Открытое занятие по хору
методическая разработка на тему

Гучас Елена Викторовна

Занятие по хору

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по хору «Эмоционально-образная направленность хоровых занятий с учащимися младших классов»

Конспект уроока в хоровом классе

Тема урока: «Эмоционально-образная направленность хоровых занятий с учащимися младших классов»

Тип урока: урок применения знаний и формирования навыков и умений.

Цель урока: формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях с эмоционально-образным оформлением.

Задачи: обучающие –

  1. обучать приобретению интонационных навыков;
  2. формировать навыки певческого дыхания;

развивающие –

  1. развивать эмоционально-образную сферу учащихся;
  2. приобретать навыки коллективного музицирования;

воспитывающие –

  1. воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у обучающихся;
  2. обогащать музыкальный кругозор обучающихся;
  3. воспитывать музыкально-художественный вкус.

Методы реализации поставленных задач:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Приемы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Вокально-хоровые упражнения.
  3. Работа над произведением «Колыбельная» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).
  4. Работа над произведением «Спляшем, Пегги» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).
  5. Работа над произведением «Так уж получилось» (Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).
  6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас необычный урок. Постарайтесь быть внимательными, активными и дружно работать.

2. Вокально-хоровые упражнения:

- певческая установка: «Петь приятно и удобно» (Л. Абелян, сл. В. Степанова);

- дыхательные упражнения «Обезьянки» (веселые, любопытные) по методу Стрельниковой;

- Упражнение «Слоники» (произносить звук У с разной эмоциональной окраской);

- А (вкусно), Е (невкусно), О (удивленно), У (ветер);

- «Пошел кот под мосток…» (I-II ст.);

- «Солнышко вставало, глазки умывало» (I-II-III ст. в мажоре);

- «Солнышко устало, глазки закрывало» (I-II-III ст. в миноре).

3. Работа над произведением «Колыбельная» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).

- Это рассказ о Крошке Вилли Винке из страны сновидений, который каждый вечер с фонариком в руке заглядывает к ребятам, проверяет все ли легли спать.

Звук – надувать шар (фраза); высокие ноты пропевать коту (на высокой ветке); движения мелодии плавные как у Вилли Винки; певческий звук светлый, тонкий как свет фонарика.

4. Работа над произведением «Спляшем, Пегги» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).

- На картинке передаются активные танцевальные движения девочки Пегги, с подскоком и ударениями.

1 куплет – звук вперед, клюв гуся.

2 куплет – дудочка, на которой играет щенок.

3 куплет – неторопливые движения, слово «умён» надо пропеть более выразительно.

Мелодия на словах «Спляшем, Пегги, спляшем» пропевается более ритмично, с активностью, следит за четкостью звука «л» (подскок, щелкание языка).

5. Работа над произведением «Так уж получилось» (Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).

- надо стараться видеть то, что поёшь: облако, солнце… Звук округлый, льющийся вверх

- внимание пристальное на звуковедение, фразировку и артикуляцию.

6. Подведение итогов урока.

Методическая литература:

1. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. М., Советский композитор, 1989

2. Жданова Т.А. Организация учебно-воспитательной работы в детских хоровых студиях. М., 1987.

3. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М., 1987.

  1. Струве, Г.А. Школьный хор: Книга для учителя / Г.А.Струве.- М.:Музыка, 1981. -240с.
  2. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П.Стулова. –М.: Прометей, 1992. -132с.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре

Тема урока: «Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре ДМШ»
Цель: Способствовать решению дикционных проблем на разных этапах урока у учащихся в младшем хоре».
Задачи: 
1. Работа над четким произношением в упражнениях и скороговорках
2. Развитие моторики, координация через музыкально-слуховые представления.
3. Воспитание речевой культуры.

Ход урока
Этапы урока:
1. Приветствие
2. Распевание (подготовка артикуляционного аппарата)
3. Упражнения
4. Скороговорки
5. Работа над произведениями
6. Подведение итогов (домашнее задание)

