учимся творить
рабочая программа по теме
Тамбовское областное государственное образовательное автономное
учреждение среднего профессионального образования
«Техникум отраслевых технологий»
Рабочая программа дополнительного образования
для детей среднего и старшего школьного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
«Учимся творить»
Составители: воспитатель первой квалификационной категории
Умнова Наталия Анатольевна.,
воспитатель высшей квалификационной категории
Татаринцева Лариса Владимировна.
Тамбов 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей с ОВЗ, является квилинг. Это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате. В процессе работы у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, постепенно образуется система специальных навыков и умений. Планирование своей работы способствует развитию логического рассуждающего мышления и речи. Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает, не задумываясь, с лёгкостью, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время. Техника квиллинг является современным направлением декоративно–прикладного искусства и наделена множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение квиллингу детей с недостатками в развитии является актуальным в современных условиях и способствует совершенствованию возможностей сохранных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.
Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья, доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком и дополнительным заработком. Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможностями в развитии, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Программа “Учимся творить ” рассчитана на I полугодие. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка не должна составлять более15 человек. Курс программы рассчитан на 32 часа (2 часа в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 15-18 лет.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Образовательные:
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.
Методы деятельности .
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия
ü словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.
ü наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
ü практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
ü объяснительно-иллюстративный – при котором обучающиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, обучающиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.
ü репродуктивный – метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
ü частично-поисковый или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими обучающимися на основе работы над программами.
ü исследовательский – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
ü фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
ü индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
ü групповой – организация работы в группах.
ü индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Направления работы:
Изготовление цветов в технике квиллинг.
Изготовление сувениров и открыток к празднику.
Конструирование.
Формы работы:
ü индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
ü групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
ü коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Ожидаемые результаты .
В результате обучения по данной программе дети:
ü познакомятся с искусством бумагокручения;
ü овладеют навыками культуры труда;
ü улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
ü разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
ü научатся различным приемам работы с бумагой;
ü будут знать базовые формы квиллинга;
ü научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
ü будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
ü Составление альбома лучших работ.
ü Проведение выставок работ в группе.
Принципы, лежащие в основе программы:
ü доступности
ü наглядности
ü демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
ü научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
ü “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | темы | Общее количество часов | Из них | |
теоретические | практические | ||||
1-2 | Вводное занятие | Беседа. Презентация «Из истории квиллинга». Демонстрация готовых работ. Учимся накручивать полоски на стержень. Учимся скручивать формы «Спираль», «Свободная спираль», «Завиток», «Завиток в форме рог барана», «Завиток в форме сердца»,»Капля», «Изогнутая капля», «Глаз», «Лист», «Ромб», «Треугольник», «Стрела», «Полукруг». Составление узора с помощью пройденных форм. | 2 | 30 мин. | 1час30мин. |
3-10 | «Цветы» | «Садовые цветы» ( нарцисс, роза, гиацинт). | 7 | 1час 30мин. | 5час.30мин. |
|
| «Комнатные цветы» (цикламен, фиалка). |
|
|
|
|
| «Лесные и полевые цветы» (анютины глазки, кувшинка, ландыш, ромашки, тюльпаны, подснежники). |
|
|
|
|
| «Вьющиеся и стелющиеся цветы» (бугенвиллия, коралловая лиана, вьющаяся бахромчатая лилия). |
|
|
|
|
| «Кактусы и суккуленты, растения засушливой зоны» (кактус «Морской еж», дикий томат, желтая звезда, опунция, соляной куст). |
|
|
|
|
| «Экзотические орхидеи» (голубая леди, царица Савская, желтая китайская орхидея). |
|
|
|
11-21 | «Куклы и игрушки» | «Пальчиковая кукла» | 10 | 1час 30мин. | 8час 30мин. |
|
| «Длинноногая лягушка» |
|
|
|
|
| «Пудель» |
|
|
|
|
| «Фея» |
|
|
|
|
| «Ангел» |
|
|
|
|
| «Веселый кот» |
|
|
|
|
| «Обезьянки» |
|
|
|
|
| «Колибри» |
|
|
|
|
| «Жар-птица» |
|
|
|
|
| «Кролик» |
|
|
|
22 | «Открытки» | «Открытки» | 1 | 10мин. | 50мин. |
|
| «Валентинки» |
|
|
|
|
| «Рамки для фотографий» |
|
|
|
23-24 | «Украшения» | «Брошка с розочками» | 2 | 30мин. | 1час 30мин. |
|
| «Кулон» |
|
|
|
|
| «Серьги» |
|
|
|
|
| «Веер» |
|
|
|
25-26 | «Насекомые» | «Пчелка медовая» | 2 | 30мин. | 1час 30мин. |
|
| «Ажурная бабочка» |
|
|
|
|
| «Стрекоза» |
|
|
|
|
| «Муравей» |
|
|
|
27 | «Орнаменты» | «Снежинка» | 1 | 15мин. | 45мин. |
|
| «Звезда» |
|
|
|
28-31 | «Новогодний» | «Дед Мороз» | 3 | 30мин. | 2часа 30мин. |
|
| «Снегурочка» |
|
|
|
|
| «Новогодняя елочка» |
|
|
|
|
| «Снеговик» |
|
|
|
32-35 | «Коллективный»(коллективное изготовление работ) | «Ветка рябины» | 4 | 30мин. | 3часа 30мин. |
|
| «Веточка сакуры» |
|
|
|
|
| «Подсолнух» |
|
|
|
|
| «Рыжики» |
|
|
|
|
|
| 32 | 5часов 55мин. | 26часа 5мин. |
Материально-техническое обеспечение программы.
ü цветная бумага
ü гофрированный картон
ü картон белый и цветной
ü клей (наилучшим является клей ПВА)
ü зубочистки
ü ножницы
ü карандаши простые
ü линейка
ü кисточки для клея
ü салфетки
ü клеенка
ü мультимедиа проектор, подсоединенный к компьютеру преподавателя
ü экран или интерактивная доска
Информационное обеспечение программы.
Рекомендуемая литература:
1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
2. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
3. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.- Просвещение", Москва 1982.
4. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992.
5. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Не только учимся, но и творим!
«Нематематическое» творчество на уроках математики. Формирование творческого начала на уроках математики...
Играя, учим творить!
Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования и воспитанников УДОД, посещающих объединения художественно-эстетической направленности. В пособии содержится т...
"Полусказки" Феликса Кривина, или Учимся творить текст
Еще один урок из серии "Учимся творить текст" - урок внеклассного чтения в 5 классе, разработанный с учетом требований нового ФГОС. Помимо разработки самого урока, в файл включены интеллектуальные про...
Педагогический проект учителя истории " Учить неназидая, успех детей творя".
Проектная деятельность в школе....
Презентация .Педагогический проект учителя истории на тему :" « Учить, не назидая, жизнь детей творя».
Цель проекта: переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственнос...
Статья «Учусь у времени, в котором я живу, творю с детьми , которые рядом».
В данный статье содержатся размышления о проектной деятельности как технологии , позволяющей активизировать работу учащихся как в учебной, так и внеклассной деятельности....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учимся творить.Оригами и математика»
Актуальность курса состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени....