Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Копосова Татьяна Борисовна

Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии 9 класс

(учитель Копосова Т.Б. ГБОУ СОШ №423, Кронштадтский р-н, г. Санкт-Петербург)

Линия В.В.Пасечника, учебник «Биология, введение в общую биологию» (А.А.Каменский, Е.А Крискунов, В.В.пасечник)

70 часов (2 часа в неделю).

Тема

раздела

урока

Тема урока

Задачи

Оборудование

Планируемые результаты

Лаб. и практ.

работы

Дом.

задан.

Введение (2 часа).

1.

2.

Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии.

Сущность жизни и свойства живого.

1.Обобщить имеющиеся знания и сформировать понятие о биологии как комплексной науке;

2.Познакомить с важнейшими методами, применяемыми в био-логии.

1.раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого;

2.Познакомить с основными  свойствами живых организмов.

Табл. «Царства живой природы»

Табл. «Свойства живых организмов»

Должны знать:

- что изучает биология и как происходило ее становление как науки;

- чем живое отличается от неживого;

- роль биологических знаний в совре-менном мире.

Стр.

3-9.

Стр.

10-13.

Раздел 1

Уровни организации живой природы (54 часа)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Тема 1.2. Клеточный уровень

(15 часов).

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов).

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3часа).

Тема 1.5. Экосистемный уровень

(8 часов).

Тема 1.6. Биосферный уровень (4часа).

Раздел II.

Эволюция органического мира (7часов)

Раздел III

Возникновение и развитие жизни на Земле

 (7 часов).

1

2.

3

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Уровни организации живой природы.

Молекулярный уровень: общая характеристика.

Углеводы. Липиды.

Состав и строение белков.

Функции белков.

Нуклеиновые кислоты.

АТФ и другие органические соединения.

Биологические катализаторы.

Вирусы.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень»

Основные положения клеточной теории.

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке.

Типы питания клетки.

Фотосинтез и хемо-синтез.

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

Биосинтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

Деление клетки. Митоз.

Контрольно-обобща-ющий по теме: «Клеточный уровень»

Размножение организмов. Оплодотворение.

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.              Моногибридное скрещивание.

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономернос-тей наследования при

 моногибридном скрещивании.

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Модификационная изменчивость.

Мутационная изменчивость.

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Контрольно-обобщающий по теме: «Организменный уровень организации».

Вид. Категории вида.

Популяции.

Биологическая классификация.

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Состав и структура сообщества. Видовое разнообразие. Морфо-логическая и прост-ранственная структура.

  Трофическая структура. Цепи питания.        

    Потоки вещества и энергии в экосистеме.  

  Продуктивность сообщества.

Саморазвитие экосистемы.

Искусственные биогеоценозы.

Контрольно-обобщающий по теме: «Экосистемный уровень».

Биосфера. Среды жизни .

Круговорот веществ в биосфере.

Экологические кризисы.

Контрольно-обобщающий по теме: «Биосферный уровень».

Развитие эволюционного учения.

Изменчивость организмов.

Борьба за существо-вание. Естественный отбор.

Видообразование. Микроэволюция.

Макроэволюция.

Основные закономерности эволюции.

Контрольно-обобщающий по теме: «основы учения об эволюции»

Гипотезы возникновения жизни.

Развитие представлений о воз-никновении жизни. Современное состояние         проблемы.

Развитие жизни в Архее и Протерозое.

Развитие жизни в Палеозое.

Развитие жизни в Мезозое.

Развитие жизни в Кайнозое.

Контрольно-обобщаю-щий по теме «Возник-новение и развитие жизни на Земле.

1.Познакомить с уровнями организации живой природы.

1.Дать общую характеристику молекулярного уровня;

2.Сформировать понятия «биополимеры» и «биомолеку-лы».

3.показать роль биомолекул в живом организме;

1.Сформировать понятие «угле-воды» и «липиды»;

2.Познакомить со строением углеводов и липидов, их функци-ями, выполняемыми в живом организме.

1.Сформировать понятия «белки, или протеины», «аминокисло-ты», «денатурация», «ренатура-ция»;

2.Познакомить со строением и свойствами белковых молекул;

1.Познакомить с функциями белков;

2.Углубить знания о связи строения молекул веществ и их функциях на примере белков.

1.Сформировать знания о строении молекул нуклеиновых кислот как биополимеров;

2.показать особую роль нуклеи-новых кислот в живой при роде – хранение и передача наследствен

ной информации.

1.Сформировать понятие о строении и функциях АТФ;

2.Познакомить с другими органическими соединениями клетки.

1.Сформировать понятия «катализатор», «ферменты»;

2.Показать роль ферментов в клетке

1.Познакомить с вирусами как доклеточной формой жизни;

2.особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;

1.Систематизировать и обобщить знания о молекулярном уровне организации живой природы

1.Развит понятие о клеточном уровне жизни;

2.Сформировать понятие о клеточной теории и ее основных положениях

1.Продолжить развитие понятий о строении клеток;

2.Развить понятия о цитоплазме, строении и функционировании клеточной мембраны.

1.Сформировать понятие о строении и функциях клеточно-го ядра, представление о ядрышке и его роли в клетке;

2.Познакомить с хромосомным набором клетки;

1.Познакомить со строением и функциями эндоплазматической сети, рибосом и комплекса Гольджи

1Познакомить со строением и функциями лизосом, митохонд-рий и пластид.

1.Познакомить со строением и функциями клеточного центра, органоидов движения и клеточ-ными включениями.

1.Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток;

2.Сравнить клетки прокариоты и эукариоты.

1.Сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке;

2.Показать, что ассимиляция и диссимиляция – две стороны единого процесса – метаболизма;

1.Раскрыть сущность энергети-ческого обмена, роли в нем ферментов;

2.Показать значение в нем АТФ.

1.сформировать понятие «Авто-трофные и гетеротрофноые орга-низмы»;

2.Познакомить с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания.

1.сформировать понятия о световой  и темновой фазах фотосинтеза;

2.Познакомить с сущностью процесса хемосинтеза;

3.Раскрыть значение хемосинте-за и фотосинтеза в биосфере.

1.Углубить понятие «ассимиля-ция» путем изучения реализации наследственной в процессе био-синтеза белка;

2.Сформировать знания о генетическом коде, способе пе-редачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекулы белка.

1.Показать роль тРНК в процессе синтеза белка;

2.Раскрыть механизм матрич-ного синтеза полипептидной цепи.

1.Сформировать понятие о митозе как универсальном спо-собе, сохраняющем постоянство числа хромосом в клетке.

1.Систематизировать и обоб-щить знания о клеточном уровне организации живой природы.

1.Развивать понятие о формах и видах размножения;

2.Показать их биологическую роль;

3.Подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении.

1.Сформировать понятие о мейозе как способе деления клетки, ведущем к образованию гаплоидного числа хромосом в гаметах;

2.Раскрыть стадии гаметогенеза и его биологическую сущность;

3.Развить понятие об оплодотворении как об условии возникновения нового организма половым путем;

1.Продолжить формирование знаний об индивидуальном раз-витии организмов;

2.Познакомить с сущностью биогенетического закона и его значением  для выявления родственных связей между орга-низмами.

1.Охарактеризовать генетику как науку, ее развитие и значение;

2.Сформировать понятие о гибридологическом методе и понятия «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготном организмы», «рецессивные  и доминантные признаки».

1.Познакомить с законом чисто-ты гамет;

2.Раскрыть цитологические основы закономерностей насле-дования при моногибридном скрещивании.

1.Познакомить с явлением неполного доминирования;

2.Сформировать понятия «фено-тип»,  «генотип»;

3.Дать представление об анали-зирующем скрещивании.

1.Познакомить с результатами дигибридного скрещивания и законом независимого наследо-вания признаков.

1.Дать понятие о группах сцепления и роли перекреста хромосом;

2Показать, что составление генетических карт человека имеет важное практическое зна-чение.

