Речевая карта
учебно-методический материал на тему

Речевая карта используется для выявления речевых нарушений, опреления динамики  коррекционного развития ребенка с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc569.5 КБ
Microsoft Office document icon instrumentariy_k_obsledovaniyu_detey.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Фамилия, имя, отчество ребёнка________________________________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________________________________________________

Заключение МПМПК_________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Дата поступления ребёнка в группу____________________ Дата заполнения речевой карты_______________________

РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Как тебя зовут?_____________________________ Сколько тебе лет?__________________________________________

Где ты живёшь?______________________________________________________________________________________

С кем ты живёшь?____________________________________________________________________________________

Как зовут маму?______________________________________________________________________________________

Кем работает твоя мама?_______________________________________________________________________________

У тебя есть друзья?____________________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Губы – естественной толщины, толстые, тонкие, расщелины.

Зубы – ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диасты, физиологическая смена зубов.

Прикус – нормальный, открытый передний, открытый боковой односторонний, двусторонний.

Строение челюсти – прогения, прогнатия, норма.

Язык – толстый, вялый, напряжённый, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут в глубь рта.

Подъязычная уздечка – короткая, приращённая, физиологическая.

Маленький язычок – отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма.

Нёбо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина.

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

5 лет

6 лет

1. Общая моторика

2. Ручная моторика (объём

движений, переключаемость

темп)

3. Моторика артикул. аппарата:

- движение нижней челюсти

- движение губ

- движение языка

- движение мягкого нёба

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

5 лет

6 лет

Движение мышц лба

Движение мышц глаз

Движение мышц щёк

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИКИ

Темп речи - быстрый, замедленный, спокойный, равномерный________________________________________________

Мелодико-интонационная окраска - выразительная, маловыразительная, монотонная____________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Дыхание - прерывистое, грудное, поверхностное, спокойное_________________________________________________

Выдох - продолжительный, плавный, укороченный, слабый _________________________________________________

Речь организует - на вдохе, на выдохе____________________________________________________________________

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Дата

С

Сь

З

Зь

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Рь

Л

Ль

Й

В

Ф

Б

П

К

Г

Х

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Начало года

Конец года

Примечание

5 лет

1. Опознание фонемы

-О из ряда звуков А-У-Ы-О-И-О;

из ряда слогов МА-ТЫ-ПО-СУ;

из ряда слов ЛАК-РОТ- ДЫМ-СОМ;

- М из ряда звуков П-Т-Х-М-К-М;

из ряда слогов ПА-МА-КА-ХА-МА;

из ряда слов ДОМ-КОМ-МАК-СУП

2. Различение на слух оппозицион.

Фонем:

ХА-КА,  БА-ПА

ХА-КА,  БА-ПА

ФА-ВА-ФА

ФА-ВА-ФА

КА-ГА-КА

КА-ГА-КА

НЫ-НИ-НЫ

НЫ-НИ-НЫ

ДА-ТА-ДА

ДА-ТА-ДА

ДОМ-ТОМ-КОМ

ДОМ-ТОМ-КОМ

ДИМА-ТИМА-СИМА

ДИМА-ТИМА-СИМА

3. Различение на слух оппозицион.

фонем в словах: ГУЙФА, ГРУША,

ГЛУСА, ГЛЮСА, ГРУША

6 лет

1. Определить наличие заданного

звука в слове по картинкам

2. Различение на слух оппозицион.

фонем,

 СА-ЗА-СА

ША-СА-ША

ЖА-ЗА-ЖА

ЩА-ЧА-ЩА

РА-ЛА-РА,

КОД-КОТ-ГОД

ТОЧКА-ДОЧКА-ПОЧКА

3. различение на слух оппозиционных

фонем в словах: СУСКА, ШУШКА,

ФУФКА, СУФКА, СУШКА

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Начало года

Конец года

Примечание

5 лет

1. Выделение первого ударного

гласного в словах: УТКА, АНЯ, ОКУНЬ

2. Выделение начального согласного

звука в словах: МУХА, ВАТА, ДЫНЯ

3. Выделение конечного согласного

звука в словах: КОТ, СТАКАН, ШКАФ

6 лет

1. Определение места звука М в

словах: МАЙКА, ЛИМОН, АЛЬБОМ

2. Определение количества звуков в

словах: ДОМ, ЛУНА, БАНКА

3. Определение последовательности

звуков в словах:

ДОМ, ЛУНА, БАНКА

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Начало года

Конец года

Примечание

5 лет

1. Воспроизведение ритм. рисунка:

//-/      /-//      //-/-/      /-/-//

2. Воспроизведение слов сложной слоговой структуры:      АКВАРИУМ

                                          СКОВОРОДА

                                             КЛУБНИКА

                                       МИЛИЦИОНЕР

                                      МАГНИТОФОН

3. Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры: 1)Водопроводчик чинит водопровод.

    2)В аптеке покупают горькое лекарство.

6 лет

1. Воспроизведение ритмического рисунка: 

/-///     ///-/     /-//-//     /-///-/

2. Воспроизведение слов сложной слоговой структуры:   БЛИОТЕКАРЬ                                

                                       ФОРТЕПИАНО

                                           ЛЕКАРСТВО  

                                      ТЕМПЕРАТУРА

                                  РЕГУЛИРОВЩИК    

                                 СТРОИТЕЛЬСТВО

3. Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры: 1)В цирке выступают дрессированные хищники.

