Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"
учебно-методический материал по теме

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Но самое важное – это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие все получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_didakticheskaya_igra.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта как средство оздоровительно – развивающей работы.

Выполнила: Гусейнова Э.Г.

Дидактические игры  при изучении истории.

В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции.

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями. Но самое важное – это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие все получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает.

Обычно игры входят в тематическое планирование уроков, причем их включают в обучение системно, т.е. в определенной совокупности и последовательности. Игра – это педагогически направленная творческая деятельность, обучающее воздействие в которой принадлежит дидактическому материалу. Он должен охватывать основные темы курса. При подготовке игры прогнозируются ее результаты, анализируются итоги. Игра должна быть динамичной, занимательной, может содержать элементы драматизации. В игре обеспечивается оптимальный уровень активности для всех учеников, формируется глубокий и прочный интерес к предмету.

В игре дети учатся наблюдать и сравнивать, классифицировать исторические факты по определенным признакам, связно рассказывать, употреблять точные исторические термины, описывать орудия труда и вооружения, предметы быта. При этом тренируется память и концентрируется внимание. А игре лучше познаются временные и пространственные отношения.

Существуют различные классификации игр: по содержанию (знакомство с окружающим миром, развитие речи); по характеру игрового материала (с иллюстрациями и настольно – печатными материалами, в том числе и словесные: кроссворд, чайнворд, криптограмма; словесно–иллюстративный – ребус).

По степени активности различают ролевые игры, игры–занятия, игры-упражнения, которые также делятся на виды. Так, графические игры нацелены на составление слов, предложений с историческими терминами и понятиями. Лексические игры необходимы для пополнения активного словаря детей. Дети учатся правильно составлять предложения, у них развивается связная устная речь, при этом формируется речь диалогическая и речь монологическая.

При разработке игр необходимо опираться на логику предмета, программу и учебный план. В дидактических играх систематизируются и закрепляются знания, поэтому учитывается, какой материал пройден, и какова степень его усвоения. Играющие должны достаточно свободно оперировать полученными знаниями. По степени сложности игра должна соответствовать уровню психологического развития детей.

Желательно вначале использовать ситуации, в которых ребенок действует в одиночку, а затем группами 4-5 человек. Начинают применение игр с самых простых. Со временем учитель усложняет игры: ускоряет темп, наглядный материал заменяет словесным, вводит соревнование между группами. Длительность игр-эпизодов от 3-5 до 10-15 минут. Урок можно полностью посвятить игре. Короткие игры проводятся на любом этапе урока, однако в начале урока предпочтительнее игры по актуализации знаний и умений, полученных на предыдущих уроках и связанных с новым материалом.

Когда дети устали, в конце урока рекомендуются игры по 10 – 15 минут. Дети сравнивают, объединяют предметы и изображения, входят в воображаемую ситуацию. Игра требует от детей напряжения внимания, памяти. Некоторые игры обучают детей приемам рисования и аппликации.

Если игровое задание выполняет один ученик, то остальные вовлекаются в коллективное игровое действие при  помощи сигнальных карточек. Одним цветом дети сигнализируют согласие с ответом, другим – несогласие.

Остановимся на играх, используемых на уроках истории.

Прародителем ребуса считают наскальный рисунок пещерных людей. В переводе с латинского слово «ребус» означает «предмет», «вещь». Решение ребусов требует быстрой реакции, сообразительности, внимания, нетрадиционного подхода к поиску слова, ответу на вопрос. Обучая решению ребусов, учитель раскрывает их смысл. Вот простейшие ребусы:

 и100рия            

Чаще всего в классе учитель проводит статичные игры развивающего характера.

  1. С иллюстрациями. На доске вывешивают рисунки оружия, орудий труда. Ученики должны запомнить их расположение. Затем несколько человек выходят из класса. В их отсутствие учитель снимает несколько иллюстраций, а некоторые меняет местами. Играющие по одному входят в класс и говорят, каких рисунков не хватает и какая была сделана перестановка.
  2. С портретами. Кто это? Ученикам показывают портреты исторических деятелей. Надо назвать имя каждого, сказать, чем известен этот человек.
  3. С названиями. Можно организовать соревнование между группами учеников (например, по рядам) на знание истории названий улиц города, достопримечательностей. Учитель рисует на доске три лесенки, поместив на нижнюю ступеньку каждой по картонной фигурке человечка. После каждого правильного ответа человечка поднимают на одну ступеньку. Где быстрее он поднялся, тот ряд и победил.

Задания развивающего характера

  1. Составь дату из пропущенных в пословицах цифр. (1147) Что эта дата означает?

       ____ в поле не воин.

       Семь раз отмерь, ______ раз отрежь.

       Конь о _____ ногах, и тот спотыкается.

       У _____ нянек дитя без глазу.

  1. Определи, в каком году это было.
  • Появилась керосиновая лампа, если от начала летоисчисления до этого года прошло полных 1844 года (в 1844 г.)
  • Какого числа, месяца и года был запущен первый советский искусственный спутник Земли, если до этого дня от начала летоисчисления прошло полных 1956 лет девять месяцев и три дня? (3 сентября 1956 г.)
  • Какого числа, месяца и года была запущена космическая ракета, если от начала двадцатого века прошло полных 58 лет и один день? (1 января 1959 г.)
  • В известной сказке «Поди туда – на знаю куда, принеси то – не знаю что» царь послал стрелка Андрея «за тридевять земель». Тридевять – это сколько? (27, так как в Древней Руси считали по девяткам).
  1. Восстанови по отрывкам на карточках поговорки о Москве. Их пишут на листах ватмана и разрезают на две части.

В Москве побывать -               ума набраться

Кто в Москве не бывал,           тот красоты не видал

Москва слезам                          не верит

Не разом Москва                      строилась

  1. Найди ошибку

Тяжела, ты, шашка Мономаха!

Свято место густо не бывает.

Взявшие мяч – мячом погибнут.

Есть еще горох в гороховницах.

После драки кулаками не пашут.

Уменье свет, а неуменье тьма.

Банты – упрямая вешь

  1. Дополни словечко

С ним Невский князь ходил на сечь,

Служил ему достойно … (меч)

Этот дом переносной в стороне стоит степной.

Теплым войлоком он скрыт, а внутри – огонь горит.

Крыша вверх уходит круто … Это – войлочная … (юрта)

Он храбро сражался,

Врагов не боялся

Он славы достоин,

Он – доблестный … (воин)

Лодка по морю идет,

В ней купец Садко плывет.

Эту лодку знаю я,

Эту лодку звать … (ладья)

  1. Зашифруй донесение «Нападает Мамай» из слов словарика и других известных слов. Слова подбери так, чтобы из первого слова можно было взять первую букву, из второго – вторую и т.д.

Образец:   Настоятель           Монастырь

                  Завещание            Закон

                  Купцы                   Замок

                  Мозаика                Вожак

                  Лебедка                 Нагой

                  Ворота                  Двигатель

                  Музыкант

  1. Реши примеры и узнай слово.
  • Поставь числа-ответы в уменьшающемся порядке. Вместо цифр впиши в клеточки слово. Ответ: Арбат.

             36 24 15 9 1

       3* 5= б         6*6= а

       4*6= р          7:7 = т

       18:2= а

  1. Определи по тексту о Белокаменной Москве, что здесь лишнее. Ответ: башни из дуба.

Дмитрий Иванович

Село Мячково

Белокаменные стены

Башни из дуба

  1. Восстанови памятник архитектуры. Из предложенного материала вырежи квадраты и составь по картинке – эталону исторические памятники: Храм Василия Блаженного, храм Христа Спасителя, кремлевские башни.
  2. Разложи картинки последовательно по времени изменения внешнего вида Кремля. Предложены четыре иллюстрации (Кремль деревянный, Кремль белокаменный, Кремль из красного кирпича, современный Кремль).
  3. Нарисуй то, что называет учитель: саблю, лук и стрелы, курган, ладью.
  4. Соотнеси иллюстрации. Каждый ученик получает весь набор иллюстраций. Побеждает тот, кто правильно и быстрее подберет нужные картинки, разместив их правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на уроках СБО

ПРИМЕНЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА  на примере  урока СБО ...

Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях Вяземской спец (корр) школы VIII вида

В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....

Роль наглядности в обучении школьников с нарушением интеллекта.

Применение наглядности в коррекционной школе является наиболее действенным способом обучения. Эффективность использования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изу...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики

В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....

Системно-деятельностный подход в обучении школьников с нарушениями интеллекта на уроках математики

В статье рассматриваются особенности построения урока для умственно отсталых школьников с точк зрения технологии деятельностного метода обучения, приводится фрагмент урока математики по теме "Сло...