1.Сформировать знания о хромо-сомном механизме определения пола;

2.Ознакомить с аутосомами и половыми хромосомами;

3.Объяснить возникновение не-которых наследственных бо-лезней, сцепленных с полом.

1.Сформировать понятие о моди-фикационной изменчивости, о причинах ее проявления, об изменении факторов среды, о не-наследственном. Приспособи-тельном характере модификаций ее пределах – норме реакции.

1.Раскрыть сущность мутацион-ной наследственности;

2.Познакомить с видами мутаций и факторами, способствующими их возникновению.

1.Сформировать представление о селекции как науке;

2.Раскрыть значение учения Н.И.Вавилова;

3.Показать сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Познакомить с основными методами, применяемыми в селекции растений животных и микроорганизмов.

Систематизировать и обобщить знания об организменном уровне организации живой природы.

Сформировать понятие «вид» как реально существующую единицу живой природы.

Сформировать понятие популяции как структурной единице вида.

1.Расширить знания о биологической классификации;

2.Показать роль классификации в формировании эволюционных взглядов.

Продолжить формирование знаний о различных уровнях организации природных сообществ, о классификации природных сообществ и их связи с ландшафтами.

1.Познакомить с особенностями структурной организации биоти-сеского сообщества;

2.Значение видовой структуры сообщества как показателя его состояния и устойчивости;

3.Познакомить. с природой и значением пространственной структуры сообщества.

1.Показать составные элементы и особенности трофической структуры сообщества;

2.Что такое пищевая сеть и цепь.

Сформировать знания:

1.О вещественно-энергетических связях в экосистемах;

2.Об источниках и эффектив-ности использования поступа-ющей в экосистему энергии;

3.О количественных изменениях энергии, переносимой по пищеввой цепи;

4.О пирамидах численности и биомассы организмов.

1.Показать. что продуктивность сообщества зависит от прироста биомассы;

Дать понятие чисто, первичной и вторичной продукции.

1.сформировать знания о закономерностях изменения эко-систем во времени;

2.Познакомит с явлением экологической сукцессии, его природе и механизмах.

1.Дать понятие искусственного биоценоза;

2.Показать роль человека в формировании искусственных биоценозов;

Систематизировать и обобщить знания об экосистемном уровне организации живой природы.

Развивать знания о биосфере и средах обитания живых орга-низмов.

Сформировать знания о биохи-мических циклах и роли живых организмов в поддержании кру-говорота биогенных элементов.

Показать роль человека в сохранении  чистоты биосферы и минимизации экологических кризисов.

Систематизировать и обобщить знания об биосферном уровне организации живой природы.

1.Познакомить с историей формирования и развития эволю-ционных идей;

2.Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Развивать знания об изменчивос-ти организмов и показать значе-ние изменчивости для эволюции.

1.Сформировать понятие «борьба за существование» и познакомить с ее формами;

2.Показать роль естественного отбора в эволюции.

1.Сформировать понятие «микро-эволюция»;

2.Дать представление об основ-ных формах видообразования.

Сформировать понятие «макроэволюция».

Познакомить с основными типами эволюционных измене-ний и главными линиями эволюции.

Систематизировать и обобщить знания об основных положениях учения об эволюции.

1.Познакомить с основными ги-потезами о возникновении жизни

2.Раскрыть различия в подходах к объяснению возникновения жизни с религиозных и научных позиций;

3.Показать, как менялись взгля-ды на возникновение жизни по мере накопления научных знаний.

Познакомить с современным со-стоянием проблемы о возникно-вении жизни.

1.Познакомить с делением истории Земли на эры, периоды и эпохи;

2.дать представление об особен-ностях флоры и фауны в архее и протерозое;

3.Расширить представления о главных ароморфозах, появив-шихся в эти эры.

1.Дать представление об особен-ностях флоры и фауны в палезое;

2. Расширить представления о главных ароморфозах, появив-шихся в этот период.

1.Дать представление об особен-ностях флоры и фауны в мезозое;

2. Расширить представления о главных ароморфозах, появив-шихся в этот период.