2)Экскурсовод проводит экскурсию.

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

5 лет

1. Выполнить инструкцию:

- Возьми на полке книгу и положи её на стол.

- возьми ручку и нарисуй круг.

Начало года

Конец года

Примечание

2. Понимание рода:

Женя нарисовала.

Женя нарисовал.

Саша перепрыгнул лужу.

Саша перепрыгнула лужу.

3. Понимание падежа:

- покажи линейку ручкой.

- покажи карандашом ручку.

- покажи линейкой карандаш.

4. Понимание значения предлогов:

К           В            НА        

К           В            НА        

ЗА              ИЗ

ЗА               ИЗ

5. Понимание инверсионных

конструкций:

Мальчик убегает от щенка.

Щенок убегает от мальчика.

Собака больше кошки. Кто меньше?

1. Понимание значения предлогов:

ИЗ-ЗА

ИЗ-ЗА

ИЗ – ПОД

ИЗ – ПОД

ОКОЛО

ОКОЛО

6 лет

2. Понимание инверсионных

конструкций:

Петя ударил Васю. Кому больно?

Колю встретил Миша. Кто риехал?

Я умылся после того как сделал

зарядку. Что было раньше?

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Начало года

Конец года

Примечание

Словарь существительных:

1. Обобщение:

5 лет

- Игрушки:

юла, мяч, пирамида,

мишка, паровоз, кубики, скакалка, матрёшка, кукла

юла, мяч, пирамида,

мишка паровоз, кубики, скакалка, матрёшка, кукла,

- Посуда:

чашка, чайник, тарелка, кастрюля, вилка, ложка, нож, сахарница, солонка

чашка, чайник, тарелка, кастрюля, вилка, ложка, нож, сахарница, солонка

- Одежда:

юбка, кофта, брюки, пижама, платье, рубашка, сарафан, комбинезон, пальто, куртка.

юбка, кофта, брюки, пижама, платье, рубашка, сарафан, комбинезон, пальто, куртка.

- Обувь:

валенки, сапоги, туфли,

ботинки, тапочки, кроссовки, босоножки, сандалии, калоши, кисы

валенки, сапоги, туфли,

ботинки, тапочки, кроссовки, босоножки, сандалии, калоши, кисы

- Овощи:

лук, свекла, морковь, огурец, репа, капуста, баклажан, перец, картофель,

помидор

.лук, свекла, морковь, огурец, репа, капуста, баклажан, перец, картофель,

помидор

- Фрукты:

 яблоко, груша, слива,

лимон, апельсин, виноград, банан, ананас, гранат, персик

яблоко, груша, слива,

лимон, апельсин, виноград, банан, ананас, гранат, персик

- Мебель:

диван, шкаф, кровать,

стол, стул, кресло, тумба, табурет, скамейка,  комод

диван, шкаф, кровать,

стол, стул, кресло, тумба, табурет, скамейка,  комод

- Дикие животные:

белка, заяц, ёж, лось, олень, бурундук, бобр, барсук,

лиса, медведь

белка, заяц, ёж, лось, олень, бурундук, бобр, барсук,

лиса, медведь

- Домашние животные:

.

корова, лошадь, коза, свинья, собака, кот, осёл, верблюд, кролик, баран

корова, лошадь, коза, свинья, собака, кот, осёл, верблюд, кролик, баран

- Продукты питания:

хлеб, колбаса, рыба, мясо, сыр, яйцо, вафли, йогурт, батон, пряник

хлеб, колбаса, рыба, мясо, сыр, яйцо, вафли, йогурт, батон, пряник

- Транспорт:

автобус, машина, троллейбус, поезд, самолёт,

корабль, вертолёт, мотоцикл, лодка, катер

автобус, машина, троллейбус, поезд, самолёт,

корабль, вертолёт, мотоцикл, лодка, катер

6 лет

- Профессии:

врач, учитель, продавец, водитель, повар, маляр, воспитатель, фотограф, дрессировщик, сапожник

врач, учитель, продавец, водитель, повар, маляр, воспитатель, фотограф, дрессировщик, сапожник

- Дом:

стена, пол, потолок, лифт,  балкон, дверь, лестница, окно, крыша, форточка чердак

стена, пол, потолок, лифт,  балкон, дверь, лестница, окно, крыша, форточка чердак

- Город:

улица, здание, фонтан, памятник, клумба, парк, дорога, обочина, тротуар, остановка

улица, здание, фонтан, памятник, клумба, парк, дорога, обочина, тротуар, остановка

- Семья:

родители, внук, внучка, дочь, сын, племянник, сестра,  брат, бабушка, дедушка

родители, внук, внучка, дочь, сын, племянник, сестра,  брат, бабушка, дедушка

- Школьные принадлежности:

пенал, портфель, ластик, тетрадь, линейка, ручка, карандаш, букварь, учебник

пенал, портфель, ластик, тетрадь, линейка, ручка, карандаш, букварь, учебник

2. Части предмета:

5 лет

Стул – спинка  сиденье  ножки

Машина –

кабина, кузов, колесо, фары, руль

6 лет

Тело –

спина, живот, плечо, локоть,

колено, ладонь, пятка.

Чайник –

донышко, ручка, носик, крышка.

Глагольный словарь

1.Название действия по предъявленному предмету:

5 лет

САМОЛЁТ

ЛОШАДЬ

ДЯТЕЛ

МАМА

БАБУШКА

БАБУШКА

6 лет

ЧАСЫ                            

СОЛНЦЕ                              

ВОДА ИЗ КРАНА

МАМА

БАБУШКА

ДЕВОЧКА

2. Подбор действия к существительным:      

5 лет

 ПОВАР

            ВОСПИТАТЕЛЬ

                ВРАЧ                                                                      

6 лет

               ШВЕЯ

              УЧИТЕЛЬ

     ПОЧТАЛЬОН

3.Название действия по звукоподражанию:        

5 лет

      КОШКА

                            СОБАКА

                                  КОРОВА

                                  СВИНЬЯ

                                  ПЕТУХ

                                  ЛЯГУШКА

6 лет

                                 УТКА

                                 ГУСЬ

                                 ЛОШАДЬ                                          

                                 МЫШЬ

Словарь прилагательных

1.Подбор признаков к предметам.

5 лет

 ЛИМОН                                

 ЛИСА

                                 

ПЛАТЬЕ

6 лет

  СТАКАН                                                                

                                 

СОЛНЦЕ

ЕЛЬ

2. Подбор антонимов:

5 лет

                    Весёлый

                                            Длинный

                                            Широкий

                                            Завязывать

                                            Открывать

                                            Одевать

6 лет

                                             Высокий

                                             Прямой

                                             Глубокий

                                             День

                                             Зима

                                             Добро

                                             Давать

                                             Поднимать

                                             Продавать

3. Подбор синонимов:

6 лет

БОЕЦ

ОТВАЖНЫЙ

РАДОВАТЬСЯ

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Начало года

Конец года

Примечание

Словоизменение

5 лет

1. Употребление существительных в  различных падежах:

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

2. Образование родительного падежа мн. числа существительных:

 Чего много в комнате?

Чего много в в лесу?

3. Образование множественного числа существительных:

                                                        Кот

                                                        Ухо

                                                      Гнездо

                                                    Кровать

                                                        Коза

                                                        Стул

4. Изменение прилагательных по

родам:

майка

майка

мяч

мяч

яблоко

яблоко

сумка

сумка

автобус

автобус

полотенце

полотенце

5. Согласование существительных с

числительными 1,2,3,4,5:

                                                          СОБАКА

                                                       

                                                          ЯБЛОКО

                                                  КАРАНДАШ

6. Изменение глаголов по временам:

                                Что делает девочка?

                                Что делала девочка?

                      Что будет делать девочка?

7. Употребление предлогов

                              Где лежит карандаш?

                         Откуда взяли карандаш?

                          Откуда упал карандаш?

В                 НА

В                 НА

ИЗ

ИЗ

СО               С

СО               С

6 лет

1. Образование родительного падежа

множ. числа существительных:

Чего много у инопланетянина?

2. Образование множественного числа существительных

                                                  СТУЛ

                                                  ПИСЬМО

                                                  ДЕРЕВО

                                                  ПЕНЬ

                                                  ТЕТРАДЬ

                                                  РУЧКА

3. Согласование существительных с

числительными 1,2,3,4,5:

СТУЛ

ПЛАТЬЕ

ТЕТРАДЬ

7. Употребление предлогов

                              Где лежит карандаш?

                       Откуда достал карандаш?

ПОД                ЗА

ПОД                ЗА

ИЗ-ЗА

ИЗ-ЗА

ИЗ-ПОД

ИЗ-ПОД

Словообразование

5 лет

1. Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных:

                                                  ПТИЦА

                                                  СТУЛ

                                                 ТРАВА

                                                 ЮБКА

                                                 ЗЕРКАЛО

                                                 СУМКА

2. Образование приставочных глаголов:

Шёл (ЗА, ВЫ, ПОД)

Ехал (ЗА, ВЫ, ПОД)

за

за

вы

вы

подо

подо

за

за

вы

вы

под

под

3. Образование относительных  прилагательных:

                                           Из дерева

                                           Из стекла

                                           Из меха

4. Образование притяжательных прилагательных:

                                           Кошка

                                           Корова

                                           Лошадь

5. Образование слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов:

                                          Дворник

                                          Сапожник

                                          Гитарист

6. Образование сложных слов:

                                       Листья падают

                                       Сам летит

                                       Пыль сосёт

6 лет

1. Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных:

                                               ВЕДРО

                                               ЛУК

                                               ГОЛОВА

                                               ДЕРЕВО

                                               КОВЁР

                                               ГНЕЗДО

2. Образование приставочных глаголов:

Шёл (пере, обо, ото)

Ехал (пере, от, об)

пере

пере

обо

обо

ото

ото

пере

пере

от

от

об

об

3. Образование относительных прилагательных:

                                              Из кожи

                                              Из клюквы

                                              Из сливы

4. Образование притяжательных прилагательных:

                                             Лиса

                                             Заяц

                                             Медведь

5. Образование слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов:

                                        Стекольщик

                                        Пианист

                                        Каменщик

6. Образование сложных слов:

Снег падает      

Мясо рубит

Везде ходит

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

5 лет

1. Составление предложений

по опорным картинкам:

Начало года

Конец года

2. Пересказ текст:

Начало  года

Конец  года

3. Составление рассказа по

серии картин:

Начало  года

Конец  года

6 лет

1. Составление предложений  по опорным словам:

Альбом, Катя, купить, новый.

Лимон, магазин, Петя, купить.

Птицы, улетать, юг, на,

перелётные

Начало  года

Конец  года

2. Пересказ текста:

Начало  года

Конец  года

3. Составление рассказа по

серии картин:

Начало  года

Конец  года

4. Составление рассказа по

сюжетной картинке

Начало  года

Конец  года

Выводы 5лет______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

2

Инструментарий и критерии оценки обследования

речи детей старшего дошкольного возраста.

РАЗГОВОРНО - ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

Как тебя зовут?________________________ Сколько тебе лет? ______________________________

Где ты живешь? ________________________ С кем ты живешь? _____________________________

Как зовут маму? ________________________ Кем работает твоя мама? ________________________

СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИКИ

Цель: исследование общего звучания самостоятельной речи.

Процедура: метод наблюдения.

Голос – тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, слабый, звонкий, модулированный.

Темп речи – ускоренный, замедленный, запинки, заикание.

Мелодико – интонационная окраска – выразительная, маловыразительная, монотонная.

Дыхание – прерывистое, верхнее, грудное, норма, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий; речь организует на выдохе, на вдохе.

                          Вывод: просодическая сторона речи сформирована с нарушениями голоса, темпа,

                                        дыхания и т.д.

СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ АТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Цель: обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.

Процедура: обследование начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера.

Губы – естественной толщины, толстые, тонкие, расщелина, шрамы.

Зубы – ровные, здоровые, распложенные вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем, физиологическая смена зубов.

Прикус – нормальный, открытый  передний, открытый боковой, односторонний, двусторонний

Строение челюсти – прогения, прогнатия, норма.

Язык – толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта.

Подъязычная уздечка – короткая, приращенная, физиологическая.

Маленький язычок – отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма.

Небо – куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина.

                        Вывод: Анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями; без                      

                                      отклонений.

СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Цель: исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статичности и динамичности

1.Задание.

  Материал: прелагаемые пробы выполняются по показу, а затем по словесной инструкции

  Процедура: Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.

  Отмечается: Качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности             переключения с одного движения на другое

2. Задание.

    Материал: по словесной инструкции

    Процедура: Стоять с закрытыми глазами на правой затем на левой ноге, руки вперед ( 5 сек)

    Отмечается: удержание позы свободное или с напряжением, с раскачиванием из стороны в

          сторону; балансирует туловищем, руками ,головой, сходит с места; касается ногой пола, па-

          дает, открывает глаза.

    3. Задание.

         Материал: по словесной инструкции

         Процедура: Присесть 3 -5 раз на носках

         Отмечается: напрягается, не удается, раскачивается

                          Вывод: характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики: двигательная память, переключаемость нормальная, нарушены статико – динамические движения

РУЧНАЯ МОТОРИКА

         Цель: исследование статического и динамического праксиса.

         Материал: по показу, а затем по инструкции.

         Процедура:  - предлагается удержать позу « Колечко», « Коза» под счет от 1 до 15

                              - чередование поз « Кулак» - « Ладонь» 5-8 раз.

         Отмечается: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность,  

                          скованность движений, нарушение темпа выполнения; нарушение переключения

                              наличия синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы,

                              невыполнения движения.

                           Вывод: характеризуются нарушенные и сохранные стороны пальцев рук – динамическая и статическая координация пальцев рук нарушена.

МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА

Цель: исследование мимической мускулатуры, позволяющей обнаружить черепно – мозговых

          нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи.

Материал: предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции

Процедура: движения мышц лба:

                                - хмурить брови

                    движения глаз:

                                - закрыть правый глаз / левый

                    движения щек:

                                - надуть правую щеку / левую

Отмечается: точность выполнения; объем ограничен; содружественные движения, гиперкинезы,

                      саливация; напряженность; движение не удается.

                          Вывод:  поражение черепно – мозговой иннервации ( нервов) отсутствует.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

Цель: исследование двигательных функций артикуляционного аппарата.

Материал: предлагаемые пробы выполняются по показу; а затем по словесной инструкции

Процедура: - для нижней челюсти: широко раскрыть рот и закрыть; подвигать нижней челюстью

                       вправо – влево.

                     - для губ: « Трубочка», « Улыбка», « Трубочка» - « Улыбка»

                     - для языка: « Лопата», « Иголочка», « Лопата» -«Иголочка», Часики», « Качели».

Отмечается: объем; содружественные движения; умение удерживать артикуляционную пробу;

                   гиперкинезы, тремор, саливация; движение не удается.

                          Вывод: движения выполняются в полном объеме, правильно; движение выполняет

                                       ся  в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружествен-

                                       ных движений, тремора, гиперкинезов, саливации, удержание позы не

                                       удается, движения не выполняются, поиск артикуляционной позы, динами-

                                       ческая организация движений недостаточна.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Цель: выявление особенностей произношения звуков изолированно, в словах, предложениях

Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях, чистоговорки.

Процедура:    Изолированный звук – « Скажи звук»

                       Звук в словах – « Назови что нарисовано» ( см. Альбом для логопеда. Иншакова О.Б.)

                           Звук в предложениях – « Повтори за мной»

Са – са- са, са – са – са – в том лесу живет лиса.

Си – си- си, си – си- си апельсины принеси.

За –за –за, за –за – за в лесу бегает коза.

Зи- зи- зи, зи –зи –зи  Зине куклу привези.

Цо –цо- цо, цо –цо –цо у мамы доброе лицо.

Ши –ши –ши, ши –ши-ши у машины шины.

Жи- жи –жи, жи –жи –жи были ежи.

Ча –ча –ча, ча- ча –ча у меня два мяча.

Щу –щу- щу, щу- щу –щу  щуку в ркчку отпущу.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра  заплясала детвора.

Рю-рю-рю, рю-рю-рю брюки будут к сентябрю.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша лодка поплыла.

Ли-ли-ли, ли-ли-ли по малину в лес пошли.

Обработка материала: отмечается не только отсутствие или замена звуков, но и отчетливость, ясность произношения.

Результаты обследования заносятся в речевую карту, где знаком  (+) – отмечается правильное произношение; знаком

( -) – пропуск звуков, при замене звуков в соответствующей клетке указывается звук – заместитель, искажения.

Критерии:

3 балла – высокий уровень – правильно, отчетливо произнесены все звуки родного языка.

 Звуки дифференцированы на слух и в произношении. Хорошо регулируется темп речи и речевое дыхание.

2 балла – средний уровень -  звуки изолированно произносятся правильно, но в речи не автоматизированы. Звуки поставлены, но отсутствует дифференциация. Нарушено произношение не более двух звуков одной группы.

1 балл – низкий уровень – дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темп речи, дыхания.

                               Вывод: звукопроизношение соответствует возрасту, не соответствует: мономорфное нарушение, полиморфное : антропофонический дефект ( вид искажения ( боковой, межзубный, горловой, носовой)), фонологический ( отсутствие, замена, смешение звуков) (пара).

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

Цель: выявление умений ребенка различать звуки на слух в слогах, словах.

1.Задание. Опознание фонемы.

Материал: речевой и наглядный материал.

Процедура:   5 лет. « Хлопни, если услышишь звук»:

                                         из ряда гласных звуков: А- У- Ы-О- И- О

                                             из ряда слогов: МА- ТЫ- ПО- СУ

                                             из ряда слов: ЛАК-  РОТ- ДЫМ- СОМ

                           

                              - М         из ряда звуков: П- Т- М- Х- К- М

                                             из ряда слогов: ПА- МА- КА- МА- ХА- КА

                                             из ряда слов: ДОМ- КОМ- МАК- РАК- СУП

                     

                      6 лет.  « Покажи и назови картинку, в которой есть звук «Ш» ( шар, диван,

                               пирамидка, машина)

                                           

       2.Задание. Различение на слух оппозиционных фонем.

      Материал: слоги, слова.

      Процедура:  - « Повтори за мной»

                                 5 лет:  ха- А,    ба- па,       фа- ва- фа

                                            ка- га- ка,   ны- ни- ны,     да- та- да

                                            дом- том- ком,    Дима- Тима- Сима.

                                 6 лет:  са-за- са,  ша-са-ша,  жа-за-жа,

                                             ща-ча-ща,  Ра-ла-ра,   жа-ша-ша,

                                             кот-год-кот,  точка-дочка-почка.

Критерии:

3 балла –высокий уровень- все задания выполнены верно. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются сразу и самостоятельно.

2 балла – средний уровень – задания выполнены с ошибками, одно из заданий недоступно.

1 балл – низкий уровень – задания выполнены с множественными ошибками, большинство заданий недоступны.

Наиболее строго подходить к тем заданиям, над которыми работали в младшей и средней группах.

                                     

                                Вывод: функции фонематического слуха сформированы ( недостаточно).

 

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

Цель: определение умений ребенка выполнять простой фонематический анализ; количественный и позиционный анализ слов.

5 лет.

1. Задание. Выделение первого ударного гласного в словах.

Материал: картинки: удочка, облако, аист, иглы.( см. Альбом для логопеда Иншакова О.Б.)

Процедура: « Посмотри и назови первый гласный звук в слове»

2. Задание. Выделение конечного согласного в словах.

Материал: картинки: кот, жук, дом, стул. ( см.альбом для логопеда Иншакова О.Б.)

Процедура: « Посмотри и назови последний согласный звук в слове»

3. Задание. Выделение начального согласного в словах.

Материал : картинки из альбома для логопеда Иншакова О.Б.

Процедура: « Посмотри и назови первый согласный звук в слове».

6 лет.

1. Задание. Определение места звука

Материал: картинки: майка, лимон, дом.

Процедура: « Назови слово, в котором звук М стоит в начале слова ( середине, конце)»

2. Задание. Определение количества и последовательности звуков в словах.

