Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений составляющих их слов, поэтому ребята не всегда могут ввести заученные понятия в свою речь, построить связное монологическое высказывание на языковую тему.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом формирования у ребят различных коммуникативных умений и навыков. Они должны будут понять тему сообщения, закономерность развития мысли, извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания, то есть уметь слушать. Уметь вести диалог и построить монологические высказывания – все это мы можем отнести к навыку говорение; уметь осмысливать тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание, мы отнесем к письму, говорению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.
На уроках русского языка надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений составляющих их слов, поэтому ребята не всегда могут ввести заученные понятия в свою речь, построить связное монологическое высказывание на языковую тему.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом формирования у ребят различных коммуникативных умений и навыков. Они должны будут понять тему сообщения, закономерность развития мысли, извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания, то есть уметь слушать. Уметь вести диалог и построить монологические высказывания – все это мы можем отнести к навыку говорение; уметь осмысливать тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание, мы отнесем к письму, говорению.
Перечисленные умения и навыки возможно формировать только тогда, когда можно опираться на теорию речевой деятельности, с точки зрения которой речь – это “деятельность человека, который использует язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий”. Под речью мы понимаем как сам процесс, так и его результат (речевые тексты, устные и письменные). Различают два вида речи: внутреннюю и внешнюю, то есть устную и письменную.
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько разумно организована на уроках сменяемость устных и письменных заданий, продумана ли взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, которые возникают при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Специальные исследования ученых показали, что наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание, то есть говорение и письмо. В каждом виде речевой деятельности, кроме специфических для него умений и навыков, формируются и умения, которые являются общими для всех видов деятельности. И в частности такое базисное, исходное умение, как понимание информации, то есть умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.
Переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования. Переход от внутренней речи к внешней часто сопровождается определенными трудностями. Во внутренней речи мысль понятна самому человеку, но когда он пытается выразить ее для других, оказывается, что его не понимают, и он сам чувствует иногда, что сказал не то или не так, как хотел. Поэтому в обучении речи большое значение имеет вооружение учащихся приемами преобразования внутренней речи в структурные формы, присущие внешней речи.
Устная и письменная речь как типы речевой деятельности создаются во взаимосвязанных речемыслительных процессах, к которым относятся восприятие и воспроизведение высказывания, обусловленных ситуацией общения. Поэтому надо создавать на уроке такие ситуации, которые при активном привлечении межпредметных связей становятся стимулом для порождения речевой деятельности разных типов и видов.
Коммуникативный подход к преподаванию русского языка определил поиск новых методов обучения. Наряду с традиционным для школы имитационным методом усвоения родной речи, с такими его главными приемами, как изложение и сочинение по образцу, сочинение-миниатюра, все большее значение заслуживает стимулятивно-мотивационный метод. Этот метод реализуется в различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации. Сейчас современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии.
Но из форм работы, которые стимулируют совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии по музеям, выставочным залам картинных галерей, улицам и площадям городов России и городов мира, составление устных и письменных приглашений на выставку, диалог в выставочном зале “У картины Левитана…”, составление вопросов для интервью с художником, писателем, музыкантом. Например, придумать диалог, который ведут “покупатель” и “продавец” (выбор подарка “В магазине…”). Эти упражнения помогают развивать у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувства языка, приучают гибко пользоваться им, а также имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
Следует также отметить, что организация на уроке речевых ситуаций и выполнение учащимися различных видов ситуативных упражнений не самоцель, а средство формирования коммуникативных умений и навыков школьников. Так как письменная речь развивается, если она сопоставляется с уже усвоенной устной речью, мы считаем возможным и необходимым разумное чередование устной и письменной форм речи на уроках русского языка, в частности на уроках развития речи. Индивидуальная и групповая работа по карточкам, комплексный анализ текста, этимологический и словообразовательный анализы, составление цепочек слов по ассоциации, словосочетаний по образцу, построение на их основе предложений чередуются с устным комментарием к выполненному заданию. Материал, подготовленный, отобранный в результате устной работы и отраженный на письме в ходе урока, находит затем воплощение в сочинениях учащихся.
На уроках необходимо как можно полнее использовать работающие на развитие и воспитание стимулятивно-мотивационные методы, приемы и формы, осуществляя их в историко-культурном и словесно-образном контекстах, создаваемых благодаря интегрированному осуществлению межпредметных связей на уроках русского языка. Необходимо сделать так, чтобы каждый урок был неповторимым и интересным.
Литература
1. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка.// Русский язык в школе. – 2004. -№ 2
2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов н/Д, 1997
3. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык. – 2005. - № 14.
4. Линецкая Л.М. Развитие речевой культуры младших подростков на уроках русского языка и во внеучебной работе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
5. Ясинская С.Г. Виды и приемы чтения.// Русская словесность. – 2007. - № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.
Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....
Самообобщеение опыта по методической теме "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"
В работе изложен теоритический материал по данной теме, даны примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы при изучении различных разделов предмета....
Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучению русскому языку.Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений, ...
Виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС
В данной работе представлены несколько разработок с применением УУД в условиях ФГОС...
Виды деятельности учащихся на уроках русского языка
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, а самое главное – умение ориентироваться в большом п...
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы различными методами и приемами.
Текст предназначен для выступления на МО, конференции, для самоанализа при аттестации. В нём говорится об активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка...
"Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
В современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи,...