Конспект открытого занятия по теме: "Работа над интонацией с учащимися старшего хора"
план-конспект по теме
Открытое занятие с учащимися старшего хора 2014-2015 уч.года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_2014-2015_uch.g.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Дата проведения урока, время, учащийся:
17.12.2014г., 16.15, старшая группа хора
Тема урока: Работа над интонацией в старшем хоре
Тип урока: урок применения знаний и умений
Форма урока: групповая, урок-практикум
Цель урока: развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства у учащихся старших классов в процессе освоения песенно-хорового материала.
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить в ходе урока закрепление правил и законов певческой установки, вокального формирования звука, интонационно-ладового тяготения; продолжать учить детей применять полученные знания, умения и навыки в изучаемом песенно-хоровом материале.
Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе; содействовать развитию эстетического вкуса, культуры пения.
Развивающие: развить навыки певческой установки, навыки формирования вокального звука, певческого унисона в партии; развить интонационные навыки, навыки ладового чувства и мышления; развитие музыкальной памяти, музыкального слуха, воображения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Оборудование урока: фортепиано, хоровые партитуры, подставки для хорового пения.
Структура урока.
I. Начало урока.
Организационный этап.
1) приветствие;
2) сообщение темы, цели и хода работы на уроке.
II. Основная часть урока.
1. Теоретическая часть.
2. Выполнение практических заданий на развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства.
III. Заключительный этап.
1. Оценка.
2. Домашнее задание.
3. Конец урока.
Ход занятия
Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте, это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты. Некоторые люди от природы наделены чистой, почти инструментальной интонацией. Другие интонируют хорошо, с небольшими погрешностями, которые поддаются коррекции. Есть и те, кто испытывает большие трудности с интонированием и точным попаданием в ноты. Есть несколько факторов, которые влияют на чистоту интонирования. Психологи считают, что неточная интонация – это почти всегда неуверенность в себе и в том, что вы делаете. Действительно, для точного интонирования необходимо хорошо знать мелодию песни (быть в ней уверенным), текст, быть уверенным в своём голосе. Это – психологическая составляющая чистого интонирования. Образно выражаясь, можно сказать, что завышение нот – это осторожная, неуверенная ходьба на цыпочках. Занижение, наоборот, грузная небрежная поступь или даже топот. Есть и физиологические особенности, влияющие на чистоту интонации: возрастные изменения (например, период мутации), музыкальная память, музыкальный слух, чувство ритма, певческое дыхание (отсутствие поставленного певческого дыхания сказывается на чистоте интонации, особенно при исполнении длинных нот в конце фразы – они просто «плывут").
Основная часть урока
Преподаватель:
Начало каждого урока - распевание - разогрев голосового аппарата, начальный этап работы над интонацией.
Учащиеся под руководством преподавателя поют интонационные упражнения:
1) от ноты "ми" (1) пение закрытым ртом на одном звуке.
Задача: собираем звук в вокальную позицию, которая формируется с помощью действий: - вдох - сделать полузевок с помощью эмоции (радость, удивление), с представлением того, что понюхали аромат цветка;
- задержка вдоха (полученного результата), которая сохраняется на протяжении мелодического звена упражнения;
- пение с ощущением зевка, который тянется вверх.
2) от ноты "соль" (1) на одном звуке тянем гласную "у".
Задача: сохранить вокальную позицию 1ого упражнения, приоткрыв рот.
3) от ноты "ля" (1) до ноты "до" (2) на одном звуке поем слоги: ма-мэ-ми-мо-му.
Задача: выровнять сочетание гласных по единой вокальной позиции на одном звуке, следить за округлым, но светлым и благородным звуком, который тянется на зевке
4) гласные "у"-"о"-"а" на стаккато от ноты "ми" (1)
Задача: выровнять звучание двух соседних звуков в вокальной позиции.
5) от ноты "ля" (1) нисходящий гаммообразный ход в мажорном ладу на слоги "ми-я" на стаккато.
Задача: петь мажорную гамму вниз с внутренним ощущением противоположного хода.
6) пение мажорных гамм.
Задача: формировать светлые округлые звуки, интонировать натуральный мажор по закону тяготения ступеней лада.
Преподаватель: Мы настроились на работу над песней. Открыли, пожалуйста, р.н.п. "Пойду ль я, выйду ль я". Напоминаю, что эта песня поется без сопровождения - a cappella. Поэтому здесь необходимо строго держать интонационный строй. Повторим партию 2 голоса на сольфеджио с инструментом, а потом a cappella. Выстраиваем голоса в унисон.
Учащиеся: поют 1 куплет песни с инструментом и потом a cappella.
Преподаватель: корректирует исполнение в двух видах.
Предполагаемое пение учащихся: с учетом интонационной корректировки преподавателя.
Преподаватель: Попробуем пропеть 2 голос со словами. Обязательно нужна четкая дикция, которая является организацией певческой интонации.
Учащиеся: поют 1 куплет песни со словами с инструментом и потом a cappella.
Преподаватель: корректирует исполнение в двух видах.
Предполагаемое пение учащихся: с учетом интонационной корректировки преподавателя.
Преподаватель: дает оценку работе учащихся, и просит применить полученные навыки во 2 части песни.
Предполагаемое пение учащихся: без остановки на сольфеджио, с частичной поддержкой инструмента, интонационно верно. При благополучном выполнении задания учащиеся часть песни пробуют петь со словами
Преподаватель: дает оценку работе учащихся.
Заключительный этап
Учащиеся исполняют 2 куплет песни "Пойду ль я, выйду ль я" со словами a cappella с частичной поддержкой инструмента. Преподаватель подводит итог проделанной работе, поясняет, что удается с легкостью, а над чем в дальнейшем придется поработать, чему надо будет уделять особое внимание, и дает оценку учащимся за работу на уроке.
Домашнее задание: закрепить выученную партию с проигрыванием на инструменте и с частичной поддержкой инструмента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»
Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...
Конспект открытого занятия по теме: "Работа над пением a cappella в среднем хоре"
Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2012-2013 уч.года...
Конспект открытого занятия по теме: "Основные приемы работы с обучающимися среднего хора"
Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2010-2011 уч.года...
Конспект открытого занятия по теме: "Работа над двухголосием с обучающимися среднего хора"
Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2013-2014 уч.года...
Конспект открытого занятия по русскому языку (подготовка к ЕГЭ учащихся 10-11 классов) по теме "Сложноподчиненные предложения"
На уроке проверяется умение учащихся пользоваться теоретическими знаниями для практической работы, правильно расставлять знаки препинания....
Конспект проведения открытого занятия по теме: «Работа над звукообразованием».
приобщение детей к миру певческого искусства, заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...
Конспект проведения открытого занятия по теме «Работа над правильной чистотой интонирования»
Приобщение детей к миру певческого искусства, заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...