учимся творить
рабочая программа по теме

Умнова Наталия Анатольевна

 

Тамбовское  областное государственное образовательное автономное

 учреждение среднего профессионального образования

«Техникум отраслевых технологий»

 

 

 

 

 

Рабочая программа дополнительного образования

для детей среднего и старшего школьного возраста

 с ограниченными возможностями здоровья

«Учимся творить»

 

 

 

 

 

Составители: воспитатель первой квалификационной категории

Умнова Наталия Анатольевна.,

воспитатель высшей квалификационной категории

Татаринцева Лариса Владимировна.

 

 

 

 

Тамбов 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей с ОВЗ, является квилинг. Это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Этот вид творчества  развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате. В процессе работы у  детей  развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, постепенно образуется система специальных навыков и умений. Планирование своей работы способствует развитию логического рассуждающего мышления и речи. Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает, не задумываясь, с лёгкостью, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время. Техника квиллинг является современным направлением декоративно–прикладного искусства и наделена множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение квиллингу детей с недостатками в развитии является актуальным в современных условиях и способствует совершенствованию возможностей сохранных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.
Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья, доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком и дополнительным заработком. Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.
          Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможностями в развитии, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

          Программа “Учимся творить ” рассчитана на I полугодие. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка не должна составлять более15 человек. Курс программы рассчитан на 32 часа (2 часа в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 15-18 лет.
Ведущая идея данной программысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.


Образовательные:

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.



 Методы деятельности .


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия

ü словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.

ü наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

ü практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

ü объяснительно-иллюстративный – при котором обучающиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, обучающиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.

ü репродуктивный – метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

ü частично-поисковый или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими обучающимися на основе работы над программами.

ü исследовательский – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.

 

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

ü фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

ü индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

ü групповой – организация работы в группах.

ü индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Направления работы:
Изготовление цветов в технике квиллинг.
Изготовление сувениров и открыток к празднику.
Конструирование.

Формы работы:

ü индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

ü групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

ü коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Ожидаемые результаты .
В результате обучения по данной программе дети:

ü познакомятся с искусством бумагокручения;

ü овладеют навыками культуры труда;

ü улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

ü разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

ü научатся различным приемам работы с бумагой;

ü будут знать базовые формы квиллинга;

ü научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

ü будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

ü Составление альбома лучших работ.

ü Проведение выставок работ в группе.

Принципы, лежащие в основе программы:

ü доступности

ü наглядности

ü демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

ü научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

ü “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

темы

Общее количество часов

Из них

теоретические

практические

1-2

Вводное занятие

Беседа. Презентация «Из истории квиллинга». Демонстрация готовых работ.

Учимся накручивать полоски на стержень. Учимся скручивать формы «Спираль», «Свободная спираль», «Завиток», «Завиток в форме рог барана», «Завиток в форме сердца»,»Капля», «Изогнутая капля», «Глаз», «Лист», «Ромб», «Треугольник», «Стрела», «Полукруг».

Составление узора с помощью пройденных форм.

2

30 мин.

1час30мин.

3-10

«Цветы»

«Садовые цветы» ( нарцисс, роза, гиацинт).

7

1час 30мин.

5час.30мин.

 

 

«Комнатные цветы» (цикламен, фиалка).

 

 

 

 

 

«Лесные и полевые цветы» (анютины глазки, кувшинка, ландыш, ромашки, тюльпаны, подснежники).

 

 

 

 

 

«Вьющиеся и стелющиеся цветы» (бугенвиллия, коралловая лиана, вьющаяся бахромчатая лилия).

 

 

 

 

 

«Кактусы и суккуленты, растения засушливой зоны» (кактус «Морской еж», дикий томат, желтая звезда, опунция, соляной куст).

 

 

 

 

 

«Экзотические орхидеи» (голубая леди, царица Савская, желтая китайская орхидея).

 

 

 

11-21

«Куклы и игрушки»

«Пальчиковая кукла»

10

1час 30мин.

8час 30мин.

 

 

«Длинноногая лягушка»

 

 

 

 

 

«Пудель»

 

 

 

 

 

«Фея»

 

 

 

 

 

«Ангел»

 

 

 

 

 

«Веселый кот»

 

 

 

 

 

«Обезьянки»

 

 

 

 

 

«Колибри»

 

 

 

 

 

«Жар-птица»

 

 

 

 

 

«Кролик»

 

 

 

22

«Открытки»

«Открытки»

1

10мин.

50мин.

 

 

«Валентинки»

 

 

 

 

 

«Рамки для фотографий»

 

 

 

23-24

«Украшения»

«Брошка с розочками»

2

30мин.

1час 30мин.

 

 

«Кулон»

 

 

 

 

 

«Серьги»

 

 

 

 

 

«Веер»

 

 

 

25-26

«Насекомые»

«Пчелка медовая»

2

30мин.

1час 30мин.

 

 

«Ажурная бабочка»

 

 

 

 

 

«Стрекоза»

 

 

 

 

 

«Муравей»

 

 

 

27

«Орнаменты»

«Снежинка»

1

15мин.

45мин.

 

 

«Звезда»

 

 

 

28-31

«Новогодний»

«Дед Мороз»

3

30мин.

2часа 30мин.

 

 

«Снегурочка»

 

 

 

 

 

«Новогодняя елочка»

 

 

 

 

 

«Снеговик»

 

 

 

32-35

«Коллективный»(коллективное изготовление работ)

«Ветка рябины»

4

30мин.

3часа 30мин.

 

 

«Веточка сакуры»

 

 

 

 

 

«Подсолнух»

 

 

 

 

 

«Рыжики»

 

 

 

 

 

 

32

5часов 55мин.

26часа 5мин.

 

Материально-техническое обеспечение программы.

ü цветная бумага

ü гофрированный картон

ü картон белый и цветной

ü клей (наилучшим является клей ПВА)

ü зубочистки

ü ножницы

ü карандаши простые

ü линейка

ü кисточки для клея

ü салфетки

ü клеенка

ü мультимедиа проектор, подсоединенный к компьютеру преподавателя

ü экран или интерактивная доска

 

Информационное обеспечение программы.

Рекомендуемая литература:

1.     А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

2.       Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

3.     Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.- Просвещение", Москва 1982.

4.     Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992.

5.     Интернет-ресурсы.
 


 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не только учимся, но и творим!

«Нематематическое» творчество на уроках математики. Формирование творческого начала на уроках математики...

Играя, учим творить!

Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования и воспитанников УДОД, посещающих объединения художественно-эстетической направленности. В пособии содержится т...

"Полусказки" Феликса Кривина, или Учимся творить текст

Еще один урок из серии "Учимся творить текст" - урок внеклассного чтения в 5 классе, разработанный с учетом требований нового ФГОС. Помимо разработки самого урока, в файл включены интеллектуальные про...

Презентация .Педагогический проект учителя истории на тему :" « Учить, не назидая, жизнь детей творя».

Цель проекта: переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственнос...

Статья «Учусь у времени, в котором я живу, творю с детьми , которые рядом».

В данный статье содержатся размышления о проектной деятельности как технологии , позволяющей активизировать работу учащихся как в учебной, так и внеклассной деятельности....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учимся творить.Оригами и математика»

Актуальность курса состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени....