Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»
рабочая программа на тему
Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:
цветоделие, бумагопластика» разработана на основе типовых программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Учащиеся научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять сувениры; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация, торцевание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx | 46.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»
Рассмотрено Утверждено Утверждаю
на методическом объединении воспитателей на педагогическом совете Директор школы-интерната
протокол № от « » 2017 г. протокол № от « » 2017 г. _________ Г.Н. Гузий
Руководитель МО _______ А.Х. Челикиди
Дополнительная общеразвивающая программа
по художественно-эстетическому направлению
«Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:
цветоделие, бумагопластика»
Возрастной состав обучающихся: 8-16 лет
Срок реализации: 3 года
Режим работы: 2 часа в неделю
Павленко Елена Васильевна, воспитатель
г. Железноводск, 2017 год
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:
цветоделие, бумагопластика» разработана на основе типовых программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Учащиеся научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять сувениры; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация, торцевание).
Особенности познавательных интересов, присущие большинству детей с недостатками интеллектуального развития: неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, импульсивность и недостаточная целенаправленность действий, ослабленная словесная регуляция деятельности и другие препятствуют решению целей. Как правило, отмеченные особенности носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы сохраняются длительное время. В некоторых случаях они усугубляются в связи с нарастающей сложностью учебного материала.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 Марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой
Задачи программы:
Обучающие:
- Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- Научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой и картоном, учить проявлению творческой самостоятельности;
- Развивать художественный вкус и ориентировать на качестве изделий.
Развивающие:
- Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции;
- Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, прививать художественный вкус;
- Развивать положительные эмоции и волевые качества;
- Развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к работе с бумагой;
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Направленность данной дополнительной образовательной программы:
художественно-эстетическая.
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
- овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
- знакомятся со свойствами бумаги;
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.
Планируемые результаты :
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успеха творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успеха творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей);
— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
— обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
— устанавливать аналогии;
— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- формировать систему универсальных учебных действий;
- формировать навыки работы с информацией;
- учиться корректировать , вносить изменения в работу;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
- выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
- учиться выражать свои мысли;
- учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
- знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами»,
- уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, торцевание) выполнена работа;
- уметь соблюдать правила техники безопасности;
- иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
- уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
- уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.
Ожидаемые результаты:
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Учащиеся должны знать:
-историю возникновения и особенности работы с бумагой;
-начальные сведения о свойствах бумаги и картона;
-сведения о применяемых материалах и инструментах;
-технологию операций, необходимых для обработки бумаги;
-технологию изготовления игрушек в технике оригами, аппликации, торцевание;
-правила работы с инструментами и материалами;
-правила техники безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-подбирать бумагу нужного качества, размера и цвета;
-пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
-выполнять разметку листа бумаги;
-пользоваться схемой;
-анализировать образец, анализировать свою работу;
-составлять композицию из готовых поделок;
-выразительно эстетически грамотно оформить изделие;
-применять знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.
Учебно-тематическое планирование
на 2017-2018 учебный год
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
I четверть | ||||||||
16 | 3 | 13 | ||||||
1 | Вводное занятие. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с ножницами. | 1 | ||||||
2 | История различных техник работы с бумагой | 1 | ||||||
3 | Виды бумаги | 1 | ||||||
4 | Аппликации из бумаги «Лебедь» | 3 | ||||||
«Березки» | 3 | |||||||
«Корзинка с фруктами» | 2 | |||||||
