Технологическая карта урока истории в 5 классе и видеоматериал урока
видеоурок на тему

Технологическая карта и ссылка на видеоурок. Урок можно также просмотреть в разделе видео.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе

Ссылка на просмотр видео урока https://www.youtube.com/watch?v=lHhIr1nzrto или https://nsportal.ru/user/43220/video

Тема урока «Олимпийские игры в Древней Греции»


Ф.И.О. Кубайкина Светлана Валерьевна
Предмет: история
Класс: 5
Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогические
цели

Создать условия для понимания места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества, формирования представлений о правилах проведения игр, видах спортивных состязаний, выдающихся достижениях олимпиоников;

о возобновлении традиций проведения Олимпийских игр в наши дни; содействовать развитию умения сопоставлять древние игры с современными играми.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Личностные
результаты

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Метапредметные
результаты

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях

Основное содержание темы, понятия и термины

Спортивные состязания. Начало Олимпийских игр (776 г. до н. э.). Значение Олимпийских игр, их место в жизни эллинов. Подготовка к играм, торжественное открытие. Виды олимпийских состязаний, правила участия. Знаменитые олимпионики: Милон, Полидам, Феаген. Награждение победителей. Судьба олимпийских состязаний с древности до наших дней. Олимпийские игры, олимпионик, пятиборье, стадион, ипподром, атлет

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция». Презентация «Олимпийские игры в Древней Греции», видеоролики «Мои Олимпийские игры» , «История Олимпийских игр», рабочий лист.


Организационная структура урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I.Организационный момент

1 мин

I.Организационный момент

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и  работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня плодотворной работы, быть внимательными   и активными.

На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности

Регулятивные: умение проконтролировать

готовность к уроку

Коммуникативные: сотрудничество с учителем,

Познавательные: умение слушать и понимать

просьбу других, планирование удачного

сотрудничества на уроке

Личностные: формирование

готовности познавать,

усваивать новые

приемы работы с материалами

        II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

3 мин

II. Мотивирование к учебной деятельности

Тему нашего урока вы постараетесь сформулировать сами. Для этого я покажу видеоролик, который поможет вам это сделать.

- Ребята, о каком событии, произошедшем в нашей стране, нам рассказывает этот видеоролик?

В нашей стране Зимние Олимпийские игры прошли с 7 по 23 февраля 2014  г. – это огромная честь для любого государства. Россий заняла первое место в мире по количеству медалей, полученных во время этой олимпиады.

- А что изображено на этом слайде?

- А это что за цветные колечки?

- Конечно,  это символ Олимпийских игр.

Это символ современных олимпийских игр, они бывают зимние и летние, проводятся раз в четыре года.

- О чем нам может говорить то, что на древнегреческой амфоре изображены бегуны? Как это может быть связано с Олимпийскими играми?

- Олимпийские игры действительно проходили в Древней Греции. Именно Древняя Греция является родиной Олимпийских  игр. Сейчас, я думаю, вы готовы назвать тему нашего урока.

-Запишите число и тему урока в тетрадь.

Просмотр видеосюжета

- Зимние олимпийские игры в Сочи 2014 г.

Кольца Олимпиады и греческая амфора

- Это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

- Что Олимпийские игры могли проходить в Древней Греции.

Формулировка темы:

«Олимпийские игры в Древней Греции»

Запись в тетрадь

Познавательные: учащиеся выделяют

существенные признаки, обосновывают своѐ

решение

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем

во время опроса, осуществляемого во

фронтальном режиме. Умение слушать товарища,

дополнять, уточнять

Регулятивные: умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

III. Постановка цели и задач урока.

2 мин

- Тему мы сформулировали. А теперь попробуем определить цель урока. О чем сегодня мы должны получить общее представление?

Для этого мы поставим перед собой задачи, т.е. подробнее попробуем назвать, о чем мы должны узнать сегодня. Как вы думаете, о чем?

