Конспект открытого занятия "Унисон в младшем хоре"
план-конспект по музыке

Кулькова Екатерина Васильевна

Методы и приемы овладения пения в унисон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otrytyy_urok_v_mladshem_hore.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Безимени-1

Департамент образования

администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества Сормовского района»

Конспект

отрытого занятия в младшем хоре

на тему: «Унисон»

Кулькова Екатерина Васильевна

Педагог дополнительного образования

Нижний Новгород

2023

Цель: Овладеть приемами пения в унисон.

Для раскрытия темы ставится три задачи:

  1. Обучающая:
  • Певческая установка;
  • Унисон, вокально – хоровые навыки при пении в унисон;
  • Хор – ансамбль унисонов.
  1. Воспитательная:
  • Воспитание эстетического и художественного вкуса через освоение высоко – художественного репертуара;
  • Развитие работоспособности и увлеченности материалом;
  • Умение слушать себя в хоре и весь хор в целом.
  1. Исполнительская задача:
  • Активность в работе;
  • Артистизм при исполнении: передавать свое отношение к содержанию через эмоциональность и выразительность;
  • Унисон в исполнительной трактовке;
  • Унисон в исполнении динамических оттенков.

ОБОРУДОВАНИЕ: Рояль; ноты; плакаты и таблицы для распевания по системе Д. Огороднова; музыкальный светофор для развития внутреннего слуха; раздаточный материал: партии, хоровые партитуры.

ПЛАН.

  1. Организационный момент:
  1. певческая установка.
  1. Подготовительные упражнения:
  1. Упражнения на дыхание 1,2,3;
  2. Распевание:
  • Д. Огороднов – пение по алгоритму с дирижированием, упр. 1,2,3,4,5,6;
  • Упражнение на расширение диапазона;
  • Упражнения на цепное дыхание;
  • Пение гаммы с названием нот сверху вниз каждый раз, повышая на полутон, унисон, канон. Штрихи, ощущение опоры.
  1. Работа над репертуаром:
  1. Ф. Шуберт «Куда?»:
  • Сольфеджирование в медленном темпе с «3» цифры;
  • Унисон в исполнении пассажей;
  • Унисон в мелодической линии мелодии, формирование гласных звуков;
  • Выразительное пение с аккомпанементом;
  • Пение со светофором.
  1. Григ. «С добрым утром»
  • Сольфеджио;
  • Ритмический унисон, проговаривание текста в ритме;
  • Интонация;
  • Пение с аккомпанементом, унисон в исполнении динамических оттенков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, дети. Начинаем наше занятие. Тема занятия: унисон. Я часто вам повторяю дети, слушайте себя в общем звучании хора. Умейте подстраивать свой голос к голосам, поющим в хоре, пойте стройнее в один голос, в унисон.

УНИСОН – итальянское слово – один звук.

Одновременное звучание двух или нескольких звуков одной и той же высоты и будет унисон.

УНИСОННЫЙ СТРОЙ – слияние певцов отдельной партии в единый хоровой голос – составляет основу строя, зависит от остроты слуха поющих, так и от единообразных вокальных гласных. Для того, что петь стройно, в один голос, унисон, нужно иметь очень развитый музыкальный слух. Вот этим мы с вами и занимаемся. Развиваем разные стороны музыкального слуха: мелодический, гармонический, ритмический, вокальный, внутренний и т.д.

Сейчас мы покажем, какими приемами мы пользуемся на занятиях хора. Встали на ноги, спинка прямая, плечи расправлены, голова в естественном положении. Начинаем упражнения на дыхание. Дыхание – энергетический источник голоса. Дыхание – основа пения.

  1. – упражнение: вдох на «зевок», задержка дыхания и активный выдох на «ф». Повторяем 3 – 5 раз. /насос/
  2. – упражнение: вдох на «зевок», задержка дыхания и на задержаном вдохе четыре звука «п», а затем активный выдох.
  3. – упражнение: вдох на «зевок», задержка дыхания и медленный выдох на звук «с» - идет сильный посыл воздуха, как бы надуваем шарик, затем хлопок, шарик лопнул или успели его завязать. Выполняем упражнение 3 – 5 раз.

Готовим наш голосовой аппарат к пению. Посмотрите на плакат. Что показывает двойная линия у буквы «У?» /Отвечают./

Правильно. Хорошо открыть рот, ниже опустить нижнюю челюсть. А что обозначает темно синий цвет? /Дети отвечают/ Прибавить звук дыханием.

На стебелек делаем шумный, глубокий вдох носом, на цветочек - держим улыбку задерживаем дыхание. Далее очень тихо и коротко, как будто высекаем искорки, поем два звука. «У У» (на стаккато) , а затем фиксируем долгий звук /филируем его/ и вместе выдыхаем на стрелке.

Звучит настройка, мажорное трезвучие. Дети должны услышать и спеть нижний звук. Все это упражнение поется на одном звуке а'капелла. В этом трудность упражнения. Поем упражнения 3 – 4 раза. ПО ходу делаю замечания.

2 – ое упражнение. Такое же как и первое, только «уль» поется ,3 и показывается отрывисто рукой. К доске вызываю ученика. Он показывает упражнение указкой по плакату, а весь хор дирижирует и поет каждый на своем месте. Ученик дает певческий тон и показывает упражнение. Уметь услышать соотношение ступеней I – III мажорной. Петь чисто, очень коротко слог «Уль». В этом упражнении важна артикуляция. НА «У» рот большой, челюсть вниз, «ль» - на улыбке, петь очень тихо, мягко.

3 – е упражнение. Такое же как и второе, только «Уль» (б3) звучит долго. Следить за артикуляцией. Петь как капельку (буль).