«Цыплята» | 3 | |||||||
«Открытка ко дню учителя» | 2 | |||||||
II четверть | ||||||||
15 | 3 | 12 | ||||||
1 | Аппликации в технике монотопии. Вводная часть | 1 | ||||||
2 | « Цветочная фантазия» | 1 | ||||||
«Волшебные деревья» | 1 | |||||||
«Снегири» | 2 | |||||||
3 | Конструирование объёмных фигур из бумаги и картона «оригами». Вводная часть. | 1 | ||||||
4 | Приемы работы в технике оригами | 1 | ||||||
5 | «Кошечка» | 1 | ||||||
«Дед Мороз» | 1 | |||||||
6 | Мозаика из бумаги (торцевание): «Елочка» | 2 | ||||||
7 | Изготовление украшений к новому году: гирлянды, фонарики, снежинки | 4 | ||||||
III четверть | ||||||||
21 | 3 | 18 | ||||||
1 | Правила работы с ножницами. Техника безопасности | 1 | ||||||
2 | Симметричное вырезание. Виды симметричного вырезания. | 1 | ||||||
3 | Аппликация в технике «плетение». «Закладки» | 1 | 1 | |||||
4 | Аппликация из салфеток «Зимняя встреча» | 2 | ||||||
«Узор» | 2 | |||||||
«Моя любимая мама» | 2 | |||||||
5 | Аппликация из природного материала «Мимоза» | 1 | ||||||
«Яркие цветы» | 1 | |||||||
«Бабочки» | 1 | |||||||
6 | Коллективная работа «Весна» | 3 | ||||||
7 | Мозаика из бумаги, торцевание: одуванчик | 1 | ||||||
8 | Объемные поделки на основе щелевого соединения. | 1 | ||||||
9 | Объемная аппликация из гофрокартона. Коллективная работа | 3 | ||||||
IV четверть | ||||||||
17 | 1 | 16 | ||||||
1 | Беседа: Соблюдение правил по технике безопасности. | 1 | ||||||
2 | Моделирование из полос. Цветы | 2 | ||||||
3 | Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация» | 2 | ||||||
4 | Коллективная работа. Мир природы | 3 | ||||||
5 | Аппликация из геометрических фигур (метод обрывная аппликация) Кораблик | 2 | ||||||
6 | Составление букетов и цветочных композиций | 2 | ||||||
7 | Торцевание (вид мозаики). Коллективная работа | 2 | ||||||
8 | Изготовление поделок собственного замысла | 3 | ||||||
Изготовление поздравительных открыток: День учителя День пожилых людей День матери Новый год День Семьи, Любви и Верности День Защитника Отечества Международный женский день Всемирный день космонавтики Пасхальная открытка День Победы |
Материально-техническое обеспечение
Справочные таблицы и материалы постоянного экспонирования:
- Таблица «Сиди правильно»
- Инструкции по технике безопасности.
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Экранно – звуковые пособия:
- DVD-фильмы: «Оригами».
Технические средства обучения:
- Телевизор
-Компьютер
- Принтер лазерный А4
Оборудования класса
- Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
Учебно-практическое оборудование
- Белая бумага А3, А4
- Бумага цветная
- Цветной картон
- Гофрированная бумага
- Линейки, треугольники
- Карандаши: цветные, простые
- Фломастеры
- Ножницы
- Кисточки для клея
- Бумажные салфетки
-Природный материал
Литература
- Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
- Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
- . Богатеева З. П. “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992.
- Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.
- В.В. Выгонов Оригами. М. 2003.
- Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
- Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
- Долженко Д.И. 100 оригами. Ярославль.2004.
- Лыкова И.А. «Мастерилка Жики-жик. Аппликация из бумаги». –Москва. Издательский дом «Карапуз», 1998
- Долженко Д.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
- Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.
- Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.
- Н.В. Дубровская «Аппликация из природных материалов»
- М.И. Нагибина «Фигурки и игрушки из бумаги и картона»
- Т.И. Гризик «Умелые пальчики»
Интернет-ресурсы:
- http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
- http://origamipaper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html
- http://planetaorigami.ru/
- http://allforchildren.ru/article/index_origami.php
- http://stranamasterov.ru
- Ориландия - путешествие в Страну Оригами
- http://www.oriland.com/Сообщество Оригами в России
- Бумага в руках. Здесь, в основном, очень милые открытки.
- Радуга бумаги. Объемные, очень красивые работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Щелкунчик» для детей 10-15 лет
«Щелкунчик» реализует дополнительную общеразвивающую программу художественно- эстетической направленности.Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образо...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по художественно – эстетическому развитию несовершеннолетних «Мир фантазий»
Недостаточное развитие мелкой моторики рук – проблема практически для всех детей, находящихся в центре. Это во многом тормозит общий уровень их сенсорного развития, особенно мышления и речи, зат...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ "БАЯН" для обучающихся по программе "Инструментальное музицирование" срок реализации 7 (семь) лет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПУРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Обсуждена на заседании...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"
Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г № 3РАССМОТРЕНО...
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Чудеса из бумаги»
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г.№ 3РАССМОТРЕНО На...
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиша»
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 17.05.2024 г.№ 3РАССМОТРЕНО На...