Система формирующего оценивания пофизике.
методическая разработка по физике (7 класс)

Теоретический и практический материал по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методический материал28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Система формирующего оценивания по физике.

Система формирующего оценивания по физике включает в себя:  

  • тематические карты оценивания. В них учтены все виды учебной деятельности по теме,
  1. выделен обязательный минимум (недостаточный для получения удовлетворительной оценки),
  2. виды деятельности, за которые можно получить дополнительные баллы (ответы на уроке, решение задач у доски, самостоятельное решение задач в тетради, выполнение лабораторных работ, домашнее задание, сообщение и т. д.);  
  • листы самооценки, которые  учащиеся применяют перед промежуточным и итоговым контролем.

 Около каждого понятия они ставят знаки: + (знаю, могу применить), - (не знаю), + - (сомневаюсь). Выставляют себе отметку в соответствии со шкалой отметок. Если отметка ученика  совпала с полученной отметкой за проверочную работу, то ученику  в журнал выставляется две отметки. Такая же система  может применяться и при оценке контрольной работы;

  • планы характеристик явлений, физических величин,  законов, технических

устройств и оценочные карты работы по этим планам;

  • «банк задач»  включающий домашние задачи, решаемые в классе, задачи из контрольной работы. Эти  задания расположены по мере возрастания сложности. Решение этих задач позволяют получить дополнительные отметки или дополнительные баллы при условии: задачи должны быть решены к контрольной работе;
  • критерии оценивания контрольных,  самостоятельных и лабораторных работ;
  • штрафные баллы;
  • таблица перевода в «5» балльную шкалу.  

При применении карт оценивания в 7 классе наиболее успешно работают более простые варианты, когда ученики оценивают результаты работы по конкретным вопросам: например, решение задач по теме.Особенно на примере 2019-2020 года . В этих картах учтены основные требования программы к уровню знаний и умений учащихся 7 класса по физике: в результате изучения физики на базовом уровне ученик должен уметь решать задачи на применение изученных физических законов, выражать результаты измерений и расчетов  в единицах Международной системы.

Для учащихся 7 класса.

Оцени свою работу на уроке (урок обучения решению задач)

(за каждый пункт – 1 балл)

  1. Умею находить заданные и неизвестные величины в тексте задачи
  2. Умею записывать «дано»
  3. Умею переводить значения величин в СИ
  4. Умею выбрать формулы для решения задачи
  5. Правильно рассчитываю значения величин
  6. Задачи решил самостоятельно
  7. Помог на уроке  другим ученикам
  8. Решил задачи из дополнительной карточки

7 – 8 баллов: «5»

5 – 6 баллов: «4»

3 – 4 балла:  «3».

Характеристика явлений

  1. Формулировка, выражающая суть (определение) явления.
  2. Опытные факты, в которых обнаруживается явление.
  3. Объяснение явления на основе теории.
  4. Использование и учет явления в практике, проявление в природе.

Физическое явление

Баллы

1. Знаю имя ученого, который открыл явление, год открытия

1

2. Знаю определение явления

1

3. Знаю примеры явлений из учебника

1

4. Умею  приводить свои примеры явлений

1

5. Умею рассказать об опыте, в котором наблюдается явление

1

6. Умею продемонстрировать опыт, в котором наблюдается явление

1

7. Умею объяснить явление

1

8. Применяю законы, формулы, определения физических величин для объяснения явления

1

9. Знаю примеры проявления в природе и применения и учета явления из учебника

1

10. Умею приводить свои примеры проявления в природе, применения и учета явления

1

Всего баллов/отметка

Данные карты- схемы  самооценки даются на первых уроках и записываются в словари  при изучении общих тем.

