программа элективного курса " Бизнес и производство"
методическая разработка (9 класс) на тему
Цели курса:
· способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
· развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.
Задачи курса:
- познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
- познакомить учеников с проблемами в области экономики;
- научить правильному решению задач;
- научить анализировать нужную информацию;
- научить учеников применять теоретические знания в жизни
- способствовать развитию самостоятельной работы;
- развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
способствовать развитию коллективной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suleymanova_biznes_i_proizvodstvo_.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение-
лицей №2 г. Альметьевска
Республики Татарстан
Бизнес и производство
Программа
элективного курса
9 класс
Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Сулейманова Зульфия Явдатовна
Альметьевск
2014
Пояснительная записка
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как
один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность
ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.
Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем.
В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы А.В. Леонтьева "Основы предпринимательства" (9 класс).
Цели курса:
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.
Задачи курса:
- познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
- познакомить учеников с проблемами в области экономики;
- научить правильному решению задач;
- научить анализировать нужную информацию;
- научить учеников применять теоретические знания в жизни
- способствовать развитию самостоятельной работы;
- развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
- способствовать развитию коллективной работы.
Методические особенности изучения предмета
В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.
Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.
Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.
Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.
Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.
Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.
Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности:
1. выработка идеи и ее первоначальная оценка;
2. разработка бизнес-плана;
3. опытно-констукторские разработки;
4. пробный выход на рынок;
5. коммерческое освоение продукции.
Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы.
Рабочая программа предполагает некоторые изменения. В связи с тем, что базовый курс по экономике вводится только в одиннадцатом классе, поэтому на занятиях больше внимания уделяется вопросам экономической теории. В программу внесен перечень деловых игр: "Совет директоров или как избежать банкротства", "Конкуренция фирм", "Деловые переговоры", "Прибыльное производство", "Бизнес в кафе", которые несут в себе возможности для развития личности.
Содержание курса дополнено уроками – семинарами по решению экономических задач по темам: "Издержки производства", "Прибыль", "Рентабельность", что позволяет развивать экономическое мышление.
В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры.
Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.
Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 19 часов.
В процессе прохождения курса учащиеся разработают собственный бизнес-проект.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
- Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
- Определение рынка, его сущности, виды;
- Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с
рыночным механизмом:
а) что такое рынок, виды рынка;
б) что такое спрос и предложение;
в) что такое деньги, функции денег;
г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
д) что такое конкуренция, фирмы;
е) что такое маркетинг и его основные разделы;
ж) что такое менеджмент;
з) основные риски и способы защиты от них;
и) что такое налоги и их основные виды.
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы
экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку
зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении
экономических процессов; - Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических
ресурсов для производства товаров и услуг; - Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
- Составлять производственный план;
- Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
- Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
- Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.
Оценка качества знаний, умений, навыков
- Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
- Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля
за ходом их выполнения. - По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о
составлении бизнес-проектов. - Презентация законченных бизнес-проектов.
Тематический план
Тема | Всего часов | Лекция | Практика | Форма обучения | |
1 | Предприниматель в рыночной экономике | 1 | 1 | - лекция | |
2 | Презентация идей | 2 | 1 | 1 | -лекция - практ. занятие |
3 | Бизнес-план | 2 | 1 | 1 | - лекция - семинар |
4 | Производственный план | 2 | 1 | 1 | - лекция - практ. занятие |
5 | Себестоимость продукции | 1 | 1 | - лекция | |
6 | Маркетинг | 2 | 1 | 1 | - лекция - семинар - практ. занятие - деловая игра |
7 | Участники предпринимательской деятельности в России | 1 | 1 | - лекция | |
8 | Менеджмент | 2 | 1 | 1 | - лекция - деловая игра |
9 | Оценка риска | 1 | - лекция - практ. занятие | ||
10 | Налоги | 1 | 1 | - лекция | |
11 | Финансовый план | 2 | 1 | 1 | - лекция - деловая игра |
12 | Презентация проекта | 2 | 2 | - урок-конференция | |
19 | 10 | 9 |
Содержание программы
Тема " Предприниматель в рыночной экономике " – 1 час
Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Краткая история развития
предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности.
Тема " Презентация идей " – 2 часа
Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка
бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции.
Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности.
Тема " Бизнес – план " – 2 часа
Бизнес – план , его назначение и структура. Основные источники информации для
составления бизнес-плана.
Тема " Производственный план " – 2 часа
Основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии
производства. Производительность труда и пути ее повышения.
Тема " Себестоимость продукции " – 1 часа
Структура и методика расчета себестоимости продукции. Основные пути снижения
себестоимости продукции.
Тема " Маркетинг в деятельности предпринимателя " – 2часов
Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги,
назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании.
Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении,
товар с подкреплением.
Цена. Факторы, влияющие на выбор цены.
Сбыт. Оценка потенциального объема рынка и доли рынка для освоения. Основные
каналы сбыта и выбор оптимального.
