Доклад на педагогическом совете по теме "Стандартизация методов диагностики и построения индивидуального воспитательного маршрута обучающихся".
методическая разработка по теме
Индивидуальный воспитательный маршрут позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стандартизация методов диагностики и построения индивидуального воспитательного маршрута обучающихся.
Зеленоград
Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост много и разнообразия педагогических систем, теорий, концепций ориентированных на саморазвитие личности ребёнка и педагога, на различные способы поддержки его проявления. В настоящее время происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации. Гуманизм в образовании – прежде всего признание самоценности каждого отдельного учащегося, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей воспитания и образования становится познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил.
Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребёнка в процессе игры, общения, учения и т.д., которую называют индивидуальный воспитательный маршрут.
Индивидуальный воспитательный маршрут можно рассматривать как персональный путь формирования личности и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного, патриотического.
Личность – это конкретный человек, занимающийся определёнными видами деятельности, осознающий своё отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность формируется и проявляется в ходе индивидуального развития ребёнка микросоциальных групп и коллективов.
Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии (приобретение самостоятельности, относительной автономности).
Личностное развитие ребёнка включает в себя отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношения ребёнка к самому себе. В процессе воспитания ребёнка с дефектом воспитатель должен организовать свою работу, образовательную и коррекционную, в русле основных видов его деятельности. Планируя работу по основным направлениям воспитательной работы (личностное развитие, эстетическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание, профессионально-трудовое воспитание, спортивно-оздоровительная, работа с семьёй, социализация и интеграция в общество) особое место в своей работе я уделяю нравственно-патриотическому воспитанию детей, направленному на формирование духовной культуры.
Передо мной были поставлены следующие цели педагогической деятельности:
-- воспитывать личность со сформированной позицией свободного выражения своего «Я»;
-- развивать духовный мир учащихся и на этом фоне эмоционально-положительное отношение к саморазвитию и духовному обогащению личности;
-- вооружить учащихся умениями и навыками поведенческого характера в сфере овладения этикетом, культурой общения, практикой самовоспитания;
-- формирование активной жизненной позиции;
-- обогащение социального опыта детей;
-- раскрытие интеллектуального, физического и духовного потенциала личности.
Основной акцент в своей работе я делала на развитие чувств ребёнка. Были проведены следующие занятия: «Мое настроение», «Моя радость», «Грусть», «Добродушие», «Злость», «Обида», «Страх», «Отзывчивость», «Жадность» и др., тестирование и анкетирование на тему «Познай себя», беседы, практические занятия и просмотры фильмов о «Школьном этикете», серия бесед и обсуждений на темы: «Я и мои друзья», «Моя семья», «В человеке должно быть все прекрасно». (презентация, слайды 2-6)
Цели занятий:
1.Расширить представления детей о переживаниях.
2.Научить владеть своими чувствами.
3.Понимать чувства другого человека.
4.Формирование определённых качеств личности, играющих важную роль в процессе межличностного взаимодействия (внимательность к другим людям, животным, доброта, дружелюбие, товарищество, симпатия).
В процессе бесед использовала следующие методы:
-- наблюдения за внешними проявлениями чувств (картинки с изображениями различных переживаний);
-- изучение и анализ продуктов деятельности (сочинения детей, стихотворения, рисунки, ответы);
-- ассоциативный эксперимент (словарик чувств);
-- анализ конкретных ситуаций (на основании литератур источников и случаев из жизни детей).
Основные психологические понятия, которые усваивает ребёнок в процессе проводимых занятий: переживания, мимика, жесты, физические, словесные, творческие приёмы овладения чувствами.
Содержание занятий даёт возможность формировать и развивать умения: выслушать другого, оказать эмоциональную поддержку, взаимопонимать и преодолеть эмоциональную боль, восторгаться, испытывать гордость за свои успехи и успехи другого, соответственно переживать неудачи. Ребёнок учится различать плохие и хорошие поступки, поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
Для результативности этих занятий мной проводится мониторинг по проблеме определения уровня воспитанности учащихся.
Цель мониторинга выявить уровень воспитанности учащихся группы.
Задачи мониторинга заключаются в следующем:
1.Определить состояние уровня воспитанности учащихся.
2.Оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса.
3. По результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.
4. Отследить траекторию развития учащихся, в процессе воспитательной работы в группе. (презентация, слайды мониторинга)
Основные методы исследования, использованные в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование. (презентация, слайд анкета)
Проводя анкетирование дается возможность ребенку самому оценить себя и сравнить свою оценку с оценкой взрослого.
Проведение мониторинга дает нам: постоянное диагностирование по параметрам развития личности, создаёт возможность для своевременной коррекции деятельности воспитателя по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.
Мониторинг проводится три раза в год. По данным мониторинга составляется диаграмма результативности и разрабатывается индивидуальный воспитательный маршрут.
Индивидуальный воспитательный маршрут
Цель: Составление на основе диагностических данных плана индивидуального маршрута ребёнка. Развитие в ребёнке стремления стать самим собой.
Учитывая, все данные полученные в результате наблюдений и диагностик я выявила основные проблемы в личностном развитии Никиты:
- излишняя застенчивость;
- заниженная самооценка;
- неуверенность в себе;
- школьная тревожность;
- трудности в общении с детьми.
Задачи:
- Создание условий вызвать интерес к самому себе.
- Создание условий управлять самим собой.
- Создание условий помочь ребёнку преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.
Ожидаемый результат:
- Воспитание интереса к самому себе.
- Формирование ответственности за свои поступки.
Список литературы
- Образовательная программа дополнительного профессионального образования по специальности: воспитатель, социальный педагог. «Модернизация воспитательного процесса как условие развития детского дома, коррекционной школы-интерната» (модули №1, №2, №3): Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция», Москва, 2011г.
- Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития: Москва, Владос, 2012г.
- И.А. Архипова Развитие духовного мира ребенка в начальной школе: Феникс, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете: Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников
Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы....
Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "
Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненн...
Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"
Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнен...
Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему:"Проблемы и пути решения социализации обучающихся в рамках внеклассной воспитательной работы",2015год.
Материал содержит доклад на педагогическом совете школы....
Доклад "Индивидуальный воспитательный маршрут"
Материал для классных руководителей и воспитателей ГПД....
Этапы построения индивидуального образовательного маршрута в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР в МБОУ «Школа № 87» (МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ОТ 25.02.2021)
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается не только как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями зд...