На урок или при изучении темы предлагаются различной сложности задания  ученик может сам выбрать себе маршрут и спрограммировать оценку за урок

  по теме «Плотность вещества»

Теоретическая часть:

Задание № 1. Заполните пропуски в тексте

Плотность – физическая скалярная величина, равная отношению ________________________________

Плотность обозначается буквой __________________________________________________________

Плотность вычисляется по формуле_______________________________________________________

Плотность измеряется ___________________________________________________________________

Физический смысл плотности вещества заключается в том, что она показывает какая масса вещества____

Плотность вещества зависит  от___________________________________________________________

Плотность вещества находящегося в твёрдом, жидком или газообразном состоянии можно определи

определив с помощью взвешивания __________________, измерив_________________  и рассчитав _______________

Задание № 2. Объясните почему в окружающем нас мире разрушаются горы _________________________

Экспериментальная часть

Определение плотности___________________________________

Цель ________________________________________________________________________________

Гипотеза _____________________________________________________________________________

Приборы и метериалы__________________________________________________________________

Схематический рисунок

Результаты измерений и вычислений

План проведения эксперимента_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Формулы__________________________________________________________________________________

Вычисления________________________________________________________________________________

Вывод_____________________________________________________________________________________

III.Творческая часть

Составьте задачу из представленного сообщения, используя при этом только необходимые данные по теме и таблицу  плотности. Решите задачу

  • Текст задачи________________________________________________________________________________

 Затем им предлагается самостоятельно выполнить задание № 1 первой части в течение 4 минут, не используя рабочие тетради и учебники. По истечении отведённого времени учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность выполненного задания, выставляя в своей работе за каждую правильно записанную фразу по одному баллу.  Самоконтроль школьники осуществляют сравнивая свои работы  с эталоном представленным учащимся на слайдах.

После выполнения задания №1 первой части, ребятам выполнившим его полностью правильно предлагается выполнить второе задние данной части в течение 3 минут, а тем кто допустил ошибки ещё раз просмотреть ответы на задание №1 и осуществить устный взаимоконтроль по данному заданию. Для организации взаимоконтроля учитель формирует пары переменного состава из ребят допустивших ошибки. По истечении отведённого времени осуществляется взаимоконтроль ответа на второе задание в парах переменного состава по эталону. Эталон ответа на второе задание формируется в результате фронтального опроса.

Далее учащиеся решают экспериментальную задачу по определению плотности плитки шоколада, используя алгоритм решения и оформления экспериментальных задач, предложенный в инструктивной карте в течение  12 минут. В ходе контрольно-оценочной деятельности каждый, выставляет себе баллы, используя рубрикатор оценивания решения экспериментальной задачи и эталон решения задачи.. Одновременно организуется обсуждение выполненного задания, при необходимости учащимися корректируют свои ответы.

Критерий  оценивания решения задач составляется учителем на основе планируемых результатов по данной теме, причем наполнение критерия меняется в зависимости от содержания темы, проверяемых данной работой умений и УУД. Критерии позволяют учителю и ученику поэлементно анализировать каждую работу, что дает возможность отслеживать, уровень сформированности предметных знаний и УУД каждого ученика.

 оценивания решения экспериментальной задачи

Уровень

 достижений

Критерии

Количество баллов

Критерий D – научное исследование (6 баллов)

1

Сформулирована цель работы

1

1

Сформулирована гипотеза, соответствующая поставленной цели

1

1

Правильно указаны известные физические величины, физические величины которые необходимо измерить и вычислить в ходе эксперимента

1

1

Правильно сделан схематический рисунок

1

1

Эффективно выбрана система фиксирования результатов эксперимента

1

1

В логической последовательности описан порядок выполнения работы

1

Критерий Е - обработка данных (4 балла)

1

Результаты всех измерений занесены в сводную таблицу

1

1

Правильно записана расчётная формула

1

1

Произведён расчёт искомой величины

1

1

Сформулирован чёткий обоснованный вывод

1

Критерий F – практические навыки (5 баллов)

2

Эксперимент проведён самостоятельно, с соблюдением техники безопасности и при поддержки сотрудничества с другими обучающимися

2

2

С достаточной степенью точности проведены измерения

3

Следующим заданием является творческое задание. Время выполнения которого 7 минут. По окончанию работы каждый выставляет себе баллы по критерию, а в ходе обсуждения выполненного задания могут внести коррективы в выставленные баллы.

