Технологическая карта урока истории в 5 классе и видеоматериал урока
видеоурок на тему
Технологическая карта и ссылка на видеоурок. Урок можно также просмотреть в разделе видео.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_i_videourok_olimpiyskie_igry_v_drevney_gretsii.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 5 классе
Ссылка на просмотр видео урока https://www.youtube.com/watch?v=lHhIr1nzrto или https://nsportal.ru/user/43220/video
Тема урока «Олимпийские игры в Древней Греции»
Ф.И.О. Кубайкина Светлана Валерьевна
Предмет: история
Класс: 5
Тип урока: урок открытия нового знания
Педагогические | Создать условия для понимания места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества, формирования представлений о правилах проведения игр, видах спортивных состязаний, выдающихся достижениях олимпиоников; о возобновлении традиций проведения Олимпийских игр в наши дни; содействовать развитию умения сопоставлять древние игры с современными играми. |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний |
Планируемые | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира |
Личностные | Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Метапредметные | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины | Спортивные состязания. Начало Олимпийских игр (776 г. до н. э.). Значение Олимпийских игр, их место в жизни эллинов. Подготовка к играм, торжественное открытие. Виды олимпийских состязаний, правила участия. Знаменитые олимпионики: Милон, Полидам, Феаген. Награждение победителей. Судьба олимпийских состязаний с древности до наших дней. Олимпийские игры, олимпионик, пятиборье, стадион, ипподром, атлет |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карта «Древняя Греция». Презентация «Олимпийские игры в Древней Греции», видеоролики «Мои Олимпийские игры» , «История Олимпийских игр», рабочий лист. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I.Организационный момент 1 мин | I.Организационный момент Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку. Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня плодотворной работы, быть внимательными и активными. | На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности | Регулятивные: умение проконтролировать готовность к уроку Коммуникативные: сотрудничество с учителем, Познавательные: умение слушать и понимать просьбу других, планирование удачного сотрудничества на уроке Личностные: формирование готовности познавать, усваивать новые приемы работы с материалами |
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. 3 мин | II. Мотивирование к учебной деятельности Тему нашего урока вы постараетесь сформулировать сами. Для этого я покажу видеоролик, который поможет вам это сделать. - Ребята, о каком событии, произошедшем в нашей стране, нам рассказывает этот видеоролик? В нашей стране Зимние Олимпийские игры прошли с 7 по 23 февраля 2014 г. – это огромная честь для любого государства. Россий заняла первое место в мире по количеству медалей, полученных во время этой олимпиады. - А что изображено на этом слайде? - А это что за цветные колечки? - Конечно, это символ Олимпийских игр. Это символ современных олимпийских игр, они бывают зимние и летние, проводятся раз в четыре года. - О чем нам может говорить то, что на древнегреческой амфоре изображены бегуны? Как это может быть связано с Олимпийскими играми? - Олимпийские игры действительно проходили в Древней Греции. Именно Древняя Греция является родиной Олимпийских игр. Сейчас, я думаю, вы готовы назвать тему нашего урока. -Запишите число и тему урока в тетрадь. | Просмотр видеосюжета - Зимние олимпийские игры в Сочи 2014 г. Кольца Олимпиады и греческая амфора - Это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны. - Что Олимпийские игры могли проходить в Древней Греции. Формулировка темы: «Олимпийские игры в Древней Греции» Запись в тетрадь | Познавательные: учащиеся выделяют существенные признаки, обосновывают своѐ решение Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Умение слушать товарища, дополнять, уточнять Регулятивные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
III. Постановка цели и задач урока. 2 мин | - Тему мы сформулировали. А теперь попробуем определить цель урока. О чем сегодня мы должны получить общее представление? Для этого мы поставим перед собой задачи, т.е. подробнее попробуем назвать, о чем мы должны узнать сегодня. Как вы думаете, о чем? - История возникновения Олимпийских игр; - Организация и проведение олимпиады; -Кроме того, в конце урока, нам нужно будет ответить на вопрос: – В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества? | Фронтально - О том, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции - предположения обучающихся Запись главного вопроса в тетрадь | Коммуникативные: сотрудничают друг с другом и учителем. Регулятивные: предлагают версии,выслушивают мнения товарищей, дополняют. Личностные: принимают и сохраняют учебную цель, выражают своѐ личное мнение Формирование собственной точки зрения Познавательные: умение выбрать нужную форму для работы на уроке |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. | 1. Работа с картой.(2 мин) Найдите на карте два похожих названия – Олимп и Олимпия. - В какой части Греции находится Олимпия? - В какой – Олимп? - Как вы думаете, где проводились Олимпийские игры? - Греки проживали на огромной территории, считали ли они себя единым народом? - Как называли они своё государство? В Олимпию приезжали эллины из всех уголков Балканской Греции, с островов Эгейского моря, из Греческих городов Малой Азии, даже из колоний. Посмотрите, какое огромное расстояние приходилось преодолевать древним грекам, чтобы попасть на Олимпийские игры. О чем это говорит? | Находят на карте Олимпию и Олимп, называют, в каких частях Греции они находятся. Олипия в Южной Греции Олимп в северной Греции. В г. Олимпия Да. Эллада -Греки любили и почитали Олимпийские игры | Познавательные: структурируют знания; используют знаково-символические средства; владеют умением смыслового восприятия познавательного рассказа; ориентируются на карте. Коммуникативные: слушают и понимают речь других; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка |
2. Работа с лентой времени. (5 мин) Прочитайте документ и на основании приведенных сведений определите, когда начались Олимпийские игры? - Отметьте дату проведения первых олимпийских игр на линии времени. Сколько лет прошло с момента проведения первых Олимпийских игр? Как мы можем это посчитать? | Работают на ленте времени на рабочих листах. Задание 1 Подсчитывают, сколько лет прошло с зарождения Олимпийских игр За 23 года до основания Ромулом города Рима Корэбу из Элиды, опередившему всех соперников в беге на один стадий поставили первый памятник, этот год считается годом начала проведения Олимпийских игр. (год основание Рима 753 г. до н.э) 753+23= 776 г. до н.э. 2017+776= 2793 года. | ||
3. Миф об основании Олимпийских игр (3 мин.) То, что первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э. достоверно известно, а вот о причинах возникновения олимпийских игр в древности немало легенд. Чтение документа Познакомимся с одним из мифов об основании Олимпийских игр. Анализ содержания Мифа об основании Олимпийских игр -Вспомните, что такое миф? -Познакомившись с содержанием этого мифа, можем ли мы утверждать, что именно так возникли олимпийские игры? Какую достоверную информацию мы можем почерпнуть из его содержания? | Работают с текстом учебника § 33, с. 159 Громкое сплошное чтение (1обучающийся) Фронтально высказывают предположения - Олимпийские игры посвящались богу Олимпа – Зевсу - древнее народное сказание о героях, богах, явлениях природы или недостоверный рассказ, выдумка, легенда Высказывают предположения - Олимпийские игры посвящались богу Олимпа – Зевсу | познавательные: Извлечение необходимой информации из исторического источника коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи; | |
Физкультминутка | Древние греки уделяли огромное внимание спорту, последуем их примеру. | Проделывают движения под видеоролик. | |
4. Просмотр видеоролика «Истории Олимпийских игр в древности (3 мин.). Беседа по просмотренному видеоролику. (2 мин) - Кто мог участвовать на олимпийских играх? Участвовать в играх могли только свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. Однако существовало обязательное условие: десять месяцев перед играми нужно было тренироваться день за днем в родном городе. А потом ровно за месяц прибыть в Элиду и здесь тренироваться последний месяц. Как вы думаете, почему, исходя из этого, участники игр были в основном зажиточные греки? - Как часто проводились олимпийские игры? - Сколько дней продолжались игры - Какие виды состязаний проводились на Олимпийских играх. А на современных олимпийских играх кто может участвовать? Сколько дней продолжаются современные игры? Зимние игры продолжаются 10 дней, летние – 15 дней. | Просматривают видеоролик и отвечают на вопросы (слайд.) Свободные греки- мужчины. У крестьян и ремесленников не было времени на подготовку, им надо было работать. 1 раз в 4 года 5 дней Бег, кулачные бои, метание диска и копья, прыжки в длину, борьба, гонки на колесницах | ||
5. Работа с учебником. Продолжались Олимпийские игры 5 дней. А теперь вы поработаете самостоятельно с текстом учебника. Откройте страницу 156. Там вы увидите пункт 3 под названием «Пять незабываемых дней». Вы его прочитаете и у себя на рабочих листах выполните задание 2: распишете программу Олимпийских игр в древней Греции. На работу вам 7 минут. 1 день - ..... 2,3,4 дни - .... 5 день - .... Итак, давайте проверим. Что же происходило в первый день Олимпиады. Первый день – клятва участников и судей, жертвоприношение. - Что происходило во 2, 3,4 дни? Рассмотрите изображения на слайдах, и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки? Какие виды состязаний входили в пятиборье? Интерес зрителей также вызывали кулачный бой, бег с оружием и другие состязания. Посмотрите на изображение и скажите. Чему был посвящен четвертый день игр? Четвертый день игр был посвящен состязаниям на ипподроме. Ипподром – это место для проведения конных состязаний.. Участвовали в гонках на колесницах только богатые греки, но при этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего. Почему только богатые участвовали в этих состязаниях? Так почему же, как вы считаете, именно эти виды состязаний были избраны для Олимпийских игр? Вывод: упражняясь, каждый грек должен был готовить себя к участию в военных действиях. Каждый атлет – воин. Что происходило в пятый день? Чем награждали победителя. А как сейчас награждают победителей? В пятый заключительный день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Как вы думаете, почему греки воздавали такие почести победителям? | Работа с текстом учебника на стр. 156-159, 3 пункт и выполняют задание 2 на рабочих листах 1 день - …. 2, 3, 4 дни - … 5 день - … Сопоставляют свои записи с записями на слайде 1 день – открытие Олимпиады, клятва участников и судей , жертвоприношения 2,3,4 дни отводились состязаниям атлетов Бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьба. Гонки на колесницах. Потому что у бедняков не было денег на лошадей. Упражняясь, каждый грек должен был готовить себя к участию в военных действиях. Каждый атлет – воин. Награждение победителей. Венком из ветвей оливы. Золотыми, серебряными, бронзовыми медалями. | ||
