Конспект открытого занятия "Унисон в младшем хоре"
план-конспект по музыке
Методы и приемы овладения пения в унисон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrytyy_urok_v_mladshem_hore.doc | 62.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования
администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества Сормовского района»
Конспект
отрытого занятия в младшем хоре
на тему: «Унисон»
Кулькова Екатерина Васильевна
Педагог дополнительного образования
Нижний Новгород
2023
Цель: Овладеть приемами пения в унисон.
Для раскрытия темы ставится три задачи:
- Обучающая:
- Певческая установка;
- Унисон, вокально – хоровые навыки при пении в унисон;
- Хор – ансамбль унисонов.
- Воспитательная:
- Воспитание эстетического и художественного вкуса через освоение высоко – художественного репертуара;
- Развитие работоспособности и увлеченности материалом;
- Умение слушать себя в хоре и весь хор в целом.
- Исполнительская задача:
- Активность в работе;
- Артистизм при исполнении: передавать свое отношение к содержанию через эмоциональность и выразительность;
- Унисон в исполнительной трактовке;
- Унисон в исполнении динамических оттенков.
ОБОРУДОВАНИЕ: Рояль; ноты; плакаты и таблицы для распевания по системе Д. Огороднова; музыкальный светофор для развития внутреннего слуха; раздаточный материал: партии, хоровые партитуры.
ПЛАН.
- Организационный момент:
- певческая установка.
- Подготовительные упражнения:
- Упражнения на дыхание 1,2,3;
- Распевание:
- Д. Огороднов – пение по алгоритму с дирижированием, упр. 1,2,3,4,5,6;
- Упражнение на расширение диапазона;
- Упражнения на цепное дыхание;
- Пение гаммы с названием нот сверху вниз каждый раз, повышая на полутон, унисон, канон. Штрихи, ощущение опоры.
- Работа над репертуаром:
- Ф. Шуберт «Куда?»:
- Сольфеджирование в медленном темпе с «3» цифры;
- Унисон в исполнении пассажей;
- Унисон в мелодической линии мелодии, формирование гласных звуков;
- Выразительное пение с аккомпанементом;
- Пение со светофором.
- Григ. «С добрым утром»
- Сольфеджио;
- Ритмический унисон, проговаривание текста в ритме;
- Интонация;
- Пение с аккомпанементом, унисон в исполнении динамических оттенков.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте, дети. Начинаем наше занятие. Тема занятия: унисон. Я часто вам повторяю дети, слушайте себя в общем звучании хора. Умейте подстраивать свой голос к голосам, поющим в хоре, пойте стройнее в один голос, в унисон.
УНИСОН – итальянское слово – один звук.
Одновременное звучание двух или нескольких звуков одной и той же высоты и будет унисон.
УНИСОННЫЙ СТРОЙ – слияние певцов отдельной партии в единый хоровой голос – составляет основу строя, зависит от остроты слуха поющих, так и от единообразных вокальных гласных. Для того, что петь стройно, в один голос, унисон, нужно иметь очень развитый музыкальный слух. Вот этим мы с вами и занимаемся. Развиваем разные стороны музыкального слуха: мелодический, гармонический, ритмический, вокальный, внутренний и т.д.
Сейчас мы покажем, какими приемами мы пользуемся на занятиях хора. Встали на ноги, спинка прямая, плечи расправлены, голова в естественном положении. Начинаем упражнения на дыхание. Дыхание – энергетический источник голоса. Дыхание – основа пения.
- – упражнение: вдох на «зевок», задержка дыхания и активный выдох на «ф». Повторяем 3 – 5 раз. /насос/
- – упражнение: вдох на «зевок», задержка дыхания и на задержаном вдохе четыре звука «п», а затем активный выдох.
- – упражнение: вдох на «зевок», задержка дыхания и медленный выдох на звук «с» - идет сильный посыл воздуха, как бы надуваем шарик, затем хлопок, шарик лопнул или успели его завязать. Выполняем упражнение 3 – 5 раз.
Готовим наш голосовой аппарат к пению. Посмотрите на плакат. Что показывает двойная линия у буквы «У?» /Отвечают./
Правильно. Хорошо открыть рот, ниже опустить нижнюю челюсть. А что обозначает темно синий цвет? /Дети отвечают/ Прибавить звук дыханием.
На стебелек делаем шумный, глубокий вдох носом, на цветочек - держим улыбку задерживаем дыхание. Далее очень тихо и коротко, как будто высекаем искорки, поем два звука. «У У» (на стаккато) , а затем фиксируем долгий звук /филируем его/ и вместе выдыхаем на стрелке.
Звучит настройка, мажорное трезвучие. Дети должны услышать и спеть нижний звук. Все это упражнение поется на одном звуке а'капелла. В этом трудность упражнения. Поем упражнения 3 – 4 раза. ПО ходу делаю замечания.
2 – ое упражнение. Такое же как и первое, только «уль» поется ,3 и показывается отрывисто рукой. К доске вызываю ученика. Он показывает упражнение указкой по плакату, а весь хор дирижирует и поет каждый на своем месте. Ученик дает певческий тон и показывает упражнение. Уметь услышать соотношение ступеней I – III мажорной. Петь чисто, очень коротко слог «Уль». В этом упражнении важна артикуляция. НА «У» рот большой, челюсть вниз, «ль» - на улыбке, петь очень тихо, мягко.
3 – е упражнение. Такое же как и второе, только «Уль» (б3) звучит долго. Следить за артикуляцией. Петь как капельку (буль).
4 – е упражнение. Пение гласных «у», «а», «у», «о», ступени I – II, I – УII, I. Гласные звуки «у – а – уо» поются коротко. Следить за формой рта, купол внутри (зевок), все гласные в одном месте, следить за звуком. Чувствовать музыкальную фразу, сильные и слабые доли.
5 – е упражнение. Такое же, как и четвертое, только «А» и «о» поются, звук фиксируется (раскрывается как – будто он бутон цветка), следить, чтобы звук был мягким, легким. Ощущение фразы петь выразительно. Поем и дирижируем.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА.
Начинаем петь в фа миноре на слог «ле». Этого слог звучит мягко и помогает добиться высокого головного звучания и головного резонирования. Поем по полутонам вверх до си минора и обратно. Вверху поем на слог «ли». «И» очень трудная гласная, необходимо следить за округлением этой гласной, чтобы звуки были разжаты, мягкое небо поднять и купол. Звук попадает в резонаторы (усиливает звук , как микрофон).
УПРАЖНЕНИЯ НА ДВУХГОЛОСИЕ.
В этом упражнении удобно выравнивать гласные а, э, и, о, у. Следить за унисоном., чтобы гласные звучали в единой манере, в одном месте, горло раскрыть широко, звук узкий и острый льется и тянется (как нитка за иголкой). Согласный звук «д» помогает атаке звука и фиксации высоты звука. Проучить двухголосие, выравнить мелодическую линию каждой партии и гармонически выстроить интервалы. Упражнения поются под гармоническое сопровождение.
ГАММУ ПОЕМ СВЕРХУ ВНИЗ. С названием нот штрихом staccato, толкая каждую ноту дыханием: До – о – о – о си – и – и – и… Пение в унисон и каноном. Пение на разные штрихи с ощущением «опоры» - дыхания.
- Дети, вы устали сидеть? Встали на ножки и сделаем упражнение «Катина голова». Катя – кукла, у нее неподвижные руки и ноги. Работает только голова (упражнение от остеохондроза)
Голова вперед, голова назад,
Голова вперед, назад и прямо.
Ухо вправо, ухо влево,
Ухо влево, вправо, прямо.
УПРАЖНЕНИЕ «МАССАЖ».
Шлепа – 4 р. – шлеп
Шлепа – 4 р. – шлеп и другую
Шлепа – 4 р. – шлеп наизнанку
Шлепа – 4 р. – шлеп и другую.
Сильно плечи - 2р. Очень тихо нос. Молодцы!
Вот мы немного передохнули, продолжаем урок.
РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ:
- Ф. Шуберт «Куда?»
Открываем ноты и поем сольфеджио с 3 – ей цифры. Вся партитура пронумерована для удобства обучения. Темп берем медленнее настоящего темпа для удобства в работе над трудными местами. Проучиваем трудные пассажи. Проучиваем на сольфеджио и на слог «до», и «ле», фиксируя высоту каждого звука. Четко проговаривать текст, проучивать на штрихи. Рот открываем правильно, однако формируем гласные, поем, слушая друг друга, в унисон.
- Григ «С добрым утром»
Поем сольфеджио, слушая друг друга, не выделяясь из общего звучания хора.
Проговариваем текст в ритме, ритмический унисон, четкое произношение согласной, вместе, четко, отрывисто.
Проучивать двухголосие, точно снимать на унисон.
Проучить интервалы. Большие интервалы интонируются с тенденцией повышения. Когда проучены детьми трудные места, я предлагаю детям эмоционально настроиться и спеть с аккомпанементом в характере этой музыки.
А теперь настройтесь на концерт.
Петь выученные произведения всегда приятно, но в то же время ответственно. В этой последовательности мы не пели произведения, поэтому нужно настроиться, сконцентрировать свое внимание с одного характера музыки на другой. Пойте с удовольствием, этим вы доставите удовольствия нашим гостям.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
С поставленными задачами дети справились. Мы показали работу над теми упражнениями, которые мы делаем на каждом уроке, прорабатывая, укрепляя и приобретая вокально – хоровые навыки.
Д. Огороднов. Алгоритм. Достоинства этого упражнения. Дети приобретают чувство фразы, свободу нижней челюсти, правильное формирование певческого тона, правильный вдох и задержка дыхания, чувства движения внутри музыкальной фразы, филирование звука, ощущение зевка. «У» - открыть рот верх и вниз – верхняя челюсть неподвижна, поднимаем мягкое небо. При помощи этого упражнения хорошо напеты звуки в нижнем диапазоне, если их не развивать, не вести наверх, развивая и «напевая» верхние звуки диапазона, то верхов у детей этого возраста не будет. Наши дети поют «соль» второй октавы (в распевании). А ели у них есть такой запас, то ноты «ми», «фа» они поют уверенно и легко. Для этого включены в систему работы и другие вокальные упражнения, которые вам сегодня показали. Это упражнения на расширение диапазона, на цепное дыхание, на двухголосие, и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре
"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...
Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре «Развитие эмоциональности и творческой свободы»
Методическая разработка . Открытый урок в младшем хоре. Детская школа искусств. «Развитие эмоциональности и творческой свободы»Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образ...
Конспект открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!"
Материалы конспекта открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!" могут использоваться в начальной школе или 5-6 классах при изучении темы "Весенний пейзаж" или "Стихотворения русских поэто...
Конспект открытого урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре" 2013 г.
Тема урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре"...
"В гости в весенний лес"- конспект открытого занятия в младшей группе с использованием здоровье сберегающих технологий.
Данный конспект содержит материал для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. Конспект составлен с использованием здоровьесберегающих те...
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре."
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей &laqu...
Конспект открытого занятия в младшей группе обучающихся дошкольного возраста с нарушением зрения
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по развитию социально-бытовой ориентировки...