Речевая карта
учебно-методический материал на тему
Речевая карта используется для выявления речевых нарушений, опреления динамики коррекционного развития ребенка с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta.doc | 569.5 КБ |
instrumentariy_k_obsledovaniyu_detey.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия, имя, отчество ребёнка________________________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________________________________________
Заключение МПМПК_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Дата поступления ребёнка в группу____________________ Дата заполнения речевой карты_______________________
РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Как тебя зовут?_____________________________ Сколько тебе лет?__________________________________________
Где ты живёшь?______________________________________________________________________________________
С кем ты живёшь?____________________________________________________________________________________
Как зовут маму?______________________________________________________________________________________
Кем работает твоя мама?_______________________________________________________________________________
У тебя есть друзья?____________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы – естественной толщины, толстые, тонкие, расщелины.
Зубы – ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диасты, физиологическая смена зубов.
Прикус – нормальный, открытый передний, открытый боковой односторонний, двусторонний.
Строение челюсти – прогения, прогнатия, норма.
Язык – толстый, вялый, напряжённый, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут в глубь рта.
Подъязычная уздечка – короткая, приращённая, физиологическая.
Маленький язычок – отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма.
Нёбо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина.
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
5 лет | 6 лет | |
1. Общая моторика | ||
2. Ручная моторика (объём движений, переключаемость темп) | ||
3. Моторика артикул. аппарата: - движение нижней челюсти - движение губ - движение языка - движение мягкого нёба | ||
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ
5 лет | 6 лет | |
Движение мышц лба | ||
Движение мышц глаз | ||
Движение мышц щёк | ||
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИКИ
Темп речи - быстрый, замедленный, спокойный, равномерный________________________________________________
Мелодико-интонационная окраска - выразительная, маловыразительная, монотонная____________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Дыхание - прерывистое, грудное, поверхностное, спокойное_________________________________________________
Выдох - продолжительный, плавный, укороченный, слабый _________________________________________________
Речь организует - на вдохе, на выдохе____________________________________________________________________
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Дата | С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Р | Рь | Л | Ль | Й | В | Ф | Б | П | К | Г | Х |
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Начало года | Конец года | Примечание | ||
5 лет | 1. Опознание фонемы -О из ряда звуков А-У-Ы-О-И-О; из ряда слогов МА-ТЫ-ПО-СУ; из ряда слов ЛАК-РОТ- ДЫМ-СОМ; - М из ряда звуков П-Т-Х-М-К-М; из ряда слогов ПА-МА-КА-ХА-МА; из ряда слов ДОМ-КОМ-МАК-СУП | |||
2. Различение на слух оппозицион. Фонем: | ХА-КА, БА-ПА | ХА-КА, БА-ПА | ||
ФА-ВА-ФА | ФА-ВА-ФА | |||
КА-ГА-КА | КА-ГА-КА | |||
НЫ-НИ-НЫ | НЫ-НИ-НЫ | |||
ДА-ТА-ДА | ДА-ТА-ДА | |||
ДОМ-ТОМ-КОМ | ДОМ-ТОМ-КОМ | |||
ДИМА-ТИМА-СИМА | ДИМА-ТИМА-СИМА | |||
3. Различение на слух оппозицион. фонем в словах: ГУЙФА, ГРУША, ГЛУСА, ГЛЮСА, ГРУША | ||||
6 лет | 1. Определить наличие заданного звука в слове по картинкам | |||
2. Различение на слух оппозицион. фонем, | СА-ЗА-СА | |||
ША-СА-ША | ||||
ЖА-ЗА-ЖА | ||||
ЩА-ЧА-ЩА | ||||
РА-ЛА-РА, | ||||
КОД-КОТ-ГОД | ||||
ТОЧКА-ДОЧКА-ПОЧКА | ||||
3. различение на слух оппозиционных фонем в словах: СУСКА, ШУШКА, ФУФКА, СУФКА, СУШКА | ||||
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ
Начало года | Конец года | Примечание | ||
5 лет | 1. Выделение первого ударного гласного в словах: УТКА, АНЯ, ОКУНЬ | |||
2. Выделение начального согласного звука в словах: МУХА, ВАТА, ДЫНЯ | ||||
3. Выделение конечного согласного звука в словах: КОТ, СТАКАН, ШКАФ | ||||
6 лет | 1. Определение места звука М в словах: МАЙКА, ЛИМОН, АЛЬБОМ | |||
2. Определение количества звуков в словах: ДОМ, ЛУНА, БАНКА | ||||
3. Определение последовательности звуков в словах: ДОМ, ЛУНА, БАНКА | ||||
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
Начало года | Конец года | Примечание | ||
5 лет | 1. Воспроизведение ритм. рисунка: | //-/ /-// //-/-/ /-/-// | ||
2. Воспроизведение слов сложной слоговой структуры: АКВАРИУМ СКОВОРОДА КЛУБНИКА МИЛИЦИОНЕР МАГНИТОФОН | ||||
3. Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры: 1)Водопроводчик чинит водопровод. 2)В аптеке покупают горькое лекарство. | ||||
6 лет | 1. Воспроизведение ритмического рисунка: | /-/// ///-/ /-//-// /-///-/ | ||
2. Воспроизведение слов сложной слоговой структуры: БЛИОТЕКАРЬ ФОРТЕПИАНО ЛЕКАРСТВО ТЕМПЕРАТУРА РЕГУЛИРОВЩИК СТРОИТЕЛЬСТВО | ||||
3. Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры: 1)В цирке выступают дрессированные хищники. 2)Экскурсовод проводит экскурсию. | ||||
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
5 лет | 1. Выполнить инструкцию: - Возьми на полке книгу и положи её на стол. - возьми ручку и нарисуй круг. | Начало года | Конец года | Примечание |
2. Понимание рода: Женя нарисовала. Женя нарисовал. Саша перепрыгнул лужу. Саша перепрыгнула лужу. | ||||
3. Понимание падежа: - покажи линейку ручкой. - покажи карандашом ручку. - покажи линейкой карандаш. | ||||
4. Понимание значения предлогов: | К В НА | К В НА | ||
ЗА ИЗ | ЗА ИЗ | |||
5. Понимание инверсионных конструкций: Мальчик убегает от щенка. Щенок убегает от мальчика. Собака больше кошки. Кто меньше? | ||||
1. Понимание значения предлогов: | ИЗ-ЗА | ИЗ-ЗА | ||
ИЗ – ПОД | ИЗ – ПОД | |||
ОКОЛО | ОКОЛО | |||
6 лет | 2. Понимание инверсионных конструкций: Петя ударил Васю. Кому больно? Колю встретил Миша. Кто риехал? Я умылся после того как сделал зарядку. Что было раньше? | |||
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Начало года | Конец года | Примечание | |||||||||
Словарь существительных: | |||||||||||
1. Обобщение: | |||||||||||
5 лет | - Игрушки: | юла, мяч, пирамида, мишка, паровоз, кубики, скакалка, матрёшка, кукла | юла, мяч, пирамида, мишка паровоз, кубики, скакалка, матрёшка, кукла, | ||||||||
- Посуда: | чашка, чайник, тарелка, кастрюля, вилка, ложка, нож, сахарница, солонка | чашка, чайник, тарелка, кастрюля, вилка, ложка, нож, сахарница, солонка | |||||||||
- Одежда: | юбка, кофта, брюки, пижама, платье, рубашка, сарафан, комбинезон, пальто, куртка. | юбка, кофта, брюки, пижама, платье, рубашка, сарафан, комбинезон, пальто, куртка. | |||||||||
- Обувь: | валенки, сапоги, туфли, ботинки, тапочки, кроссовки, босоножки, сандалии, калоши, кисы | валенки, сапоги, туфли, ботинки, тапочки, кроссовки, босоножки, сандалии, калоши, кисы | |||||||||
- Овощи: | лук, свекла, морковь, огурец, репа, капуста, баклажан, перец, картофель, помидор | .лук, свекла, морковь, огурец, репа, капуста, баклажан, перец, картофель, помидор | |||||||||
- Фрукты: | яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград, банан, ананас, гранат, персик | яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград, банан, ананас, гранат, персик | |||||||||
- Мебель: | диван, шкаф, кровать, стол, стул, кресло, тумба, табурет, скамейка, комод | диван, шкаф, кровать, стол, стул, кресло, тумба, табурет, скамейка, комод | |||||||||
- Дикие животные: | белка, заяц, ёж, лось, олень, бурундук, бобр, барсук, лиса, медведь | белка, заяц, ёж, лось, олень, бурундук, бобр, барсук, лиса, медведь | |||||||||
- Домашние животные: . | корова, лошадь, коза, свинья, собака, кот, осёл, верблюд, кролик, баран | корова, лошадь, коза, свинья, собака, кот, осёл, верблюд, кролик, баран | |||||||||
- Продукты питания: | хлеб, колбаса, рыба, мясо, сыр, яйцо, вафли, йогурт, батон, пряник | хлеб, колбаса, рыба, мясо, сыр, яйцо, вафли, йогурт, батон, пряник | |||||||||
- Транспорт: | автобус, машина, троллейбус, поезд, самолёт, корабль, вертолёт, мотоцикл, лодка, катер | автобус, машина, троллейбус, поезд, самолёт, корабль, вертолёт, мотоцикл, лодка, катер | |||||||||
6 лет | - Профессии: | врач, учитель, продавец, водитель, повар, маляр, воспитатель, фотограф, дрессировщик, сапожник | врач, учитель, продавец, водитель, повар, маляр, воспитатель, фотограф, дрессировщик, сапожник | ||||||||
- Дом: | стена, пол, потолок, лифт, балкон, дверь, лестница, окно, крыша, форточка чердак | стена, пол, потолок, лифт, балкон, дверь, лестница, окно, крыша, форточка чердак | |||||||||
- Город: | улица, здание, фонтан, памятник, клумба, парк, дорога, обочина, тротуар, остановка | улица, здание, фонтан, памятник, клумба, парк, дорога, обочина, тротуар, остановка | |||||||||
- Семья: | родители, внук, внучка, дочь, сын, племянник, сестра, брат, бабушка, дедушка | родители, внук, внучка, дочь, сын, племянник, сестра, брат, бабушка, дедушка | |||||||||
- Школьные принадлежности: | пенал, портфель, ластик, тетрадь, линейка, ручка, карандаш, букварь, учебник | пенал, портфель, ластик, тетрадь, линейка, ручка, карандаш, букварь, учебник | |||||||||
