программа элективного курса " Бизнес и производство"
методическая разработка (9 класс) на тему

Цели курса:                                                  

·        способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;

·        развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.

Задачи курса:

  • познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
  • познакомить учеников с проблемами в области экономики;
  • научить правильному решению задач;
  • научить анализировать нужную информацию;
  • научить учеников применять теоретические знания в жизни
  • способствовать развитию самостоятельной работы;
  • развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;

способствовать развитию коллективной работы.                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suleymanova_biznes_i_proizvodstvo_.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение-

лицей №2 г. Альметьевска

Республики Татарстан

Бизнес и производство

Программа

элективного курса

9 класс

Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Сулейманова Зульфия Явдатовна

Альметьевск

2014

                                                     

Пояснительная записка

 

В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как

один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность

ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.

        Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем.

        В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.

        Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы А.В. Леонтьева  "Основы предпринимательства" (9 класс).

Цели курса:                                                   

  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
  • развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.

Задачи курса:

  • познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
  • познакомить учеников с проблемами в области экономики;
  • научить правильному решению задач;
  • научить анализировать нужную информацию;
  • научить учеников применять теоретические знания в жизни
  • способствовать развитию самостоятельной работы;
  • развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
  • способствовать развитию коллективной работы.                                         

Методические особенности изучения предмета

        В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.

        Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.

        Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.

        Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.

        Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.

        Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.

        Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности:

1. выработка идеи и ее первоначальная оценка;

2. разработка бизнес-плана;

3. опытно-констукторские разработки;

4. пробный выход на рынок;

5. коммерческое освоение продукции.

        Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы.

        Рабочая программа предполагает некоторые изменения. В связи с тем, что базовый курс по экономике вводится только в одиннадцатом классе, поэтому на занятиях больше внимания уделяется вопросам экономической теории.        В программу внесен перечень деловых игр: "Совет директоров или как избежать банкротства", "Конкуренция фирм", "Деловые переговоры", "Прибыльное производство", "Бизнес в кафе", которые несут в себе возможности для развития личности.

        Содержание курса дополнено уроками – семинарами по решению экономических задач по темам: "Издержки производства", "Прибыль", "Рентабельность", что позволяет развивать экономическое мышление.

        В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры.

        Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.

Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 19 часов.

В процессе прохождения курса учащиеся разработают собственный бизнес-проект.

Требования к результатам усвоения учебного материала

Учащиеся должны знать:

  1. Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
  2. Определение рынка, его сущности, виды;
  3. Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с
    рыночным механизмом:

а)        что такое рынок, виды рынка;

б)        что такое спрос и предложение;

в)        что такое деньги, функции денег;

г)        что такое бизнес-план, его ценность и назначение;

д)        что такое конкуренция, фирмы;

е)        что такое маркетинг и его основные разделы;

ж)        что такое менеджмент;

з)        основные риски и способы защиты от них;

и)        что такое налоги и их основные виды.

Учащиеся должны уметь:

  1. Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы
    экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку
    зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении
    экономических процессов;
  2. Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических
    ресурсов для производства товаров и услуг;
  3. Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
  4. Составлять производственный план;
  5. Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
  6. Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
  7. Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.

Оценка качества знаний, умений, навыков

  1. Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
  2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля
    за  ходом их выполнения.
  3. По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о
    составлении бизнес-проектов.
  4. Презентация законченных бизнес-проектов.

Тематический план

Тема

Всего

часов

Лекция

Практика

Форма обучения

1

Предприниматель в рыночной экономике

1

1

- лекция

2

Презентация идей

2

1

1

-лекция

- практ. занятие

3

Бизнес-план

2

1

1

- лекция

- семинар

4

Производственный план

2

1

1

- лекция

- практ. занятие

5

Себестоимость продукции

1

1

- лекция

6

Маркетинг

2

1

1

- лекция

- семинар

- практ. занятие

- деловая игра

7

Участники предпринимательской деятельности в России

1

1

- лекция

8

Менеджмент

2

1

1

- лекция

- деловая игра

9

Оценка риска

1

- лекция

- практ. занятие

10

Налоги

1

1

- лекция

11

Финансовый план

2

1

1

- лекция

- деловая игра

12

Презентация проекта

2

2

- урок-конференция

19

10

9

Содержание программы

Тема " Предприниматель в рыночной экономике " – 1 час

Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Краткая история развития

предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности.

Тема " Презентация идей " – 2 часа

Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка

бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции.

Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности.

Тема " Бизнес – план " – 2 часа

Бизнес – план , его назначение и структура. Основные источники информации для

составления бизнес-плана.

Тема " Производственный план " – 2 часа

Основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии

производства. Производительность труда и пути ее повышения.

Тема " Себестоимость продукции " – 1 часа

Структура и методика расчета себестоимости продукции. Основные пути снижения

себестоимости продукции.

Тема " Маркетинг в деятельности предпринимателя " – 2часов

Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги,

назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании.

Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении,

товар с подкреплением.

