Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме
Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответственность учещегося, показать зависимость учебного результата от его активности и способов деятельности. Предлагаю урок для 9 класса по теме "Диссоциация кислот, оснований и солей", в котором использованя методы формирующего оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_vypolneniya_zadaniya_dissociaciya.docx | 36.71 КБ |
teh_karta_dissociaciya.docx | 18.02 КБ |
dissociaciya_urok.pptx | 501.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения задания: написать схему диссоциации вещества
- Определить к какому классу принадлежит вещество: оксид, кислота, основание, соль.
- Вспомнить как диссоциируют представители каждого класса(используйте памятку)
- Записать уравнение диссоциации, расставить необходимые коэффициенты.
Памятка для записи уравнения диссоциации.
- Оксиды не диссоциируют
- Кислоты диссоциируют на катионы водорода и анион кислотного остатка. Отщепление ионов водорода происходит ступенчато.
Н4А Н+ + Н3А-
Н3А- Н+ + Н2А2-
Н2А2- Н+ + НА3-
НА3- Н+ + А4-
Н4А 4Н+ + А4- суммарное уравнение
- Основания диссоциируют на катион металла и гидроксид-анионы. Отщепление гидроксид-ионов происходит ступенчато.
Ме(ОН)4 Ме(ОН)3+ +ОН-
Ме(ОН)3- Ме(ОН)22+ +ОН-
Ме(ОН)22+ МеОН3+ +ОН-
МеОН 3+ Ме4+ +ОН-
Ме(ОН)4 + Ме4+ +4ОН- суммарное уравнение
- Соли сразу и нацело диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка.
Ме4А3 4Ме3+ + 3А4-
Памятка по номенклатуре солей:
Катион водорода даёт к названию соли приставку «гидро», например,
HSO4- гидросульфат-анион, КHSO4 – гидросульфат калия; если ионов водорода несколько, то используют дополнительные приставки ди (2) и три(3), например NaH2PO4 – дигидрофосфат натрия.
Гидроксид –ион, добавляет «гидроксо» к имени катиона, например, ВaOH+ - катион гидроксобария ,ВaOHВr – бромид гидроксобария
приставки ди (2) и три(3) используют аналогично.
Урок по теме: «Диссоциация кислот, оснований и солей в воде»
Карта заданий
Предварительный просмотр:
Тема: Диссоциация кислот, оснований и солей в воде.
Класс: 9 Место урока в году/ в теме:
Цели и задачи урока:
Познавательные:
- Изучение учащимися нового явления – диссоциации – на примере кислот, оснований и солей.
- Обучение учащихся новым способам деятельности по овладению информацией.
Развивающие:
- Формирование у учащихся умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
- Развивать у учащихся умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов,
- Развивать у учащихся умение обобщать и синтезировать знания.
Воспитательные:
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (внимательности, работоспособности),
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности ( любознательности, сообразительности, самостоятельности);
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (честности, жизнерадостности)
Технологическая карта урока.
№ | Этап, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный 2 мин | Объявляет тему урока, план и методы работы на уроке | Записывают тему урока в тетрадь. |
2 | Этап изучения нового материала 15 мин | Помогает выполнять задания, отвечает на индивидуальные вопросы. Проверяет выполнение заданий | Самостоятельно работают с раздаточным материалом и выполняют задание в тетради. |
3 | Этап проверки полученных знаний | Предлагает учащимся ответить на вопросы теста (презентация) и сразу же провести взаимопроверку. | Отвечают на вопросы в тетради и делают взаимопроверку. |
4 | Этап изучения нового материала 15 мин | Помогает выполнять задания, отвечает на вопросы. | Самостоятельно изучают новый материал и выполняют задание в тетради. |
5 | Подведение итогов и рефлексия 5 мин | Предлагает учащимся оценить свою работу на разных этапах по предложенным критериям и охарактеризовать степень усвоения нового материала | Изучают критерии оценивания и выставляют себе оценки за работу на разных этапах урока. |
6 | Инструктаж по домашнему заданию.2 мин | Объясняет домашнее задание. | Записывают Д/З в дневник. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1
