Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела»
элективный курс по экономике (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву и экономике, в соответствии с задачами модернизации содержания обществоведческого образования в школе. В основу программы положены основные положения концепции профильного обучения, а также концепция реализации Национальной президентской образовательной инициативы «Наша новая школа». Данный курс ориентирован на учащихся средней (полной) школы, имеющих интерес к экономике и ориентированных на выбор профессий, связанных с предпринимательством, менеджментом, маркетингом, финансовой и инвестиционной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_ekonomike.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву и экономике, в соответствии с задачами модернизации содержания обществоведческого образования в школе. В основу программы положены основные положения концепции профильного обучения, а также концепция реализации Национальной президентской образовательной инициативы «Наша новая школа».
Данный курс ориентирован на учащихся средней (полной) школы, имеющих интерес к экономике и ориентированных на выбор профессий, связанных с предпринимательством, менеджментом, маркетингом, финансовой и инвестиционной деятельностью.
Переход к рыночной экономике обусловил повышенный интерес к экономическим наукам, возросшую потребность в изучении прикладной экономики, в частности основ предпринимательской деятельности. Движение России к прогрессу будет эффективным, если наряду с крупными предприятиями в полную мощь заработают малые, частные, индивидуальные. И возможность проявить себя в этом важнейшем государственном деле могут (через несколько лет) сегодняшние школьники. Но для этого их надо готовить к участию и в большом и в малом предпринимательстве. Переход России рыночным отношениям потребовал от современной школы большой работы по подготовке и воспитанию делового человека – личности с развитым культурно - нравственным, творческим началом и экономическим мышлением. Понятие «деловая личность» выступает при этом как перспективная модель готовности человека к новому типу профессионально - трудовой, предпринимательской деятельности в условиях рынка.
Содержание учебного курса адаптировано к условиям школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Основой для получения знаний по основам предпринимательского права, в рамках данного элективного курса, является научно-практическое пособие доктора технических наук, профессора, А. М. Каунова «Организация и бизнес-планирование собственного дела».
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 11-х классов основам предпринимательства в основном в сфере малого бизнеса и рассчитана на 34 часа с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Цель курса:
Воспитание и формирование предпринимательского правосознания на основе ключевых образовательных компетентностей учащихся, позволяющих овладеть социальным опытом в сфере основ предпринимательской деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение.
Задачи курса:
- Удовлетворить познавательный интерес учащихся на основе готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
- Повысить экономическую грамотность и предпринимательское самосознание;
- Активизировать мотивационную установку учащихся к предпринимательской деятельности;
- Сократить разрыв между теорией и практикой в экономическом образовании молодежи, через овладение знаниями и опытом в сфере предпринимательской деятельности;
- Обучение партнерству, воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, честности, ответственности, культуры поведения будущего предпринимателя.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, соответствующих его целям и задачам. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, приобщения к творческой деятельности, элементов критического мышления, способности к моделированию ситуаций, проектной и информационных технологий.
Ожидаемый результат:
Работа над курсом предполагает приобретение, развитие следующих навыков, умений и компетенций учащихся как совокупности действий, которая позволит:
Изучить:
- экономику малого бизнеса;
- секреты малого бизнеса;
- особенности управления на средних предприятиях;
- особенности отдельных видов деятельности малых и средних предприятий;
- основы государственного регулирования малого бизнеса;
- возможности финансирования и инвестирования предпринимательской деятельности;
Понимать:
- экономическую роль предпринимательства;
- характерные черты и качества предпринимателя;
- сущность планирования;
- понятия дохода, затрат, прибыли;
- назначение бизнес-плана;
- технологию составления бизнес-плана;
- финансовые механизмы поддержки предпринимательства;
- национальные особенности государственного контроля;
Анализировать:
- исходную ситуацию и принимать стратегическое решение;
- качества личности необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
- новые возможности предпринимательства;
- структуру бизнес-плана;
- особенности российской системы налогообложения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для эффективного планирования своей деятельности;
- для анализа конкретных ситуаций в повседневной деловой жизни;
- для действия в соответствии с личной и общественной выгодой;
- для самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации;
- для эффективной работы в команде;
Изучение элективного курса ««Организация и бизнес-планирование собственного дела» предполагает итоговую форму аттестации в виде защиты социальных проектов по выбранным заранее темам курса. Для получения положительной оценки по итогам курса необходимо: непосредственное участие в социальном проекте, двух ролевых играх, написание эссе, составление опорных схем по одной из тем курса.
Тематический план элективного курса
«Организация и бизнес-планирование собственного дела»
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теор. | прак.т. | |||
1 | Введение в экономику свободного предпринимательства. | 1 | 1 | ||
2 | Рынок - среда существования предпринимателей | 1 | 1 | Создание презентации «Организационно – правовые формы бизнеса» | |
3 | Роль предпринимательства в российской экономике. Его виды и организационно-правовые формы | 1 | 1 | ||
4 | Предпринимательство - основные принципы, стратегия и технологические этапы деятельности | 1 | 1 | ||
5-6 | Общие предпосылки и процедура создания собственного дела | 2 | 1 | 1 | Оформление кластера «Условия эффективности малого предпринимательства», тренинг |
7 | Как искать свою нишу на рынке? | 1 | 1 | ||
8 | Возможные источники и методы выработки предпринимательских идей | 1 | 1 | Разработка опорных схем, заполнение таблиц, составление памятки «Успех моего бизнеса», деловая игра | |
9-10 | Бизнес-планирование - новое явление в экономике России. | 2 | 1 | 1 | Разработка бизнес-плана |
11 | Важнейшие этапы в деятельности предпринимателя | 1 | 1 | Деловая игра «Заключаем контракт» | |
12 | Как исследовать потенциальный рынок? | 1 | 1 | ||
13 | Составляющие исследования рынка | 1 | 1 | Анализ схем | |
14 | Первоначальная оценка стартового капитала и упрощенные методы проработки предпринимательской идеи | 1 | 1 | ||
15-16 | Прогноз прибылей и убытков будущей фирмы | 2 | 2 | Разработка опорных схем, заполнение таблиц, | |
17-18 | Составление сметы | 2 | 1 | 1 | |
19- 20 | Финансовый план движения денежных средств при оценке перспективности идеи создания собственного дела | 2 | 1 | 1 | Заполнение таблиц с использованием методики SWOT-анализа |
21 | Маркетинг в деятельности предпринимателя | 1 | 1 | Анализ диаграммы «Круговая сегментации потребителей» | |
22 | Содержание, сущность, основные принципы и концепции маркетинга | 1 | 1 | Анализ диаграммы «Маркетинговая стратегия» | |
23 | Основные правила разработки и вывода товара на рынок. | 1 | 1 | Приемы расчетов сопоставления текущей стоимости PV и будущей стоимости FT. | |
24 | Жизненный цикл товара | 1 | 1 | ||
25-26 | Менеджмент в деятельности предпринимателя. Основные понятия, цели, задачи, принципы | 2 | 1 | 1 | Деловая игра «Учимся вести переговоры». |
27 | Основные понятия, цели, задачи, принципы менеджмента | 1 | 1 | ||
28 | Управление финансами малого предприятия и налогообложение | 1 | 1 | Дискуссия «Малый бизнес – гарантия стабильности общества» | |
29 | Правовое обеспечение предпринимательства | 1 | 1 | Изучение правовых документов, решение практических проблемных задач | |
30 | Возможные предпринимательские риски и меры борьбы с ними | 1 | 1 | ||
31-32 | Моделирование предпринимательской деятельности по организации собственного дела «Шаг за шагом» - упражнение-тренинг | 2 | 1 | 1 | Защита социальных проектов «Проблемы малого бизнеса в моем городе» |
33 | Резерв | 2 | |||
Итого | 34 |
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации.
- Федеральный Закон от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
- Федеральный Закон от 26.12.08. №294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- Высоков В.В. Предпринимательский всеобуч. Ростов-на-Дону, 2009.
- Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М.,2004.
- Бараненко С.П. Основы предпринимательства. М.,2010.
- Бизнес-план. Методические материалы. М.,2005.
- Лошкарев В.Г. Организация бизнеса с нуля. Советы практика. Санкт-Петербург, 2010.
- Киреев А.П. Экономика. Интерактивный интернет-учебник для 10-11 классы (в комплекте с компакт-диском). М., 2007.
Ресурсы интернет - сети
www.delovoy.spb.ru - сайт-каталог ресурсов сети Интернет по экономике, финансам, менеджменту, маркетингу
www.devbusiness.ru – сайт «Развитие бизнеса»
www.marketing.spb.ru – сайт «Энциклопедия маркетинга»
www.rwr.ru – сайт «Реклама в России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по биологии "Лечебное дело"
Цель: создание ориентационной и мотивационной основыдля осознанного выбора медицинского профиля обучения Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов дея...
Рабочая программа элективного курса по информатике (на основе собственых лабораторных работ)
Цель данного курса:Образовательная: формировать общее представление о языке HTML через возможность понять важность HTML-стандартов для создания гипертекстовых документов, идентификацию тегов HTM...
рабочая программа элективного курса "Основы бизнес-планирования" 11 класс
календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса строительное дело
Рабочая программа элективного курса строительное дело...
Рабочая программа элективного курса 10-11 классы "Организация и бизнес-планирование собственного дела"
Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Организация и бизнес-планирование собственного дела"...
Рабочая программа элективного курса "Организация системы местного самоуправления"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Организация системы местного самоуправления» для 10 класса, 34 часа...