Материал: картинки: набор слов: кот, луна, банка

Процедура: « Сколько звуков в слове кот?

                        Какой звук ты слышишь в начале слова?

                        Какой второй?

                        Какой третий?»

Критерии:

3балла – высокий уровень –все предложенные задания выполнены правильно, допущены единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

2 балла – средний уровень – при выполнении задания допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого. Одно задание недоступно даже с помощью.

1 балл – низкий уровень – при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого. Часть заданий недоступна даже после приема « разбор образца».

                                Вывод: навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно.

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА.

Цель: исследование умения воспроизводить звуко – слоговую структуру слова.

  1. Задание.  Воспроизведение ритмического рисунка.

Процедура: ребенку предлагается прослушать ритм и повторить за логопедом.

Простые ритмы:   /   /  /                 /   //

Сложные ритмы:  /  //  /                //  ///  //

  1. Задание.  Воспроизведение слов сложной структуры.

      Материал:

      5 лет – картинки: велосипед, полотенце, милиционер, сковорода, телевизор, мотоцикл

                  ( см.альбом для логопеда Иншакова О.Б.)

      6 лет – набор слов: тротуар, градусник, экскаватор, парашютист, фотоаппарат, регулировщик

      Процедура:        5 лет  « Назови картинки»

                                6 лет  «Повтори за мной»

      3. Задание. Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры.

      Материал: предложения:

      5 лет:   На перекрестке стоит милиционер.

                  Петя едет на велосипеде.

      6 лет:   У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

                   Парашютист готовится к прыжкам.

Критерии:

3 балла: высокий уровень – все слова и предложения воспроизводятся точно, в единичных случаях после повторного

предъявления слов сложной слоговой структуры.

2 балла – средний уровень – допускаются ошибки при воспроизведении слов и предложений со сложной  слоговой структурой. Из шести предложений слов, 3 -4 слова произнесены правильно ( за ошибки в  произношении слов регулировщик, строительство баллы можно не снижать).

1 балл –низкий уровень – множественные искажения слоговой структуры слов и предложений.

                                  Вывод: Отмечается характер искажения слоговой структуры ( сокращение слогов, упрощение, опускание, уподобление слогов: добавление звуков, слогов, перестановка звуков, слогов).

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Цель: исследование понимания логико – грамматических конструкций.

Задание: Понимание инверсионных конструкций.

Материал: 2 картинки, речевой материал – вопросы.

Процедура:   5 лет:

                                  - « Покажи, где мальчик убегает от собаки» ( собака убегает от мальчика).

                                  - Собака больше кошки. Кто меньше?

                       6 лет:

                                  - Петя ударил Васю. Кому было больно?

                                  - Колю встретил Миша. Кто приехал?

                                  - Я умылся после того ,как сделал зарядку. Что было раньше?

Критерии:

3 балла – высокий уровень – все задания выполнены правильно.

2 балла – средний уровень – при выполнении заданий допущены 1 – 2 ошибки.

1 балл – низкий уровень – большинство заданий выполнено с ошибками.

                                  Вывод:  импрессивная речь сформирована; сформирована недостаточно.

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Цель: исследование объема словарного запаса и особенности его овладением, каков удельный вес слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков предметов; употребляются ли они адекватно в  речи.

Отмечается: объем, соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.                    1.Задание. Название предметов. Обобщающие слова.

Материал:  5 лет – картинки ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) по темам:

Игрушки: юла, мяч, пирамидка, мишка, поезд; посуда: вилка, ложка, чашка, чайник, тарелка, кастрюля; одежда: юбка, кофта, брюки, носки, платье, рубашка; обувь: валенки, сапоги, ботинки, кеды, туфли, калоши; овощи: лук, свекла, морковь, помидор, огурец, репа; фрукты:  яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград; мебель: диван, шкаф, кровать, стол, стул, кресло; дикие животные: белка, лиса, заяц, медведь, еж, лось; домашние животные: корова, лошадь, коза, свинья, собака, кошка; деревья: береза, елка, сосна, дуб, рябина, клен; продукты питания: хлеб, колбаса, мясо, рыба, сыр, яйцо; транспорт: автобус, машина, троллейбус, трамвай, поезд, самолет; птицы: гусь, индюк, петух, ворона, ласточка, сова; головные уборы: шапка, кепка, панама, платок, шляпа, берет; профессии людей: врач, повар, учитель, продавец, шофер, маляр.

                                       6 лет:- вопросы:

     - Где читают или обменивают книги? ( библиотека)

    - Где смотрят спектакли?  ( театр)

Процедура:             5 лет: « Назови изображенные предметы»

                                           « Как назвать одним словом?»

                                 6 лет: « Ответь вопросы»

2. Задание. Назови части предмета.

Материал: картинки:  5 лет: - стул, машина

                                     6 лет – тело, чайник

Процедура: « Назови части предметов»

Стул – спинка, сиденье, ножки;

Машина – кабина, кузов, колесо, фары, руль

Тело – живот, спина, плечо, локоть, ладонь, колено, пятка

Чайник – донышко, носик, крышка, ручка.

Критерии:

3 балла – высокий уровень – все или почти все ( 80%) слова есть в активном словаре.

2 балла – средний уровень – половина слов отсутствует в активном словаре.

1 балл – низкий уровень – большая часть слов отсутствует в активном, так и в пассивном словаре.

ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ.

3.Задание. Название действий по предъявленному предмету.

Материал: картинки ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)                                                                                      5 лет:                                                                                    6 лет:

     - самолет, лошадь, дятел                                                    - часы, солнце, вода из крана

     - мама, бабушка, бабушка                                                  - девочка, бабушка, девочка

Процедура: « Назови, что делает…»

4.Задание: Подбор действий к существительным.

Материал: слова – стимулы:

5 лет:                                                                        6 лет:

повар, воспитатель, врач                                        швея, учитель, почтальон.

Процедура:

5 лет: «Что делает повар ( воспитатель, врач?)»

6 лет: «Что делает швея,( учитель, почтальон?)»

5. Задание. Название действия по звукоподражанию.

Материал: слова – стимулы

5 лет: кошка, собака, корова;

6 лет: утка, лошадь, овца.

Процедура: « Кто как кричит? ( голос подает)

5 лет « Петух кукарекает, а кошка…, корова…, собака…»

6 лет « Петух кукарекает, а утка…, а лошадь…, а овца…»

Критерии:

3 балла – высокий уровень – самостоятельно подобрано действие к каждому из предложенных существительных

                    ( не менее трех действий)

2 балла – средний уровень – самостоятельно подобрано одно действие.

1 балл – низкий уровень – к большинству из предложенных существительных действия подбираются с помощью побуждающих вопросов или контекстной подсказки. Неадекватные ответы.

СЛОВАРЬ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

6. Задание. Подбор признаков к предметам.

Материал: слова – стимулы:   5 лет: лимон, лиса, яблоко

                                                             6 лет: солнце, ель, дом

Процедура: « Скажи какой…? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?»

Критерии:

3 балла – высокий уровень – самостоятельно подобрано к каждому из предложенных существительных три и более прилагательных.

2 балла – средний уровень – к каждому из предъявленных существительных самостоятельно подобрано одно прилагательное и два с помощью наводящих вопросов.

1 балл – низкий уровень – к каждому из предъявленных существительных прилагательные подбираются с помощью.

ПОДБОР АНТОНИМОВ ( СИНОНИМОВ).

7. Задание. Антонимы.

Материал: слова – стимулы:       5 лет: веселый, длинный, широкий, завязывать, открывать

                                                       6 лет: глубокий, день, добро, тихо, холодно

Процедура: « Скажи наоборот»

6 лет:

8. Задание: Синонимы.

Материал: слова – стимулы: боец, отважный, радоваться.

Процедура: « Скажи  по – другому»

Критерии:

3 балла- высокий уровень – ко всем словам правильно подобраны антонимы ( или синонимы)

2 балла – средний уровень – к ни менее семи словам ( для синонимов к двум) правильно подобраны антонимы.

1 балл – низкий уровень – единичные ответы или задание полностью не выполнено.

                                  Вывод: активный словарный запас соответствует возрасту ( ограничен).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ.

Цель: исследование умений владеть грамматическими конструкциями.

5 лет:

1. Задание. Употребление существительных в различных падежах.

Материал: картинки ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)

Процедура: ребенку предъявляется картинка и предлагается ответить на вопросы: Р.П.- Без чего?

Д.П. – Дает корм кому?       В.П. – Нарисовал кого?        Т.П.- Работает чем?   П.П.- Мечтает о чем?

2. Задание. Изменение прилагательных по родам.

Материал: картинки : майка, мяч, яблоко, сумка, автобус, полотенце.

Процедура: ответить на вопросы: Какой? Какая? Какое?

3.Задание. Образование родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: слова – стимулы:      5 лет: комната, лес            

                                               6 лет: сад, школа.

Процедура: ребенку предлагается ответить на вопросы:

5 лет: Чего много в комнате? ( в лесу)

6 лет: Чего много в саду? ( в школе).

4. Задание. Образование множественного числа существительных.

Материал: картинки ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)

                                    5 лет: кошка, вагон, гнездо, кот

                                    6 лет: кровать, лампа, стол, письмо, яйцо, ухо.

Процедура: « Я буду говорить предмет, а ты про много»

5. Задание. Согласование существительных с числительными.

Материал: картинки, цифры ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)

Тетрадь, карандаш, яблоко; 1,3,5(7).

6. Задание. Употребление предлогов.

Материал:   5 лет: в, на, под, из, с/со

                    6 лет: за, над, к, от, из-за, из-под

Процедура: ребенку предлагается ответить на вопросы по картинкам: Куда? Откуда? Где?

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

7. Задание. Образование уменшительно- ласкательной формы существительных.

Материал:  5 лет: картинки: ключ, пуговица, звезда

                   6 лет: слова- стимулы: сапог, кровать, изба, вода, одеяло.

Процедура: « Назови ласково»

8. Задание. Образование приставочных глаголов.

Материал: картинки   5 лет: шел, ехал – за, вы, под

                                     6 лет: шел, ехал – пере, от.

Процедура: « Назови действия и ответь на вопросы».

9. Задание. Образование относительных прилагательных.

Материал:  5 лет: картинки шкаф из дерева, чашка из фарфора, шапка из шерсти, машина из металла.

                    6 лет: слова –стимулы: из резины, из снега, из баклажанов, из брусники

Процедура: предлагается ответить на вопросы: « Какой? Какая?»

10.Задание. Образование притяжательных прилагательных.

Материал:   5 лет: картинки: заяц, лиса, волк

                    6 лет: слова- стимулы: медведь, олень, гусь.

Процедура: ребенку дается картинка или слово-стимул и предлагается ответить на вопрос: Чья? Чье? Чей?

11.Задание. Образование слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов.

Материал: вопросы

Процедура:   5 лет: Кто убирает двор? Кто чинит сапоги? Кто играет на пианино?

                    6 лет: Кто играет на скрипке? Кто строит дома? Кто чинит часы?

12.Задание. Образование названий детенышей животных.

Материал: картинки с изображением животных и их детенышей:

5 лет: коза, волк, курица, утка, тигр – в единственном числе

6 лет: корова, лошадь, овца, сова – во множественном числе.

Процедура: задание в форме игры: « Кто у кого?» необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы единственного и множественного числа именительного падежа.

13.Задание. Образование сложных слов.

Материал: словосочетания:  5 лет: листья падают, сам летит, пыль сосет

                                                 6 лет: снег падает, мясо рубит, везде ходит.

Процедура: « Скажи одни словом»

Критерии:

3 балла – высокий уровень – большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания – с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с само коррекцией.

2 балла – средний уровень – из предложенного материала восемь и более заданий выполнено верно. При выполнении остальных заданий допускаются ошибки.

1 балл – низкий уровень – большинство заданий выполняются с ошибками, требуется значительная помощь ( вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна.

                                  Вывод: (не) имеются нарушения согласования и управления ( аграмматизмы).

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

Цель: исследование овладения детьми связной контекстной речи.

Отмечается: самостоятельность, соблюдение грамматических норм, связность повествования.

1. Задание. Составление предложений.

Материал:   5 лет: картинка ( см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)

                        6 лет: опорные слова: девочка, гулять, парк; Катя, купить, новый

Процедура: « Составь предложение»

Критерии:

3 балла- высокий уровень – все предложения составлены самостоятельно, грамматически правильно из трех и более слов.

2 балла –средний уровень – допускаются ошибки в построении предложений. После уточняющих вопросов ошибки исправляются самостоятельно.

1 балл – низкий уровень – предложения поменяются перечислением предметов и действий, представленных на картинках.

2. Задание. Пересказ текста.

Материал: рассказы.

5 лет: Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берег и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

6 лет: Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.

Процедура: Вниманию ребенка предлагается текст для прослушивания. Беседа по прочитанному.

Дается установка на запоминание и пересказ текста. Повторное чтение текста.

Критерии:

3 балла –высокий уровень – пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушена, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста.

2 балла – средний уровень – при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски текста без искажения смысла. Встречаются нарушения структуры предложений.

1 балл – низкий уровень – пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения и последовательность событий значительно нарушены, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Отмечается бедность и однообразие языковых средств.

3. Задание. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Материал: серии сюжетных картин.

5 лет – « Козлята»

6 лет – « Нашли ежа»

Процедура: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки, расставить по порядку и составить рассказ.

6 лет

4. Задание. Составление рассказа по картинке.

Материал: сюжетная картинка « Кот и молоко».

Процедура: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить по ней рассказ.

Критерии:

3 балла – высокий уровень – картинки рассмотрены внимательно, с интересом, серия разложена самостоятельно, без ошибок. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка ( с учетом возраста детей).

2 балла – средний уровень – серия разложена с ошибками. После помощи в виде уточняющих вопросов ошибки исправляются самостоятельно. Рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку. Связность повествования нарушена, используются простые предложения.

1 балл – низкий уровень – при раскладывании серии действия импульсивны, допущенные ошибки чаще всего исправляются в виде прямых указаний на события. Рассказ представляет собой перечисление предметов, изображенных на картинках. Помощь в виде  вопросов используется, но отвечает односложно. Словарный запас ограничен, отмечаются аграмматизмы.

                            Вывод: Связная речь сформирована ( недостаточно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта школьника.

Вариантов речевых карт множество. Я предлагаю свой вариант: минимум заполнения, максимум информации. В заявлении о приёме на логопункт есть анкета для родителей....

Обследование. Речевая карта.

Экспресс-обследование состояния речи ребенка....

Речевая карта

Речевая карта...

Образец речевой карты

РЕЧЕВАЯ КАРТАЛогопедический пункт при _____________________________________________________________Фамилия, имя обследуемого ______________________________________ возраст ___________Дата обслед...

Речевая карта

Предлагаю удобный и простой электронный  вариант стандартной речевой карты для школьных логопедов. Никого не хочу удивлять-многие заполняли эти формы в разной полиграфии....

Речевая карта

Речевая карта. Фамилия, имя____________________________________________________________________________Возраст ______________________________________________________________________________...

образцы речевых карт

в данном документе содержатся примерные образцы речевых карт ( для детей с ОНР, дизартрией, речевая карточка учащегося и т.д)...