Теорема Виета
методическая разработка (8 класс) на тему

Панкратова Лилия Ралифовна

Конспект урока по алгебре "Теорема Виета" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc56 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_teorema_vieta.ppt672 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Теорема Виета.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Класс: 8

Учитель: Лукина Т.А.

По праву достойна  в стихах быть воспета

О свойствах корней  теорема Виета.

Цель урока: 

  • «открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами,
  • научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.
  • развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала
  • установить связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами, формировать у учащихся навыков применения теоремы Виета и теоремы обратной теореме Виета;
  • формировать навыки исследовательской работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Устная работа.

Фронтальный опрос:

  1. Какое уравнение называется квадратным?
  2. Какое уравнение называют неполным? Приведенным?
  3. Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
  4. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
  5. Сколько корней имеет каждое из предложенных уравнений?

Выпишите в правый столбик  уравнения, которые являются полными, а в левый столбик  - приведёнными.

1) х² + 4х – 7 = 0          6) х² + 5х – 1 = 0

2) 3х² - 5х + 19 = 0       7) 2х² + 6х = 6

3) 7х² - 14  = 0              8) х2 + х - 20 = 0

4) х2 + 10х + 9 = 0        9) х2 + х - 72 = 0

5) 6х2+11х+24 = 0      10) х² – 13х  = 0

  1. Исследовательская работа (в группах по 3-4 человека)

Решите уравнения и заполните таблицу

уравнение

p

q

x1

x2

x1+x2

x1 · x2

x²-7x+12=0

x²+5x+6=0

x²+10x-39=0

x²-8x-33=0

x‎²-10x+25=0

x²+4x+4=0

2х² + 6х – 6=0

Выводы по таблице:

Все уравнения ______________, так как а=___

Сумма корней x1 + x2 равна  коэффициенту ________

Произведение корней x1x2   равно коэффициенту __

  1. Проанализируем результаты.
  • Назовите вид квадратных уравнений, записанных в таблице. (Все уравнения приведенные.)
  • Ребята, я попрошу вас сравнить произведение корней с  коэффициентами уравнения. Какую особенность вы подмечаете?  
  • Сравните сумму с коэффициентами уравнения
  • Какую закономерность вы заметили?
  • Какое утверждение можно сформулировать?

(Сумма корней приведенных уравнений равна второму коэффициенту, взятому с   противоположным  знаком Произведение корней приведенных  квадратных уравнений равно свободному члену.)

  1. Формулировка прямой теоремы Виета и её доказательство

Теорема Виета: Если х  и х  - корни уравнения x  +px+q=0, то справедливы   формулы:  x +x =-p                             x *x =q

 Верна также и обратная теорема Виета:

Обратная т. Виета: Если числа p, q, x1,x2 таковы, что x +x =-p, x *x =q ,

 то x1 и x2 - корни уравнения x +px+q=0

(доказательство прямой теоремы, желающие дома самостоятельно могут доказать обратную теорему)

Немного о биографии Франсуа Виета

Франсуа Виет (1540-1603)-создатель буквенного  исчисления, крупнейший  французский математик  XVI века. Юрист по образованию, Виет увлекался астрономией и занимался усовершенствованием тригонометрических таблиц. Виет был советником короля Генриха  III, которому помог в расшифровке переписки его врагов с испанским двором, он раскрыл тайну шифра, состоявшего из  500знаков.  Свои алгебраические идеи Виет изложил в сочинении «Введение  в аналитическое искусство», в котором предложил преобразовать алгебру в мощное математическое исчисление. Виет ввел систему алгебраических символов, разработал основы элементарной алгебры, он был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений.

  1. Практическое применение полученных знаний:

Найдите для каждого уравнения соответствующие корни,  пользуясь теоремой Виета:

а) x2-2x-3=0            и                        x1=0,5       x2=3

b) x2-7x+10=0         и                        x1=-5        x2=-5

c) x2+12x+32=0      и                       x1= 5          x2= 2

d) x2+3x-18=0         и                       x1=-6         x2=-3

e) x2+10x+25=0      и                       x1=-4         x2=-8 

f) 2x2-7x+3=0         и                       x1=-1         x2=3

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание

Задание

Найдите сумму и произведение корней уравнения, не решая его, ответ объясните:

  • х2 + 5х - 6 = 0    
  • х2 - 0,4х -1=0  
  • 2 -7х + 10 = 0
  • 10х2 - 4х -10= 0

Зная один из корней, найти другой:

  • х2 + 10х - 11 = 0  , х1= 1  
  • х2 - х -6=0  , х1=-2
  • х2 -25х +100 = 0  , х1=5  

Определите знаки корней уравнения:

  • х2 + 5х - 6 = 0    
  • х2 - 7х +12=0  
  • х2 + х - 6 = 0    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕОРЕМА ВИЕТА

Слайд 2

По праву достойна в стихах быть воспета О свойствах корней теорема Виета.