Критерий оценивания творческого задания

Уровень

достижений

Критерии

Количество баллов

Критерий В – коммуникация в науке (8 баллов)

2

Обучающийся способен передать полученную им информацию

2

2

Правильно выбран объект задачи

2

2

Правильно выявлены признаки объекта

2

2

Правильно использует научную терминологию

2

Критерий С – научные знания и понимание (8 баллов)

2

Обучающийся демонстрирует понимание изученного материала

2

3

Правильно устанавливает причинно-следственные связи

3

3

Правильно применяет изученный материал в новой ситуации

3

Критерий F – практические навыки (4 балла)

1

Правильно оформлена краткая запись условия  задачи

1

1

Правильно записана расчётная формула

1

1

Произведён расчёт искомой величины

1

1

Правильно выполнена проверка решения задачи по размерности

1

После проведения формирующего оценивания мржно  проводить рефлексию деятельности и обсуждение результатов учащихся, для планирования последующей деятельности по изучению темы.

Для учета индивидуальных достижений учащихся ведётся карта учета индивидуальных достижений. Карта достижений представляет собой таблицу, в графы которой вносятся все основные достижения учащихся по предметным критериям оценивания, дается общая характеристика успехов ученика. Карты составляются по изучаемой теме или по определённому уроку.

Карта  учёта индивидуальных достижений обучающихся

по теме «Плотность вещества»

  Дата «________»     _______________20____г.

Фамилия, имя

Теоретический

уровень

Экспериментальный уровень

Творческий

уровень

Общий балл

Оценка за урок

Max балл -10

Max балл -15

Max балл -20

Max балл - 45

Констатирующее оценивание в течение изучения темы используя  для этого проверочные листы по теме, состоящие из двух частей знать и уметь.

. Констатирующее оценивание организуется в виде самоконтроля, взаимного контроля и фронтального контроля.

Проверочный лист по теме «Взаимодействие тел» 7  класс

Знать:

1

2

Механическое движение (понятие)

Траектория(понятие)

Путь (понятие, буквенное обозначение, расчётную формулу, единицы измерения, физический смысл, способы определения)

Перемещение (понятие, буквенное обозначение, расчётную формулу, единицы измерения, физический смысл, способы определения)

Что общего и чем отличаются путь и перемещение?

Скорость (понятие, буквенное обозначение, расчётную формулу, единицы измерения, физический смысл, способы определения)

Равномерное движение (понятие)

Неравномерное движение(понятие)

Прямолинейное равномерное движение (понятие, особенности, формулы и графики: пути, скорости, зависимости координаты тела от времени)

Средняя скорость (понятие, формула, единицы измерения, границы применения формулы)

Вектор (понятие, графическое изображение, условное обозначение, правила сложения и вычитания векторов)

Проекция вектора на координатную ось (понятие, условное обозначение, правило нахождения)

Закон сложения векторов ( понятие, формула)

Инерция(понятие)

Инертность (понятие)

Взаимодействие тел(понятие)

Масса тела (понятие, буквенное обозначение, расчётную формулу, единицы измерения, физический смысл, способы определения)

Плотность вещества (понятие, буквенное обозначение, расчётную формулу, единицы измерения, физический смысл, способы определения)

Сила (понятие, буквенное обозначение, единицы измерения, способы определения, отчего зависит)

Сила тяжести (понятие, признак действия, причины действия, точку приложения, направление, зависимость от других величин, буквенное обозначение, расчётную формулу, границы  применения формулы, единицы измерения,, способы определения)

Сила упругости (понятие, признак действия, причины действия, точку приложения, направление, зависимость от других величин, буквенное обозначение, расчётную формулу, границы  применения формулы, закон, единицы измерения,, способы определения)

Сила трения (понятие, признак действия, причины действия, точку приложения, направление, зависимость от других величин, буквенное обозначение, расчётную формулу, границы  применения формулы, единицы измерения,, способы определения)

Вес тела (понятие, признак действия, причины действия, точку приложения, направление, зависимость от других величин, буквенное обозначение, расчётную формулу, границы  применения формулы, единицы измерения,, способы определения)

