Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass.docx | 53.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии 9 класс
(учитель Копосова Т.Б. ГБОУ СОШ №423, Кронштадтский р-н, г. Санкт-Петербург)
Линия В.В.Пасечника, учебник «Биология, введение в общую биологию» (А.А.Каменский, Е.А Крискунов, В.В.пасечник)
70 часов (2 часа в неделю).
Тема раздела | № урока | Тема урока | Задачи | Оборудование | Планируемые результаты | Лаб. и практ. работы | Дом. задан. | |
Введение (2 часа). | 1. 2. | Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. | 1.Обобщить имеющиеся знания и сформировать понятие о биологии как комплексной науке; 2.Познакомить с важнейшими методами, применяемыми в био-логии. 1.раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого; 2.Познакомить с основными свойствами живых организмов. | Табл. «Царства живой природы» Табл. «Свойства живых организмов» | Должны знать: - что изучает биология и как происходило ее становление как науки; - чем живое отличается от неживого; - роль биологических знаний в совре-менном мире. | Стр. 3-9. Стр. 10-13. | ||
Раздел 1 Уровни организации живой природы (54 часа) Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов) Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов). Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов). Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3часа). Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов). Тема 1.6. Биосферный уровень (4часа). Раздел II. Эволюция органического мира (7часов) Раздел III Возникновение и развитие жизни на Земле (7 часов). | 1 2. 3 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень» Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Типы питания клетки. Фотосинтез и хемо-синтез. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Биосинтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. Деление клетки. Митоз. Контрольно-обобща-ющий по теме: «Клеточный уровень» Размножение организмов. Оплодотворение. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономернос-тей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Контрольно-обобщающий по теме: «Организменный уровень организации». Вид. Категории вида. Популяции. Биологическая классификация. Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Видовое разнообразие. Морфо-логическая и прост-ранственная структура. Трофическая структура. Цепи питания. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. Искусственные биогеоценозы. Контрольно-обобщающий по теме: «Экосистемный уровень». Биосфера. Среды жизни . Круговорот веществ в биосфере. Экологические кризисы. Контрольно-обобщающий по теме: «Биосферный уровень». Развитие эволюционного учения. Изменчивость организмов. Борьба за существо-вание. Естественный отбор. Видообразование. Микроэволюция. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. Контрольно-обобщающий по теме: «основы учения об эволюции» Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о воз-никновении жизни. Современное состояние проблемы. Развитие жизни в Архее и Протерозое. Развитие жизни в Палеозое. Развитие жизни в Мезозое. Развитие жизни в Кайнозое. Контрольно-обобщаю-щий по теме «Возник-новение и развитие жизни на Земле. | 1.Познакомить с уровнями организации живой природы. 1.Дать общую характеристику молекулярного уровня; 2.Сформировать понятия «биополимеры» и «биомолеку-лы». 3.показать роль биомолекул в живом организме; 1.Сформировать понятие «угле-воды» и «липиды»; 2.Познакомить со строением углеводов и липидов, их функци-ями, выполняемыми в живом организме. 1.Сформировать понятия «белки, или протеины», «аминокисло-ты», «денатурация», «ренатура-ция»; 2.Познакомить со строением и свойствами белковых молекул; 1.Познакомить с функциями белков; 2.Углубить знания о связи строения молекул веществ и их функциях на примере белков. 1.Сформировать знания о строении молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; 2.показать особую роль нуклеи-новых кислот в живой при роде – хранение и передача наследствен ной информации. 1.Сформировать понятие о строении и функциях АТФ; 2.Познакомить с другими органическими соединениями клетки. 1.Сформировать понятия «катализатор», «ферменты»; 2.Показать роль ферментов в клетке 1.Познакомить с вирусами как доклеточной формой жизни; 2.особенностями строения и жизнедеятельности вирусов; 1.Систематизировать и обобщить знания о молекулярном уровне организации живой природы 1.Развит понятие о клеточном уровне жизни; 2.Сформировать понятие о клеточной теории и ее основных положениях 1.Продолжить развитие понятий о строении клеток; 2.