1.Дать представление об особен-ностях флоры и фауны в мезозое;

2. Расширить представления о главных ароморфозах, появив-шихся в этот период.

Систематизировать и обобщить знания о возникновении и развитии жизни на Земле.

Табл. «Уровни организации живой природы».

Табл. «Схема строения моно-меров и полиме-ров».

Табл. «Углеводы», «Липиды».

Табл. «Белки»

Табл. «Функции белков»

Табл. «ДНК», «РНК», модель молекулы ДНК

Табл. «АТФ».

Табл. «Схема образования комплекса «фер-мент–вещество»

Табл. «Вирусы»

Карточки тестов по теме

Микропрепара-ты клеток рас-те6ний и животных.

Табл. «Клетка», модель «Клеточ-ная мембрана»

Табл. «Клетка»

Табл. «Клетка»

Табл. «Клетка»

Табл. «Одноклеточ-ние  организмы».

Табл. «Клетки прокариоты и эукариоты»

Табл. «Метаболизм»

Табл. «Энерге-тический обмен глюкозы».

Табл. «Типы питания»

Табл. «Фотосинтез»,  «Хемосинтез».

Табл. «Генети-ческий код», «Транскрипция»

Табл. «Биосинтез бел-ка».

Табл. «Митоз».

Тесты

Табл. «Размно-жение организ-мов», «Вегетативное размножение», «Оплодотворе-ние».

Табл. «Мейоз», «Гаметогенез».

Табл. «Эмбриональ-ное развитие организма»

Табл. «Моно-гибридное скре-щивание»

Портрет Г.Менделя.

. Табл. «Моно-гибридное скре-щивание»

Портрет Г.Менделя.

Табл.

«Неполное до-минирование». «Анализирующее скрещивание».

Табл. «Дигибридное скрещивание».

Табл. «Кроссинговер»

Табл. «Схема расщепления по признаку пола»

Табл. «Норма реакции»

Табл. «Виды мутаций»

Карта «Центры происхождения культурных рас-тений»

Портрет Н.И.Вавилова.

Видеофильм «Методы селекции».

Тесты по теме

Табл. «Критерии вида», гербарии, коллекции насе-комых, чучела

Видеофрагмент: «Популяции»

Портрет К.Линнея, табл.

«Систематические категории».

Таблицы биоценозов

Табл. «Соотно-шение числа видов и их био-массы в биоце-нозах», «Ярусность в лесу».

Табл. «Пищевые сети».

Табл. «Пирамиды численности».

Табл. «Продук-тивность сооб-щества»

Табл «Общая картина сукцессии».

Видеофрагмент: «Искусственные биоценоы»

Комплект тестов

Табл. «Среды обитания живых организмов»

Табл. «Круговорот азота», «углеро-да», «фосфора».

Видеофильм

«Экология планеты Земля»

Карточки-зада-ния.

Портрет Ч.Дарвина

Табл. «Формы изменчивости»

Табл. «Формы борьбы за суще-ствование», видеофрагмент.

Табл. «Видообразование»

Табл. «Филоге-нетические ряды

Табл. «Главные линии эволю-ции».

Карточки с тестами

Геохронологи-ческая таблица.

Геохронологи-ческая таблица.

Геохронологи-ческая таблица.

Геохронологи-ческая таблица.

Должны знать:

- что такое биополимеры;

- какое строение имеют биополимеры»

- какие функции выполняют биомолекулы;

- что такое вирусы и в чем их особенности.

Должны знать:

- как устроена клетка – элементарная единица жизни на Земле»

- каковы функции ядра клетки и ее органоидов;

- как клетка получает энергию;

- как клетка синтезирует вещества, необходимые ей для жизнедеятель-ности;

- как клетка делится.

Должны знать:

- какими способами размножаются живые организмы;

- как развивается эмбрион у животных;

- что такое изменчивость;

- почему дети не всегда похожи на родителей;

- каковы законы наследственности и как ими пользуется человек в своей практической деятельности.

Должны знать:

- что такое биологический вид и каковы его критерии;

- что называют популяцией;

- почему важно изучать демографичес-кие характеристики популяций и что это такое;

- как строится биологическая класси-фикация и каким образом она связана с эволюцией живых организмов.

Должны знать:

- состав и основные свойства экосистем;

- как происходит перенос энергии в сообществах;

- закономерности продуцирования биологического вещества;

- направления и темпы изменений природных экосистем.

Должны знать:

- о биосфере и об особенностях существован6ия  организмов в различ-ных ее средах;

- об основных видах средообразующей деятельности организмов;

- об основных закономерностях эволюции биосферы.

Должны знать:

- главные движущие силы эволюции;

- формы изменчивости организмов;

- как полезные изменения закрепляют-ся в популяциях под действием естест-венного отбора ;

- работу механизма видообразования;

- что такое макро- и микроэволюция, каковы основные закономерности этих процессов.

Должны знать:

- гипотезы возникновения жизни;

- об эволюции взглядов на возникновение и развитие жизни;

- об основных этапах развития жизни на Земле.

Лаб. работа «Рассматривание   клеток             растений и животных под микро-скопом».

Лаб. раб. «Рассматривание митоза в корешке лука»

Лаб.работа«Изучение морфологического критерия вида»

Стр.

16-18.

Стр.

16-18.

Стр.

18-23.

Стр.

23-27.

Стр.

27-29.

Стр.

29-32.

Стр.

33-35.

Стр.

35-37.

Стр.

37-39.

Стр.

42-43.

Стр.

43-45.

Стр.

46-49.

Стр.

49-51.

Стр.

52-55.

Стр.

56-58.

Стр.

58-60.

Стр.

60-61.

Стр.

62-64.

Стр.

64-65,

69-70.

Стр.

65-69.

Стр.

70-73.

Стр.

73-76.

Стр.

77-82

Стр.

84-86.

Стр.

87-93.

Стр.

93-99.

Стр.

100-102.

Стр.

103-104.

Стр.

105-107.

Стр.

107-110.

Стр.

110-114.

Стр.

115-117.

Стр.

117-118.

Стр.

119-122.

Стр.

122-126.

Стр.

126-130.

Стр.

134-137.

Стр.

138-141.

Стр.

141-144.

Стр.

146-149.

Стр.

149-152.

Стр.

154-158.

Стр.

158-161.

Стр.

161-163.

Стр.

164-169.

Запи-си.

Стр.

172-180

Стр.

180-185.

Запи-си.

Стр.

188-193.

Стр.

193-200.

Стр.

201-213.

Стр.

213-217.

Стр.

217-220.

Стр.

220-226.

Стр.

228-232.

Стр.

232-243.

Стр.

243-427.

Стр.

248-252.

Стр.

252-257.

Стр.

257-261.

      Литература:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений (БИОЛОГИЯ), к комплекту учебников В. В. Пасечника, Москва, изд. «Дрофа», 2010г.
  2. Каменский А.А. Биология (введение в общую биологию),учебник, 9 класс, Москва, изд. «Дрофа», 2007г.
  3. Пасечник В.В. Биология (введение в общую биологию), тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Москва , изд «Дрофа», 2008г.
  4. Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс, Москва, изд. «ВАКО» 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.

В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...

Рабочая программа по курсу "Биология" (животные) 7 класс, линия В.В.Пасечника.

Вданной программе изложены: темы уроков, согласно государственной программе по линии учебников В.В.Пасечника,  определены задачи каждого урока, сформулирован комплекс знаний и умений, которых дол...

Рабочая программа 6 класс (линия Трайтака)

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику Д. И. Трайтака...

рабочая программа 7 класс.линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руко...

Рабочая программа 8 класс.линия Пасечника В.В.

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа, 6 класс (УМК В.В. Пасечник)

Рабочая программа по биологии, 6 класс (УМК В.В. Пасечник)...

Рабочая программа, 7 класс (УМК В.В. Пасечник)

Рабочая программа, 7 класс (УМК В.В. Пасечник)...