- История возникновения Олимпийских игр;

- Организация и проведение олимпиады;

-Кроме того, в конце урока, нам нужно будет ответить на вопрос:

 – В  чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества?

Фронтально

- О том, как проходили   Олимпийские игры

в Древней Греции

- предположения обучающихся

Запись главного вопроса в тетрадь

Коммуникативные: сотрудничают друг с другом и

учителем.

Регулятивные: предлагают версии,выслушивают

мнения товарищей, дополняют.

Личностные: принимают и сохраняют учебную

цель, выражают своѐ личное мнение

Формирование собственной точки зрения

Познавательные: умение выбрать нужную форму

для работы на уроке

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Работа с картой.(2 мин)

Найдите на карте два похожих названия – Олимп и Олимпия.

- В какой части Греции находится Олимпия?

- В какой – Олимп?

- Как вы думаете, где проводились Олимпийские игры?

- Греки проживали на огромной территории, считали ли они себя единым народом?

- Как называли они своё государство?

В Олимпию приезжали эллины из всех уголков Балканской Греции, с островов Эгейского моря, из Греческих городов Малой Азии, даже из колоний. Посмотрите, какое огромное расстояние приходилось преодолевать древним грекам, чтобы попасть на Олимпийские игры. О чем это говорит?

Находят на карте Олимпию и Олимп, называют,

в каких частях Греции они находятся.

Олипия в Южной Греции

Олимп в северной Греции.

В г. Олимпия

Да. Эллада

-Греки любили и почитали Олимпийские игры

Познавательные: структурируют знания; используют знаково-символические средства; владеют умением смыслового восприятия познавательного рассказа; ориентируются на карте.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

2. Работа с лентой времени. (5 мин)

Прочитайте документ и на основании приведенных сведений определите, когда начались Олимпийские игры?

- Отметьте дату проведения первых олимпийских игр на линии времени.

Сколько лет прошло с момента проведения первых Олимпийских игр? Как мы можем это посчитать?

Работают на ленте времени на рабочих листах. Задание 1

Подсчитывают, сколько лет прошло с зарождения Олимпийских игр

За 23 года до основания Ромулом города Рима Корэбу из Элиды, опередившему всех соперников в беге на один стадий поставили первый памятник, этот год считается годом начала проведения Олимпийских игр.  (год основание Рима 753 г. до н.э)

753+23= 776 г. до н.э.

2017+776= 2793 года.

3. Миф об основании Олимпийских игр (3 мин.)

То, что первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э. достоверно известно, а вот о причинах возникновения олимпийских игр в древности немало легенд.

Чтение документа

Познакомимся с одним из мифов об основании Олимпийских игр.

Анализ содержания Мифа об основании Олимпийских игр

-Вспомните, что такое миф?

-Познакомившись с содержанием этого мифа, можем ли мы утверждать, что именно так возникли олимпийские игры?

Какую достоверную информацию мы можем почерпнуть из его содержания?

Работают с текстом учебника

 § 33, с. 159

Громкое сплошное чтение (1обучающийся)

Фронтально высказывают предположения

- Олимпийские игры посвящались богу Олимпа – Зевсу

- древнее народное сказание о героях, богах, явлениях природы или недостоверный рассказ, выдумка, легенда

Высказывают предположения

- Олимпийские игры посвящались богу Олимпа – Зевсу

познавательные:

Извлечение необходимой информации из исторического источника

коммуникативные:

воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи;

Физкультминутка

Древние греки уделяли огромное внимание спорту, последуем их примеру.

Проделывают движения под видеоролик.

4. Просмотр видеоролика «Истории Олимпийских игр в древности

(3 мин.).

Беседа по просмотренному видеоролику. (2 мин)

- Кто мог участвовать на олимпийских играх?

Участвовать в играх могли только свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. Однако существовало обязательное условие: десять месяцев перед играми нужно было тренироваться день за днем в родном городе. А потом ровно за месяц прибыть в Элиду и здесь тренироваться последний месяц.

Как вы думаете, почему, исходя из этого, участники игр были в основном зажиточные греки?

- Как часто проводились олимпийские игры?

- Сколько дней продолжались игры

- Какие виды состязаний проводились на Олимпийских играх.

А на современных олимпийских играх кто может участвовать?

Сколько дней продолжаются современные игры?

Зимние игры продолжаются 10 дней, летние – 15 дней.

Просматривают видеоролик и отвечают на вопросы  (слайд.)

Свободные греки- мужчины.

У крестьян и ремесленников не было времени на подготовку, им надо было работать.

1 раз в 4 года

5 дней

Бег, кулачные бои, метание диска и копья, прыжки в длину, борьба, гонки на колесницах

5. Работа с учебником.

Продолжались Олимпийские игры 5 дней.

А теперь вы поработаете самостоятельно с текстом учебника. Откройте страницу 156. Там вы увидите пункт 3 под названием «Пять незабываемых дней». Вы его прочитаете и у себя на рабочих листах выполните задание 2:  распишете программу Олимпийских игр в древней Греции.  На работу вам 7 минут.

1 день - .....

2,3,4 дни - ....

5 день - ....

Итак, давайте проверим. Что же происходило в первый день Олимпиады.

Первый день – клятва участников и судей, жертвоприношение.

- Что происходило во 2, 3,4 дни? 

 Рассмотрите изображения на слайдах, и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки?

Какие виды состязаний входили в пятиборье?

Интерес зрителей также вызывали кулачный бой, бег с оружием и другие состязания.

Посмотрите на изображение и скажите. Чему был посвящен четвертый день игр?

Четвертый день игр был посвящен состязаниям на ипподроме. Ипподром – это место для проведения конных состязаний.. Участвовали в гонках на колесницах только богатые греки, но при этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего.

Почему только богатые участвовали в этих состязаниях?

Так почему же, как вы считаете, именно эти виды состязаний были избраны для Олимпийских игр?

Вывод: упражняясь, каждый грек должен был готовить себя к участию в военных действиях. Каждый атлет – воин.

Что происходило в пятый день?

Чем награждали победителя.

А как сейчас награждают победителей?

В пятый заключительный день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к  главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. 

Как вы думаете, почему греки воздавали такие почести победителям?

 Работа с текстом учебника на стр. 156-159, 3 пункт и выполняют задание 2 на рабочих листах

1 день - ….

2, 3, 4 дни - …

5 день - …

Сопоставляют свои записи с записями на слайде

1 день – открытие Олимпиады, клятва участников и судей , жертвоприношения

2,3,4 дни отводились состязаниям атлетов

Бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьба.

Гонки на колесницах.

Потому что у бедняков не было денег на лошадей.

Упражняясь, каждый грек должен был готовить себя к участию в военных действиях. Каждый атлет – воин.

Награждение победителей.

Венком из ветвей оливы.

Золотыми, серебряными, бронзовыми медалями.

4. Современные Олимпийские игры

Рассказ учителя

Олимпийские игры непрерывно проводились до 394 г. н.э., когда римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры.

 Как вы думаете, почему  император другой страны мог запретить греческие игры? И почему он это сделал?

Дело в том, что во II веке до н.э. Рим завоевал Грецию. В первое время Олимпийские игры сохранялись. Когда в Риме появилась новая религия – христианство, Олимпийские игры, посвященные языческим богам, запретили.

Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена -французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля.
В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. 29 лет он был бессменным президентом международного олимпийского комитета.  Современные олимпийские игры проводятся так же и в древности один раз в год, но существуют как летние так и зимние.