Цена. Факторы, влияющие на выбор цены.

Сбыт. Оценка потенциального объема рынка и доли рынка для освоения. Основные

каналы сбыта и выбор оптимального.

Тема " Участники предпринимательской деятельности в России " – 1часа

Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации.

Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив.

Физические и юридические лица. Понятие об уставе и учредительном договоре.

Тема " Менеджмент в деятельности предпринимателя " – 2 часа

Основные функции современного менеджмента. Трудовой коллектив и условия

найма работников. Организационная структура предприятия и должностные

инструкции.

Тема " Оценка риска " – 1 часа

Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них.

Тема " Налоги " – 1 часа

Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.

Тема " Финансовый план " – 2 часов

Назначение и основные разделы финансового плана. План доходов и расходов и

методика его составления. Понятие о самоокупаемости. Точка самоокупаемости.

Стартовый капитал. Внутренние и внешние источники финансирования

предпринимательства.

Тема " Презентация проекта " – 2 часа

 

Приложение

Практические работы

  • Самооценка предпринимательских способностей.
  • Разработка конструкции изделия и технологической карты на его изготовление.
  • Разработка бизнес – плана.
  • Изготовление изделия.
  • Деловые игры.
  • Презентация завершенных проектов.

Примерная тематика бизнес-проектов

1. Бизнес-план создания предприятия по производству комбинезонов для собак.

2. Бизнес-план создания предприятия по выращиванию водяных лилий.

3. Бизнес-план создания предприятия по производству картин, вышитых крестом.

4. Бизнес-план создания предприятия по производству салфеток, вязаных крючком.

Учебно-методическое обеспечение курса

Основная и дополнительная литература для учащихся

1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.

2. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2004.

Основная и дополнительная литература для учителя 

3. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.

4. Волков О.В. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2004.

5. Прикладная экономика. Учебное пособие для учащихся в старших классах. Пер. с англ./Junior Achievement. – М.: Просвещение, 1992.

6. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 1999.

Тезаурус

Рыночная экономика - система свободного предпринимательства

Экономическая свобода – самостоятельное принятие решений

Конкуренция –экономическое соперниче5ствоза право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов

Производственное предпринимательство – предприниматель и его фирма работают в сфере непосредственного производства различных товаров

Финансовое предпринимательство – особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги

Прибыль – разница между выручкой от продаж товаров или услуг и затратами, необходимых для производства и организации продажи этих товаров и услуг

Затраты на производство

Бизнес- план – документ, в котором дается описание всех основных аспектов деятельности будущего предприятия

Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах

Бизнес-карта – специализированный, постоянно обновляющийся справочник содержащий краткую информацию

Стартовый капитал – средства, необходимые на начальном этапе создания предприятия

Производственный план

Амортизация основных фондов постепенное уменьшение стоимости основных фондов

Маркетинг – деятельность, направленная на формирование и удовлетворение рыночного спроса

Целевой маркетинг- деятельность по разграничению сегментов рынка, выбору одного или нескольких из этих сегментов и разработка для них товаров и комплексов маркетинга

Оценка емкости рынка – определение общего количества предлагаемых товаров, которые покупатели смогут приобрести за определенный период

Слоган – краткая, звучная, динамичная рекламная фраза

Уставный капитал – первоначальная сумма капитала фирмы, определенная ее уставом

Учредительный договор – документ, регулирующий деятельность предприятия и определяющий отношения между учредителями

Менеджмент – система организации и управления предприятием

Менеджер – служащий коммерческого предприятия

Оценка риска – определение возможных опасностей, неудач, трудностей

Страхование – финансовая защита от возможного ущерба путем периодических взносов специальному учреждению

Налог – обязательные безвозмездные платежи в государственный или местные бюджеты, производимые в различных формах

Декларация о доходах – документ, представляющий собой заявления налогоплательщика обо всех видах доходов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Химия и производство некоторых неорганических и органических соединений» для учащихся 11-х классов.

Основной целью изучения данного элективного курса является расширение научного кругозора обучающихся профильного класса по химии, оптимизация подготовки обучающихся данного класса в ВУЗы в соответстви...

Программа элективного курса «Бизнес-курс немецкого языка» для 11 класса

Элективный бизнес курс по немецкому языку предназначен для учащихся 11 класса.         Цель курса – обучить учащихся основам делового общения в устных и письмен...

Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела»

Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа элективного курса 10-11 классы "Организация и бизнес-планирование собственного дела"

Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Организация и бизнес-планирование собственного дела"...

Рабочая программа элективного курса по технологии: «Декоративно-прикладное искусство в малом бизнесе»

Рабочая программа элективного курса по технологии«Декоративно-прикладное искусство в малом бизнесе»...

Программа элективного курса «Основы туристического бизнеса» (8-9 класс)

Предлагаемая программа обучения туристическому бизнесу  предназначена для учащихся 8-9 классов, что, несомненно, является начальным этапом ознакомления  школьников  с организацией работ...