2. Части предмета: | |||||||||||
5 лет | Стул – спинка сиденье ножки | ||||||||||
Машина – кабина, кузов, колесо, фары, руль | |||||||||||
6 лет | Тело – спина, живот, плечо, локоть, колено, ладонь, пятка. | ||||||||||
Чайник – донышко, ручка, носик, крышка. | |||||||||||
Глагольный словарь | |||||||||||
1.Название действия по предъявленному предмету: | |||||||||||
5 лет | САМОЛЁТ | ||||||||||
ЛОШАДЬ | |||||||||||
ДЯТЕЛ | |||||||||||
МАМА | |||||||||||
БАБУШКА | |||||||||||
БАБУШКА | |||||||||||
6 лет | ЧАСЫ | ||||||||||
СОЛНЦЕ | |||||||||||
ВОДА ИЗ КРАНА | |||||||||||
МАМА | |||||||||||
БАБУШКА | |||||||||||
ДЕВОЧКА | |||||||||||
2. Подбор действия к существительным: | |||||||||||
5 лет | ПОВАР ВОСПИТАТЕЛЬ ВРАЧ | ||||||||||
6 лет | ШВЕЯ УЧИТЕЛЬ ПОЧТАЛЬОН | ||||||||||
3.Название действия по звукоподражанию: | |||||||||||
5 лет | КОШКА СОБАКА КОРОВА СВИНЬЯ ПЕТУХ ЛЯГУШКА | ||||||||||
6 лет | УТКА ГУСЬ ЛОШАДЬ МЫШЬ | ||||||||||
Словарь прилагательных | |||||||||||
1.Подбор признаков к предметам. | |||||||||||
5 лет | ЛИМОН | ||||||||||
ЛИСА
| |||||||||||
ПЛАТЬЕ | |||||||||||
6 лет | СТАКАН
| ||||||||||
СОЛНЦЕ | |||||||||||
ЕЛЬ | |||||||||||
2. Подбор антонимов: | |||||||||||
5 лет | Весёлый Длинный Широкий Завязывать Открывать Одевать | ||||||||||
6 лет | Высокий Прямой Глубокий День Зима Добро Давать Поднимать Продавать | ||||||||||
3. Подбор синонимов: | |||||||||||
6 лет | БОЕЦ | ||||||||||
ОТВАЖНЫЙ | |||||||||||
РАДОВАТЬСЯ | |||||||||||
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Начало года | Конец года | Примечание | ||||
Словоизменение | ||||||
5 лет | 1. Употребление существительных в различных падежах: | |||||
Р. п. | ||||||
Д. п. | ||||||
В. п. | ||||||
Т. п. | ||||||
П. п. | ||||||
2. Образование родительного падежа мн. числа существительных: | ||||||
Чего много в комнате? | ||||||
Чего много в в лесу? | ||||||
3. Образование множественного числа существительных: | ||||||
Кот Ухо Гнездо Кровать Коза Стул | ||||||
4. Изменение прилагательных по родам: | майка | майка | ||||
мяч | мяч | |||||
яблоко | яблоко | |||||
сумка | сумка | |||||
автобус | автобус | |||||
полотенце | полотенце | |||||
5. Согласование существительных с числительными 1,2,3,4,5: СОБАКА
ЯБЛОКО КАРАНДАШ | ||||||
6. Изменение глаголов по временам: Что делает девочка? Что делала девочка? Что будет делать девочка? | ||||||
7. Употребление предлогов | ||||||
Где лежит карандаш? Откуда взяли карандаш? Откуда упал карандаш? | В НА | В НА | ||||
ИЗ | ИЗ | |||||
СО С | СО С | |||||
6 лет | 1. Образование родительного падежа множ. числа существительных: Чего много у инопланетянина? | |||||
2. Образование множественного числа существительных | ||||||
СТУЛ ПИСЬМО ДЕРЕВО ПЕНЬ ТЕТРАДЬ РУЧКА | ||||||
3. Согласование существительных с числительными 1,2,3,4,5: СТУЛ ПЛАТЬЕ ТЕТРАДЬ | ||||||
7. Употребление предлогов | ||||||
Где лежит карандаш? Откуда достал карандаш? | ПОД ЗА | ПОД ЗА | ||||
ИЗ-ЗА | ИЗ-ЗА | |||||
ИЗ-ПОД | ИЗ-ПОД | |||||
Словообразование | ||||||
5 лет | 1. Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных: | |||||
ПТИЦА СТУЛ ТРАВА ЮБКА ЗЕРКАЛО СУМКА | ||||||
2. Образование приставочных глаголов: Шёл (ЗА, ВЫ, ПОД) Ехал (ЗА, ВЫ, ПОД) | за | за | ||||
вы | вы | |||||
подо | подо | |||||
за | за | |||||
вы | вы | |||||
под | под | |||||
3. Образование относительных прилагательных: | ||||||
Из дерева Из стекла Из меха | ||||||
4. Образование притяжательных прилагательных: | ||||||
Кошка Корова Лошадь | ||||||
5. Образование слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов: | ||||||
Дворник Сапожник Гитарист | ||||||
6. Образование сложных слов: | ||||||
Листья падают Сам летит Пыль сосёт | ||||||
6 лет | 1. Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных: | |||||
ВЕДРО ЛУК ГОЛОВА ДЕРЕВО КОВЁР ГНЕЗДО | ||||||
2. Образование приставочных глаголов: | ||||||
Шёл (пере, обо, ото) Ехал (пере, от, об) | пере | пере | ||||
обо | обо | |||||
ото | ото | |||||
пере | пере | |||||
от | от | |||||
об | об | |||||
3. Образование относительных прилагательных: | ||||||
Из кожи Из клюквы Из сливы | ||||||
4. Образование притяжательных прилагательных: | ||||||
Лиса Заяц Медведь | ||||||
5. Образование слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов: | ||||||
Стекольщик Пианист Каменщик | ||||||
6. Образование сложных слов: | ||||||
Снег падает | ||||||
Мясо рубит | ||||||
Везде ходит |
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
5 лет | 1. Составление предложений по опорным картинкам: | Начало года | |
Конец года | |||
2. Пересказ текст: | Начало года | ||
Конец года | |||
3. Составление рассказа по серии картин: | Начало года | ||
Конец года | |||
6 лет | 1. Составление предложений по опорным словам: | ||
