Рабочая программа биология 5 класс. Пасечник
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
рабочая программа по биологии 5 класс 34 часа. Линия Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_pasechnik.docx | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 182
Красногвардейского района г. Санкт –Петербурга
Рассмотрено на МО Естественного цикла Руководитель МО /____________________/ Протокол №_________ от «__»_______20____г |
Согласовано
Зам. Директора по УВР /____________________/ «__»_______20__г | Утверждено Директор школы /____________________/ «__»_______20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Биология. Бактерии, грибы, растения » 5 класс
Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013
Срок реализации 2013 – 2014 учебный год
Составитель: учитель биологии Семёнова Н.Г.
Санкт – Петербург, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г). Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ-2;
практических работ -4;
лабораторных работ- 8
Учебное содержание курса биологии включает: Бактерии, грибы, растения. 34 ч, 1 ч в неделю (5 класс). В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации предметных и метапредметных связей.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере;
- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей.
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
В программу внесены ряд изменений. За счет резервного времени, предусмотренного Примерной программой на 1 час увеличено количество часов на прохождение Раздела 1. Клеточное строение организмов, на 2 часа Раздела 4. Царство Растения.
Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов | В том числе | ||
Практических работ | Лабораторных работ | Контрольных работ | ||
Введение | 5 | |||
Раздел 1. Клеточное строение организмов | 11 | 2 | 4 | 1 |
Раздел 2. Царство Бактерии | 2 | |||
Раздел 3. Царство Грибы | 5 | 1 | 1 | |
Раздел 4. Царство Растения | 11 | 1 | 3 | 1 |
Итого | 34 | 4 | 8 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № | Тема | Практика | Контроль | Д/з |
Введение (5 ч) | |||||
1 | Биология — наука о живой природе | беседа | § 1 | ||
2 | Методы исследования в биологии (ИКТ) | Терминолог. диктант | §2 | ||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов (ИКТ) | Фр. опрос | §3 | ||
4 | Среды обитания живых организмов. | Карточки, фр. опрос | §4 | ||
5 | Экологические факторы | Фронт. опрос | §5 | ||
Раздел 1. Клеточное строение организмов (11 ч) | |||||
6-7 | Устройство увеличительных приборов (ИКТ) | П/р № 1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» П/р № 2 «Рассматривание строения растения с помощью лупы» | Выполнение заданий в тетради, выборочная проверка, фронт. опрос | §6 | |
8-9 | Строение клетки (ИКТ) | Л/р № 1 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | Выполнение заданий в тетради, выборочная проверка, тест | §7 | |
10-11 | Химический состав клетки | Л/р № 2 «Обнаружение органических веществ в клетках растений» | Выполнение заданий в тетради, выборочная проверка, фронт. опрос | §8 | |
12 | Жизнедеятельность клетки, её деление и рост | Л/р № 3 «Изучение движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | тестирование | §9 | |
13-14 | Ткани (ИКТ) | Л/р № 4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных тканей» | инд. опрос, выполнение заданий в тетради | §10 | |
15 | Обобщающий урок (ИКТ) | инд. опрос | |||
16 | Контрольная работа по теме «Клеточное строение» | Контрольная работа | |||
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч) | |||||
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность (ИКТ) | беседа | §11 | ||
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Карточки, инд. опрос | §12 | ||
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) | |||||
19 | Общая характеристика грибов (ИКТ) | беседа | §13 | ||
20 | Шляпочные грибы | П/р № 3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | выполнение заданий в тетради | §14 | |
21 | Плесневые грибы и дрожжи | Л/р № 5 «Особенности строения мукора и дрожжей» | Фр. Опрос, катрочки | §15 | |
22 | Грибы-паразиты | Фр. опрос | §16 | ||
23 | Контрольно- обобщающий урок | Проверочная работа | |||
Раздел 4. Царство Растения (11 ч) | |||||
24 | Ботаника — наука о растениях. Разнообразие, распространение, значение растений | беседа | §17 | ||
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания (ИКТ) | Л/р № 6 «Строение зелёных водорослей» | выполнение заданий в тетради | §18 | |
26 | Лишайники (ИКТ) | Фр. опрос | §19 | ||
27 | Мхи (ИКТ) | П/р № 4 «Распознавание мхов по гербарным образцам» | Фр. Опрос, сам. работа | §20 | |
28 | Папоротники, хвощи, плауны | Тематический кроссворд | §21 | ||
29 | Голосеменные растения (ИКТ) | Л/р № 7 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | выполнение заданий в тетради | §22 | |
30 | Покрытосеменные растения (ИКТ) | Л/р № 8 «Строение цветкового растения» | Карточки, инд. опрос, выборочная проверка тетрадей | §23 | |
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира (ИКТ) | беседа | §24 | ||
32 | Контрольная работа | Контрольная работа | |||
33 | Обобщающий урок | беседа | |||
34 | Заключительный урок | беседа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Бактерии, грибы, растения.
5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Введение (5 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
- отличать живые организмы;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (11 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку(дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей, таблицы, иллюстрирующие строение клетки, тканей.
Лабораторные и практические работы
- Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними
- Рассматривание строения растения с помощью лупы
- Строение клеток кожицы чешуи лука
- Обнаружение органических веществ в клетках растений
- Изучение движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
- Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных тканей
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
- Строение плодовых тел шляпочных грибов.
- Строение плесневого гриба мукора.
- Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактерий и грибов;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Раздел 4. Царство Растения (11 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны,их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
- Строение зелёных водорослей.
- Распознавание мхов по гербарным образцам
- Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)
- Строение цветкового растения
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений в биосфере;
- давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная учебная литература для учащихся:
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 141
Дополнительная литература для учащихся:
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 304с. ;
- Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.;
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;
- «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001
- http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных
- http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Основная литература для учителя:
- Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013
- Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника.
3.Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа
4.Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.
5. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.
6. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.
Дополнительная литература для учителя:
1. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
2. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.
3.Дмитриева Т.А., Симатихин С.В. Биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 7-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128.: 6 ил. – (Дидактические материалы);
4. Открытая биология. Версия 2.6. Физикон. Авт. Д. И. Мамонтов. Полный мультимедийный курс биологии.
5. Пономарёва И.Н., О, А. Корнилова, В. С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс. Методическое пособие для учителя. – М.; Вентана – Граф,2005;.
6.Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.
7. Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. – 112с.;
8. http://www.lift.net Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
9. http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных
10. http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа Биология 5 класс В.В. Пасечник
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 6 класс В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
Рабочая программа биология 7кл. Пасечник В.В.
Рабочая программа биология 2 часа в неделю...