Доклад на педагогический совет «Особенности воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» в условиях необходимости повышения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями гражданского и духовно-нравственного сознания»
статья

Клочкова Елена Сергеевна

Доклад на педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospitatelnoy_raboty_patriotizm_avgust_2022.docx50.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 города Ельца»

Доклад на педагогический совет

«Особенности воспитательной работы

МБОУ «Школа № 19 г. Ельца»

в условиях необходимости повышения

у обучающихся с интеллектуальными нарушениями гражданского и духовно-нравственного сознания»

Подготовлено:

социальным педагогом,

руководителем ШМО

воспитательной работы

Клочковой Е.С.

Елец, 2022

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (СЛАЙД  1).

В связи с этим, начиная с сентября 2021 г. все образовательные организации нашей страны перешли на реализацию новых программ воспитания, основной целью которых является (СЛАЙД 2) развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

 Актуальность выбранной государством цели воспитательной работы подтвердилась в прошедшем учебном году, когда перед всем педагогическом сообществом страны возникла проблема вовлечения несовершеннолетних в различные антиполитические течения и деструктивные сообщества. Связана эта проблема с началом специальной военной операции на Украине, когда в СМИ началась информационная война, направленная на подрыв государственного строя нашей страны (СЛАЙД 3). Самый ощутимый удар её пришелся на социально незащищенную, не имеющую собственного социального опыта  и подверженную внушению категорию – школьников подросткового возраста. Посредством социальных сетей – Вконтакте, телеграмм, Тикток и др. до подростков (да и до взрослого населения тоже) доносилась и доносится фейковая информация, дискредитирующая государственный строй, пропагандирующая антисоциальные и националистические установки.  

Не обошла данная проблема стороной и наше учреждение. Наши ученики, ещё в большей мере подвержены негативному влиянию информационной среды и самостоятельно не способны критически относиться к поступающей из внешних источников информации. Поэтому воспитательная работа МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» в 2021-2022 учебном году была направлена формирование гражданской позиции, понимания значимости трудовой деятельности в жизни человека, практической готовности к бытовому и производительному труду, ведения здорового образа жизни, воспитания законопослушного гражданина, осознания своей роли в жизни общества (СЛАЙД 4). А начиная с февраля 2022 г. ведущей в работе педагогического коллектива стала задача повышения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями гражданского и духовно-нравственного сознания.

В 2021-2022 учебном году в школе было скомплектовано 22 класса – 10 классов для детей с лёгкой умственной отсталостью и 12 классов для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. (СЛАЙД 5).  Всеми классными руководителями на начало года были разработаны планы воспитательной работы с классом. Планы работы были составлены на основании Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца», календарного плана воспитательной работы на 2021-2022 учебный год, а также с учётом конкретных проблем каждого классного коллектива и разнородности контингента школьников по социальному статусу.

Воспитательная работа школы предусматривает работу не только классных руководителей, ни и всего педагогического коллектива школы (СЛАЙД 6). Каждый педагог в той или иной мере участвует в воспитании обучающихся.

Содержание деятельности по воспитанию школьников отражено в Рабочей программе воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» и осуществляется по выделенным модулям – инвариантым и вариативным (СЛАЙД 7).

Анализируя эффективность воспитательной работы за 2021-2022 учебный год можно отметить, что деятельность педагогического коллектива была достаточно эффективной и результативной. Все запланированные мероприятия реализованы. Для обучающихся классов еженедельно проводились классные часы различной тематики и направленности, была организована внеурочная деятельность по направлениям, ребята вовлекались в мероприятия, акции, конкурсы, соревнования  различного уровня, приобщались к добровольческой деятельности. Педагогами и специалистами сопровождения осуществлялась индивидуальная работа с учащимися – беседы, консультации, оказание эмоциональной поддержки, помощь в адаптации. Активно велась работа с семьями – организовывались рейды в семьи, изучались особенности семейного воспитания и положения ребенка в семье, проводились классные и общешкольные собрания с рассмотрением актуальных вопросов, заседания Совета родителей, осуществлялось консультирование родителей (законных представителей) по различным проблемам. С целью оказания просветительской деятельности оформлялись школьные стенды для обучающихся и их родителей, информация по вопросам воспитания размещалась на школьном сайте, распространялась в информационных буклетах.

Результативность работы педагогического коллектива по воспитанию обучающихся школы подчеркивается не только выполнением календарного плана воспитательной работы на 2021-2022 учебный год, но и качественными и количественными показателями.  

В 2021-2022 учебном году обучающиеся школы приняли участие в 6 школьных, 5 муниципальных, 5 региональных, 19 всероссийских и 5 международных конкурсах. (СЛАЙДЫ 8-10). Участие в конкурсах принесло школе 20 первых мест, 13 – вторых, 9 – третьих.

Однако, работая с школьниками с интеллектуальными нарушениями, следует отметить, что здесь важной стороной является не столько наличие или отсутствие призовых мест, сколько вовлечение обучающихся в социально-одобряемую деятельность, предоставление им возможности почувствовать себя успешными. Поэтому стабильно высоким остается число детей, принявших участие в конкурсах, проектах и акциях - за 2021-2022 учебный год были привлечены  90 детей (индивидуальное участие).

К сожалению, не все конкурсы ориентированы на детей с особыми образовательными потребностями и им зачастую непросто конкурировать с нормотипичными детьми за призовые места. Поэтому отдельно хочу отметить конкурс профмастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (СЛАЙД 11). Его проведение направлено на обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.

Нашу школу в 2021-2022 уч.году представляли 13 обучающихся:

- компетенция «Адаптивная физическая культура» - П. Дмитрий, П. Даниил, С. Сергей, Г. Турал, (педагог О.В.);

- компетенция «Швейное дело» - С. Ульяна, Б. Замана, Т. Лилия (педагоги О.В., А.О.);

- компетенция «Обувное дело» - К. Иван, Щ. Филипп (педагог В.Ю.);

- компетенция «Столярное дело» - М. Артём, Л. Никита (педагог В.Ю.);

- компетенция «Флористика» - Д. Степан (педагог Е.С.);

- компетенция «Изобразительное искусство» - А.Александр (педагог Е.С.).

Участие в чемпионате принесло в копилку нашей школы заслуженные награды:

- П. Дмитрий 1 место;

- П. Даниил 2 место;

- Б. Замана 2 место;

- С. Сергей 3 место;

- Щ. Филипп 3 место.

Также впервые в качестве экспертов конкурса приняли участие наши учителя Лидия Александровна и Вадим Юрьевич.

Результативным было участие обучающихся школы и в областных соревнованиях – 14 золотых медалей, 3 серебряные, 2 бронзовые. (СЛАЙД 12)

Название мероприятия

1 место

2 место

3место

Областные соревнования по технике пешеходного туризма

-

М. А.

Г. А.

Первенство Липецкой области по лёгкой атлетике

М. А.

В. И.

З. А.

В. И.

З. А.

С. С.

С. С.

Парафестиваль «Мы вместе»

Л. Н.

М. А.

Л. Н.

-

-

Первенство Липецкой области по лёгкой атлетике

В. И.

С. С.

З. А.

В. И.

С.У.

М. А.

З. А.

-

-

В 2021-2022 учебном году по проектной инициативе учителя физкультуры А.В., при поддержке Администрации городского округа город ЕлецУправления образования города ЕльцаМолодежного Парламента города Ельца, Управления по физической культуре и спорту и молодежной политике администрации городского округа город Елец, а также МБУ "Спортивной школы № 1" г. Елец и МБСУ "ФК ЕЛЕЦ" впервые были организованы I городской Парафестиваль «Возможности ограничены, желания безграничны» и I городской летний Парафестиваль «Возможности ограничены, желания безграничны» (СЛАЙД 13-14). Отличительной особенностью данных спортивных соревнований стало привлечение к участию обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Места

Вид испытания

Кольцеброс

Дартс

Прыжок в длину с места

Поднимание туловища из положения «лёжа на спине»

Сгибание/разгибание рук в упоре лёжа

Бег 30 м.

I городской Парафестиваль «Возможности ограничены, желания безграничны» (03. 12. 2021г.)

1 место

А. А.

Т. Д.

С. О.

А. А.

А. Л.

К. А.

М. А.

М. О.

А. Б.

В. И.

С. А.

А. Л.

К.А.

С. А.

С. А.

С. О.

А. Б.

В. И.

С. А.

2 место

К. А.

-

-

-

-

М.А.

3 место

-

К. А.

-

-

-

М. О.

Места

Вид испытания

Кольцеброс

«Полоса препятствий»

Прыжок в длину с разбега

ОФП

Бег 60 м.

Бег 30 м.

I городской летний Парафестиваль «Возможности ограничены, желания безграничны» (19- 20 мая 2022г.)

1 место

К. А.

-

С. У.

Ф. Д.

С.У.

Ф. Д.

С.А.

К.А.

С. С.

2 место

-

Т. Я.

-

-

С. У.

Б. Н.

А. Б.

3 место

-

Б. Н.

Н.Д.

Л. Н.

-

Л. Н.

А. Л.

-

Также учителями физкультуры О.В. и А.В. продолжилась работа по вовлечению обучающихся школы в сдачу норм ГТО (СЛАЙД 15). В прошедшем учебном году золотые знаки отличия получили 15 обучающихся школы, 5 из них смогли улучшить собственный результат по сравнению с предыдущей ступенью, а 4 подтвердили ранее достигнутые результаты.

Знак отличия

Ступень ГТО

II

III

IV

V

Золото

Т. В.

Г. А.

Ч.Д.

Г. М.

Т. П.

Щ. Ф.

П. Д.

Г. Т.

С. У.

О. Д.

К. И.

З. А.

С. С.

М. А.

З. И.

Серебро

-

-

-

-

Бронза

-

-

-

-

Воспитательная работа школы осуществляется основываясь на нормативных документах в сфере воспитания и образования (СЛАЙД 16-19):

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ред. от 02.07.2013 г.);

- Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ;

- Федеральный закон Российской Федерации “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ;

- Семейный кодекс Российской Федерации (ред. от 01.09.2013г.);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р);

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400),

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

- Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08)

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних»№ 07-2732 от 24.05.2017 г.;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Методические рекомендации о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы» от 01.12.2015 г. № ВК-2969/07;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2017 г. № ВК-1065/07 «О направлении методических материалов. Профилактика интернет– рисков и угроз жизни детей и подростков»;

- Приложение к приказу Минобразования Российской Федерации от 28.02.2000 г. № 619 «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;

- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014 г. № 581н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

- Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России);

- Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью (Письмо Министерства образования и науки РФ № 07-2617 от 19.05.17 г.);

- Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица (Приложение 1 к письму Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. № 07-7453);

- Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов;

- Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы;

- Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы;

- Закон Липецкой области N 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в  Липецкой области» от 16.08.2007 г.;

- Приказ Управления образованием администрации городского округа город Елец № 538 «Об утверждении положения о порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, и о перечне мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных организациях городского округа город Елец» от 29.12.2015 г.;

- Приказ Управления образованием администрации городского округа город Елец № 504 «Об утверждении Положения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формы и порядок ведении учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в муниципальных общеобразовательных организациях городского округа город Елец» от 18.10.2016 г.;

- Приказ Управления образованием администрации городского округа город Елец № 42 «О профилактической работе с семьями, относящимися к категории социального риска» от 03.02.2017 г.;

- Приказ Управления образования администрации городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации № 90 от 10.03.2021 г. «Об утверждении муниципальной модели организации воспитания и социализации обучающихся».

Согласно всем перечисленным документам воспитание обучающихся должно быть направлено на (СЛАЙД 20) развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Поэтому все направления воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» в большей или меньшей степени способствуют формированию у обучающихся школы гражданского сознания, патриотизма и российской идентичности.

Однако, не смотря на большой объем проводимой работы в данном направлении мы сталкиваемся с тем, что у несовершеннолетних недостаточно сформирована активная гражданская позиция, гражданская ответственность, основанная на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества. В чём же это проявляется? Мы видим это и в недостаточном уважении к символике России – Государственному флагу, гимну, гербу (дети, да зачастую и взрослые, не знают элементарные правила поведения во время официальных церемоний), и в неуважении к местам воинской славы (на территории города неоднократно происходили акты вандализма в местах памяти и скорби), и в непонимании вклада нашей страны в освобождении ДНР И ЛНР от украинских националистов (осуждение любых действий президента страны, военных действий российской армии, сочувствие бойцам неонацистской экстремистской организации «Азов»).

Конечно, большая часть данных настроений среди обучающихся идёт из семьи, где страшим поколением полностью дискредитируется государственная политика нашей страны, демонстрируется озлобленность и неуважение к ее лидерам. А получив подпитку этим настроениям различными «фейками» в социальных сетях, несовершеннолетние начинают ориентироваться на ошибочные, радикальные установки.

Поэтому согласно Федеральному закону Российской Федерации “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» воспитание признается неотъемлемой частью образования, взаимосвязанной с обучением. Т.е. роль воспитательной деятельности в образовании усиливается, становится наравне  с образовательной деятельностью. А особая роль в ней, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, отводится гражданскому воспитанию (СЛАЙД 21) патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности (СЛАЙД 22).

Понимая, что та воспитательная деятельность, которая сложилась в системе образования не способна достичь поставленных результатов, государство приходит к решению модернизировать систему воспитания, начиная с совершенствования оплаты труда классных руководителей и заканчивая внедрением конкретных мероприятий в школах.

Что же нового появляется в системе образования? Какие формы работы предлагаются педагогам?

Первое - это внедрение в работу всех образовательных организаций обновленной Рабочей программы воспитания (СЛАЙД 23), которая заменяет собой все ранее используемые программы. Что примечательно – цель, задачи и инвариантные модули данной программы являются единообразными для всей страны. Это позволяет достичь планируемых результатов, выстраивать единую воспитательную среду в российских школах, добиться максимального соответствия личности выпускника к его идеальному образу согласно социальному заказу общества. Хочу отметить, что результаты апробации Рабочих программ воспитания показали их как рабочий инструмент воспитания, выявили их слабые и сильные стороны. В связи с этим, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» была актуализирована примерная программа воспитания, в том числе в части ценностно-целевых ориентиров, которые легли в основу программы, уточнения структуры и содержания модулей. Теперь перед образовательными организациями поставлена задача по актуализации и уточнению рабочих программ воспитания с учетом актуализированной программы (на основании Письма Министерства просвещения и науки РФ от 18.07.2022 г. «Об актуализации  примерной рабочей программы воспитания»).

Второе -  введение в школах в рамках федерального проекта «Навигаторы детства» должности советника директора по воспитанию (СЛАЙД 24) и работе с детскими объединениями. Функциональные обязанности советника обширны и определяются взаимодействием с заместителем директора по ВР, классными руководителями, педагогом-организатором, а также самостоятельно. В нашем учреждении также с 1 сентября 2022 г. появится советник по воспитанию –М.В., которая успешно прошла конкурсный отбор на данную должность, а также освоила курсы по данному направлению.

Третье – внедрение в работу школ  еженедельных информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (34 часа в учебном году) (СЛАЙД 25).  Данные занятия будут проходить в рамках внеурочной деятельности обучающихся  по понедельникам (первым уроком) еженедельно. В период летних каникул классным руководителям была предоставлена возможность обучения по методике ведения «Разговоров о важном» - еженедельно проводился «Классный марафон», на котором спикеры подробно объясняли специфику проведения и наполняемость данного направления работы.

Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Данные занятия с детьми должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

Основной формат данного внеурочного занятия - разговор, или беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам (СЛАЙД 26). Такие беседы не могут быть запрограммированы от слова до слова, но для удобства педагогов ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по поручению Минпросвещения России разработал комплект материалов, которые содержат все необходимое для подготовки и проведения такого внеурочного занятия – сценарий внеурочного занятия, методические рекомендации, а также набор визуального контента (видео, презентации, интерактивные материалы). Педагогической основой цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» стали идеи ценностно-ориентированного воспитания, междисциплинарного подхода к реализации содержания образования.

Все материалы разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Содержание занятий разработано для пяти возрастных групп обучающихся: 1-2 классов, 3-4 классов, 5-7 классов, 8-9 классов и 10-11 классов (студентов СПО) (СЛАЙД 27-30). Для каждой возрастной группы разработан полный пакет материалов, включающий: сценарий занятия, методические рекомендации для учителя; видеоролик; интерактивные задания; презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию. Комплекты разработанных материалов для проведения цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» размещаются на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном» по адресу: https://razgovor.edsoo.ru/ (СЛАЙД 31).

В проведении таких занятий педагогу особенно важно помнить о том, что они не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.). Первое занятие «Разговоров о важном» состоится 5 сентября 2022 года.

Также хочу отметить, что Институтом коррекционной педагогики подготовлены «Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ» (СЛАЙД 32).  Рекомендации размещены на сайте Института https://ikp-rao.ru/razgovory-o-glavnom/.

Четвертое нововведение в системе воспитания – это внедрение в работу церемонии еженедельного поднятия и спуска Государственного флага и исполнения Государственного гимна (СЛАЙД 33). Подъем Государственного флага Российской Федерации осуществляется в первый учебный день каждой учебной недели перед первым учебным занятием (уроком) в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях. Для проведения церемонии формируется знаменная группа (знаменосец и ассистенты). В знаменную группу входят учащиеся, имеющие учебные, спортивные, творческие и общественно значимые достижения. Подъём флага осуществляется под исполнение Государственного гимна РФ. Церемония спуска Государственного флага Российской Федерации осуществляется в конце каждой учебной недели по окончании последнего учебного занятия (урока). Поднятие и спуск Государственного флага РФ осуществляется в строгом соответствии со стандартом церемониала, утвержденном Министерством просвещения РФ.

Также Минпросвещения России разработало методические рекомендации  «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (СЛАЙД 34).

Использование в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций, детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти. Изучение и использование государственных символов Российской Федерации имеет важное значение в воспитании подрастающего поколения, в формировании у детей и молодежи чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому и культурному наследию, традициям многонационального народа России.

Знакомство детей и молодежи с государственными символами Российской Федерации рекомендуется направить на воспитание бережного отношения и уважения к символам государства, на формирование актуальных знаний детей и молодежи об истории создания и конституционных требований к использованию государственных символов, на раскрытие содержания ценностей и смыслов, заложенных в государственных символах. Государственные символы должны восприниматься детьми и молодежью как ценность, иметь личностное значение для восприятия собственной принадлежности к государству и обществу.

В образовательных организациях не реже 1 раза в год рекомендуется проведение урока (учебного занятия) по изучению государственных  символов Российской Федерации.

Изучение государственных символов Российской Федерации рекомендуется осуществлять в рамках календарного плана воспитательной работы  образовательной организации, особое внимание уделив празднованию следующих государственных праздников:

12 июня – «День России»;

22 августа – день Государственного флага Российской Федерации;

30 ноября – день Государственного герба Российской Федерации;

12 декабря – «День Конституции».

25 декабря – это день утверждения Федерального конституционного закона.

В общеобразовательных организациях изучение государственной символики России является частью воспитания обучающихся, осуществляется в рамках всех предметных областей основных образовательных программ, внеурочной деятельности, рабочей программы воспитания.

Образовательный процесс в единстве обучения и воспитания закономерно подводит каждого обучающегося к признанию ценности и уважению к гербу, флагу, гимну России как государственным символам огромной страны, Родины.

Еще одной новой формы работы по воспитанию является проведение Всероссийских открытых уроков и Киноуроков. Всероссийский проект «Открытые уроки» реализуется в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Всероссийский проект «Открытые уроки» – это современный формат онлайн-уроков для школьников, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры. Каждый урок дети-корреспонденты из разных регионов страны рассказывают своим сверстник доступным языком об исторических событиях, знакомят с интересными фактами и вдохновляют своими историями. Доступ к материала Открытых уроков расположен на сайте Института изучения детства, семьи и воспитания РАО https://трансляции.институтвоспитания.рф/about.html (СЛАЙД 35).

Проект Киноуроки в школах России направлен на организацию воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме.

При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств). Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения (СЛАЙД 36).

К каждому фильму создаётся методическое пособие для учителя, предлагающее способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающее авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни.

Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством. Заключительным этапом каждого киноурока является социальная практика, общественно полезное дело, инициированное классом после просмотра фильма и реализованное, как закрепление данного понятия, на практике.

Материалы для проведения Киноуроков размещены на сайте https://resh.edu.ru/special-course/kino.

Подводя итог своему выступлению хочу отметить, что деятельность по повышению у обучающихся с интеллектуальными нарушениями гражданского и духовно-нравственного сознания это кропотливый, долгосрочный труд, результаты которого являются залогом успешного развития и становления будущего нашей страны. От нас с вами зависит станут ли выпускники школы полноценными гражданами, готовыми плодотворно трудится на благо Родины, уважать и ценить её традиционные духовные ценности. От того, насколько добросовестно и неформально мы с вами подойдём к их воспитанию зависит конечный результат. Мы, как педагоги, должны прививать детям ценностное отношение и уважение к нашей великой стране не только через проведение воспитательных мероприятий, но и личным примером. Учитель должен сам быть истинным патриотом своего Отечества, уметь эмоционально и ярко описывать нашу Родину. Дети очень хорошо чувствуют фальшь, а, почувствовав её один раз, они не будут верить вам совсем.

(СЛАЙД 37) «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить» - говорил Твардовский А.Т. И, безусловно, Твардовский прав. Нельзя передать детям любовь к тому, что не любишь, не уважаешь и уважать не хочешь.

Спасибо за внимание! (СЛАЙД 38)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Особенности преподавания письма и чтения в специальной (коррекционной) школе"

Учителем излагается материал с практическими заданиями по преподаванию письма и чтения в специальной (коррекционной) школе 8 вида....

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...

Доклад на педагогическом совете "Особенности общения с родителями"

Доклад на педагогическом совете "Особенности общения с родителями"...

Доклад на педагогическом совете «Особенности обучаемости учащихся с ОВЗ УО. Динамика обученности и качества успеваемости по математике в 5 – 9 классах».

Математика является одним из самых трудных предметов для  учащихся  с  нарушением  интеллекта.  Потенциальные возможности каждого ученика своеобразны, что объясняется особенно...