Практика разработки и применения формирующего оценивания на уроке биологии
методическая разработка по биологии (6 класс)

Карпухина Ольга Владимировна

Формирующее оценивание - оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания и умения, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, поэтому ученик занимает все более активную позицию. Организация системы оценки по ФГОС предполагает:

Ø выход за рамки контроля знаний, 

Ø ориентацию на достижение планируемых результатов,

Ø эффективную обратную связь.

Поэтому возрастает роль формирующего оценивания. Ребенку важно не просто получить оценку, но и узнать почему и что получилось хорошо, а над чем стоит ещё поработать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика разработки и применения формирующего оценивания

на уроке биологии в 6 классе

Формирующее оценивание - оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания и умения, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, поэтому ученик занимает все более активную позицию. Организация системы оценки по ФГОС предполагает:

  • выход за рамки контроля знаний,
  • ориентацию на достижение планируемых результатов,
  • эффективную обратную связь.

Поэтому возрастает роль формирующего оценивания. Ребенку важно не просто получить оценку, но и узнать почему и что получилось хорошо, а над чем стоит ещё поработать.

Технология формирующего оценивания может быть представлена в виде определенной последовательности:

1. Запланировать достижения образовательных результатов по темам.

2. Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов.

Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.

3. Сформулировать задачи урока как последовательность шагов.

Очень важно создать условия успешности каждого ребенка и помнить о необходимости регулярной мотивации учащихся.

4. Сформулировать критерии оценивания. При этом необходимо участие детей в этом процессе, так как это способствует формированию ситуации успеха для каждого ребенка.

5. Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями.

Для оценивания могут быть использованы листы самооценки, листы взаимооценки, критериальные таблицы.

6. Дать обратную связь: учитель- ученик, ученикуче-ник, ученик-учитель.

Взаимооценка крайне важна, так как она позволяет проявить самостоятельность, развивает способность анализировать и сравнивать.

7. Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений. Таким образом, у детей формируется позитивный настрой и ответственность за результаты обучения.

8. Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели.

9. Скорректировать образовательный маршрут.

С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;

Формирующее оценивание определяет роль учеников в достижении позитивных образовательных результатов. Это возможно потому, что каждый ученик:

  • видит свой учебный прогресс
  • чувствует ответственность за свою учебную работу
  • стремится выполнять ее качественно
  • понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием
  • формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они
  • может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы.

Примерные листы самооценки на уроках биологии

Лист самооценки учащегося

Фамилия, Имя:

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Итого

Если задание выполнено правильно, то поставь знак «

Если возникли трудности с выполнением задания, то поставь знак «?»

Твоя оценка своей работы на уроке _________

Оценка учителя твоей работы на уроке _______

Лист самооценки учащегося:

за каждый этап урока можно выставить от 0 до 3 баллов

Фамилия, Имя:

Твоя оценка

Оценка учителя

1.Проверка домашнего задания (участие во фронтальном опросе, работа по индивидуальному заданию)

2.Изучение нового материала (участие в эвристической беседе, выполнение практической работы, работа с текстом учебника, выполнение опорного конспекта в тетради)

3.По страницам Красной Книги (выполнение презентации или сообщения)

4.Закрепление нового материала (ответы на вопросы учителя, выполнение тестовых заданий)

Итого:

Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)

Оцени, как ты/он работал в группе: используй знаки: «+/–»

Самооценка

+/-

Взаимооценка

+/-

Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары)

Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары)

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости

Он брал на себя руководство группой в случае необходимости

Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

Я подавал группе правильные ответы

Он давал группе правильные ответы

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы

Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы

Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим

Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

 всё получилось  «+»

 были затруднения, но справился   «+/-»

 не получилось работать в группе   «-»

4.Оценка работы группы (поставить знак «+»)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Вывод: для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания. Кроме этого, необходимо разработать методические рекомендации по использованию результатов оценивания.

Исходя из полученных результатов, можно прогнозировать свою дальнейшую работу на уроках, повысить долговременный интерес учащихся к предмету, а также внедрять в образовательный процесс новые технологии обучения. Использование технологии формирующего оценивания, действительно помогает сделать уроки интересными, успешными, эффективными и понятными для учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Доклад «Применение ИКТ на уроках биологии как средство повышения познавательной деятельности учащихся»

Огромное значение имеет применение  ИКТ на уроках  биологии: компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать...

статья «Применение ИКТ на уроках биологии».

С внедрением ФГОС учителю необходимо использовать новые способы обучения, которые позволяют формировать предметные компетенции, в этом   помогает использование информационно-коммуникационных...

Описание педагогической практики по критериальному и формирующему оцениванию

Описание педагогической практики по критериальному и формирующему оцениванию...

Модельная таблица применения формирующего оценивания на уроке английского языка

Формирующее оценивание на уроках английского языка очень важно в условиях реализации новых образовательных программ....

Применение формирующего оценивания на уроках географии.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполни...