Рабочая программа Биология 5 класс В.В. Пасечник
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_5_kl1.docx | 41.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по биологии
Автор: В. В. Пасечник
2012 – 2013 г.
Содержание
2. Содержание учебного предмета
3. Требования к уровню подготовки
4. Календарно - тематическое планирование
К программе по курсу «Биология. Бактерии, грибы, растения.» 5 кл.
В.В. Пасечник 35 ч. 1 ч/неделю
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089;
- Примерной программы по биологии, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03. 2004 г.
- Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 09.12. 2008 г. №379, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов государственного образовательного стандарта;
Преподавание курса «Общая биология» в 5классе ведется по Программе основного общего образования по биологии. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов опубликованной в сборнике нормативных документов Министерства образования РФ, М., «Дрофа» 2004 г.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического,культурологического,личностно-деятельностного,историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общее представление о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных принципах и нормах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Введение. (6 ч.)
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч.)
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч.)
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч.)
Раздел 4. Царство Растения (9 ч.)
Резервное время: 3 ч.
Лабораторные и практические работы: 16 ч.
Экскурсии: 1 ч.
Количество часов: 35.
- Требования к уровню подготовки
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- О многообразии живой природы
- Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные
- Основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение
- Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение
- Экологические факторы
- Основные среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, другой организм
- Правила работы с микроскопом
- Правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии
- Строение клетки
- Химический состав клетки
- Основные процессы жизнедеятельности клетки
- Характерные признаки различных растительных тканей
- Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов
- Роль бактерий и грибов в природе и жизни человека
- Основные методы изучения растений
- Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие
- Особенности строения и жизнедеятельности лишайников
- Роль растений в биосфере и жизни человека
- Происхождение растений и основные этапы развития растительного мира
Учащиеся должны уметь:
- Определять основные биологические понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка» и т.д.
- Отличать живые организмы от неживых
- Пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами, оборудованием
- Характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы
- Проводить фенологические наблюдения
- Соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете
- Готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
- Распознавать различные виды тканей
- Давать общую характеристику растений, их основных групп
- Объяснять роль растений в биосфере, их происхождение и основные этапы развития
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- Составлять план текста
- Владеть таким видом изложения текста, как повествование
- Проводить наблюдения под руководством учителя
- Оформлять отчет под руководством учителя
- Получать биологическую информацию из различных источников
- Определять отношения объекта с другими объектами
- Определять существенные признаки объекта
- Анализировать, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их
- Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради
- Работать с текстом и иллюстрациями учебника, дидактическим материалом, рабочей тетрадью
- Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
- Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира
Личностные результаты обучения:
- Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку
- Знание правил поведения в природе
- Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы
- Умение реализовывать теоретические познания на практике
- Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией
- Воспитание в учащихся любви к природе
- Признание права каждого на собственное мнение
- Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы
- Умение отстаивать свою точку зрения
- Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия своих поступков
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Дата | Лабораторные, практические работы, экскурсии | Формы контроля | Примечание |
Введение (6 ч.) | ||||||
1. | Биология – наука о живой природе. | Биология как наука. Знать опр. понятий «биология», «биосфера», «экология». Оценка роли биологии в жизни общества | ||||
2. | Методы исследования в биологии | Изучить правила техники безопасности, знать методы исследования в биологии | ||||
3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. | Отчет по экскурсии. Ведение дневника фенологических наблюдений | Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни природы» | Отчет по экскурсии | Из - за погоды экскурсия может быть перенесена на другое число | |
4. | Среды обитания живых организмов. | Знать определения: «среда обитания», анализ связей организма с окружающей средой | ||||
5. | Экологические факторы и их влияние на организм | Анализ и сравнение экологических факторов, их влияния на организм. Работа с текстом учебника. | ||||
6. | Обобщающий урок | Закрепление полученных навыков по работе с текстом учебника, таблицами, схемами. | Устные ответы, сообщения, работа со схемами. | Может быть проведен в разных формах. | ||
Клеточное строение организмов (10 ч.) | ||||||
7. | Устройство увеличительных приборов | Ознакомиться с правилами работы с микроскопом. | Лабораторная работа: Рассматривание тканей растения под лупой. | Оформление лаб.работы в тетради. | ||
8. | Строение клетки | Определения понятий «клетка», «органоиды», кл. мембрана, ядро, вакуоль и т.д. | ||||
9. | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Научить готовить микропрепараты, проводить наблюдения, описывать и зарисовывать объекты. Проводить сравнение натур. объекта с изображением. | Лабораторная работа: Строение клеток кожицы чешуи лука. | Оформление в тетради. | ||
10. | Пластиды | Уметь различать органоиды клетки на таблицах и под микроскопом. | Лабораторная работа: Приготовление препаратов пластид и рассматривание под микроскопом. | Оформление в тетради. | ||
11. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Раскрыть роль хим. в-в клетки для ее жизнедеятельности. Ознакомить с экспериментом, его ролью в получении знаний, научить работать с лаб. Оборудованием. | Эксперимент: «Изучение химического состава растений» | Оформление результатов в тетради. | ||
12. | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, питание, дыхание | Изучить основные процессы жизнедеятельности клетки, научить ставить эксперименты по изучению процессов ж/д растения, отработать навыки работы с микроскопом. | Лабораторная работа: Наблюдение за движением цитоплазмы. | Оформление в тетради. | Может быть заменена демонстрацией видео. | |
13. | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Умение выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности, объяснять результаты экспериментов. | Демонстрация видеоматериалов. | |||
14. | Деление клетки | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности. | Демонстрация деления клетки. | |||
15. | Ткани | Определение понятия «ткань». Выделение признаков, характерных для различных тканей. Отработка умения работать с микроскопом. | Лабораторная работа: Рассматривание готовых микропрепаратов растительных тканей. | Оформление работы в тетради. | ||
16. | Обобщающий урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов. | Работа с таблицей, дидактическим материалом, работа с микроскопом. | |||
17. | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | Выделить существенные признаки бактерий, особенности их строения и жизнедеятельности. | ||||
18. | Роль бактерий в природе и жизни человека | Определить понятия «клубеньковые бактерии, «симбиоз, болезнетворные бактерии, эпидемия» Объяснить роль бактерий в природе и жизни человека. | Проверочная работа. | |||
Царство Грибы (5 ч.) | ||||||
19. | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | Выявить существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснить роль грибов в природе и жизни человека. | ||||
20. | Шляпочные грибы | Выявлять на таблицах и натуральных объектах различия съедобных и ядовитых грибов, освоение приемов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | ||||
21. | Плесневые грибы и дрожжи | Изучить особенности строения плесневых грибов, рассмотреть под микроскопом мукор и дрожжи.Отработать правила обращения с микроскопом. | Лабораторная работа: Особенности строения мукора и дрожжей. | Оформление работы в тетради. | ||
22. | Грибы-паразиты | Определить понятие «грибы-паразиты», объяснить роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. | Демонстрация муляжей и натуральных объектов(гриб трутовик) | |||
23. | Обобщающий урок | Систематизировать и обобщить понятия раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении. | Сообщения на тему: «Многообразие грибов» Игра-викторина: «Знаете ли вы грибы?» | |||
Царство Растения (9 ч.) | ||||||
24. | Ботаника - наука о растениях | Определение понятий «ботаника, низшие, высшие растения, слоевище, таллом», выявление признаков низших и высших растений, их взаимосвязь со средой обитания. Умение выявлять на натуральных объектах, на таблицах существенные признаки растений. | ||||
25. | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | Выделение существенных признаков водорослей, умение работать с таблицами и гербариями. Умение готовить микропрепараты водорослей. | Лабораторная работа: Строение зеленых водорослей. | |||
26. | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывать необходимость охраны водорослей. | ||||
27. | Лишайники | Изучение многообразия, распространения, строения и жизнедеятельности лишайников. Уметь находить и отличать лишайники от других организмов в природе. Изучить их значение в природе и жизни человека. | Демонстрация гербарной коллекции лишайников. | |||
28. | Мхи, папоротники, хвощи, плауны | Умение выделять основные признаки споровых растений, сравнивать разные группы растений и находить их на таблицах, рисунках, в гербариях. | Лабораторная работа: Строение мха. | Оформление работы в тетради. | ||
29. | Голосеменные растения | Уметь выделять существенные признаки голосеменных растений, описывать представителей г\с с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов, объяснять роль г/с в природе и жизни человека. | Лабораторная работа: Строение хвои и шишек хвойных. | Оформление работы в тетради. | ||
30. | Покрытосеменные растения | Умение выделять существенные признаки п/с, описывать с использованием таблиц и гербарных материалов, объяснять роль п/с в природе и жизни человека. | Лабораторная работа: Строение цветкового растения. | Оформление работы в тетради. | ||
31. | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Знать определения понятий «палеонтология, палеоботаника, риниофиты». Уметь характеризовать основные этапы развития растительного мира. | ||||
32. | Обобщающий урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. | Сообщения учащихся, презентации, доклады. | |||
33. | Летние задания | Активизировать деятельность учащихся по изучению растительного мира в живой природе. Изучить и научиться применять правила поведения в природе. | Отчет по результатам выполненных летних заданий. | |||
34-35 | Резерв |
Основная литература: В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения».
5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М. : Дрофа, 2012 г.
Дополнительная и научно-популярная литература:
Учебно-методическое пособие: «Рабочие программы. Биология 5-9 классы Москва – 2012
А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения» Вако Москва 2005
А.Теремов, В.Рохлов «Занимательная зоология» М., Аст-пресс 1999
В.Рохлов, А. Теремов «Занимательная ботаника» М., Аст-пресс 1999
Л.Д. Парфилова «Тематические игры по ботанике»
А.Тарасов «Ботаника. Зоология. Химия» Смоленск Русич 1999
Объекты натуральные
- Набор муляжей плодов и корнеплодов,
- Плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи).
- Гербарии растений
Оборудование лабораторное
Приборы
- Лупа (7-10*)
- Лупа препаровальная
Приборы (демонстрационные)
- Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
- Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование для опытов
- Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
- Зажим пробирочный ЗП
- Колба коническая Кн-1-500-34
- Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
- Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
- Мензурка 500 мл
- Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
- Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
- Цилиндр измерительный 250 мл
- Чаша выпарительная
- Чаша коническая с обручем 190 мм
- Шпатель фарфоровый
- Штатив лабораторный Шлб
- Лоток для раздаточного материала
- Препаровальные инструменты
- Иглы препаровальные
- Пинцет анатомический с насечкой
- Ножницы с одним острым концом
- Скальпель брюшистый
- Рулетка (10 м)
- Укладка для луп (по 10 шт)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа биология 5 класс. Пасечник
рабочая программа по биологии 5 класс 34 часа. Линия Пасечника...
Рабочая программа 9 класс В.В. Пасечник
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ Программа по предмету Биология ...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 6 класс В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...