Равнодействующая сила (понятие, формула, способы определения)

Уметь:

Графически изображать: перемещение тела, силы действующие на тело

Измерять: пройденный телом путь, время движения, размеры тел правильной формы, массу тела, объём тела, плотность жидкости, силу тяжести, вес тела, силу упругости, силу трения скольжения, максимальную силу трения покоя

Владеть способами выполнения расчётов при нахождении: скорости, пути, времени и координаты тела при прямолинейном равномерном движении; средней скорости; собственной скорости тела, скорости подвижной системы отсчёта, скорости тела относительно неподвижной системы отсчёта; массы тела , плотности, объёма тела; силы тяжести; силы упругости;  веса тела; силы трения; равнодействующей силы

Переводить несистемные единицы измерения в СИ и наоборот

Находить связь между физическими величинами

Строить графики зависимости физических величин, по графикам определять физические величины

Использовать полученные знания для объяснения физических явлений происходящих в окружающем нас мире

 оценивание подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:

  1. Оценивается только конкретная работа ученика, но ни в коем случае не он сам и не уровень его способностей, не его личность.
  2. Работа ученика сравнивается не с работами других учащихся, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы). Эталон известен учащимся заранее.
  3. Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижений.
  4. Фактически отметка рассматривается, как  замер уровня освоения того или иного навыка, материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления «слабых» мест с целью их последующего устранения.
  5. Оценивать можно то, чему учат, поэтому критерии оценивания - это конкретное выражение учебных целей.
  6. Критериальная отметка не может рассматриваться как средство наказания или воздействия - она является лишь источником информации.
  7. Ученик сам оценивает свою работу.

При проведении лабораторных работ или групповых работ по различным напрвлениям  можно использовать взаимооценку

Требование к взаимооценке:

- мой партнер (товарищ) по группе не помогал мне в освоении нового материала – 0

- мой партнер (товарищ) по группе частично мне помогал в поиске и обработке информации – 2

- мой партнер (товарищ) по группе частично мог пояснить мне новый материал, помогал в оформлении задач, делал небольшие комментарии при решении задачи - 4

- мой партнер (товарищ) по группе помогал мне в освоении нового материала (делал комментарии, помогал решать задачи и т.д.) – 6

- мой партнер (товарищ) по группе хорошо объяснял изучаемый материал, приводил примеры, аргументировано отвечал на наши вопросы – 8

- мой партнер (товарищ) по группе активно участвовал в объяснение нового материала, использовал при объяснении интересный занимательный материал, учил нас составлять тесты и задачи, активно участвовал в обсуждении полученных результатов – 10

Для 8 класса.

ЛИСТ УЧЕТА БАЛЛОВ ПО ТЕМЕ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Фамилия, имя_________________________ Класс___________________

Обязательный минимум.

Определения, формулы

Оценка

Возможное количество баллов

Полученное

количество

баллов

1. Тепловое движение

2. Температура

3. Внутренняя энергия

Ответы на уроке.

3

4. Способы изменения внутренней энергии

5. Теплопередача  и ее виды

Д/з. Задание 1.

1

Д/з. Упр. 1-3

3

Тест № 1 «Виды теплопередачи»

5

6. Количество теплоты

7. Удельная теплоемкость вещества

8. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделенного им при охлаждении

Д/з. Упр. 4

3

Тест № 2 «Количество теплоты. Удельная теплоемкость».

5

Решение задач на уроке в тетради.

5

9. Изменение внутренней энергии тел при теплообмене

Тест № 3 «Сравнение количеств теплоты при теплообмене»

5

10. Выделение энергии топлива

11. Удельная теплота сгорания топлива

12. Расчет количества теплоты, выделяемого  при сгорании топлива

Д/з. Упр.5

3

Ответы на уроке.

3

Решение задач на уроке в тетради.

5

Тест № 4 «Энергия топлива»

5

13. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Д/з. Упр. 6

4

Итог

50

Дополнительные баллы

Действия

Возможные баллы

Полученные баллы

За урок

За тему

За урок

1. Посещение уроков

0.5

6

2. Ведение тетради

12

3.Самостоятельное решение задач на уроке

2

2 - 12

4. Лабораторные работы:

- №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

- №2 « Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

5 - 10

5 - 20

5 - 10

5. Контрольная работа №1

10 - 30

6. Сообщение

5 – 10

Итог

- 90

4. Штрафные баллы 

1. Прогул урока без уважительной причины

- 1 балл

2. Отсутствие домашнего задания

- 1 балл

3. Плохое поведение на уроке

- 1 балл

4. Неготовность к уроку

- 1 балл

5. Опоздание на урок без уважительной причины более чем на 7 минут

- 1 балл

Критерии оценивания контрольных и самостоятельных работ 

Объем правильно выполненных работ (в% от общего объема работы)

Баллы

Не превышает   30%

5 - 10

Не превышает   65%

 11 - 15

Превышает   75%

- 30

Перевод в «5» балльную шкалу

Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной

Отметка

90% и более (более 126 баллов по теме)

5

75 – 89%  (105 – 125 баллов по теме)

4

60 – 74% (84 – 105 баллов по теме)

3

До 59% (менее 83 баллов по теме)

2

ПРИМЕЧАНИЕ:

- Баллы за обязательный минимум можно набрать: сдать зачет.

-Штрафные баллы можно восстановить: выполнить домашние задания, выучить и ответить пропущенный материал.

-Балл за контрольную работу можно повысить: решить невыполненные задания.

Для 9 класса

Карта самооценки по теме «Электромагнитное поле»

Фамилия Имя_______________________________________ученика(цы) 9 класса__________________

Содержание темы

Знаю

+/-

Умею

+/-

Магнитное поле:

чем создается

охарактеризовать магнитное поле

на что действует

описание линий поля

нарисовать линии магнитного поля, созданного прямолинейным

проводником с током

определение однородного

и неоднородного поля

постоянными магнитами

Магнитное взаимодействие

как взаимодействуют одноименные и

разноименные полюсы магнитов

параллельные проводники с током

Направление линий магнитного поля

Действие магнитного поля на электрический ток

правило буравчика

применить правило буравчика

правило обхвата правой руки

применить правило обхвата правой руки

правило левой руки

применить правило левой руки

Индукция магнитного поля

Магнитный поток

определение вектора магнитной индукции и

рассчитать модуль вектора магнитной индукции

формулу расчета модуля вектора магнитной индукции

определить, как изменяется магнитный поток в конкретных примерах

величины, от которых  зависит магнитный поток

Явление электромагнитной индукции (ЭМИ) и самоиндукции.

Правило Ленца

определение ЭМИ и

описать опыты, в которых

наблюдается явление ЭМИ

самоиндукции

правило Ленца

и самоиндукции

примеры применения

и учета явлений (генератор, трансформатор)

применить правило Ленца для определения направления индукционного тока

Электромагнитные волны

Шкала электромагнитных волн

определение

применить формулы расчета

характеристик волн в решении задач

характеристики волн

формулы расчета

Колебательный контур.

Формула Томсона

определение

описать свободные электромагнитные колебания в контуре

конденсатор; емкость конденсатора; соединения конденсаторов

применить формулы в решении задач

индуктивность катушки

Закон преломления света

формулировка

применить для расчета показателя преломления

относительный и абсолютный показатели преломления

Поглощение и испускание света атомами

формула расчета частоты излучения (поглощения) света

применить для расчета частоты излучения (поглощения) света

Всего +

Всего +

Отметка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.

В 2013 году был утвержден  профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы...

Разработка системы формирующего оценивания на уроках

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы...

Формирующее оценивание: оценивание для обучения

Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание....

Описание проекта" Модель системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе формирующего оценивания"

Описание проекта . Актуальность проекта определена новыми требованиями к оценке учебных и внеучебных индивидуальных результатов обучающихся....

Система формирующего оценивания

Система формирующего оценивания...

Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»

Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс ...