Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме

Могилевская Александра Евгеньевна

Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответственность учещегося, показать зависимость учебного результата от его активности и способов деятельности. Предлагаю урок для 9 класса по теме "Диссоциация кислот, оснований и солей", в котором использованя методы формирующего оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения задания: написать схему диссоциации вещества

  1. Определить к какому классу принадлежит вещество: оксид, кислота, основание, соль.
  2. Вспомнить как диссоциируют представители каждого класса(используйте памятку)
  3. Записать уравнение диссоциации, расставить необходимые коэффициенты.

Памятка для записи уравнения диссоциации.

  1. Оксиды не диссоциируют
  2. Кислоты диссоциируют на катионы водорода и анион кислотного остатка. Отщепление ионов водорода происходит ступенчато.

Н4А      Н+ + Н3А-

Н3А-      Н+ + Н2А2-

Н2А2-      Н+ + НА3-

НА3-      Н+ + А4-

Н4А      4Н+ + А4-    суммарное уравнение

  1. Основания диссоциируют на катион металла и гидроксид-анионы. Отщепление гидроксид-ионов происходит ступенчато.

Ме(ОН)4     Ме(ОН)3+ +ОН-   

Ме(ОН)3-     Ме(ОН)22+ +ОН-     

Ме(ОН)22+     МеОН3+ +ОН-     

МеОН 3+      Ме4+ +ОН-   

Ме(ОН)4   +      Ме4+ +4ОН-    суммарное уравнение   

  1. Соли сразу и нацело диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка.

         Ме4А3            4Ме3+ + 3А4-

Памятка по номенклатуре солей:

Катион водорода даёт к названию соли приставку «гидро», например,

HSO4- гидросульфат-анион, КHSO4 – гидросульфат калия; если ионов водорода несколько, то используют дополнительные приставки ди (2) и три(3), например NaH2PO4 – дигидрофосфат натрия.

Гидроксид –ион, добавляет «гидроксо» к имени катиона, например, ВaOH+ - катион гидроксобария ,ВaOHВr – бромид гидроксобария

приставки ди (2) и три(3) используют аналогично.

Урок по теме: «Диссоциация кислот, оснований и солей в воде»

 Карта заданий

1

Изучить алгоритм действий и памятку

2

Задание 1. Сделать запись диссоциации двух кислот, двух оснований и трех солей из списка:

 HNO3 , H3PO4 , H2SO4 

NaOH , Ca(OH)2 , Fe(OH)3

Al2(SO4)3 , K3PO4   , Fe(NO3)3

3

Задание 2. Выполнить тест.

4

Задание 3. Предсказать названия ионов и солей:

HСO3- , HPO4 2-, H2РO4 - 

СaOH+ , Аl(OH)2+ , Fe(OH)2+

AlOHSO4 , K2 HPO4   , Fe(HCO3)3

5

Оценить свою работу на уроке по следующим критериям:

Задание1.

5

4

3

2

Я  полностью самостоятельно и без ошибок справился с заданием

Я выполнил задание самостоятельно, допустив несколько недочетов

Я использовал помощь учителя или одноклассников, так как не смог выполнить задание без ошибок

Я не справился с заданием

Задание 2

5

4

3

2

У меня нет ошибок

У меня 1 ошибка

У меня 2 ошибки

 У меня 3 и более ошибок

Задание 3

5

4

3

2

Я  полностью самостоятельно и без ошибок справился с заданием

Я выполнил задание самостоятельно, допустив несколько недочетов

Я использовал помощь учителя или одноклассников, так как не смог выполнить задание без ошибок

Я не справился с заданием

6

Подведите итог своей работы по 12-бальной шкале:

12

1

Я смог самостоятельно изучить сложный вопрос диссоциации и полностью уверен в своих знаниях. Я смогу выполнить любое аналогичное задание по данной теме.

Я работал несамостоятельно, ничего не понял, я не смогу самостоятельно выполнить задание по этой теме.



Предварительный просмотр:

Тема: Диссоциация кислот, оснований и солей в воде.

Класс:  9                    Место урока в году/ в теме:

Цели и задачи урока:

Познавательные:

  1. Изучение учащимися нового явления – диссоциации – на примере кислот, оснований и солей.
  2. Обучение  учащихся новым способам деятельности по овладению информацией.

Развивающие:

  1. Формирование у учащихся умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
  2. Развивать  у учащихся умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов,
  3. Развивать  у учащихся умение обобщать и синтезировать знания.

Воспитательные:

  1. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (внимательности, работоспособности),
  2. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности ( любознательности, сообразительности, самостоятельности);
  3. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (честности, жизнерадостности)

Технологическая карта урока.

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный 2 мин

Объявляет тему урока, план и методы работы на уроке

Записывают тему урока в тетрадь.

2

Этап изучения нового материала

15 мин

Помогает выполнять задания, отвечает на индивидуальные вопросы. Проверяет выполнение заданий

Самостоятельно работают с раздаточным материалом и выполняют задание в тетради.

3

Этап проверки полученных знаний

6 мин

Предлагает учащимся ответить на вопросы теста (презентация) и сразу же провести взаимопроверку.

Отвечают на вопросы в тетради и делают взаимопроверку.

4

Этап изучения нового материала

15 мин

Помогает выполнять задания, отвечает на вопросы.

Самостоятельно изучают новый материал и выполняют задание в тетради.

5

Подведение итогов и рефлексия

5 мин

Предлагает учащимся оценить свою работу на разных этапах  по предложенным критериям и охарактеризовать степень усвоения нового материала

Изучают критерии оценивания и выставляют себе оценки за работу на разных этапах урока.

6

Инструктаж по домашнему заданию.2 мин

Объясняет домашнее задание.

Записывают Д/З в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диссоциация кислот, оснований и солей в воде Автор Могилевская А.Е. Санкт-Петербург. ГБОУ СОШ№535

Слайд 2

Задание 1

Слайд 3

проверка Н NO 3 Н + +NO 3 - Н 2 SO 4 Н + + Н SO 4 Н SO 4 - Н + + SO 4 2- Н 2 SO 4 2 Н + + SO 4 2-

Слайд 4

проверка Н 3 P O 4 Н + + Н 2 PO 4 Н 2 PO 4 - Н + + Н PO 4 2- Н PO 4 2- Н + + PO 4 3 - Н 3 PO 4 3 Н + + PO 4 3 -

Слайд 5

проверка NaOH Na + +OH - Ca (OH) 2 CaOH + + OH - CaOH + Ca 2 + + OH - Ca (OH) 2 Ca 2 + + 2OH -

Слайд 6

проверка Fe(OH) 3 Fe(OH) 2 + + OH - Fe(OH) 2 + FeOH 2 + + OH - FeOH 2 + Fe 3 + + OH Fe(OH) 3 Fe 3 + + 3OH

Слайд 7

Al 2 ( SO 4 ) 3 2Al 3+ +3SO 4 2- K 3 PO 4 3 K + +PO 4 3- Fe ( NO 3 ) 3 Fe 3+ + 3NO 3

Слайд 8

Задание 2

Слайд 9

тест

Слайд 10

Диссоциирует в растворе 1. Mg 2. Cl 2 3. NaNO 3 4. CuO

Слайд 11

Диссоциирует на ион водорода и анион кислотного остатка 1. MgCL 2 2. HCl 3. NaNO 3 4. H 2 O

Слайд 12

В растворе серной кислоты присутствуют ионы 1. H + , SO 4 2- 2. Н 2 + , SO 4 2- 3. Н SO 4 - , H + , SO 4 2- 4. CO 3 2- , H + , SO 4 2-

Слайд 13

Вещество, в растворе которого присутствуют ионы С a 2+ , CaOH + , OH - 1. CaCl 2 2. Cu(OH) 2 3. CaSO 4 4. Ca (OH) 2

Слайд 14

Диссоциирует сразу и нацело 1. Cu(NO 3 ) 2 2. C О 2 3. H 3 PO 4 4. Ba(OH) 2

Слайд 15

Является электролитом 1. К 2 C О 3 2. Н 2 3. N О 4. FeO

Слайд 16

Проверим наши знания

Слайд 17

1. Является электролитом 1 вариант 1. I 2 2. Cu 3. NaOH 4. C 2 вариант 1. Ca I 2 2.Cu O 3.H 2 О 4. C O 2

Слайд 18

2 . В растворе этого вещества присутствуют гидроксид-ионы 1 вариант 1. С uI 2 2. H 2 SO 3 3. NaOH 4. HCOOH 2 вариант 1. Ba(OH) 2 2. SiO 2 3. KCl 4. CH 3 C OOH

Слайд 19

3 . Диссоциирует на катионы металла и анионы кислотного остатка 1 вариант 1. FeBr 2 2. Cu 3. NaOH 4. Н 2 C О 3 2 вариант 1. Ca (ОН) 2 2.Cu O 3. K 3 Р O 4 4. Al

Слайд 20

4 . Диссоциирует ступенчато 1 вариант 1. К 2 SO 4 2.С O 2 3. Fe 2 O 3 4. Fe(OH) 3 2 вариант 1. Ca I 2 2. Н 2 С O 3 3.H 2 4. C u О

Слайд 21

5 . Раствор этого вещества содержит ионы 1 вариант ВаОН + 1. Ва I 2 2.ВаСО 3 3.Ва( OH ) 2 4. Ва ( C Н 3 СОО) 2 2 вариант СаОН + 1. Ca ( NO 3 ) 2 2.C aS 3. C а( C Н 3 СОО) 2 4. C a(OH) 2

Слайд 22

проверка 1 вариант 1. 3 2. 3 3. 1 4. 4 5. 3 2 вариант 1. 1 2. 1 3. 3 4. 2 5. 4

Слайд 23

Задание 3

Слайд 24

проверка H С O 3 - гидро карбонат – анион HPO 4 2- - гидро фосфат -анион H 2 Р O 4 - - дигидро фосфат -анион С aOH + - катион гидроксо кальция А l(OH) 2 + - катион дигидроксо алюминия Fe(OH) 2+ - катион гидроксо железа

Слайд 25

AlOHSO 4 – сульфат гидроксоалюминия K 2 HPO 4 – гидрофосфат калия Fe(HCO 3 ) 3 – гидрокарбонат железа ( III)

Слайд 26

Подведение итогов

Слайд 27

Домашнее задание Изучить химический состав какой-либо минеральной воды и предположить в результате диссоциации каких веществ образовались ионы, содержащиеся в ней .

Слайд 28

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

Слайд 29

Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые сервисы как один из инструментов формирующего оценивания на уроках химии и французского языка

Существует много различных веб-инструментов, позволяющих обеспечить быструю обратную связь. Я решила поделиться опытом использования онлайн сервисов Web2.0., в частности   https://getkahoot.com/ ...

Методическая разработка плана-конспекта урока с использованием техники формирующего оценивания

В данном плане-конспекте урока представлены техники формирующего оценивания, как способ проверки готовности учащихся в основному-констатирующему....

Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках математики в 5 классе

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этап...

Выступление по теме "Использование методики «составление тестов» как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка"

Выступление "Использование методики "составление тестов" как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка" в рамках педсовета...

Организация системно-деятельностного подхода и формирующего оценивания на уроках биологии-химии.

laquo;Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи И с этим  трудно не согласится , на основе требований ФГОС,  приходится мен...

Организация системно-деятельностного подхода и формирующего оценивания на уроках биологии-химии. (из опыта работы учителя Кузьминой Ольги Владимировны)

laquo;Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи И с этим  трудно не согласится , на основе требований ФГОС,  приходится мен...