«Взаимосвязь двух видов искусств»
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
План открытого урока
по предмету «Музыка»
в 5 «В» классе
Подготовила и провела учитель музыки МКОУ «СОШ №9»
Халабузарь А.Б.
г. Благодарный 29 ноября 2012г.
«Взаимосвязь двух видов искусств»
Задачи урока:
- Образовательная: выявить особенности построения музыкальных и литературных произведений, их взаимосвязь;
- Развивающая: развить логическое мышление учащихся, динамического и ритмического слуха, хоровых навыков пения; формирование отзывчивости на музыкальный образ у детей;
- Воспитательная: привить любовь к литературе и музыкальному искусству.
Цель урока: Выявить сходство различие и взаимосвязь двух видов искусств: литературы и музыки. Определить перспективы совместного развития музыки и литературы.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы:
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Наглядная;
- дискуссия
оборудование: таблица эмоциональных состояний в музыке, листы бумаги А4, цветные карандаши, паровоз с вагонами (определение лада, динамики в музыке и т.д.), презентация к уроку, баян, ложки, таблички с названием команд, предмет, искусственные цветы– символ слова. аудиозапись Н.А. Римский –Корсаков «Три чуда», М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», «Марш Черномора», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, его сыне Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
План урока:
- Организационный момент (2 мин.)
- Рассадка участников под музыку Увертюры (5 мин.)
- Дискуссия (19 мин)
№ п/п | литераторы | музыковеды |
1. | Чтение сказки о царе Салтане (фрагменты), | Общие впечатления о музыке |
2. | Составить паровоз по фрагментам сказки | Составить паровоз по прослушанному произведению о Римском -Корсакове |
3. | Нарисовать картинку по мотивам сказки | Нарисовать впечатление о музыке |
4. | Общие выводы, дискуссия |
- Ритмическая минутка как связь музыки и литературы ( 2 мин)
- Песня про Незнайку (3 мин)
- Выводы ( 3 мин)
- Рефлексия (4 мин)
- Выставление оценок ( 2 мин)
- Вход в класс, музыкальное приветствие, перекличка.
- Ребята, у нас сегодня не просто урок, у нас Музыкальная гостиная «У камина».Скажите, слышали ли вы где-нибудь эту фразу? Что она вам напоминает?
- Литературная гостиная.
- Совершенно верно. Сегодня мы свяжем два вида искусства: литературу и музыку. И говорить у камина мы будем о литературе и музыке и их связи. Кто может назвать тему сегодняшнего урока?
- Взаимосвязь музыки и литературы.
- Да. Наш урок сегодня будет построен по типу дискуссии. Та часть детей, которые сегодня готовы выступать защитниками литературы и считают, что литература главнее музыки, будут называться литераторы, вы садитесь слева. А та часть, которая защитит музыкальное искусство – музыковеды. Вы садитесь справа. (Звучит музыка М. Глинка Увертюра, дети рассаживаются).
Ребята, ну коль уж наш класс разделился на 2 группы, как вы считаете, чем же мы займемся сейчас. Каковы цели нашего урока?
- рассмотрим литературные и музыкальные сочинения, найдем их сходства и различия, выясним, насколько тесно связаны музыка и литература.
3. итак, мы начинаем.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря
Слушание. (Звучит Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»).
- Дискуссия.
Вопросы командам:
№ п/п | литераторы | музыковеды |
Теоретический этап | ||
1. | Какие сказки А .С. Пушкина вы знаете? | Какие музыкальные произведения вы знаете, написанные по мотивам произведений А.С.. Пушкина? |
2. | Сегодня мы остановимся на всем известной сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (показать книгу).и музыкальном произведении, написанном великим русским композитором Н.А. Римским- Корсаковым «Три чуда». Сколько чудес в этой сказке? Какие чудеса вам известны? Давайте сейчас вспомним фрагмент сказки о первом чуде, белке. (дети читают стихи). под ёлкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызёт орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладёт И с присвисточкой поёт При честном при всём народе: «Во саду ли, в огороде». | Музыковеды, сейчас мы прослушаем музыкальный фрагмент «Белка». Ваша задача связать литературный и музыкальный фрагменты. Слушание музыки «Белка» Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда». Рассуждения детей об образном содержании фрагмента, используя таблицу эмоциональных состояний как музыковедов, так и литераторов. Выводы на доску записываем. |
3. | Литераторы, вы согласны, что здесь прослеживается 1. Образная связь; 2. Эмоциональная связь.? Напомните мне 2 чудо из сказки? Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской | Слушание музыки Н. А. Римского—Корсакого «Тридцать три богатыря» из оперы «Сказка о царе Салтане». Задача обеим командам: составить паровоз интонаций. Лад: мажор, минор Регистр: низкий, высокий, средний. Динамика: громко, тихо, не очень громко. Ритм: равномерный, неравномерный Темп: быстрый, медленный. Мелодия: волнообразная, скачкообразная. Паровозы составляются по литературе и музыке с последующим обсуждением и сравнением. |
4. | И, наконец, 3 чудо: Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть, Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает -Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава, Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. | Слушание музыки «Царевна - Лебедь» из Оперы Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане» Задание: Вот какие музыкальные и литературные образы подарили нам А. С. Пушкин и Н. А. Римский-Корсаков. Два участника из команды, нарисуйте, как вы себе представляете этих героев. |
- Ритмическая минутка.
- Дети, которые лучше прохлопали заданный ритм, выходят к доске и аккомпанируют на ложках песне о Незнайке. Песня исполняется всем классом.
Друзья, 2ю четверть мы изучаем большую тему: Связь музыки и литературы. На прошлом уроке мы узнали каким образом связан с музыкой герой сказки Носова «Незнайка в цветочном городе». У вас было домашнее задание подготовить небольшое представление по сказке «Незнайка в цветочном городе».
- Физминутка.
Сравнение рисунков после прослушивания царевны-лебеди.
- Подведение итогов при помощи записей на доске.
- Рефлексия. Самый яркий герой сказки получает возможность начать рефлексию первым (символ слова).
Вопросы рефлексии:
- Сегодня на уроке мне было интересно (не интересно)
- Я понял….
- Я узнал…
- Я не понял….
- У меня получилось….
- У меня не получилось…
- Я (не) доволен своим результатом на уроке
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Я ухожу с урока с _________ настроением.
- Выставление оценок.
Ребята, вы сегодня замечательно поработали, сравнили музыку и литературу и сделали вывод, что музыка и литература самоценны друг без друга, но их союз рождает множество интересных произведений, обогащает образы героев, ярче расцвечивает настроение героев.
Я очень надеюсь, что выводы сегодняшнего урока останутся в нашей памяти и мы будем чаще обращать внимание на связь таких величайших искусств, как музыка и литература.
На этой позитивной ноте я прощаюсь с вами.
До свиданья, дети ( cdefgg).
До свидания. (gfedc).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»
Цель этого проекта: развитие умения находить связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие целостного миро...
презентация "Взаимосвязь двух видов искусств"
презентация к уроку музыки в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского...
Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений ...
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...
"Взаимосвязь музыки с другими видами искусства" 5 класс
технологическая карта урока + презентация...
Программа элективного курса "Литература и кино: содружество двух видов искусств"
Ведущая методическая идея элективного курса заключается в том, что на общем фоне инновационных процессов не лишним будет обращение к такому дидактическому средству, которое интересно учащимся и актуал...
«Литература и кино: содружество двух видов искусств»
Ведущая методическая идея элективного курса заключается в том, что на общем фоне инновационных процессов не лишним будет обращение к такому дидактическому средству, которое интересно учащимся и актуал...