самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол;

   б)  научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы

   в) научатся изготавливать- игровых, интерьерных.  коллекционных текстильных кукол.

Учебный план

1  год  обучения

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы

2

2

           -

2

Разновидности кукол.

2

2

         -

3.

Детские возрастные куклы

         16

2

14

  4.

Обрядовые домашние куклы

         48

         2

46

5.

Подготовка выставочных работ

42

         2

40

6.

Свадебные куклы

20

2

18

7.

Куклы в целительстве

12

2

10

8

Организация и проведение творческого отчёта за год

2

2

-

   

Итого (аудиторные занятия)

      144

16

128

Самоподготовка (внеаудиторные занятия)

64

-

64

ИТОГО за календарный год

208

16

192

2 год обучения

Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы

2

2

           -

История народной куклы и русский костюм.

4

4

-

Типы и назначения кукол. Народные куклы.

20

2

18

Текстильные куклы

         26

         2

24

Куклы на радость взрослым и детям.

32

         2

30

Подготовка работ к выставкам

42

2

40

Изготовление мебели для  кукол

16

4

12

Организация и проведение творческого отчета за год

2

2

-

Итого (аудиторные занятия)

      144

20

124

Самоподготовка (внеаудиторные занятия)

64

-

64

ИТОГО за календарный год

208

20

188

Организационно-педагогические условия

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

1 полугодие

Зимние праздники

2 полугодие

Промеж./

итоговая аттестация

Всего аудиторных недель

Летний период

Всего внеаудиторных  недель

Продолжительность календарного года  

1

01.09-31.12

17 недель

01.01.-08.01.

9.01.

 -31.05.

19 нед.

15-25.05

36

 нед.

01.06. - 31.08.

16

 нед.

52

недели

2

01.09-31.12

17 недель

01.01.-08.01.

9.01.

 -31.05.

19 нед.

15-25.05

36

 нед.

01.06. - 31.08.

16

 нед.

52

недели

1. Календарный год включает в себя каникулярное время и делится на аудиторный и внеаудиторный  периоды.

2. Продолжительность аудиторного периода  

Начало - 1 сентября ежегодно

Окончание– 31 мая ежегодно

3. Продолжительность внеаудиторного  периода

Начало - 1 июня ежегодно

Окончание - 31 августа ежегодно

4. Регламент образовательного процесса:

Продолжительность учебной недели – 7 дней с 9.00 до 20.00 час. Для учащихся 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00.

Количество учебных смен: 2 смены

1 смена: 9.00 – 14.00 ч. 2 смена: 14.30 – 21.00 ч.

Занятия проводятся – по группам, индивидуально или всем составом объединения. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской».

5. Режим работы учреждения в летний период (внеаудиторная нагрузка)

В летний период занятия детей в объединении проводятся в разных видах и формах: экскурсии в художественный музей, на выставки, в парковую зону, на море, участие в работе летнего лагеря, участие в организации праздников и развлечений, соревнований, выставках,  самостоятельная работа.

6. Родительские собрания проводятся в детских коллективах Детско-юношеского центра по усмотрению педагогов дополнительного образования не реже двух раз в год

Содержание программы

 1 год обучения

Каждое занятие обязательно включает в себя:

        1. Этнографию и историю:

        - вводный разговор о Русской Народной кукле;

        - рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;

        - обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;

        - рассказ о материалах, из которых делалась кукла.

         2. Прикладную часть:

          - инструктаж по технике безопасности;

          - подготовка материала для изготовления куклы;

          - изготовление куклы

1  Введение. Техника безопасности    Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы-   организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, иголкой).   -2 часа .

2. Разновидности кукол. - Разновидности кукол-  2часа.