Последовательность предлагаемых заданий:
Урок начинается с приветствия. Для этого педагог дает тон в до мажоре и пропевает по Т53 сверху вниз(здравствуйте все) ,затем ребята отвечают (здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте)Т53-Т6-Т53(сверху вниз)для этого нужно исключить вторую повторяющую «в» и спеть здраствуйте. Все внимание переносится на гласные «а» и «у» петь на легато, аккуратно спеть слог «те» опираясь на гласную «е», тем самым думая про «э»
:Далее педагог предлагает распеться:
1. Пение в унисон(все вместе как один) закрытым ртом, на одной ноте, удобной для всего хора, на слог «м», удерживая звучание на слог «м» переходим к «ма»(по полутонам) , чередование слога «м» в 1 октаве на звуки соль-ля.
2. Пение на одном звуке ми-ме-ма-мо-му постепенно поднимаясь вверх по полутонам, далее упражнения на слог «ми-и-и-я» , упражнения исполняемые на легато»мягкие губы не совсем плотно сомкнуты,это упражнение поется ровно без толчков.Согласная «м» активизирует работу губ.
«да-де-ди-до-ду»,упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата поют на слоги «зи-зи-зи», «ле-ле-ле» исполняются в быстром темпе, помогают вырабатывать четкую дикцию.
Пение упражнений на слоги «тря-ля-ля», далее ведется работа над выравниванием гласных и согласных с применением гаммы(поступенное движение вверх и вниз) исполняют по руке дирижера. Гаммы подразделяются на три вида: стакатто, легатто,моркатто.(штрихи) педагог объясняет, что есть такая сказка Буратино ,в ней главные персонажи: Мальвина, Буратоно, Карабас-Барабас. Мальвина-поем на легато-плавно,протяжно, Буратино- стакатто, как и сам герой, отрывисто,Карабас-Барабас - подчеркивая каждый звук-ходит он тяжелым ,важным шагом.
3.Пение на гласные и согласные. За основу берется знакомая ребятам песенка например «В лесу родилась елочка» 
а.фразу поем на слоги «па» «ра»
б.фразу поем на «пу» «ру»
в.фразу поем на «пы» «зы»
г. фразу поем на «но» «зо»
Слушая друг друга петь в одной манере , стараясь близко приближать согласные звуки к гласным.
4.Скороговорки. Кроме отдельных упражнений большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки в частности такие:
«Как на горке на пригорке, жили тридцать три Егорки: раз Егорка,два Егорка, три Егорка…….и т.д.»
«Барашеньки- крутороженьки по горам ходят по лесам бродят в скрипочку играют Ваню потешают»(пропеть на одной ноте)
«Робин-Бобин барабек скушал сорок человек и корову и быка и смешного мясника»-пропевается с удвоением ступеней.
«Бык тупогуб тупогубенький бычок» поступенное движение вверх и обратно.
Работая над скороговорками следует добиваться одновременного произношения.слог «ра» не выстреливая, произносить твердыми губами при активной работе языка. Близко к губам. Вокальная позиция удерживается до конца.
5.Работа над произведениями.
«Матерям погибших героев» муз.Г.Струве, сл.Л.Конрашенко 
Сама по себе грустная, но мужественная песня требует душевного, проникновенного исполнения, каждое слово текста следует предельно выразительно донести до слушателя.
Работа над песней строится в следующем порядке:
а)Как горько-смотреть текст из песни(столкновение двух согласных глухой «к» с небной «г»)то таким образом стремление согласных внутри слова к последующей гласной (о)(И видеть там)-текст песни ,кончик языка упирается к небу.Шумят-текст стремление к «у» «я»
б)припев: «считайте нас своими сыновьями» -текст из произведения , сочетание «сч» уподобляются долгому «щ» тоесть поется как щщитайте. в)Согласные в этом произведении требуют повышенную активность произношения. 
г) прибирать окончания петь легче, стремление к верху, а не к низу, сохраняя при этом позицию «Потеря-ЛИ» не бросать, а допеть опираясь при этом на слог с сонорной гласной «ря»
д) Не садиться на «ы» в слове «головы» а мыслить ее как «и»
Виды работы:
-Исполнить произведение в характере
-Идет работа над анализом текста
-Добиться от хора хорошей техники произношения слов отталкиваясь от того что дикция-это средство выразительности.
-Найти более важные по смыслу слова текста совпадающие с кульминациями музыкальных фраз. 
-спеть один куплет закрытым ртом на «м» при этом запомнить состояние маски и спеть в этой же позиции только уже с текстом.
Работа над вторым знакомым ребятам произведением
«Все знать» музыка и слова Е.Филлиповой(весело, подвижно, напевно).
а) открытый «белый звук» устраняется при пении гласных «о» «у» опираясь на главные слова «видим мы вокруг-сам слог «во» петь как «ва» а окончания прибирать(за счет нюансов диминуэндо) следить за гласными в песне-протягивать, окончания легче.
Виды работы на уроке:
-Спеть произведение в характере
-Проанализировать текст
-Найти сложные слова в тексте
-Главные слова выделить и в пении
-Разделиться и петь по одному человеку по две строчки, а припев все вместе.

Список литературы:
1.Багадуров В «Вокальное воспитание детей». М.,Музыка, 1952
2.Блинова М.П. «Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения». М.,Л., Просвещения, 1964
3.Венгрус Л.А. «Пение и фундамент музыкальности» .Великий Новгород.2000
4.Венгрус Л.А «Начальное интенсивное хоровое пение». С-П.,Музыка,2000
5.Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирование певческого голосообразования: «Методические рекомендации для учителей музыки» Новосибирск.Наука.Сиб.отделение.1991
6.Емельянов В.В «Развитие голоса.Координация и тренаж» СПб.Лань. 1997
7.Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л.Сов.композитор.1967
8.Огородное Д.Е. «Музыкально-певчсеское воспитание детей в общеобразовательное школе».Киев.Музычна.Украина.1988
9.Огороднов Д.Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим сробой» Свердловск.1981
10.Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.16.М.,Музыка.1985
11.Струве Г.А. «Школьный хор».М.Музыка.1981
12.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».М.Прометей.1992
13.Тавлина В.К. «Вокально-хоровая работа» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.15.М.,Музыка.1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме: "Работа над интонацией с учащимися старшего хора"

Открытое занятие с учащимися старшего хора 2014-2015 уч.года...

Конспект открытого занятия по теме: "Работа над пением a cappella в среднем хоре"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2012-2013 уч.года...

Конспект открытого занятия по теме: "Основные приемы работы с обучающимися среднего хора"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2010-2011 уч.года...

Конспект открытого занятия по теме: "Работа над двухголосием с обучающимися среднего хора"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2013-2014 уч.года...

Разработка открытого занятия «Навыки пения a cappella в младшем хоре»

Цель урока:  развитие навыков пения a cappella в младшем хоре.Задачи :       Образовательные:формировать навыки пения a cappella;добиваться чистого унисона как основы для...

План-конспект открытого занятия по хору “ Работа над драматургией музыкального произведения”

Данное открытое занятие поводилось хормейстером Бубновой Н. В. совместно с концертмейстером Величко Т. М.На открытом занятии использовалось упражнеие "Часики" (разработка Величко Т. М.). Дан...

Конспект открытого занятия "Унисон в младшем хоре"

Методы и приемы овладения пения в унисон....