4. Современные Олимпийские игры Рассказ учителя Олимпийские игры непрерывно проводились до 394 г. н.э., когда римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры. Как вы думаете, почему император другой страны мог запретить греческие игры? И почему он это сделал? Дело в том, что во II веке до н.э. Рим завоевал Грецию. В первое время Олимпийские игры сохранялись. Когда в Риме появилась новая религия – христианство, Олимпийские игры, посвященные языческим богам, запретили. Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена -французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”. Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия. В настоящее время олимпийские игры проходят также периодичность в четыре года, но существуют летние и зимние Олимпийские игры. Место проведение назначается по решению Олимпийского комитета. В нашей стране прошли уже две Олимпиады. В 1980 г. в Москве проходили игры ХХII летней Олимпиады. Столицей ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Параолимпийских зимних игр в 2014 году выбран г. Сочи. Период проведения с 7 по 23 февраля 2014 года. Пьер де Кубертен написал «Оду спорту», т.е. хвалебную песнь. Фраза из этой оды стала знаменитой. Эта фраза: «О, спорт! Ты – мир!» Именно эта фраза и раскрывает значение Олимпийских игр. Вернёмся к главному вопросу урока и попробуем ответить на него. – В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества? | высказывают предположения Слады с изображением Пьера де Кубертена, Олимпийских игр в Афинах - Спорт – это вестник мира. Именно спорт объединял греков на древних играх и объединяет людей всех стран на современных Олимпийских играх. | ||
Работа на рабочих листах выполните задание 4: сравните древние и современные Олимпийские игры, найдите сходство и различие, составьте и заполните таблицу. | Рассматривают сходство и различие древних и современных Олимпийских игр по следующим критериям: периодичность, время проведения, продолжительность, участники, виды | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения, коррективы в план и способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Познавательные: осуществляют сравнение по самостоятельно определенным критериям; структурируют знания | |
Рефлексия (2 мин) | - Попробуйте оценить свою работу на уроке. Для этого продолжите любую из предложенных на слайде фраз: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… меня удивило… - Надеюсь, вы будете стремиться заниматься спортом, и даже если не станете участником Олимпийских игр, то улучшите свое здоровье | По желанию продолжают фразы | |
VI. Запись домашнего задания (2 мин) | Прочитать § 33; выучить записи в тетради.
(выполняется по желанию)
Кто из наших земляков (жителей Республики Татарстан) является Олимпийским чемпионом? | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Рабочий лист.
Тема урока _____________________________________________________________________________
В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества?
Словарь урока
- Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
- Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
- Ипподром – место для проведения конных состязаний.
- Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.
Задание 1. а) Прочитайте документ и на основании приведенных сведений определите, когда начались Олимпийские игры?.
За 23 года до основания Ромулом города Рима Корэбу из Элиды, опередившему всех соперников в беге на один стадий поставили первый памятник, этот год считается годом начала проведения Олимпийских игр. (Год основание Рима 753 г. до н.э)
Ответ: ______________________________________________________________________________
б) Отметьте дату проведения первых олимпийских игр на линии времени. Сколько лет прошло с момента проведения первых Олимпийских игр?
_______________________________________.________________________________________
Ответ_________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитайте текст учебника на стр. 156-15, пункт «Пять незабываемых дней» и выполните задание
1 день - ______________________________________________________________________________________
2,3,4 дни - ____________________________________________________________________________________
5 день - _______________________________________________________________________________________
Задание 3. Сравните древние и современные Олимпийские игры, найдите сходство и различие, составьте и заполните таблицу.
Критерии сравнения | Игры в древности | Современные игры |
Сходство | ||
Периодичность проведения | ||
Различия | ||
Время проведения | ||
Место проведения | ||
Участники | ||
Продолжительность | ||
Количество состязаний |
Домашнее задание.
Прочитать § 33; выучить термины и записи в тетради.
- Для любознательных! (выполняется по желанию)
- Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом?
- Кто из наших земляков (жителей Республики Татарстан) является Олимпийским чемпионом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»
Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати
Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила
Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...