Развить понятия о цитоплазме, строении и функционировании клеточной мембраны. 1.Сформировать понятие о строении и функциях клеточно-го ядра, представление о ядрышке и его роли в клетке; 2.Познакомить с хромосомным набором клетки; 1.Познакомить со строением и функциями эндоплазматической сети, рибосом и комплекса Гольджи 1Познакомить со строением и функциями лизосом, митохонд-рий и пластид. 1.Познакомить со строением и функциями клеточного центра, органоидов движения и клеточ-ными включениями. 1.Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток; 2.Сравнить клетки прокариоты и эукариоты. 1.Сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; 2.Показать, что ассимиляция и диссимиляция – две стороны единого процесса – метаболизма; 1.Раскрыть сущность энергети-ческого обмена, роли в нем ферментов; 2.Показать значение в нем АТФ. 1.сформировать понятие «Авто-трофные и гетеротрофноые орга-низмы»; 2.Познакомить с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания. 1.сформировать понятия о световой и темновой фазах фотосинтеза; 2.Познакомить с сущностью процесса хемосинтеза; 3.Раскрыть значение хемосинте-за и фотосинтеза в биосфере. 1.Углубить понятие «ассимиля-ция» путем изучения реализации наследственной в процессе био-синтеза белка; 2.Сформировать знания о генетическом коде, способе пе-редачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекулы белка. 1.Показать роль тРНК в процессе синтеза белка; 2.Раскрыть механизм матрич-ного синтеза полипептидной цепи. 1.Сформировать понятие о митозе как универсальном спо-собе, сохраняющем постоянство числа хромосом в клетке. 1.Систематизировать и обоб-щить знания о клеточном уровне организации живой природы. 1.Развивать понятие о формах и видах размножения; 2.Показать их биологическую роль; 3.Подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении. 1.Сформировать понятие о мейозе как способе деления клетки, ведущем к образованию гаплоидного числа хромосом в гаметах; 2.Раскрыть стадии гаметогенеза и его биологическую сущность; 3.Развить понятие об оплодотворении как об условии возникновения нового организма половым путем; 1.Продолжить формирование знаний об индивидуальном раз-витии организмов; 2.Познакомить с сущностью биогенетического закона и его значением для выявления родственных связей между орга-низмами. 1.Охарактеризовать генетику как науку, ее развитие и значение; 2.Сформировать понятие о гибридологическом методе и понятия «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготном организмы», «рецессивные и доминантные признаки». 1.Познакомить с законом чисто-ты гамет; 2.Раскрыть цитологические основы закономерностей насле-дования при моногибридном скрещивании. 1.Познакомить с явлением неполного доминирования; 2.Сформировать понятия «фено-тип», «генотип»; 3.Дать представление об анали-зирующем скрещивании. 1.Познакомить с результатами дигибридного скрещивания и законом независимого наследо-вания признаков. 1.Дать понятие о группах сцепления и роли перекреста хромосом; 2Показать, что составление генетических карт человека имеет важное практическое зна-чение. 1.Сформировать знания о хромо-сомном механизме определения пола; 2.Ознакомить с аутосомами и половыми хромосомами; 3.Объяснить возникновение не-которых наследственных бо-лезней, сцепленных с полом. 1.Сформировать понятие о моди-фикационной изменчивости, о причинах ее проявления, об изменении факторов среды, о не-наследственном. Приспособи-тельном характере модификаций ее пределах – норме реакции. 1.Раскрыть сущность мутацион-ной наследственности; 2.Познакомить с видами мутаций и факторами, способствующими их возникновению. 1.Сформировать представление о селекции как науке; 2.Раскрыть значение учения Н.И.Вавилова; 3.Показать сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. Познакомить с основными методами, применяемыми в селекции растений животных и микроорганизмов. Систематизировать и обобщить знания об организменном уровне организации живой природы. Сформировать понятие «вид» как реально существующую единицу живой природы. Сформировать понятие популяции как структурной единице вида. 1.Расширить знания о биологической классификации; 2.Показать роль классификации в формировании эволюционных взглядов. Продолжить формирование знаний о различных уровнях организации природных сообществ, о классификации природных сообществ и их связи с ландшафтами. 1.Познакомить с особенностями структурной организации биоти-сеского сообщества; 2.Значение видовой структуры сообщества как показателя его состояния и устойчивости; 3.Познакомить. с природой и значением пространственной структуры сообщества. 1.Показать составные элементы и особенности трофической структуры сообщества; 2.Что такое пищевая сеть и цепь. Сформировать знания: 1.О вещественно-энергетических связях в экосистемах; 2.Об источниках и эффектив-ности использования поступа-ющей в экосистему энергии; 3.О количественных изменениях энергии, переносимой по пищеввой цепи; 4.О пирамидах численности и биомассы организмов. 1.Показать. что продуктивность сообщества зависит от прироста биомассы; Дать понятие чисто, первичной и вторичной продукции. 1.сформировать знания о закономерностях изменения эко-систем во времени; 2.Познакомит с явлением экологической сукцессии, его природе и механизмах. 1.Дать понятие искусственного биоценоза; 2.Показать роль человека в формировании искусственных биоценозов; Систематизировать и обобщить знания об экосистемном уровне организации живой природы. Развивать знания о биосфере и средах обитания живых орга-низмов. Сформировать знания о биохи-мических циклах и роли живых организмов в поддержании кру-говорота биогенных элементов. Показать роль человека в сохранении чистоты биосферы и минимизации экологических кризисов. Систематизировать и обобщить знания об биосферном уровне организации живой природы. 1.Познакомить с историей формирования и развития эволю-ционных идей; 2.Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Развивать знания об изменчивос-ти организмов и показать значе-ние изменчивости для эволюции. 1.Сформировать понятие «борьба за существование» и познакомить с ее формами; 2.Показать роль естественного отбора в эволюции. 1.Сформировать понятие «микро-эволюция»; 2.Дать представление об основ-ных формах видообразования. Сформировать понятие «макроэволюция». Познакомить с основными типами эволюционных измене-ний и главными линиями эволюции. Систематизировать и обобщить знания об основных положениях учения об эволюции. 1.Познакомить с основными ги-потезами о возникновении жизни 2.Раскрыть различия в подходах к объяснению возникновения жизни с религиозных и научных позиций; 3.Показать, как менялись взгля-ды на возникновение жизни по мере накопления научных знаний. Познакомить с современным со-стоянием проблемы о возникно-вении жизни. 1.Познакомить с делением истории Земли на эры, периоды и эпохи; 2.дать представление об особен-ностях флоры и фауны в архее и протерозое; 3.Расширить представления о главных ароморфозах, появив-шихся в эти эры. 1.Дать представление об особен-ностях флоры и фауны в палезое; 2. Расширить представления о главных ароморфозах, появив-шихся в этот период. 1.Дать представление об особен-ностях флоры и фауны в мезозое; 2. Расширить представления о главных ароморфозах, появив-шихся в этот период. 1.Дать представление об особен-ностях флоры и фауны в мезозое; 2. Расширить представления о главных ароморфозах, появив-шихся в этот период. Систематизировать и обобщить знания о возникновении и развитии жизни на Земле. | Табл. «Уровни организации живой природы». Табл. «Схема строения моно-меров и полиме-ров». Табл. «Углеводы», «Липиды». Табл. «Белки» Табл. «Функции белков» Табл. «ДНК», «РНК», модель молекулы ДНК Табл. «АТФ». Табл. «Схема образования комплекса «фер-мент–вещество» Табл. «Вирусы» Карточки тестов по теме Микропрепара-ты клеток рас-те6ний и животных. Табл. «Клетка», модель «Клеточ-ная мембрана» Табл. «Клетка» Табл. «Клетка» Табл. «Клетка» Табл. «Одноклеточ-ние организмы». Табл. «Клетки прокариоты и эукариоты» Табл. «Метаболизм» Табл. «Энерге-тический обмен глюкозы». Табл. «Типы питания» Табл. «Фотосинтез», «Хемосинтез». Табл. «Генети-ческий код», «Транскрипция» Табл. «Биосинтез бел-ка». Табл. «Митоз». Тесты Табл. «Размно-жение организ-мов», «Вегетативное размножение», «Оплодотворе-ние». Табл. «Мейоз», «Гаметогенез». Табл. «Эмбриональ-ное развитие организма» Табл. «Моно-гибридное скре-щивание» Портрет Г.Менделя. . Табл. «Моно-гибридное скре-щивание» Портрет Г.Менделя. Табл. «Неполное до-минирование». «Анализирующее скрещивание». Табл. «Дигибридное скрещивание». Табл. «Кроссинговер» Табл. «Схема расщепления по признаку пола» Табл. «Норма реакции» Табл. «Виды мутаций» Карта «Центры происхождения культурных рас-тений» Портрет Н.И.Вавилова. Видеофильм «Методы селекции». Тесты по теме Табл. «Критерии вида», гербарии, коллекции насе-комых, чучела Видеофрагмент: «Популяции» Портрет К.Линнея, табл. «Систематические категории». Таблицы биоценозов Табл. «Соотно-шение числа видов и их био-массы в биоце-нозах», «Ярусность в лесу». Табл. «Пищевые сети». Табл. «Пирамиды численности». Табл. «Продук-тивность сооб-щества» Табл «Общая картина сукцессии». Видеофрагмент: «Искусственные биоценоы» Комплект тестов Табл. «Среды обитания живых организмов» Табл. «Круговорот азота», «углеро-да», «фосфора». Видеофильм «Экология планеты Земля» Карточки-зада-ния. Портрет Ч.Дарвина Табл. «Формы изменчивости» Табл. «Формы борьбы за суще-ствование», видеофрагмент. Табл. «Видообразование» Табл. «Филоге-нетические ряды Табл. «Главные линии эволю-ции». Карточки с тестами Геохронологи-ческая таблица. Геохронологи-ческая таблица. Геохронологи-ческая таблица. Геохронологи-ческая таблица. | Должны знать: - что такое биополимеры; - какое строение имеют биополимеры» - какие функции выполняют биомолекулы; - что такое вирусы и в чем их особенности. Должны знать: - как устроена клетка – элементарная единица жизни на Земле» - каковы функции ядра клетки и ее органоидов; - как клетка получает энергию; - как клетка синтезирует вещества, необходимые ей для жизнедеятель-ности; - как клетка делится. Должны знать: - какими способами размножаются живые организмы; - как развивается эмбрион у животных; - что такое изменчивость; - почему дети не всегда похожи на родителей; - каковы законы наследственности и как ими пользуется человек в своей практической деятельности. Должны знать: - что такое биологический вид и каковы его критерии; - что называют популяцией; - почему важно изучать демографичес-кие характеристики популяций и что это такое; - как строится биологическая класси-фикация и каким образом она связана с эволюцией живых организмов. Должны знать: - состав и основные свойства экосистем; - как происходит перенос энергии в сообществах; - закономерности продуцирования биологического вещества; - направления и темпы изменений природных экосистем. Должны знать: - о биосфере и об особенностях существован6ия организмов в различ-ных ее средах; - об основных видах средообразующей деятельности организмов; - об основных закономерностях эволюции биосферы. Должны знать: - главные движущие силы эволюции; - формы изменчивости организмов; - как полезные изменения закрепляют-ся в популяциях под действием естест-венного отбора ; - работу механизма видообразования; - что такое макро- и микроэволюция, каковы основные закономерности этих процессов. Должны знать: - гипотезы возникновения жизни; - об эволюции взглядов на возникновение и развитие жизни; - об основных этапах развития жизни на Земле. | Лаб. работа «Рассматривание клеток растений и животных под микро-скопом». Лаб. раб. «Рассматривание митоза в корешке лука» Лаб.работа«Изучение морфологического критерия вида» | Стр. 16-18. Стр. 16-18. Стр. 18-23. Стр. 23-27. Стр. 27-29. Стр. 29-32. Стр. 33-35. Стр. 35-37. Стр. 37-39. Стр. 42-43. Стр. 43-45. Стр. 46-49. Стр. 49-51. Стр. 52-55. Стр. 56-58. Стр. 58-60. Стр. 60-61. Стр. 62-64. Стр. 64-65, 69-70. Стр. 65-69. Стр. 70-73. Стр. 73-76. Стр. 77-82 Стр. 84-86. Стр. 87-93. Стр. 93-99. Стр. 100-102. Стр. 103-104. Стр. 105-107. Стр. 107-110. Стр. 110-114. Стр. 115-117. Стр. 117-118. Стр. 119-122. Стр. 122-126. Стр. 126-130. Стр. 134-137. Стр. 138-141. Стр. 141-144. Стр. 146-149. Стр. 149-152. Стр. 154-158. Стр. 158-161. Стр. 161-163. Стр. 164-169. Запи-си. Стр. 172-180 Стр. 180-185. Запи-си. Стр. 188-193. Стр. 193-200. Стр. 201-213. Стр. 213-217. Стр. 217-220. Стр. 220-226. Стр. 228-232. Стр. 232-243. Стр. 243-427. Стр. 248-252. Стр. 252-257. Стр. 257-261. |
Литература:
- Программа для общеобразовательных учреждений (БИОЛОГИЯ), к комплекту учебников В. В. Пасечника, Москва, изд. «Дрофа», 2010г.
- Каменский А.А. Биология (введение в общую биологию),учебник, 9 класс, Москва, изд. «Дрофа», 2007г.
- Пасечник В.В. Биология (введение в общую биологию), тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Москва , изд «Дрофа», 2008г.
- Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс, Москва, изд. «ВАКО» 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.
В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...
Рабочая программа по курсу "Биология" (животные) 7 класс, линия В.В.Пасечника.
Вданной программе изложены: темы уроков, согласно государственной программе по линии учебников В.В.Пасечника, определены задачи каждого урока, сформулирован комплекс знаний и умений, которых дол...
Рабочая программа 6 класс (линия Трайтака)
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику Д. И. Трайтака...
рабочая программа 7 класс.линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руко...
Рабочая программа 8 класс.линия Пасечника В.В.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа, 6 класс (УМК В.В. Пасечник)
Рабочая программа по биологии, 6 класс (УМК В.В. Пасечник)...
Рабочая программа, 7 класс (УМК В.В. Пасечник)
Рабочая программа, 7 класс (УМК В.В. Пасечник)...