В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”. Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия.
Зажжение олимпийского огня - один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия игр, зажжению предшествует факельная эстафета, берущая начало в Греции. Олимпийский огонь горит непрерывно в течение Игр и гасится на церемонии закрытия. 
У любой Олимпиады есть свой 
талисман. Обычно талисманом объявляют изображение какого-либо животного, популярного в стране, проводящей Олимпийские игры. На летних играх 1968 г. в Мехико талисманом был ягуар. Талисманом монреальской Олимпиады-76 был симпатичный бобёр. Московской Олимпиады-80 бурый медвежонок Миша

В настоящее время олимпийские игры проходят также периодичность в четыре года, но существуют летние и зимние Олимпийские игры. Место проведение назначается по решению Олимпийского комитета.

В нашей стране прошли уже две Олимпиады. В 1980 г. в Москве проходили игры ХХII летней Олимпиады. Столицей ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Параолимпийских зимних игр в 2014 году выбран г. Сочи. Период проведения с 7 по 23 февраля 2014 года

Пьер де Кубертен написал «Оду спорту», т.е. хвалебную песнь. Фраза из этой оды стала знаменитой. Эта фраза: «О, спорт! Ты – мир!» Именно эта фраза и раскрывает значение Олимпийских игр.

Вернёмся к главному вопросу урока и попробуем ответить на него.

– В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества?

высказывают предположения

Слады с изображением Пьера де Кубертена, Олимпийских игр в Афинах

- Спорт – это вестник мира. Именно спорт объединял греков на древних играх и объединяет  людей всех стран на современных Олимпийских играх.

Работа на рабочих листах выполните задание 4: сравните древние и современные Олимпийские игры, найдите сходство и различие, составьте и заполните таблицу.

Рассматривают сходство и различие древних и современных Олимпийских игр по следующим критериям: периодичность, время проведения, продолжительность, участники, виды
и количество состязаний

Регулятивные:  осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения, коррективы в план и способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Познавательные:  осуществляют сравнение по самостоятельно определенным критериям; структурируют знания

Рефлексия

(2 мин)

- Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Для этого продолжите любую из предложенных на слайде фраз:

сегодня я узнал…  было интересно…

было трудно…   я понял, что… меня удивило…

- Надеюсь, вы будете стремиться заниматься спортом, и даже если не станете участником Олимпийских игр, то улучшите свое здоровье

По желанию продолжают фразы

VI. Запись домашнего задания (2 мин)

Прочитать § 33; выучить записи в тетради.

  • Для любознательных!

(выполняется по желанию)

  • Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом?

Кто из наших земляков (жителей Республики Татарстан) является Олимпийским чемпионом?

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Рабочий лист.

Тема урока _____________________________________________________________________________

В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества?

Словарь урока

  • Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
  • Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
  • Ипподром – место для проведения конных состязаний.
  • Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.

Задание 1.  а) Прочитайте документ и на основании приведенных сведений определите, когда начались Олимпийские игры?.

За 23 года до основания Ромулом города Рима Корэбу из Элиды, опередившему всех соперников в беге на один стадий поставили первый памятник, этот год считается годом начала проведения Олимпийских игр.  (Год основание Рима 753 г. до н.э)

Ответ:  ______________________________________________________________________________

б) Отметьте дату проведения первых олимпийских игр на линии времени. Сколько лет прошло с момента проведения первых Олимпийских игр?

                   _______________________________________.________________________________________

Ответ_________________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитайте текст учебника на стр. 156-15, пункт «Пять незабываемых дней» и выполните задание

1 день - ______________________________________________________________________________________

2,3,4 дни - ____________________________________________________________________________________

5 день - _______________________________________________________________________________________

Задание 3. Сравните древние и современные Олимпийские игры, найдите сходство и различие, составьте и заполните таблицу.

Критерии сравнения

Игры в древности

Современные игры

Сходство

Периодичность проведения

Различия

Время проведения

Место проведения

Участники

Продолжительность

Количество состязаний

Домашнее задание.  

Прочитать § 33; выучить термины и записи в тетради.

  • Для любознательных!  (выполняется по желанию)
  • Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом?
  • Кто из наших земляков (жителей Республики Татарстан) является Олимпийским чемпионом?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»

Технологическая карта урока по истории   Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати

Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...