Доклад на педагогическом совете по теме "Стандартизация методов диагностики и построения индивидуального воспитательного маршрута обучающихся".
методическая разработка по теме

Пояркова Галина Видикоевна

Индивидуальный воспитательный маршрут позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стандартизация методов диагностики и построения индивидуального воспитательного маршрута обучающихся.

Зеленоград

Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост много и разнообразия педагогических систем, теорий, концепций ориентированных на саморазвитие личности ребёнка и педагога, на различные способы поддержки его проявления. В настоящее время происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется коррекция в сторону  гуманизации  и индивидуализации. Гуманизм в образовании – прежде всего признание самоценности каждого отдельного учащегося, обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей воспитания и образования становится познание себя,  своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил.

          Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребёнка в процессе игры, общения, учения и т.д., которую называют индивидуальный воспитательный  маршрут.  

Индивидуальный воспитательный маршрут можно рассматривать как персональный путь формирования личности и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого,  деятельностного, нравственно-духовного, патриотического.

Личность – это конкретный человек, занимающийся определёнными видами деятельности, осознающий своё отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность формируется и проявляется в ходе индивидуального развития ребёнка микросоциальных групп и коллективов.

Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии (приобретение самостоятельности, относительной автономности).

Личностное развитие ребёнка включает в себя отношения с окружающими  взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношения ребёнка к самому себе. В  процессе воспитания ребёнка с дефектом воспитатель должен организовать свою работу, образовательную и коррекционную, в русле основных видов его деятельности. Планируя работу по основным направлениям воспитательной работы (личностное развитие, эстетическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание, профессионально-трудовое воспитание, спортивно-оздоровительная, работа с семьёй, социализация и интеграция в общество) особое место в своей работе я уделяю нравственно-патриотическому  воспитанию детей, направленному на формирование духовной культуры.

Передо мной были поставлены следующие цели педагогической деятельности:

-- воспитывать личность со сформированной позицией свободного выражения своего «Я»;

-- развивать духовный мир учащихся и на этом фоне эмоционально-положительное отношение к саморазвитию и духовному обогащению личности;

-- вооружить учащихся умениями и навыками поведенческого характера в сфере овладения этикетом, культурой общения, практикой самовоспитания;

-- формирование активной жизненной позиции;

-- обогащение социального опыта детей;

-- раскрытие интеллектуального, физического и духовного потенциала личности.

Основной акцент в своей работе я делала на развитие чувств ребёнка. Были проведены следующие занятия: «Мое настроение», «Моя радость», «Грусть», «Добродушие», «Злость», «Обида», «Страх», «Отзывчивость», «Жадность» и др., тестирование и анкетирование на тему «Познай себя», беседы, практические занятия и просмотры фильмов о «Школьном этикете», серия бесед и обсуждений на темы: «Я и мои друзья», «Моя семья», «В человеке должно быть все прекрасно». (презентация, слайды 2-6)

Цели занятий:

1.Расширить представления детей о переживаниях.

2.Научить владеть своими чувствами.

3.Понимать чувства другого человека.

4.Формирование определённых качеств личности, играющих важную роль в процессе межличностного взаимодействия (внимательность к другим людям, животным, доброта, дружелюбие, товарищество, симпатия).

В процессе бесед использовала следующие методы:

-- наблюдения за внешними проявлениями чувств (картинки с изображениями различных переживаний);

-- изучение и анализ продуктов деятельности (сочинения детей, стихотворения, рисунки, ответы);

-- ассоциативный эксперимент (словарик чувств);

-- анализ конкретных ситуаций (на основании литератур источников и случаев из жизни детей).

Основные психологические понятия, которые усваивает ребёнок в процессе проводимых занятий: переживания, мимика, жесты, физические, словесные, творческие приёмы овладения чувствами.

Содержание занятий даёт возможность формировать и развивать умения: выслушать другого, оказать эмоциональную поддержку, взаимопонимать и преодолеть эмоциональную боль, восторгаться, испытывать гордость за свои успехи и успехи другого, соответственно переживать неудачи. Ребёнок учится различать плохие и хорошие поступки, поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Для результативности этих занятий мной проводится мониторинг по проблеме определения уровня воспитанности учащихся.

Цель мониторинга выявить уровень воспитанности учащихся группы.

Задачи мониторинга заключаются в следующем:

1.Определить состояние уровня воспитанности учащихся.

2.Оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса.

3. По результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

4. Отследить траекторию развития учащихся, в процессе воспитательной работы в группе. (презентация, слайды мониторинга)

 Основные методы исследования, использованные в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование. (презентация, слайд анкета)

Проводя анкетирование дается возможность ребенку самому оценить себя и сравнить свою оценку с оценкой взрослого.

 Проведение мониторинга дает нам: постоянное диагностирование по параметрам развития личности, создаёт возможность для своевременной коррекции деятельности воспитателя по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

        Мониторинг проводится три раза в год. По данным мониторинга составляется диаграмма результативности и разрабатывается индивидуальный воспитательный маршрут.

 

Индивидуальный  воспитательный маршрут

Цель:  Составление  на основе диагностических данных плана  индивидуального  маршрута ребёнка. Развитие в ребёнке стремления стать самим собой.

        Учитывая, все данные полученные в результате наблюдений и диагностик  я выявила основные проблемы в личностном развитии Никиты:

  • излишняя застенчивость;
  • заниженная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • школьная тревожность;
  • трудности в общении с детьми.

 Задачи:

  1. Создание условий вызвать  интерес к самому себе.
  2. Создание условий управлять самим собой.
  3. Создание условий помочь ребёнку преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.

Ожидаемый результат:

  • Воспитание интереса к самому себе.
  • Формирование  ответственности за свои поступки.

Список литературы

  1. Образовательная программа дополнительного профессионального образования по специальности: воспитатель, социальный педагог. «Модернизация воспитательного процесса как условие развития детского дома, коррекционной школы-интерната» (модули №1, №2, №3): Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция», Москва, 2011г.
  2. Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова,  Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития: Москва, Владос, 2012г.
  3. И.А. Архипова Развитие духовного мира ребенка в начальной школе: Феникс, 2005г.



Предварительный просмотр:

Для открытия презентации необходимо скопировать следующую ссылку и открыть ее в интернет-браузере:    https://yadi.sk/i/mf0X99LdeQVpn


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете: Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы....

Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "

Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненн...

Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнен...

Доклад "Индивидуальный воспитательный маршрут"

Материал для классных руководителей и воспитателей ГПД....

Этапы построения индивидуального образовательного маршрута в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР в МБОУ «Школа № 87» (МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ОТ 25.02.2021)

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается не только как  специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями зд...