Тема " Участники предпринимательской деятельности в России " – 1часа
Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации.
Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив.
Физические и юридические лица. Понятие об уставе и учредительном договоре.
Тема " Менеджмент в деятельности предпринимателя " – 2 часа
Основные функции современного менеджмента. Трудовой коллектив и условия
найма работников. Организационная структура предприятия и должностные
инструкции.
Тема " Оценка риска " – 1 часа
Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них.
Тема " Налоги " – 1 часа
Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.
Тема " Финансовый план " – 2 часов
Назначение и основные разделы финансового плана. План доходов и расходов и
методика его составления. Понятие о самоокупаемости. Точка самоокупаемости.
Стартовый капитал. Внутренние и внешние источники финансирования
предпринимательства.
Тема " Презентация проекта " – 2 часа
Приложение
Практические работы
- Самооценка предпринимательских способностей.
- Разработка конструкции изделия и технологической карты на его изготовление.
- Разработка бизнес – плана.
- Изготовление изделия.
- Деловые игры.
- Презентация завершенных проектов.
Примерная тематика бизнес-проектов
1. Бизнес-план создания предприятия по производству комбинезонов для собак.
2. Бизнес-план создания предприятия по выращиванию водяных лилий.
3. Бизнес-план создания предприятия по производству картин, вышитых крестом.
4. Бизнес-план создания предприятия по производству салфеток, вязаных крючком.
Учебно-методическое обеспечение курса
Основная и дополнительная литература для учащихся
1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.
2. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для начального профессионального образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2004.
Основная и дополнительная литература для учителя
3. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
4. Волков О.В. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2004.
5. Прикладная экономика. Учебное пособие для учащихся в старших классах. Пер. с англ./Junior Achievement. – М.: Просвещение, 1992.
6. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 1999.
Тезаурус
Рыночная экономика - система свободного предпринимательства
Экономическая свобода – самостоятельное принятие решений
Конкуренция –экономическое соперниче5ствоза право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов
Производственное предпринимательство – предприниматель и его фирма работают в сфере непосредственного производства различных товаров
Финансовое предпринимательство – особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги
Прибыль – разница между выручкой от продаж товаров или услуг и затратами, необходимых для производства и организации продажи этих товаров и услуг
Затраты на производство
Бизнес- план – документ, в котором дается описание всех основных аспектов деятельности будущего предприятия
Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах
Бизнес-карта – специализированный, постоянно обновляющийся справочник содержащий краткую информацию
Стартовый капитал – средства, необходимые на начальном этапе создания предприятия
Производственный план
Амортизация основных фондов постепенное уменьшение стоимости основных фондов
Маркетинг – деятельность, направленная на формирование и удовлетворение рыночного спроса
Целевой маркетинг- деятельность по разграничению сегментов рынка, выбору одного или нескольких из этих сегментов и разработка для них товаров и комплексов маркетинга
Оценка емкости рынка – определение общего количества предлагаемых товаров, которые покупатели смогут приобрести за определенный период
Слоган – краткая, звучная, динамичная рекламная фраза
Уставный капитал – первоначальная сумма капитала фирмы, определенная ее уставом
Учредительный договор – документ, регулирующий деятельность предприятия и определяющий отношения между учредителями
Менеджмент – система организации и управления предприятием
Менеджер – служащий коммерческого предприятия
Оценка риска – определение возможных опасностей, неудач, трудностей
Страхование – финансовая защита от возможного ущерба путем периодических взносов специальному учреждению
Налог – обязательные безвозмездные платежи в государственный или местные бюджеты, производимые в различных формах
Декларация о доходах – документ, представляющий собой заявления налогоплательщика обо всех видах доходов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Химия и производство некоторых неорганических и органических соединений» для учащихся 11-х классов.
Основной целью изучения данного элективного курса является расширение научного кругозора обучающихся профильного класса по химии, оптимизация подготовки обучающихся данного класса в ВУЗы в соответстви...
Программа элективного курса «Бизнес-курс немецкого языка» для 11 класса
Элективный бизнес курс по немецкому языку предназначен для учащихся 11 класса. Цель курса – обучить учащихся основам делового общения в устных и письмен...
рабочая программа элективного курса "Основы бизнес-планирования" 11 класс
календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела»
Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа элективного курса 10-11 классы "Организация и бизнес-планирование собственного дела"
Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Организация и бизнес-планирование собственного дела"...
Рабочая программа элективного курса по технологии: «Декоративно-прикладное искусство в малом бизнесе»
Рабочая программа элективного курса по технологии«Декоративно-прикладное искусство в малом бизнесе»...
Программа элективного курса «Основы туристического бизнеса» (8-9 класс)
Предлагаемая программа обучения туристическому бизнесу предназначена для учащихся 8-9 классов, что, несомненно, является начальным этапом ознакомления школьников с организацией работ...