«Взаимосвязь двух видов искусств»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Халабузарь Александра Борисовна

план-конспект открытого урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

План открытого урока

по предмету «Музыка»

в 5 «В» классе

Подготовила и провела учитель музыки МКОУ «СОШ №9»

Халабузарь А.Б.

г.  Благодарный      29 ноября 2012г.

 «Взаимосвязь двух видов искусств»

Задачи урока:

  1. Образовательная: выявить особенности построения музыкальных и литературных произведений, их взаимосвязь;
  2. Развивающая: развить логическое мышление учащихся, динамического и ритмического слуха, хоровых навыков пения; формирование отзывчивости на музыкальный образ у детей;
  3. Воспитательная: привить любовь к литературе и музыкальному искусству.

Цель урока:  Выявить сходство  различие и взаимосвязь двух видов искусств: литературы и музыки. Определить перспективы совместного развития музыки и литературы.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы:

  1. Индивидуальная;
  2. Групповая;
  3. Наглядная;
  4. дискуссия

оборудование: таблица эмоциональных состояний в музыке, листы бумаги А4, цветные карандаши, паровоз с вагонами (определение  лада, динамики в музыке и т.д.), презентация к уроку, баян, ложки, таблички с названием команд, предмет, искусственные цветы– символ слова. аудиозапись Н.А. Римский –Корсаков «Три чуда», М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», «Марш Черномора», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, его сыне Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Рассадка участников под музыку Увертюры  (5 мин.)
  3. Дискуссия (19 мин)

№ п/п

литераторы

музыковеды

1.

Чтение сказки о царе Салтане (фрагменты),

Общие впечатления о музыке

2.

Составить паровоз по фрагментам сказки

Составить паровоз по прослушанному произведению о Римском -Корсакове

3.

Нарисовать картинку по мотивам сказки

Нарисовать впечатление о музыке

4.

Общие выводы, дискуссия

  1. Ритмическая минутка как связь музыки и литературы  ( 2 мин)
  2. Песня про Незнайку (3 мин)
  3. Выводы ( 3 мин)
  4. Рефлексия (4 мин)
  5. Выставление оценок ( 2 мин)

Ход урока:

  1. Вход в класс, музыкальное приветствие, перекличка.
  2. Ребята, у нас сегодня не просто урок, у нас Музыкальная гостиная «У камина».Скажите, слышали ли вы где-нибудь эту фразу? Что она вам напоминает?

- Литературная гостиная.

- Совершенно верно. Сегодня мы свяжем два вида искусства: литературу и музыку.  И говорить у камина мы будем о литературе и музыке и их связи. Кто может назвать тему сегодняшнего урока?

- Взаимосвязь музыки и литературы.

- Да. Наш урок сегодня будет построен по типу дискуссии. Та часть детей, которые сегодня готовы выступать защитниками литературы и считают, что литература главнее музыки, будут называться литераторы, вы садитесь слева.  А та часть, которая защитит музыкальное искусство – музыковеды. Вы садитесь справа. (Звучит музыка М. Глинка Увертюра, дети рассаживаются).

Ребята, ну коль уж наш класс разделился на 2 группы, как вы считаете, чем же мы займемся сейчас. Каковы цели нашего урока?

- рассмотрим литературные и музыкальные сочинения, найдем их сходства и различия, выясним, насколько тесно связаны музыка и литература.

3. итак, мы  начинаем.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

                            Стоит без окон, без дверей…

 Там королевич мимоходом

 Пленяет грозного царя;

 Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

                            Колдун несёт богатыря

Слушание.   (Звучит  Марш   Черномора»   из   оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»).

  1. Дискуссия.

Вопросы командам:

№ п/п

литераторы

музыковеды

Теоретический этап

1.

Какие сказки А .С. Пушкина вы знаете?

Какие музыкальные произведения вы знаете, написанные по мотивам  произведений А.С.. Пушкина?

2.

Сегодня мы остановимся на всем известной сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (показать книгу).и музыкальном произведении, написанном великим  русским композитором Н.А. Римским- Корсаковым «Три чуда».  Сколько чудес в этой сказке? Какие чудеса вам известны? Давайте сейчас вспомним фрагмент сказки о первом чуде, белке. (дети читают стихи).

под ёлкою высокой, Видит, белочка при всех

Золотой грызёт орех,

 Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладёт

И с присвисточкой поёт

При честном при всём народе:

«Во саду ли, в огороде».

Музыковеды, сейчас мы прослушаем музыкальный фрагмент «Белка». Ваша задача связать литературный и музыкальный фрагменты. Слушание музыки «Белка»  Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда».

Рассуждения детей об образном содержании фрагмента, используя таблицу эмоциональных состояний как музыковедов, так и литераторов. Выводы на доску записываем.

3.

Литераторы, вы согласны, что здесь прослеживается

 1. Образная связь;

 2. Эмоциональная связь.?

Напомните мне 2 чудо из сказки?

Там лес и дол видений полны;

 Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской

Слушание музыки Н. А. Римского—Корсакого «Тридцать три богатыря» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Задача обеим командам: составить паровоз интонаций.

Лад: мажор, минор

Регистр: низкий, высокий, средний.

Динамика: громко, тихо, не очень громко.

Ритм: равномерный, неравномерный

Темп: быстрый, медленный.

Мелодия: волнообразная, скачкообразная.

Паровозы составляются по литературе и музыке с последующим обсуждением и сравнением.

4.

И, наконец, 3 чудо:

Говорят, царевна есть,

 Что не можно глаз отвесть,

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает

-Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

 Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Слушание музыки «Царевна - Лебедь» из Оперы Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Задание: Вот какие музыкальные и литературные образы подарили нам А. С. Пушкин и Н. А. Римский-Корсаков. Два участника из команды, нарисуйте, как вы себе представляете этих героев.

  1. Ритмическая минутка.
  2. Дети, которые лучше прохлопали заданный ритм, выходят к доске и аккомпанируют  на ложках песне о Незнайке. Песня исполняется всем классом.

Друзья, 2ю четверть мы изучаем большую тему: Связь музыки и литературы. На прошлом уроке мы узнали каким образом связан с музыкой герой сказки Носова «Незнайка в цветочном городе». У вас было домашнее задание подготовить небольшое представление по сказке «Незнайка в цветочном городе».

  1. Физминутка.

Сравнение рисунков после прослушивания царевны-лебеди.

  1. Подведение итогов при помощи записей на доске.
  2. Рефлексия. Самый яркий герой сказки получает возможность начать рефлексию первым (символ слова).

Вопросы рефлексии:

  1. Сегодня на уроке мне было интересно (не интересно)
  2. Я понял….
  3. Я узнал…
  4. Я не понял….
  5. У меня получилось….
  6. У меня не получилось…
  7. Я (не) доволен своим результатом на уроке
  8. Мне понравилось…
  9. Мне не понравилось…
  10. Я ухожу с урока с _________ настроением.
  1. Выставление оценок.

Ребята, вы сегодня замечательно поработали, сравнили музыку и литературу и сделали вывод, что музыка и литература самоценны друг без друга, но их союз рождает множество интересных произведений, обогащает образы героев, ярче расцвечивает настроение героев.

Я очень надеюсь, что выводы сегодняшнего урока останутся в нашей памяти и мы будем чаще обращать внимание на связь таких величайших искусств, как музыка и литература.

На этой позитивной ноте я прощаюсь с вами.

 До свиданья, дети ( cdefgg).

До свидания. (gfedc).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

презентация "Взаимосвязь двух видов искусств"

презентация к уроку музыки в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского...

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений ...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

"Взаимосвязь музыки с другими видами искусства" 5 класс

технологическая карта урока + презентация...

Программа элективного курса "Литература и кино: содружество двух видов искусств"

Ведущая методическая идея элективного курса заключается в том, что на общем фоне инновационных процессов не лишним будет обращение к такому дидактическому средству, которое интересно учащимся и актуал...

«Литература и кино: содружество двух видов искусств»

Ведущая методическая идея элективного курса заключается в том, что на общем фоне инновационных процессов не лишним будет обращение к такому дидактическому средству, которое интересно учащимся и актуал...