Разработка системы формирующего оценивания на уроках
методическая разработка на тему

Цыбикова Светлана Эрхитуевна

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка системы формирующего оценивания

на уроках бурятского языка и литературы

       Применение инструментов формирующего оценивания  на уроках бурятского языка и литературы (заимствованный и переработанный)

Пример. Алгоритм самооценки (Өөрыгөө сэгнэхэ заршам).

На уроке учащийся  сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки».

Өөрынгөө ажал  сэгнэхэ тэмдэгүүд:

Шаданаб

+

Шаданаб, харин  алдуу хэнэб

+-

Шаданагүйб

-

Хүндэ, хүшэр

!

Асуудал байна

?

      

Өөрынгөө ажал  сэгнэлгэ

Даабари дүүргэжэ шадаа гүш?

Бултыень зүб дүүргээ гүш?

Өөрөө дүүргээ гүш?

 Ямар хэмжээнэй даабари байгааб?

Ямар сэгнэлтэ өөртөө табихабши?

Пример. Алгоритм самооценки на уроке бурятского языка

Тема урока:  Түлөөнэй нэрэ

Хэшээлэй технологическа карта

Виды деятельности

Минии оноо

тиимэ -1, буруу- 0

1

Би «Түлөөнэй нэрэ» юун бэ гэжэ мэдэнэб.

2

Түлөөнэй нэрэнүүд юумэнэй нэрын үүргэ дүүрэгэдэг гэжэ мэдэнэб

3

Түлѳѳнэй нэрэнүүд зохилдодог

4

залгалтануудыень бэшэхэ дүримынь юумэнэй нэрэнүүдэй дүримдэ адли гэжэ мэдэнэбди

5

Түлѳѳнэй нэрэнүүд нюурта ба ѳѳртэ хамаададаг

6

Буряад хэлэндэ  түлѳѳнэй нэрэнүүдэй   ехэ үүргэ заримдаа дүүргэнэ гэжэ  элирүүлээб

7

Хамаадалай залгалтануудые бэшэхэ дүрим юумэнэй нэрын хамаадалай дүримдэ адли

8

Би мэдүүлэлэй гэшүүдээр шүүлбэри хээб.

9

Би оршуулга хэжэ шадааб.Үбгэнэй харюу үгэжэ шадааб

10

Би суг хамта ябагшыень нэрлэжэ шадааб, тобшолол гаргааб

Орой хамта 10  оноо.

10-9  балл – «5»

8-7-   балл- «4»

6 -5-   балл- «3»

     Пример. Оценочное поле (Сэгнэлгын талмай). Этот метод можно применять в начале и в конце урока: организация обратной связи, с помощью полученной информации корректируется работа  на следующих уроках по данной теме.

       Тема урока: Хамаадалай залгалтануудые зүб бэшэлгэ

Сэгнэлгын талмай

Хамаадалай залгалтануудые мэдэхэ болооб, үгэнүүдые зохилдуулжа, хамаадуулжа шаданаб

Хамаадал тухай мэдэхэ болооб, үгэнүүдые хамаадуулхадаа , падежыень элирүүлхэдээ алдуу хэнэб

Хамаадал мэдэнэгүйб, үгэнүүдые зохилдуулжа, хамаадуулжа,  элирүүлжэ

 шаданагүйб

Пример.  Листы самооценки (Өөрыгөө сэгнэхэ хуудаһанууд). Листы самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь между учителем и учеником. Такое оценивание не только включено в процесс урока, но и во время выполнения домашнего задания. Лист самооценки я разрабатываю в течение изучения темы, в конце раздела.

Дадал

Шаданаб

(+)

Шаданаб, зүгөөр алдуу хэнэб

(+-)

Шаданагүйб

(-)

“Түлөөнэй нэрэ” гэһэн сэдэбээр сээжээр зохёолго хөөрэнэб

Түлөөнэй нэрын морфологическа шэнжэнүүдые зүб нэрлэнэб.

Мэдүүлэлэй соо түлөөнэй  нэрын илгарал олоноб.

Шадабари

Хэшээлэй эхиндэ

Хэшээлэй түгэсхэлдэ

Падежнүүдые нэрлэнэб

Түлөөнэй нэрэнүүдые нэрлэнэб

Падежэй асуудал табинаб

Түлөөнэй нэрэнүүдые падежнүүдтэ зохилдуулнаб

Түлөөнэй нэрэнүүдэй  падежнүүдые элирүүлнэб

Пример. Лист самооценки при подготовке к тематической проверочной работе (шалгалтын хүдэлмэридэ бэлдэхэдээ хэрэглэхэ өөрыгөө сэгнэхэ хуудаһан)

Өөрыгөө сэгнэхэ хуудаһан

«Юумэнэй нэрэ»  гэһэн сэдэбээр  шалгалтын хүдэлмэри

Юрын ба тусхайта юумэнэй нэрэнүүд

Юумэнэй нэрын бии бололго

Юумэнэй нэрын олоной тоогой залгалтанууд

Абтаһан үгэнүүдые олоной тоодо зүб бэшэлгэ

Мэдүүлэлэй гэшүүдээр шүүлбэри

Өөрыгөө сэгнэхэ хуудаһан

«Юумэнэй нэрын зохилдол»  гэһэн сэдэбээр  шалгалтын ажал

Падежнүүдые мэдэнэб

Падежэй залгалтануудые зүб бэшэнэб

Х.п

З.п

Ү.п

Зб.п

Хм.п

Г.п

Өөрыгөө сэгнэхэ хуудаһан

«Юумэнэй нэрын хамаадал»   гэһэн сэдэбээр  шалгалтын хүдэлмэри

Нюурта хамаадал мэдэнэб

Хамаадалай залгалтануудые зүб бэшэнэб

1-дэхи нюур

2-дохи нюур

3-дохи нюур

       Особый вид листов самооценки применяется при подготовке детей к итоговым работам по темам курса. В течение уроков ученики выполняют самостоятельно различные задания по предметным умениям темы, раздела, которые будут вынесены на проверку. В ходе выполнения работ они фиксируют успешность выполнения знаком «+». Учащиеся осознают, что они должны достичь и где находятся сейчас, сравнивают и планируют свою деятельность так, чтобы сократить этот разрыв.

       Информация сводится  в таблицу,  работа корректируется  на следующих уроках при подготовке к проверочной работе по теме.

Пример. Кластерная карта

Применение метода карты понятий можно использовать не только на уроках обобщения знаний, но при организации изучения нового материала. Следует  определить тему, по которой будет составлена карта понятий. Затем ученики определяют основные понятия темы, устанавливают связи, поясняют их характер. Если карта понятий составляется на уроке изучения нового материала, то эту работа выполняется совместно с учениками. Самым простым видом является кластерная карта.

Тема урока:   «Нюурта ба өөртэ хамаадал »

             « Нюурта ба өөртэ хамаадал » гэһэн сэдэбээр кластерна зурагууд

Кластеры делают мышление наглядным и облегчают для учеников понимание и объяснение явлений, помогают анализировать сложные системы, развивают умение работать в группе.

Составление карты понятий требует достаточно много времени, так как эта работа требует размышления, аргументации при работе в группе, выбора способа действия, установление причинно-следственных связей. Перед составлением карты понятий разрабатываются критерии её оценивания, которые помогают учащимся корректировать свои действия. Поэтому урок строится по следующим этапам:

  1. Самооценка. 
  2. Актуализация знаний (работа с учебником, работа со схемами предложений, тест).
  3. Постановка задачи, обсуждение критериев оценки карты понятий.
  4. Работа в группах.
  5. Оценка в группах (по разработанным критериям).
  6. Подведение итогов, представление созданных карт.

Рассматривая карту понятий,  можно сделать вывод, как ученики воспринимают отдельные темы урока, оценить уровень их знаний, проверить, нет ли ложных толкований понятий. Она становится мощным диагностическим инструментом для учителя.

        Результаты использования  методик и инструментов формирующего оценивания: Оценочная самостоятельность школьников и изменение содержания оценочной деятельности учителя - обязательные компоненты современного образования, которые выделены в ФГОС. Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности обучающихся дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности, максимальной самостоятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии

Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответстве...

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы...

Система формирующего оценивания пофизике.

Теоретический и практический материал по теме....

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....

Система формирующего оценивания

Система формирующего оценивания...

мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"

Данный урок входит в циклл уроков по УМК  "English" автор В.П. Кузовлев,  6 класс.  Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....

Практика разработки и применения формирующего оценивания на уроке биологии

Формирующее оценивание - оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания и умения, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результат...