3. Детские возрастные куклы  - 16ч.- История возникновения кукол -2 часа

Изготовление куклы «Пеленашка»          -    2часа;

Изготовление куклы «Кувадка»               -    2часа;

Изготовление куклы «Кормилка»            -    2часа;

Изготовление куклы «Зайчик на пальчик» -2часа;

Изготовление куклы «Бессонница»        -     2часа;

Изготовление куклы «Столбушка»         -     2часа;

Изготовление куклы:Помощница на первую кашу, Детская утешница-  2часа.

4. Обрядовые домашние куклы- 48ч.- история возникновения, предназначение куклы-2часа;

Изготовление куклы «Помощница»-   2часа                                       

Изготовление куклы «Параскева-Пятница»- 2часа

Изготовление куклы «Берегиня дома» - 2часа

Изготовление куклы «На счастье» - 2часа

Изготовление куклы «Спиридон-солнцеворот» -2 часа

Изготовление куклы «Благодать»- 2 часа

Изготовление куклы «Колокольчик»  -2 часа

Изготовление куклы «Ангел» -  2часа

Изготовление кукол:столбушка зимняя, крестец, лихорадка- 6часов

Изготовление куклы «Домашняя Масленица»-2часа

Изготовление куклы «Вербная»- 2часа

Изготовление куклы «Веснянка» -- 2часа

Изготовление куклы «Пасхальная Голубка» - 2часа

Изготовление куклы «Семик и Семичиха» - 2часа

Изготовление куклы «Жница» - 2часа

Изготовление куклы «Покосница» - 2часа

Изготовление куклы «Крупеничка»- 2 часа

Изготовление куклы: параскева, филлиповка, десятиручка- 6часов

Изготовление куклы «Рябинка» - 2часа.

5. Подготовка выставочных работ- 42часа-  повторение пройденного материала-2 часа;

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок - 40 часа.

6. Свадебные куклы-20ч.-  история , техника изготовления, материалы и инструменты. Традиции свадебного поезда- 2часа;

Изготовление куклы «Неразлучники»-  4часа

Изготовление куклы «Мировое Древо»- 4часа

Изготовление куклы «Красота»  -4часа

Изготовление куклы «Хранительница приданного».-4часа

 Кукла свадебная «Ёлочка»- 2часа.

7. Куклы в целительстве-12ч.-      Познакомить детей с народным календарём, народными земледельческими праздниками и обрядами -2 часа;

Изготовление куклы «На здоровье»  -2часа.

Изготовление куклы «Кубышка-травница» -4 часа.

Изготовление куклы «Ловушка для снов»- 4 часа.

8. Организация и проведение творческого отчёта за год-  2часа.

Подготовка работ к выставке, оформление выставки, подготовка праздника.

2 год обучения

Занятия включают материал:

        1. Этнографию и историю:

        - вводный разговор о Русской Народной кукле;

        - рассказ  мастерах, областях и местах бытования изучаемой куклы;

         - рассказ о материалах, из которых делалась кукла.

         2. Прикладную часть:

          - инструктаж по технике безопасности;

          - подготовка материала для изготовления куклы;

          - изготовление куклы

1.Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы—2часа

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на занятиях (как обращаться с ножницами, иголкой).

   

2. История народной куклы и русский костюм.- 4часа. История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука. Традиционный русский костюм. Рассказ об истории русского костюма,  о различии костюмов русских губерний.  Показ презентаций.  

3.Типы и назначения кукол. Народные куклы.- 20ч.- Информация  о видах кукол их функции и предназначении. Знакомство с материалом, необходимым для изготовления куклы –  лоскутки, нитки, ножницы, иголка-2 часа.

Святочной куклы «Коза»                              -2часа

Рождественской куклы «Окно радости»    -2часа

Изготовление куклы «Зольная кукла»        -2часа

Изготовление куклы «Молодуха на выхвалку»,-2часа

Изготовление куклы «Материнство Дети-руки» , -2часа

Изготовление куклы «Московка»-2часа 

Изготовление куклы «Мать и дитя»,-2часа

 Изготовление куклы «Женская суть», -2часа       

Изготовление куклы «От колик» -2часа.