Слайд 3

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС: Какое уравнение называется квадратным? Какое уравнение называют неполным? Приведенным? Сколько корней может иметь квадратное уравнение? От чего зависит количество корней квадратного уравнения?

Слайд 4

Выпишите в правый столбик уравнения, которые являются полными, а в левый столбик - приведёнными. 1) х² + 4х – 7 = 0 6) х² + 5х – 1 = 0 2) 3х² - 5х + 19 = 0 7) 2х² + 6х = 6 3) 7х² - 14х - 5 = 0 8) х 2 + х - 20 = 0 4) х 2 + х - 72 = 0 9) 4х 2 + 10х + 9 = 0 5) 6х 2 +11х+24 = 0 10) х² – 13х = 0

Слайд 5

Выпишите в правый столбик уравнения, которые являются полными, а в левый столбик - приведёнными. 1) 2х² + 6х = 6 6) х² + 5х – 1 = 0 2) 3х² - 5х + 19 = 0 7) х² + 4х – 7 = 0 3) 7х² - 14 х - 5 = 0 8) х 2 + х - 20 = 0 4) 4х 2 + 10х + 9 = 0 9) х 2 + х - 72 = 0 5) 6х 2 +11х+24 = 0 10) х² – 13х = 0

Слайд 6

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Решите уравнения и заполните таблицу уравнение p (b) q (c) x1 x2 x1 + x2 x1 · x2 x? - 7x+12=0 x?+5x+6=0 x?+10x - 39=0 x? - 8x - 33=0 x ? - 10x+25=0 x?+4x+4=0

Слайд 7

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Решите уравнения и заполните таблицу уравнение p (b) q (c) x1 x2 x1 + x2 x1 · x2 x? - 7x+12=0 - 7 12 4 3 4+3=7 4•3=12 x?+5x+6=0 5 6 - 2 - 3 - 2 - 3= - 5 - 2•( - 3)=6 x?+10x - 39=0 10 - 39 3 - 13 3 - 13= - 10 - 3•3= - 39 x? - 8x - 33=0 - 8 - 33 11 - 3 11 - 3=8 - 3•11= - 33 x ? - 10x+25=0 - 10 25 5 5 5+5=10 5•5=25 x?+4x+4=0 4 4 - 2 - 2 - 2 - 2=4 - 2•( - 2)=4

Слайд 10

НЕМНОГО О БИОГРАФИИ ФРАНСУА ВИЕТА Франсуа Виет (1540-1603)-создатель буквенного исчисления, крупнейший французский математик XVI века. Юрист по образованию, Виет увлекался астрономией и занимался усовершенствованием тригонометрических таблиц. Виет был советником короля Генриха III , которому помог в расшифровке переписки его врагов с испанским двором, он раскрыл тайну шифра, состоявшего из 500знаков. Свои алгебраические идеи Виет изложил в сочинении «Введение в аналитическое искусство», в котором предложил преобразовать алгебру в мощное математическое исчисление. Виет ввел систему алгебраических символов, разработал основы элементарной алгебры, он был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений.

Слайд 12

Найдите для каждого уравнения соответствующие корни, пользуясь теоремой Виета: а) x 2 - 2 x - 3=0 x 1 = -1 x 2 = 3 b ) x 2 - 7 x + 10=0 x 1 = -5 x 2 = -5 c ) x 2 + 12 x + 32=0 x 1 = 5 x 2 = 2 d ) x 2 + 3 x - 18=0 x 1 = -6 x 2 = 3 e ) x 2 + 10 x + 25=0 x 1 = 4 x 2 = 8

Слайд 13

Назовите вид квадратных уравнений, записанных в таблице. Сравните сумму с коэффициентами уравнения. Какую закономерность вы заметили? Какое утверждение было сформулировано?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по алгебре "Теорема Виета"

Данный урок является первым по теме “Теорема Виета”.Он проводится по методике развивающего обучения, основным требованием которой является то, что знания не предоставляются учителем в готовом ви...

Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.

Систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельно...

Квадратные уравнения. Теорема Виета

Обобщающий урок в форме игры "Звездный час"...

Тема урока: Теорема Виета

Презентация к уроку....

Теорема Виета

Разработка плана-конспекта урока, объяснение нового материала...

Тренажёр по «Теореме Виета»

Тренажёр по теме «Теорема Виета» позволяет выработать у учащихся умение "видеть" корни уравнений и избавить их от многократного повторения алгоритма с использованием дискриминанта....

Конспект урока "Теорема Виета" 8 класс

На уроке обьясняется новый материал с использованием презентации....