Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы
материал на тему

Шарланова Наталья Цыремпиловна

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы

       Применение инструментов формирующего оценивания  на уроках бурятского языка и литературы (заимствованный и переработанный)

Пример. Алгоритм самооценки (Өөрыгөө сэгнэхэ заршам). На уроке учащийся  сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки».

Өөрынгөө ажал  сэгнэхэ тэмдэгүүд:

Шаданаб

+

Шаданаб, харин  алдуу хэнэб

+-

Шаданагүйб

-

Хүндэ, хүшэр

!

Асуудал байна

?

      

Өөрынгөө ажал  сэгнэлгэ

Даабари дүүргэжэ шадаа гүш?

Бултыень зүб дүүргээ гүш?

Өөрөө дүүргээ гүш?

 Ямар хэмжээнэй даабари байгааб?

Ямар сэгнэлтэ өөртөө табихабши?

Пример. Алгоритм самооценки на уроке бурятского языка

Тема урока:  Дахуул үгэ

Хэшээлэй технологическа карта

Виды деятельности

Минии оноо

тиимэ -1, буруу- 0

1

Би «Дахуул үгэ» юун бэ гэжэ мэдэнэб.

2

Дахуул үгэнүүд асуудалнуудта харюусадаггүй гэжэ мэдээб

3

Дахуул үгэнүүд аминдаа, тусгаар бэшэгдэдэг гэжэ тобшолол хээб.

4

Юумэнүүдэй хоорондохи харилсаа харуулна

5

Дахуул үгэнүүд юумэ, үйлэ, шанар тэмдэглэдэггүй

6

Буряад хэлэндэ дахуул үгын  үүргэ заримдаа падежэй залгалтанууд дүүргэнэ гэжэ  элирүүлээб

7

Би текст сооhоо хэрэгтэй мэдээсэл олооб.

8

Би мэдүүлэлэй гэшүүдээр шүүлбэри хээб.

9

Би оршуулга хэжэ шадааб.

10

Би наhажаал үбгэнэй харюуень зүб хэлээб.

Орой хамта 10  оноо.

10-9  балл – «5»

8-7-   балл- «4»

6 -5-   балл- «3»

     Пример. Оценочное поле (Сэгнэлгын талмай). Этот метод можно применять в начале и в конце урока: организация обратной связи, с помощью полученной информации корректируется работа  на следующих уроках по данной теме.

       Тема урока: Падежэй залгалтануудые зүб бэшэлгэ

Сэгнэлгын талмай

Падежнүүдые мэдэхэ болооб, үгэнүүдые зохилдуулжа, падежыень элирүүлжэ шаданаб

Падежнүүдые мэдэхэ болооб, үгэнүүдые зохилдуулхадаа, падежыень элирүүлхэдээ алдуу хэнэб

Падежнүүдые мэдэнэгүйб, үгэнүүдые зохилдуулжа, падежыень элирүүлжэ

 шаданагүйб

Пример.  Листы самооценки (Өөрыгөө сэгнэхэ хуудаһанууд). Листы самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь между учителем и учеником. Такое оценивание не только включено в процесс урока, но и во время выполнения домашнего задания. Лист самооценки я разрабатываю в течение изучения темы, в конце раздела.

Дадал

Шаданаб

(+)

Шаданаб, зүгөөр алдуу хэнэб

(+-)

Шаданагүйб

(-)

“Юумэнэй нэрэ” гэһэн сэдэбээр сээжээр зохёолго хөөрэнэб

Юумэнэй нэрын морфологическа шэнжэнүүдые зүб нэрлэнэб.

Мэдүүлэлэй шухала гэшүүдые олоноб.

Текст соо синоним, антоним, эхир үгэнүүдые олоноб.

Үгэнүүдтэ синоним, антоним һанажа, хэлэлгэдээ хэрэглэнэб.

Шадабари

Хэшээлэй эхиндэ

Хэшээлэй түгэсхэлдэ

Падежнүүдые нэрлэнэб

Туһалагша үгэнүүдые нэрлэнэб

Падежэй асуудал табинаб

Юумэнэй нэрэнүүдые падежнүүдтэ зохилдуулнаб

Юумэнэй нэрэнүүдэй падежнүүдые элирүүлнэб

Пример. Лист самооценки при подготовке к тематической проверочной работе (шалгалтын хүдэлмэридэ бэлдэхэдээ хэрэглэхэ өөрыгөө сэгнэхэ хуудаһан)

Өөрыгөө сэгнэхэ хуудаһан

«Юумэнэй нэрэ»  гэһэн сэдэбээр  шалгалтын хүдэлмэри

Юрын ба тусхайта юумэнэй нэрэнүүд

Юумэнэй нэрын бии бололго

Юумэнэй нэрын олоной тоогой залгалтанууд

Абтаһан үгэнүүдые олоной тоодо зүб бэшэлгэ

Мэдүүлэлэй гэшүүдээр шүүлбэри

Өөрыгөө сэгнэхэ хуудаһан

«Юумэнэй нэрын зохилдол»  гэһэн сэдэбээр  шалгалтын ажал

Падежнүүдые мэдэнэб

Падежэй залгалтануудые зүб бэшэнэб

Х.п

З.п

Ү.п

Зб.п

Хм.п

Г.п

Өөрыгөө сэгнэхэ хуудаһан

«Юумэнэй нэрын хамаадал»   гэһэн сэдэбээр  шалгалтын хүдэлмэри

Нюурта хамаадал мэдэнэб

Хамаадалай залгалтануудые зүб бэшэнэб

1-дэхи нюур

2-дохи нюур

3-дохи нюур

       Особый вид листов самооценки применяется при подготовке детей к итоговым работам по темам курса. В течение уроков ученики выполняют самостоятельно различные задания по предметным умениям темы, раздела, которые будут вынесены на проверку. В ходе выполнения работ они фиксируют успешность выполнения знаком «+». Учащиеся осознают, что они должны достичь и где находятся сейчас, сравнивают и планируют свою деятельность так, чтобы сократить этот разрыв.

       Информация сводится  в таблицу,  работа корректируется  на следующих уроках при подготовке к проверочной работе по теме.

Пример. Кластерная карта

Применение метода карты понятий можно использовать не только на уроках обобщения знаний, но при организации изучения нового материала. Следует  определить тему, по которой будет составлена карта понятий. Затем ученики определяют основные понятия темы, устанавливают связи, поясняют их характер. Если карта понятий составляется на уроке изучения нового материала, то эту работа выполняется совместно с учениками. Самым простым видом является кластерная карта.

Тема урока:   «Падежэй залгалтануул»

             «Падежэй залгалтануул» гэһэн сэдэбээр кластерна зурагууд

Кластеры делают мышление наглядным и облегчают для учеников понимание и объяснение явлений, помогают анализировать сложные системы, развивают умение работать в группе.

Составление карты понятий требует достаточно много времени, так как эта работа требует размышления, аргументации при работе в группе, выбора способа действия, установление причинно-следственных связей. Перед составлением карты понятий разрабатываются критерии её оценивания, которые помогают учащимся корректировать свои действия. Поэтому урок строится по следующим этапам:

  1. Самооценка. 
  2. Актуализация знаний (работа с учебником, работа со схемами предложений, тест).
  3. Постановка задачи, обсуждение критериев оценки карты понятий.
  4. Работа в группах.
  5. Оценка в группах (по разработанным критериям).
  6. Подведение итогов, представление созданных карт.

Рассматривая карту понятий,  можно сделать вывод, как ученики воспринимают отдельные темы урока, оценить уровень их знаний, проверить, нет ли ложных толкований понятий. Она становится мощным диагностическим инструментом для учителя.

        Результаты использования  методик и инструментов формирующего оценивания: Оценочная самостоятельность школьников и изменение содержания оценочной деятельности учителя - обязательные компоненты современного образования, которые выделены в ФГОС. Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности обучающихся дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности, максимальной самостоятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение»,  «Оценка...

Разработка системы формирующего оценивания на уроках

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...

Статья "Технология формирующего оценивания на уроках бурятского языка в начальной школе"

Технология формирующего оценивания позволяет отследить прогресс каждого ученика....

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста .Для того чтобы оценивание было эффективным, мной используется ...