4. Текстильные куклы -26 ч.- Т.Б при работе с электроприборами и инструментами. Выбор модели кукол, материала, построение выкроек или использование готовых.-2часа;

Изготовление- игровых, интерьерных.  коллекционных текстильных кукол.

-24часа

5.Куклы на радость взрослым и детям-32 часа

Подготовка выкроек одежды для кукол, головных уборов и различных аксессуаров-2 часа;

Изготовление различных видов одежды для кукол- 30 часов;

6. Подготовка работ к выставкам -42 часа

Повторение пройденного материала  -2 часа

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок- 40 часов.

7. Изготовление мебели для  кукол  -16 ч.

Подготовка лекал для изготовления различных видов мебели для кукол-4часа;

Изготовление мебели-12 часов.

8. Организация и проведение творческого отчета за год-2 часа.


Рабочая программа 1 год обучения

Тема

Кол-во часов на тему

Краткое содержание

Оборудование

Тип занятия

Формы отслеживания результата

Ведение

2

. Техника безопасности    Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы-   организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Разновидности кукол

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Пеленашка»          

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Кувадка»              

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Кормилка»            

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Зайчик на пальчик»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Бессонница»        

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Столбушка»        

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы:Помощница на первую кашу, детская утешница

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Обрядовые домашние куклы

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Помощница»-   

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Параскева-Пятница»-

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Берегиня дома»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «На счастье»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Спиридон-солнцеворот»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Благодать»-

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Колокольчик»  

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Ангел»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление кукол:столбушка зимняя, крестец, лихорадка

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление кукол:столбушка зимняя, крестец, лихорадка

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление кукол:столбушка зимняя, крестец, лихорадка

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Домашняя Масленица»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Вербная»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Веснянка»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Пасхальная Голубка»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Семик и Семичиха»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Жница»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Покосница»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Крупеничка»-

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы: параскева, филлиповка, десятиручка

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы: параскева, филлиповка, десятиручка

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы: параскева, филлиповка, десятиручка

2

Ткань, нитки,, ножницы.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Рябинка»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы,

.

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Подготовка выставочных работ

2

Повторение пройденного материала

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-млмент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы, картон, клей ПВА, Гель-

момент, бумага, шпажки деревянные

Индивиду-

альный подход

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Изготовление различных видов кукол и композиций, соответствующих тематике выставок

2

Изготовление различных видов кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях

Свадебные куклы

2

История , техника изготовления, материалы и инструменты

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Неразлучники» 

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Неразлучники» 

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Мировое Древо»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Мировое Древо»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Красота» 

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Красота» 

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Хранительница приданного»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Хранительница приданного»

2

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Кукла свадебная «Елочка»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Куклы в целительстве

2

Познакомить детей с народным календарём, народными земледельческими праздниками и обрядами

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «На здоровье»  

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «На здоровье»  

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Кубышка-травница»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Кубышка-травница»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Ловушка для снов»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Изготовление куклы «Ловушка для снов»

2

История возникновения кукол

Ткань, нитки,, ножницы

Индивиду-

альный подход

Комплексное

Участие в конкурсах, подготовка подарков, проведение мастер-классов.

Организация и проведение творческого отчёта за год

2

Подготовка работ к выставке, оформление выставки, подготовка праздника

Индивиду-

альный подход

Комплексное

ИТОГО

144


Методическое обеспечение

                                  Формы и методы обучения

Ведущей формой организации обучения является  групповая, но необходимой является и индивидуальная работа с кружковцами, особенно, при выполнении практических творческих работ, а также для детей, испытывающих затруднения или имеющих ограниченные возможности здоровья.  

 Формы проведения занятий:

  • Игра.
  • Дискуссия.
  • Исследовательская деятельность.
  • Конкурс, выставка.

   Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, объяснение, инструктаж и т.д.),
  • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу,  демонстрация фотографий, альбомов, схем, рисунков и презентаций.),
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам,  
    графические зарисовки или запись в альбоме необходимой информации ,
    изготовление выкройки, подбор ткани, способы изготовления выбранной куклы по теме; приёмы пошива и раскрой ткани; подбор костюма для куклы; пошив изделия; декоративное оформление костюма, головного убора, роспись лица).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 Методы контроля: тестирование, контрольные вопросы после изучения

Формы подведения итогов: выставки  муниципальные, областные конкурсы творческих работ, экспозиции детских творческих работ.    

Программа построена на следующих принципах:

  • доступности (с учётом возрастных и психологических особенностей),
  • сознательности (заинтересованность),
  • наглядности (мышление опирается на восприятие),
  • индивидуальности,
  • комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно связан с воспитательной работой),
  • овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала,
  • доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста.      Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность.        

Работа по сохранению и укреплению здоровья детей;

  • -  Режим учебных занятий соблюдается согласно нормам;
  • -  СанПиНами. Обязательна каждодневная влажная уборка и проветривание помещения перед началом занятия
  • -  Во время учебных занятий проводится смена двигательной активности. Во время  теоретического учебного времени выделяются моменты  на беседу по предупреждению вредных привычек у подростков.
  • -  Проведение в соответствии с планом воспитательной работы мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Для реализации программы необходима следующая материально-техническая, дидактико-методическая база:

Материально-техническое

Обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

Ткань, ленты, тесемки, пуговички,бисер, синтепон, вата, марля и др. мелочи.

Ножницы, иголки,

Нитки х/б, шерстяные, и др.

Кабинет

Методическая литература

Мультимедийное сопровождение

Литература

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года

6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей 

Основная литература

  1. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
    Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. - 2007
  2. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст]
  3. Котова И.Н., А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.Кукла – травница
  4. Мелани Харлстон ,Квинлан Розали; Шьем забавные куклы и     игрушки.Увлекательно и просто. «Книжный клуб»,2009г;
  5. Русская народная куклы – обереги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nrooanti.lact.ru/e/385124-russkie-narodnyie-kuklyi-oberegi
  6. Рябина А. Тильда своими руками,М:, «Суфлер», 2013г;
  7. Тоне Финнангер.,Тильда ВЕСЕННЯЯ КОЛЛЕКЦИЯ,М:АРТ_РОДНИК,2010г;

Электронные ресурсы:

http//tn-kukla.livejournal.com/23437.htmi

http://www.krupenichka.ru

www.rukukla.ru/article/trya/kuby6katravnica.htm

Кукла-пеленашка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wmv - YouTube

Оценочные материалы

1 год обучения

Дипломы за участие в выставках, конкурсах, фестивалях, благодарность за активное участие в жизни и работе мастерской.

2 год обучения

Дипломы за участие в выставках, конкурсах, фестивалях, благодарность за активное участие в жизни и работе мастерской.

Темы и задания для самоподготовки

1 год обучения

Изготовить самостоятельно из интернет-источников различные виды кукол.

2 год обучения

Самостоятельно разработать эскизы мебели для кукол, оформить различными дизайнерскими идеями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Кукольная мастерская"

Программа «Кукольная мастерская» является модифицированной, так как разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы.Дополни...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»

      Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:цветоделие, бумагопластика» ра...

Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная мастерская"

Приемы театральной педагогики, которые доказали свою жизнеспособность, как средства для получения желаемых результатов, применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива Прогр...

Дополнительная общеразвивающая программа "Кукольный сундучок"

Дополнительная общеразвивающая программа "Кукольный сундучок" стартовый уровень для детей 7-10 лет. Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей, активиза...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения «мастерская юного модельера фантазия»

Учебный курс «Театр мод» носит личностно - ориентированный характер и направлена на овладение учащимися различными навыками по созданию собственного стиля и образа, навыками ухода за своей...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (Декоративно-прикладное искусство)

          Образовательная программа кружка «Творческая мастерская» является составной частью художественно - прикладного творчества детей в специальной...

Модульная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр"

Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Перс...