Альбом, Катя, купить, новый. Лимон, магазин, Петя, купить. Птицы, улетать, юг, на, перелётные | Начало года | ||
Конец года | |||
2. Пересказ текста: | Начало года | ||
Конец года | |||
3. Составление рассказа по серии картин: | Начало года | ||
Конец года | |||
4. Составление рассказа по сюжетной картинке | Начало года | ||
Конец года | |||
Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
2
Инструментарий и критерии оценки обследования
речи детей старшего дошкольного возраста.
РАЗГОВОРНО - ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
Как тебя зовут?________________________ Сколько тебе лет? ______________________________
Где ты живешь? ________________________ С кем ты живешь? _____________________________
Как зовут маму? ________________________ Кем работает твоя мама? ________________________
СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИКИ
Цель: исследование общего звучания самостоятельной речи.
Процедура: метод наблюдения.
Голос – тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, слабый, звонкий, модулированный.
Темп речи – ускоренный, замедленный, запинки, заикание.
Мелодико – интонационная окраска – выразительная, маловыразительная, монотонная.
Дыхание – прерывистое, верхнее, грудное, норма, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий; речь организует на выдохе, на вдохе.
Вывод: просодическая сторона речи сформирована с нарушениями голоса, темпа,
дыхания и т.д.
СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ АТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Цель: обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.
Процедура: обследование начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера.
Губы – естественной толщины, толстые, тонкие, расщелина, шрамы.
Зубы – ровные, здоровые, распложенные вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем, физиологическая смена зубов.
Прикус – нормальный, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двусторонний
Строение челюсти – прогения, прогнатия, норма.
Язык – толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта.
Подъязычная уздечка – короткая, приращенная, физиологическая.
Маленький язычок – отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма.
Небо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина.
Вывод: Анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями; без
отклонений.
СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
ОБЩАЯ МОТОРИКА
Цель: исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статичности и динамичности
1.Задание.
Материал: прелагаемые пробы выполняются по показу, а затем по словесной инструкции
Процедура: Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.
Отмечается: Качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое
2. Задание.
Материал: по словесной инструкции
Процедура: Стоять с закрытыми глазами на правой затем на левой ноге, руки вперед ( 5 сек)
Отмечается: удержание позы свободное или с напряжением, с раскачиванием из стороны в
сторону; балансирует туловищем, руками ,головой, сходит с места; касается ногой пола, па-
дает, открывает глаза.
3. Задание.
Материал: по словесной инструкции
Процедура: Присесть 3 -5 раз на носках
Отмечается: напрягается, не удается, раскачивается
Вывод: характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики: двигательная память, переключаемость нормальная, нарушены статико – динамические движения
РУЧНАЯ МОТОРИКА
Цель: исследование статического и динамического праксиса.
Материал: по показу, а затем по инструкции.
Процедура: - предлагается удержать позу « Колечко», « Коза» под счет от 1 до 15
- чередование поз « Кулак» - « Ладонь» 5-8 раз.
Отмечается: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность,
скованность движений, нарушение темпа выполнения; нарушение переключения
наличия синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы,
невыполнения движения.
Вывод: характеризуются нарушенные и сохранные стороны пальцев рук – динамическая и статическая координация пальцев рук нарушена.
МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА
Цель: исследование мимической мускулатуры, позволяющей обнаружить черепно – мозговых
нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи.
Материал: предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции
Процедура: движения мышц лба:
- хмурить брови
движения глаз:
- закрыть правый глаз / левый
движения щек:
- надуть правую щеку / левую
Отмечается: точность выполнения; объем ограничен; содружественные движения, гиперкинезы,
саливация; напряженность; движение не удается.
Вывод: поражение черепно – мозговой иннервации ( нервов) отсутствует.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА
Цель: исследование двигательных функций артикуляционного аппарата.