4 – е упражнение. Пение гласных «у», «а», «у», «о», ступени I – II, I – УII, I. Гласные звуки «у – а – уо» поются коротко. Следить за формой рта, купол внутри (зевок), все гласные в одном месте, следить за звуком. Чувствовать музыкальную фразу, сильные и слабые доли.

5 – е упражнение. Такое же, как и четвертое, только «А» и «о» поются, звук фиксируется (раскрывается как – будто он бутон цветка), следить, чтобы звук был мягким, легким. Ощущение фразы петь выразительно. Поем и дирижируем.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА.

Начинаем петь в фа миноре на слог «ле». Этого слог звучит мягко и помогает добиться высокого головного звучания и головного резонирования. Поем по полутонам вверх до си минора и обратно. Вверху поем на слог «ли». «И» очень трудная гласная, необходимо следить за округлением этой гласной, чтобы звуки были разжаты, мягкое небо поднять и купол. Звук попадает в резонаторы (усиливает звук , как микрофон).

УПРАЖНЕНИЯ НА ДВУХГОЛОСИЕ.

В этом упражнении удобно выравнивать гласные а, э, и, о, у. Следить за унисоном., чтобы гласные звучали в единой манере, в одном месте, горло раскрыть широко, звук узкий и острый льется и тянется (как нитка за иголкой). Согласный звук «д» помогает атаке звука и фиксации высоты звука. Проучить двухголосие, выравнить мелодическую линию каждой партии и гармонически выстроить интервалы. Упражнения поются под гармоническое сопровождение.

ГАММУ ПОЕМ СВЕРХУ ВНИЗ. С названием нот штрихом staccato, толкая каждую ноту дыханием: До – о – о – о си – и – и – и… Пение в унисон и каноном. Пение на разные штрихи с ощущением «опоры» - дыхания.

- Дети, вы устали сидеть? Встали на ножки и сделаем упражнение «Катина голова». Катя – кукла, у нее неподвижные руки и ноги. Работает только голова (упражнение от остеохондроза)

Голова вперед, голова назад,

Голова вперед, назад и прямо.

Ухо вправо, ухо влево,

Ухо влево, вправо, прямо.

УПРАЖНЕНИЕ «МАССАЖ».

Шлепа – 4 р. – шлеп

Шлепа – 4 р. – шлеп и другую

Шлепа – 4 р. – шлеп наизнанку

Шлепа – 4 р. – шлеп и другую.

Сильно плечи - 2р. Очень тихо нос. Молодцы!

Вот мы немного передохнули, продолжаем урок.

РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ:

  1. Ф. Шуберт «Куда?»

Открываем ноты и поем сольфеджио с 3 – ей цифры. Вся партитура пронумерована для удобства обучения. Темп берем медленнее настоящего темпа для удобства в работе над трудными местами. Проучиваем трудные пассажи. Проучиваем на сольфеджио и на слог «до», и «ле», фиксируя высоту каждого звука. Четко проговаривать текст, проучивать на штрихи. Рот открываем правильно, однако формируем гласные, поем, слушая друг друга, в унисон.

  1. Григ «С добрым утром»

Поем сольфеджио, слушая друг друга, не выделяясь из общего звучания хора.

Проговариваем текст в ритме, ритмический унисон, четкое произношение согласной, вместе, четко, отрывисто.

Проучивать двухголосие, точно снимать на унисон.

Проучить интервалы. Большие интервалы интонируются с тенденцией повышения. Когда проучены детьми трудные места, я предлагаю детям эмоционально настроиться и спеть с аккомпанементом в характере этой музыки.

А теперь настройтесь на концерт.

Петь выученные произведения всегда приятно, но в то же время ответственно. В этой последовательности мы не пели произведения, поэтому нужно настроиться, сконцентрировать свое внимание с одного характера музыки на другой. Пойте с удовольствием, этим вы доставите удовольствия нашим гостям.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

С поставленными задачами дети справились. Мы показали работу над теми упражнениями, которые мы делаем на каждом уроке, прорабатывая, укрепляя и приобретая вокально – хоровые навыки.

Д. Огороднов. Алгоритм. Достоинства этого упражнения. Дети приобретают чувство фразы, свободу нижней челюсти, правильное формирование певческого тона, правильный вдох и задержка дыхания, чувства движения внутри музыкальной фразы, филирование звука, ощущение зевка. «У» - открыть рот верх и вниз – верхняя челюсть неподвижна, поднимаем мягкое небо. При помощи этого упражнения хорошо напеты звуки в нижнем диапазоне, если их не развивать, не вести наверх, развивая и «напевая» верхние звуки диапазона, то верхов у детей этого возраста не будет. Наши дети поют «соль» второй октавы (в распевании). А ели у них есть такой запас, то ноты «ми», «фа» они поют уверенно и легко. Для этого включены в систему работы и другие вокальные упражнения, которые вам сегодня показали. Это упражнения на расширение диапазона, на цепное дыхание, на двухголосие, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре

"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...

Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре «Развитие эмоциональности и творческой свободы»

Методическая разработка .  Открытый урок в младшем хоре. Детская школа искусств. «Развитие эмоциональности и творческой свободы»Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образ...

Конспект открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!"

Материалы конспекта открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!" могут использоваться в начальной школе или 5-6 классах при изучении темы "Весенний пейзаж" или "Стихотворения русских поэто...

Конспект открытого урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре" 2013 г.

Тема урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре"...

"В гости в весенний лес"- конспект открытого занятия в младшей группе с использованием здоровье сберегающих технологий.

Данный конспект содержит материал для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности. Конспект составлен с использованием здоровьесберегающих те...

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре."

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей &laqu...

Конспект открытого занятия в младшей группе обучающихся дошкольного возраста с нарушением зрения

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по развитию социально-бытовой ориентировки...