Практика разработки и применения формирующего оценивания на уроке биологии
методическая разработка по биологии (6 класс)
Формирующее оценивание - оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания и умения, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, поэтому ученик занимает все более активную позицию. Организация системы оценки по ФГОС предполагает:
Ø выход за рамки контроля знаний,
Ø ориентацию на достижение планируемых результатов,
Ø эффективную обратную связь.
Поэтому возрастает роль формирующего оценивания. Ребенку важно не просто получить оценку, но и узнать почему и что получилось хорошо, а над чем стоит ещё поработать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практика разработки и применения формирующего оценивания
на уроке биологии в 6 классе
Формирующее оценивание - оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания и умения, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, поэтому ученик занимает все более активную позицию. Организация системы оценки по ФГОС предполагает:
- выход за рамки контроля знаний,
- ориентацию на достижение планируемых результатов,
- эффективную обратную связь.
Поэтому возрастает роль формирующего оценивания. Ребенку важно не просто получить оценку, но и узнать почему и что получилось хорошо, а над чем стоит ещё поработать.
Технология формирующего оценивания может быть представлена в виде определенной последовательности:
1. Запланировать достижения образовательных результатов по темам.
2. Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов.
Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.
3. Сформулировать задачи урока как последовательность шагов.
Очень важно создать условия успешности каждого ребенка и помнить о необходимости регулярной мотивации учащихся.
4. Сформулировать критерии оценивания. При этом необходимо участие детей в этом процессе, так как это способствует формированию ситуации успеха для каждого ребенка.
5. Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями.
Для оценивания могут быть использованы листы самооценки, листы взаимооценки, критериальные таблицы.
6. Дать обратную связь: учитель- ученик, ученикуче-ник, ученик-учитель.
Взаимооценка крайне важна, так как она позволяет проявить самостоятельность, развивает способность анализировать и сравнивать.
7. Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений. Таким образом, у детей формируется позитивный настрой и ответственность за результаты обучения.
8. Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели.
9. Скорректировать образовательный маршрут.
С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
Формирующее оценивание определяет роль учеников в достижении позитивных образовательных результатов. Это возможно потому, что каждый ученик:
- видит свой учебный прогресс
- чувствует ответственность за свою учебную работу
- стремится выполнять ее качественно
- понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием
- формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они
- может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы.
Примерные листы самооценки на уроках биологии
Лист самооценки учащегося | ||||||
Фамилия, Имя: | ||||||
Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 | Итого |
Если задание выполнено правильно, то поставь знак «+» Если возникли трудности с выполнением задания, то поставь знак «?» Твоя оценка своей работы на уроке _________ Оценка учителя твоей работы на уроке _______ |
Лист самооценки учащегося: за каждый этап урока можно выставить от 0 до 3 баллов | ||
Фамилия, Имя: | ||
Твоя оценка | Оценка учителя | |
1.Проверка домашнего задания (участие во фронтальном опросе, работа по индивидуальному заданию) | ||
2.Изучение нового материала (участие в эвристической беседе, выполнение практической работы, работа с текстом учебника, выполнение опорного конспекта в тетради) | ||
3.По страницам Красной Книги (выполнение презентации или сообщения) | ||
4.Закрепление нового материала (ответы на вопросы учителя, выполнение тестовых заданий) | ||
Итого: |
Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)
Оцени, как ты/он работал в группе: используй знаки: «+/–»
Самооценка | +/- | Взаимооценка | +/- | |
Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары) | Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары) | |||
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости | Он брал на себя руководство группой в случае необходимости | |||
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы | Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы | |||
Я подавал группе правильные ответы | Он давал группе правильные ответы | |||
Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы | Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы | |||
Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим | Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим | |||
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними | Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними | |||
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища | ||
1. Активно работал в группе | ||||
2. Выполнял свои обязанности | ||||
3. Соблюдал культуру общения | ||||
всё получилось «+» были затруднения, но справился «+/-» не получилось работать в группе «-» | ||||
4.Оценка работы группы (поставить знак «+») | ||||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя | ||
Вывод: для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания. Кроме этого, необходимо разработать методические рекомендации по использованию результатов оценивания.
Исходя из полученных результатов, можно прогнозировать свою дальнейшую работу на уроках, повысить долговременный интерес учащихся к предмету, а также внедрять в образовательный процесс новые технологии обучения. Использование технологии формирующего оценивания, действительно помогает сделать уроки интересными, успешными, эффективными и понятными для учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы
Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...
Доклад «Применение ИКТ на уроках биологии как средство повышения познавательной деятельности учащихся»
Огромное значение имеет применение ИКТ на уроках биологии: компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать...
статья «Применение ИКТ на уроках биологии».
С внедрением ФГОС учителю необходимо использовать новые способы обучения, которые позволяют формировать предметные компетенции, в этом помогает использование информационно-коммуникационных...
Применение ИКТ на уроках биологии
Из опыта работы...
Описание педагогической практики по критериальному и формирующему оцениванию
Описание педагогической практики по критериальному и формирующему оцениванию...
Модельная таблица применения формирующего оценивания на уроке английского языка
Формирующее оценивание на уроках английского языка очень важно в условиях реализации новых образовательных программ....
Применение формирующего оценивания на уроках географии.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполни...