Рабочая программа элективного курса 10-11 классы "Организация и бизнес-планирование собственного дела"
рабочая программа по экономике на тему
Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Организация и бизнес-планирование собственного дела"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_elektiv_oibpsd_10-11kl.2017-18.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утверждена Директор ___________ И И.С.Паньшина Приказ №________ «_01_» сентября 2017 г. | Согласована Зам. по УВР___________ А.А. Латкина «31» августа 2017 г. | Рассмотрена на заседании ШМО _________/Н.Н.Морозова/ Протокол № _______ «31» августа 2017 г. |
Рабочая программа
элективного курса
«Организация и бизнес-планирование
собственного дела»
10-11 классы
Котова Татьяна Андреевна | |
учитель истории и обществознания | |
I квалификационной категории |
2017-2018 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование
собственного дела» составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. №273-ФЗ.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по экономике, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием (вместе с «рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся») / Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03
- Примерных программ основного общего образования: Обществознание. – М.: Просвещение, 2010. -42с.
- Годовой календарный учебный график на 2017-2018 учебный год
- Устав МБОУ СОШ № 2(в действующей редакции);
- Основной образовательной программы и Программы развития МБОУ СОШ № 2 (в действующей редакции).
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ СОШ №2.
- Учебный план МБОУ СОШ№2 на 2017-2018 уч.год.
Актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами: переходом России на рыночные отношения и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся; недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме (выбор курса обучающимися).
Цель курса:
Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, о производстве продукции, товаров, о распределительных и товарообменных процессах, о финансах и денежном обращении.
Задачи курса:
- ознакомление учеников с фундаментальными идеями и понятиями экономики;
- приобретение школьниками простейших навыков прикладного характера;
- выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
- изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.
Курс ориентирован на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих и в то же время цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Работа элективного курса «Организация и бизнес-планирование
собственного дела» строится на принципах:
Междисциплинарности; научности и доступности; личностно-деятельностного подхода; гуманизации. В логику построения программы курса заложен принцип первоначального формирования самых общих знаний и представлений об экономической системе и ее взаимодействии с общественно-политической системой, о роли экономики в жизни и деятельности людей.
Количество часов за год по учебному плану школы:
35 часов (10 класс), 34 часа ( 11 класс). Количество часов в неделю – 1 час.
Основой для реализации данного курса служат:
- Учебник:Липсиц И. В. Экономика. Кн. 1, 2.- М.: Вита-пресс, 2009 г.
- Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2008 г!;
- Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2009 г.;
- Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. -СПб.: Питер, 2007;
- Шевцова С, Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. - СПб.: Питер, 2006;
- Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. - СПб.: Питер, 2006;
- Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ. - СПб.: Питер, 2005;
- Кабанов С. А., Кулевский Л. К. Во благо России: очерки о предпринимателях и меценатах России. - СПб.: Бояныч, 1997;
- Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;
- Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;
- Антология экономической классики. - М., 1993;
- Пушкарев В. М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. - М.: Инфа-М, 1996
Реализация данной рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации; составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ( 10 класс)
№ п/п | Наименование тем | Всего часов |
1 | Экономика | 5 часов |
2 | Типы экономических систем | 3 часа |
3 | Рынок | 4 часа |
4 | Деньги и инфляция | 4 часа |
5 | Рынок труда и безработица | 6 часов |
6 | Роль фирм в экономической жизни | 5 часов |
7 | Экономика семьи | 2 часа |
8 | Дифференциация доходов | 3 часа |
9 | Роль государства | 3 часа |
Итого 35 часов
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ( 11 класс)
№ п/п | Наименование тем | Всего часов |
1 | Экономическое устройство России | 3 часа |
2 | Закономерности формирования спроса | 4 часа |
3 | Закон предложения и поведения фирм на рынке | 3 часа |
4 | Экономическая конкуренция, эффективность фирм | 6 часов |
5 | Монополия | 4 часа |
6 | Структура и закономерность функционирования рынка капитала | 4 часа |
7 | Банковская система | 4 часа |
8 | Проблемы экономического роста | 4 часа |
9 | Экономические основы международной торговли и валютного рынка | 4 часа |
10 | Экономические проблемы мирового хозяйства | 2 часа |
Итого 34 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективного курса « Организация и бизнес планирование собственного дела»
10 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тема1 Экономика ( 5 часов) | ||||
1 | Что такое экономика. Разделы экономической науки | 1 | ||
2 | Основы хозяйственной жизни человечества. Ограниченность ресурсов. Блага. | 1 | ||
3 | Факторы производства и факторные доходы. | 1 | ||
4 | Специализация, производительность, Разделение труда | 1 | ||
5 | Ограниченность экономических ресурсов. Альтернативная стоимость | 1 |
Тема 2. Типы экономических систем (3 часа) | ||||
6 | Главные вопросы экономики. Кривая производственных возможностей | 1 | ||
7 | Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция, Экономическая свобода | 1 | ||
8 | Типы экономических систем | 1 | ||
Тема 3 . Рынок (4 часа) | ||||
9 | Понятие о спросе. Факторы величины спроса. шкала и кривая спроса | 1 |
10 | Понятие о предложении. Шкала, величина предложения. | 1 | ||
11 | Как работает рынок. Рыночное равновесие. | 1 | ||
12 | Рынок | 1 | ||
13 | Деньги и их функции. Виды денег. История возникновения денег. | 1 | ||
14 | Факторы формирования величины денежной массы. Роль банков. | 1 | ||
15 | Причины и виды инфляции. Последствия. Антиинфляционные меры. | 1 | ||
16 | Деньги | 1 | ||
Тема 5. Рынок труда и безработица (6 часов ) | ||||
17 | Рынок труда. Спрос на труд и его факторы. Факторы формирования з/платы. | 1 | ||
18 | Предложение на рынке труда. Факторы предложения на рынке труда. Различия в оплате труда. | 1 | ||
19 | Профсоюзы на рынке труда | 1 |
20 | Безработица и полная занятость, причины и виды безработицы . | 1 | ||
21 | Уровень безработицы и уровень занятости, Методы сокращения безработицы и экономические последствия. | 1 | ||
22 | Рынок труда | 1 |
Тема 6 Роль фирм в экономической жизни страны ( 5 часов )
| ||||
23 | Фирмы, роль фирм в экономике. Виды фирм, цели деятельности фирм. | 1 | ||
24 | Основные организационные формы(АО,ООО, ЗАО) Фондовый рынок. | 1 | ||
25 | Экономические условия деятельности фирм. Виды прибыли. Издержки, выручка. | 1 | ||
26 | Виды издержек ,конкуренция и фирмы | 1 | ||
27 | Повторение по теме « Фирмы». | 1 | ||
Тема 7. Экономика семьи (2 часа) | ||||
28 | Источники семейных доходов и расходов, бюджет семьи, номинальный и реальный доход. | 1 | ||
29 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | ||
Тема 8. Дифференсация доходов и порождаемые ею проблемы (4 часа) | ||||
30 | Неравенство доходов и неравенство богатств | 1 | ||
31 | Налоги принципы налогообложения. Виды налогов. Регулирование неравенства. | 1 | ||
32 | Бедность как экономическая проблема. Основные виды налогов. Трансферты. | 1 | ||
33 | Решение задач и повторение по теме « Налоги и налогообложение» | 1 | ||
Тема 9. Роль государства в экономической системе (3 часа)
| ||||
34 | Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции. Доходы и расходы государства , бюджет | 1 | ||
35 | Цели и функции государства в экономике .Дефицит и следствия возникновения гос. долга. Внешний и внутренний долг России | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективного курса « Организация и бизнес планирование собственного дела»
11 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тема 1. Экономическое устройство России (3часа ) | ||||
1 | Классификация стран мира по уровню экономического развития | 1 | ||
2 | Государство, как основа российской экономики | 1 | ||
3
| Причины проведения в России приватизации государственной собственности
| 1 | ||
Тема 2. Закономерности формирования спроса и предложения (3 часа) (4 часа) | ||||
4 | Различие в формировании спроса в зависимости от типа товаров. | 1 |
5 | Факторы формирования и изменения рыночного спроса. Индивидуальный и рыночный совокупный спрос | 1 | |||
6 | Эластичность спроса и её виды, причины существования .Расчет эластичности | 1 | |||
Тема 3. Закон предложения и поведения фирм на рынке (3 часа ) | |||||
7 | Виды фирм. Цели деятельности фирм | 1 | |||
8 | Индивидуальные и рыночные и совокупное предложения. Метод расчета эластичности предложения | 1 | |||
9 | Поведение фирм | 1 | |||
Тема 4. Экономическая конкуренция, эффективность фирм (6 часов) | |||||
10-11 | Условия эффективности деятельности фирмы Условия возникновения совершенной конкуренции | 2 | |||
12-13 | Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированный рынок. Барьеры защищающие монопольный рынок | 2 | |||
14 | Методы антимонопольного регулирования. Монополия и защита конкуренции | 1 | |||
15 | Монополия. | 1 | |||
Тема6. Структура и закономерности функционирования рынка капитала (5 часа) | |||||
16 | Сбережения и превращение их в капитал. | 1 | |||
17 | Устройство рынка капитала. Фондовый рынок | 1 | |||
18 | Частная собственность на Землю и её экономическое значение | 1 | |||
19 | Особенности функционирования рынка земли | 1 | |||
20 | Рынок природных ресурсов | 1 | |||
Тема 7 . Банковская система и проблемы её функционирования (4 часа ) | |||||
21 | Причины возникновения и виды банков, основные виды услуг, оказываемых банками | 1 | |||
22 | Банки и структура денежной массы | 1 | |||
23 | Функции Центрального банка страны. Управление банком | 1 | |||
24 | Банковская система и проблемы её функционирования
| 1 | |||
Тема 8 . Проблемы экономического роста (4 часа) | |||||
25 | Необходимость экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. | 1 | |||
26 | Понятие об экономическом развитии | 1 | |||
27 | Цикличность экономического роста, методы воздействия на ход экономических циклов. Неравномерность экономического роста и развития | 1 | |||
28 | Повторение по теме «Экономический рост». Проблемы экономического роста. | 1 | |||
Тема 9 . Экономические основы международной торговли и валютного рынка (6 часов ) | |||||
29 | Причины возникновения международной торговли | 1 | |||
30 | Регулирование международной торговли | 1 | |||
31-32 | Методы государственного регулирования внешней торговли. Валютный рынок. | 2 | |||
33 | Глобальная экономическая проблема 20 века. | 1 | |||
34 | Экономическая политика России. | 1 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Лечебное дело"
Цель: создание ориентационной и мотивационной основыдля осознанного выбора медицинского профиля обучения Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов дея...
Рабочая программа элективного курса по информатике (на основе собственых лабораторных работ)
Цель данного курса:Образовательная: формировать общее представление о языке HTML через возможность понять важность HTML-стандартов для создания гипертекстовых документов, идентификацию тегов HTM...
рабочая программа элективного курса "Основы бизнес-планирования" 11 класс
календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела»
Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа элективного курса строительное дело
Рабочая программа элективного курса строительное дело...