Материал: предлагаемые пробы выполняются по показу; а затем по словесной инструкции
Процедура: - для нижней челюсти: широко раскрыть рот и закрыть; подвигать нижней челюстью
вправо – влево.
- для губ: « Трубочка», « Улыбка», « Трубочка» - « Улыбка»
- для языка: « Лопата», « Иголочка», « Лопата» -«Иголочка», Часики», « Качели».
Отмечается: объем; содружественные движения; умение удерживать артикуляционную пробу;
гиперкинезы, тремор, саливация; движение не удается.
Вывод: движения выполняются в полном объеме, правильно; движение выполняет
ся в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружествен-
ных движений, тремора, гиперкинезов, саливации, удержание позы не
удается, движения не выполняются, поиск артикуляционной позы, динами-
ческая организация движений недостаточна.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Цель: выявление особенностей произношения звуков изолированно, в словах, предложениях
Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях, чистоговорки.
Процедура: Изолированный звук – « Скажи звук»
Звук в словах – « Назови что нарисовано» ( см. Альбом для логопеда. Иншакова О.Б.)
Звук в предложениях – « Повтори за мной»
Са – са- са, са – са – са – в том лесу живет лиса.
Си – си- си, си – си- си апельсины принеси.
За –за –за, за –за – за в лесу бегает коза.
Зи- зи- зи, зи –зи –зи Зине куклу привези.
Цо –цо- цо, цо –цо –цо у мамы доброе лицо.
Ши –ши –ши, ши –ши-ши у машины шины.
Жи- жи –жи, жи –жи –жи были ежи.
Ча –ча –ча, ча- ча –ча у меня два мяча.
Щу –щу- щу, щу- щу –щу щуку в ркчку отпущу.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра заплясала детвора.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю брюки будут к сентябрю.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша лодка поплыла.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли по малину в лес пошли.
Обработка материала: отмечается не только отсутствие или замена звуков, но и отчетливость, ясность произношения.
Результаты обследования заносятся в речевую карту, где знаком (+) – отмечается правильное произношение; знаком
( -) – пропуск звуков, при замене звуков в соответствующей клетке указывается звук – заместитель, искажения.
Критерии:
3 балла – высокий уровень – правильно, отчетливо произнесены все звуки родного языка.
Звуки дифференцированы на слух и в произношении. Хорошо регулируется темп речи и речевое дыхание.
2 балла – средний уровень - звуки изолированно произносятся правильно, но в речи не автоматизированы. Звуки поставлены, но отсутствует дифференциация. Нарушено произношение не более двух звуков одной группы.
1 балл – низкий уровень – дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темп речи, дыхания.
Вывод: звукопроизношение соответствует возрасту, не соответствует: мономорфное нарушение, полиморфное : антропофонический дефект ( вид искажения ( боковой, межзубный, горловой, носовой)), фонологический ( отсутствие, замена, смешение звуков) (пара).
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Цель: выявление умений ребенка различать звуки на слух в слогах, словах.
1.Задание. Опознание фонемы.
Материал: речевой и наглядный материал.
Процедура: 5 лет. « Хлопни, если услышишь звук»:
-О из ряда гласных звуков: А- У- Ы-О- И- О
из ряда слогов: МА- ТЫ- ПО- СУ
из ряда слов: ЛАК- РОТ- ДЫМ- СОМ
- М из ряда звуков: П- Т- М- Х- К- М
из ряда слогов: ПА- МА- КА- МА- ХА- КА
из ряда слов: ДОМ- КОМ- МАК- РАК- СУП
6 лет. « Покажи и назови картинку, в которой есть звук «Ш» ( шар, диван,
пирамидка, машина)
2.Задание. Различение на слух оппозиционных фонем.
Материал: слоги, слова.
Процедура: - « Повтори за мной»
5 лет: ха- А, ба- па, фа- ва- фа
ка- га- ка, ны- ни- ны, да- та- да
дом- том- ком, Дима- Тима- Сима.
6 лет: са-за- са, ша-са-ша, жа-за-жа,
ща-ча-ща, Ра-ла-ра, жа-ша-ша,
кот-год-кот, точка-дочка-почка.
Критерии:
3 балла –высокий уровень- все задания выполнены верно. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются сразу и самостоятельно.
2 балла – средний уровень – задания выполнены с ошибками, одно из заданий недоступно.
1 балл – низкий уровень – задания выполнены с множественными ошибками, большинство заданий недоступны.
Наиболее строго подходить к тем заданиям, над которыми работали в младшей и средней группах.
Вывод: функции фонематического слуха сформированы ( недостаточно).
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
Цель: определение умений ребенка выполнять простой фонематический анализ; количественный и позиционный анализ слов.
5 лет.
1. Задание. Выделение первого ударного гласного в словах.
Материал: картинки: удочка, облако, аист, иглы.( см. Альбом для логопеда Иншакова О.Б.)
Процедура: « Посмотри и назови первый гласный звук в слове»
2. Задание. Выделение конечного согласного в словах.
Материал: картинки: кот, жук, дом, стул. ( см.альбом для логопеда Иншакова О.Б.)
Процедура: « Посмотри и назови последний согласный звук в слове»
3. Задание. Выделение начального согласного в словах.
Материал : картинки из альбома для логопеда Иншакова О.Б.
Процедура: « Посмотри и назови первый согласный звук в слове».
6 лет.
1. Задание. Определение места звука
Материал: картинки: майка, лимон, дом.
Процедура: « Назови слово, в котором звук М стоит в начале слова ( середине, конце)»
2. Задание. Определение количества и последовательности звуков в словах.
Материал: картинки: набор слов: кот, луна, банка
Процедура: « Сколько звуков в слове кот?
Какой звук ты слышишь в начале слова?
Какой второй?
Какой третий?»
Критерии:
3балла – высокий уровень –все предложенные задания выполнены правильно, допущены единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
2 балла – средний уровень – при выполнении задания допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого. Одно задание недоступно даже с помощью.
1 балл – низкий уровень – при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого. Часть заданий недоступна даже после приема « разбор образца».
Вывод: навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно.
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА.
Цель: исследование умения воспроизводить звуко – слоговую структуру слова.
- Задание. Воспроизведение ритмического рисунка.
Процедура: ребенку предлагается прослушать ритм и повторить за логопедом.
Простые ритмы: / / / / //
Сложные ритмы: / // / // /// //
- Задание. Воспроизведение слов сложной структуры.
Материал:
5 лет – картинки: велосипед, полотенце, милиционер, сковорода, телевизор, мотоцикл
( см.альбом для логопеда Иншакова О.Б.)
6 лет – набор слов: тротуар, градусник, экскаватор, парашютист, фотоаппарат, регулировщик
Процедура: 5 лет « Назови картинки»
6 лет «Повтори за мной»
3. Задание. Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры.
Материал: предложения:
5 лет: На перекрестке стоит милиционер.
Петя едет на велосипеде.
6 лет: У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Парашютист готовится к прыжкам.
Критерии:
3 балла: высокий уровень – все слова и предложения воспроизводятся точно, в единичных случаях после повторного
предъявления слов сложной слоговой структуры.
2 балла – средний уровень – допускаются ошибки при воспроизведении слов и предложений со сложной слоговой структурой. Из шести предложений слов, 3 -4 слова произнесены правильно ( за ошибки в произношении слов регулировщик, строительство баллы можно не снижать).
1 балл –низкий уровень – множественные искажения слоговой структуры слов и предложений.
Вывод: Отмечается характер искажения слоговой структуры ( сокращение слогов, упрощение, опускание, уподобление слогов: добавление звуков, слогов, перестановка звуков, слогов).
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Цель: исследование понимания логико – грамматических конструкций.
Задание: Понимание инверсионных конструкций.
Материал: 2 картинки, речевой материал – вопросы.
Процедура: 5 лет:
- « Покажи, где мальчик убегает от собаки» ( собака убегает от мальчика).
- Собака больше кошки. Кто меньше?
6 лет:
- Петя ударил Васю. Кому было больно?
- Колю встретил Миша. Кто приехал?
- Я умылся после того ,как сделал зарядку. Что было раньше?
Критерии:
3 балла – высокий уровень – все задания выполнены правильно.
2 балла – средний уровень – при выполнении заданий допущены 1 – 2 ошибки.
1 балл – низкий уровень – большинство заданий выполнено с ошибками.
Вывод: импрессивная речь сформирована; сформирована недостаточно.
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Цель: исследование объема словарного запаса и особенности его овладением, каков удельный вес слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков предметов; употребляются ли они адекватно в речи.
Отмечается: объем, соответствие возрасту, замены слов по различным признакам. 1.Задание. Название предметов. Обобщающие слова.
Материал: 5 лет – картинки ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) по темам:
Игрушки: юла, мяч, пирамидка, мишка, поезд; посуда: вилка, ложка, чашка, чайник, тарелка, кастрюля; одежда: юбка, кофта, брюки, носки, платье, рубашка; обувь: валенки, сапоги, ботинки, кеды, туфли, калоши; овощи: лук, свекла, морковь, помидор, огурец, репа; фрукты: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград; мебель: диван, шкаф, кровать, стол, стул, кресло; дикие животные: белка, лиса, заяц, медведь, еж, лось; домашние животные: корова, лошадь, коза, свинья, собака, кошка; деревья: береза, елка, сосна, дуб, рябина, клен; продукты питания: хлеб, колбаса, мясо, рыба, сыр, яйцо; транспорт: автобус, машина, троллейбус, трамвай, поезд, самолет; птицы: гусь, индюк, петух, ворона, ласточка, сова; головные уборы: шапка, кепка, панама, платок, шляпа, берет; профессии людей: врач, повар, учитель, продавец, шофер, маляр.
6 лет:- вопросы:
- Где читают или обменивают книги? ( библиотека)
- Где смотрят спектакли? ( театр)
Процедура: 5 лет: « Назови изображенные предметы»
« Как назвать одним словом?»
6 лет: « Ответь вопросы»
2. Задание. Назови части предмета.
Материал: картинки: 5 лет: - стул, машина
6 лет – тело, чайник
Процедура: « Назови части предметов»
Стул – спинка, сиденье, ножки;
Машина – кабина, кузов, колесо, фары, руль
Тело – живот, спина, плечо, локоть, ладонь, колено, пятка
Чайник – донышко, носик, крышка, ручка.
Критерии:
3 балла – высокий уровень – все или почти все ( 80%) слова есть в активном словаре.
2 балла – средний уровень – половина слов отсутствует в активном словаре.
1 балл – низкий уровень – большая часть слов отсутствует в активном, так и в пассивном словаре.
ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ.
3.Задание. Название действий по предъявленному предмету.
Материал: картинки ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) 5 лет: 6 лет:
- самолет, лошадь, дятел - часы, солнце, вода из крана
- мама, бабушка, бабушка - девочка, бабушка, девочка
Процедура: « Назови, что делает…»
4.Задание: Подбор действий к существительным.
Материал: слова – стимулы:
5 лет: 6 лет:
повар, воспитатель, врач швея, учитель, почтальон.
Процедура:
5 лет: «Что делает повар ( воспитатель, врач?)»
6 лет: «Что делает швея,( учитель, почтальон?)»
5. Задание. Название действия по звукоподражанию.
Материал: слова – стимулы
5 лет: кошка, собака, корова;
6 лет: утка, лошадь, овца.
Процедура: « Кто как кричит? ( голос подает)
5 лет « Петух кукарекает, а кошка…, корова…, собака…»
6 лет « Петух кукарекает, а утка…, а лошадь…, а овца…»
Критерии:
3 балла – высокий уровень – самостоятельно подобрано действие к каждому из предложенных существительных
( не менее трех действий)
2 балла – средний уровень – самостоятельно подобрано одно действие.
1 балл – низкий уровень – к большинству из предложенных существительных действия подбираются с помощью побуждающих вопросов или контекстной подсказки. Неадекватные ответы.
СЛОВАРЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
6. Задание. Подбор признаков к предметам.
Материал: слова – стимулы: 5 лет: лимон, лиса, яблоко
6 лет: солнце, ель, дом
Процедура: « Скажи какой…? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?»
Критерии:
3 балла – высокий уровень – самостоятельно подобрано к каждому из предложенных существительных три и более прилагательных.
2 балла – средний уровень – к каждому из предъявленных существительных самостоятельно подобрано одно прилагательное и два с помощью наводящих вопросов.
1 балл – низкий уровень – к каждому из предъявленных существительных прилагательные подбираются с помощью.
ПОДБОР АНТОНИМОВ ( СИНОНИМОВ).
7. Задание. Антонимы.
Материал: слова – стимулы: 5 лет: веселый, длинный, широкий, завязывать, открывать
6 лет: глубокий, день, добро, тихо, холодно
Процедура: « Скажи наоборот»
6 лет:
8. Задание: Синонимы.
Материал: слова – стимулы: боец, отважный, радоваться.
Процедура: « Скажи по – другому»
Критерии:
3 балла- высокий уровень – ко всем словам правильно подобраны антонимы ( или синонимы)
2 балла – средний уровень – к ни менее семи словам ( для синонимов к двум) правильно подобраны антонимы.
1 балл – низкий уровень – единичные ответы или задание полностью не выполнено.
Вывод: активный словарный запас соответствует возрасту ( ограничен).
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ.
Цель: исследование умений владеть грамматическими конструкциями.
5 лет:
1. Задание. Употребление существительных в различных падежах.
Материал: картинки ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)
Процедура: ребенку предъявляется картинка и предлагается ответить на вопросы: Р.П.- Без чего?
Д.П. – Дает корм кому? В.П. – Нарисовал кого? Т.П.- Работает чем? П.П.- Мечтает о чем?
2. Задание. Изменение прилагательных по родам.
Материал: картинки : майка, мяч, яблоко, сумка, автобус, полотенце.
Процедура: ответить на вопросы: Какой? Какая? Какое?
3.Задание. Образование родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: слова – стимулы: 5 лет: комната, лес
6 лет: сад, школа.
Процедура: ребенку предлагается ответить на вопросы:
5 лет: Чего много в комнате? ( в лесу)
6 лет: Чего много в саду? ( в школе).
4. Задание. Образование множественного числа существительных.
Материал: картинки ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)
5 лет: кошка, вагон, гнездо, кот
6 лет: кровать, лампа, стол, письмо, яйцо, ухо.
Процедура: « Я буду говорить предмет, а ты про много»
5. Задание. Согласование существительных с числительными.
Материал: картинки, цифры ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)
Тетрадь, карандаш, яблоко; 1,3,5(7).
6. Задание. Употребление предлогов.
Материал: 5 лет: в, на, под, из, с/со
6 лет: за, над, к, от, из-за, из-под
Процедура: ребенку предлагается ответить на вопросы по картинкам: Куда? Откуда? Где?
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
7. Задание. Образование уменшительно- ласкательной формы существительных.
Материал: 5 лет: картинки: ключ, пуговица, звезда
6 лет: слова- стимулы: сапог, кровать, изба, вода, одеяло.
Процедура: « Назови ласково»
8. Задание. Образование приставочных глаголов.
Материал: картинки 5 лет: шел, ехал – за, вы, под
6 лет: шел, ехал – пере, от.
Процедура: « Назови действия и ответь на вопросы».
9. Задание. Образование относительных прилагательных.
Материал: 5 лет: картинки шкаф из дерева, чашка из фарфора, шапка из шерсти, машина из металла.
6 лет: слова –стимулы: из резины, из снега, из баклажанов, из брусники
Процедура: предлагается ответить на вопросы: « Какой? Какая?»
10.Задание. Образование притяжательных прилагательных.
Материал: 5 лет: картинки: заяц, лиса, волк
6 лет: слова- стимулы: медведь, олень, гусь.
Процедура: ребенку дается картинка или слово-стимул и предлагается ответить на вопрос: Чья? Чье? Чей?
11.Задание. Образование слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов.
Материал: вопросы
Процедура: 5 лет: Кто убирает двор? Кто чинит сапоги? Кто играет на пианино?
6 лет: Кто играет на скрипке? Кто строит дома? Кто чинит часы?
12.Задание. Образование названий детенышей животных.
Материал: картинки с изображением животных и их детенышей:
5 лет: коза, волк, курица, утка, тигр – в единственном числе
6 лет: корова, лошадь, овца, сова – во множественном числе.
Процедура: задание в форме игры: « Кто у кого?» необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы единственного и множественного числа именительного падежа.
13.Задание. Образование сложных слов.
Материал: словосочетания: 5 лет: листья падают, сам летит, пыль сосет
6 лет: снег падает, мясо рубит, везде ходит.
Процедура: « Скажи одни словом»
Критерии:
3 балла – высокий уровень – большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания – с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с само коррекцией.
2 балла – средний уровень – из предложенного материала восемь и более заданий выполнено верно. При выполнении остальных заданий допускаются ошибки.
1 балл – низкий уровень – большинство заданий выполняются с ошибками, требуется значительная помощь ( вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна.
Вывод: (не) имеются нарушения согласования и управления ( аграмматизмы).
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
Цель: исследование овладения детьми связной контекстной речи.
Отмечается: самостоятельность, соблюдение грамматических норм, связность повествования.
1. Задание. Составление предложений.
Материал: 5 лет: картинка ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)
6 лет: опорные слова: девочка, гулять, парк; Катя, купить, новый
Процедура: « Составь предложение»
Критерии:
3 балла- высокий уровень – все предложения составлены самостоятельно, грамматически правильно из трех и более слов.
2 балла –средний уровень – допускаются ошибки в построении предложений. После уточняющих вопросов ошибки исправляются самостоятельно.
1 балл – низкий уровень – предложения поменяются перечислением предметов и действий, представленных на картинках.
2. Задание. Пересказ текста.
Материал: рассказы.
5 лет: Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берег и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
6 лет: Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.
Процедура: Вниманию ребенка предлагается текст для прослушивания. Беседа по прочитанному.
Дается установка на запоминание и пересказ текста. Повторное чтение текста.
Критерии:
3 балла –высокий уровень – пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушена, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста.
2 балла – средний уровень – при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски текста без искажения смысла. Встречаются нарушения структуры предложений.
1 балл – низкий уровень – пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения и последовательность событий значительно нарушены, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Отмечается бедность и однообразие языковых средств.
3. Задание. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Материал: серии сюжетных картин.
5 лет – « Козлята»
6 лет – « Нашли ежа»
Процедура: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки, расставить по порядку и составить рассказ.
6 лет
4. Задание. Составление рассказа по картинке.
Материал: сюжетная картинка « Кот и молоко».
Процедура: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить по ней рассказ.
Критерии:
3 балла – высокий уровень – картинки рассмотрены внимательно, с интересом, серия разложена самостоятельно, без ошибок. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка ( с учетом возраста детей).
2 балла – средний уровень – серия разложена с ошибками. После помощи в виде уточняющих вопросов ошибки исправляются самостоятельно. Рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку. Связность повествования нарушена, используются простые предложения.
1 балл – низкий уровень – при раскладывании серии действия импульсивны, допущенные ошибки чаще всего исправляются в виде прямых указаний на события. Рассказ представляет собой перечисление предметов, изображенных на картинках. Помощь в виде вопросов используется, но отвечает односложно. Словарный запас ограничен, отмечаются аграмматизмы.
Вывод: Связная речь сформирована ( недостаточно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта школьника.
Вариантов речевых карт множество. Я предлагаю свой вариант: минимум заполнения, максимум информации. В заявлении о приёме на логопункт есть анкета для родителей....
Обследование. Речевая карта.
Экспресс-обследование состояния речи ребенка....
Речевая карта
Речевая карта...
Образец речевой карты
РЕЧЕВАЯ КАРТАЛогопедический пункт при _____________________________________________________________Фамилия, имя обследуемого ______________________________________ возраст ___________Дата обслед...
Речевая карта
Предлагаю удобный и простой электронный вариант стандартной речевой карты для школьных логопедов. Никого не хочу удивлять-многие заполняли эти формы в разной полиграфии....
Речевая карта
Речевая карта. Фамилия, имя____________________________________________________________________________Возраст ______________________________________________________________________________...
образцы речевых карт
в данном документе содержатся примерные образцы речевых карт ( для детей с ОНР, дизартрией, речевая карточка учащегося и т.д)...