Вариативные формы аттестации на Высшую категорию.
консультация по теме
Вариативные формы аттестации на Высшую категорию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnye_formy_attestatsii_navysshuyu_kategoriyu.doc | 479.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по экспертной оценке
вариативной формы аттестации
на высшую квалификационную категорию
«Педагогический проект»
Проблема
Новая модель аттестации руководящих и педагогических работников ОУ основана на компетентностном подходе. В структуре профессиональной компетентности работников одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными методами, в частности, проектной технологией.
Успешность проектной деятельности свидетельствует о способности педагога действовать в пространстве современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект к защите, необходимо следовать определенным требованиям к составлению плана проекта.
Примерная структура профессионального проекта
- Проблема / тема профессионального проекта педагога.
- Стратегическая цель профессионального проекта.
- Задачи профессионального проекта, обеспечивающие достижение его целей.
- Характеристика условий обеспечения качества образования:
- качество образовательных программ;
- качество ресурсного обеспечения;
- уровень квалификации аттестуемого.
- Качество проектирования и реализации процесса обучения (управления):
- обоснованность актуальности проблемы профессионального опыта, умение выделить и сформулировать ведущую идею;
- раскрытие путей решения профессиональной проблемы (опора на психолого-педагогические теории, культура использования источников информации; обоснованность отбора предметного содержания; целесообразность педагогического инструментария; обоснование использования элементов технологий, методик, форм, приемов обучения; наличие примеров из авторской практики, иллюстрирующих пути решения профессиональной проблемы);
- аргументированность инновационных преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса.
- Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта (достижения учащихся) в соответствии с заявленной целью и задачами:
- позитивная динамика учебных достижений учащихся, выявленная аттестуемым;
- позитивная динамика учебных достижений учащихся по результатам внешней экспертизы;
- позитивная динамика сформированности социальных компетентностей учащихся.
- Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта (достижения аттестуемого):
- уровень мотивации и интереса учеников к обучению;
- обобщение и распространение опыта реализации профессионального проекта;
- участие в профессиональных конкурсах;
- активное самообразование и темп повышения квалификации.
Консультационный текст
Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
- Обоснование необходимости проекта.
- Цели и задачи Проекта.
- Участники проекта.
- Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
- Рабочий план реализации проекта.
- Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта.
- Оценка эффективности реализации Проекта.
- Оценка рисков.
- Дальнейшее развитие проекта.
Методические рекомендации по разработке проекта
1. Обоснование необходимости проекта
Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы. В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе. Педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.
На основе такого анализа педагог определяет какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д. Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту. Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.
В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса. Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.
Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса: почему возникла необходимость в выполнении проекта? почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.
2. Цели и задачи Проекта
Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.
При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью. Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта. Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.
3. Участники проекта
В этом пункте указывается основная целевая аудитория/участники проекта, а также критерии их отбора. Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.
4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.
По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта. Так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей). Педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий.
Педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги). При этом автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.).
Если в проекте запланировано проведение мероприятий - тренингов, семинаров, занятий и т.п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу мероприятия.
5. Рабочий план реализации проекта представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение (ниже приведена возможная форма таблицы).
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение |
|
|
|
|
6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта
Краткосрочные результаты - те итоги, которые получают непосредственно по окончанию проекта.
Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.
Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации. Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта.
Например, к результатам проекта можно отнести:
• вид, количество и объем печатной продукции;
• количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;
• кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);
• разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;
• апробирование новых методик и пр.
7. Оценка эффективности реализации Проекта
- описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики.
При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена. При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).
- методы оценки успешности/эффективности.
Методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта. Самым распространенным методом является анкетирование благополучателей/целевой группы до и после обучения или участия в проекте.
Педагог может предложить самостоятельно разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности реализации проекта.
8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта. Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения. Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте. На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.
9. Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.
В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:
- значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;
- ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;
- корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
- адекватность показателей оценки эффективности проекта;
- соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема – цель - задачи – метод – результат;
- значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
В приложениях к проекту можно представить:
- учебно-тематические планы;
- структуру раздаточных материалов;
- тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов;
- структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
- примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования;
- тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ круглых столов;
- тематику/объем консультаций.
Требования к оформлению проектной разработки
Общий объем проектной разработки должен составлять не более 20 листов компьютерного текста.
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Материалы необходимо готовить в текстовом редакторе MS Office Word.
Формат страницы: А-4 (210*297мм).
Формат шрифта: размер -14; Times New Romans; межстрочный интервал - одинарный, красная строка -1,25.
Поля: слева, справа, сверху, снизу - 20 мм.
В ходе оценивания педагогического проекта учителя эксперт, использует 5-ти балльную шкалу, отмечает знаком «+» в соответствующей колонке.
5 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении
характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ экспертов – «да».
4 – высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя не соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет».
3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».
2 – слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да».
1 – характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов – «нет».
При проведении экспертной оценки участвует не менее двух независимых экспертов. В случае существенного несоответствия их оценок проводится дополнительное обсуждение с целью достижения необходимого консенсуса.
Для определения уровня квалификации аттестуемого педагога необходимо подсчитать среднее значение по каждому показателю и компетентности в целом.
Значение показателя уровня квалификации (ПК) учителя от 3,9 баллов (включительно) и до 5 баллов свидетельствует о соответствии его уровня квалификации высшей квалификационной категории.
Экспертное заключение
_____________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество аттестуемого
_____________________________________________________________________________ место работы, занимаемая должность
требованиям заявленной _____________________________ квалификационной категории
Проблема / тема профессионального проекта педагога _____________________________________________________________________________
Стратегическая цель профессионального проекта_______________________________________________________________________
Задачи профессионального проекта, обеспечивающие достижение его цели _____________________________________________________________________________
Экспертиза профессионального педагогического проекта
Критерий | Показатели | Баллы | Документы, подтверждаю-щие результат | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1. Условия обеспе-чения качества об-разования | Качество образовательных программ: | ||||||
- соответствие образователь-ных программ и ресурсного обеспечения требованиям Государственного образова-тельного стандарта | Представление администрации ОУ Материалы профессионального проекта
| ||||||
- обоснованный выбор и эффективное использование учебно-методических комплексов базовых курсов | |||||||
- компетентностный рост (как качественный, так и количественный) программно-го обеспечения реализации кружков, факультативов, элективных курсов, научных обществ учащихся | |||||||
- апробация авторских программ | |||||||
Качество ресурсного обеспечения: | |||||||
- способность обеспечить безопасный и функцио-нальный учебно-воспита-тельный процесс (условия кабинета, реализация здоро-вьесберегающих технологий) | Представление администрации ОУ; Материалы профессионального проекта; Свидетельство об аттестации кабинета; Сертификаты, грамоты, дип-ломы соответ-ствующих кон-курсов. | ||||||
- апробация дидактического инструментария, контрольно-измерительных материалов, инновационного опытно-экспериментального оборудования | |||||||
- умение задействовать в учебно-воспитательном процессе образовательные возможности социума | |||||||
Уровень квалификации аттестуемого: | |||||||
- уровень владения содержа-нием преподаваемого предмета (глубина и разносторонность теоретических и практических знаний предмета) | Представление администрации ОУ; Копии дипломов об образовании; Копии свиде-тельств, удос-товерений о повышении квалификации; Сертификаты участия в соот-ветствующих семинарах, конференциях и др. Заключение психологической службы ОУ. | ||||||
- психолого-педагогическая компетентность аттестуемого (умение работать с учащимися разного уровня подготовлен-ности, в конкретной социаль-ной ситуации развития и раз-личных ресурсных условиях, способность организовывать учебное сотрудничество) | |||||||
- высокий уровень аналитичес-кой и прогностической деятельности | |||||||
Обоснованность актуаль-ности проблемы профессио-нального опыта, умение выделить и сформулировать ведущую идею | Материалы профессионального проекта | ||||||
2. Качество проектирования и реализации процесса обучения (управления)
| |||||||
Раскрытие путей решения профессиональной проблемы: | |||||||
- опора на психолого-педаго-гические теории, культура использования источников информации | Материалы профессионально-го проекта Приложение с примерами авторских методических разработок, упомянутых в профессиональ-ном проекте | ||||||
- обоснованность отбора предметного содержания | |||||||
- целесообразность педаго-гического инструментария | |||||||
- обоснование использования технологий, методик, форм, приемов | |||||||
- наличие примеров из автор-ской практики, иллюстрирую-щих пути решения профессио-нальной проблемы | |||||||
Аргументированность инновационных преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса: | |||||||
- внедрение эффективных инновационных технологий (технологий проблемного, деятельностного, развивающе-го, личностно ориентирован-ного обучения, и информационно-коммуника-тивных технологий и др.) | Материалы профессионального проекта; Отзывы, рецензии специалистов о качестве инновационных преобразований; Представление администрации ОУ, конкретизи-рующее методи-ческую и иннова-ционную деятель-ность аттестуемо-го
| ||||||
- использование адекватных (актуальных, научных) изучаемому материалу источников информации, в том числе ресурсов Интернет, мультимедийных пособий и материалов | |||||||
- использование активных форм обучения | |||||||
- адаптация технологии (методики) под конкретную социальную ситуацию развития и уровень подготовленности учащихся | |||||||
- аргументированность выбора организации систем мотивации, оценивания, рефлексии | |||||||
- оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья учащихся | |||||||
- разработка программ интегрированного обучения для детей с ограниченными возможностями | |||||||
3. Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта в соответствии с заявленной целью и задачами 3.1. достижения учащихся
| Позитивная динамика учебных достижений учащихся, выявлен-ная аттестуемым: | ||||||
- позитивная динамика уровня обученности (предметные знания, умения, способы деятельности) за аттестацион-ный период |
|
| Справки об итогах промежуточной и итоговой аттес-тации учащихся по предмету; Сертификаты, грамоты, дипломы, выписки из протоколов соответствующих конкурсов; Результаты мони-торинговых иссле-дований, в том числе проводимых самим педагогом; | ||||
- развитие общеучебных компетенций |
| ||||||
- рост количества учеников, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, акциях |
|
| |||||
- увеличение количества творческого предметноориен-тированного продукта, соответствующего сущности реализуемой технологии |
|
|
| ||||
Позитивная динамика учебных достижений учащихся по резуль-татам внешней экспертизы: | |||||||
- высокие результаты ЕГЭ, тестирования в ходе аккреди-тации ОУ, международного тестирования и др.). |
| Выписки из про-токолов внешних проверок Отзывы коллег о преемственности предметной компетентности на разных ступенях школы; Отзывы выпускников Представление ОУ, содержащие статистические данные о динами-ке поступления в вузы на профиль-ные специальнос-ти | |||||
- успешная презентация ре-зультатов обучения в интел-лектуальных состязаниях различного статуса (ученики - победители, лауреаты, нали-чие наград различного уровня; отзывов, рецензий). |
|
|
|
| |||
-бесконфликтная преемственность предметной компетентности в системах: дошкольное учреждение – начальная школа – основная школа - полная школа – ВУЗы |
|
|
| ||||
- высокая и стабильная конкурентноспособность выпускников при поступлении в ВУЗы (сдача преподаваемых предметов в качестве вступительных экзаменов) |
|
|
|
|
| ||
Позитивная динамика сформированности социальных компетентностей учащихся: | |||||||
- формирование с помощью предметных возможностей жизненных ценностей, нравственно-этических пози-ций, гуманистического миропо-нимания и мировосприятия |
|
| Результаты мониторинговых исследований сформированнос-ти социальных компетентностей учащихся; Отзывы выпускников, родителей, представителей общественных организаций; Материалы средств массовой информации о результатах акций, проектов | ||||
- формирование с помощью предметных возможностей норм толерантного поведения | |||||||
- формирование демократи-ческой и гражданско-правовой культуры, основ экономичес-кого сознания |
| ||||||
- формирование культуры, соответствующей нормам здо-рового образа жизни, природо-сообразного поведения | |||||||
- участие в межвозрастных социально значимых проектах | |||||||
- реализация в педагогической практике культурных тради-ций и норм различных народ-ностей и национальностей (диалог культур) | |||||||
- прогностический характер образования, его направлен-ность на подготовку учащихся к жизни в современном обществе, развитие в детях стремления к самообразова-нию и саморазвитию | |||||||
3. Качественный уровень результа-тивности реализа-ции профессиональ-ного проекта: 3.2. достижения аттестуемого | Уровень мотивации и интереса учеников к обучению: | ||||||
- стабильная (растущая) посещаемость внеурочных предметно ориентированных занятий разного статуса |
|
| Заключение психологической службы ОУ; Результаты мониторинговых исследований; Копии свидетельств, удостоверений о повышении квалификации Справка об обучении в аспирантуре Отзыв МО, коллег о проведенном мастер-классе, открытом уроке Сертификаты участия в соответствующих семинарах, конференциях, проектах и др. Программы конференций Ксерокопии тезисов, статей, других публикаций Адреса сайтов, на которых представлен опыт учителя Материалы средств массовой информации о результатах педагогической деятельности аттестуемого Сертификаты участия, грамоты, дипломы соответствующих | ||||
- позитивный психоэмоциона-льный фон реализации педагогического проекта - Активное самообразование и темп повышения квалификации: - обязательное прохождение курсов по нормативному обеспечению, содержанию и методике преподаваемого предмета в межаттестационный период - желательное совершенствование квалификации в сфере инновационных видов деятельности и смежных областях знаний (информационной, психологической, коммуникативной и др.), реализации программ интегрированного обучения для детей с ограниченными возможностями - обучение в аспирантуре, докторантуре, защита диссертации Обобщение и распространение опыта реализации профессионального проекта: - показ мастер-классов, открытых уроков - участие в семинарах, конференциях, круглых столах, съездах работников образования - представление опыта на сайтах - участие в работе телеконференций, виртуальных педсоветов - презентация опыта на курсах повышения квалификации учителей-предметников (в качестве лекторов) - создание социально ориентированных предметных проектов, грантов, инициатив - публикация результатов реализации профессионального проекта зарегистрированных периодических изданиях (методических материалов, сценариев открытых уроков и внеклассных мероприятий, программ элективных курсов и др.) - отзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого в средствах массовой информации (радио, телевидение, образовательные сайты, телеконференции, газеты, журналы и др.) - оценка деятельности аттестуемого социумом (государственные и профессиональные награды идр.) - высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников Участие в профессиональных конкурсах: – в методических конкурсах («Лучший методический пакет», «Урок года», «Учитель года», конкурс кабинетов, дистанционные конкурсы предметной направленности и др.) – в спортивных соревнованиях (для учителей физ. воспитания) – в творческих концертах, акциях (для учителей художественно-технологического цикла) и др.) – оформление заявок и получение профессиональных грантов – организация и (или) участие в создании и реализации комплексных педагогических проектов и экспериментальных площадок | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | ||
Активное самообразование и темп повышения квалификации: | |||||||
- обязательное прохождение курсов по нормативному обеспечению, содержанию и методике преподаваемого предмета в межаттестационный период | Копии свидетельств, удостоверений о повышении квалификации Справка об обучении в аспирантуре | ||||||
- желательное совершенство-вание квалификации в сфере инновационных видов деяте-льности и смежных областях знаний (информационной, психологической, коммуни-кативной и др.), реализации программ интегрированного обучения для детей с ограни-ченными возможностями | |||||||
- обучение в аспирантуре, док-торантуре, защита диссертации | |||||||
Обобщение и распространение опыта реализации профессиона-льного проекта: | |||||||
- показ мастер-классов, открытых уроков - участие в семинарах, конференциях, круглых столах, съездах работников образования - представление опыта на сайтах - участие в работе телеконференций, виртуальных педсоветов - презентация опыта на курсах повышения квалификации учителей-предметников (в качестве лекторов) - создание социально ориентированных предметных проектов, грантов, инициатив - публикация результатов реализации профессионального проекта зарегистрированных периодических изданиях (методических материалов, сценариев открытых уроков и внеклассных мероприятий, программ элективных курсов и др.) - отзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого в средствах массовой информации (радио, телевидение, образовательные сайты, телеконференции, газеты, журналы и др.) - оценка деятельности аттестуемого социумом (государственные и профессиональные награды идр.) - высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников | Отзыв МО, коллег о проведенном мастер-классе, открытом уроке Сертификаты участия в соответствующих семинарах, конференциях, проектах и др. Программы конференций Ксерокопии тезисов, статей, других публикаций Адреса сайтов, на которых представлен опыт учителя Материалы средств массовой информации о результатах педагогической деятельности аттестуемого Сертификаты участия, грамоты, дипломы соответствующих конкурсов | ||||||
- участие в семинарах, конфе-ренциях, круглых столах, съез-дах работников образования - представление опыта на сайтах - участие в работе телеконференций, виртуальных педсоветов - презентация опыта на курсах повышения квалификации учителей-предметников (в качестве лекторов) - создание социально ориентированных предметных проектов, грантов, инициатив - публикация результатов реализации профессионального проекта зарегистрированных периодических изданиях (методических материалов, сценариев открытых уроков и внеклассных мероприятий, программ элективных курсов и др.) - отзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого в средствах массовой информации (радио, телевидение, образовательные сайты, телеконференции, газеты, журналы и др.) - оценка деятельности аттестуемого социумом (государственные и профессиональные награды идр.) - высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников | |||||||
- представление опыта на сайтах | |||||||
- участие в работе телеконфе-ренций, виртуальных педсо-ветов | |||||||
- презентация опыта на курсах повышения квалификации учителей-предметников (в качестве лекторов) | Программы конференций; Ксерокопии тезисов статей, других публикаций; Адреса сайтов, на которых представлен опыт учителя Материалы средств массовой информации о результатах педагогической деятельности аттестуемого | ||||||
- создание социально ориентированных предметных проектов, грантов, инициатив | |||||||
- публикация результатов реализации профессиональ-ного проекта зарегистриро-ванных периодических изда-ниях (методических материа-лов, сценариев открытых уро-ков и внеклассных мероприя-тий, программ элективных курсов и др.) | |||||||
- отзывы о результатах педаго-гической деятельности аттес-туемого в средствах массовой информации (радио, телеви-дение, образовательные сайты, телеконференции, газеты, журналы и др.) | |||||||
- оценка деятельности аттес-туемого социумом (государст-венные и профессиональные награды и др.) | |||||||
- высокий рейтинг педагога по результатам опросов родите-лей и учеников | |||||||
Участие в профессиональных конкурсах: | |||||||
– в методических конкурсах («Лучший методический па-кет», «Урок года», «Учитель года», конкурс кабинетов, дис-танционные конкурсы пред-метной направленности и др.) | Сертификаты участия, грамоты, дипломы соответствующих конкурсов | ||||||
– в спортивных соревнованиях (для учителей физ. воспитания) | |||||||
– в творческих концертах, ак-циях (для учителей художест-венно- технологического цик-ла и др.) технологического цикла) и | |||||||
- оформление заявок и получе-ние профессиональных грантов | |||||||
– организация и (или) участие в создании и реализации комп-лексных педагогических проек-тов и экспериментальных площадок |
Литература:
- Ерофеева, Н. Управление проектами в образовании / Н. Ерофеева // Народное образование. - 2002.- № 5.
- Ильин, Г. Проективное образование и становление личности / Г. Ильин // Высшее образование в России. - 2001. - №4.
- Инновационный проект развития образования: Учебное книгоиздание / Е. Е. Чепурных.- М.: Мир кн., 2001. - 143 с.
- Карпов, Е. Проектная работа в школе: это возможно / Е. Карпов // ШЭЖ. -1997.- № 6.
- Карпов, Е. Учебно - исследовательская деятельность в поисках новой педагогической альтернативы / Е. Карпов //Экономика в школе. - 2001. - №2
- Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская. - М.: Академия, 2005. – 285 с.
- Моисеев, А. М. Анализ проблем: сущность, назначение, основные характеристики / А. М. Моисеев.- М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2002.
- Моисеев, А.М. Есть идеи (перспективные проекты развития образования) / А.М. Моисеев, М.М. Мусарский. - М.: АПК и ПКРО, 2002.
- Монахов, В.М. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя / В.М. Монахов, Т.К. Смыковская // Школьные технология. - 2001. - № 4
- Монахов, В.М. Педагогическое проектирование: современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2002.- № 5.
- Новикова, Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. - М.: АПК и ПКРО, 2002.
- Новикова, Т.Г. Теоретические подходы к технологии экспертизы инновационных проектов / Т.Г. Новикова //Школьные технологии. - 2002.- № 1.
- Шмелькова, Л. Управление становлением проектно - технологической компетентности педагога / Л. Шмелькова // Школа. - 2002. - № 2.
Рекомендации по экспертной оценке вариативной формы аттестации
на высшую квалификационную категорию
«Учебное пособие»
Требования к оформлению и содержанию учебников и учебных пособий регламентируются требованиями СТП 12 570-2006 «Общие требования к текстовым, графическим и программным документам».
Общие требования:
• Соответствие примерной учебной программе дисциплины, т.е. Государственному образовательному стандарту (содержание: знания и умения, объем и порядок изучения дисциплины). Оглавление учебника должно соответствовать всему перечню разделов учебной программы; оглавление руководства к практическим занятиям - тематическому плану практических занятий в учебной программе.
• Обновляемость один раз в 5 лет - для учебной литературы гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин, и один раз в 10 лет - для учебной литературы естественнонаучного и общепрофессионального циклов дисциплин Государственного образовательного стандарта. (Приказ Минобразования России от 11.04.2001 № 1623).
• Преемственность и взаимосогласованность учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между всеми дисциплинами учебного плана; соблюдение принципа интеграции преемственности. Это позволит ввести модульный принцип преподавания в образовательный процесс.
• Прикладной характер. В учебном пособии должна быть представлена научная информация дидактически обработанная для успешного усвоения и ориентированная на индивидуальные особенности обучающихся.
Требования к содержанию:
• Самодостаточность. Учебное пособие должно содержать не только основную информацию по дисциплине, но и дополнительную, представленную в приложениях: словарь терминов, авторский справочник. В приложениях кратко поясняются встречающиеся в тексте основные и смежные понятия, приводятся краткие историко-биографические сведения об основных этапах развития данной дисциплины, о вкладе в ее развитие отечественных и зарубежных ученых. Это расширяет границы учебной книги, не утяжеляя основной текст, и облегчает поиск необходимой для понимания информации в рамках данного издания. В приложении должны быть даны указатели (предметный, именной и т.д.), список условных сокращений и рекомендуемой литературы (за последние 5 лет, включая адреса электронных ресурсов).
• Наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.
• Наличие тестовых заданий, ситуационных и практических задач. Ситуационные задачи с пояснениями, разборы ситуаций призваны помогать готовиться к итоговой аттестации обучающихся.
Требования к качеству информации.
• Соответствие последним достижениям науки и практики. Точность, достоверность и обоснованность приводимых сведений. Прочность «знаний-умений», необходимость применять полученные знания требуют освоения наиболее общих принципов, а не научных подробностей. Вот почему, в учебное пособие следует вводить новое только после того, как оно получит достаточное обоснование, профессиональное признание. При составлении учебных материалов следует придерживаться единой структуры изложения с включением объяснений причинно-следственных связей. Использование последних классификаций и номенклатур системы измерений и стандартизации.
Требования к стилю изложения
Рубрикация. Стиль изложения задается заранее — от названия главы и раздела, через подразделы, рубрики. Жесткая структура текста позволяет избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться, находить необходимый учебный материал; его легко обновлять, дополнять и издавать в электронном виде. Однако это не означает, что текст может быть представлен в виде справочника - текст должен содержать связующие элементы, легко и с интересом читаться.
• Системность, последовательность и простота изложения без излишних подробностей.
• Выделение ключевых позиций по тексту полужирным шрифтом или другим способом.
• Четкость определений, доступность их для понимания обучающимися.
• Однозначность употребления терминов, последовательное обозначение одним термином однородных предметов и явлений.
Рекомендации по экспертной оценке вариативной формы аттестации
на высшую квалификационную категорию
«Методическая разработка педагога»
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
Методическая разработка может представлять собой:
- разработку конкретного урока;
- разработку серии уроков;
- разработку темы программы:
- разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
- разработку общей методики преподавания предметов;
- разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
- разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
- Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
- Определить цель методической разработки.
- Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
- Составить план и определить структуру методической разработки.
- Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель, например:
- определение форм и методов изучения содержания темы;
- раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы;
- описание видов деятельности педагога и учащихся;
- описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
- осуществление связи теории с практикой на уроках;
- использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
- Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
- Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
- Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
- Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
- Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
- Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
- Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
- Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
- Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
- Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки
Общая структура:
1 Аннотация.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список использованных источников.
7. Приложения.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Методическая разработка темы программы
Основная часть может состоять из следующих разделов:
- характеристика темы;
- планирование изучение темы;
- рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются:
- Образовательные цели и задачи темы;
- Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
- Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
- Место и роль темы в курсе;
- Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
- Дается дидактический анализ содержания материала;
- Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
- Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.
При планировании учебной темы необходимо:
1. Продумать методику преподавания темы.
2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.
3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Структура методической разработки урока теоретического обучения.
В основной части можно выделить следующие разделы:
- Методическое обоснование темы.
- Методические рекомендации по проведению урока.
- План урока (с технологической картой).
- Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
- Список литературы (источников) для учащихся.
- Список литературы для педагогов.
Рекомендуемый план урока:
1. Тема программы.
2. Тема урока.
3. Тип урока.
4. Вид урока.
5. Цель методическая.
6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).
7. Материально-техническое обеспечение урока.
8. Межпредметные и внутрипредметные связи.
Примерная технологическая карта урока:
Дидактичес-кая структура урока | Методическая подструктура урока | Признаки решения дидакти-ческих задач | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
|
|
|
|
|
|
|
Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.
Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):
- Урок изучения нового учебного материала.
- Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
- Урок обобщения и систематизации знаний.
- Урок контроля знаний, умений и навыков.
- Комбинированный.
Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):
- Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
- Урок совершенствования умений и навыков.
- Урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:
- Лекция.
- Беседа.
- Самостоятельная работа.
- Практическая работа.
- Лабораторная работа.
- Конференция.
- Семинар.
- Контрольная работа.
- Зачет.
- Деловая игра.
- Экскурсия.
- Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
- Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
- Формирование новых понятий и способов действий.
- Применение понятий и способов действий.
Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).
Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)
1. Информационно-рецептивный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):
1. Фронтальный.
2. Индивидуальный.
3. Парный.
4. Коллективный.
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).
Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Общие требования к оформлению методической разработки.
- Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт- 14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
- Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.
- Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
- Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
- Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
- Количество и объем разделов не лимитируется.
Примерная схема методической разработки:
- Название разработки.
- Название и форма проведения мероприятия.
- Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.
- Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).
- Методические советы на подготовительный период
- (правильное распределение поручений).
- Сценарный план, ход проведения мероприятия.
- Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.
- Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).
- Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).
- Список литературы.
- Автор разработки, должность, место работы.
Рекомендации по экспертной оценке вариативной формы аттестации
на высшую квалификационную категорию
«Мастер-класс»
При подготовке материала для экспертной оценки Мастер-класса, проводимого учителем на соответствие высшей квалификационной категории, были использованы материалы пособия «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников» под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой.
Важнейшие особенности мастер-класса:
- новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
- создание условий для включения всех в активную деятельность;
- постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
- приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса;
- формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
- предоставление возможности каждому участнику высказаться по предлагаемому материалу;
- процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
- форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
В технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.
Рекомендации к организации мастер-класса:
1. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания.
2. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
3. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
Рекомендации к проведению мастер-класса:
В технологии проведения мастер-класса предлагается использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.
Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности.
Алгоритм проведения мастер-класса:
- Выделение проблемы.
- Панель.
- Объединение в группы для решения проблемы.
- Работа с материалом.
- Представление результатов работы.
- Обсуждение и корректировка результатов работы.
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует «реконструкция» – создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира.
Итак, панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами – всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы. Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными коллегами.
Мастер-класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование, знания, рефлексия.
Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников. Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития. Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция – важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация – всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Разрыв – ближе всего отражает смысл понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
При проведении экспертной оценки профессиональной деятельности учителя, прежде всего, важно ответить на вопросы о том, по каким параметрам осуществляется оценка каждой из выделенных в соответствии с профессиональным стандартом компетенций. Для удобства проведения экспертной оценки в процессе аттестации в предлагаемом экспертном листе параметры структурированы по показателям, характеризующим каждую из педагогических компетенций (см. экспертный лист ниже).
В ходе Мастер-класса оценивается компетентность учителя в решении профессиональных задач: что и как делает учитель, каких результатов он достигает. Эксперт, используя 5-ти балльную шкалу, отмечает знаком «+» в соответствующей колонке.
5 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении
характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ экспертов – «да».
4 – высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя не соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет».
3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».
2 – слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да».
1 - характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов – «нет».
При проведении экспертной оценки участвует не менее двух независимых экспертов. В случае существенного несоответствия их оценок проводится дополнительное обсуждение с целью достижения необходимого консенсуса.
Параметры экспертной оценки Мастер-класса, проводимого учителем на соответствие высшей квалификационной категории
Компетентность в области личностных качеств | ||||||
баллы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Эмпатийность и социорефлексия | |||||
Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса | ||||||
Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания | ||||||
Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе | ||||||
Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося | ||||||
Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся | ||||||
2 | Самоорганизованность | |||||
Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения поставленной цели | ||||||
Рабочее пространство учителя правильно организовано | ||||||
Конструктивно реагирует на ошибки в процессе реализации педагогической деятельности | ||||||
Своевременно вносит коррективы в план занятия в зависимости от сложившейся ситуации | ||||||
Сохраняет самообладание в ситуации с высокой эмоциональной нагрузкой | ||||||
3 | Общая культура | |||||
Обладает широким кругозором, поддерживает разговор на различные темы | ||||||
Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам | ||||||
Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении | ||||||
Осведомлен об основных событиях и изменениях в современной социальной жизни | ||||||
Высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания | ||||||
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности | ||||||
1 | Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся | |||||
Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету | ||||||
Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | ||||||
Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока | ||||||
Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся | ||||||
Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока | ||||||
2 | Умение перевести тему урока в педагогическую задачу | |||||
Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока | ||||||
Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач | ||||||
Умеет сформулировать критерии достижения целей урока | ||||||
Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока | ||||||
Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями | ||||||
3 | Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач | |||||
Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока | ||||||
Предлагает обучающимся назвать результаты деятельности на уроке и способы их достижения | ||||||
Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой | ||||||
Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока | ||||||
Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока | ||||||
Компетентность в области мотивации учебной деятельности | ||||||
1 | Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности | |||||
Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету | ||||||
Отмечает даже самый маленький успех обучающихся | ||||||
Демонстрирует успехи обучающихся родителям | ||||||
Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам | ||||||
Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех | ||||||
2 | Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся | |||||
Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации | ||||||
Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета | ||||||
Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности | ||||||
Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке | ||||||
Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. | ||||||
3 | Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся | |||||
Умеет активизировать творческие возможности обучающихся | ||||||
Демонстрирует практическое применение изучаемого материала | ||||||
Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий | ||||||
Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности | ||||||
Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. | ||||||
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности | ||||||
1 | Компетентность в методах преподавания | |||||
Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации | ||||||
Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы | ||||||
Владеет современными методами преподавания | ||||||
Обоснованно использует на уроках современные информационно- коммуникативные технологии | ||||||
2 | Компетентность в предмете преподавания | |||||
Хорошо знает преподаваемый предмет | ||||||
Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей | ||||||
При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) | ||||||
В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов | ||||||
Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету | ||||||
3 | Компетентность в субъективных условиях деятельности | |||||
Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся | ||||||
Хорошо знает Конвенцию о правах ребенка и действует в соответствии с этим документом | ||||||
Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей | ||||||
Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями | ||||||
Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений | ||||||
Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений | ||||||
1 | Умение выбрать и реализовать образовательную программу | |||||
Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ | ||||||
Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки | ||||||
Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету | ||||||
Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач | ||||||
Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность | ||||||
2 | Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы | |||||
Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов | ||||||
Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество | ||||||
Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы | ||||||
Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства | ||||||
Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов | ||||||
3 | Умение принимать решения в педагогических ситуациях | |||||
Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения | ||||||
Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни | ||||||
Умеет аргументировать предлагаемые им решения | ||||||
Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов | ||||||
Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений | ||||||
Компетентность в области организации учебной деятельности | ||||||
1 | Умение устанавливать субъект-субъектные отношения | |||||
Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог | ||||||
Умеет разрешать конфликты оптимальным способом | ||||||
Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами | ||||||
Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. | ||||||
Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину | ||||||
2 | Умение организовать учебную деятельность обучающихся | |||||
Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать | ||||||
Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности | ||||||
Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами | ||||||
Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности | ||||||
Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.) | ||||||
3 | Умение реализовать педагогическое оценивание | |||||
Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании | ||||||
Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки | ||||||
Применяет различные методы оценивания обучающихся | ||||||
Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся | ||||||
Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности |
Экспертная оценка проводится на основе анализа Мастер-класса (или других мероприятий, проводимых педагогом); изучения представленных материалов: рабочие программы по предмету, классный журнал, результаты внутришкольного контроля (или других форм контроля) уровня учебных достижений обучающихся, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные педагогом, дневники и тетради обучающихся, материалы родительских собраний и др., беседы с руководителем (заместителем) образовательного учреждения и аттестующимся педагогом.
Ниже перечислены информационные источники, которые могут быть использованы при проведении экспертной оценки профессиональной деятельности учителя с указанием важного для экспертов содержания.
Возможные источники информации для проведения экспертной
оценки профессиональной деятельности учителя
1. | Анализ урока | Данная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др. |
2. | Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др. | Данный показатель может позволить повысить объективность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это дополнительный независимый источник оценки. |
3. | Собеседование с аттестуемым педагогом | В ходе собеседования могут быть уточнены различные аспекты, касающиеся отношения педагога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т.д. |
4. | Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций | Самооценка наряду с данными диагностики компетентности является важнейшим информационным источником для оценки деятельности педагога. Эксперт может использовать ее результаты для построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту и др. Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей. |
5. | Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей деятельностью аттестуемого педагога | Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических компетенций. |
6. | Результаты учебной деятельности обучающихся (и их динамика) | Данный параметр является одним из ключевых комплексных показателей педагогической компетентности. В качестве конкретных показателей для анализа могут выступать: успеваемость учащихся, в том числе в сравнении с предыдущим этапом, данные внутришкольного контроля, результаты ЕГЭ (если преподавание велось в выпускном классе), уровень социализации учащихся, успехи учащихся в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности и др. |
7. | Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты. | Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении повысить мотивацию обучающихся, учесть их индивидуальные образовательные интересы, организовать образование, ориентированное на результат. |
8. | Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства | Победители конкурсов освобождены от прохождения некоторых аттестационных процедур. |
9. | Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности | Анализ методических материалов, которые использует педагог, позволяет оценить компетентность в разработке программ деятельности и компетентности в обеспечении информационной основы деятельности. |
10. | Собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения | Руководитель в данном случае выступает как эксперт, который хорошо знает деятельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родителей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетентностям педагога. |
11. | Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки | В данном случае важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога. |
12. | Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования | Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотнести с успешностью решения ключевых задач педагогической деятельности – постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности. |
13. | Анализ рабочих программ и материалов к урокам | Данные материалы являются важнейшими источниками для оценки компетентностей в организации деятельности, постановке целей и задач, в обеспечении информационной основы деятельности. |
14. | Результаты опросов и диагностики обучающихся | В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в постановке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психологическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и др. моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности. |
15. | Анализ результатов мониторинга качества образования | Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогической компетентности, отражая ее результативность. |
При проведении собеседования с педагогом выявляются способы осуществления педагогической деятельности (скрытые моменты педагогической компетентности). Здесь могут быть заданы следующие вопросы:
- Какую цель урока Вы ставили?
- Как данная цель соотносится с целями и задачами изучаемого предмета в целом?
- Удалось ли Вам достичь запланированных результатов?
- Как Вы это можете обосновать?
- На каких подходах построена Ваша рабочая программа?
- Вносите ли Вы в нее изменения, какие именно, что является основанием для внесения изменений?
- Какие методические и дидактические материалы Вы используете для подготовки к урокам?
- Чей опыт используете?
- Включает ли Ваша рабочая программа решение воспитательных задач, в чем это выражается?
- Занимаетесь ли обобщением собственного педагогического опыта, кому представляете его?
- Какие приемы мотивирования обучающихся Вы обычно используете?
- Какие педагогические ситуации Вам сложно решать?
- Какие индивидуальные особенности обучающихся Вы учитывали на уроке (имеется в виду конкретный урок, который посетили эксперты)?
- Что является основой для выставленных Вами на уроке оценок?
- Имеете ли Вы свою систему работы со слабоуспевающими учениками?
- Что она включает?
- В чем, на Ваш взгляд, причины их слабой успеваемости?
- В какой мере обучающиеся участвуют в подготовке новых тем и занятий, постановке целей и задач обучения?
- Каких результатов Вам удалось достичь в своей педагогической деятельности? и др.
Важной для экспертов является беседа с руководителем (представителями администрации образовательного учреждения) для корректировки оценочных суждений о тех аспектах деятельности педагога, которые носят ситуативный характер и могут не проявиться во время аттестации. Это относится к оценке компетентности в области личностных качеств, работы с родителями, участия в разработке общешкольных программ и проектов, взаимодействия с коллегами и др.
Для определения уровня квалификации аттестуемого педагога необходимо подсчитать среднее значение по каждому показателю и компетентности в целом.
Значение показателя уровня квалификации (ПК) учителя от 3,9 баллов (включительно) и до 5 баллов свидетельствует о соответствии его уровня квалификации высшей квалификационной категории.
Рекомендации по экспертной оценке вариативной формы аттестации
на высшую квалификационную категорию
«Авторская учебная программа»
Общие требования к авторской учебной программе
- соответствие требованиям Закона РФ «Об образовании» и Концепции модернизации российского образования;
- учет законодательного положения о светском характере обучения;
- отражение общечеловеческих, общенациональных и этнокультурных ценностей;
- соответствие обязательному минимуму содержания образования по предмету;
- оптимальность содержания, объема, соответствие отведенному для изучения данного материала времени;
- соответствие возрастным особенностям учащихся;
- обеспечение оптимальной учебной нагрузки на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации;
- отражение идеи личностно-ориентированной педагогики, наличие возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
- нацеленность на:
- обеспечение развития и саморазвития учащегося как субъекта познания;
- сохранение и укрепление здоровья, обеспечение психического, интеллектуального, физического развития учащихся;
- формирование целостной системы знаний;
- реализацию мировоззренческих, образовательных функций учебного процесса;
- согласованность с программами смежных учебных дисциплин, возможность включения в единый учебный план образовательного учреждения;
- отражение современного уровня развития педагогической науки, рассмотрение актуальных проблем, построение с учетом основных дидактических принципов, наличие достаточного потенциала для дальнейшей модернизации;
- учет опыта создания и апробирования существующих аналогичных или родственных программ.
Программа должна содержать:
- пояснительную записку;
- примерный тематический план учебного курса;
- содержание программы;
- примерный перечень лабораторных работ, практических занятий;
- перечень рекомендуемой литературы, технических аудиовизуальных средств обучения.
В титульном листе должны быть указаны:
- наименование органа управления образования;
- наименование учебного курса;
- принадлежность программы к группе общеобразовательных программ (основного или дополнительного образования);
- указания на возрастное предназначение программы;
- место и год разработки программы.
Оборотная сторона титульного листа должна содержать:
- гриф утверждения;
- указание на соответствие государственным образовательным стандартам;
- имя, отчество, фамилию автора программы;
- имя, отчество, фамилии рецензентов.
Титульный лист и его оборотная сторона оформляются согласно приложению.
Пояснительная записка раскрывает:
- образовательную область и предмет изучения;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса;
- цель, задачи учебной программы;
- отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих;
- возрастное предназначение;
- продолжительность реализации учебной программы;
- формы, типы занятий, методы обучения;
- ожидаемые результаты.
Тематический план учебной программы включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические формы занятий.
Содержание изучаемого курса раскрывается через:
- краткое описание тем, разделов;
- лабораторные работы или практические занятия.
Рекомендуемая литература включает:
- список литературы.
Требования к оформлению учебной программы
Программа должна быть:
- написана четко и ясно, в профессиональном стиле;
- напечатана аккуратно, без ошибок и исправлений.
Авторскую учебную программу обязательно должен сопровождать учебно-методический комплекс.
Экспертная оценка авторской учебной программы.
№ | Критерии |
1. | Независимая экспертная оценка: |
- две рецензии преподавателей (по предмету) высших или средних специальных учебных заведений: | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
- экспертное заключение научно-методического совета СарИПКиПРО. | |
2. | Оформление, стилистическая и техническая грамотность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
оценочные карты учителя для аттестации на высшую категорию
материал содержит рекомендации по оформлению и заполнению оценочных карт для аттестации учителя математики на высшую категорию...
Материалы к аттестации на высшую категорию
Обобщение опыта работы в материалах к аттестации...
Портфолио для аттестации на высшую категорию
Материалы необходимые для прохождения аттестации педагогов...
Заявление на аттестацию на высшую категорию
Заявление на аттестацию на высшую категорию учитель биологии...
Портфолио для аттестации на высшую категорию
Потрфолио для аттестации на высшую квалификационную категорию учителя русского языка и литературы...
Информационная карта учителя для аттестации на высшую категорию.
Информационная карта педагога для аттестации на высшую квалификационную категориюпо должности «Учитель, преподаватель общеобразовательных дисциплин»...