Программа элективного курса "Литература и кино: содружество двух видов искусств"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Ведущая методическая идея элективного курса заключается в том, что на общем фоне инновационных процессов не лишним будет обращение к такому дидактическому средству, которое интересно учащимся и актуально для них, входит в зону их интересов и потому способно активизировать их читательскую деятельность, может служить дополнительным стимулом обращения к книге и ее обсуждения на сравнительно-сопоставительной основе. Таким дидактическим средством является кино.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 101.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 11»
Программа элективного курса:
«Литература и кино: содружество двух видов искусств»
Составила: учитель МОУ «СОШ № 11» г. Саранска
Лоскутова Ольга Александровна
Саранск 2017
Объяснительная записка. Современная образовательная ситуация характеризуется активным внедрением в учебный процесс различных инновационных технологий, укрупнением дидактических единиц (прежде всего за счет использования компьютерных технологий), усложнением научной базы. Все это, безусловно, в определенной степени весьма полезно ученикам, однако нередко по понятным причинам обучающий потенциал данных элементов остается не полностью реализованным, а сам литературный материал, применяемый на такой основе, – непонятым учащимися. Причину этого мы видим в сильно растущей разнице между реальными образовательными возможностями современных школьников, уровнем и качеством их интересов и, соответственно, запросов, и интенсивно развивающейся системой современного школьного образования, нацеленной на постоянное усложнение всех ее компонентов, инновационной модели в целом. Учителя и ученые-методисты активно разрабатывают новые программы, внедряют новые технологии, расширяют научную базу, привлекая на уроки литературы серьезные труды отечественных литературоведов, и соответственно ожидают определенного отклика от учащихся, которые при этом часто вообще не читают программные произведения и поэтому не способны правильно понять и тем более интерпретировать чужой критический опыт по художественным текстам.
Ведущая методическая идея элективного курса заключается в том, что на общем фоне инновационных процессов не лишним будет обращение к такому дидактическому средству, которое интересно учащимся и актуально для них, входит в зону их интересов и потому способно активизировать их читательскую деятельность, может служить дополнительным стимулом обращения к книге и ее обсуждения на сравнительно-сопоставительной основе. Таким дидактическим средством является кино. Сложно найти хотя бы одного учащегося, который бы не любил данный вид искусства и не смотрел с удовольствием в свободное время различные фильмы. Обращение к режиссерским интерпретациям известных книг в рамках интегративного подхода к преподаванию литературы в методике известно давно, но это, как правило, театральные постановки; кино же до сих пор в этом плане остается незаслуженно забытым. Мы постарались разработать элективный курс, включающий в себя, с одной стороны, программные произведения (или произведения, которые можно включить в программу, поскольку их изучение предполагается в содержании некоторых обзорных тем), с другой стороны, – достойные фильмы, снятые по этим книгам. Также в поле нашего зрения оказались фильмы, к которым интересно обратиться при изучении того или иного произведения, не имеющего при этом с ними прямых сюжетных перекличек, но обнаруживающего общность в мотивике, основной идее, проблеме повествования. Ввиду определенных причин (и прежде всего не такого уж большого количества хороших и полезных для учеников фильмов) мы не опирались на программу определенного класса, а отталкивались скорее от программы в целом. Наша основная задача – разработать методику такого изучения литературы, представить вид работы с художественным текстом. Рассчитан данный электив на учащихся IX–XI классов. В качестве базовой мы использовали программу по литературе для общеобразовательных школ В. Я. Коровиной.
Актуальность и новизна элективного курса объясняются отсутствием методических разработок данной направленности, организованных в методическую систему. Как правило, авторы предлагают методические рекомендации к проведению отдельных уроков подобного плана; в целом такие методические рекомендации и замечания единичны. Кроме того, в качестве дидактического материала избираются фильмы, безусловно, достойные, но не входящие в зону актуальных интересов современных учащихся, неинтересные им. Это в основном советские фильмы, так называемая «классика», или новые, тоже отечественные. Огромнейший потенциал зарубежного кинематографа, интегрируемый нами в учебный процесс, до сих пор задействован не был.
На наш взгляд, кино как вид искусства, удачно и органично интегрируемый с литературой, смежный с ней, обладает рядом бесспорных достоинств и уникальных по сравнению с другими дидактическими средствами характеристик:
- ориентирован на визуализацию художественного образа, располагает к сопоставлению печатного слова и зрительного ряда как результата творческой интерпретации «прочитанного» режиссером и актерами текста;
- имеет эмоциональную составляющую, а, значит, способствует интериоризации информации;
- прост в применении на уроке или занятии, предусматривает использование компьютерных технологий (включение фрагментов фильма в урок, создание мультимедийных презентаций по итогам занятия с использованием отдельных кадров и т. д.);
- интересен учащимся и привычен для них, содействует активизации читательской деятельности, обогащению читательского опыта, развитию творческой и исследовательской инициативы в целом.
Особенностью данного элективного курса является также то, что мы ориентировались преимущественно на новые фильмы, также отталкиваясь от интересов учащихся. В случае наличия возрастных запретов учитель может предложить собственную (отредактированную) версию кинокартины. Классическое кино, разумеется, не менее полезно (воспитывает хороший вкус, углубляет понимание прочитанного и т. д.), однако ряд новых фильмов (как отечественных, так и зарубежных), на наш взгляд, обладает не менее высоким качеством, снят с учетом современных тенденций и на должном техническом уровне. Все это будет способствовать повышению интереса учащихся, сосредоточению их внимания на прочитанном и увиденном в целом.
Цель элективного курса заключается в углублении понимания прочитанных учащимися программных литературных произведений средствами современного кино.
Задачи элективного курса:
1) сформировать у учащихся представление о важности интерпретации литературного образа средствами других видов искусства, в том числе кино;
2) показать возможности взаимного обогащения литературных образов и кинообразов;
3) развивать умения и навыки интерпретационного анализа художественного текста, сопоставления собственного видения прочитанного с его интерпретацией в современном кино;
4) расширять культурный кругозор;
5) способствовать осознанию учащимися нравственных ценностей и проблем, усиливать мотивацию к изучению отечественных культурных традиций.
Структура курса
Введение.
Ι раздел. Классика и кино.
ІІ раздел. Современная литература и кино.
Заключение.
Введение посвящено формированию общего представления у учащихся о широте и многообразии интерпретации литературных образов другими видами искусства, уяснению связи между литературой и кино, выявлению образовательных возможностей и продуктивности такого «содружества» искусств при изучении художественных произведений.
Изучение Ι-ІІ разделов ориентировано на школьную программу и осуществляется на основе сравнительно-сопоставительного анализа литературного текста и кино, снятого по его мотивам. Третьим необходимым здесь элементом становится ученическая интерпретация прочитанного, которая также сравнивается с представлением о нем в том или ином фильме.
Заключение подводит итоги курса и проводится в форме конференции с элементами дискуссии по ориентировочным вопросам.
Основные формы, методы, приемы работы
Работа с текстом, лекция, сообщение, беседа, проблемный семинар, дискуссия, написание творческих, проектных, исследовательских работ, создание мультимедийных презентаций.
Содержание программы 11 класс (36 часов).
Введение (2 часа).
Тема 1. Литература и кино: содружество двух видов искусств.
В чем заключается связь кино и литературы? Почему так часто в качестве основы для фильма режиссер и сценарист избирают литературное произведение? Чем сценарий отличается от самого художественного текста? Что нас привлекает в фильме по литературному тексту? Мешает ли режиссерская интерпретация созданию собственного представления о прочитанном? В чем состоит польза интегративного изучении литературы и кино? (2 часа).
Ι раздел. Классика и кино (18 часов).
Тема 1. Образ «кавказского пленника» в классической литературе и кино и его интерпретация в современном искусстве (3 часа).
Кавказский пленник в одноименных поэмах А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, одноименном рассказе Л. Н. Толстого: содержание образа, сюжетная схема, основная идея повествования. Понятие фильма «по мотивам классики» и особенности интерпретации «кавказского текста» в фильме С. Бодрова (старшего) «Кавказский пленник» (1996) (традиционный сюжет в современной реальности). Что именно «заимствовал» из текста режиссер и чем объясняются существенные расхождения между фильмом и книгами?
Трансформация «кавказского пленника» в «кавказского пленного» в повести В. Маканина. Чем «пленник» отличается от «пленного»? Каковы функции аллюзий и реминисценций в повести на произведения русских классиков? Обратите внимание на фильм, снятый по повести В. Маканина, – «Пленный» (2008). Насколько точно передал режиссер не только все перипетии сюжета, но и мысли, чувства героев? Сумел ли он раскрыть основную идею книги? И в чем заключается идея фильма? Что нам хотел «сказать» в нем режиссер?
Сопоставьте указанные кино- и литературные произведения. Сделайте вывод о «жизни» образа кавказского пленника в русском искусстве в целом.
Тема 2. Даль «свободного романа» в кинематографе (3 часа).
Форма «свободного романа» «Евгений Онегин», предложенная А. С. Пушкиным, предусматривает и принципиальную сюжетную незамкнутость произведения, и относительную вольность его интерпретации в других видах искусства, в том числе в кино. Фильм «Онегин» (1998) режиссера М. Файнс – одна из таких интерпретаций бессмертного произведения. Сосредоточение содержания и сюжета исключительно на любовной линии, переложение поэзии на прозаический язык, музыкальное сопровождение, несоответствующее эпохе, – обедняет пушкинский текст или создает совершенно новое произведение по мотивам классического? Дайте свою оценку фильма в сопоставлении с литературным текстом. Какие режиссерские «ходы» показались вам наиболее интересными? Насколько эта «версия» произведения близка собственно вашей интерпретации романа?
Тема 3. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в современном кино. Одноименный сериал 2006 года. «Печорин»: палач или жертва? (2 часа).
Кинокритика не особенно жалует этот сериал за вольные отступления от лермонтовского сюжета, а также за несоответствующее роману объединение разных его частей в одну серию. Между тем зрители в восторге от данного фильма. В чем его секрет? Сопоставьте образы Печорина в данных произведениях. Соответствует ли кинообраз тому, который описан в романе? А каковы были ваши представления о герое во время чтения книги? Похож ли «ваш Печорин» на показанного в кинокартине? Объедините в таблице основные достоинства и недостатки данного сериала. Что бы вы хотели в нем изменить? Должен ли фильм, снятый по классике, в полной мере повторять ее? Где проходит граница допустимых отступлений от сюжета и прочих сторон художественного текста?
Тема 4. Патриотическая тема и особенности ее раскрытия в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя и фильме В. Бортко (2 часа).
По мнению многих зрителей, фильм «Тарас Бульба» (2009) смотрится со «слезами на глазах». В нем еще более ярко, чем в книге, обозначена дилемма: любовь к женщине или любовь к родине? Как должен был поступить герой, что выбрать? Каким образом проявляется здесь проблема ответственности за свои поступки? Передан ли колорит «летописи жизни запорожцев» далекого прошлого? Сопоставьте краски (в слове и зрительном образе) в книге и фильме, поставленном по ее мотивам. Чем объясняются различия в цветовом решении произведений? Чем в данном случае руководствовались писатель и режиссер? Напишите подробный отзыв о фильме на основе сравнительно-сопоставительного анализа, выразите свое мнение о данной интерпретации гоголевской повести, вспомните свои первые впечатления от прочитанного.
Тема 5. «Идиот» Ф. М. Достоевского и одноименный фильм В. Бортко: «завораживающее зрелище крушения души» (2 часа).
Произведения Достоевского в российском кино экранизировали много. Однако именно этот фильм получил особое признание со стороны зрителей. Почему? «Завораживающее зрелище, когда видишь крушение души при полном спокойствии рук, плеч, лица», – сказано о нем в одной из рецензий. Какими средствами кино как вида искусства режиссеру удалось передать символизм Достоевского? Проследите за работой оператора. Каким образом ему удается создать определенные характеры, экспрессию, свойственную Мышкину? Кто из актеров вам понравился больше остальных, а кого вы бы, наоборот, заменили другими? Попробуйте создать свою «версию» фильма по книге. Подготовьте сценарный план и опишите сценографию к определенному эпизоду своей будущей картины.
Тема 6. Функции «театрального стиля» в фильме «Анна Каренина» (2012) (2 часа).
Английский режиссер Джо Райт выбрал для экранизации романа русского классика Л. Н. Толстого необычный стиль, придав картине характер «театрального представления» в духе постмодернизма. Какие средства для этого он использовал? Исказилась при этом основная идея бессмертного произведения? Изменилось ли содержание образов главных героев? Кинокритика придерживается «полярных» точек зрения на фильм, который, безусловно, выделяется на общем фоне кинопостановок романа Л. Н. Толстого. Сопоставьте его подход с шекспировским высказыванием: «Вся жизнь – театр, а люди в нем актеры». Какие наиболее сильные эпизоды вы можете отметить в фильме? А что вас поразило в самой книге? Соотнесите свои впечатления от романа и картины, подумайте, чем руководствовался режиссер в выборе столь необычного подхода к экранизации русского романа.
Тема 7. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»: английская версия (2 часа).
Речь идет о британском сериале 2016 года «Война и мир» режиссера Тома Харпера. Многие обвиняют его в отсутствии «русского духа», «русской души». Присутствует ли «русскость» в нем, на ваш взгляд? Некоторые кинообразы (в частности, образы Пьера Безухова, Андрея Болконского, мадам Шерер) названы «превосходящими» литературные образы, созданные творческим воображением Л. Н. Толстого. Согласны ли вы с этим? Такими ли вы представляли себе толстовских героев? Попробуйте отразить в сводной таблице описания главных героев в романе и особенности их образов в данном фильме. Выразите свою точку зрения относительно режиссерской интерпретации книги.
Тема 8. Семантика трагичной любви и ее художественное воплощение в фильме и книге «Доктор Живаго» (2 часа).
Сериал «Доктор Живаго» (2002) режиссера Джакомо Кампиотти никого не оставил равнодушным. Пронзительная игра актеров, контрастирующая с ними жестокость революционных будней, «большевистская правда» и политический кризис в обществе, искореняющие любовь, хрупкость человеческой жизни и сила человеческих чувств присутствуют в фильме по роману, удостоенному Нобелевской премии. Достоин ли фильм книги? О чем повествует роман Б. Л. Пастернака и рассказывает данная кинокартина? «Схвачена» ли режиссером основная идея произведения? Отметьте наиболее сильные эпизоды фильма и книги, сопоставьте средства, которые были в распоряжении художника слова и режиссера. Соответствует ли визуальный ряд вашим представлениям о прочитанном? Сравните эмоциональное воздействие данных произведений искусства, стиль писателя и актеров.
ІІ раздел. Современная литература и кино (14 часов).
Тема 1. Проблема жестокости в современной литературе о подростках и юношеской киноиндустрии: повесть В. К. Железникова «Чучело», рассказ М. Осташевского «Заика», фильм И. Раага «Класс» (2007) (3 часа).
Проблема подростковой жестокости не знает временных рамок. К ней обращались и советские писатели, и современные авторы; не обошла стороной она и современное кино. Фильм И. Раага примечателен тем, что в нем актеры снимались практически бесплатно, «за идею», за стремление донести мысль о недопустимости безнаказанной жестокости в школьной среде до широкой общественности. В основу указанных произведений положены совершенно разные сюжеты, но их схема одинакова: обидчик → жертва-изгой. И в каждом из них конфликт заканчивается моральной победой того, кого унижали. Чем объясняется такой подход в искусстве? А в жизни всегда происходит так же? Попробуйте сформулировать основную идею книг и фильма. Прокомментируйте слоганы фильма эстонского режиссера И. Раага «Класс»: «Была бы такая кара Божья: если ударишь человека – рука отвалится», «Что такое честь? Думаю, в нашем языке нет такого слова. Мы чаще употребляем слово "отстой"», «Я не умру вам назло». Какая проблематика в них обозначена? Опишите свое видение проблемы подростковой жестокости в искусстве и жизни.
Тема 2. Дети и война в повести Л. Воронковой «Девочка из города» и фильме «Выживая с волками» (2007) (2 часа).
Название фильма раскрывает всю жестокость фашистов во Второй мировой войне. «Это не люди, это звери», – хочет сказать нам режиссер картины. И даже лютые хищники на их фоне выглядят добрыми и преданными существами, знающими, что есть любовь, забота о слабом, верность… Однако не менее важной и значимой сюжетной линией здесь является тема человеческой доброты, которая наиболее ярко проявляется в годы тяжелых испытаний. Маленькой героине, как и девочке из повести советского автора Л. Воронковой, помогают добрые взрослые, по сути чужие, незнакомые, спасая от смерти маленькое существо, оставшееся в этом мире в совершенном одиночестве. Насколько важна доброта и как, какими художественными средствами раскрывают данную идею Л. Воронкова и режиссер фильма «Выживая с волками» В. Бельмон? С помощью каких художественных средств выстраивается образ «страдающего ребенка»? Есть ли в мире какое-то явление, для которого такая «цена» «померна»? Насколько актуальна тема детей на войне в современных условиях?
Тема 3. Проблема детства в современной литературе и кинематографе: повесть П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и одноименный фильм по ней. Как выглядит идеальное детство? (2 часа).
Мальчик, страдающий от равнодушия матери и тиранической любви бабушки, буквально выживает. Его нервы на пределе, он постоянно находится на грани истерики и потому слаб здоровьем. В фильме множество моментов, когда на глазах буквально выступают слезы. Книга намного жизнерадостнее и даже юмористичнее. Автор не хотел изобразить свое детство как кошмарную катастрофу, искалечившую его на всю жизнь. Он прекрасно понимает, что в мире много таких семей и даже семей, намного хуже, чем была его. Его внимание сосредоточено на нелогичности человеческих взаимоотношений между родственниками; главный герой – маленький мальчик – становится словно лакмусовой бумажкой, подмечающий это. Неудивительно, что фильм вызвал сильнейшую критику со стороны писателя, который тот назвал полнейшей «чернухой», где бабушка ненавидит внука и всячески сживает его со свету. Прокомментируйте высказывание отечественного критика о фильме: «Читавшим «Похороните меня за плинтусом» людям не надо объяснять, что это не так. Прекрасная актриса Светлана Крючкова, к сожалению, играет бабушку на одной ноте – давит и давит». А что думаете вы? Какое впечатление произвели на вас книга и фильм? Насколько они различны? От чего страдает мальчик и как должно выглядеть «идеальное детство»? Бывает ли детство «идеальным»? Обратите внимание на тот факт, что книга является автобиографической повестью. Может ли жанр произведения в какой-то степени объяснить цепляющие нас страдания ребенка? Сквозь призму какого восприятия показана жизнь мальчика в целом?
Тема 4. Современная проза и кино о войне: роман Ю. Короткова «9 рота» и одноименный фильм Ф. Бондарчука (2005), роман «Рота уходит в небо» А. Тамоникова и сериал «Грозовые ворота» (2009) (3 часа).
Новая российская действительность породила и новую военную прозу. Какова эта «новая война», описанная в современной литературе? В чем заключаются основные отличия темы патриотизма в ней и прозе о Великой Отечественной войне? Сопоставьте указанные произведения со снятыми по ним фильмами. Каждый из них удостоен многочисленных наград. Каковы наиболее «сильные», выигрышные стороны данных кинокартин? Какие линии, обозначенные в книгах, намеренно ослаблены режиссерами, а какие, наоборот, заметно усилены? С чем это связано? Смоделируйте свою картину о войне. Что бы вы хотели рассказать в ней читателю или зрителю? В чем бы заключалась ее основная идея? Проблема? Конфликт?
Тема 5. Проблема вины и долга в книге В. Распутина и фильме А. Прошкина «Живи и помни» (2 часа).
Осуществите проблемно-тематический анализ фильма и книги. В каком из этих произведений современного искусства шире и глубже проблематика? Какие аспекты повествования усилены кинематографом? Если абстрагироваться от знания распутинского текста, можем ли мы при просмотре фильма сказать, в какое время происходит развитие событий? С чем связана определенная условность в нем по сравнению с повестью отечественного автора? Пристальное внимание уделите главным героям фильма. Какие чувства они у вас вызывают? Эти ли эмоции хотел пробудить у нас писатель? Напишите отзыв на фильм, отметьте его основные достоинства и недостатки по сравнению с повестью В. Распутина.
Тема 6. Современная «городская проза» в отечественном кинематографе: роман «Козленок в молоке» Ю. Полякова и одноименный сериал К. Мозголевского (2 часа).
Удалось ли режиссеру «сварить козленка в молоке»? Насколько удачным получился образ главного героя романа современного прозаика Ю. Полякова и в чем заключается основная проблематика произведения? Дайте оценку хронотопа в романе и фильме. Какими средствами писателю и режиссеру удается воссоздать Москву перестроечного времени? С какой целью режиссер включил в картину закадровый текст? Какую функцию он выполняет? Способен ли кинематограф передать интертекстуальное богатство литературного произведения? Если да, то какими средствами это достигается?
Заключение (2 часа).
Тема 1. Зарубежный и российский кинематограф в интерпретации русской литературы: каким режиссерам данная ноша оказалась «по плечу»? (2 часа).
Сопоставьте интерпретационный опыт российских и зарубежных режиссеров в создании фильмов по мотивам произведений отечественных авторов. Насколько сильна условность в современном кинематографе в воспроизведении атмосферы России далекого прошлого? Что уравновешивает ее в «наших» и иностранных фильмах? Какие из них вы смотрели с большим удовольствием? В каждом ли рассмотренном нами случае можно было говорить о самостоятельном великом творении режиссера?
Виды письменных работ
Отзыв (на фильм и / или книгу).
Рецензия.
Сценарий фильма.
Письменное комментирование (слоганов фильма, высказываний кинокритиков и т. д.).
Проектная работа.
Мультимедийная презентация.
Тематическое планирование элективного курса
№ | Тема занятия | Количество часов по теме | Формы, методы, приемы, используемые на занятии |
| Введение. | 2 ч |
|
1. | Тема 1. Литература и кино: содружество двух видов искусств. | 2 ч | Лекция учителя с элементами беседы. |
| Ι раздел. Классика и кино | 18 ч |
|
2 | Тема 1. Образ «кавказского пленника» в классической литературе и кино и его интерпретация в современном искусстве. | 3 ч | Работа с текстами, беседа, практикум, создание мультимедийной презентации. |
3 | Тема 2. Даль «свободного романа» в кинематографе. | 3 ч | Слово учителя, работа с текстом, беседа, создание мультимедийной презентации. |
4 | Тема 3. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова в современном кино. Одноименный сериал 2006 года. «Печорин»: палач или жертва? | 2 ч | Работа с текстом, исследовательская работа, проблемный семинар, работа с таблицей.
|
5 | Тема 4. Патриотическая тема и особенности ее раскрытия в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя и фильме В. Бортко. | 3 ч | Беседа, проблемный семинар, исследовательская работа, письменная работа учащихся (отзыв). |
6 | Тема 5. «Идиот» Ф. М. Достоевского и одноименный фильм В. Бортко: «завораживающее зрелище крушения души». | 2 ч | Беседа, создание творческих работ (сценарий фильма), исследовательская работа учащихся. |
7 | Тема 6. Функции «театрального стиля» в фильме «Анна Каренина». | 2 ч | Работа с текстом, сравнительно-сопоставительный анализ, дискуссия, создание проектных исследовательских работ (мультимедийных презентаций).
|
8 | Тема 7. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»: английская версия. | 3 ч | Работа с текстом, работа над сводной таблицей.
|
9 | Тема 8. Семантика трагичной любви и ее художественное воплощение в фильме и книге «Доктор Живаго». | 2 ч | Беседа, дискуссия, создание проектных исследовательских работ (мультимедийных презентаций). |
| ІІ раздел. Современная литература и кино. | 14 ч |
|
10 | Тема 1. Проблема жестокости в современной литературе о подростках и юношеской киноиндустрии: повесть В. К. Железникова «Чучело», рассказ М. Осташевского «Заика», фильм И. Раага «Класс». | 3 ч | Проблемный семинар, письменное комментирование слоганов фильма.
|
11 | Тема 2. Дети и война в повести Л. Воронковой «Девочка из города» и фильме «Выживая с волками» (2007). | 2 ч | Беседа, работа с проблемными вопросами, создание проектных исследовательских работ (мультимедийных презентаций).
|
12 | Тема 3. Проблема детства в современной литературе и кинематографе: повесть П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и одноименный фильм по ней. Как выглядит идеальное детство? | 2 ч | Беседа, дискуссия по проблемным вопросам, комментирование высказывания кинокритика, написание рецензии на фильм. |
13 | Тема 4. Современная проза и кино о войне: роман Ю. Короткова «9 рота» и одноименный фильм Ф. Бондарчука (2005), роман «Рота уходит в небо» А. Тамоникова и сериал «Грозовые ворота» (2009). | 3 ч | Работа с текстами, работа над сводной таблицей.
|
14 | Тема 5. Проблема вины и долга в книге В. Распутина и фильме А. Прошкина «Живи и помни». | 2 ч | Работа с проблемными вопросами, дискуссия, написание отзыва.
|
15 | Тема 6. Современная «городская проза» в отечественном кинематографе: роман «Козленок в молоке» Ю. Полякова и одноименный сериал К. Мозголевского. | 2 ч | Сообщения, беседа, исследовательская работа по тексту. |
| Заключение | 2 ч |
|
16 | Тема 1. Зарубежный и российский кинематограф в интерпретации русской литературы: каким режиссерам данная ноша оказалась «по плечу»? | 2 ч | Конференция в форме круглого стола, дискуссия.
|
Рекомендуемая литература
- Гуреев, М. В. Похороните это кино за плинтусом! [Электронный ресурс] / М. В. Гуреев // Сервер национальной прозы РФ. – Режим доступа : http://www.proza.ru/2009/12/07/709 (дата обращения : 07.12.2009). – Загл. с экрана.
- Зайцева, С. Режиссер Ильмар Рааг : «Я высказался вполне определенно – это шаг в никуда» / С. Зайцева // Виру Проспект. – 2007. – № 12. – С. 4.
- Костюхина, М. Откровения подростка / М. Костюхина // Новое литературное обозрение. – 2012. – № 23. – С. 8.
- Лопатина, В. И. О роли кино на уроках литературы [Электронный ресурс] / В. И. Лопатина. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/06/12/kino-na-urokah-literatury (дата обращения : 17.02.2017). – Загл. с экрана.
- Мазурова, С. Бабушкина любовь. Сергей Снежкин закончил съемки фильма «Похороните меня за плинтусом» [Электронный ресурс] / С. Мазурова // Российская газета. – от 22.07.2008. – Режим доступа : https://rg.ru/2008/07/22/kino.html. – Загл. с экрана.
- Нечаев, А. Актриса Светлана Крючкова : «На съемках меня чуть саму не похоронили за плинтусом!» / А. Нечаев // Комсомольская правда. – от 02.12.2009.
- Петрова, О. В. Кино на уроках литературы [Электронный ресурс] / О. В Петрова. – Режим доступа : http://ext.spb.ru/faq/1920-2012-11-30-17-25-45.pdf. (дата обращения : 12.06.2017). – Загл. с экрана.
- Рамм, В. Смертельный класс / В. Рамм // Известия. – от 3 дек. 2007. – С. 2.
- Узбекова, М. П. Кино на уроках литературы [Электронный ресурс] / М. П. Узбекова // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием. – Режим доступа : http://econf.rae.ru/article/4825 (дата обращения : 05.07.2017). – Загл. с экрана.
- Ферулева, Е. И. Кино на уроке литературы [Электронный ресурс] / Е. И. Ферулева. – Режим доступа : бhttp://oulicei.tuk.obr55.ru/files/2017/06/%D0%A4%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F.pdf. – Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимосвязь двух видов искусств»
план-конспект открытого урока в 5 классе...
презентация "Взаимосвязь двух видов искусств"
презентация к уроку музыки в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского...
авторская работа по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов по теме "Химия и экология - содружество двух наук"
В работе представлена программа для внеурочной деятельности с учащимися 9-х классов или данная работа может быть использована в качестве вариантивной части рабочей программы для привлечения внимания у...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные методы решения различных видов уравнений, неравенств, систем»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики" (автор: А.Н. Земляков)...
Урок искусства в 9 классе "Массовые виды искусства. Кино"
Урок искусства в 9 классе "Массовые виды искусства. Кино" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой. В папке содержатся конспект, информационные листы к уроку, презентация....
«Литература и кино: содружество двух видов искусств»
Ведущая методическая идея элективного курса заключается в том, что на общем фоне инновационных процессов не лишним будет обращение к такому дидактическому средству, которое интересно учащимся и актуал...
Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс
Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...