проверка Н NO 3 Н + +NO 3 - Н 2 SO 4 Н + + Н SO 4 Н SO 4 - Н + + SO 4 2- Н 2 SO 4 2 Н + + SO 4 2-
проверка Н 3 P O 4 Н + + Н 2 PO 4 Н 2 PO 4 - Н + + Н PO 4 2- Н PO 4 2- Н + + PO 4 3 - Н 3 PO 4 3 Н + + PO 4 3 -
проверка NaOH Na + +OH - Ca (OH) 2 CaOH + + OH - CaOH + Ca 2 + + OH - Ca (OH) 2 Ca 2 + + 2OH -
проверка Fe(OH) 3 Fe(OH) 2 + + OH - Fe(OH) 2 + FeOH 2 + + OH - FeOH 2 + Fe 3 + + OH Fe(OH) 3 Fe 3 + + 3OH
Al 2 ( SO 4 ) 3 2Al 3+ +3SO 4 2- K 3 PO 4 3 K + +PO 4 3- Fe ( NO 3 ) 3 Fe 3+ + 3NO 3
Задание 2
тест
Диссоциирует в растворе 1. Mg 2. Cl 2 3. NaNO 3 4. CuO
Диссоциирует на ион водорода и анион кислотного остатка 1. MgCL 2 2. HCl 3. NaNO 3 4. H 2 O
В растворе серной кислоты присутствуют ионы 1. H + , SO 4 2- 2. Н 2 + , SO 4 2- 3. Н SO 4 - , H + , SO 4 2- 4. CO 3 2- , H + , SO 4 2-
Вещество, в растворе которого присутствуют ионы С a 2+ , CaOH + , OH - 1. CaCl 2 2. Cu(OH) 2 3. CaSO 4 4. Ca (OH) 2
Диссоциирует сразу и нацело 1. Cu(NO 3 ) 2 2. C О 2 3. H 3 PO 4 4. Ba(OH) 2
Является электролитом 1. К 2 C О 3 2. Н 2 3. N О 4. FeO
Проверим наши знания
1. Является электролитом 1 вариант 1. I 2 2. Cu 3. NaOH 4. C 2 вариант 1. Ca I 2 2.Cu O 3.H 2 О 4. C O 2
2 . В растворе этого вещества присутствуют гидроксид-ионы 1 вариант 1. С uI 2 2. H 2 SO 3 3. NaOH 4. HCOOH 2 вариант 1. Ba(OH) 2 2. SiO 2 3. KCl 4. CH 3 C OOH
3 . Диссоциирует на катионы металла и анионы кислотного остатка 1 вариант 1. FeBr 2 2. Cu 3. NaOH 4. Н 2 C О 3 2 вариант 1. Ca (ОН) 2 2.Cu O 3. K 3 Р O 4 4. Al
4 . Диссоциирует ступенчато 1 вариант 1. К 2 SO 4 2.С O 2 3. Fe 2 O 3 4. Fe(OH) 3 2 вариант 1. Ca I 2 2. Н 2 С O 3 3.H 2 4. C u О
5 . Раствор этого вещества содержит ионы 1 вариант ВаОН + 1. Ва I 2 2.ВаСО 3 3.Ва( OH ) 2 4. Ва ( C Н 3 СОО) 2 2 вариант СаОН + 1. Ca ( NO 3 ) 2 2.C aS 3. C а( C Н 3 СОО) 2 4. C a(OH) 2
проверка 1 вариант 1. 3 2. 3 3. 1 4. 4 5. 3 2 вариант 1. 1 2. 1 3. 3 4. 2 5. 4
Задание 3
проверка H С O 3 - гидро карбонат – анион HPO 4 2- - гидро фосфат -анион H 2 Р O 4 - - дигидро фосфат -анион С aOH + - катион гидроксо кальция А l(OH) 2 + - катион дигидроксо алюминия Fe(OH) 2+ - катион гидроксо железа
AlOHSO 4 – сульфат гидроксоалюминия K 2 HPO 4 – гидрофосфат калия Fe(HCO 3 ) 3 – гидрокарбонат железа ( III)
Подведение итогов
Домашнее задание Изучить химический состав какой-либо минеральной воды и предположить в результате диссоциации каких веществ образовались ионы, содержащиеся в ней .
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.
Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые сервисы как один из инструментов формирующего оценивания на уроках химии и французского языка
Существует много различных веб-инструментов, позволяющих обеспечить быструю обратную связь. Я решила поделиться опытом использования онлайн сервисов Web2.0., в частности https://getkahoot.com/ ...
Методическая разработка плана-конспекта урока с использованием техники формирующего оценивания
В данном плане-конспекте урока представлены техники формирующего оценивания, как способ проверки готовности учащихся в основному-констатирующему....
Опыт использования элементов формирующего оценивания на уроках математики в 5 классе
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этап...
Выступление по теме "Использование методики «составление тестов» как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка"
Выступление "Использование методики "составление тестов" как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка" в рамках педсовета...
Организация системно-деятельностного подхода и формирующего оценивания на уроках биологии-химии.
laquo;Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи И с этим трудно не согласится , на основе требований ФГОС, приходится мен...
Организация системно-деятельностного подхода и формирующего оценивания на уроках биологии-химии. (из опыта работы учителя Кузьминой Ольги Владимировны)
laquo;Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи И с этим трудно не согласится , на основе требований ФГОС, приходится мен...